Назначение системы стратегического менеджмента

Содержание.

Введение.

  1. Стратегия и её элементы.
  2. Назначение системы стратегического менеджмента.
  3. Современные концепции стратегического менеджмента в государственном управлении на примере таможенных органов России.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Новая отечественная система  хозяйствования, отметившая уже первое десятилетие своего существования в условиях формирования рыночной среды функционирования, заложила основные черты будущего развития экономики России. А эффективная цивилизованная экономика – это прежде всего эффективное управление ее организациями, основанное на мировых достижениях развития и использования современного менеджмента. 
       Управление организациями в условиях рыночной экономики значительно сложнее, чем при централизованной командно-административной системе.

В настоящее время можно  уже констатировать, что, становясь объектом товарно-денежных отношений, обладая экономической и хозяйственной самостоятельностью и полностью отвечая за результаты своей хозяйственной деятельности, русские организации обрели все черты полной самостоятельности, характерные для работы в условиях рынка. 
      Поэтому все большее значение приобретает и решение вопросов, связанных с эффективным управлением персоналом, организационной культурой, стратегией, что занимает в новых условиях ключевое положение в ресурсном потенциале и предопределяет успех организации в достижении ее целей.

Развитие науки менеджмента, в свою очередь, предъявляет в свою очередь, серьезные требования к изменению оценочной базы управленческих процессов.

За достаточно короткий срок специалисты в этой области должны обеспечить высокую конкурентоспособность, эффективность и устойчивость своих организаций на отечественном и международном рынках. Более того, по мере укрепления новых социальных и экономических отношений в мире роль управления и управленцев будет расти, так как менеджмент – это мощный двигатель и ускоритель общественного развития.

  1. Стратегия и ее элементы

 

Под стратегией в менеджменте  понимается общая концепция того, как достигаются главные цели предприятия, решаются стоящие перед  ним проблемы и распределяются необходимые  для этого ограниченные ресурсы. Стратегия представляет собой совокупность управленческих решений, отражающих реакцию организации на внешние и внутренние условия ее деятельности и развития.

В развитие стратегии на среднем и низовом уровне управления разрабатывается тактика (краткосрочная  стратегия). Тактика - это наилучший вариант реализации стратегии в существующих условиях, учитывающий появление непредвиденных обстоятельств.

Стратегия оказывает долгосрочное воздействие на предприятие, определяет направления формирования и развития его потенциала, помогает отбросить  лишнее и сосредоточиться на главном. Поэтому она должна быть реальной, научно обоснованной; внутренне целостной; совместимой со средой; в меру рискованной; соответствовать организационной  культуре и этическим нормам.

В стратегию входят следующие  элементы: 1) система целей - это миссия, общеорганизационные и специфические цели; 2) приоритеты (ведущие принципы) распределения ресурсов. Например, их можно распределять поровну, пропорционально или в соответствии с потребностями, концентрировать на решающих направлениях и т.п.; 3) правила осуществления управленческих действий, например, порядок составления и утверждения планов, контроля, оценки работы и т.п.; 4) предположение о развитии ключевых факторов внешней среды; 5) представление о деятельности конкурентов; 6) внутренние и внешние ограничения; 7) курс действий; 8) программа действий; 9) ресурсы; 10) ситуационные стратегии; 11) финансовый план.

При формировании стратегии  нельзя предвидеть все обстоятельства, которые могут возникнуть в процессе ее реализации и соответствующие  шаги, которые необходимо сделать  в ответ на них. Чтобы не менять в связи с этим стратегию в  целом, организация может ставить  и реализовывать стратегические задачи, при необходимости ее дополняющие и совершенствующие.

К стратегическим задачам  можно отнести: обеспечение выживаемости фирмы в сложных условиях; оптимизацию продуктовых программ и производственных мощностей; разработку изменений в кооперации, диверсификации, создании новых систем; приспособление внутренней системы учета, планирования, управления к изменившимся внешним условиям; разработку программ развития.

При формулировке таких задач  учитывается возможность приблизиться с их помощью к главной цели организации, если от движения к ней  пришлось в той или иной степени  отступить; решить несколько дополнительных проблем; добиться получения наибольшей выгоды или избежания ущерба.

Обычно организация имеет  не одну, а несколько стратегий  на все случаи жизни. Главная из них - генеральная стратегия, отражающая способы осуществления миссии организации. Для отдельных особых случаев разрабатываются специальные стратегии, например стратегия банкротства.

