Ямайская валютная система

1Ямайская валютная система.

Устройство современной МВС  было официально оговорено на конференции  МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г.

Основой этой системы являются плавающие  обменные курсы и много валютный стандарт.

Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей:

1 – выравнивание темпов инфляции  в различных странах

2 – уравновешивание платежных  балансов

3 – расширение возможностей  для проведения независимой внутренней  денежной политики отдельными  центральными банками.

Основные характеристики Ямайской валютной системы:

1. Система полицентрична, т.е. основана не на одной, а на нескольких ключевых валютах;

2. Отменен  монетный паритет  золота;

3. Основным средством международных  расчетов стала свободно конвертируемая  валюта, а также СДР и резервные  позиции в МВФ;

4. Не существует пределов колебаний  валютных курсов. Курс валют формируется  под воздействием спроса и  предложения.

5. Центральные банки стран не  обязаны вмешиваться в работу  валютных рынков для поддержания  фиксированного паритета своей  валюты. Однако они осуществляют  валютные интервенции для стабилизации  курсов валют.

6. Страна сама выбирает режим  валютного курса, но ей запрещено  выражать его через золото.

7.  МВФ наблюдает за политикой  стран в области валютных курсов; страны-члены МВФ должны избегать  манипулирования валютными курсами,  позволяющего воспрепятствовать  действительной перестройке платежных  балансов или получать односторонние  преимущества перед другими странами-членами  МВФ.

По классификации МВФ страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный.

Фиксированный валютный курс имеет  целый ряд разновидностей:

1 – курс национальной валюты  фиксирован по отношению к  одной добровольно выбранной  валюте. Курс национальной валюты  автоматически изменяется в тех  же пропорциях, что и базовый  курс. Обычно фиксируют курсы  своих валют по отношению к  доллару США, английскому фунту  стерлингов, французскому франку  развивающиеся страны.

2 – курс национальной валюты  фиксируется к СДР.

3 – «корзинный» валютный курс. Курс национальной валюты привязывается  к искусственно сконструированным  валютным комбинациям. Обычно  в данные комбинации (или корзины  валют) входят валюты основных  стран – торговых партнеров  данной страны.

4 – курс, рассчитанный на основе  скользящего паритета. Устанавливается  твердый курс по отношению  к базовой валюте, но связь  между динамикой национального  и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально  оговоренной формуле, учитывающей  различия (например, в темпах роста  цен).

В «свободном плавании» находятся  валюты США, Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии и ряда других стран. Однако часто центральные банки этих стран поддерживают курсы валют  при их резких колебаниях.

Именно поэтому говорят об «управляемом», или «грязном», плавании валютных курсов.

Смешанное плавание также имеет  ряд разновидностей. Во-первых, это  групповое плавание. Оно характерно для стран, входящих в ЕВС. Для  них установлены два режима валютных курсов: внутренний – для операций внутри Сообщества, внешний – для  операций с другими странами. Между  валютами стран ЕВС действует  твердый паритет, рассчитанный на основе отношения центральных курсов к  ЭКЮ с пределом колебаний +/- 15%. Курсы  валют совместно «плавают» по отношению к любой другой валюте, не входящей в систему ЕВС. Кроме  того, к этой категории валютных режимов принадлежит режим специального курса в странах ОПЕК. Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и другие страны ОПЕК «привязали»  курсы своих валют к цене на нефть.

В целом развитые страны имеют курсы  валют, находящиеся в чистом или  групповом плавании. Развивающиеся  страны обычно фиксируют курс собственной  валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего  паритета (см. таблицу «Режимы валютного  курса»).

Важную роль играют специальные  права заимствования – СДР. В  рамках Ямайской валютной системы они  являются одним из официальных резервных  активов. Вторая поправка к Уставу МВФ  закрепила замену золота СДР в  качестве масштаба стоимости. СДР стали  мерой международной стоимости, важным резервным авуаром, одним из средств официальных международных расчетов.

Участниками системы СДР могут  быть только страны-члены МВФ. Однако членство в Фонде не означает автоматического  участия в механизме СДР. Для  осуществления операций с СДР  в структуре МВФ образован  Департамент СДР. В настоящее  время все страны-члены МВФ  являются его участниками. При этом СДР функционируют только на официальном, межгосударственном уровне, на котором  они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями.

