Ямайская валютная система
1Ямайская валютная система.
Устройство современной МВС было официально оговорено на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г.
Основой этой системы являются плавающие обменные курсы и много валютный стандарт.
Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей:
1 – выравнивание темпов
2 – уравновешивание платежных балансов
3 – расширение возможностей
для проведения независимой
Основные характеристики Ямайской валютной системы:
1. Система полицентрична, т.е. основана не на одной, а на нескольких ключевых валютах;
2. Отменен монетный паритет золота;
3. Основным средством
4. Не существует пределов
5. Центральные банки стран не
обязаны вмешиваться в работу
валютных рынков для
6. Страна сама выбирает режим
валютного курса, но ей
7. МВФ наблюдает за политикой
стран в области валютных
По классификации МВФ страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный.
Фиксированный валютный курс имеет целый ряд разновидностей:
1 – курс национальной валюты
фиксирован по отношению к
одной добровольно выбранной
валюте. Курс национальной валюты
автоматически изменяется в
2 – курс национальной валюты фиксируется к СДР.
3 – «корзинный» валютный курс.
Курс национальной валюты
4 – курс, рассчитанный на основе
скользящего паритета. Устанавливается
твердый курс по отношению
к базовой валюте, но связь
между динамикой национального
и базового курса не
В «свободном плавании» находятся валюты США, Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии и ряда других стран. Однако часто центральные банки этих стран поддерживают курсы валют при их резких колебаниях.
Именно поэтому говорят об «управляемом», или «грязном», плавании валютных курсов.
Смешанное плавание также имеет
ряд разновидностей. Во-первых, это
групповое плавание. Оно характерно
для стран, входящих в ЕВС. Для
них установлены два режима валютных
курсов: внутренний – для операций
внутри Сообщества, внешний – для
операций с другими странами. Между
валютами стран ЕВС действует
твердый паритет, рассчитанный на основе
отношения центральных курсов к
ЭКЮ с пределом колебаний +/- 15%. Курсы
валют совместно «плавают» по
отношению к любой другой валюте,
не входящей в систему ЕВС. Кроме
того, к этой категории валютных
режимов принадлежит режим
В целом развитые страны имеют курсы валют, находящиеся в чистом или групповом плавании. Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета (см. таблицу «Режимы валютного курса»).
Важную роль играют специальные права заимствования – СДР. В рамках Ямайской валютной системы они являются одним из официальных резервных активов. Вторая поправка к Уставу МВФ закрепила замену золота СДР в качестве масштаба стоимости. СДР стали мерой международной стоимости, важным резервным авуаром, одним из средств официальных международных расчетов.
Участниками системы СДР могут быть только страны-члены МВФ. Однако членство в Фонде не означает автоматического участия в механизме СДР. Для осуществления операций с СДР в структуре МВФ образован Департамент СДР. В настоящее время все страны-члены МВФ являются его участниками. При этом СДР функционируют только на официальном, межгосударственном уровне, на котором они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями.
МВФ наделен полномочиями, создавать
«безусловную ликвидность» путем выпуска
в обращение средств, выраженных
в СДР, для стран-участников Департамента
СДР. Эмиссия СДР осуществляется
и в том случае, когда Исполнительный
Совет МВФ приходит к заключению,
что на данном этапе имеется долговременный
всеобщий недостаток ликвидных резервов
и существует потребность в их
пополнении. Оценка такой потребности
определяет размеры выпуска СДР.
Эмиссия СДР производится в виде
кредитовых записей на специальных
счетах в МВФ. СДР распределяются
между странами-членами МВФ
Фонд не может выпускать СДР для самого себя или для других «уполномоченных держателей». Помимо стран-членов получать, держать и использовать СДР может МВФ, а также по решению Совета Управляющих МВФ, принимаемому большинством, - страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и т.п.), имеющие официальный статус. В то же время их держателями не могут быть коммерческие банки и частные лица.
Вопреки замыслу СДР не стали
эталоном стоимости, главным международным
резервным и платежным
В качестве международного платежного средства СДР используются в ограниченном круге межгосударственных операций. Не достигнута главная цель СДР: они направляются на приобретение конвертируемой валюты не столько в целях покрытия дефицита платежного баланса (ок. 24% их общего объема), сколько для погашения задолженности стран по кредитам МВФ. Значительные суммы СДР возвращаются в Фонд (путем оплаты полученной иностранной валюты и выкупа национальной валюты) и интенсивно накапливаются на его счетах, преимущественно в пользу промышленно развитых стран с активным платежным балансом. Объем операций в СДР незначителен.
