Ямайская валютная система. Достоинства и проблемы современной системы плавающих валютных курсов

                        МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экономический факультет

Кафедра финансов и кредита 

Контрольная работа

по дисциплине «Международные валютно-кредитные отношения»

на тему «Ямайская валютная система. Достоинства и проблемы современной системы плавающих валютных курсов» 

Специальность «Финансы и кредит»

Специализация «Финансовый менеджмент»

Заочное отделение 

Руководитель, к.и.н., доц.                                                                  Г.Г. Чигарев

Выполнил студент 5 курса                                                           А.Н. Прибылов 
 
 

Воронеж – 2011

ПЛАН 

  1. ЯМАЙСКАЯ  ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА…………………………………3
 
  1. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ ПЛАВАЮЩИХ  ВАЛЮТНЫХ КУРСОВ………………………………………………….14

     Список использованных источников…………….………………………….21

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ЯМАЙСКАЯ  ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА 

        Основой Ямайской валютной системы, которая сейчас наравне с Европейской задает тон всей мировой экономике, является многовалютный стандарт и плавающие обменные курсы. У нее много недостатков, ее критиковали участники Антикризисного саммита «большой двадцатки» в 2008 году и Лондонского саммита в 2009 году, где та же самая «двадцатка» заговорила о новых принципах валютного устройства мира. Свобода взаимной конвертации – это, конечно, до определенного момента хорошо, но испытания экономическими потрясениями она, как оказалось, не выдерживает.

            Ямайской валютной системе предшествовала другая – Бреттон-Вудская, в свое время положившая начало таким институтам, как Международный банк реконструкции и развития и Международный валютный фонд [1]. Бреттон-Вудская конференция проходила в 1944 году и отвечала, прежде всего, целям эффективного рестарта мировой экономики в условиях окончания второй мировой войны. В дальнейшем она споткнулась о недостаток резервных средств, в первую очередь – золотовалютных запасов и стала тормозить развитие мировой торговли.

           Международный обмен в Бреттон-Вудской валютной системе был привязан к фиксированным валютным курсам. Предполагалось обеспечение ключевых валют, в частности, американского доллара, золотыми запасами страны-эмитента. Поскольку Соединенные Штаты на тот момент обладали семьюдесятью процентами всего мирового запаса золота, то на долларе очень скоро сказался дефицит платежного баланса.

 
         Кризис Бреттонвудской валютной системы породил обилие проектов валютной реформы: от проектов создания коллективной резервной единицы, выпуска мировой валюты, обеспеченной золотом и товарами, до возврата к золотому стандарту. Их теоретической основой служили неокейнсианские и неоклассические концепции. На рубеже 60 — 70-х годов проявился кризис кейнсианства, на котором было основано валютное регулирование в рамках Бреттонвудской системы. В этой связи активизировались неоклассики. Они ориентировались на повышение роли золота в международных валютных отношениях вплоть до восстановления золотого стандарта. Родиной неометаллизма была Франция в 60-х годах, а основоположником — Ж. Рюэфф.

           Сторонники монетаризма выступали за рыночное регулирование против государственного вмешательства, воскрешали идеи автоматического саморегулирования платежного баланса, предлагали ввести режим плавающих валютных курсов (М. Фридман, Ф. Махлуп и др.). Неокейнсианцы сделали поворот к отвергнутой ранее идее Дж. М. Кейнса о создании интернациональной валюты (Р. Триффин, У. Мартин, А. Дей. Ф. Перу, Ж. Денизе). США взяли курс на окончательную демонетизацию золота и создание международного ликвидного средства в целях поддержки позиций доллара. Западная Европа, особенно Франция, стремилась ограничить гегемонию доллара и расширить кредиты МВФ.

         Поиски выхода из валютного кризиса велись долго вначале в академических, а затем в правящих кругах и многочисленных комитетах. МВФ подготовил в 1972-1974 гг. проект реформы мировой валютной системы.

           Соглашение (январь 1976 г.) стран—членов МВФ в Кингстоне (Ямайка) и ратифицированное требуемым большинством стран-членов в апреле 1978 г. второе изменение Устава МВФ оформили следующие принципы четвертой мировой валютной системы.

