Я.А.Коменский - основоположник педагогики Нового времени "Великая Дидактика"

     Ян  Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог, выдающийся общественный деятель XVII века. Коменский был основоположником педагогики нового времени. Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том,  что  он с позиции демократизма  и  гуманизма  смог  дать   критическую  оценку  всей отжившей  средневековой  системе  воспитания.  Коменский,  учитывая  все то ценное,  что  было  накоплено  его  предшественниками  в  области  теории  и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое  и  по  сей  день сохраняет свою современность и необходимость.

       Большинство  педагогических  идей  Коменского  не  получило  широкого распространения не только при его жизни, но  и  спустя  долгое  время  после него.  Но  после  победы  Великой  Октябрьской  революции  и  возникновением Советского Союза, а  затем  возникновения  стран  народной  демократии  и  в братских демократических республиках, в том  числе  и  в  Чехословакии,  его учения нашли широкое применение в педагогике.

       Ян  Амос  Коменский жил и творил  в XVII  веке,   веке,   который

знаменателен  в истории Европы, и  в  истории  Чехии  в  частности,  как  век открытой  борьбы  между  феодализмом  и  развивающимися   капиталистическими элементами.  Процесс  капиталистического  развития   разрушал   экономическую структуру  феодализма.  В  феодальной  средневековой  экономике   начинается период коренного перелома. Всюду, где развиваются зачатки  капиталистичеcкого производства, значительно развивается  ремесло,  изобретательство  и  наука.

     Как известно, в средние  века  на  протяжении  нескольких  столетий  церковь отвергала большую часть культурного наследия   античного мира и образование  в средние века основывалось на богословии,  все  новое  подвергая  сомнению  и жестокой критике.

      Все это тормозило  прогресс  общественной  мысли.  И  главной   задачей новой эпохи стало преодоление средневекового догматизма и схоластики.  Цель буржуазии состояла в создании новой, собственной идеологии,  основанной  на научных знаниях и соответствующих духу эпохи,  гораздо  более  прогрессивной по сравнению с феодальной.

       Новые явления в общественно-экономической  и культурной  жизни  Европы XVI - XVII вв. ярко проявились на  родине  Коменского  -  в  Чехии.  Чешский народ, имевший  высокую  культуру  и  большое  историческое  прошлое,  часто находился в самом центре крупных общественных явлений  того  времени.  Чехия XVI в. была той почвой, на которой выросло учение Коменского.

     В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская школа”, “Великая дидактика”, “Новейший  метод языков”, “Пансофическая школа” и др.) рассмотрены все педагогические проблемы. Лично мне понравился такой совет Коменского педагогам: "Правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь фраз и мнений, а это значит - развивать способность к пониманию вещей, чтобы из этой способности потекли ручейки знаний...» Я.А. Коменский большое значение придавал активности и самостоятельности детей в учении: чтобы развивать познавательные способности и воспитывать жажду знаний, надо поощрять детскую любознательность и организовать самостоятельность в наблюдениях, в речи, в упражнениях, в применении знаний в практике.

     Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского является идея развивающего обучения. Идеями развития в процессе обучения пронизаны практически  все произведения Я. А. Коменского. Развитие им понимается, как реализация природных  задатков и дарований, в соответствии с принципом природосообразности.

     В искусстве воспитания это означает – развивать то,  что имеет  человек «заложенным в зародыше», развивать изнутри, ожидать «созревания  сил», не толкать природу туда, куда она не стремится, следовать общему правилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в делах». Исходя из тезиса о том, что семена ума, нравственности и благочестия и стремление их к развитию природы присущи всем людям, Коменский определял роль воспитания «как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство» естественным процессом саморазвития воспитанника.

     При этом имелись в виду не просто имманентность (имманентный – внутренне присущий какому-либо явлению, проистекающий  из его природы) этого процесса, а  сознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен  к  личности ученика  и утверждению в нем чувства  собственного достоинства, самоуважения, серьезного отношения к своим  обязанностям, к учебному труду. И  вместе с тем природосообразное воспитание, как уже отмечено – это «ненасильственная» педагогика  естественного и свободного  развития  природных сил и способностей.

     Коменский в своих сочинениях много внимания уделил раскрытию природы ребенка  и его способностей. В этом отношении  наряду с “Великой дидактикой”  следует особо отметить его труд “О культуре природных дарований”.