МВФ наделен полномочиями, создавать  «безусловную ликвидность» путем выпуска  в обращение средств, выраженных в СДР, для стран-участников Департамента СДР. Эмиссия СДР осуществляется и в том случае, когда Исполнительный Совет МВФ приходит к заключению, что на данном этапе имеется долговременный всеобщий недостаток ликвидных резервов и существует потребность в их пополнении. Оценка такой потребности  определяет размеры выпуска СДР. Эмиссия СДР производится в виде кредитовых записей на специальных  счетах в МВФ. СДР распределяются между странами-членами МВФ пропорционально  величине их квот в МВФ на момент выпуска.    Таблица "Режимы валютного курса"                            (1995 г.)       

Фонд не может выпускать СДР  для самого себя или для других «уполномоченных держателей». Помимо стран-членов получать, держать и  использовать СДР может МВФ, а  также по решению Совета Управляющих  МВФ, принимаемому большинством, - страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и т.п.), имеющие  официальный статус. В то же время  их держателями не могут быть коммерческие банки и частные лица.

Вопреки замыслу СДР не стали  эталоном стоимости, главным международным  резервным и платежным средством. СДР в основном применяются в  операциях МВФ как коэффициент  пересчета национальных валют, масштаб  валютных со измерений; квоты, кредиты, доходы и расходы выражены в этой счетной валютной единице.

В качестве международного платежного средства СДР используются в ограниченном круге межгосударственных операций. Не достигнута главная цель СДР: они  направляются на приобретение конвертируемой валюты не столько в целях покрытия дефицита платежного баланса (ок. 24% их общего объема), сколько для погашения задолженности стран по кредитам МВФ. Значительные суммы СДР возвращаются в Фонд (путем оплаты полученной иностранной валюты и выкупа национальной валюты) и интенсивно накапливаются на его счетах, преимущественно в пользу промышленно развитых стран с активным платежным балансом. Объем операций в СДР незначителен.

Роль СДР по сравнению с ЭКЮ  остается скромной. При наличии ряда позитивных моментов в СДР, что делает возможным их использование как  базы много валютных оговорок, они  не обладают абсолютной приемлемостью, не обеспечивают эквивалентности сопоставлений  и урегулирования сальдо платежного баланса. МВФ создал Департамент  СДР в целях активизации операций с этой коллективной счетной валютной единицей как наднациональным резервно-платежным средством, поскольку использование в этом качестве национальных валют противоречит логике интернационализации хозяйственных связей.

Функционирование Ямайской валютной системы противоречиво. Ожидания, связанные  с введением плавающих валютных курсов, исполнились лишь частично. Одной из причин является разнообразие возможных вариантов действий стран-участниц, доступных им в рамках этой системы. Режимы обменных курсов в своем чистом виде не практикуются в течение длительного  периода.

Другой причиной является сохранение долларом США лидирующих позиций  в Ямайской валютной системе. Объясняется  это рядом обстоятельств:

А) со времен Бреттонвудской валютной системы сохранились значительные запасы долларов у частных лиц и правительств во всем мире;

Б) альтернативные к доллару, признанные всеми резервные и трансакционные валюты будут постоянно в дефиците до тех пор, пока платежные балансы стран, валюты которых могут претендовать на эту роль (Германия, Швейцария, Япония), имеют стабильные активные сальдо;

В) евро-долларовые рынки создают доллары независимо от состояния платежного баланса США и тем самым способствуют снабжению мировой валютной системы необходимым средством для трансакций.

Для Ямайской валютной системы характерно сильное колебание валютного  курса для доллара США, что  объясняется противоречивой экономической  политикой США в форме экспансионистской  фискальной и рестриктивной денежной политики.

 

Это колебание доллара стало  причиной многих валютных кризисов.

На фоне многочисленных проблем, связанных  с колебанием валютных курсов, особый интерес в мире вызывает опыт функционирования зоны стабильных валютных курсов в  Европе, который позволяет входящим в эту валютную группировку странам  устойчиво развиваться, невзирая на проблемы, возникающие в мировой  валютной системе.

В ответ на нестабильность Ямайской валютной системы страны ЕЭС создали  собственную международную (региональную) валютную систему в целях стимулирования процесса экономической интеграции.

