Учет основных средств. 6

Учет  основных средств (ОС )

Основные средства классифицируются:

  1. По видам
  2. По назначению
  3. По степени использования
  4. По принадлежности
  5. По видам основные средства подразделяются:

- здания

- сооружения

- передаточные устройства

- машины и оборудования  в том числе приборы

- вычислительная техника

- транспортные средства

- производственный и хозяйственный  инвентарь

Для основных средств срок службы более 2-х лет, стоимость 40000 и  более рублей

  1. По назначению основные средства подразделяются:

- ОС производственного  назначения (начисляется амортизация)

- ОС непроизводственного  назначения (не начисляется амортизация)

К ОС производственного назначения относятся:

- здания цехов основных  и вспомогательных

- машины и оборудования  предназначены непосредственно  для производственного процесса

К ОС непроизводственного  назначения относятся:

- ОС которые непосредственно  не участвуют в производственном процессе, а используются для культурно-бытовых нужд работников предприятия.

  1. По степени использования основные средства подразделяются:

- ОС находящиеся  в запасе, эксплуатации, на консервации,  в аренде

На ОС в запасе амортизация  начисляется до полного восстановления

На ОС в эксплуатации начисляется  не только амортизация до полного  восстановления, но и при необходимости  создается ремонтный фонд

На ОС на консервации (по решению правительства) амортизация  не начисляется

На ОС в аренде амортизация  начисляется до полного восстановления

  1. По принадлежности основные средства подразделяются:

- собственные

- арендованные

  • Собственные ОС предприятия числятся на балансе
  • Арендованные принадлежат другому предприятию, эксплуатируются временно за определенную плату ( учитываются за балансом без начисления взносов на данном предприятии).                                  Оценка основных средств
  1. Первоначальная
  1. Остаточная
  2. Восстановительная
  3. Договорная

1. Первоначальная стоимость (балансовая) складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию на данном предприятии .

(Д08 К60,70,69,76) à Д01 К08 

В зависимости от источника  поступления ОС под их первоначальной стоимостью понимается :

- стоимость внесенных  учредителем ОС в счет их  вклада в уставный капитал предприятия, определяется по договоренности сторон;

(Д08 К75,60,70,69,76) à Д01 К08

- стоимость изготовленных  на самом предприятии, а также  приобретенных за плату у других предприятий – в сумме фактических затрат, включая расходы по доставке, монтажу и установке;

Д08 К60,76,70,69 и т.д

- стоимость объектов ОС полученных безвозмездно определяется экспертным путем (по существующей цене, остаточной, по каталогу). 

2. Остаточная стоимость = первоначальная стоимость - износ.                                                                        3. Восстановительная стоимость (после оценки по решению правительства) – стоимость воспроизводства ОС, т.е. приобретение или строительство объектов, исходя из действующих цен на момент переоценки.

                                   Амортизация основных средств (износ)

Износ - стоимостной показатель потери  объектами основных средств физических качеств или утраты технико-экономических свойств.

Поэтому каждому предприятию  должно обеспечить накапливание средств, необходимых для приобретения  окончательно износившихся ОС. Такое накапливание  осуществляется  за счет амортизационных отчислений.

Размеры амортизационных  отчислений устанавливаются в процентах к балансовой стоимости ОС и называются нормами амортизационных отчислений.

Амортизационные отчисления рассчитываются ежемесячно по ОС, числящимся на 1-е число отчетного месяца.

Амортизация по вновь поступившим  ОС начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем поступления в эксплуатацию, а по выбывшим ОС заканчивается 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытием.

Амортизация не начисляется:

  1. По жилым зданиям (нормы амортизационных отчислений устанавливаются только для определения степени износа)
  2. По библиотечному фонду
  3. По ОС бюджетных фондов
  4. По ОС переведенных на консервацию
  5. По арендованным ОС
  6. По ОС непроизводственного назначения

Учет ведется  на счете 02 " Износ основных средств", счет пассивный. Кредитовое сальдо – отражает сумму износа всех объектов ОС предприятия, по Дебету отражается сумма износа по выбывшим объектам

Начисление амортизации (Д20,23,25,26,44 К02.1)

 !        Начисления износа прекращается по мере начисления (возмещения) полной первоначальной стоимости ОС.