Основными рабочими стратегиями  являются функциональные, которые отражают пути достижения специфических целей организации, стоящих перед ее отдельными подразделениями и службами. К функциональным относятся: стратегия маркетинга, стратегия производства, стратегия НИОКР, финансовая стратегия и др.

Собственные стратегии существуют и у основных подразделений, входящих в фирмы.

Специалисты выделяют следующие  факторы, влияющие на стратегию любой  организации и придающие ей специфику.

Миссия, на которую значительное влияние оказывают общественные приоритеты и потребности.

Конкурентные  преимущества, т.е. совокупность дополнительных возможностей, которыми организация обладает в своей сфере деятельности по сравнению с соперниками. Например, высокое качество продукции и услуг, низкие издержки, удобное географическое положение и т.п. Конкурентные преимущества обеспечивают более высокую эффективность работы фирмы, но рано или поздно ослабевают либо исчезают под натиском соперников. Поэтому на практике постоянно требуется поддерживать их на должном уровне и искать новые.

Особенности выпускаемой  продукции, ее сбыта, послепродажного обслуживания.

Специфика самой организации - внутренняя структура и ее ожидаемые  изменения, система управления, развитие процессов интеграции и дифференциации.

Имеющиеся материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы. Чем они больше, тем масштабнее могут быть будущие изменения.

Потенциал развития организации, совершенствования ее деятельности и расширения масштабов, роста деловой активности.

Культура и  компетентность управления, уровень притязаний и предприимчивости ее руководства, способность последнего к лидерству, внутренний климат в коллективе.

На стратегию влияют также  степень рискованности деятельности организации, уровень подготовки и  опыта кадров, зависимость организации  от внешней среды и от ранее  принятых на себя обязательств.

На основе стратегии строится курс действий, т.е. система ориентиров, которых организация придерживает в повседневной деятельности. В совокупности с ограничениями (чаще всего официально не объявляемыми) он составляет содержание политики организации. Политика есть общее руководство для действий и принятия решений. Например, она может взять курс на повышение качественного состава персонала и при этом проводить дискриминацию при приеме на работу по возрастному, национальному и половому признаку.

Норму поведения в конкретной ситуации, определенную последовательность и способы выполнения действий, но без указания сроков, предписывают правила, являющиеся простейшим типом плана. Правила снимают необходимость действовать самостоятельно, уменьшают разногласия между людьми. Так как их разработка на все случаи жизни невозможна, исполнители должны иметь определенную свободу действий, поэтому число правил обычно бывает ограничено. Набор правил, выполняемый в определенной последовательности, называется процедурой. Примером ее является сдача экзамена, посещение врача и т.п.

Процесс формирования стратегии  осуществляется следующим образом. Сначала происходит формулировка стратегической цели; оценка рыночных возможностей и  ресурсов организации; создание общей  концепции стратегии и в ее рамках набора вариантов для обсуждения. Затем варианты дорабатываются до нужной кондиции, анализируются и оцениваются. В результате лучший из них принимается  в качестве базового и служит основой  создания специальных и функциональных стратегий, подготовки стратегических и оперативных планов, программ, бюджетов.

Управлять с помощью правил легче, чем рассматривать каждый случай в отдельности, поскольку  они дают больше определенности, и  особенно необходимы на низших уровнях  иерархии.

 

  1. Назначение системы стратегического менеджмента

 

Важнейшим компонентом менеджмента  предприятия должен быть стратегический менеджмент, который обеспечивает проектирование и внедрение стратегических изменений в разные сферы и уровни деятельности предприятия, осуществляет разработку стратегического плана и бюджета. Он берет на себя полную ответственность за реализацию и контроль их выполнения, поддерживает двухстороннюю связь с бизнес-процессами оперативного и пожизненного менеджмента, втянутыми в сферу стратегических нововведений.

Стратегический менеджмент обосновывает выбор концепции управления бизнесом, ориентируясь на идеи и методы стратегического планирования, управления возможностями, управления проблемами. Стратегический менеджмент создает  концептуальные модели бизнеса на ближайшую (до 3 лет) и отдаленную (от 5 до 7 лет) перспективы.

В сферу действия стратегического  менеджмента попадают персонал предприятия, клиенты и партнеры по бизнесу. Работники  предприятия, непосредственно занятые  улучшением стратегии бизнеса, несут  особую ответственность за будущее  предприятия, за успех реализации программы  стратегического развития, эффективное  использование собственных и  привлекаемых ресурсов.

