Система налоговых вычетов при налогообложении НДФЛ
Министерство культуры РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный университет
Институт экономики и управления
Кафедра бухгалтерского учета
Реферат
По дисциплине «Налогообложение»
На тему «Система налоговых вычетов при налогообложении НДФЛ»
Выполнила:
Студентка 3 курса
Заочного отделения
Саунова А.Н.
№4962
Санкт-Петербург
2013
2
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основные элементы налога на доходы физических лиц………………..4
1.1. Налогоплательщики и объекты налогообложения…………………………....4
1.2.Налоговые ставки………………………………………………………………
Глава 2. Система налоговых вычетов при НДФЛ…………………………………9
2.1. Стандартные
налоговые вычеты……………………………………
2.2. Социальные
налоговые вычеты……………………………………
2.3. Имущественные
налоговые вычеты……………………………………
2.4. Профессиональные
налоговые вычеты……………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиография
3
Введение
Актуальность темы реферата заключается
в том, что налог на доходы физических
лиц является одним из ведущих налогов
в налогообложении физических лиц. Данный
налог уплачивается гражданами Российской
Федерации со всех видов доходов, полученных
ими в календарном году, как в денежной,
так и в натуральной форме.
Это, в частности, заработная плата и премиальные
выплаты, доходы от продажи имущества,
гонорары за интеллектуальную деятельность,
подарки и выигрыши, оплата за питание,
обучение (за счет предприятия) и т.п.
Цель контрольной работы: изучить все
стороны налога на доходы физических лиц.
Для достижения цели необходимо решить
следующие задачи:
1. Рассмотреть налогоплательщиков и объекты
налогообложения;
2. Изучить налоговые ставки и вычеты;
3. Рассмотреть систему налоговых вычетов
при НДФЛ.
Объектом изучения является налог на доходы
физических лиц (НДФЛ).
Предмет изучения – основные элементы
НДФЛ и система вычетов
В ходе написания реферата необходимо
изучить Налоговый Кодекс Российской
Федерации и множество нормативно-правовых
актов.
4
Глава 1. Основные элементы налога на доходы физических лиц.
1.1. Налогоплательщики и объекты налогообложения
Налогоплательщиками
налога на доходы физических лиц признаются
физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской
Федерации, а также физические лица, получающие
доходы от источников в Российской Федерации,
не являющиеся налоговыми резидентами
Российской Федерации.
Налоговыми резидентами признаются физические
лица, фактически находящиеся в Российской
Федерации не менее 183 календарных дней
в течение 12 следующих подряд месяцев.
Период нахождения физического лица в
Российской Федерации не прерывается
на периоды его выезда за пределы Российской
Федерации для краткосрочного (менее шести
месяцев) лечения или обучения.
Независимо от фактического времени нахождения
в Российской Федерации налоговыми резидентами
Российской Федерации признаются российские
военнослужащие, проходящие службу за
границей, а также сотрудники органов
государственной власти и органов местного
самоуправления, командированные на работу
за пределы Российской Федерации .
Объектом налогообложения признается
доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в Российской Федерации
и (или) от источников за пределами Российской
Федерации - для физических лиц, являющихся
налоговыми резидентами Российской Федерации;
2) от источников в Российской Федерации
- для физических лиц, не являющихся налоговыми
резидентами Российской Федерации.