!     При выбытие ОС амортизационные отчисления списываются. (Д02 К01.2)

                         Поступления основных средств

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету  в случае их приобретения, изготовления, внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал, безвозмездного поступления.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету  по первоначальной стоимости

Первоначальной  стоимостью основных средств, приобретенных  за плату, признается сумма фактических  затрат организации на приобретение, изготовление, за исключением (минусом) НДС (налога на добавленную стоимость).

Фактическими затратами на приобретение и изготовление основных средств являются:

-  суммы, уплачиваемые поставщику;

-  суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

-  таможенные пошлины и таможенные сборы;

-  регистрационные сборы, государственная пошлина, в связи с приобретением прав на объект основных средств;

-  вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

-  затраты на доставку объектов и приведения их в состояние пригодное для использования

Фактические затраты собираются на Д08 «Вложения во внеоборотные активы», затем объект вводится в эксплуатацию (берется на баланс) (Д01 К08)

Пример:Организация  приобрела станок стоимостью 60 тыс  руб в т.ч. НДС, для доставки организация  воспользовалась услугами транспортной организации, стоимость доставки 4,8 тыс руб в т.ч. НДС, станок введен в эксплуатацию, счета поставщика станка и транспортной организации оплачены

  1. Выделяем НДС станка  Д19 К60 -9150 руб
  2. Станок без НДС Д08 К60 – 50850 руб
  3. Доставка Д 19 К76 – 732
  4. Доставка без НДС  Д08 К76 – 4068

Д           08        К

              


2.50850

4.4068      5.54918

 

      


Ск= 0

Д01 К08 – 54918

  1. Оплата поставщику станка Д60 К51 -60 тыс руб
  2. Оплата услуг  Д76 К51 – 4,8 тыс руб
  3. НДС к вычету  Д68.2 Д19 – 9882 руб

              Поступления основных средств в счет вклада в уставный капитал

Первоначальной  стоимостью основных средств, внесенных в счёт вклада в уставный капитал, признается их денежная оценка, согласованная учредителями

В первоначальную стоимость включаются также фактические  затраты организации на доставку объектов и приведения их в состояние  пригодное для использования.

Принятие объектов основных средств внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал  отражается (Д08 К75.1)

Пример:

Учредитель  внес в счет вклада в уставный капитал  объект ОС оцененные учредителями в 115 тыс руб, организация понесла дополнительные затраты связанные с доставкой, стоимость услуг по доставке 3 тыс руб в т.ч. НДС, объект принят к учету.

  1. Внесение объекта ОС учредителем Д08 К75 – 115 тыс руб
  2. Доставка Д19 К76 – 457,5
  3. Доставка без НДС  Д08 К76 – 2542,5
  4. Объект принят к учету Д01 К08

 

          Д          08            К

              


1.115000

3.2542,5   4.117542,5


  Ск= 0

! Т.к. оплата поставщику по доставке не была произведена, НДС к вычету не относится.

                   Безвозмездное получение основных средств

Первоначальной стоимостью признается текущая рыночная стоимость на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету.

В первоначальную стоимость включаются также фактические  затраты организации на доставку объектов и приведения их в состояние  пригодное для использования.

Активы полученные безвозмездно являются внереализационными доходами

Рыночная стоимость  активов полученных безвозмездно отражается Д08 К98.2 «Доходы будущих периодов» субсчет 2 «безвозмездные поступления», далее сумма списывается по мере начисления износа на прочие доходы Д98.2 К91.1

Пример:

Организацией  безвозмездно получен объект ОС, рыночная стоимость на дату принятия к учету 40 тыс руб, стоимость доставки 2400 руб в т.ч. НДС, срок полезного  использования 5 лет, объект используется в основном производстве