 

 

 

 

 

 

1.4 Европейская валютная система (ЕВС)

Существование Европейской валютной системы является одной из особенностей современных валютных отношений. На взаимную торговлю стран-членов ЕВС  приходится от 55 до 70% от их внешнеторгового  оборота. Решением от 13 марта 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС).

Ее основные цели следующие:

1. Обеспечить достижение экономической интеграции;

2. Создать зону европейской стабильности  с собственной валютой в противовес  Ямайской валютной системе, основанной  на долларовом стандарте, отсутствие  которой затрудняло сотрудничество  стран-членов Европейского сообщества  в области выполнения общих  программ и во взаимных торговых отношениях;

3. Оградить «Общий рынок» от экспансии доллара;

4. Сблизить экономические и финансовые политики стран-участниц.

Выполнение этих задач способствовало бы построению европейской валютной организации, способной отражать спекулятивные  атаки рынка, а также сдерживать колебания международной валютной системы (особенно изменения доллара).

ЕВС – это международная (региональная) валютная система – совокупность экономических отношений, связанная  с функционированием валюты в  рамках экономической интеграции; государственно-правовая форма организации валютных отношений  стран «Общего рынка» с целью  стабилизации валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов.

Активными членами ЕВС являются Бельгия, Люксембург, Дания, Германия, Франция, Нидерланды, Ирландия, Испания, Португалия, Греция.

ЕВС – подсистема мировой валютной системы (Ямайской). Особенности западноевропейского  интеграционного комплекса определяют структурные принципы ЕВС, отличающиеся от Ямайской валютной системы.

1. ЕВС базируется на ЭКЮ –  европейской валютной единице.  Условная стоимость ЭКЮ определяется  по методу валютной корзины,  включающей валюты всех 12 стран  ЕС. Доля валют в корзине ЭКЮ  зависит от удельного веса  стран в совокупном ВНП государств-членов  ЕС, их взаимном товарообороте  и участия в краткосрочных кредитах поддержки.

2. В отличие от Ямайской валютной  системы, юридически закрепившей  демонетизацию золота, ЕВС использует  его в качестве реальных резервных  активов. Во-первых, эмиссия ЭКЮ  частично обеспечена золотом.  Во-вторых, с этой целью создан  совместный золотой фонд за  счет объединения 20% официальных  золотых резервов стран ЕВС  в ЕФВС. В-третьих, страны ЕС  ориентируются на рыночную цену  золота для определения взноса  в золотой фонд, а также для  регулирования эмиссии и объема резервов в ЭКЮ.

3. Режим валютных курсов основан  на совместном плавании валют  в форме «европейской валютной  змеи» в установленных пределах  взаимных колебаний (+/- 2,25% от центрального  курса). Валютная змея, или змея  в тоннеле, - кривая, описывающая  совместные колебания курсов  валют стран Европейского сообщества  относительно курсов других валют,  которые не входят в данную валютную группировку.

4. В ЕВС осуществляется межгосударственное  региональное валютное регулирование  путем предоставления центральным  банкам кредитов для покрытия  временного дефицита платежных  балансов и расчетов, связанных с валютной интервенцией.

Создание ЕВС – явление закономерное. Эта валютная система возникла на базе западноевропейской интеграции с  целью создания собственного валютного  центра. Однако, будучи подсистемой мировой валютной системы, ЕВС испытывает отрицательные последствия нестабильности последней и влияние доллара США. Сравнительная характеристика ЭКЮ и СДР позволяет выявить их общие черты и различия. Общие черты заключаются в природе этих международных счетных валютных единиц как прообраза мировых кредитных денег. Они не имеют материальной формы в виде банкнот, зачисляются на специальные счета соответствующих стран и используются в форме безналичных перечислений по ним. Их условная стоимость определяется по методу валютной корзины, но с разным набором валют. За хранение на счетах сверх лимита эмитент выплачивает странам процентные ставки.

Однако имеются различия ЭКЮ и СДР, которые определяют преимущества первых:

1. В отличие от СДР эмиссия  официальных ЭКЮ частично обеспечена  золотом и долларами за счет  объединения 20% официальных резервов стран-членов ЕВС.