Стратегия предприятия определяется его стратегической позицией по шести  главным направлениям развития: стратегическая конкурентная позиция рассчитана на оптимизацию прибыльности фирмы в ближайшей перспективе (1 год), производственная позиция выражает отношение к проблемам себестоимости продукции и трудоемкости производства, производственная и конкурентная позиции вместе характеризуют возможности и обязательства по гарантиям прибыльности от реализации изделий и услуг предприятия на уже освоенных рынках, инновационная позиция определяет тематику НИОКР и проектов внедрения по новой продукции, новым технологиям, нововведениям в маркетинге и менеджменте на всем инновационном поле предприятия во всем объеме его стратегических зон хозяйствования, предпринимательская позиция устанавливает на длительный срок условия достижения прибыльности, экономической и финансовой стабильности за счет балансирования стратегических зон хозяйствования, оптимального использования активов, эффективного планирования стратегических ресурсов, учета интересов клиентов, стратегических партнеров и групп влияния, административная позиция говорит о готовности, активности и открытости всего персонала и высшего руководства предприятия к стратегическим изменениям и эффективному обеспечению конкурентной, производственной, конкурентной + производственной, инновационной и предпринимательской составляющих стратегии развития бизнеса предприятия и повышения его конкурентоспособности.

Стратегический менеджмент действует в двух направлениях.

На первом направлении  он ставит перед собой задачи организации  производства экономического роста  предприятия, развития его способности  к мобилизации и эксплуатации материальных и нематериальных активов  в интересах конкуренции за будущее. В современных условиях эти задачи приобрели решающее значение.

На втором направлении  стратегический менеджмент имеет дело с традиционными задачами - вложением  капитала, управлением физическими (материальными) активами, снижением  стоимости, ценовой конкуренцией, ускорением производства, ростом производительности.

2. Цели и ответственность. Стратегический менеджмент предприятия должен создавать и проводить в жизнь перспективные планы развития бизнеса предприятия. Его составляющими должны стать стратегическое планирование, управление возможностями, управление проблемами. Его главными целями должны стать повышение конкурентоспособности, рост бизнеса, обеспечение лидирующей роли предприятия в отрасли, капитализация лидерства. Стратегический менеджмент всегда должен действовать с высоким уровнем обязательств, брать на себя всю полноту ответственности за итоговый результат.

3. Сферы деятельности. Стратегический менеджмент предприятия должен быть сконцентрирован на: продуктах и услугах; клиентах и партнерах; рынках и конкурентах; анализе, прогнозе и решениях; потребностях и возможностях; гарантиях и рисках; доходных активах; потенциале и радикальных изменениях; инфраструктуре и организационной структуре; персонале, готовности и обучении; управлении и информации. Стратегический менеджмент должен нести всю полноту ответственности за: устойчивый рост экономической и социальной стабильности предприятия, его конкурентоспособность и инновационное развитие; достижение гармонии социальных интересов, накопление человеческого капитала, формирование и проведение в жизнь корпоративной идеологии улучшения и развития, повышение инновационной культуры, вложение капитала, управление активами, снижение стоимости, ценовую конкуренцию, ускорение производства, рост производительности.

Перепроектирование (реинжиниринг) менеджмента. Стратегический менеджмент предприятия нуждается в перепроектировании. Перепроектировать надо именно менеджмент, а не предприятие. Должен решаться вопрос "Как следует делать?", а не "Что делать?". Этот вопрос должен быть решен системно на высоком профессиональном уровне. В ходе реинжиниринга стратегическая концепция развития бизнеса предприятия должна быть доведена до уровня технического и рабочего проектов. Должны быть переосмыслены и радикально улучшены деловые процессы и организационная структура предприятия. Спроектированный менеджмент должен обеспечить достижение важных конкурентных преимуществ, увеличить "в разы" эффективность бизнеса предприятия.

Охват проблем  бизнеса. Стратегический менеджмент предприятия должен опираться на модель бизнеса. Такая модель должна быть разработана. В ней должны быть представлены все ключевые процессы и функции, при помощи которых предприятие зарабатывает деньги. Модель должна выражать проблемы бизнеса предприятия в их полном объеме и реальной сложности, служить средством анализа этих проблем, обеспечивать оценивание возможного и сравнение достижимого с тем, что уже имеется в настоящий момент или воспринимается как лучшая практика.

