Операционный леверидж и его эффект

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансовый  менеджмент»

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2013

  1. Теоретическая часть

Операционный леверидж и его эффект.

Операционный (производственный) леверидж зависит от структуры издержек производства и, в частности, от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в структуре себестоимости. Поэтому производственный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Производственный леверидж показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.

Операционный леверидж – это потенциальная возможность влиять на балансовую прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции (постоянные и переменные расходы, оптимизация).

Понятие операционного левериджа связано со структурой себестоимости и, в частности, с соотношением между условно-постоянными и условно-переменными затратами. К переменным затратам, которые изменяются от изменения объема выпуска продукции, относятся сырье и материалы, топливо и энергия для технологических целей, покупные изделия и полуфабрикаты, основная заработная плата основных производственных рабочих, освоение новых видов продукции и др. К постоянным (общефирменным) затратам - амортизационные отчисления, арендная плата, заработная плата административно-управленческого аппарата, проценты за кредит, командировочные расходы, расходы на рекламу и др. . Рассмотрение в этом аспекте структуры себестоимости позволяет, во-первых, решать задачу максимизации прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов при приросте физического объема продаж, а, во-вторых, деление затрат на условно-постоянные и условно-переменные позволяет судить об окупаемости затрат и предоставляет возможность рассчитать запас финансовой прочности предприятия на случай затруднений, осложнений на рынке, в-третьих, дает возможность рассчитать критический объем продаж, покрывающий затраты и обеспечивающий безубыточную деятельность предприятия.

Решение этих задач позволяет прийти к следующему выводу: если предприятие  создает определенный объем условно-постоянных расходов, то любое изменение выручки  от продаж порождает еще более  сильное изменение прибыли. Это  явление называется эффектом операционного левериджа.

Анализ производственных затрат позволяет  определить их влияние на объем прибыли  от реализации, но если к этим проблемам  подойти глубже, то выясняется следующее:

  • такое деление помогает решить задачу увеличения массы прибыли за счет относительного сокращения тех или иных затрат;
  • позволяет искать наиболее оптимальное сочетание переменных и постоянных затрат, обеспечивающих прибавку прибыли;
  • позволяет судить об окупаемости затрат и финансовой устойчивости на случай ухудшения хозяйственной ситуации.

Силу (эффект) оперативного левериджа можно рассматривать как характеристику делового риска предприятия, возникающего в данной сфере бизнеса или в связи с его отраслевой принадлежностью. А измерить этот эффект можно как процентное изменение прибыли от реализации после возмещения переменных затрат (или НРЭИ) при данном проценте изменения физического объема продаж по формуле (1):

ЭОЛ = (1)

где Q - физический объем продаж;

НРЭИ - прибыль от реализации после  возмещения переменных затрат

При этом прибыль от реализации после  возмещения переменных затрат рассчитывается по формуле (2):

НРЭИ = p * Q – (Sпз *Q + Sпост) = Q * (p – Sпз)

где Q - физический объем продаж;

р – цена;

p * Q – выручка от реализации;

Sпз – ставка переменных затрат на выпуск продукции;

Sпост – постоянные затраты

Изменение прибыли от реализации после  возмещения переменных затрат рассчитываются по формуле (3):

∆НРЭИ = ∆Q *(p – Sпз) (3)

Таким образом получаем, что эффект операционного левериджа рассчитывается по формуле (4):

ЭОЛ =  * = = (4)

Эффект операционного левериджа можно также рассчитать по формуле (5):

ЭОЛ = =   (5)

где МД - маржинальный доход;

П – прибыль.

Эта формулы позволяет ответить на вопрос, насколько чувствителен маржинальный доход к изменению  объема производства и продаж, и  насколько хватило бы маржинального  дохода не только на покрытие постоянных расходов, но и формирование прибыли.

В связи с понятием эффекта производственного  левериджа возникает понятие запаса финансовой прочности (ЗФП), который обеспечивает получение прибыли предприятия, и понятие предела безопасности (безубыточный объем производства и продаж или критический объем продаж).

