Я-концепция как результат социального развития личности

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Курганский  государственный университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО  СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

НА ТЕМУ:

Я-концепция  как результат  социального развития личности 
 
 
 
 

Выполнила: Студентка группы №386 заочной

                формы обучения Юридического факультета

                Специальность: социальная работа № зачетной книжки: 358085

                Хлопова Евгения Сергеевна

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Курган 2008г.

      Содержание

         Введение

      1.Формирование  Я-концепции: факторы и механизмы.

      2.Структурные  компоненты Я-концепции.

      3.Изменчивость  и стабильность Я-концепции.

      4.Временные  аспекты Я-концепции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

   Как научное понятие Я-концепция вошла  в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но  Я-концепция -  понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.  Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: «Я-концепция» - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой.  Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом «Я»  или  картиной «Я».  Составляющую, связанную с отношением к себе  или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.  Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

      Я-концепция  возникает у человека в процессе социального взаимодействия как  неизбежный и всегда уникальный результат  психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение.  Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека  -  с самого детства до глубокой старости.  Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. 

1.Я-КОНЦЕПЦИЯ

      В литературе, посвященной Я-концепции, можно найти два ее развернутых  определения. Первое определение принадлежит Роджерсу. Он утверждает, что Я-концепция складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Таким образом, это - сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон, включающая как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я - в прошлом, настоящем и будущем.

      Во втором определении, , Я-концепция формулируется как  существующая в сознании индивида система  представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя, а также представления о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести.

      В заключение добавим, что, несмотря на употребление термина  «Я-концепция» в единственном числе, мы подразумеваем множественность  охватываемых ею установок.

      Я-концепция - динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. 

      Я-концепция - относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая, как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к самому себе. Я-концепция содержит компоненты:

      1) когнитивный - образ своих качеств,  способностей, внешности, социальной  значимости и пр. (самосознание);

      2) эмоциональный - самоуважение, себялюбие,  самоуничижение и пр.;

      3) оценочно-волевой - стремление повысить  самооценку, завоевать уважение  и прочее.

      Я-концепция - предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется социальным опытом. В ее составляющие входят:

      1) физическое Я - схема собственного  тела;

      2) реальное Я - представление о  себе в настоящем времени; 

      3) динамическое Я - то, каким субъект  намерен стать; 

      4) социальное Я - соотносимое со  сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской,  ролевой и пр.;

      5) экзистенциальное Я - как оценка себя в аспекте жизни и смерти;

      6) идеальное Я-то, каким субъект,  по его мнению, должен бы стать,  ориентируясь на нормы моральные; 

      7) фантастическое Я - то, каким субъект  желал бы стать, будь это  возможным. 

      Я-концепция - важный структурный элемент облика психологического личности, складываемый в общении и деятельности идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Становление Я-концепции, в конечном счете, обусловленное широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и так отлаживает, уточняет, корректирует образы своего «Я». Формирование адекватной Я-концепции, и, прежде всего, самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.

      С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах:

      1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности.  Представления, чувства  или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта.  Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.  Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе.

      2 Я-концепция как интерпретация опыта.   Эта  функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у  человека существует устойчивая тенденция  строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта.

      3.   Я-концепция как совокупность ожиданий.   Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти.  Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий.  Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.  Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения. 
 
 

      2.СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ Я-КОНЦЕПЦИИ 

      Во  многих психологических теориях  Я-концепция является одним из  центральных понятий.  Вместе с  тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии.  Термины, которые  одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения отдельных ее элементов.  Чтобы внести ясность в терминологию нашего исследования, мы будем пользоваться схемой, предложенной Р.Бернсом, которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой - упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы  (см. рисунок №1) . 
 