  1. Получен безвозмездно объект ОС   Д08 К98.2 – 40 тыс руб
  2. Доставка   Д19 К76 – 336
  3. Доставка без НДС  Д08 К76 – 2034
  4. Отнесение ОС  Д01 К08 - 42034
  5. Начисление амортизации за месяц Д20 К02 – 700,57    (42034/5/12)
  6. Прочие доходы Д98.2 К91.1 – 700,57  (40000-700,57) – доход

       Начисление амортизации основных средств

Способы начисления амортизации ОС:

  1. Линейный
  2. Уменьшаемого остатка
  3. По сумме чисел лет срока полезного использования
  4. Пропорционально объему продукции

Линейный  способ

Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта ОС и нормы амортизации исходя из срока полезного использования этого объекта.

Пример:

Первоначальная стоимость  объекта ОС-48 тыс рублей

Срок полезного использования  – 5 лет

Рассчитать суммы амортизационных отчислений линейным способом.

  1. Определим годовую норму амортизационных отчислений

100%/5 лет = 20%

  1. Рассчитаем годовую сумму амортизационных отчислений

48000/20%=9600 руб

  1. Ежемесячная сумма амортизационных отчислений

9600/12=800 руб

             Д20 К02

Способ  уменьшаемого остатка

Годовая сумма  амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта ОС на начало  отчетного года и нормы амортизационных отчислений, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта и коэффициента ускорения установленного в соответствии с законодательством РФ.

Пример:

Первоначальная  стоимость объекта ОС-48 тыс рублей

Срок полезного использования  – 5 лет

Коэффициент ускорения – 2

Рассчитать суммы амортизационных  отчислений способом уменьшаемого остатка.

  1. Определим годовую норму амортизационных отчислений

100%/5 лет*2 = 40%

  1. Рассчитаем годовую сумму амортизационных отчислений по годам эксплуатации

            1 год – 48000*40%=19200 руб

За мес.-  19200/12=1600 руб

Д20 К02

            2 год - Рассчитываем остаточную стоимость

48000-19200=28800 руб

Определяем  годовую норму амортизационных  отчислений

28800*40%=11520 руб

За мес. – 11520/12=960 руб

Д20 К02

          3 год – 28800-11520=17280

17280*40%=6912

6912/12=576

Д20 К02

        4 год- 17280-6912=10368

10368*40%=4147,2

За мес.4147,2/12=345,6

Д20 К02

5 год – 10368-4147,2=6220,8

6220,8*40%=2488,32

2488,32/12=207,36

Д20 К02

  1. 19200+11520+6912+4147,2+2488,32=44267,52

Разница списывается  в конце 5 года Д20 К02

Способ  списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования

Сумма амортизационных  отчислений определяется исходя из первичной  стоимости ОС и соотношения в  числителе которого число лет  оставшихся до конца срока полезного  использования объекта, в знаменателе  сумма чисел лет срока полезного использования.

Пример:

Первоначальная  стоимость объекта ОС-48 тыс рублей

Срок полезного  использования – 5 лет

  1. Сумма чисел лет полезного использования

1+2+3+4+5=15

  1. 1 год 48000*5/15=16000

За мес. 16000/12=1333,3

2 год 480000*4/15=12800

За мес. 12800/12=1066,7

3 год 480000*3/15=9600

За мес. 9600/12=800

4 год 480000*2/15=6400

За мес. 6400/12=533,3

5 год 480000*1/15=3200

За мес. 3200/12=266,6

  1. 16000+12800+9600+6400+3200=48000

Способ  списания стоимости пропорционально объему продукции

Начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта ОС и предполагаемого объема продукции за весь период использования объекта ОС

Пример:

Первоначальная стоимость объекта ОС-48 тыс рублей

За отчетный период было произведено – 1200 единиц

Предполагаемый  объем продукции за весь период использования  объекта (5лет) – 100000 единиц

Рассчитать  сумму амортизационных отчислений.