Роль СДР по сравнению с ЭКЮ
остается скромной. При наличии ряда
позитивных моментов в СДР, что делает
возможным их использование как
базы много валютных оговорок, они
не обладают абсолютной приемлемостью,
не обеспечивают эквивалентности сопоставлений
и урегулирования сальдо платежного
баланса. МВФ создал Департамент
СДР в целях активизации
Функционирование Ямайской валютной системы противоречиво. Ожидания, связанные с введением плавающих валютных курсов, исполнились лишь частично. Одной из причин является разнообразие возможных вариантов действий стран-участниц, доступных им в рамках этой системы. Режимы обменных курсов в своем чистом виде не практикуются в течение длительного периода.
Другой причиной является сохранение долларом США лидирующих позиций в Ямайской валютной системе. Объясняется это рядом обстоятельств:
А) со времен Бреттонвудской валютной системы сохранились значительные запасы долларов у частных лиц и правительств во всем мире;
Б) альтернативные к доллару, признанные
всеми резервные и
В) евро-долларовые рынки создают доллары независимо от состояния платежного баланса США и тем самым способствуют снабжению мировой валютной системы необходимым средством для трансакций.
Для Ямайской валютной системы характерно
сильное колебание валютного
курса для доллара США, что
объясняется противоречивой экономической
политикой США в форме
Это колебание доллара стало причиной многих валютных кризисов.
На фоне многочисленных проблем, связанных с колебанием валютных курсов, особый интерес в мире вызывает опыт функционирования зоны стабильных валютных курсов в Европе, который позволяет входящим в эту валютную группировку странам устойчиво развиваться, невзирая на проблемы, возникающие в мировой валютной системе.
В ответ на нестабильность Ямайской валютной системы страны ЕЭС создали собственную международную (региональную) валютную систему в целях стимулирования процесса экономической интеграции.
1.4 Европейская валютная система (ЕВС)
Существование Европейской валютной системы является одной из особенностей современных валютных отношений. На взаимную торговлю стран-членов ЕВС приходится от 55 до 70% от их внешнеторгового оборота. Решением от 13 марта 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС).
Ее основные цели следующие:
1. Обеспечить достижение экономической интеграции;
2. Создать зону европейской
3. Оградить «Общий рынок» от экспансии доллара;
4. Сблизить экономические и
Выполнение этих задач способствовало
бы построению европейской валютной
организации, способной отражать спекулятивные
атаки рынка, а также сдерживать
колебания международной
ЕВС – это международная (региональная) валютная система – совокупность экономических отношений, связанная с функционированием валюты в рамках экономической интеграции; государственно-правовая форма организации валютных отношений стран «Общего рынка» с целью стабилизации валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов.
Активными членами ЕВС являются Бельгия, Люксембург, Дания, Германия, Франция, Нидерланды, Ирландия, Испания, Португалия, Греция.
ЕВС – подсистема мировой валютной
системы (Ямайской). Особенности
1. ЕВС базируется на ЭКЮ –
европейской валютной единице.
Условная стоимость ЭКЮ
2. В отличие от Ямайской
3. Режим валютных курсов основан
на совместном плавании валют
в форме «европейской валютной
змеи» в установленных
4. В ЕВС осуществляется
Создание ЕВС – явление
Однако имеются различия ЭКЮ и СДР, которые определяют преимущества первых:
1. В отличие от СДР эмиссия
официальных ЭКЮ частично
2. Эмиссия ЭКЮ более эластична,
чем СДР. Сумма выпуска
«конструирование» ЭКЮ, т.е. создание по просьбе клиента депозита в составе валют, входящих в ее корзину;
«слом корзины» ЭКЮ, т.е. купля и продажа на еврорынке этих валют (или одной из них по согласованию банка с заемщиком) для выплаты депозитов.
3. Объем эмиссии ЭКЮ превышает выпуск СДР.
