Ян Амос Коменский
|
Задачи, встававшие
перед школой, существенно менялись
на разных этапах развития общества. Этим
объясняется периодический
Выделение педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывают с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского, теоретические идеи которого, получили широкую известность и мировое признание и до сих пор сохраняют свою научную ценность.
Ян Амос Коменский (1592 - 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Учился в Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он создал знаменитый труд по теории педагогики под названием "Великая дидактика" (1632 г.), разработал основы классно-урочной системы обучения. Он написал десятки учебников для школы, которые были переведены на многие языки мира и на протяжении полутора веков служили своеобразными эталонами для создания учебников в других странах, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами "урок", "класс", "каникулы", "обучение" и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога. В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» ему посвящена специальная глава. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.
Я.А.
Коменский утверждал новый, прогрессивный
взгляд на учителя. Эта профессия
была для него "превосходна, как
никакая другая под солнцем". Он
сравнивал учителя с
Его религиозное образование и уклад жизни повлиял на всю систему образования, созданную этим выдающимся педагогом.
Основные положения его учения:
- принцип природосообразности;
- дидактические принципы;
- семейная педагогика;
- гуманизм и нравственное воспитание
Принцип природосообразности
Принцип
природосообразности
Коменский считал, что человек, как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Он указывает, что «точный порядок школы надо заимствовать от природы», что необходимо исходить из наблюдений «над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях». Он пытается установить закономерности воспитания путем аналогий с естественными «основоположениями», законами природы. Следует отличать правильные дидактические соображения Коменского от формы, в которой они изложены.
На основании принципа природосообразности, Ян Коменский создает грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека о рождения до двадцати четырех лет. Его универсальность (научную обоснованность) Коменский объяснял тем, что обеспечивалось соответствие педагогического процесса человеческой природе и «земному предназначению» человека. Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» - на рациональную организацию «массовой школы».
Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил время взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для каждого этапа задачи.
Исходя из природы человека, он выделяет следующие этапы:
- детство - от рождения до 6 лет включительно
- отрочество - от 6 до 12 лет
- юность - от 12 до 18 лет
- возмужалость - от 18 до 24 лет
В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию.
Дидактические принципы Яна Коменского
Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам - сначала родному, потом латинскому - как языку науки, культуры того времени.
В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.
Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:
1)
принцип сознательности и
2) принцип наглядности;
3)
принцип постепенности и
4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.
Итак,
1) Принцип сознательности и активности
Этот принцип предполагает
Коменский считает главным условием успешного обучения постижение сущности предметов и явлений, их понимание учащимися: Коменский также считает основным свойством сознательного знания не только понимание, но и использование знаний на практике. Коменский дает целый ряд указаний о том, как осуществить сознательное обучение. Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством. Воспитание активности и самостоятельности в обучении Коменский считает важнейшей задачей: «Необходимо, чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять…».
2) Принцип наглядности
Принцип наглядности
Он считал наглядность не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать:
- реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;
- когда это невозможно, модели и копию предмета;
- картинки как изображение предмета или явления.
3) Принцип постепенности и систематичности знаний
Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности.
Коменский формулирует ряд
- Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.
- Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.
- Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.
- «Все занятия должны быть распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим».
- Обучение «должно идти от более общего к более частному», «от более легкого - к более трудному», «от известного - к неизвестному», «от более близкого к более отдаленному» и т.д.
4) Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками
Показателем полноценности
Во времена Коменского в школах господствовавшее положение занимали формализм и зубрежка. Коменский же ввел в понятия упражнения и повторения новое содержание, он поставил перед ними новую задачу - глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активности учащихся.
Семейное воспитание в педагогике Коменского
Воспитанию в семье Коменский придает огромное значение. “Показав, что райские растеньица - христианское юношество - не могут расти наподобие леса, а нуждаются в попечении, следует рассмотреть, на кого же падает это попечение. Всего естественнее признать, что оно падает на родителей, чтобы те, кому дети обязаны жизнью, оказались и источником для них разумной нравственной и святой жизни”.
Семья, по мнению Коменского, является главным средством нравственного воспитания. Важной функцией семейного воспитания для Коменского является пробуждение и поддержание в детях стремления учиться.