К доходам от
источников в Российской Федерации относятся:
1) дивиденды и проценты, полученные от
российской организации, а также проценты,
полученные от российских индивидуальных
предпринимателей и (или) иностранной
организации в связи с деятельностью ее
обособленного подразделения в Российской
Федерации;
2) страховые выплаты при наступлении страхового
случая, в том числе периодические страховые
выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты,
связанные с участием страхователя в инвестиционном
доходе страховщика, а также выкупные
суммы полученные от российской организации
и (или) от
5
иностранной организации
в связи с деятельностью ее
обособленного подразделения в
Российской Федерации;
3) доходы, полученные от использования
в Российской Федерации авторских или
иных смежных прав;
4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного
использования имущества, находящегося
в Российской Федерации;
5) доходы от реализации:
- недвижимого имущества, находящегося
в Российской Федерации;
- в Российской Федерации акций или иных
ценных бумаг, а также долей участия в
уставном капитале организаций;
- в Российской Федерации акций, иных ценных
бумаг, долей участия в уставном капитале
организаций, полученные от участия в
инвестиционном товариществе;
- прав требования к российской организации
или иностранной организации в связи с
деятельностью ее обособленного подразделения
на территории Российской Федерации;
- иного имущества, находящегося в Российской
Федерации и принадлежащего физическому
лицу;
6) вознаграждение за выполнение трудовых
или иных обязанностей, выполненную работу,
оказанную услугу, совершение действия
в Российской Федерации. При этом вознаграждение
директоров и иные аналогичные выплаты,
получаемые членами органа управления
организации (совета директоров или иного
подобного органа) - налогового резидента
Российской Федерации, местом нахождения
(управления) которой является Российская
Федерация, рассматриваются как доходы,
полученные от источников в Российской
Федерации, независимо от места, где фактически
исполнялись возложенные на этих лиц управленческие
обязанности или откуда производились
выплаты указанных вознаграждений;
7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные
выплаты, полученные налогоплательщиком
в соответствии с действующим российским
законодательством или полученные от
иностранной организации в связи с деятельностью
ее обособленного подразделения в Российской
Федерации;
8) доходы, полученные от использования
любых транспортных средств, включая морские,
речные, воздушные суда и автомобильные
транспортные средства, в связи с перевозками
в Российскую Федерацию и (или) из Российской
6
Федерации или
в ее пределах, а также штрафы
и иные санкции за простой (задержку)
таких транспортных средств в
пунктах погрузки (выгрузки) в Российской
Федерации;
9) доходы, полученные от использования
трубопроводов, линий электропередачи
(ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной
связи, иных средств связи, включая компьютерные
сети, на территории Российской Федерации;
9.1) выплаты правопреемникам умерших застрахованных
лиц в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации об обязательном
пенсионном страховании;
10) Иные доходы, получаемые налогоплательщиком
в результате осуществления им деятельности
в Российской Федерации.
7
1.2. Налоговые ставки
1. Налоговая
ставка устанавливается в размере 13%, если
иное не предусмотрено ст. 224 НК РФ.
2. Налоговая ставка устанавливается в
размере 35% в отношении следующих доходов:
- стоимости любых выигрышей и призов,
получаемых в проводимых конкурсах, играх
и других мероприятиях в целях рекламы
товаров, работ и услуг, в части превышения
размеров, указанных в пункте 28 статьи
217 НК РФ;
- процентных доходов по вкладам в банках
в части превышения размеров, указанных
в статье 214.2 НК РФ;
- суммы экономии на процентах при получении
налогоплательщиками заемных (кредитных)
средств в части превышения размеров,
указанных в пункте 2 статьи 212 НК РФ;
3. Налоговая ставка устанавливается в
размере 30% в отношении всех доходов, получаемых
физическими лицами, не являющимися налоговыми
резидентами Российской Федерации, за
исключением доходов, получаемых:
- в виде дивидендов от долевого участия
в деятельности российских организаций,
в отношении которых налоговая ставка
устанавливается в размере 15%;
- от осуществления трудовой деятельности,
указанной в статье 227.1 НК РФ, в отношении
которых налоговая ставка устанавливается
в размере 13%;
- от осуществления трудовой деятельности
в качестве высококвалифицированного
специалиста в соответствии с Федеральным
законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом
положении иностранных граждан в Российской
Федерации", в отношении которых налоговая
ставка устанавливается в размере 13%;
- от осуществления трудовой деятельности
участниками Государственной программы
по оказанию содействия добровольному
переселению в Российскую Федерацию соотечественников,
проживающих за рубежом, а также членами
их семей, совместно переселившимися на
постоянное место жительства в Российскую
Федерацию, в отношении которых налоговая
ставка устанавливается в размере 13%;
- от исполнения трудовых обязанностей
членами экипажей судов, плавающих под
Государственным флагом Российской Федерации,
в отношении которых
8
налоговая ставка
устанавливается в размере 13%.
4. Налоговая ставка устанавливается в
размере 9% в отношении доходов от долевого участия в деятельности
организаций, полученных в виде дивидендов
физическими лицами, являющимися налоговыми
резидентами Российской Федерации.
5. Налоговая ставка устанавливается в
размере 9% в отношении доходов в виде процентов
по облигациям с ипотечным покрытием,
эмитированным до 1 января 2007 года, а также
по доходам учредителей доверительного
управления ипотечным покрытием, полученным
на основании приобретения ипотечных
сертификатов участия, выданных управляющим
ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.
9
Глава 2. Система налоговых вычетов при НДФЛ.
2.1. Стандартные налоговые вычеты
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая, статья 218.