2. Эмиссия ЭКЮ более эластична,  чем СДР. Сумма выпуска официальных  ЭКЮ не устанавливается заранее,  а корректируется в зависимости  от изменения золотодолларовых  резервов стран-членов  ЕВС. При  этом недостатком является влияние  на эмиссию колебаний цены  золота и курса доллара. Эмиссия  частных (коммерческих) ЭКЮ банками  более соответствует потребностям  рынка. Ее эмиссионный механизм включает две операции:

«конструирование» ЭКЮ, т.е. создание по просьбе клиента депозита в  составе валют, входящих в ее корзину;

«слом корзины» ЭКЮ, т.е. купля и  продажа на еврорынке этих валют (или одной из них по согласованию банка с заемщиком) для выплаты депозитов.

3. Объем эмиссии ЭКЮ превышает выпуск СДР.

4. Валютная корзина служит не  столько для определения курса  ЭКЮ, сколько для расчета паритетной  сетки валют, которой не располагает  ни одна другая международная счетная валютная единица.

Механизм регулирования курсов валют в ЕВС основан на следующих принципах:

А) на базе центральных курсов в  ЭКЮ рассчитываются взаимные курсы  в форме матрицы с установленными интервенционными точками в пределах допустимых колебаний курсов валют +/- 2,25%.

Б) на основе показаний предупредительного индикатора отклонений, когда фиксируется  достижение ¾ пределов колебаний  курсов в ЭКЮ, проводятся превентивные регулирующие меры, в частности внутри маржинальная валютная интервенция  путем изменения процентных ставок с целью влияния на валютный курс.

В) валютная интервенция на базе созданной в ЕВС системы взаимного кредитования включает кредиты «своп» центральных банков, фонд краткосрочного кредитования при ЕФВС.

5. Уникален режим курса валют,  в частности к ЭКЮ, основанный  на совместном плавании с пределами  взаимных колебаний, что способствует  относительной стабильности ЭКЮ  и валют стран-членов ЕВС.

6. В отличие от СДР ЭКЮ используется  не только в официальном, но  и частном секторах. ЭКЮ служит:

базой паритетов и курсов валют ЕЭС;

валютной единицей в совместных фондах и международных валютно-кредитных и финансовых организациях;

валютой единых сельскохозяйственных цен;

средством межгосударственных расчетов центральных банков ЕЭС при проведении валютной интервенции;

валютой займов и кредитов.

Более 500 крупных международных  организаций используют ЭКЮ при  предоставлении кредитов. В ЭКЮ совершаются  фьючерсные и опционные сделки, которые  используются для страхования валютного и процентного риска.

Расширение сферы применения ЭКЮ  обусловлено тремя основными причинами:

1. Валютная корзина ЭКЮ и режим  «валютной змеи» уменьшают валютный риск;

2. Любой банк может «контролировать»  ЭКЮ в соответствии с ее  валютной корзиной, прибавляя или  изымая из нее валюты по согласованию с клиентом;

3. ЭКЮ удовлетворяют потребность  мирового хозяйства в сравнительно  стабильной мировой валюте как  альтернативе нестабильному доллару.

Материальной базой регулирования  в ЕЭС, включая ЕВС, является специфический  кредитный механизм. Во-первых, активно  используется созданный в рамках валютно-экономического союза взаимный кредит центральных банков и государств-членов. Во-вторых, с организацией ЕВС создан дополнительный кредитный механизм для выравнивания диспропорции экономического развития стран-членов.

Для наименее развитых стран-членов ЕЭС  предоставляются льготы, субсидии, кредиты Европейского инвестиционного банка.

Роль МВФ по отношению к ЕВС  выполняет Европейский фонд валютного  сотрудничества. Долларовые накопления образуют кредитный фонд ЕВС. Его  объем для краткосрочного кредитования составляет 14 млрд. ЭКЮ, а для среднесрочного кредитования – 11 млрд. ЭКЮ.

Несмотря на имеющиеся в функционировании ЕВС противоречия, она выполнила  поставленную перед ней задачу. До 1992 г. в ЕС наблюдалась стабильность обменных курсов. За 5 лет (1987-1992 гг.) центральные  курсы основных валют не изменились, тогда как в это же время доллар успел потерять и снова набрать 30% от своей стоимости по отношению к французскому франку и немецкой марке.

Наиболее реальные достижения ЕВС:

успешное развитие ЭКЮ, которая  приобрела ряд черт мировой валюты,  хотя еще не стала ею в полном смысле;

режим согласованного колебания валютных курсов в узких пределах, относительная  стабилизация валют, хотя периодически пересматриваются их курсовые соотношения;

объединение 20 %  официальных золотодолларовых резервов;

развитие кредитно-финансового  механизма поддержки стран-членов;

межгосударственное и частично наднациональное регулирование экономики.