     Вопросы о ребенке и его способностях Коменский решает на уровне передовой  науки своего времени. Что представляет собой ребенок и с какими способностями  и качествами он рождается? Коменский  в основном стоит на позициях теории эмпиризма (т. е. отрицание «врожденности» идей и развитие теории так называемой «чистой доски») и соответственно своему демократическому мировоззрению  считает, что каждый ребенок независимо от расы, сословия и пола способен учиться  и стать образованным человеком.

Как уже говорилось, основное внимание, по Коменскому, следует  уделить проблеме развития природных  дарований.

     “Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум - зеркало всех вещей, с суждением - живыми весами и рычагом всех вещей и, наконец, с памятью - кладовою для вещей. На втором месте - воля - судья, все решающий и повелевающий. Третья - способность движения, исполнительница всех решений. Наконец, речь - истолковательница всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим как бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля; рука, орган человеческой деятельности, является достойным удивления исполнителем; язык, наконец, - мастер речи, посредник между различными умами, заключенными в различных, друг от друга разделенных телах, связывает многих людей в одно общество для совещания и действования».

     “Дарование” обозначает ту врожденную силу нашей  души, которая делает нас людьми.

     “Легко  понять, в чем состоит воспитание природных дарований. Именно: в каком  смысле о человеке говорится, что  он усовершенствует поле, огород, виноградник  и какое-либо искусство и, наконец, свое собственное тело, в том же смысле можно говорить, что он усовершенствует  и душу свою или свое природное  дарование. Он совершенствует каждую вещь, приспособляя и приноравливая ее к своим потребностям, приготовляя, изощряя, сглаживая, украшая ее таким  образом, чтобы она соответствовала  своей цели и на деле приносила  наибольшую пользу”. “Искусство считается  хорошо усовершенствованным, когда  оно легко и изящно производит свои творения. Тело выхолено, когда волосы хорошо причесаны, кожа гладка и здорового цвета и когда в работе оно проворно. Точно также духовное дарование человека будет тогда усовершенствовано, когда, во-первых, он приобретет способность о многом мыслить и во все быстро вникать; во-вторых, когда он будет опытен в тщательном различении вещей между собой, в выборе и преследовании всюду одного доброго, а также в пренебрежении и удалении всего злого; в-третьих, когда он будет искусен и в выполнении совершеннейших дел; в-четвертых, когда будет уметь красноречиво и поучительно говорить для лучшего распространения света мудрости и для яркого освещения всего существующего и мыслимого”.

     Итак, из вышесказанного можно сделать  вывод, что человек рождается  не со знанием, а со способностями  к знанию, которые необходимо развивать  в соответствием с принципом  природосообразности. И это является главной точкой зрения Коменского в теории развивающего обучения. 
 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ «ВЕЛИКОЙ ДИДАКТИКИ» 

     Центральным трудом педагогической теории Яна Амоса Коменского по праву считается «Великая дидактика». Задуманная им еще в молодости, она вынашивалась долгие годы, обрастала различными дополнениями и приложениями. Для своего времени она представляла собой поистине революционный учебник педагогической теории.

     Полное  название книги звучит следующими образом: «Великая дидактика, содержащая универсальное  искусство учить всех всему, или  верный и тщательно продуманный  способ создавать по всем общинам, городам  и селам каждого христианского  государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы ты ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни».

     Такое длинное название характерно для  книг того периода. Заменяя собой  современную аннотацию оно предваряло ознакомление читателя с книгой, информировало  о содержании, становилось своеобразным рекламным проспектом.

     Книга начинается введением, состоящим из нескольких частей. Первая из них говорит  о пользе дидактики вообще, вторая является посвящением всем читателям, и третья обращается ко «Всем, стоящим  во главе дел человеческих, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей».

В данном вступлении автор определяет дидактику как  «универсальное искусство всех учить всему». При этом в характерной для Коменского нравственной манере он ставит целью своего учения панморалистское воспитание человека. Укажем также на антропологическую направленность введения. Ян Амос Коменский пишет, что Господь создал два превосходнейших творения: рай и человека. Педагог пытается опереться в своем произведении прежде всего на церковное воззрение, считая именно его высшей целью своей системы.

     Педагогическая  система Коменского представляет собой  прежде всего протестантское христианское учение, и направлено на образование  детей в христианском духе, а в  дальнейшем через соответственно воспитанных  детей и восстановление авторитета церкви.