4. Валютная корзина служит не
столько для определения курса
ЭКЮ, сколько для расчета
Механизм регулирования курсов валют в ЕВС основан на следующих принципах:
А) на базе центральных курсов в
ЭКЮ рассчитываются взаимные курсы
в форме матрицы с
Б) на основе показаний предупредительного индикатора отклонений, когда фиксируется достижение ¾ пределов колебаний курсов в ЭКЮ, проводятся превентивные регулирующие меры, в частности внутри маржинальная валютная интервенция путем изменения процентных ставок с целью влияния на валютный курс.
В) валютная интервенция на базе созданной в ЕВС системы взаимного кредитования включает кредиты «своп» центральных банков, фонд краткосрочного кредитования при ЕФВС.
5. Уникален режим курса валют,
в частности к ЭКЮ, основанный
на совместном плавании с
6. В отличие от СДР ЭКЮ
базой паритетов и курсов валют ЕЭС;
валютной единицей в совместных
фондах и международных валютно-
валютой единых сельскохозяйственных цен;
средством межгосударственных расчетов центральных банков ЕЭС при проведении валютной интервенции;
валютой займов и кредитов.
Более 500 крупных международных организаций используют ЭКЮ при предоставлении кредитов. В ЭКЮ совершаются фьючерсные и опционные сделки, которые используются для страхования валютного и процентного риска.
Расширение сферы применения ЭКЮ обусловлено тремя основными причинами:
1. Валютная корзина ЭКЮ и режим «валютной змеи» уменьшают валютный риск;
2. Любой банк может «
3. ЭКЮ удовлетворяют потребность
мирового хозяйства в
Материальной базой
Для наименее развитых стран-членов ЕЭС предоставляются льготы, субсидии, кредиты Европейского инвестиционного банка.
Роль МВФ по отношению к ЕВС выполняет Европейский фонд валютного сотрудничества. Долларовые накопления образуют кредитный фонд ЕВС. Его объем для краткосрочного кредитования составляет 14 млрд. ЭКЮ, а для среднесрочного кредитования – 11 млрд. ЭКЮ.
Несмотря на имеющиеся в функционировании ЕВС противоречия, она выполнила поставленную перед ней задачу. До 1992 г. в ЕС наблюдалась стабильность обменных курсов. За 5 лет (1987-1992 гг.) центральные курсы основных валют не изменились, тогда как в это же время доллар успел потерять и снова набрать 30% от своей стоимости по отношению к французскому франку и немецкой марке.
Наиболее реальные достижения ЕВС:
успешное развитие ЭКЮ, которая приобрела ряд черт мировой валюты, хотя еще не стала ею в полном смысле;
режим согласованного колебания валютных курсов в узких пределах, относительная стабилизация валют, хотя периодически пересматриваются их курсовые соотношения;
объединение 20 % официальных золотодолларовых резервов;
развитие кредитно-финансового механизма поддержки стран-членов;
межгосударственное и частично наднациональное регулирование экономики.
Достижения ЕВС обусловлены поступательным развитием западноевропейской интеграции.
Однако валютная интеграция не завершена. В ЕС и ЕВС немало трудностей, противоречий и нерешенных проблем.
К числу недостатков ЕВС относятся следующие:
1. ЕВС не включает все
2. Хотя диапазон колебаний
3. Слабость ЕВС обусловлена
4. Координация экономической
5. Частные ЭКЮ не связаны с
официальными ЭКЮ единым
6. Выпуск ЭКЮ довольно скромно влияет на взаимные операции центральных банков стран ЕС, хотя с 1985 г. их право использовать ЭКЮ для погашения взаимной задолженности расширено с 50 до 100%.
7. Функционирование ЕВС
2 Экономический и валютный союз
Единый внутренний рынок (ЕВР) – это основа основ европейской интеграции. Он представляет собой физическое и экономическое пространство, внутри которого не существует экономических границ и действуют «четыре свободы».
