Назначение наказания. 2
1. Понятие системы наказаний
Если мы обратим свое внимание на историю уголовного права, то станет очевидно, что даже в самых первых памятниках права (Законы Ману, Законы царя Хаммурапи и т.п.) можно выделить определенную систему наказаний, хотя авторы этих сводов законов не знали такого понятия и не пытались составить строго определенный перечень возможных видов наказаний. Из этого можно сделать вывод, что система наказаний объективно существует независимо от степени ее формальной определенности в источнике уголовного права и теоретического обоснования в юридической науке.Вопрос об определении системы наказаний является, наверное, единственным в данной области, который не вызывает сколько-нибудь серьезных разногласий у теоретиков уголовного парв. Под системой наказания обычно понимают установленный в уголовном законе исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, расположенных в определенной последовательности с учетом их сравнительной тяжести[1]. Разумеется, в связи с изменением характера, сущности общественных отношений в нашей стране, представлений о необходимости или, наоборот, ненужности различных видов наказаний, гуманности и справедливости, система наказаний в отечественном уголовном праве на протяжении веков претерпевала различные изменения, которые и будут вкратце рассмотрены ниже.
Система наказания, понятие
и значение. Все, предусмотренные
уголовным законом, наказания расположены
не хаотично, а образуют в своей
совокупности единую систему, в которую
входят наиболее эффективные и целесообразные
меры государственного принуждения. Система
наказаний - совокупность установленных
законом взаимосвязанных
Данная система наказаний
позволяет суду, на основе закона
и с учетом опыта судебной
практики использовать
Наказания, в своей
Кроме того, такая последовательность
продиктована стремлением
В систему включены
наиболее эффективные
В то же время в системе
отсутствуют как чрезмерно
Законодатель принимая уголовно-правовые акты стремиться создать набор мер наказания, который позволил бы:
а) учитывать различия преступного поведения и личность преступника;
б) выбирать наиболее подходящие к типовым ситуациям виды наказания;
в) обеспечивать эффективность наказания.
Таким образом система наказаний должна отражать цели правовой и уголовно-правовой политики и содействовать эффективной ее реализации.
2. Функции и порядок назначения основных и дополнительных наказаний.
Основные и дополнительные наказания
Законодатель (ст. 45 УК) различает: а) основные наказания (девять видов); б) дополнительные (один вид - лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград) и в) те, которые могут выполнять функции и основного, и дополнительного наказания (два вида - штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).
Основное наказание
- это такой предусмотренный
Без основного наказания
немыслима ни одна санкция
статьи Особенной части
Иное положение занимают дополнительные наказания - это такие виды, которые по сравнению с основными являются вспомогательным средством принудительного воздействия на осужденного. Дополнительные виды наказания возможны лишь в сочетании с основными и предназначены для рационализации системы наказаний, придания ей необходимой гибкости. Они применяются в том случае, когда достичь целей (особенно частнопревентивного воздействия) применением лишь основного наказания представляется весьма затруднительным или вовсе невозможным. Другой случай - компенсационная функция дополнительного наказания: суд может избежать назначения более строгого вида основного наказания, усилив в приговоре менее суровый вид, указанный в санкции соответствующей статьи, одним или двумя дополнительными видами наказания, тем самым как бы уравновесив их карательный заряд; в итоге достигается экономия уголовно-правовых мер, рационализация в сфере избрания судом наказания.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 25 упомянутого выше Постановления N 40 "О практике назначения судами уголовного наказания" предписал: "Исходя из того, что дополнительные меры наказания имеют важное значение в предупреждении совершения новых преступлений как самими осужденными, так и иными лицами, рекомендовать судам при постановлении приговора обсуждать вопрос о применении наряду с основным наказанием соответствующего дополнительного наказания. При этом следует иметь в виду, что дополнительные наказания могут быть назначены к любому виду основного наказания, предусмотренного санкцией закона". Отсюда сомнительны тенденции к сокращению как видов дополнительных наказаний в системе ст. 44 УК (с десяти в УК 1960 г. до трех по действующему Кодексу), так и доли кумулятивных санкций (сейчас они составляют менее одной трети - 31%).
Так, для лиц, совершивших
корыстное преступление, уместно
дополнительное наказание в
В теории уголовного
права называются два основных
правила сочетания основного
и дополнительного наказаний.