Достижения ЕВС обусловлены  поступательным развитием западноевропейской интеграции.

Однако валютная интеграция не завершена. В ЕС и ЕВС немало трудностей, противоречий и нерешенных проблем.

К числу недостатков ЕВС относятся следующие:

1. ЕВС не включает все европейские  валюты.

2. Хотя диапазон колебаний курсов  валют в ЕВС значительно снизился, периодически происходит корректировка  валютных курсов. Наиболее слабые  валюты девальвируются, а более сильные ревальвируются.

3. Слабость ЕВС обусловлена значительным  структурным не равновесием   экономики стран-членов, различиями  в уровне и темпах экономического  развития, инфляции, состоянием платежного баланса.

4. Координация экономической политики  наталкивается также на нежелание  стран-членов передавать свои  суверенные права наднациональным органам.

5. Частные ЭКЮ не связаны с  официальными ЭКЮ единым эмиссионным  центром и взаимной обратимостью.

6. Выпуск ЭКЮ довольно скромно  влияет на взаимные операции  центральных банков стран ЕС, хотя с 1985 г. их право использовать  ЭКЮ для погашения взаимной  задолженности расширено с 50 до 100%.

7. Функционирование ЕВС осложняется  внешними факторами. Нестабильность  мировой валютной системы и  доллара оказывают дестабилизирующее  воздействие на ЕВС. При снижении  курса доллара курсы западноевропейских  валют повышаются, а при повышении  – снижаются в разной степени,  что требует пересмотра их  курсовых соотношений. ЕВС продолжает  испытывать влияние доллара, так  как 60 % международных расчетов  в ЕС осуществляется в американской  валюте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Экономический и валютный союз

Единый внутренний рынок (ЕВР) – это основа основ европейской интеграции. Он представляет собой физическое и экономическое пространство, внутри которого не существует экономических границ и действуют «четыре свободы».

• свобода перемещения товаров - конкретно открытие национального  рынка даёт ряд преимуществ в  замене дорогого отечественного производства более дешёвым импортом, созданию посредством конкуренции мощного  стимула для улучшения качества товаров, либерализации международной торговли.

• свобода оказания услуг - лица, предоставляющие  услуги, имеют право ездить к заказчику, пересекая при этом самостоятельно границу для того, чтобы предоставить свои услуги в другой стране Сообщества. Равным образом лица, желающие получить какие-либо услуги, также могут пользоваться данной свободой (под эту категорию  попадают как лица, желающие воспользоваться  медицинскими услугами в другой стране, или туристы, так и люди, выезжающие в другую страну получать образование  или вести свой бизнес). Данная свобода  также применима к тем случаям, если заказчик и лицо, предоставляющее  услуги, находятся каждый в своей  стране, и только предоставляемая  услуга пересекает границу (типичным примером могут служить телевидение и радиовещание);

• свобода перемещения лиц (включая  свободу учреждения) - граждане государств-членов ЕС получили право искать и устраиваться на работу по найму в любом другом государстве-члене ЕС и пользоваться теми же правами в области оплаты труда, условий работы и профсоюзных  прав, что и граждане принимающего государства. Документы об образовании  и профессиональной квалификации, полученные в одной стране ЕС, должны были автоматически  признаваться в любой другой стране ЕС. Работники из других стран Сообщества имеют те же права и привилегии, что и местные жители, как в  плане условий жизни, так и  в плане социальной защиты. Правилами  Сообщества гарантируется социальная защита как для работников, так и для их семей.

• свобода перемещения капиталов - Регулирование движение капитала занимает важное место в арсенале средств государственного вмешательства  в экономику. Капитал представляет собой самый мобильный фактор производства. Неограниченный приток и отток денежного капитала могут  приводить к экономически необоснованным и, в конечном счёте, к разрушительным колебаниям процентных ставок и обменных курсов, вынужденным девальвациям и  валютным кризисам. Поэтому, в зависимости  от экономической конъюнктуры, правительства  принимают меры либо для ограничения  вывоза капитала из страны, либо для  ограничения его ввоза. Но к середине 80-х годов правительства западноевропейских стран пришли к выводу о необходимости  отмены контроля над движением капитала и либерализации рынков. Этому  способствовали такие обстоятельства, как устойчивое улучшение платёжных  балансов государств-членов ЕС, быстрая  интернационализация производства, ошеломляющий рост денежных рынков, высокое  достижение информационных и банковских технологий сделали менее острой необходимость над движением  капитала. В 1988 г. Совет принял директиву  о создании свободного рынка капиталов  в рамках всего Сообщества к 1992 г., которая предусматривает полную либерализацию движения капитала между государствами-членами.

