«Сладкий» бизнес: производство конфет
«Сладкий» бизнес: производство конфет
ОАО «Сладкий» бизнес - один из крупнейших производителей кондитерских изделий в России. Намерен приобрести новую производственную линию для изготовления шоколадной продукции класса «премиум» и «суперпремиум». С этой целью ОАО «Сладкий» бизнес заключил контракт с компанией Selmi( ведущий в Италии производитель оборудованиядля работы с шоколадом) на поставку оборудования для производства.
Активное
освоение новых видов
Для реализации поставки электронной станции был разработан бизнес план и произведена оценка.
Исходные данные по проекту предоставлены в таблице 1.
Таблица 1- Исходные данные по проекту
Показатели |
Единица измерения |
Значение | |
Стоимость оборудования составляет (Закупка оборудования производится в 2012 году) |
млн. руб. |
10,2 | |
Затраты на доставку и монтаж оборудования (установка и монтаж в 2012 год) |
млн. руб. |
3,84 | |
Затраты на инженерное обустройство, обучение персонала, реклама (за один год пред производственного периода, в начале 2013 года) |
млн. руб. |
1,79 | |
Срок работы оборудования после ввода в действие |
год |
5 | |
Прогнозируемый объем продаж новой продукции |
млн. руб. |
39,765 |
Продолжение таблицы 1
Текущие затраты |
млн. руб. |
32,607 | |
Условно постоянные затраты |
млн. руб. |
8,152 | |
В том числе амортизация |
млн. руб. |
2,365 | |
Годовой объем заказов |
Тыс.штук |
384 | |
Ставка по депозиту в Сберегательном Банке РФ |
% |
7 | |
Уровень риска |
% |
8 | |
Инфляция на рынке |
% |
12 |
Определить (без учета налогов):
- поток реальных денег;
- коэффициент дисконтирования проекта;
- чистый дисконтированный доход проекта (ЧДД) и чистую текущую стоимость (ЧТС) по годам реализации проекта;
- индекс доходности (ИД);
- рентабельность проекта (Р);
- внутреннюю норму доходности (ВНД) проекта, расчетную и графическую;
- срок окупаемости проекта, расчетный и графический;
- точку безубыточности проекта.
Определим:
- Поток реальных денег(рисунок 1)
Определение единовременных затрат (в млн. руб.)
- 2012 год = 10,2+3,84= 14,04 млн. руб.;
- 2013 год = 1,79 млн. руб.
Определение поступлений от проекта (в млн. руб.)
- 2013 год (на конец года) = 0;
- 2014 год (на конец года) = 39,765-32,607+2,365=9,523 млн. руб.;
- 2015 год (на конец года) = 39,765-32,607+2,365=9,523 млн. руб.;
- 2016 год (на конец года) = 39,765-32,607+2,365=9,523 млн. руб.;
- 2017год (на конец года) = 39,765-32,607+2,365=9,523 млн. руб.;
- 2018 год (на конец года) = 39,765-32,607+2,365=9,523 млн. руб.
В таблице 2 предоставлены данные для диаграммы CashFlow.
Таблица 2-Данные для диаграммы CashFlow (в млн. руб.)
Годы |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Cash(в млн. руб.) |
-14,04 |
-1,79 |
9,523 |
9,523 |
9,523 |
9,523 |
9,523 |
Рисунок 1- CashFlow (в млн. руб.)
2) Определение
коэффициента дисконтирования
Основная формула для расчета коэффициента дисконтирования:
,
где t - период взятый в годах,
r- ставка дисконта.
,
где rб/р– процентная ставка без риска (ставка по депозиту в Сберегательном Банке РФ ),
rр– процентная ставка с риском,
rинфл– процентная ставка инфляции на рынке,
r= 7%+8%+12%=27%
3) Определение чистого дисконтированного дохода проекта и чистой текущей стоимости по годам реализации проекта
,
где Di – доходы i-го периода,
Кi – затраты i-го периода.
Расчет ЧДД и ЧТС по проекту представлен в таблице3 .
