Назначение наказания. 2

1. Понятие системы  наказаний

                 Если мы обратим  свое  внимание  на  историю  уголовного  права,  то  станет очевидно, что даже в самых первых  памятниках  права  (Законы  Ману,  Законы царя Хаммурапи и т.п.) можно выделить определенную систему  наказаний,  хотя авторы этих сводов законов не знали такого понятия и не  пытались  составить строго определенный перечень  возможных  видов  наказаний.  Из  этого можно сделать вывод, что система наказаний объективно  существует  независимо  от степени ее  формальной  определенности  в источнике уголовного  права   и теоретического обоснования в юридической науке.Вопрос об определении системы наказаний является, наверное,  единственным  в данной области, который не вызывает сколько-нибудь серьезных разногласий у теоретиков  уголовного  парв.  Под системой   наказания   обычно   понимают установленный в уголовном законе  исчерпывающий и обязательный  для судов перечень видов наказаний, расположенных в определенной последовательности  с учетом их сравнительной тяжести[1]. Разумеется, в связи с изменением характера, сущности общественных  отношений в нашей стране, представлений о необходимости или,  наоборот,  ненужности различных видов наказаний, гуманности и справедливости, система наказаний в отечественном уголовном праве на  протяжении  веков претерпевала  различные изменения, которые и будут вкратце рассмотрены ниже.

Система наказания, понятие  и значение. Все, предусмотренные  уголовным законом, наказания расположены  не хаотично, а образуют в своей  совокупности единую систему, в которую  входят наиболее эффективные и целесообразные меры государственного принуждения. Система  наказаний - совокупность установленных  законом взаимосвязанных наказаний, расположенных в определенном порядке  с учетом их сравнительной тяжести.

 Данная система наказаний  позволяет суду, на основе закона  и с учетом опыта судебной  практики использовать различные  меры воздействия на осужденного. Суд не вправе назначить осужденному наказание, не входящее в систему, а равно выйти за пределы, предусмотренные тем или иным наказанием.

            Наказания, в своей совокупности  образующие систему наказаний,  расположены в строго определенной  последовательности: от менее строгого  к более суровому. Расположение наказаний в определенной последовательности обусловлено необходимостью четкого закрепления их сравнительной тяжести по отношению друг к другу, что играет большую роль при назначении наказания.

             Кроме того, такая последовательность  продиктована стремлением подчеркнуть  гуманизм системы наказаний, где  на первом месте стоит более  мягкое наказание и только  потом более строгое. 

 В систему включены  наиболее эффективные наказания,  позволяющие наиболее полно достичь  целей уголовного наказания. Все  наказания взаимосвязаны, их правильное  применение позволяет оказать  на осужденного наиболее эффективное  воздействие. Например, в случае  осуждения лица, совершившего крупное  хищение, недостаточно применения  к нему наказания в виде  лишения свободы. Полная реализация  названной цели требует применения  к нему еще одного наказания  - конфискации имущества.

            В то же время в системе  отсутствуют как чрезмерно жестокие  наказания, причиняющие особые  страдания, унижающие человеческое  достоинство (четвертование, колесование  и т.п.), так и излишне мягкие  наказания, не оказывающие должного  воздействия на осужденного (общественное  порицание). 

          Законодатель принимая уголовно-правовые акты стремиться создать набор мер наказания, который позволил бы:

а) учитывать различия преступного  поведения и личность преступника;

б) выбирать наиболее подходящие к типовым ситуациям виды наказания;

в) обеспечивать эффективность  наказания.

 Таким образом система наказаний должна отражать цели правовой и уголовно-правовой политики и содействовать эффективной ее реализации.

2. Функции и  порядок назначения основных  и дополнительных наказаний.

Основные и дополнительные наказания

     Законодатель (ст. 45 УК) различает: а) основные наказания (девять видов); б) дополнительные (один вид - лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград) и в) те, которые могут выполнять функции и основного, и дополнительного наказания (два вида - штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

 Основное наказание  - это такой предусмотренный уголовным  законом вид наказания, который  призван выполнять основную роль  в достижении стоящих перед  ним целей.