1200*48000/100000=576

                              Ремонт основных средств

Затраты по законченному ремонту ОС осуществляемые

  1. Подрядным способом – отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета на котором собираются указанные затраты и кредиту счетов учета затрат
  2. Хозяйственным способом – отражаются по дебету счета учета издержек производства в корреспонденции с кредитом счета учета производственных затрат
  3. В целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт ОС в издержки производства организации может создавать резерв расходов на ремонт ОС (счет 96)

Пример:

Организация осуществляет ремонт ОС подрядным способом, стоимость услуг подрядчика 38 тыс руб. Ремонт произведен в основном производстве, оплата подрядчику произведена 38 тыс руб. в т.ч. НДС

  1. Выделяем НДС 38000*15,25%=5795 руб              Д19 К60
  2. Без НДС 38000-5795=32205 руб                            Д20 К60
  3. Оплата подрядчику     38000                                  Д60 К51
  4. НДС к вычету              5795 руб                             Д68.2 К19

Пример:

Организация осуществляет косметический ремонт  производственного цеха собственными силами.

В результате которого израсходовано материалов - 450 руб., начислена з/п – 6 тыс.руб., отчисления от з/п 30%

  1. Отпущены материалы в основное производство 450 руб                Д20 К10
  2. Начисление з/п рабочим 6000 руб                                                      Д20 К70
  3. Отчисления от з/п 30% 1800 руб                                                        Д20 К69

 

Пример:

Годовая смета  затрат производственного назначения 300 тыс руб.

Рассчитать  ежемесячную сумму резервирования средств.

Составить проводку на сумму отчислений в резерв.

  1. Резервируем сумму на ремонт основного производства

300000/12=25000 руб                                Д20 К96

Пример:

В отчетном месяце организация ремонтирует производственное помещение. В организации предусмотрено создание резерва. Затраты ремонтного цеха – 8 тыс руб. в т.ч. стоимость материалов 800 руб., амортизация ОС 1200 руб., з/п рабочих занятых ремонтом 5 тыс руб., отчисления о з/п 30%. Стоимость услуг сторонней организации 18 тыс руб. в т.ч. НДС

  1. Отпущены материалы вспомогательное производство

Д 23 К10 – 800 руб

  1. Амортизация

Д23 К02 – 1200 руб

  1. Начисление з/п рабочим

Д23 К70 – 5 тыс  руб

  1. Отчисления от з/п 30 %

Д23 К69 – 1500 руб

 

Д           23        К

              


1.800

2.1200      5.8500

3.5000

4.1500

8500         8500  


  1. Затраты ремонтного цеха списаны за счет резерва

Д96 К23

  1. Выделяем НДС ремонтной организации

18000*15,25%=2745 руб

Д19 К60

  1. Сумма без НДС

18000-2745=15255 руб

Д96 К60

                               Переоценка основных средств

Переоценка  объекта ОС производится путем пересчета  его первоначальной стоимости и  суммы амортизации начисленной  за время использования объекта.

Сумма до оценки объекта ОС зачисляется в добавочный капитал организации Д01 К83

Сумма износа Д83 К02

Пример:

По состоянию  на начало отчетного периода переоцениваются  два объекта основных средств:

объект А - первоначальная стоимость 150 тыс. руб., сумма начисленной амортизации - 20 тыс. руб.;

объект Б - первоначальная стоимость 200 тыс. руб., сумма начисленной амортизации - 60 тыс. руб.,

Объекты дооцениваются с коэффициентом: объект А - 1,2, объект Б - 1,3.

объект А:

восстановительная стоимость - 150 тыс. руб. ґ 1,2 = 180 тыс. руб.;

сумма дооценки объекта - 180 тыс. руб. - 150 тыс. руб. = 30 тыс. руб.;  Д01 К83

начисленная амортизация - 20 тыс. руб. ґ 1,2 = 24000 тыс. руб.;

сумма дооценки амортизации - 24 тыс. руб. - 20 тыс. руб. = 4 тыс. руб.;  Д83 К02

объект Б:

восстановительная стоимость - 200 тыс. руб. ґ 1,3= 260 тыс. руб.;