Т.о, ЕВР – это экономическая, юридическая, социальная и политическая конструкция, которая поддерживается всей мощью общего законодательства, общих институтов и общей политики ЕС.

Экономический и валютный союз (Есоnоmic аnd Моnetaгу union) – высшая форма экономической интеграции государств-членов Европейского Союза. Учреждён в 1992 г. Маастрихтским договором о Европейском Союзе, осуществляется в рамках Европейского сообщества.

ЭВС сделает возможным завершение экономической интеграции Европы через  гарантии обеспечения в ней здоровой и гласной конкуренции. Уход со сцены  национальных валют будет означать, что цены товаров на рынках стран-участниц ЭВС станут прямо и непосредственно  сравнимыми, в свою очередь, снимет два таких препятствия в торговле как накладные внешнеторговые расходы  и валютный риск. Конкурентоспособность  компаний больше не будет искажаться колебаниями валютных курсов, а станет объективно отражать их производительность, разницу в издержках производства и уровня цен. Т.о., в дополнение к её позитивному воздействию на стабильность цен и государственных финансов, единая валюта сделает возможным завершение создание единого внутреннего рынка Сообществ, увеличив те выгоды, которые уже сейчас из него проистекают. 

ЭВС состоит из двух компонентов  – экономического и валютного. Основой  экономического компонента ЭВС является внутренний рынок, на котором в полном объеме действуют свободы передвижения товаров, услуг, лиц, капиталов и  платежей, а также свобода учреждения.

Другой составляющей экономического компонента ЭВС является координация  экономических политик государств-членов Европейского Союза. Это предполагает не только простую их координацию, но и жесткий контроль со стороны  институтов Союза за размером бюджетного дефицита государств-членов, а также  за платежным балансом этих государств. Кроме того, государствам-членам запрещается  получать льготное кредитование со стороны  центральных банков таких государств, а также осуществлять целый ряд  кредитных операций с центральными банками. Кроме того, в рамках экономического компонента ЭВС государства-члены  и институты Союза определяют общие цели, в соответствии с которыми и должны определяться и координироваться экономические политики государств-членов.

Общие положения, определяющие правовое положение Экономического и валютного  союза мы можем найти в разделе 1 Договора об учреждении Европейского сообщества 1957 г. («Принципы»). Особо  важную роль играет ст. 4, которая определяет все основные составляющие Экономического и валютного союза. Так пункт 1 этой статьи посвящен «экономическому» компоненту экономического и валютного  союза и определяет принцип свободной  рыночной экономики со свободной  конкуренцией, которыми должна руководствоваться  экономическая политика Союза, а  также те основы, на которых она  должна базироваться. Таких основ три:

1) тесная координация экономических политик государств-членов;

2) внутренний рынок; 

3) определение общих целей экономических  политик государств-членов.

П. 2 ст. 4 Договора об учреждении Европейского сообщества определяет, «валютный» компонент  Экономического и валютного союза, сразу же подчиняя его экономической  политике Европейского Союза. Он определяет, что «валютный» компонент состоит  из единой валюты, определения и  проведения одной валютной политики и единой политики обменных курсов. При этом основной целью этих политик  является поддержание стабильности цен, т.е. стабильность валюты и отсутствие инфляции. Только в той степени, в  которой это не будет противоречить  поддержанию стабильности цен, эти  политики должны также поддерживать общие экономические политики Союза.

П. 3 ст. 4 Договора об учреждении Европейского сообщества определяет основополагающие принципы, которым должна соответствовать  деятельность Сообщества в рамках Экономического и валютного союза. Ими являются: 1) стабильность цен, то есть либо отсутствие инфляции, либо поддержание инфляции и минимальных пределах; 2) платежеспособные государственные финансовые и валютные условия; и 3) устойчивый платежный баланс. Второй и третий принципы означают обязанность государств-членов Европейского Союза воздерживаться от чрезмерного бюджетного дефицита.