Таблица 3 -Расчет ЧДД и ЧТС по проекту
T |
год |
D i (в млн. руб.) |
K i (в млн. руб.) |
kJ |
D i *kJ(в млн. руб.) |
K I *kJ(в млн. руб.) |
ЧДД (в млн. руб.) |
ЧТС (в млн. руб.) |
0 |
2012 |
0,0000 |
14,0400 |
1,0000 |
0,0000 |
14,0400 |
-14,0400 |
-14,0400 |
1 |
2013 |
0,0000 |
1,7900 |
0,7874 |
0,0000 |
1,4094 |
-1,4094 |
-15,4494 |
2 |
2014 |
9,5230 |
0,0000 |
0,6200 |
5,9043 |
0,0000 |
5,9043 |
-9,5452 |
3 |
2015 |
9,5230 |
0,0000 |
0,4882 |
4,6490 |
0,0000 |
4,6490 |
-4,8961 |
4 |
2016 |
9,5230 |
0,0000 |
0,3844 |
3,6607 |
0,0000 |
3,6607 |
-1,2355 |
5 |
2017 |
9,5230 |
0,0000 |
0,3027 |
2,8824 |
0,0000 |
2,8824 |
1,6469 |
6 |
2018 |
9,5230 |
0,0000 |
0,2383 |
2,2696 |
0,0000 |
2,2696 |
3,9165 |
Итого: |
47,6150 |
15,8300 |
19,3660 |
15,4494 |
3,9165 |
|||
Если ЧДД – положителен или больше нуля то проект рекомендуется к реализации. В проекте «Сладкий» бизнес: производство конфет ЧДД=3,9165это >0, следовательно проект можно рекомендовать к реализации. Так же по таблице 3 видно, что ЧТС на 5 год перейдет с минуса на плюс, т.е. период окупаемости проекта произойдет между четвертым и пятым годами.
4) Индекс доходности и среднегодовая рентабельность проекта
Индекс доходности (ИД) – это отношение суммарного дисконтированного дохода к суммарным дисконтированным затратам.
,
ИД – показывает во сколько раз дисконтированный доход превышает дисконтированный расход, если ИД>1 , то проект можно принимать.
1,2535
В нашем проекте ИД>1, проект можно рекомендовать к реализации.
5) Рентабельность проекта (Р)
,
где n- число лет проекта,
25,0701%
Так как рентабельность проекта превышает индекс инфляции (12%) и ставку по депозиту в коммерческом банке (7%), то проект можно принять к реализации.
6) Внутреннюю норму доходности проекта (ВНД)
ВНД- это та ставка дисконта при которой ЧДД проекта изменяет свою ставку на противоположную или равную нулю.
Для этого методом подстановки определяем то значение дисконтной ставки при которой ЧДД=0
Данные для расчета ВНД предоставлены в таблице 4.Расчет ЧДД и ЧТС с измененной процентной ставкой 35,7% и 35,8% предоставлены в таблице 5 и 6.