сумма дооценки объекта - 260 тыс. руб. – 200 тыс. руб. = 60 тыс. руб.;   Д01 К83

начисленная амортизация - 60 тыс. руб. ґ 1,3 = 78 тыс. руб.;

сумма дооценки амортизации - 78 тыс. руб. - 60 тыс. руб. = 18 тыс. руб.  Д83 К02

                                               Выбытие основных средств

Объекты ОС выбывают из организации в результате:

  1. Продажи
  2. Списания в случае морального или физического износа
  3. Передачи в уставный капитал другому предприятию
  4. Ликвидации при авариях, стихийных бедствиях
  5. Дарения

Стоимость объектов ОС которые выбывают (не зависимо от причин) подлежат списанию.

Доходы от выбытия  ОС (выручка от продажи, детали разобранного оборудования пригодного для ремонта) списываются по К91.1

Расходы от выбытия  ОС (доставка, з/п за погрузки, отчисления от з/п) списываются по Д91.2

Для отражения  выбытия объектов ОС к счету 01 открываются  субсчета 2 «Выбытие ОС» в дебет  которого заносятся стоимость выбывшего  объекта Д01.2 К01, в кредит заносится сумма накопленной амортизации Д02 К01.2

Затем остаточная стоимость объекта (первоначальная стоимость - износ) списывается на операционные расходы Д91.2 К01.2

Субсчета 91.1 –  прочие доходы

91.2 - прочие расходов

91.9 – сальдо  прочих доходов и расходов

Счет 91 сальдо не имеет, поэтому ежемесячно заключительными оборотами сальдо 91.9 списывается на счет 99 – прибыль и убытки.

Если оборот по кредиту счета 91.9 больше оборота по дебету 91.9 получается прибыль и списывается Д91.9 К99

Если оборот по дебету 91.9 больше оборота по кредиту 91.9 получается убыток и списывается

Д99 К91.9

                                                             Алгоритм списания

  1. Списание первоначальной стоимости Д01.2 К01
  2. Списание износа Д02 К01.2
  3. Списание остаточной стоимости                   Д           01.2      К


                1.                 2.


Ост.ст-ть 

                                                                                        Д91.2 К01.2    

  1. Доходы от выбытия списываются в К91.1
  2. Расходы от выбытия списываются в Д91.2
  3. Закрываем счета 91.1 и 91.2 – обнуляем, списываем на 91.9
  4. Списываем сальдо со счета 91.9 на счет 99 – определяем финансовый результат выбытия прибыли или убытков.

Пример:

Списывается объект основных средств.

Первоначальная стоимость 60 тыс руб.,

Износ 40 тыс руб.

Расходы на демонтаж 5 тыс руб.

Определить  финансовый результат от списания объекта

  1. Списываем первоначальную стоимость   Д01.2 К01 – 60 тыс руб
  2. Списание износа  Д02 К01.2 – 40 тыс руб.
  3. Списываем остаточную стоимость

Д           01.2        К


1.60000   2.40000


                3.+20000


Ск=0

 

Д91.2 К01.2 – 20 тыс  руб

 

  1. Расходы на демонтаж     Д91.2 К70 – 5 тыс руб

    Д           91.2        К


3.20000  

4.5000


                3.+25000


Ск=0

Д91.9 К91.2 -25 тыс  руб

Д           91.9        К


5.25000  


                6.+25000


Ск=0

Д99 К91.9 - 25 тыс  руб - убыток

Д           99         К


6.25000  


Ск=25000

Пример:

Организация продает  объект ОС. Первоначальная стоимость 100 тыс руб, износ – 60 тыс руб., выручка  от продажи – 85 тыс руб. НДС от выручки – 18% (Д91.2 К68.2)

Определить  финансовый результат от продажи  объекта ОС

  1. Списываем первоначальную стоимость   Д01.2 К01 – 100 тыс руб
  2. Списание износа  Д02 К01.2 – 60 тыс руб.
  3. Списываем остаточную стоимость

Д           01.2        К


1.100000   2.60000


                  3.+40000


Ск=0

            Д91.2 К01.2 – 40 тыс руб

  1. Доходы от продажи     Д51 К91.1 – 85 тыс руб
  2. НДС от выручки  Д91.2 К68.2 -15,3 тыс руб

6.