Критический объем продаж в натуральном  выражении рассчитывается по формуле (6):

 (6)

где р – цена;

Sпз – ставка переменных затрат на выпуск продукции;

Sпост – постоянные затраты

Критический объем продаж в стоимостном  выражении рассчитывается по формуле (7):

(7)

где р – цена;

Sпз – ставка переменных затрат на выпуск продукции;

Sпост – постоянные затраты;

МД - маржинальный доход.

Запас финансовой прочности рассчитывается по формуле (8):

(8)

где ВРФ – выручка от реализации (фактическая);

Qк (стоим) - критический объем в стоимостном выражении

Аналитическое представление модели безубыточности – это формула  безубыточности (9):

В = З (9)

где В - выручка

З - затраты

Из этой формулы выводятся все  базовые параметры:

  • критический (безубыточный) объем производства, равный порогу рентабельности;
  • критическое значение цены реализации;
  • критическое значение постоянных затрат;
  • критическое значение переменных затрат.

По каждому из этих параметров рассчитывается маржа безопасности – это процентное соотношение плановой, или фактической  и критической величины параметра. Для объема производства эта маржа  называется запас финансовой прочности  предприятия. Он показывает, на сколько процентов при изменении ситуации на рынке может упасть объем производства вплоть до критического.

Важными понятиями в управлении объемом производства являются:

Контрибуционная маржа (маржинальный доход) - это разница между ценой  и удельными переменными затратами.

Критический объем производства –  это количество продукции суммарный  маржинальный доход от реализации, которой покрывает условно-постоянные расходы.

Объем реализации в натуральных  единицах , который обеспечивает заданный валовый доход, рассчитанный по формуле (10):

(10)

где FC – постоянные расходы;

ВД задан - заданный валовый доход;

КМ – контрибуционная маржа.

Величину производственного левериджа можно считать показателем рискованности не только самого предприятия, но и вида бизнеса, которым это предприятие занимается, поскольку соотношение постоянных и переменных расходов в общей структуре затрат является отражением не только особенностей данного предприятия и его учетной политики, но и отраслевых особенностей деятельности.

Можно привести различные примеры, показывающие роль производственного левериджа; в основном все эти примеры связаны с ресурсоемкими отраслями. В частности, в области нефтедобычи уровень постоянных расходов очень высок, поскольку вне зависимости от степени интенсивности использования скважины необходим определенный, и весьма немалый, минимум расходов на ее поддержание. То же самое можно сказать о металлургической промышленности, железнодорожном и водном транспорт и т.п.

Прибыль предприятия, у которого уровень  производственного левериджа выше, более чувствительна к изменениям выручки. При резком падении продаж такое предприятие может очень быстро "упасть" ниже уровня безубыточности. Иными словами, предприятие с более высоким уровнем производственного левериджа является более рискованным.

Однако считать, что высокая  доля постоянных расходов в структуре  затрат предприятия является отрицательным  фактором, так же как и абсолютизировать значение маржинального дохода, нельзя. Увеличение производственного левериджа может свидетельствовать о наращивании производственной мощи предприятия, о техническом перевооружении, повышении производительности труда, а также реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Все эти факторы, несомненно являющиеся положительными, проявляются в увеличении доли постоянных расходов и приводят к увеличению эффекта производственного левериджа.

Анализ величин постоянных и  переменных расходов предприятия позволяет  выявить уровень риска, что является необходимым этапом планирования и  принятия управленческих решений.

Как правило, чем выше постоянные затраты  предприятия, тем выше связанный  с ним предпринимательский риск. В свою очередь, высокие постоянные затраты обычно являются результатом  наличия у предприятия дорогостоящих  основных средств, нуждающихся в  обслуживании и периодическом ремонте.

Вообще говоря, сложившийся в  предприятии уровень производственного  левериджа - это характеристика потенциальной возможности влиять на прибыль до вычета процентов и налогов путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска.

 

 

  1. Решение задач из перечня.

Задача №6

 Сумма на выплату дивидендов = 3000 тыс. руб. Общая сумма акций = 4500 тыс. руб., в т. ч. привилегированных акций =500 тыс. руб. с фиксированным размером дивиденда 50% к их номинальной цене.

3000/4500 =  0,66 – 66 % в среднем  получит каждая акция, в том   числе привилегированная, так  как 50 % < 66%.