 Без основного наказания  немыслима ни одна санкция  статьи Особенной части Кодекса,  равно как и ни один обвинительный  приговор с назначением наказания.  Основные наказания в одном  приговоре не могут сочетаться  друг с другом; из этого правила, однако, есть исключение: при сложении по совокупности преступлений и приговоров: 1) штрафа и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - с одной стороны, с 2) ограничением свободы, арестом, содержанием в дисциплинарной воинской части и лишением свободы - с другой, эти виды наказаний исполняются самостоятельно (ч. 2 ст. 71 УК).

 Иное положение занимают  дополнительные наказания - это  такие виды, которые по сравнению  с основными являются вспомогательным средством принудительного воздействия на осужденного. Дополнительные виды наказания возможны лишь в сочетании с основными и предназначены для рационализации системы наказаний, придания ей необходимой гибкости. Они применяются в том случае, когда достичь целей (особенно частнопревентивного воздействия) применением лишь основного наказания представляется весьма затруднительным или вовсе невозможным. Другой случай - компенсационная функция дополнительного наказания: суд может избежать назначения более строгого вида основного наказания, усилив в приговоре менее суровый вид, указанный в санкции соответствующей статьи, одним или двумя дополнительными видами наказания, тем самым как бы уравновесив их карательный заряд; в итоге достигается экономия уголовно-правовых мер, рационализация в сфере избрания судом наказания.

 Пленум Верховного  Суда РФ в п. 25 упомянутого выше  Постановления N 40 "О практике назначения судами уголовного наказания" предписал: "Исходя из того, что дополнительные меры наказания имеют важное значение в предупреждении совершения новых преступлений как самими осужденными, так и иными лицами, рекомендовать судам при постановлении приговора обсуждать вопрос о применении наряду с основным наказанием соответствующего дополнительного наказания. При этом следует иметь в виду, что дополнительные наказания могут быть назначены к любому виду основного наказания, предусмотренного санкцией закона". Отсюда сомнительны тенденции к сокращению как видов дополнительных наказаний в системе ст. 44 УК (с десяти в УК 1960 г. до трех по действующему Кодексу), так и доли кумулятивных санкций (сейчас они составляют менее одной трети - 31%).

 Так, для лиц, совершивших  корыстное преступление, уместно  дополнительное наказание в виде  штрафа, а для осужденных за  совершение преступлений в связи с их служебным положением или служебной деятельностью - в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

 В теории уголовного  права называются два основных  правила сочетания основного  и дополнительного наказаний.  Во-первых, дополнительное наказание  не должно быть более суровым  по сравнению с основным, иначе  затрудняется разграничение функций  основного и дополнительного  наказаний, стирается грань между  ними. Законодатель стремится придерживаться  названного правила, хотя это  ему не всегда удается. Например, квалифицированный вид воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности наказуем лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом как дополнительным наказанием (ч. 2 ст. 169 УК), а незаконное помещение в психиатрический стационар (ч. 2 ст. 128 УК) - лишением свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В то же время санкция ч. 2 и 3 ст. 183 УК предусматривает за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, такое альтернативное основное наказание, как штраф - с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительной меры, хотя по системе наказаний штраф считается более мягким видом, нежели "лишение права".

 Во-вторых, дополнительное  наказание не может быть тождественным  основному или однородным с  ним, поскольку это означало  бы фактическое удвоение наказания  одного и того же вида. В  некоторых научных работах, однако, обосновывается возможность избрания  и более строгого дополнительного  наказания по сравнению с основным (Гальперин И.М., Мельникова Ю.Б.  С. 146 - 147). Эта позиция представляется  ошибочной по приведенным выше  соображениям.