 
 
 

Рисунок №1.   Структура  Я-концепции

                                     

    Глобальная   Я-концепция

      

    

    Аспекты,

    выделенные        Я-сознающее                                                      Я-как-объект

     Джемсом               (процесс)                                                           (содержание)

    

                                                                             непрерывное

                                                                          взаимодействие

      

    Компоненты             самооценка

     установки                 или приятие                                                      образ Я

     себя

    

                                                                               тенденции

                                                                               поведения

      

                                                                        Я-концепция как

                                                                         совокупность

                                                                     установок “на себя”

    

      
 

                                                     реальное Я                    идеальное Я                зеркальное Я

 Модальности                  или                                 или                               или

                                                     представление              представление            представление

                                                     о том, каков я                о том, каким я              о том, как меня

      
 

    Аспекты             физическое                     физическое                     физическое

                                       социальное                     социальное                     социальное

                                          умственное                     умственное                     умственное

                                          эмоциональное               эмоциональное               эмоциональное 
 
 
 
 
 

      На  схеме Я-концепция представлена в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания.  В связи с тем, что человек с одной стороны обладает сознанием, а с другой  -  осознает себя как один из элементов действительности, У.Джеймс глобальное, личностное Я    (Self)  рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I)  и  Я-как-объект  (Me). Это - две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно.  Одна из них являет собой чистый опыт, а другая  -  содержание этого опыта  (Я-как-объект).  Однако не следует забывать об условности такого разграничения, которое, в сущности, является  лишь удобной семантической моделью. Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующих в отрыве от сознания. Поэтому в реальной психической жизни эти   элементы  настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я-как-объект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане;  в психологическом плане они существуют слитно.

      Как мы видим из определения Р.Бернса, в Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что  позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя.   В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

  1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным  (когнитивная составляющая установки).
  2. Эмоциональное отношение к этому убеждению  (эмоционально-оценочная составляющая).

      Соответствующая реакция, которая, в частности, может  выражаться в поведении (поведенческая  составляющая).

      Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим  образом:

  1. Образ Я  - представления индивида о самом себе.
  2. Самооценка -  аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты     образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
  3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

      Рассмотрим  несколько подробнее эти три  основные составляющие Я-концепции.

      Выделив три основные составляющие Я-концепции, не следует забывать о том, что образ Я и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно связаны.  Образ и оценка своего  “Я”  предрасполагают человека к определенному поведению; потому глобальную Я-концепцию мы рассматриваем как совокупность установок человека, направленных на самого себя.  Однако эти установки могут иметь различные ракурсы или модальности.

      Обычно  выделяют, по крайней мере, три основные модальности самоустановок.

      1.   Реальное Я  -  установки, связанные с тем, как человек воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он есть в настоящем времени.

      2.   Зеркальное Я  -  установки, связанные с представлениями человека о том, как его видят другие. Зеркальное Я выполняет важную функцию самокоррекции притязаний человека и его представлений о себе.  Этот механизм обратной связи помогает удерживать  Я-реальное в адекватных пределах и оставаться открытым новому опыту через взаимообратный диалог с другими и с самим собой.

      3.   Идеальное Я  -  установки, связанные с представлением человека о том, каким он хотел бы стать.  Идеальное Я формируется как некоторая совокупность качеств и характеристик, ролей,  которые человек хотел бы видеть у себя и которые он хотел бы исполнять.  Причем идеальные элементы своего Я личность формирует по тем же основным аспектам, что и в структуре Я-реального. Идеальный образ складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления человека.  Эти представления бывают оторваны от реальности.  Противоречия между  реальным и идеальным Я  составляет одно из важнейших условий саморазвития личности.

      Кроме  трех основных модальностей установок, предложенных Р.Бернсом, многие авторы выделяют еще одну, которая играет особую роль.

      4.   Конструктивное Я  (Я в будущем).  Именно ему свойственна обращенность в будущее и построение проективной модели “Я”. Главное отличие конструктивного Я-проекта от идеального Я заключается в том, что он пронизан действенными мотивами, и они больше соответствуют признаку “стремлюсь”.  В Я-конструктивное трансформируются те элементы, которые личность принимает и ставит для себя как достижимую реальность.

      Необходимо  отметить, что любой из образов  Я  имеет сложное, неоднозначное по своему строению происхождение, состоящее из трех аспектов отношения: физическое, эмоциональное, умственное и социальное Я.

      Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность представлений  человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения.  В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя.  Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека.

      3.ТРИ основных составляющих Я-концепции.

      Когнитивная составляющая Я-концепции.

      Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа «Я», могут быть самыми разнообразными.

      Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к  помощи прилагательных: «надежный», «общительный», «сильный», «совестливый» и т. д. Все это - абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой - избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относятся любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т. п. Все они входят в образ «Я» с различным удельным весом - одни представляются индивиду более значимыми, другие - менее. Причем значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания - это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.

      Оценочная составляющая Я-концепции.

      Качества, которые  мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью, не вызовут разногласий. В основном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, Я-концепция - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции. Скажем, достижение сорокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а другие - началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде. Например, чрезмерная полнота повсеместно считается нежелательной, и люди, кажущиеся себе слишком толстыми (хотя, может быть, они вовсе не являются таковыми в глазах других), нередко приходят к ощущению своей неполноценности. Ибо человеку свойственна тенденция экстраполировать даже внешнюю дефектность собственного «Я» на свою личность в целом.

      Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими  недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции  окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной Я-концепции могут возникать серьезные затруднения. Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку. Скажем, такой малозначимый элемент Я-концепции, как местожительством может в некоторых случаях приобретать оценочное звучание, связанное, например, с «престижностью» данного района в глазах определенной социальной группы. Задумавшись над любой из характеристик вашего самоописания, вы, скорее всего, в каждой из них сможете обнаружить хотя бы легкий оценочный оттенок, существующий иногда лишь на периферии сознания. В самом деле, мужчина вы или женщина; сопутствует вам успех, или вас преследуют неудачи; спортсмен вы или болельщик; обладаете высоким или низким ростом - все эти характеристики, как и множество других, содержат в себе скрытый оценочный смысл, источником которого является ваша субъективная интерпретация реакций других людей на эти качества, а также то обстоятельство, что вы воспринимаете их как на фоне объективно существующих стандартов, так и через призму общекультурных, групповых или индивидуальных ценностных представлений, усвоенных вами в течение жизни. Аффективная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.

      Возьмите любые из ваших собственных характеристик. Воздействует ли обладание этими качествами на ваше поведение в свете значимых для вас социальных, групповых или индивидуальных ценностей? Не зная вас, можно, тем не менее, ответить без колебаний: «Вне всякого сомнения».

      Человек усваивает  оценочный смысл различных характеристик, присутствующих в его Я-концепции. При этом усвоение новых оценок может изменять и значение усвоенных прежде. Например, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благоприятный социальный резонанс. Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вытеснена на второй план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, скажем спортивными достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая самооценка может снизиться, но в целом оставаться позитивной. Таким образом, самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных значений различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором эти знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Например, слова «скучный», «толстый», «ленивый» содержат негативную оценку, в то время как «умный», «смелый», «надежный» - позитивную. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.

      Термины «образ Я» или  «картина Я», которые нередко употребляются в литературе как синонимы Я-концепции, недостаточно передают динамический, оценочный, эмоциональный характер представлений индивида о себе. Предпочтительнее употреблять их для обозначения лишь первой, статической, когнитивной составляющей Я-концепции, чтобы подчеркнуть наличие второй, оценочной составляющей. Большинство авторов прибегают к термину «самооценка». Так, Куперсмит называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Приблизительно так же определяет самооценку и Розенберг. Для него это - позитивная или негативная установка, направленная на специфический объект, называемый «Я». Таким образом, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

      Самооценка проявляется  в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, как было показано, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д.

      Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального «Я» с образом идеального «Я», то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального «Я» с идеальным считается важным показателем психического здоровья. В классической концепции Джемса представление об актуализации идеального «Я» положено с основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение - реальных достижений индивида к его притязаниям. Итак, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный «образ Я», тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

      Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций  на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Такой подход к пониманию самооценки был сформулирован и развит в работах Кули и Мида.

Я-концепция как результат социального развития личности