Д           91.1        К                               

               


                4.85000


6.85000               


Ск=0

 

Д91.1 К91.9 -85 тыс руб

 

Д           91.2        К


3.40000  

5.15300


                7.+55300


Ск=0

Д91.9 К91.2 – 55, 3 тыс  руб

Д           91.9        К


7. 55300     6.+25000


             8.29700


                Ск=0

Д91.9 К99 – 29,7 тыс руб - доход

Д           99         К


                  8.29,7 


Ск=29,7

Учет  нематериальных активов (счет 4)

Нематериальные  активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Приобретение  нематериальных активов за плату:

Первоначальная  стоимость нематериальных активов определяется как сумма фактических расходов на приобретение за минусом НДС

Фактическими  расходами на приобретение нематериальных активов являются:

  1. Суммы, уплачиваемые в соответствии с договором приобретения (без НДС)
  2. Суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериальных активов
  3. Регистрационные сборы, таможенные пошлины, патентные пошлины, произведенные в связи с приобретением нематериальных активов
  4. Вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов

Поступления нематериальных активов отражаются   Д08 К60,76,  затем оприходование объектов нематериальных активов Д04 К08

Пример:

Организация приобрела  патент, затраты на приобретение:

  1. Стоимость патента – 300 тыс руб в т.ч. НДС
  2. Затраты на регистрацию 20 тыс руб в т.ч. НДС
  3. Выделяем НДС   Д19 К60 -45750
  4. Без НДС   Д08 К60 -254250
  5. Затраты на регистрацию   Д19 К76 – 3050
  6. Без НДС  Д08 К76  - 16950
  7. Оприходование объекта   Д04 К08 – 271200
  8. Оплата с поставщиком №1  Д 60 К51 – 300 тыс руб
  9. Оплата с поставщиком №2    Д76 К51 – 20 тыс руб
  10. НДС к вычету   Д68.2 К19 – 48800

                    Получение нематериальных активов в счет вклада в уставный капитал

Определяется  исходя из денежной  оценки согласованной  с учредителями

Д08 К75 – все расходы

Д04 К08 – оприходование объекта

Способы начисления амортизации нематериальных активов

  1. Линейный
  2. Способ уменьшения первоначальной стоимости (уменьшаемого остатка)

                            Списание нематериальных активов (алгоритм)

Стоимость нематериальных активов использование которых прекращено в связи с прекращением срока действия патента, продажей и т.д. подлежит списанию

Списанию подлежат и суммы накопленных амортизационных  отчислений

Доходы и  расходы от списания нематериальных активов относятся на финансовые результаты организации (см.амортизация списания ОС вместо 01 -04,   02 - 05)

Пример:

Организация реализовала  числящиеся на балансе нематериальный актив, первоначальная стоимость 

18 тыс руб,  накопленная амортизация 10 тыс  руб, цена реализации актива 22,2 тыс руб в т.ч. НДС

  1. Списываем первоначальную стоимость   Д04.2 К04 – 18 тыс руб
  2. Списание износа  Д05 К04.2 – 10 тыс руб.
  3. Списываем остаточную стоимость

Д           04.2        К


1.18         2.10

                3.+8



Ск=0

 

Д91.2 К04.2 – 8 тыс руб

  1. Доходы от продажи     Д51 К91.1 – 22,2 тыс руб
  2. НДС от выручки  Д91.2 К68.2 – 3,386 тыс руб

Д           91.1        К                                         

                4.22,2                                                                     



6.+22,2                                                          


Ск=0                                                                            

Д91.1 К91.9 -22,2 тыс руб

Д           91.2        К

3.8


5. 3,386


                7.+11386


Ск=0

Д91.9 К91.2 – 11,386 тыс  руб

Д           91.9        К

7.11,386  6.22,2


8. 10,814


Ск=0


Д91.9 К99 – 10,814 тыс руб - доход

Д           99         К

               8.10,814


              Ск = 10,814