Ответ: Размер дивидендов по акциям для всех акций составляет 66%

Задача № 12

Рассчитать ущерб страхователя и сумму страхового возмещения по системе предельной ответственности. Стоимость нормативная = 2,8 тыс. руб. с 1 га. Фактическая стоимость урожая = 2,1 тыс. руб. с 1 га. Площадь посева — 400 га. Ущерб возмещается в размере 70%.

  1. 2,8 - 2,1 = 0,7
  2. (0,7* 400) * 70% = 196 тыс. руб.

Ответ: страховая выплата по системе  предельного страхования составит 196 тысяч рублей.

Задача № 15

Анализ оборачиваемости оборотных  средств хозяйствующего субъекта.

 

Показатели

Период

Изменение

базисный

отчетный

Выручка, тыс. руб.

27000

28 800

+1800

Количество дней анализируемого периода ,дней

90

90

0

Однодневная выручка, тыс.руб.

300

320

+20

Средний остаток оборотных  средств, тыс. руб.

9900

10240

+340

Продолжительность одного оборота, дней

33

32

-1

Коэффициент оборачиваемости  средств, обороты

2,72

2,81

+0,9

Коэффициент загрузки средств  в обороте

0,36

0,35

-0,01


По данным таблицы видно что оборачиваемость средств возросла на 0,9 , это говорит о высвобождении оборотных средств субъекта. Об этом так же говорит коэффициент загрузки средств в обороте, который уменьшился на 0,01. Это говорит о том, что предприятие может с этой же суммой произвести больше продукции или выпускать такое же количество продукции с меньшими затратами оборотных средств.

Задача № 22

Ежегодные амортизационные  отчисления = 1 200 руб. Определите размер АФ через 4 года службы и БС, если через 4 года службы остаточная стоимость = 3 600 руб.

АФ = 1200 * 4 = 4800

БС = 4800 + 3600 = 8400

Ответ: амортизационный фонд составляет 4800 рублей, балансовая стоимость составляет  8400 рублей.

Задача № 24

Кредита = 12 тыс. руб. Процентная ставка — 12 % годовых. Срок погашения — 6 месяцев. Рассчитайте план погашения кредита двумя способами: 1) кредит и проценты по кредиту будут погашены через б месяцев; 2) кредит и проценты по кредиту будут выплачиваться ежемесячно равными долями.

1)Единовременный платеж составит 12720 рублей.

2) A = K · S  - формула аннуитетного платежа

   - коэффициент аннуитетного платежа

Ежемесячные платежи составят 2070,55 рублей

Ответ: 1)12720 рублей ; 2) 2070,55 рублей

 

Задача 5.

Рассчитать размер дивиденда  по обыкновенным акциям.

Данные для  расчета. Прибыль акционерного общества, направляемая на выплату дивидендов, составляет 2000 тыс. руб. Общая сумма акций — 4500 тыс. руб., в том числе привилегированных акций — 500 тыс. руб. с фиксированным размером дивиденда 50% к их номинальной цене.

  1. 2000/4500 *100% = 44% - Это ниже 50%, такого у привилегированных акций быть не может, поэтому расчет не закончен.
  2. 500 т.р. * 50% = 250т.р.
  3. 2000т.р. – 250т.р. = 1750 т.р.
  4. 1750 / 4000 *100% = 43%

Ответ: Привилегированные  акции получат по 50% дивидендов, а  обычные по 43 %.

Задача 11.

Рассчитать ущерб страхователя и сумму страхового возмещения по системе предельной ответственности.

Данные для  расчета. Пшеница застрахована по системе предельной ответственности исходя из средней за пять лет урожайности 16 ц. с 1 га на условиях выплаты страхового возмещения в размере 70% причиненного убытка за недополучение урожая. Площадь посева — 400 га. Фактическая урожайность пшеницы составила 14,8 ц. с 1 га. Закупочная цена пшеницы — 77 руб. за 1 ц.

  1. (16-14,8) * 400 = 480
  2. 480 * 70% = 336
  3. 336*77 = 25872

Ответ: Страховое возмещение составит 25872 рубля.

Задача 13.