 Если вопрос о дополнительных  наказаниях возникает по делам  о совокупности преступлений, в  резолютивной части приговора  указывается вид и размер назначенного  отдельно за каждое преступление  и по совокупности не только  основного, но и дополнительного  наказания. Как указал Пленум  Верховного Суда: а) "дополнительное  наказание не может быть определено  по совокупности преступлений, если  оно не назначено ни за одно из преступлений, входящих в совокупность"; б) "в случае, когда за два или более преступлений наряду с основным наказанием назначается один и тот же вид дополнительного наказания, окончательный его срок или размер при частичном или полном сложении наказаний не может превышать максимального срока или размера, предусмотренного для данного вида наказания Общей частью УК РФ" (см. также ч. 4 ст. 69 УК); в) если за различные преступления судом назначены разные виды дополнительного наказания, то они с приведением соответствующих размеров и сроков должны быть указаны в приговоре и при назначении окончательного наказания по совокупности преступлений.

Относительно штрафа и  обоих видов "лишения" как дополнительных наказаний при сложении их с такими основными видами наказания, как  ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части  и лишение свободы, действует  изложенное в ч. 2 ст. 71 УК правило: эти наказания и в качестве дополнительных видов исполняются самостоятельно.

 Дополнительные наказания  классифицируют по ряду признаков,  выделяя среди них, в частности,  обязательные и факультативные. Это деление осуществляется в  пределах санкций статей. К факультативным относятся те дополнительные наказания, которые могут быть назначены лишь при упоминании о них в санкции статьи (штраф) и которые суд вправе избрать по своему усмотрению (оба вида "лишения" - специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

 В некоторых случаях  назначение основного наказания  возможно по основаниям, предусмотренным  Общей частью УК (ст. 51, 55). В такой  ситуации, так же как и при  применении дополнительных наказаний  по усмотрению суда, обязательна  ссылка на соответствующую статью  Общей части как на правовое  основание применения.

                  Итак, за совершение преступления  осужденному могут быть назначены  одно основное и одно или  несколько дополнительных наказаний.  Они образуют единое совокупное  наказание, в котором основное  призвано выполнять главную роль, а дополнительное носит вспомогательный  характер. Без основного наказания  ни одна санкция и ни один  обвинительный приговор с назначением  наказания немыслимы. Дополнительное  наказание и в санкции статьи, и в приговоре не должно  быть тождественным или однородным  с основным наказанием и более  строгим по сравнению с ним.

3. исправительные  и обязательные работы как  виды наказаний в сравнении.

Обязательные работы

Суть этого наказания  заключается в принудительном привлечении  осужденного к общественно-полезным работам. При этом лицо должно выполнять  свою основную работу или учиться  в соответствующем учебном заведении, а к работам привлекаться во время, когда оно незанято на основной работе или на учебе. Обязательные работы могут  назначаться только в качестве основного  наказания. Кроме того, они могут  быть назначены взамен штрафа в случаях  злостного уклонения осужденного  от его уплаты. Осужденный не изолируется, остается дома, в кругу семьи, на прежней работе, сохраняются все его социальные связи, что должно способствовать достижению целей наказания1.

Признаками данного вида наказания являются, во-первых, обязательность работ. Во-вторых, такие работы выполняются  бесплатно. В-третьих, выполняются они  в свободное от основной работы время  и по месту жительства осужденного.

Уголовный закон определяет продолжительность обязательных работ: они устанавливаются на срок от шестидесяти  до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день (ч.2.ст.50 УК).

Уголовно-исполнительный кодекс РФ возлагает исполнение этого наказания  на уголовно-исполнительные инспекции  органов внутренних дел по месту  жительства осужденного. Эти инспекции  ведут учет осужденных, согласовывают  с местными органами самоуправления объекты обязательных работ, контролируют поведение осужденных, ведут суммарный  учет отработанного времени. Осужденные должны соблюдать установленный  порядок и условия отбывания  наказания, добросовестно трудиться, ставить в известность инспекцию  о перемене места жительства. Предоставление осужденному очередного отпуска  по основному месту работы не приостанавливает исполнения обязательных работ. В случае признания осужденного инвалидом 1-й или 2-й группы либо при наступлении  беременности у осужденной женщины  инспекция направляет в суд представление  об освобождении их от дальнейшего  отбывания наказания.