Процессное управление. Главным принципом стратегического менеджмента предприятия должно стать управление, построенное на бизнес-процессах. Конкурентоспособность предприятия должна измеряться в критических параметрах этих процессов. При процессном управлении ключевые показатели эффективности предприятия кардинально улучшаются. Переход к процессному управлению связан с созданием обновленной организационной структуры, освоением и внедрением новых моделей и технологий менеджмента, созданных за последние десятилетия мировой наукой, проверенных успешной практикой ведущих фирм, основанных на высоких достижениях информатизации бизнеса.

Информационные  технологии. Эффективный стратегический менеджмент может быть построен только на основе информационных технологий. Сегодняшний менеджмент предприятия рассматривает информационные технологии через призму автоматизации существующих процессов и видит их миссию в выполнении обслуживающих функций. Стратегический менеджмент понимает миссию информационных технологий иначе. Он считает, что главной задачей информационных технологий является формирование конкурентоспособного бизнеса. В стратегическом менеджменте информационно-технологические ресурсы предприятия должны использоваться для создания, поддержания и углубления устойчивого конкурентного превосходства предприятия.

Стратегический  менеджмент и менеджмент качества. Реинжиниринг менеджмента предприятия должен создать прочную экономическую базу системы менеджмента качества предприятия, способствовать ускорению ее развития до уровня ISO 9000:2000, сделать эту систему по-настоящему востребованной, сфокусированной на фактических проблемах бизнеса и конкурентоспособности.

Видение проблем  развития. Стратегический менеджмент предприятия должен сканировать конкурентную среду, учитывать все важные для успеха предприятия макроэкономические и институциональные факторы рынка. Он должен измерять, оценивать и прогнозировать конкуренцию в отрасли, лучшую практику, технологическое отставание, давление клиентов, давление заказчиков. На нем лежит ответственность за объективный анализ удовлетворенности и приверженности клиентов, поиск проблем при продаже и последующем сервисе, продукты и услуги для клиентов, ценовые несоответствия, недостатки оперирования. В итоге всего стратегический менеджмент предприятия должен формировать итоговое видение проблем бизнеса и обеспечивать адекватные ответные стратегические реакции на эти проблемы в сфере конкуренции, производства, предпринимательства, инновационного развития, обучения персонала и корпоративной культуры.

Идеи развития и продукты бизнеса. Стратегический менеджмент предприятия должен фокусировать идеи бизнеса на конечных продуктах, гарантировать их воплощение в конечных продуктах, обосновывать и обеспечивать превращение этих идей в конкретные процессы и функции бизнеса, в конкретные продукты этих процессов и функций и, главное, в конкретные конечные продукты бизнеса.

Стратегический  менеджмент в финансовой сфере. Действуя в финансовой сфере, стратегический менеджмент предприятия целиком полагается на философию финансового менеджмента. Стратегический менеджмент охватывает вопросы роста, доходности и денежного потока, связывает их решение, прежде всего, с возвращением средств, инвестированных в развитие, а гарантии успешных возвращений видит в эффективном управлении финансовым риском. Финансовый менеджмент вводит и использует финансовые меры эффективности бизнеса, определяющие окончательные цели стратегического развития предприятия. Стратегический менеджмент раскрывает и фокусирует на финансовых мерах все важные для бизнеса причинно- следственные отношения, выражает их смыслы через достижимые финансовые результаты. Стратегический менеджмент предприятия поддерживает и развивает финансовый менеджмент технологически. Он создает эффективную систему финансового маркетинга, планирования и управления, способную к полному охвату и глубокому анализу проблем бизнеса, подготовке ответственных решений по этим проблемам, научному прогнозу финансовых последствий таких решений. Он гарантирует достижение баланса между всеми применяемыми финансовыми мерами, финансовыми мерами и мерами риска, финансовыми и нефинансовыми мерами развития бизнеса. Он обеспечивает технологию разработки и исполнения конкурентной экономической стратегии предприятия, гибкой и устойчивой к изменениям среды.

Стратегический  менеджмент в сфере отношений  с клиентами. Действуя в сфере отношений с клиентами, стратегический менеджмент предприятия должен быть нацелен на результаты, выраженные в универсальных мерах удовлетворенности клиентов, удержания и захвата клиентов, доходности клиентов и долей рынка. В совокупности эти меры характеризуют источники доходов предприятия и достижения его финансовых целей. Главной задачей стратегического менеджмента в данной сфере его деятельности является оптимальная целевая настройка стратегии бизнеса на группы клиентов и рынки, от которых можно ожидать наибольшего роста и доходности. Решение этой задачи связано с технологической поддержкой и развитием коммерческого менеджмента предприятия. Результатом решения должны стать измерения конкурентоспособности бизнеса предприятия и создание на базе этих измерений подсистемы стратегического менеджмента, ответственной за подготовку коммерческих решений по наращиванию бизнеса, увеличению клиентского ядра в целевых долях, анализу и прогнозу чистой прибыли от каждого клиента и/или сегмента, улучшению пропорций бизнеса на конкретных рынках.