 Рассчитать минимальный  объем продажи продукции в  рублях и в единицах с точки  зрения самоокупаемости.

Данные для расчета. Хозяйствующий субъект предполагает производить новую продукцию по цене 1 тыс. руб. за единицу. Годовая сумма условно-постоянных затрат хозяйствующего субъекта составляет 10 млн. руб. Уровень переменных затрат на единицу продукции — 52% от цены.

1 – 1т.р. / 52% = 520рублей

2 – 10 000 000 / 520 = 19230

Ответ: Для самоокупаемости  нужно 19230 шт товара или 19230770 рублей.

Задача 21.

Нормативный срок службы основных фондов 6 лет. Сумма ежегодных амортизационных  отчислений составляет 1000 рублей.

Определите норму амортизации  и балансовую стоимость основных фондов.

1 – 1000*6 = 6000 рублей 

2 – 100/6 = 16,7 %

Ответ: балансовая стоимость  основных фондов составляет 6000 рублей,   норма амортизации составляет 16,7% .

Задача 29.

Рассчитать срок окупаемости и определить какой проект предпочтительнее.

Рассмотрим два проекта  с неравномерными притоками денежных средств, определенными после налогообложения. Предположим, что стоимость каждого  составляет 500 млн. руб.

Год

А (млн. руб.)

Б (млн. руб.)

1

50

180

2

110

150

3

150

130

4

190

120

5

230

110

6

270

90


Проект А и проект Б окупятся через 4 года.

Однако общая сумма  притоков денежных средств  разная:

Проект А = 1000 млн р.

Проект Б = 780 млн.р.

Ответ: проект А более выгоден, окупится через 4 года.

Задача 3.

Рассчитать курс акции и ее рыночную стоимость.

Номинальная цена акции — 1000 руб. Дивиденд — 100%, ссудный процент — 80%.

1)100 – 80 = 20%                         2) 1000 * 20 % = 1200

Ответ: Стоимость акции  составляет 1200 рублей.

Задача 11.

Рассчитать ущерб страхователя и сумму страхового возмещения по системе предельной ответственности.

Пшеница застрахована по системе  предельной ответственности исходя из средней за пять лет урожайности 16 ц. с 1 га на условиях выплаты страхового возмещения в размере 70% причиненного убытка за недополучение урожая. Площадь посева — 400 га. Фактическая урожайность пшеницы составила 14,8 ц. с 1 га. Закупочная цена пшеницы — 77 руб. за 1 ц.

16-14,8 = 1,2ц

1,2 * 400 = 480 ц

480*70% = 336 ц

336*77 = 25872 рубля

Ответ: Страховая выплата  составит 25 872 рублей.

Задача 16.

Анализ эффективности использования  капитала, вложенного в основные фонды.

Показатели

Период

Изменение

базисный

отчетный

Выручка, тыс. руб.

100

120

+20

Среднегодовая стоимость  основных фондов, тыс.руб.

55

60

+5

Фондоотдача основных фондов,тыс.руб.

1,81

2

+0,19

Фондоемкость продукции

0,55

0,5

-0,05


На основе полученных данных можно сказать что фондоотдача основных фондов возросла на 0,19, что не значительно. Фондоемкость продукции немного уменьшилась на 0,05. Эти изменения говорят о том, что прибыль за единицу основных фондов возросла.

Задача 23.

С начала работы предприятия  в эксплуатацию были введены основные фонды, балансовая стоимость которых 32 000 руб. Через 3 года работы предприятия  остаточная стоимость основных фондов составила 20 000 руб.

Определите норму амортизации  и нормативный срок службы основных фондов предприятия.

32000-20000 = 12000

12000/3 =4000

32000/4000 = 8 лет службы

4000/ 320 =  12,5 % годовых норма аморт

 

Задача 25.

 Определите, что стоит дороже: кредит 36 тыс. руб., за который нужно выплачивать 3,86 тыс. руб. ежемесячно в течение года, или кредит такого же размера, за который нужно платить ежемесячно 1,4 тыс. руб. в течение 3 лет?

1)46320,   переплата = 10320

2)50400, переплата = 14400  

Ответ: большая переплата  во втором варианте.

 


Операционный леверидж и его эффект