• свобода перемещения товаров
- конкретно открытие национального
рынка даёт ряд преимуществ в
замене дорогого отечественного производства
более дешёвым импортом, созданию
посредством конкуренции
• свобода оказания услуг - лица, предоставляющие услуги, имеют право ездить к заказчику, пересекая при этом самостоятельно границу для того, чтобы предоставить свои услуги в другой стране Сообщества. Равным образом лица, желающие получить какие-либо услуги, также могут пользоваться данной свободой (под эту категорию попадают как лица, желающие воспользоваться медицинскими услугами в другой стране, или туристы, так и люди, выезжающие в другую страну получать образование или вести свой бизнес). Данная свобода также применима к тем случаям, если заказчик и лицо, предоставляющее услуги, находятся каждый в своей стране, и только предоставляемая услуга пересекает границу (типичным примером могут служить телевидение и радиовещание);
• свобода перемещения лиц (включая свободу учреждения) - граждане государств-членов ЕС получили право искать и устраиваться на работу по найму в любом другом государстве-члене ЕС и пользоваться теми же правами в области оплаты труда, условий работы и профсоюзных прав, что и граждане принимающего государства. Документы об образовании и профессиональной квалификации, полученные в одной стране ЕС, должны были автоматически признаваться в любой другой стране ЕС. Работники из других стран Сообщества имеют те же права и привилегии, что и местные жители, как в плане условий жизни, так и в плане социальной защиты. Правилами Сообщества гарантируется социальная защита как для работников, так и для их семей.
• свобода перемещения капиталов
- Регулирование движение капитала
занимает важное место в арсенале
средств государственного вмешательства
в экономику. Капитал представляет
собой самый мобильный фактор
производства. Неограниченный приток
и отток денежного капитала могут
приводить к экономически необоснованным
и, в конечном счёте, к разрушительным
колебаниям процентных ставок и обменных
курсов, вынужденным девальвациям и
валютным кризисам. Поэтому, в зависимости
от экономической конъюнктуры, правительства
принимают меры либо для ограничения
вывоза капитала из страны, либо для
ограничения его ввоза. Но к середине
80-х годов правительства
Т.о, ЕВР – это экономическая, юридическая, социальная и политическая конструкция, которая поддерживается всей мощью общего законодательства, общих институтов и общей политики ЕС.
Экономический и валютный союз (Есоnоmic аnd Моnetaгу union) – высшая форма экономической интеграции государств-членов Европейского Союза. Учреждён в 1992 г. Маастрихтским договором о Европейском Союзе, осуществляется в рамках Европейского сообщества.
ЭВС сделает возможным завершение
экономической интеграции Европы через
гарантии обеспечения в ней здоровой
и гласной конкуренции. Уход со сцены
национальных валют будет означать,
что цены товаров на рынках стран-участниц
ЭВС станут прямо и непосредственно
сравнимыми, в свою очередь, снимет
два таких препятствия в
ЭВС состоит из двух компонентов – экономического и валютного. Основой экономического компонента ЭВС является внутренний рынок, на котором в полном объеме действуют свободы передвижения товаров, услуг, лиц, капиталов и платежей, а также свобода учреждения.
Другой составляющей экономического
компонента ЭВС является координация
экономических политик
Общие положения, определяющие правовое положение Экономического и валютного союза мы можем найти в разделе 1 Договора об учреждении Европейского сообщества 1957 г. («Принципы»). Особо важную роль играет ст. 4, которая определяет все основные составляющие Экономического и валютного союза. Так пункт 1 этой статьи посвящен «экономическому» компоненту экономического и валютного союза и определяет принцип свободной рыночной экономики со свободной конкуренцией, которыми должна руководствоваться экономическая политика Союза, а также те основы, на которых она должна базироваться. Таких основ три:
1) тесная координация
2) внутренний рынок;
3) определение общих целей
П. 2 ст. 4 Договора об учреждении Европейского сообщества определяет, «валютный» компонент Экономического и валютного союза, сразу же подчиняя его экономической политике Европейского Союза. Он определяет, что «валютный» компонент состоит из единой валюты, определения и проведения одной валютной политики и единой политики обменных курсов. При этом основной целью этих политик является поддержание стабильности цен, т.е. стабильность валюты и отсутствие инфляции. Только в той степени, в которой это не будет противоречить поддержанию стабильности цен, эти политики должны также поддерживать общие экономические политики Союза.
П. 3 ст. 4 Договора об учреждении Европейского сообщества определяет основополагающие принципы, которым должна соответствовать деятельность Сообщества в рамках Экономического и валютного союза. Ими являются: 1) стабильность цен, то есть либо отсутствие инфляции, либо поддержание инфляции и минимальных пределах; 2) платежеспособные государственные финансовые и валютные условия; и 3) устойчивый платежный баланс. Второй и третий принципы означают обязанность государств-членов Европейского Союза воздерживаться от чрезмерного бюджетного дефицита.