     Но  вместе с этой целью, которая может  быть оспорена по тем или иным мотивам (спекулятивным или религиозным), он определяет сверхзадачу своей дидактики:

«Руководящей  основой нашей дидактики пусть  будет:

Исследование  и открытие метода, при котором  учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха...» 

     Для достижения этой цели Коменский разделяет  свою книгу на 33 главы. Вероятно, это  число является неслучайным. Дело в  том, что в том или ином виде число «три» встречается достаточно часто в трудах великого славянского  педагога. В числе глав оно повторяется  дважды. Главы разделяются на ряд  пунктов, каждый из которых, для удобства читателя, сопровождается подзаголовком.

     Из  названий глав можно логически вывести  несколько основных идей Коменского. Прежде всего, три первых главы представляют собой антроподицею (оправдание человека) в чистом виде. Начиная с утверждения о том, что человек есть совершенное существо, Коменский приходит к выводу о том, что «...жизнь является только приготовлением к вечной жизни».

     Повторяя  вслед за ведущими идеалистами эпохи  вывод о том, что все лучшие чувства заложены в человека от природы, Коменский тем не менее настаивает, что данные чувства необходимо развивать (главы 4-6). 7-10 главы посвящены общим принципам обучения - обучение должно быть коллективным, обоеполым и, по возможности, универсальным. Затем несколько глав (12-16) посвящены изложению школьной реформы, которую предлагал Коменский. Он считает, что до появления "Великой дидактики" не было "нормальных" школ. "... При образовании юношества применялся столь суровый метод, что школы превращались в пугало для детей и в места истязания для умов". Такой порядок должен быть переломлен, считает Коменский, и полагает, что "точный порядок для школы следует заимствовать от природы".

     Для реальной реформы схоластической школы  Коменский предлагает требования к  обучению (гл. 16), основы обучения  
(гл. 17-19) и методы обучения (гл. 20-24).

     Оставшиеся  главы в основном посвящены школьной дисциплине, устройству школ, дошкольному  воспитанию (материнской школе), языковому  обучению (латыни и родному языку).

     Заключительную  главу Ян Амос Коменский отвел условиям, необходимым для претворения своей идеи в жизнь. Педагогическая деятельность является одним из важнейших общественных дел и должна всемерно поддерживаться общественной организацией. И в связи с этим слова Коменского, прозвучавшие больше 300 лет назад, звучат особенно актуально для российской педагогики, покинутой государством в трудный момент. Итак, школа должна иметь "достаточный запас панметодических книг". Для подготовки этих книг требуется объединение "талантливых и не боящихся труда ученых мужей". Этот методический труд должен щедро оплачиваться покровителями школ.

     Заканчивается книга проникновенной молитвой, обращенной к Господу. "Господи Боже наш! Все, что мы совершаем в честь имени  твоего, все это от твоих рук".  

 

   
 
 

     Коменский отличает обучение как форму деятельности учителя  от  учения как формы деятельности  учащегося  и  указывает,  что  каждый  метод  должен представлять единый путь  передачи знаний учителем  и  усвоения  переданного учеником. Он считает основной задачей найти такую основу,  на  которой,  как на “незыблемой скале, можно построить метод обучения и учения”.

     Непрерывный единый процесс обучения  и  учения  по  Коменскому  должен иметь сознательный характер. “Учение и труд”,  “Разум  и  рука”  -  вот  что должно  составлять  суть  рационального  обучения.  Поэтому   понятно,   что Коменский  объявляет  жестокую   борьбу   господствовавшему   в   то   время схоластическому и догматическому обучению.

     Обучение  Коменский не считал  развлечением:  “Обучение  есть  один  из видов труда; в этом смысле школа есть  поприще  труда”.  Величайшая  заслуга Коменского   состоит   в   том,   что   он   выдвинув   и   обосновав   идею природосообразности, он открыл путь для нового  понимания обучения  и тем самым твердо определил перспективы развития новой дидактики.

     Коменский  охарактеризовал  образование  и  просвещение   как   рычаг производительности труда и источник благополучия народа.

     Если  обучение является процессом  получения  образования  учащимися  и в то же время образование само является  содержанием  обучения,  ясно,  какое большое и ведущее значение придавал Коменский содержанию обучения.  В  связи с этим прежде всего следует рассмотреть взгляды Коменского  о  дидактических требованиях и целях обучения.