1. Введен  стандарт СДР (фактически долларовый  стандарт) вместо золото-девизного  стандарта. Соглашение о создании  этой новой международной счетной валютной единицы (по проекту О. Эммингера) было подписано странами—членами МВФ в 1967 г. Первое изменение Устава МВФ, связанное с выпуском СДР, вошло в силу 28 июля 1969 г.

2. Юридически  завершена демонетизация золота: отменены его официальная цена, золотые паритеты, прекращен размен  долларов на золото. По Ямайскому  соглашению золото не должно  служить мерой стоимости и точкой отсчета валютных курсов.

3. Странам  предоставлено право выбора любого  режима валютного курса.

4. МВФ,  сохранившийся на обломках Бреттонвудской  системы, призван усилить межгосударственное  валютное регулирование.

Как всегда, сохраняется преемственная связь  новой мировой валютной системы  с предыдущей. Эта закономерность проявляется при сопоставлении Ямайской и Бреттонвудской валютных систем. За стандартом СДР скрывается долларовый стандарт. Хотя усиливается тенденция к валютному плюрализму, пока отсутствует альтернатива доллару как ведущему международному платежному и резервному средству; золото юридически демонетизировано, но фактически сохраняет роль валютного товара в модифицированной форме; в наследие от Бреттонвудской системы остался МВФ, который осуществляет межгосударственное валютное регулирование. По замыслу Ямайская валютная система должна быть более гибкой, чем Бреттонвудская, и эластичнее приспосабливаться к нестабильности платежных балансов и валютных курсов. Однако новая валютная система периодически испытывает кризисные потрясения. Ведутся поиски путей ее совершенствования в целях решения основных валютных проблем.

        Важным элементом валютной системы является валютный курс, так как развитие международно-экономических отношений требует измерения стоимостного соотношения валют разных стран. Валютный курс необходим для:

• взаимного  обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капиталов и кредитов. Экспортер обменивает вырученную иностранную валюту на национальную, так как валюты других стран не могут обращаться в качестве законного покупательного и платежного средства на территории данного государства. Импортер обменивает национальную валюту на иностранную для оплаты товаров, купленных за рубежом. Должник приобретает иностранную валюту на национальную для погашения задолженности и выплаты процентов по внешним займам;

• сравнения  цен мировых и национальных рынков, а также 
стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальных или иностранных валютах;

• периодической  переоценки счетов в иностранной  валюте 
фирм и банков [2].

Как любая  цена, валютный курс отклоняется от стоимостной основы — покупательной способности валют — под влиянием спроса и предложения валюты. Соотношение такого спроса и предложения зависит от ряда факторов. Многофакторность валютного курса отражает его связь с другими экономическими категориями — стоимостью, ценой, деньгами, процентом, платежным балансом и т.д. Причем происходит сложное их переплетение и выдвижение в качестве решающих то одних, то других факторов.

Среди них можно выделить следующие:

1. Темп  инфляции. Соотношение валют по  их покупательной способности  (паритет покупательной способности), отражая действие закона стоимости, служит своеобразной осью валютного курса. Поэтому на валютный курс влияет темп инфляции. Чем выше темп инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты, если не противодействуют иные факторы.

2.    Состояние платежного баланса. Активный платежный баланс способствует повышению курса национальной валюты, так как увеличивается спрос на нее со стороны иностранных должников. Пассивный платежный баланс порождает тенденцию к снижению курса национальной валюты, так как должники продают ее на иностранную валюту для погашения своих внешних обязательств. Нестабильность платежного баланса приводит к скачкообразному изменению спроса на соответствующие валюты и их предложение. В современных условиях возросло влияние международного движения капиталов на платежный баланс и, следовательно, на валютный курс.

3. Разница  процентных ставок в разных  странах. Влияние этого фактора  на валютный курс объясняется  двумя основными обстоятельствами. Во-первых, изменение процентных ставок в стране воздействует при прочих равных условиях на международное движение капиталов, прежде всего краткосрочных. В принципе повышение процентной ставки стимулирует приток иностранных капиталов, а ее снижение поощряет отлив капиталов, в том числе национальных, за границу. Движение капиталов, особенно спекулятивных «горячих» денег, усиливает нестабильность платежных балансов. Во-вторых, процентные ставки влияют на операции валютных рынков и рынков ссудных капиталов. При проведении операций банки принимают во внимание разницу процентных ставок на национальном и мировом рынках капиталов с целью извлечения прибылей. Они предпочитают получать более дешевые кредиты на иностранном рынке ссудных капиталов, где ставки ниже, и размещать иностранную валюту на национальном кредитном рынке, если на нем процентные ставки выше.