Таблица 4- Данные для расчета ВНД
r |
27,00% |
30,00% |
35,00% |
35,50% |
35,60% |
35,70% |
35,80% |
36,00% |
37,00% |
38,00% |
39,00% |
40,00% |
ЧДД |
3,9165 |
2,4246 |
0,2938 |
0,1021 |
0,0641 |
0,0263 |
-0,0113 |
-0,0862 |
-0,4525 |
-0,8057 |
-1,1464 |
-1,4751 |
Таблица 5 - Расчет ЧДД и ЧТС с измененной процентной ставкой (35,7%)
T |
год |
D i (в млн. руб.) |
K i (в млн. руб.) |
kJ |
D i *kJ(в млн. руб.) |
K I *kJ(в млн. руб.) |
ЧДД (в млн. руб.) |
ЧТС (в млн. руб.) |
0 |
2012 |
0,0000 |
14,0400 |
1,0000 |
0,0000 |
14,0400 |
-14,0400 |
-14,0400 |
1 |
2013 |
0,0000 |
1,7900 |
0,7874 |
0,0000 |
1,4094 |
-1,3191 |
-15,3591 |
2 |
2014 |
9,5230 |
0,0000 |
0,6200 |
5,9043 |
0,0000 |
5,1715 |
-10,1876 |
3 |
2015 |
9,5230 |
0,0000 |
0,4882 |
4,6490 |
0,0000 |
3,8110 |
-6,3767 |
4 |
2016 |
9,5230 |
0,0000 |
0,3844 |
3,6607 |
0,0000 |
2,8084 |
-3,5683 |
5 |
2017 |
9,5230 |
0,0000 |
0,3027 |
2,8824 |
0,0000 |
2,0695 |
-1,4987 |
6 |
2018 |
9,5230 |
0,0000 |
0,2383 |
2,2696 |
0,0000 |
1,5251 |
0,0263 |
Итого: |
47,6150 |
15,8300 |
19,3660 |
15,4494 |
0,0263 |
|||
Таблица 6 - Расчет ЧДД и ЧТС с измененной процентной ставкой (35,8%)
T |
год |
D i (в млн. руб.) |
K i (в млн. руб.) |
kJ |
D i *kJ(в млн. руб.) |
K I *kJ(в млн. руб.) |
ЧДД (в млн. руб.) |
ЧТС (в млн. руб.) |
0 |
2012 |
0,0000 |
14,0400 |
1,0000 |
0,0000 |
14,0400 |
-14,0400 |
-14,0400 |
1 |
2013 |
0,0000 |
1,7900 |
0,7874 |
0,0000 |
1,4094 |
-15,3581 |
-15,3581 |
2 |
2014 |
9,5230 |
0,0000 |
0,6200 |
5,9043 |
0,0000 |
-10,1943 |
-10,1943 |
3 |
2015 |
9,5230 |
0,0000 |
0,4882 |
4,6490 |
0,0000 |
-6,3917 |
-6,3917 |
4 |
2016 |
9,5230 |
0,0000 |
0,3844 |
3,6607 |
0,0000 |
-3,5916 |
-3,5916 |
5 |
2017 |
9,5230 |
0,0000 |
0,3027 |
2,8824 |
0,0000 |
-1,5297 |
-1,5297 |
6 |
2018 |
9,5230 |
0,0000 |
0,2383 |
2,2696 |
0,0000 |
-0,0113 |
-0,0113 |
Итого: |
47,6150 |
15,8300 |
19,3660 |
15,4494 |
-0,0113 |
|||
,
36,7113,
Проект рекомендуем к реализации, так как ВНД выше, чем процентная ставка по кредиту в коммерческом банке.
7) Определение срока окупаемости проекта ()
,
Графическое определение срока окупаемости проекта предоставлено ниже (рисунок 2).
Рисунок 2- Графическое определение срока окупаемости проекта
8) Определение точки безубыточности
,
где УПЗ - условно-постоянные расходы на год выпуска нового продукта,
Ц – цена единицы новой продукции,
ТЗ – текущие затраты на год выпуска новой продукции,
V – годовой объем заказов.
штук
График точки безубыточности проекта предоставлен ниже (рисунок 3).
Рисунок 3–график точки безубыточности
В данной работе был проанализирован
инвестиционный план по приобретению
оборудования для производства шоколадной
продукции. В результате оценки эффективности
данного инвестиционного
В проекте «Сладкий» бизнес: производство конфет, чистый дисконтированный доход равен 3,9165 млн.руб. это > 0, что свидетельствует тому, то проект можно рекомендовать; индекс доходности 1,2535%, а значит ; рентабельность инвестиционного проекта равна 25,0701% она выше уровня инфляции и процентной ставки по кредиту в коммерческом банке ; проект рекомендуем к реализации, так как ВНД выше, чем процентная ставка по кредиту в коммерческом банке. По расчетам чистой текущей стоимости видно, что точка окупаемости проекта составляет 4,4 года. Из этого делается вывод, что точка окупаемости проект меньше срока жизни проекта.
Данный проект может быть рекомендован к реализации ОАО «Сладкий» бизнес.