Во-первых, дополнительное наказание
не должно быть более суровым
по сравнению с основным, иначе
затрудняется разграничение
Во-вторых, дополнительное
наказание не может быть
Если вопрос о дополнительных
наказаниях возникает по делам
о совокупности преступлений, в
резолютивной части приговора
указывается вид и размер
Относительно штрафа и обоих видов "лишения" как дополнительных наказаний при сложении их с такими основными видами наказания, как ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части и лишение свободы, действует изложенное в ч. 2 ст. 71 УК правило: эти наказания и в качестве дополнительных видов исполняются самостоятельно.
Дополнительные наказания
классифицируют по ряду
В некоторых случаях
назначение основного
Итак, за совершение преступления
осужденному могут быть
3. исправительные и обязательные работы как виды наказаний в сравнении.
Обязательные работы
Суть этого наказания
заключается в принудительном привлечении
осужденного к общественно-
Признаками данного вида наказания являются, во-первых, обязательность работ. Во-вторых, такие работы выполняются бесплатно. В-третьих, выполняются они в свободное от основной работы время и по месту жительства осужденного.
Уголовный закон определяет продолжительность обязательных работ: они устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день (ч.2.ст.50 УК).
Уголовно-исполнительный кодекс
РФ возлагает исполнение этого наказания
на уголовно-исполнительные инспекции
органов внутренних дел по месту
жительства осужденного. Эти инспекции
ведут учет осужденных, согласовывают
с местными органами самоуправления
объекты обязательных работ, контролируют
поведение осужденных, ведут суммарный
учет отработанного времени. Осужденные
должны соблюдать установленный
порядок и условия отбывания
наказания, добросовестно трудиться,
ставить в известность
Уголовным и уголовно-исполнительным законом предусмотрена также ответственность осужденных к данному виду наказания, нарушающих порядок и условия отбывания наказания и за злостное уклонение от их отбывания.
В уголовном законе указаны также ограничительные условия применения обязательных работ. Они не могут быть назначены лицам, являющимся инвалидами 1-й или 2-й групп, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесяти лет, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (ч.4.ст.49 УК).
Исправительные работы
Этот вид наказания может быть назначен только в качестве основного. Исправительные работы применяются, как правило, когда данный вид наказания предусмотрен санкции статьи Особенной части УК.
Сказанное в отношении обязательных работ, их социальной роли в значительной мере относится и к исправительным работам. И в содержании этого наказания предметно реализуется принцип гуманизма Уголовного права. Осужденный не лишается свободы, не отрывается от дома и семьи, продолжает работать в той же организации до осуждения. Это позволяет осуществлять контроль за осужденным со стороны администрации и трудового коллектива. В тоже время данный вид наказания обладает несколько большей репрессивностью сравнительно с обязательными работами, главным образом за счет ущемления материальных интересов осужденного путем удержания в доход государства части его заработка. Таким образом, карательные элементы исправительных работ состоят, во-первых, из обязательности труда осужденного в прежней или иной организации. В период отбывания наказания труд осужденного носит принудительный характер. Во-вторых, это материальное воздействие-удержание части его заработка.
Указание уголовного закона на то, что исправительные работы отбываются по месту работы осужденного, не означает оставление его в прежней должности. Преступления не редко бывают связаны именно с занимаемой должностью. Поэтому лицо может быть, а в ряде случаев и должно быть, переведено на другую должность, на иное место работы. Важно лишь то, что бы приговор исполнялся там, где работает осужденный.
Уголовный закон устанавливает предельные сроки исправительных работ - от двух месяцев до двух лет (ч.1 ст.50 УК).
Исполнение наказания в виде исправительных работ возложено на уголовно-исполнительные инспекции органов внутренних дел. Порядок их исполнения регулируется уголовно-исполнительным законодательством. Приговоры к исполнительным работам обращаются к исполнению не позднее десяти дней со дня поступления в инспекцию распоряжения суда.
Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных, контролируют соблюдение ими условий отбывания наказания, исполнение предписаний приговора. Администрация по месту работы осужденного осуществляет контроль за поведением осужденных, принимают решения о приводе осужденных, не являющихся на регистрацию, проводят первоначальные мероприятия по розыску, применяют меры поощрения, взыскания.