4. Деятельность  валютных рынков и спекулятивные  валютные операции. Если курс  какой-либо валюты имеет тенденцию  к понижению, то фирмы и банки заблаговременно продают ее на более устойчивые валюты, что ухудшает позиции ослабленной валюты. Валютные рынки быстро реагируют на изменения в экономике и политике, на колебания курсовых соотношений. Тем самым они расширяют возможности валютной спекуляции и стихийного движения «горячих» денег.

5. Степень  использования определенной валюты  на еврорынке 
и  в   международных  расчетах.   Например,   тот   факт,   что 60% операций евробанков осуществляются в долларах, определяет масштабы спроса и предложения этой валюты. На курс валюты влияет и степень ее использования в международных расчетах. Так, в 90-х годах на долю доллара приходилось 50% международных расчетов, 70% внешней задолженности, в частности развивающихся стран. Поэтому периодическое повышением мировых цен, растущие выплаты по долгам государств способствуют повышению курса доллара даже в условиях падения его покупательной способности [2].

6. На  курсовое соотношение валют воздействует  также ускорение или задержка международных платежей. В ожидании снижения курса национальной валюты импортеры стремятся ускорить платежи контрагентам в иностранной валюте, чтобы не нести потерь при повышении ее курса. При укреплении национальной валюты, напротив, преобладает их стремление к задержке платежей в иностранной валюте. Такая тактика, получившая название «лидз энд лэгз», влияет на платежный баланс и валютный курс.

7.    Степень доверия к валюте на национальном и мировых рынках. Она определяется состоянием экономики и политической обстановкой в стране, а также рассмотренными выше фактора ми, оказывающими воздействие на валютный курс. Причем дилеры учитывают не только данные темпы экономического роста, инфляции, уровень покупательной способности валюты, соотношение спроса и предложения валюты, но и перспективы их динамики. Иногда даже ожидание публикации официальных данных о торговом и платежном балансах или результатах выборов сказывается на соотношении спроса и предложения и курсе валюты. Порой на  валютном рынке происходит  смена  приоритетов в пользу политических новостей, слухов об отставке министров и т.д.

8.    Валютная политика. Соотношение рыночного и государственного регулирования валютного курса влияет на его динамику. Формирование валютного курса на валютных рынках через механизм спроса и предложения валюты обычно сопровождается резкими колебаниями курсовых соотношений. На рынке складывается реальный валютный курс — показатель состояния экономики, денежного обращения, финансов, кредита и степени доверия к определенной валюте. Государственное регулирование валютного курса направлено на его повышение либо снижение исходя из задач валютно-экономической политики. С этой целью проводится определенная валютная политика. Таким образом, формирование валютного курса — сложный многофакторный процесс, обусловленный взаимосвязью национальной и мировой экономики и политики. Поэтому при прогнозировании валютного курса учитываются рассмотренные курсообразующие факторы и их неоднозначное влияние на соотношение валют в зависимости от конкретной обстановки.

В условиях плавающих валютных курсов усилилось  влияние их изменений на движение капиталов, особенно краткосрочных, что  сказывается на валютно-экономическом  положении отдельных государств. В результате притока спекулятивных иностранных капиталов в страну, курс валюты которой повышается, может временно увеличиться объем ссудных капиталов и капиталовложений, что используется для развития экономики и покрытия дефицита государственного бюджета. Отлив капиталов из страны приводит к их нехватке, свертыванию инвестиций, росту безработицы. Последствия колебаний валютного курса зависят от валютно-экономического потенциала страны, ее экспортной квоты, позиций в МЭО. Валютный курс служит объектом борьбы между странами, национальными экспортерами и импортерами, является источником межгосударственных разногласий. По этой причине проблемы валютного курса занимают видное место в экономической науке.

           СДР – основные средства международных  расчетов.

