Назначение и задачи арбитражных судов
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Институт «Верхневолжье»
Дисциплина: «Арбитражный процесс»
Контрольная работа
Тема: «Назначение и задачи арбитражных судов»
Выполнила студентка 2-го курса
Группа 2-ЮЗ-16
Направление «Юриспруденция»
Грицунова О.В.
___________________________
Научный руководитель
___________________________
Тверь 2013
Оглавление
Введение
Арбитражные суды, действующие в настоящее время, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей. С 1 октября 1991 года на территории РСФСР были упразднены арбитражи и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях.
Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях административно-командной системы арбитражами, стало невозможным. Поэтому арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекает в арбитражно-процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты права в равной мере предпринимателям, приватизированным предприятиям, государственным предприятиям, другим организациям и учреждениям.
Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции рф, первой части нового гражданского кодекса рф, вступившего в действие с 1 января 1995 г., другого законодательства, а также внутренние потребности дальнейшего совершенствования арбитражной судебной системы и ее функционирования вызвали потребность принятия нового закона «об арбитражных судах в Российской Федерации и нового арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые в настоящее время и определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.
Раздел 1. Подведомственность дел арбитражным судам.
В соответствии с законом «об арбитражных судах», арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Их система и полномочия установлены федеральным конституционным законом «о судебной системе Российской Федерации» 1996 года федеральным конституционным законом «об арбитражных судах в Российской Федерации» 1995 г. (сз рф. 1995. № 18. Ст. 1585) и арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (апк рф), принятым в 1995 г. (сз рф. 1995. № 19. Ст. 1709). Высшему арбитражному суду посвящена ст. 127 конституции Российской Федерации.
Арбитражный суд субъекта Российской Федерации является основным звеном в системе арбитражных судов.
Подведомственность дел
Российской федерацией и субъектами Российской Федерации и между субъектами Российской Федерации.
Таким образом, подведомственность арбитражных судов и судов общей юрисдикции, которые тоже рассматривают дела по экономическим спорам, разграничивается прежде всего именно по признаку субъекта этого спора: если хотя бы одной стороной является физическое лицо (не считая упомянутой выше категории индивидуальных предпринимателей), дело подведомственно суду общей юрисдикции.
За защитой своих нарушенных прав или оспариваемых законных интересов в арбитражные суды вправе обращаться организации и граждане. Под организациями следует понимать юридические лица , предприятия, их объединения, организации любых организационно-правовых форм, включая колхозы и частные предприятия. Под гражданами понимаются граждане, самостоятельно осуществляющие предпринимательскую деятельность, и их объединения. Организации и граждане могут прибегать к помощи арбитражных судов для разрешения споров между собой, а также с государственными и иными органами. Когда в спорах участвуют иностранные предприятия, предприятия с иностранным участием или иностранные граждане, спор может быть передан на разрешение арбитражных судов при наличии соглашения сторон либо если это специально предусмотрено законодательным актом.
В случаях, установленных законодательными актами Российской Федерации, право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов имеют прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, а также организации, не являющиеся юридическими лицами.
До передачи спора на разрешение арбитражного суда стороны должны принять все меры по непосредственному урегулированию спора в установленном порядке, за исключением требований организаций и граждан-предпринимателей о признании недействительными актов государственных и иных органов, об обжаловании отказа в государственной регистрации организаций либо самостоятельной предпринимательской деятельности, а также других споров в сфере управления с участием граждан предпринимателей.
Наиболее типичными
- о разногласиях по договору,
заключение которого
- об изменении условий или о расторжении договоров;
- о неисполнении или
- о признании права
- об истребовании собственником
или иным законным владельцем
имущества из чужого
- о нарушении прав собственника
или иного законного владельца,
- о возмещении убытков;
- о признании недействительными
(полностью или частично) ненормативных
актов государственных органов,
- о защите чести, достоинства и деловой репутации;
- о признании не подлежащих
исполнению исполнительного,
- об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;
- о взыскании с организаций
и граждан штрафов государствен
- о возврате из бюджета
В деятельности арбитражных судов и высшего арбитражного суда все больше места занимают споры о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы юридических лиц и граждан-предпринимателей, в частности о признании недействительными решений налоговых органов, таможенных органов, органов валютного контроля о применении санкций за нарушения соответствующего законодательства.
Иные дела, рассматриваемые арбитражными судами наряду с экономическими спорами, включают в себя прежде всего дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан-предпринимателей, а также дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Практические рекомендации, используемые при решении вопроса об относимости конкретных дел к спорам и делам, рассматриваемым арбитражными судами, содержатся в постановлении пленума верховного суда рф и пленума высшего арбитражного суда рф от 18 августа 1992 г. № 12/12 «о некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам».