Развитие внутренних бизнес-процессов. Стратегический менеджмент предприятия должен взять на себя работы по инженерному перепроектированию внутренних бизнес-процессов, играющих ключевую роль в обеспечении конкурентоспособного бизнеса. Основное внимание стратегического менеджмента должно быть направлено на длинные волны создания ценности, обусловленные инновационными процессами. Он должен создать такую практику, когда фокус развития внутреннего бизнеса будут определять меры эффективности инновационных процессов, порождающих конкурентные преимущества. Стратегический менеджмент должен выяснять, насколько необходимы рынку запланированные им изменения, прогнозировать в объеме и времени спрос на такие изменения, оценивать доходность связанного с ними внешнего бизнеса предприятия. Решая эти вопросы, стратегический менеджмент предприятия должен минимизировать экономический риск, понимать конечное превосходство рынка, оценивать и просчитывать его доминирующее влияние.

Стратегический  менеджмент в сфере обучения и  роста. Действуя в сфере обучения и роста, стратегический менеджмент предприятия берет на себя подготовку решений, формирующих новые инновационные возможности предприятия, новый уровень компетентности служащих и менеджеров, новую инновационную культуру, новые производственные отношения. Стратегический менеджмент ориентируется на существующие стандарты деятельности и идет от них к самой передовой практике. В целях обеспечения успеха бизнеса он должен знать, насколько эффективно использован человеческий капитал предприятия, как он востребован и организован для интеллектуальной работы, насколько хорошо обеспечено его воспроизводство для решения текущих и будущих стратегических проблем. Стратегический менеджмент должен взять на себя решение задач структурирования обучения и развития персонала по характеру текущих и будущих потребностей, уровням требований, степени массовости, масштабам охвата, сценариям, программам и видам обучения, ключевым темам и способам организации подготовки персонала. Стратегический менеджмент должен разрабатывать цели и меры, обеспечивающие мотивацию и обратные связи, обращенные к деятельности и интересам отдельных лиц, групп, команд и их лидеров. Стратегический менеджмент должен создавать и внедрять на предприятии метрику стратегического охвата работ будущего и информационного охвата будущей деятельности персонала. Он должен применять специальные оценки текущей и потенциальной готовности информации к ее использованию при выполнении работ будущего. Его конечной целью является построение высоко эффективной системы управления предприятием, основанной на передовых информационных технологиях.

Измерения бизнеса. Стратегический менеджмент предприятия должен обеспечить правильное отображение стратегии развития предприятия в меры результатов, меры ускорения, меры диагностики. Опираясь на эти меры, он должен выявить причинные отношения между всеми мерами, обосновать меры воздействия на ускорение развития (драйверы выполнения), установить связи драйверов выполнения с финансовыми результатами. Обязательными сферами такой деятельности стратегического менеджмента являются финансы предприятия, отношения с клиентами, внутренние бизнес-процессы, обучение и рост. Меры результатов и драйверы выполнения составляют главное поле интеллектуальной работы стратегического менеджмента. Он вводит и применяет их для разработки стратегического проекта, сутью которого является эффективный переход к конкурентоспособному бизнесу.

Аналитическое превосходство. Стратегический менеджмент предприятия должен гарантировать высокое качество и аналитическое превосходство предлагаемых им решений проблем развития бизнеса. Эмпирической, научной, технологической и организационной базой стратегического менеджмента является информационная технология решения стратегических проблем. Применяя эту технологию, стратегический менеджмент работает с четырьмя уровнями представления проблем развития бизнеса: видение (проблемы развития выражены в форме стратегии развития), данные (стратегия развития выражена в совокупности стратегических мер, показателей, значений показателей), знания (проблема развития раскрыта и понята во всех ее смыслах), решение (проблема разрешена в техническом проекте стратегических инноваций). Стратегический менеджмент отвечает за весь жизненный цикл стратегической проблемы. Этот цикл включает четыре этапа: измерение (обоснование, введение и применение стратегических мер), анализ (познание закономерностей), проектирование (разработка, оформление, утверждение стратегических решений), исполнение (стратегическое управление инновационным развитием). На этапе измерения стратегический менеджмент создает эмпирическую базу будущих решений, формирует видение проблем развития бизнеса во всех перспективах. На этапе системного анализа стратегический менеджмент организует исследования, нацеленные на разработку полного законченного и совершенного знания о проблемах развития бизнеса предприятия. На этапе проектирования стратегический менеджмент осуществляет практическое решение проблем развития бизнеса в каждой стратегической перспективе и создает в итоге завершенный технический проект стратегических инноваций. На этапе исполнения стратегический менеджмент курирует рабочие стадии проектных работ, поддерживает внедрение нового бизнеса, всячески способствуя фактическому выходу предприятия на новый уровень конкурентоспособности.