СДР или  специальные права заимствования (“special drawing rights”), то есть это международный  резервный актив, эмиссия которого осуществляется МВФ и распределяется между странами-членами пропорционально  их квотам в МВФ. СДР не имеют материально-вещественной формы существования и фигурируют лишь в виде бухгалтерской записи на счетах центральных банков, а  также на специальном счете МВФ [3]. 

Участниками системы СДР могут быть только страны-члены МВФ. Однако членство в  Фонде не означает автоматического  участия в механизме СДР. Для  осуществления операций с СДР  в структуре МВФ образован  Департамент СДР. В настоящее  время все страны-члены МВФ  являются его участниками. При этом СДР функционируют только на официальном, межгосударственном уровне, на котором  они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями.

МВФ наделен  полномочиями создавать «безусловную ликвидность» путем выпуска в  обращение средств, выраженных в  СДР, для стран-участников Департамента СДР. Эмиссия СДР осуществляется и в том случае, когда Исполнительный Совет МВФ приходит к заключению, что на данном этапе имеется долговременный всеобщий недостаток ликвидных резервов и существует потребность в их пополнении. Оценка такой потребности определяет размеры выпуска СДР.

Фонд  не может выпускать СДР для  самого себя или для других «уполномоченных  держателей». Помимо стран-членов получать, держать и использовать СДР может  МВФ, а также по решению Совета Управляющих МВФ, принимаемому большинством, - страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и  т.п.), имеющие официальный статус. В то же время их держателями не могут быть коммерческие банки и  частные лица.     

 СДР  был введен вместо золото-девизного  стандарта. Отменена официальная  валютная цена золота, а также  заявлено о недопустимости установления  государственного или межгосударственного  контроля над мировыми рынками  золота с целью искусственного  замораживания его цены.   Одновременно были приняты и решения, касающиеся использования золота, которое находилось в распоряжении МВФ. Одну шестую часть золотого запаса (а это составляло 25 млн. тройский унций, или 777,6 т.) МВФ возвратил старым членам в обмен на их национальные валюты по существовавшей до Ямайского соглашения официальной цене (35 ед. СДР за одну унцию) пропорционально их квотам в капитале Фонда. Такое же количество золото было продано в течение четырех лет, начиная с июня 1976 года по май 1980, на свободном рынке путем регулярно проводившихся открытых аукционов.     

 Таким  образом, центральные банки получили  возможность свободно покупать  золото на частном рынке по  складывающимся там ценам и  совершать сделки в золоте  между собой на базе его  рыночной стоимости. Так же было упразднено существовавшее до того времени обязательство стран-участниц МВФ делать взнос в капитал Фонда в золоте. Было ликвидировано право МВФ требовать от стран-участниц золото в счет их взносов в капитал Фонда или при осуществлении каких-либо операций с этими странами.     

 Одним  из основных принципов Ямайской  валютной системы была юридически  завершенная демонетаризация золота. Были отменены золотые паритеты, прекращен размен долларов на  золото.            

 Ямайское  соглашение окончательно упразднило  золотые паритеты национальных  валют, равно как и единицы  СДР. Поэтому оно рассматривалось  на Западе как официальная  демонетизация золота, лишение его  всяких денежных функций в  сфере международного оборота.  Было положено начало фактического  вытеснению желтого металла из  системы международных валютных  отношений[2].    

 Интернационализация  системы международных ликвидных  активов, формирование коллективной  валютной единицы призваны оказывать  стабилизирующее воздействие на  мировую экономику, смягчать последствия  нарушений равновесия платежных  балансов, служить своего рода  заслоном на пути перенесения  возмущений, вызываемых такого рода  нарушениями, на внутреннюю экономику  страны.    

 В  соответствии с этим положением  устава МВФ, относящиеся к механизму  СДР, были внесены определенные  изменения. 

·        Привязка стоимости СДР к золоту прекращает свое существование.

·        Странам-участницам предоставляется возможность вступать по взаимному согласию в сделки друг с другом с использованием СДР без предварительного принятия Фондом какого-либо общего или специального решения по данному вопросу.

·        МВФ может разрешать странам-участницам производить между собой операции по использованию СДР. В мае 1979 года директорат МВФ принял резолюцию, предоставившую странам-участницам право осуществлять различные операции, такие как, погашение любого договорного обязательства без перевода валюты, в которой произведена сделка, предоставление кредитом в СДР, использование их в качестве залога при получении займов и т.п.