Арбитражный процессуальный кодекс устанавливает
также, что арбитражный суд
Разрешая дела, арбитражные суды руководствуются конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством субъектов федерации, международными договорами. В соответствии с законом или договором арбитражные суды могут применять нормы иностранного и международного права.
Решение, постановление, определение арбитражного суда, вступившие в законную силу, подлежат обязательному исполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами.
Основными задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются:
1) защита нарушенных или
2) содействие укреплению
В системе арбитражных судов имеется три звена:
1. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации (низшее звено)
2. Федеральные арбитражные суды округов (среднее звено);
3. Высший арбитражный суд Российской Федерации (высшее звено)
В арбитражных судах, в отличие от судов общей юрисдикции, имеется не три, а четыре инстанции:
1. Первая инстанция —
2. Апелляционная инстанция —
пересмотр судебных решений,
3. Кассационная инстанция —
пересмотр судебных решений,
4. Надзорная инстанция — тоже пересмотр решений, вступивших в законную силу, но только по протестам уполномоченных на то лиц
Раздел 2. Высший арбитражный суд Российской Федерации, его состав, структура и полномочия.
Высший арбитражный суд Российс
В состав высшего арбитражного суда Российской Федерации входят председатель, заместители председателя, председатели коллегий и судьи — члены высшего арбитражного суда.
Судьями высшего арбитражного суда могут быть назначены граждане Российской Федерации, достигшие 35-летнего возраста, имеющие 1 высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее десяти лет.
Председатель высшего арбитражного суда рф, заместители председателя, включая первого заместителя, председатели коллегий и судьи высшего арбитражного суда рф назначаются советом федерации по представлению президента рф.
Всей работой высшего арбитражного суда рф руководит его председатель, являющийся в соответствии с законом судьей, осуществляющим многие другие полномочия:
- организацию деятельности высшего арбитражного суда рф и системы арбитражных судов в Российской Федерации;
- созыв пленума и президиума высшего арбитражного суда рф, председательствование на их заседаниях, а также вынесение на рассмотрение пленума и президиума вопросов, отнесенных законом об арбитражных судах к их ведению;
- осуществление общего руководства аппаратом высшего арбитражного суда рф, назначение на должность и освобождение от должности работников этого аппарата;
- распределение обязанностей
между заместителями
- формирование из числа
судей высшего арбитражного
- представление высшего
арбитражного суда рф в
- осуществление иных полномочий, предоставленных ему законом об арбитражных судах.
Председатель высшего арбитражного суда рф издает приказы и, распоряжения по вопросу организации работы всех арбитражных судов.
Он вправе принимать участие в заседаниях совета федерации и государственной думы, их комитетов и комиссий, а также правительства Российской Федерации.
Заместители председателя высшего арбитражного суда рф являются судьями и также вправе председательствовать в заседаниях суда, в том числе в заседаниях его коллегий. В случаях отсутствия председателя высшего арбитражного суда рф его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а при отсутствии и первого заместителя — один из заместителей председателя.
Высший арбитражный суд рф действует в составе: пленума, президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
К общим полномочиям высшего арбитражного суда рф относится:
- рассмотрение дел в
первой инстанции (
- рассмотрение дел в
порядке надзора по протестам
на вступившие в законную силу
судебные акты всех
- пересмотр по вновь
открывшимся обстоятельствам
- обращение в конституционный суд рф с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 конституции рф законов, иных нормативных актов и договоров;
- обращение в конституционный суд рф с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
- изучение и обобщение
практики применения
- разработка предложений
по совершенствованию законов
и иных нормативных правовых
актов, регулирующих отношения
в сфере предпринимательской
и иной экономической
- ведение судебной статистики и организация работы по ее ведению в арбитражных судах;
- осуществление мер по
созданию условий для судебной
деятельности арбитражных
- решение в пределах своей компетенции вопросов, вытекающих из международных договоров Российской Федерации;
- осуществление других полномочий, предоставленных ему конституцией рф, законом об арбитражных судах и другими федеральными законами.
Помимо этого высшему
По вопросам внутренней деятельности
арбитражных судов и
Осуществление основного процессуального полномочия высшего арбитражного суда рф — рассмотрение дел по существу — происходит в судебных коллегиях.
Судебные коллегии создаются из
числа судей высшего
Основное полномочие президиума высшего арбитражного суда рф — рассмотрение в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов. Помимо этого президиум рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует все арбитражные суды.
Дела по проверке в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, могут быть пересмотрены в порядке надзора по протестам следующих должностных лиц:
- председателя высшего
- генерального прокурора Российс
- заместителей председателя
Должностное лицо, принесшее протест в порядке надзора, вправе отозвать его до начала рассмотрения дела. Председатель высшего арбитражного суда и его заместители вправе приостановить исполнение соответствующих решений до окончания производства в порядке надзора. Протест не может быть принесен по истечении года со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу.