Уголовным и уголовно-исполнительным законом предусмотрена также  ответственность осужденных к данному  виду наказания, нарушающих порядок  и условия отбывания наказания  и за злостное уклонение от их отбывания.

В уголовном законе указаны  также ограничительные условия  применения обязательных работ. Они  не могут быть назначены лицам, являющимся инвалидами 1-й или 2-й групп, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесяти лет, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (ч.4.ст.49 УК).

Исправительные работы

 

Этот вид наказания  может быть назначен только в качестве основного. Исправительные работы применяются, как правило, когда данный вид  наказания предусмотрен санкции  статьи Особенной части УК.

Сказанное в отношении  обязательных работ, их социальной роли в значительной мере относится и  к исправительным работам. И в  содержании этого наказания предметно  реализуется принцип гуманизма  Уголовного права. Осужденный не лишается свободы, не отрывается от дома и семьи, продолжает работать в той же организации  до осуждения. Это позволяет осуществлять контроль за осужденным со стороны администрации и трудового коллектива. В тоже время данный вид наказания обладает несколько большей репрессивностью сравнительно с обязательными работами, главным образом за счет ущемления материальных интересов осужденного путем удержания в доход государства части его заработка. Таким образом, карательные элементы исправительных работ состоят, во-первых, из обязательности труда осужденного в прежней или иной организации. В период отбывания наказания труд осужденного носит принудительный характер. Во-вторых, это материальное воздействие-удержание части его заработка.

Указание уголовного закона на то, что исправительные работы отбываются по месту работы осужденного, не означает оставление его в прежней должности. Преступления не редко бывают связаны  именно с занимаемой должностью. Поэтому  лицо может быть, а в ряде случаев  и должно быть, переведено на другую должность, на иное место работы. Важно лишь то, что бы приговор исполнялся там, где работает осужденный.

Уголовный закон устанавливает  предельные сроки исправительных работ - от двух месяцев до двух лет (ч.1 ст.50 УК).

Исполнение наказания  в виде исправительных работ возложено  на уголовно-исполнительные инспекции  органов внутренних дел. Порядок  их исполнения регулируется уголовно-исполнительным законодательством. Приговоры к  исполнительным работам обращаются к исполнению не позднее десяти дней со дня поступления в инспекцию  распоряжения суда.

Уголовно-исполнительные инспекции  ведут учет осужденных, контролируют соблюдение ими условий отбывания  наказания, исполнение предписаний  приговора. Администрация по месту  работы осужденного осуществляет контроль за поведением осужденных, принимают решения о приводе осужденных, не являющихся на регистрацию, проводят первоначальные мероприятия по розыску, применяют меры поощрения, взыскания.

Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать установленный  порядок и условия отбывания  наказания, добросовестно трудиться, выполнять дополнительные обязанности  и запреты, наложенные на них уголовно-исполнительными  инспекциями. Осужденный, не имеющий  работы, обязан трудоустроиться самостоятельно, либо встать на учет в центре занятости. Он не вправе отказываться от предложений  центром занятости работы.

Осужденный обязан сообщить в инспекцию об изменении места  жительства и работы. Во время отбывания  наказания осужденному администрацией предприятия, где он работает, по согласованию с инспекцией предоставляется очередной  отпуск продолжительностью восемнадцать дней. В срок отбывания наказания  учитывается время, в течение  которого осужденный не работал по уважительным причинам; при длительной болезни (свыше четырех месяцев), инспекция входит с представлением в суд об отсрочки исполнения наказания или освобождении от него.

Обязанности производства удержаний  из заработка осужденного, контроль за его поведением возлагается на администрацию по месту работы.

За хорошее поведение  и добросовестный труд осужденные могут  быть представлены к условно-досрочному освобождению от наказания, а за нарушение  порядка и условий отбывания  данного наказания к осужденным может применяться взыскания  в виде предупреждения о замене исправительных работ ограничением свободы. При  злостном нарушении отбывания наказания  инспекция направляет в суд представление  о замене этого наказания арестом.