·        Право владеть средствами в СДР может быть предоставлено международным валютно-финансовым организациям, специализированными учреждениями ООН и т.д.

·        СДР заменяют золото и национальные валюты при осуществлении платежей странами-членами Фонду и Фондом странам-членам, и их возможное использование в операциях сделках, производимых в рамках общего департамента МВФ, должно быть расширено.

В качестве международного платежного средства СДР  используются в ограниченном круге  межгосударственных операций. Не достигнута главная цель СДР: они направляются на приобретение конвертируемой валюты не столько в целях покрытия дефицита платежного баланса (около 24% их общего объема), сколько для погашения  задолженности стран по кредитам МВФ. Значительные суммы СДР возвращаются в Фонд (путем оплаты, полученной иностранной валюты и выкупа национальной валюты) и интенсивно накапливаются  на его счетах, преимущественно в  пользу промышленно развитых стран  с активным платежным балансом. Объем  операций в СДР незначителен. 
 
 

          2 ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ ПЛАВАЮЩИХ      ВАЛЮТНЫХ КУРСОВ

         Каждая валютная система соткана из достоинств и недостатков. Ввиду этого, считаю ненеобходимым проблемы выбора валютной политики рассматривать под углом зрения сравнительных преимуществ и недостатков той или иной валютой политики в разных ситуациях. Сначала сравним системы фиксированных и плавающих курсов, затемПо некоторым параметрам, при определенных условиях, ФВК предпочтительнее плавающих или гибких курсов. ФВК уменьшает риск и неопределенность Международных торговых и финансовых сделок, но они не устраняют влияния изменений спроса и предложения на валютный курс. Поэтому, для поддержания фиксированного паритета, государство должно иметь возможность влиять на соотношение спроса и предложения валюты. Если страна имеет в наличие достаточные резервы (золото, иностранная валюта), если дисбаланс ПБ носит временный характер, а фиксированные валютные паритеты далеко не оторвались от курса равновесия, то ФВК обеспечивают стабильность валютного рынка. Если же нет достаточных резервов для «финансирования» дефицита ПБ, то необходим контроль над торговыми и финансовыми потоками, т.е. сдерживание импорта и поощрение экспорта, взымание специальных налогов с процентов и дивидендов, получаемых зарубежными инвесторами, обязательная продажа экспортерами иностранной валюты государству и последующее ее распределение между импортерами. Но такая практика имеет, как правило, негативные последствия: происходит сокращение объема и деформация (нарушение экономической целесообразности, основанной на принципе сравнительных преимуществ) международной торговле, дискриминации отдельных импортеров, «черный рынок» иностранной валюты и т.п. Можно добиться стабильности валютного рынка путем проведения ограничительной налоговой и денежной политики, которая относительно снижает уровень национального дохода и повышает процентные ставки. Однако эти меры, приводя к стабилизации валютного курса, вместе с этим ведут к падению объемов производства, безработице или инфляции. Таким образом, жизнеспособность ФВК: зависит от наличия вышеназванных условий. Если их нет, предпочтительней плавающие валютные курсы[2].

           Преимуществом гибких (плавающих) валютных курсов является то, что они, в результате свободного колебания спроса и предложения на валюту, автоматически корректируются таким образом, что в итоге происходит выравнивание дебета и кредита ПБ (устранение несбалансированности платежей).  Уравнение платежного баланса имеет вид:

ВР = Хn + CF = 0

т.е.

Хn = - CF

где Хn – баланс счета текущих операций, СF – баланс счета движения капитала, BP – платежный баланс [3].