Президиум высшего арбитражного суда
рф действует в составе
Президиум высшего арбитражного суда рф созывается председателем суда по мере необходимости. Президиум правомочен, решать вопросы при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих членов президиума и подписываются председателем высшего арбитражного суда рф. Пленум высшего арбитражного суда рф решает важнейшие вопросы деятельности всех арбитражных судов. Пленум действует в составе председателя этого суда, его заместителей и судей высшего арбитражного суда рф. Пленум высшего арбитражного суда рф:
- рассматривает материалы
- решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой;
- решает вопросы об обращении
в конституционный суд рф с
запросами о проверке
- избирает по представлению
председателя высшего
- утверждает по представлению
председателя данного суда
- утверждает в порядке,
- утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа судей федерального арбитражного суда округа, входящих в состав президиума арбитражного суда среднего звена;
- утверждает по представлению
председателя арбитражного
- утверждает по представлению
председателя высшего
- решает в соответствии с
законом об арбитражных судах
другие вопросы организации и
деятельности арбитражных судов
По вопросам, относящимся к своему ведению, пленум высшего арбитражного суда рф принимает постановления, обязательные для всех арбитражных судов. Пленум созывается председателем суда не реже двух раз в год. Пленум правомочен решать вопросы при наличии не менее двух третей его состава. Постановления пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов пленума. Материалы, предназначенные для рассмотрения на пленуме, передаются секретарю пленума не позднее, чём за 30 дней до заседания пленума. Заседания пленума, как правило, являются открытыми и ведутся гласно. При высшем арбитражном суде рф действует совет председателей арбитражных судов в составе председателя высшего арбитражного суда рф и председателей других арбитражных судов. Заседания совета проводятся по мере необходимости. Арбитражные суды могут осуществлять иные мероприятия, связанные с проведением научно-исследовательских работ по проблемам правового регулирования экономических отношений, организации и деятельности арбитражных судов. Высший арбитражный суд рф выпускает «вестник высшего арбитражного суда Российской Федерации».
Раздел 3. Арбитражные суды в субъектах Российской Федерации.
Арбитражный суд субъекта Российской Федерации является основным звеном в системе арбитражных судов.
Федеральный конституционный закон устанавливает, что в субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
Вместе с тем на территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.
В Российской Федерации действует 82 арбитражных суда субъектов Российской Федерации, в том числе четыре арбитражных суда в автономных округах: коми-пермяцком, ханты-мансийском, чукотском и ямало-ненецком автономном округе.
Арбитражные суды субъектов Российской Федерации образованы во втором полугодии 1992 г. В силу закона рсфср от 4 июля 1991 г. «об арбитражном суде» вместо действовавших органов государственного арбитража, а также в 1993 г. По некоторым отдельным постановлениям верховного совета Российской Федерации: от 13 ноября 1992 г. «об образовании арбитражного суда коми-пермяцкого автономного округа», от 21 января 1993 г. «об образовании арбитражного суда чукотского автономного округа», от 23 июля 1993 г. «об образовании высшего арбитражного суда ингушской республики».
В соответствии с федеральным конституционным законом «об арбитражных судах в Российской Федерации» и арбитражным процессуальным кодексом арбитражный суд субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.
По общему правилу подсудность дела соответствующему арбитражному суду субъекта Российской Федерации определяется местом нахождения ответчика. Вместе с тем допускается в ряде случаев подсудность по выбору истца, а также договорная подсудность. По отдельным категориям дел предусмотрена исключительная подсудность.
Арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает в апелляционной инстанции дела, рассмотренные в этом же суде в первой инстанции.
Апелляционное рассмотрение дел - новое явление для современного российского права. Нормы, относящиеся к апелляционному производству, содержатся в гл. 20 арбитражного процессуального кодекса.
Суть апелляции, как ее определяет закон, состоит в повторном рассмотрении дела в полном объеме (как по вопросам факта, так и по вопросам права) по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам. В апелляционной инстанции не принимаются и не рассматриваются новые требования, которые не были предъявлены при рассмотрении дела в первой инстанции.
Дополнительные же доказательства
принимаются арбитражным судом,
если заявитель обосновал
Апелляционная инстанция по итогам рассмотрения дела не может направлять его на новое рассмотрение. Она вправе:
Оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу без удовлетворения;
Отменить решение полностью или в части и принять новое решение;
Изменить решение;
Отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения полностью или в части.
Апелляционная жалоба подается на решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, т. Е. В течение месяца после принятия арбитражным судом решения.
Постановления апелляционной инстанции вступают в законную силу с момента их принятия. Постановления апелляционной инстанции могут быть обжалованы в кассационном и надзорном порядке.
Арбитражные суды субъектов Российской Федерации также пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу, как решения первой инстанции, так и постановления апелляционной инстанции.