Злостным нарушением уголовно-исполнительный закон считает:

1. не поступление осужденного  без уважительных причин на  работу в течение пятнадцати  дней после письменного предупреждения  инспекцией;

2. не явка в инспекцию  без уважительных причин после  письменного предупреждения;

3. нарушение установленных  обязанностей или запретов после  письменного предупреждения;

4. прогул или появление  на работе в состоянии алкогольного  или наркотического опьянения  после применения мер за аналогичное  нарушение;

5. если осужденный скрылся  с целью уклониться от отбывания  наказания.

Задача 1. Селезнева была осуждена за оскорбление. Суд назначил ей наказание в виде штрафа. Однако, назначая данное наказание, суд не указал, в каком порядке необходимо исчислять сумму штрафа.

Как должен был поступить  суд?  Какие существуют правила  исчисления суммы штрафа? Могут ли быть назначены исправительные работы в качестве дополнительного наказания, если основное наказание – штраф?

Ответ: Размер штрафа определяется судом с учётом имущественного положения осуждённого и не должен приводить к его чрезмерному финансовому обременению. Достаточно часто законодательство предусматривает возможность предоставления льгот, связанных с уплатой штрафов: рассрочки платежей, освобождение от уплаты части штрафа в случае добропорядочного поведения лица и т. д.

В случае, если штраф не уплачивается осуждённым, как правило, он заменяется наказанием, связанным с лишением свободы

Задача 2. Кропачев признан виновным в нарушении правил безопасности движения ж/д транспорта – в рабочее время он уснул на посту, в результате чего произошел наезд пассажирского поезда на легковой автомобиль, повлекшие тяжкие последствия ( гибель трех человек). Суд назначил Кропачеву наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года с отбыванием в колонии общего режима. Кропачев ранее не судим, имеет положительные характеристики по месту работы.

Правильно ли суд  назначил наказание? 

Ответ: Рассматриваемый состав преступления сконструирован законодателем как материальный, что предполагает наступление определенных, указанных в ст. 263 УК, последствий. Такими последствиями закон называет: в ч. 1 - тяжкий или средней тяжести вред здоровью человека либо крупный ущерб, в ч. 2 - смерть человека, в ч. 3 - смерть двух или более лиц.

Деяния, предусмотренные  частью первой настоящей статьи, повлекшие  по неосторожности смерть двух или  более лиц, -

наказываются принудительными  работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативный материал и дополнительная литература

1. Гальперин И.М., Мельникова Ю.Б. Дополнительные наказания. – М., 1981

2.  Евдокимов А.М. Исправительные работы: прошлое, настоящее, будущее// Материалы V юбилейной Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: Актуальные проблемы науки практики». – Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2008.

2. Лепешкина О.И.  Конституционные основы гуманизации института наказания по УК РФ// Конституционные основы уголовного права. Материалы I Всероссийского конгресса по уголовному праву, посвященного 10-летию Уголовного кодекса РФ. – М.: ТК Велби, 2006.

3. Лядов Э.В. К вопросу о нормах уголовного и уголовно-исполнительного права об исправительных работах// Материалы V юбилейной Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: Актуальные проблемы науки практики». – Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2008.

4.  Медведева Н.Т., Упоров И.В. Истоки и развитие уголовного наказания. – Рязань, 1997.

5.  Непомнящая Т.В. Мера наказания: понятие, и критерии ее определения судом// Уголовное право. 2003. № 1.

6. Пиманов В.А. Система наказаний в уголовном праве Российской Федерации. – Тверь,1998.

7. Цветинович А.Л. Дополнительные наказания: функции, система, виды. – Куйбышев, 1989.

8. Стромов В.Ю. Реализация уголовного наказания в соответствии с Конституцией РФ как гарантия его эффективности // Конституционные основы уголовного права. Материалы I Всероссийского конгресса по уголовному праву, посвященного 10-летию Уголовного кодекса РФ. – М.: ТК Велби, 2006.

9. Яшманов Б. Семь лет сидеть или семь лет платить?// Российская газета за 7 октября 1999 г.


Назначение наказания. 2