Менеджмент информатизации. Стратегический менеджмент в сфере информационных технологий (ИТ) и информационных систем (ИС) должен быть выделен в ключевой компонент стратегического менеджмента развития бизнесапредприятия. Суть деятельности этого компонента определяют задачи разработки, планирования и аудита реализации ИТ/ИС-стратегии с целью достижения конкурентных преимуществ предприятия в бизнесе. Под ответственность компонента подпадают вопросы приведения ИТ и ИС в соответствие с требованиями бизнеса и обоснования гарантий их эффективности в бизнесе. При решении этих вопросов стратегический менеджмент ИТ и ИС должен следовать концепции IT Governance и опираться на стандарт GobiT.

Стратегический менеджмент ИТ и ИС предприятия должен: обеспечить единую информационную среду предприятия; использовать ИТ и ИС как ключевые преимущества и инструменты бизнеса; строить менеджмент ИТ и ИС, в опоре на процессы, ресурсы и требования к информации, предъявляемые бизнесом; создать модель развития бизнеса предприятия, базированную на ИТ/ИС-стратегии; достигать и обеспечивать соответствие между целями бизнеса предприятия и менеджментом в сфере ИТ и ИС; гарантировать эффективное управление инвестициями в ИТ и ИС; полностью взять на себя оценку рисков, аудит эффективности информационных систем, оптимизацию всей деятельности в сфере ИТ и ИС, решение кадровых проблем в этой сфере.

 

  1. Современные концепции стратегического менеджмента в государственном управлении на примере таможенных органов России

 

Управление таможенным делом в современных условиях представляет собой синтез теории государственного управления и менеджмента, является самостоятельной областью знаний, требует целенаправленного, систематического и глубокого изучения. В условиях формирования новой институциональной среды в сфере внешнеэкономической и таможенной деятельности значительно актуализируются задачи повышения эффективности таможенного администрирования. Наиболее адекватным инструментом решения таких задач является стратегическое планирование и управление.

На смену долгосрочному  планированию в конце 60-х гг. пришло стратегическое планирование, которое  впоследствии трансформировалось в  концепцию стратегического менеджмента. Основной принцип стратегического  планирования - от будущего к настоящему - в корне отличался от принципа предшествовавшего ему долгосрочного  планирования - от прошлого к будущему. Существенное различие было и в трактовке  будущего. Стратегическое планирование не исходило из посылки, что будущее  непременно должно быть лучше настоящего. Поэтому важное место отводилось анализу перспектив организации, задачей  которого является выяснение тех  тенденций, опасностей, возможностей, а также чрезвычайных ситуаций, которые  способны изменить сложившиеся тенденции.

И. Ансофф также отметил принципиальное отличие стратегического планирования от долгосрочного[1]. В системе долгосрочного планирования предполагается, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций роста. В системе стратегического планирования отсутствует предположение о том, что будущее непременно должно быть лучше прошлого, и не считается, что будущее можно изучить методом экстраполяции. «Представление о стратегическом планировании, как о повторяющемся через несколько лет долгосрочном планировании, также ложное и чревато опасными последствиями».

 

 Впервые, термины стратегическое  планирование и управление были  введены в обиход на стыке  1960-70 гг. для того, чтобы обозначать  разницу между текущим управлением  на уровне производства и управлением,  осуществляемом на высшем уровне. В широком смысле стратегическое управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

В узком смысле – это  многоплановый поведенческий процесс, направленный на развитие экономической  системы путем разработки и реализации стратегии с учетом факторов внешней  среды. Он включает формирование видения  и миссии, постановку целей, выработку  стратегии, определение необходимых  ресурсов и поддерживание взаимоотношений  с внешней средой, которые позволяют  организации добиваться поставленных целей.