При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 2 статьи 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:
1) в размере 3000 рублей
за каждый месяц налогового
периода распространяется на
следующие категории
лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- лиц, непосредственно
участвовавших в испытаниях
- лиц, непосредственно
участвовавших в подземных
- лиц, непосредственно
участвовавших в ликвидации
- лиц, непосредственно участвовавших в работах (в том числе военнослужащих) по сборке ядерных зарядов до 31 декабря 1961 года;
- лиц, непосредственно участвовавших в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ;
- инвалидов Великой
10
налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков:
- Героев Советского Союза
и Героев Российской Федерации,
- участников Великой
- лиц, находившихся
в Ленинграде в период его
блокады в годы Великой Отечест
- бывших, в том
числе несовершеннолетних, узников
концлагерей, гетто и других
мест принудительного
- инвалидов с детства, а также инвалидов I и II групп;
Налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на те категории налогоплательщиков, которые не перечислены в подпунктах 1 - 2 пункта 1 статьи 218, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется;
налоговый вычет в размере 600 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на:
- каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругами родителей;
- каждого ребенка у налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями.
11
2.2. Социальные налоговые вычеты
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая, статья 219.
При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 2 статьи 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов:
1) в сумме
доходов, перечисляемых
2) в сумме,
уплаченной налогоплательщиком
в налоговом периоде за свое обучение в образовательных
учреждениях, - в размере фактически произведенных
расходов на обучение, но не более 38 000
рублей, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем
за обучение своих детей в возрасте до
24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-
Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях.
12
Указанный социальный
налоговый вычет
Социальный
налоговый вычет предоставляетс
3) в сумме,
уплаченной налогоплательщиком
в налоговом периоде за услуги
по лечению, предоставленные
Общая сумма социального налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, не может превышать 38 000 рублей.
13
2.3. Имущественные налоговые вычеты
В соответствии
со статьей 220 Налогового кодекса Российской
Федерации имущественный
С 1 января 2003 года размер вычета ограничен суммой 1000000 руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство или приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры (с 1 января 2005 года без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации). До указанной даты максимальный размер вычета составлял 600000 руб.
Согласно пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (налога). Например: налогоплательщиком был не использован имущественный налоговый вычет по приобретенной в 2002 году или 2003 году квартире, то в 2006 году налогоплательщик может заявить о своем использованном праве на имущественный налоговый вычет по доходам, полученным в 2003 - 2005 годах и вернуть налог на доходы физических лиц за эти годы, представив налоговые декларации за соответствующие года, соответствующие декларируемым периодам документы и заявление в налоговый орган по месту жительства.
Сумма налога, подлежащая возврату налогоплательщику по декларации, возвращается на основании заявления налогоплательщика в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
14
Возврат налога
налогоплательщику
2.4. Профессиональные налоговые вычеты
При исчислении
налоговой базы в соответствии со
статьей 221 Кодекса право на получение
профессиональных налоговых вычетов
имеют следующие категории
1) физические
лица, зарегистрированные в
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций". К указанным расходам налогоплательщика относится также государственная пошлина, которая уплачена в связи с его профессиональной деятельностью.
Суммы налога на имущество физических лиц, уплаченного налогоплательщиками, указанными в настоящем подпункте, принимаются к вычету в том случае, если это имущество, являющееся объектом налогообложения в соответствии со статьями главы "Налог на имущество физических лиц" (за исключением жилых домов, квартир, дач и гаражей), непосредственно используется для осуществления предпринимательской деятельности.
15
Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности. Настоящее положение не применяется в отношении физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей;
2) налогоплательщики,
получающие доходы от
3) налогоплательщики,
получающие авторские
16
Заключение.
Налог на доходы
физических лиц является одним из
основных налогов уплачиваемых гражданами
Российской Федерации.
НДФЛ также является одним из видов прямых
налогов в РФ. Исчисляется он в
процентах от совокупного дохода физических
лиц без включения в налоговую базу налоговых
вычетов и сумм, освобожденных от налогообложения.
НДФЛ уплачивается со всех видов доходов,
полученных в календарном году, как в денежной,
так и в натуральной форме. Это, например,
заработная плата и премиальные выплаты,
доходы от продажи имущества, гонорары
за интеллектуальную деятельность, подарки
и выигрыши. Исключение составляют доходы,
не облагаемые налогом.
Таким образом цель по исследованию налога на доходы физических лиц достигнута и задачи по рассмотрению всех основных характеристик данного налога рассмотрены.
Библиография.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ
2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г.)
3. Стеркин Ф. М., Николаев К. Н. Налоговый кодекс: все, что вы должны государству // Деньги. 2005. Май (№18).
4. http://www.3-ndfl.net/nalog/
5. http://www.nalog.ru/fl/fl_