     В заглавии  “Великой  дидактики”  Коменский  указывает,  что  обучение нужно организовать таким образом, чтобы  человек  в  молодые  годы  успешно, легко, кратчайшим путем и основательно усвоил все необходимое для  жизни.  В соответствии с этим Коменский намечает четыре основных  требования,  которым должно отвечать обучение и учение:

     1. успешность

     2. легкость

     3. основательность

     4. быстрота (кратчайший путь обучения)

Что же подразумевает  Коменский под каждым этим требованием?

Для Коменского успешность обучения означает:

     . учить детей своевременно

     . учить вещам раньше слов

     . учиться в школе до конца

     . каждый отрезок времени должен  быть сосредоточен на изучении  только одного предмета

     . образовывать в детях сперва  рассудок для познания вещей,  потом память,  и наконец, язык и руку

     . от простейших начал переходить  к общему

     . распределять занятия по времени и порядку

     . учиться по книгам, предназначенным  именно для данного класса.

Легкость  обучения и учения достигается в  том случае, если:

     . обучение начнется рано;

     . разум будет подготовлен для  этого;

     . будет идти от более легкого  к более трудному;

     . от общего к частному;

     . никто не будет перегружен  чрезмерным количеством учебных  предметов;

     . учеников не будут принуждать  заучивать  то,  что  ими   хорошо  понятно  и  осмысленно;

     . все будет преподаваться для  приложения к жизни;

     . все будет преподаваться по одному и тому же методу.

Основательность обучения и учения будет достигнута, если:

     . будут заниматься полезными вещами;

     . всему будет положено прочное  основание;

     . последующее будет опираться  на это основание;

     . все, что имеет взаимную связь,  постоянно будет соединяться;

     . все будет закрепляться постоянными  упражнениями.

Быстрота  в обучении будет достигнута, если:

     . во главе одной школы или  одного класса будет стоять  один учитель;

     . один предмет будет изучаться  по одному автору;

     . одна работа будет задаваться  всему классу;

     . по одному и тому же методу  будут преподаваться все науки  и языки и т.д.

     Эти требования,  предъявленные  Коменским  к  обучению,  и  положения, выработанные   к   их   осуществлению,   представляют    собой    сердцевину дидактического учения Коменского. Большинство этих требований  и  правил  не только прогрессивны для того времени, но они сохраняют свое теоретическое  и практическое значение для нашей дидактики и школы.

     Величайшей  заслугой Коменского  является  раскрытие  природы  процесса обучения,  в  частности  основных   качественных   сторон, характеризующих обучение как процесс с дидактической точки зрения.  Коменский,  рассматривая обучение как специфический процесс отражения  действительности,  считал,  что процесс  обучения  и  его  закономерности  базируются   на   закономерностях процесса  познания  -  на   гносеологических   началах   материалистического эмпиризма и на принципе природосообразности.

      В учении Коменского относительно природы  и  закономерностей  обучения важным являются его  взгляды  по  вопросу  о  ступенях  обучения.  Коменский впервые в истории дидактической мысли не  только  ввел  понятие  о  ступенях обучения, но и дал анализ этих ступеней и  разработал  определенную  теорию.

     Он  писал:  “В  каждом  обучении  имеются  три  точно  определенные  ступени: начало, продолжение и конец.” Все  эти  компоненты  последовательно  связаны друг с другом и обусловливают друг друга.

     Что подразумевает Коменский под  каждой из этих ступеней?

     Коменский разрабатывает вопрос  о  природе  процесса  обучения  и  его закономерностях  с  гносеологических  позиций.  Исходя  из  того   положения материалистического эмпиризма, что не может быть ничего  такого  в  сознании человека, чего бы раньше не было в  ощущениях,  он  считает,  что  ключом  к обучению,  его  началом   является   чувственное   восприятие,   чувственное обучение. Прежде предмет, а затем или параллельно слово  -  таково  исходное дидактическое положение Коменского. Это  положение  является  универсальным, золотым правилом обучения. Чувственное  восприятие  и  есть  первая  ступень обучения.

     За  этой  ступенью  следуют  словесные  пояснения  учителя,  сравнения, обобщения,  абстракции.  На  этой  ступени  разрабатывается  и   расширяется понятие того, что путем ощущения, посредством органов  чувств  отразилось  в сознании  учащихся.  Эту  вторую   ступень   Коменский   называет   ступенью продолжения или пояснения.