Концепция стратегического  управления включает в себя несколько  элементов.

Первый элемент  – определение основных целей – охватывает систему целей, включающую миссию, общеорганизационные и специфические цели.

Второй элемент  – приоритеты распределения ресурсов – затрагивает принципы распределения ресурсов.

Третий элемент  – правила осуществления управленческих действий – связан с принятием действий, направленных на достижение поставленных целей.

Концепция стратегического  управления может быть представлена в виде схемы. Алгоритм процесса стратегического управления включает несколько этапов: 1) формирование видения и миссии организации; 2) постановка целей и задач; 3) оценка и анализ внешней среды; 4) управленческое обследование внутренней среды, направленное на выявление сильных и слабых сторон организации; 5) анализ стратегических альтернатив; 6) выбор стратегии; 7) реализация стратегии; 8) оценка стратегии.

 

Также определение стратегического  планирования дано на федеральном уровне  в Указе Президента РФ № 536 от 12.05.2009 года: «Под стратегическим планированием  в РФ понимается определение основных направлений, способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития РФи обеспечения национальной безопасности.[4]

Основным способом достижения стратегических целей устойчивого  развития Российской Федерации и  обеспечения национальной безопасности является реализация стратегических национальных приоритетов, включая приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации.

Стратегическое планирование осуществляется путем разработки концепций, доктрин, стратегий, программ, проектов (планов) устойчивого развития Российской Федерации с учетом задач обеспечения  национальной безопасности. Научное  стратегическое планирование является единственным инструментарием для  обеспечения бескризисного развития экономики в направлении устойчивого  роста качества жизни.

Стратегическое управление традиционно рассматривается в  рамках коммерческих организаций. В  то же время все основные закономерности стратегического управления, использующиеся в классических теориях и руководствах, проявляются в управлении государством. В России и в мире в последнее время произошли большие изменения, связанные с условиями функционирования государственного сектора, что отражает общие тенденции развития всего общества. Интернационализация экономических связей, информатизация всех аспектов жизни людей, развитие когнитивных технологий (технологий управления на основе знаний), обострение конкуренции организаций и государств, новая роль нематериальных нововведений – вот лишь неполный перечень новых реалий на рубеже XX и XXI вв.

В государственном секторе  происходят изменения, аналогичные  преобразованиям в коммерческом секторе. В практику управления в  государственных организациях все  больше проникают подходы и методы менеджмента, оправдавшие себя в  частном секторе. Это относится  и к концепции ориентации на потребителя, и к стратегическому планированию, и к делегированию полномочий, и к маркетингу, и к методам  управления корпоративной культурой, и ко многим другим методам и приемам  управления. Несмотря на споры вокруг вопроса о сходствах и различиях государственных и коммерческих организаций с точки зрения применения к ним различных концепций управления, можно констатировать, что большинство авторов, рассматривающих этот вопрос, согласны с возможностью успешного применения различных подходов, апробированных в коммерческих организациях, к управлению в государственном секторе [6].).

К примеру, основные методы, которые используются коммерческими  организациями для формирования стратегии своего развития, могут  применяться с определенными  оговорками и к государственному сектору. Далеко не всегда стратегическая цель коммерческих негосударственных  компаний – это прибыль. Довольно часто целью коммерческого предприятия  является достижение определенного  состояния, конкретных показателей, которые  в свою очередь могут характеризовать  качество предоставляемых услуг  или товаров, обеспечение безопасности или снижение издержек. Тем самым  применение данных методов классического  и стратегического менеджмента  с правильной формулировкой цели и показателей позволяет применять  их в государственном секторе. Помимо классического SWOT-анализа, матрицы  БКГ и некоторых других матриц стратегического планирования, в  компаниях широко используются также  альтернативные подходы к разработке стратегии. К ним можно отнести[3]: 1. Анализ трех «К» (3 Cs Analysis); 2. Анализ отрасли по модели пяти сил Майкла Портера; 3. Сеть ценностей (Value Net); 4. Матрица оценки возможностей (Opportunity Evaluation Matrix); 5. Матрица рисков; 6. Стратегические группы; 7. Матрица SPACE (The SPACE Matrix); 8. Матрица конкурентного преимущества (усовершенствованная матрица BCG); 9. Концепция стратегического планирования Abell; 10. Типология конкурентных стратегий Ф. Котлера; 11. Жизненный цикл товара или услуги; 12. Эволюционная модель жизненного цикла товара. 