             Если наблюдается дефицит платежного баланса, то он финансируется притоком капитала в страну. Дело в том, что дефицит платежного баланса означает, что спрос на товары и финансовые активы данной страны меньше, чем спрос данной страны на товары и финансовые активы других стран. Это ведет к снижению валютного курса национальной денежной единицы, поскольку ее предложение увеличивается (граждане данной страны предлагают национальную валюту в обмен на иностранную, чтобы купить иностранные товары и финансовые активы).  
Снижение валютного курса при режиме плавающих валютных курсов называется обесценением валюты (depreciation). Обесценение валюты делает национальные товары дешевле и благоприятствует экспорту товаров и притоку капитала, поскольку на единицу своей валюты иностранцы могут получить в обмен больше валюты данной страны.  
Если имеет место профицит платежного баланса, то он финансируется оттоком капитала. Профицит означает, что товары и финансовые активы данной страны пользуются большим спросом, чем иностранные товары и финансовые активы. Это повышает спрос на национальную валюту и повышает ее валютный курс. Рост валютного курса при режиме плавающих валютных курсов носит название удорожания валюты (appreciation). Удорожание валюты ведет к тому, что иностранцы должны поменять больше своей валюты, чтобы получить единицу валюты данной страны. Это делает национальные товары дороже и сокращает экспорт, стимулируя импорт, т.е. повышение спроса на импортные товары и иностранные ценные бумаги, поскольку теперь их можно купить больше. В результате валютный курс национальной валюты снижается.

         Вместе с тем использование плавающих валютных курсов порождает большую, чем ФВК неопределенность и риск как торговой, так и инвестиционной деятельности. При падении интернациональной стоимости валюты страны условия торговли будут ухудшаться, так как нужно будет экспортировать больший объем товаров и услуг для оплаты определенного объема импорта. При значительных колебаниях валютного курса появляется дополнительный риск заграничных инвестиций.

           Изменения интернациональной стоимости валюты ведет также к нестабильности экономики страны. Дело в том, что существует взаимосвязь между изменением интернациональной стоимости валюты (понижение или повышение) инфляцией и безработицей. Если интернациональная стоимость валюты, в условиях полной занятости, снижается, то появляются инфляционные тенден ции. Это происходит по двум причинам: 1) повышается спрос на товары данной страны, т.е. увеличивается доля чистого экспорта в совокупных расходах, что вызывает порожденную спросом инфляцию и 2) цены на весь импорт поднимутся. Если произойдет удорожание валюты, то сократится экспорт и увеличится импорт, что может вызвать безработицу.

Теперь  сравним фиксированные и плавающие  валютные курсы с точки зрения угрозы дестабилизирующих валютных операций.

            Дестабилизирующая спекуляция на валютном рынке возможна при любых валютных режимах. При ФВК она менее вероятна, чем при плавающих валютных курсах в том случае, если правительство серьезно намерено и имеет возможность поддерживать валютный курс на фиксированном уровне. В то же время система фиксированных, но периодически изменяемых валютных курсов (Бреттон-Вудская) создает возможность спекулянтам вести «одностороннюю игру» на валютном рынке, атаковать те валюты, которых ожидает девальвация и ревальвация. При ожидании девальвации спекулянты продают валюту на краткосрочном форвардном рынке и, если их ожидания оправдываются, они получают значительную прибыль, выкупая валюту после девальвации по пониженному курсу. Когда валюта покупается при высокой цене и продается при низкой (в ожидании дальнейшего повышения или понижения), такие операции приводят к дестабилизации валютного рынка.

              При системе плавающих курсов происходит, преимущественно, «двусторонняя игра»: валютный курс может пойти вверх и вниз от ожидаемого уровня, так как, текущий курс спот представляет курс равновесия, а не искусственно установленный официальный паритет, который не отражает реальное соотношение рыночных сил:

            Если сравнивать систему чистого плавания и управляемого плавания, то исторический опыт применения систем показывает, что опасность спекуляции выше при системе управляемого плавания, чем при системе чистого плавания валютных курсов.

           Стремление к валютной стабилизации заставляет государственные валютные органы (центральные банки) проводить значительные валютные операции в одном направлении (так называемое «грязное плавание»).                                 Попытки поддержать курс, который уже не соответствует курсу равновесия, посредством валютных интервенций ведет к валютным потерям государства и перекачке прибыли в руки валютчиков, проводящих дестабилизирующие валютные операции (односторонние спекулятивные операции). Центральный банк, проводящий валютные интервенции в поддержку нереальных валютных курсов, выступает по существу как спекулянт, дестабилизирующий валютный рынок, так как длительное время проводить такую политику невозможно, она ведет к все большим и большим валютным потерям, увеличивает расходную часть государственного бюджета. Частные участники рынка пользуются тем, что правительство поддерживает нереалистический курс и получает прибыль, а государство теряет валюту.

Ямайская валютная система. Достоинства и проблемы современной системы плавающих валютных курсов