Осужденные к исправительным
работам обязаны соблюдать
Осужденный обязан сообщить
в инспекцию об изменении места
жительства и работы. Во время отбывания
наказания осужденному
Обязанности производства удержаний из заработка осужденного, контроль за его поведением возлагается на администрацию по месту работы.
За хорошее поведение и добросовестный труд осужденные могут быть представлены к условно-досрочному освобождению от наказания, а за нарушение порядка и условий отбывания данного наказания к осужденным может применяться взыскания в виде предупреждения о замене исправительных работ ограничением свободы. При злостном нарушении отбывания наказания инспекция направляет в суд представление о замене этого наказания арестом.
Злостным нарушением уголовно-исполнительный закон считает:
1. не поступление осужденного
без уважительных причин на
работу в течение пятнадцати
дней после письменного
2. не явка в инспекцию без уважительных причин после письменного предупреждения;
3. нарушение установленных
обязанностей или запретов
4. прогул или появление
на работе в состоянии
5. если осужденный скрылся
с целью уклониться от
Задача 1. Селезнева была осуждена за оскорбление. Суд назначил ей наказание в виде штрафа. Однако, назначая данное наказание, суд не указал, в каком порядке необходимо исчислять сумму штрафа.
Как должен был поступить суд? Какие существуют правила исчисления суммы штрафа? Могут ли быть назначены исправительные работы в качестве дополнительного наказания, если основное наказание – штраф?
Ответ: Размер штрафа определяется судом с учётом имущественного положения осуждённого и не должен приводить к его чрезмерному финансовому обременению. Достаточно часто законодательство предусматривает возможность предоставления льгот, связанных с уплатой штрафов: рассрочки платежей, освобождение от уплаты части штрафа в случае добропорядочного поведения лица и т. д.
В случае, если штраф не уплачивается осуждённым, как правило, он заменяется наказанием, связанным с лишением свободы
Задача 2. Кропачев признан виновным в нарушении правил безопасности движения ж/д транспорта – в рабочее время он уснул на посту, в результате чего произошел наезд пассажирского поезда на легковой автомобиль, повлекшие тяжкие последствия ( гибель трех человек). Суд назначил Кропачеву наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года с отбыванием в колонии общего режима. Кропачев ранее не судим, имеет положительные характеристики по месту работы.
Правильно ли суд назначил наказание?
Ответ: Рассматриваемый состав преступления сконструирован законодателем как материальный, что предполагает наступление определенных, указанных в ст. 263 УК, последствий. Такими последствиями закон называет: в ч. 1 - тяжкий или средней тяжести вред здоровью человека либо крупный ущерб, в ч. 2 - смерть человека, в ч. 3 - смерть двух или более лиц.
Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.
Нормативный материал и дополнительная литература
1. Гальперин И.М., Мельникова Ю.Б. Дополнительные наказания. – М., 1981
2. Евдокимов А.М. Исправительные работы: прошлое, настоящее, будущее// Материалы V юбилейной Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: Актуальные проблемы науки практики». – Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2008.
2. Лепешкина О.И. Конституционные основы гуманизации института наказания по УК РФ// Конституционные основы уголовного права. Материалы I Всероссийского конгресса по уголовному праву, посвященного 10-летию Уголовного кодекса РФ. – М.: ТК Велби, 2006.
3. Лядов Э.В. К вопросу о нормах уголовного и уголовно-исполнительного права об исправительных работах// Материалы V юбилейной Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: Актуальные проблемы науки практики». – Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2008.
4. Медведева Н.Т., Упоров И.В. Истоки и развитие уголовного наказания. – Рязань, 1997.
5. Непомнящая Т.В. Мера наказания: понятие, и критерии ее определения судом// Уголовное право. 2003. № 1.
6. Пиманов В.А. Система наказаний в уголовном праве Российской Федерации. – Тверь,1998.
7. Цветинович А.Л. Дополнительные наказания: функции, система, виды. – Куйбышев, 1989.
8. Стромов В.Ю. Реализация уголовного наказания в соответствии с Конституцией РФ как гарантия его эффективности // Конституционные основы уголовного права. Материалы I Всероссийского конгресса по уголовному праву, посвященного 10-летию Уголовного кодекса РФ. – М.: ТК Велби, 2006.
9. Яшманов Б. Семь лет сидеть или семь лет платить?// Российская газета за 7 октября 1999 г.