Перечисленные выше методы и приемы зарекомендовали себя в  консалтинговых компаниях и крупных  корпорациях, что, несомненно, может  быть использовано в Российских реалиях, учитывая общий процесс модернизации страны, определенный руководством нашего государства.

В систему управления таможенными  органами также постепенно проникают  методы стратегического управления и планирования, в результате появляются такие относительно новые управленческие явления, как[2]:

1) формирование миссии и целей таможенной службы;

2) стратегический анализ внешней среды, включающий: анализ угроз и возможностей макроокружения; анализ среды непосредственного окружения (анализ движущих сил); анализ конкурентной среды в отрасли по матрице М. Портера, SWOT-анализ конкурентов.

Однако наиболее всего  зарекомендовали себя подходы и  методы программно - целевой подхода (ПЦП), которые предполагают концентрацию и комплексное использование  ресурсов для достижения важнейших  целей социально-экономического развития. В основе этого подхода лежит  разработка программ. Мировой опыт показывает эффективность применения целевых программ развития, направленных на совершенствование национальных таможенных служб.

 

Преимущество ПЦП состоит  в том, что он позволяет в пределах каждой целевой программы сконцентрировать внимание на наиболее узловых, приоритетных мероприятиях программы, что обеспечивает повышение эффективности и минимизацию  затрат при исполнении программных  целей. На основе ПЦП можно более  полно объединять все имеющиеся  ресурсы и использовать их для  решения некоторых типов задач. При правильном применении он обеспечивает большую гибкость, динамизм и адаптивность системы управления, создает обстановку, в которой повышается ответственность  за выполнение возложенных задач, преодолевает отрицательные стороны функционального  принципа строгой вертикальной иерархии.

Также наиболее явно выраженными  являются тенденции корректировки  классической модели управления в государственном  секторе и широкого внедрения  методологий стратегического управления, ориентированных на результат. В качестве примера можно привести систему БОР (Бюджетирования, ориентированного на результат), которая является методологическим подходом к планированию и исполнению бюджетов, при котором используются методы распределения бюджетных ресурсов в согласовании с целями, задачами и функциями государства и с учётом меняющихся приоритетов государственной политики. Кроме того, в подходе предполагается контроль результативности расходования бюджетных средств путём оценки достижения количественных и качественных показателей исполнения.

 

Можно сделать вывод о  том, что комплексный механизм ПЦП  и БОР необходимо эффективно использовать для решения задач, которые ставятся Президентом РФ и Правительством РФ перед ФТС России.

В целом методы государственного управления трансформируются из преимущественно  командно-административных в преимущественно экономико-управленческие. Однако в тех сферах государственной службы, где преобладают рутинные функции и решение повторяющихся стандартных задач, доминируют и традиционные, бюрократические методы управления. Более того, авторитарное управление в этом случае может оказаться наиболее результативным.

Таким образом, новые условия  развития общества приводят к тому, что многие методы и приемы менеджмента, доказавшие свою результативность в  коммерческом секторе, постепенно переносятся  в практику государственной службы. В то же время государственные  организации характеризуются особенностями, отличающими их от частных. Эти особенности  заключаются, прежде всего, в масштабах  и качестве целей, ответственности, отчетности и оценке результатов  деятельности. Поэтому не все методы и приемы менеджмента, дающие результаты в частном секторе, могут в  неизменном виде найти эффективное  применение в государственной службе.

В последнее время во всем мире отмечаются изменения модели менеджмента  в государственной службе, и эти  изменения в целом совпадают  с изменениями менеджмента в коммерческих организациях. Для системы управления таможенными органами такая тенденция сопровождается также условиями и перспективой развития сферы ВЭД России и таможенного дела в целом.

Таким образом, можно сделать  ряд выводов о том, что, во-первых, государственный сектор активно развивается и эволюционирует, приобретая некоторые черты маркетинговой модели управления, путем использования теоретических и практических наработок в теории управления, общего и стратегического менеджмента.

Во-вторых, большая часть специальных методов, характерных для частных негосударственных компаний, все больше используются для достижения конкретных стратегических результатов в государственном секторе.

В-третьих, можно сделать вывод о том, что комплексный механизм ПЦП и методологий управления, ориентированных на результат можно эффективно использовать для решения стратегических задач, которые ставятся Президентом РФ и Правительством РФ перед ФТС России.

Назначение системы стратегического менеджмента