     Но  на данной ступени процесс обучения не заканчивается.  Знание  будет полным и действительным, когда оно  в  результате  длительных  упражнений  и использования на практике становится прочным, когда учащийся в любой  момент может восстановить его в памяти, изложить и использовать в  дальнейшем.  Эту третью  ступень  Коменский  называет  ступенью  упражнений.  Упражнениям  Он придает настолько важное значение, что отводит им 2/3 урока.

Относительно  общей природы процесса  обучения  Коменский  пишет:  “Эти занятия должны вестись по одному и тому же методу.

     Это достигается:

     1) посредством постоянного параллелизма предметов, понятий и слов;

     2) посредством знания, понимания, применения;

     3) посредством примеров, правил, упражнений.

     Упражнения  или практика происходят посредством  самостоятельного  наблюдения, самостоятельной речи, самостоятельных действий.

     Коменский не только глубоко обосновал требование связи  теоретического обучения с практикой, но и определил структурные  части  процесса  обучения, его ступени:

     1) чувственное восприятие;

     2) пояснение;

     3) упражнение.

     На  первой ступени обучения служат  внешние  чувства  (зрение,  слух, обоняние, осязание) – «для все более и более  отчетливого  наблюдения  вещей»; на второй - разум - “для все более и более глубокого проникновения в вещи”; на третьей ступени - память - для все  лучшего  и  лучшего  усвоения. Язык - для того, чтобы понятное уметь высказывать все лучше и лучше. Руки  - чтобы со дня на день искуснее выделывать то, что нужно”.

     Все эти три ступени обучения Коменский  рассматривал  дифференцированно в соответствии с возрастом учащихся и формированием самого обучения.  Первая ступень - у малых детей, вторая ступень - у взрослых, но еще не обученных  к искусству, третья  ступень  -  люди,  которые  уже  знают  способ  действия.

     Коменский  видел  закономерность  ступеней  процесса  обучения  в  связи   с возрастом учащихся.

ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ 

      В основу своего педагогического,  и в частности, дидактического  учения Ян Коменский вложил три важнейших принципа:

     1) воспитывающий характер обучения;

     2) связь обучения с  жизнью, с  действительностью;

     3) соответствие обучения возрасту учащихся.

      В процессе  воспитывающего  обучения  формируются  моральные  качества человека. По мнению Коменского “никто не может  сделаться  образованным  без воспитания или культивирования, т.е. буз прилежного обучения  и попечения”.

     Итак, дидактика Коменского опирается  на идею воспитывающего обучения.

      1. Коменский выдвинул принцип   соединения  обучения  с  воспитанием   и первый в истории педагогики определил основные положения этого принципа.

       2.  Идея  воспитывающего  обучения  у  Коменского  проникнута   духом народности и  гуманности,  выражает  требования  не  только  богатых,  но  и третьего сословия.

       3.  Взгляды  Коменского  на  воспитывающее  обучение  используются  и современной дидактикой.

       С  идеей  воспитывающего  обучения  тесно  связано   требование  связи обучения с жизнью. Коменский дал прогрессивные для  того  времени  и  хорошо разработанные рекомендации  по  этому  требованию.  Вот  несколько  основных положений Коменского:

      1. “Кто, будучи даже взрослым, умеет  говорить лишь одними  словами,  а не делами, тот и человеком-то считаться не вправе”

      2.  “Школы,  движимые  и  исполненные   потребностями  природы,  должны учить: 1) теории, 2) практике,  3)  употреблению  всех  хороших  и  полезных вещей”.

      3. “Если что-либо нужно  сообщить  юношеству  даже  и  ради  настоящей жизни, все это должно быть таково, чтобы, не мешая той  вечной  жизни,  и  в настоящей жизни приносило бы единственную пользу”.

      4. “Кому нужны эти пустяки?  Какой смысл изучать  то,  знание  чего  не принесет пользы, а незнание  не  принесет  вреда  и  от  чего  в  дальнейшем возрасте придется отучиваться или что придется среди занятий  забывать?  Нам есть чем заполнить ту короткую  жизнь,  даже  если  ни  одной  ее  капли  не тратить на пустяки.  Итак  пусть  будет  задачей  школы  занимать  юношество только серьезным”.

      5. “Нужно преподавать только  то,  что  приносит  самую   основательную пользу как в настоящей, так и в будущей жизни”.

Я.А.Коменский - основоположник педагогики Нового времени "Великая Дидактика"