Подчеркивая всю важность и необходимость семейного воспитания, Коменский в “Великой дидактике” создает образ материнской школы, как первой ступени образовании.
Свои научные разработки по педагогике Коменский относил не только к воспитанию детей, но и взрослых. В книге "Материнская школа" он изложил свои взгляды на семейное воспитание.
«Материнская
школа» — одно из немногих произведений
по преддошкольному и дошкольному воспитанию,
вполне заслуживающее названия классического.
Оно невелико по объёму, но богато по содержанию.
Создавая это произведение, великий чешский
педагог руководствовался высокими идейными
соображениями. Он подошёл к вопросам
преддошкольного и и дошкольного воспитания
не только, как бесстрастный учёный, мыслитель,
а как гражданин, преданный своей родине,
и как моралист, глубоко скорбевший о всех
пороках своего времени, мешавших не только
его родине, но и всему культурному человечеству
идти к благополучию и счастью.
Огромной заслугой Коменского является
то обстоятельство, что он был одним из
первых мыслителей, остановивших своё
внимание на вопросах преддошкольного
и дошкольного воспитания. Он придал этой
ступени воспитания первостепенное значение
и показал, что эта ступень является необходимой
составной частью всей системы воспитания
подрастающих поколений. Он рассматривал
правильное воспитание в преддошкольном
и дошкольном возрасте, во-первых, как
средство предохранить детей от вредных
случайных воздействий на них, а во-вторых,
как прочную основу для всего последующего
воспитания. Он полагал, что без хорошего
первоначального воспитания ребёнка в
семье решительно пострадает всё последующее
воспитание и образование человека.
Цель материнской
школы Коменский видел в развитии и
упражнении преимущественно внешних
чувств, чтобы дети приучались обращаться
правильно с окружающими их предметами
и распознавать их.
Основные характерные черты
- “Метафизика в общих чертах первоначально усваивается здесь, так как дети воспринимают все в общих и неясных очертаниях, замечая, что все, что они видят, слышат, вкушают, осязают, все это существует, но не различая, что это такое в частности, и лишь потом постепенно в этом разбираясь. Следовательно, они уже начинают понимать общие термины: нечто, ничто, есть, нет, так, не так, где, когда, похоже, не похоже и т. п., что в общем и является основой метафизики.
- В естествознании в это первое шестилетие можно довести ребенка до того, чтобы он знал, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, камень, железо, дерево, трава, птица, рыбы и пр.
- Начала оптики ребенок получает благодаря тому, что начинает различать и называть свет и тьму, тень и различия основных цветов: белого, черного, красного и пр.
- Начала истории состоят в том, чтобы ребенок мог припомнить и рассказывать, что произошло недавно, как тот или другой в том или ином деле действовал, - ничего, если это будет хотя бы только по-детски.
- Корни арифметики закладываются благодаря тому, что ребенок понимает, когда говорится мало и много; умеет считать, хотя бы до десяти, и сделать наблюдение, что три, больше, чем два, и что единица, прибавленная к трем, дает четыре и пр.
- А также начала геометрии, статики, грамматики, диалектического искусства, музыки. Знакомство с поэзией, политикой. Учение о нравственности и пр.
Итак, на семью возлагается колоссальная ответственность за развитие ребенка. Коменский говорит: “Все всего легче образуется в нежном возрасте”.
Вывод:
Коменский
был основоположником педагогики
нового времени. В его теоретических
трудах по вопросам обучения и воспитания
детей рассмотрены все важнейшие
педагогические проблемы. Отличительной
чертой педагогических воззрений Коменского
было то, что он рассмат-ривал
воспитание в качестве одной
из важнейших предпосылок установления
справедливых и дружественных
отношений между людьми
и народами. Также во
всем учении Коменского
прослеживается его гуманистический
подход к человеку, к
образованию. Таким образом, прогрессивные
идеи Яна Коменского были развиты в трудах
многих педагогов Европы. Ян Коменский
оказал огромное влияние на развитие мировой
педагогики и школьной практики. Многие
его дидактические положения вошли в современную
теорию обучения.
1. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. -М.: Педагогика 1995.
2. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики . - М.: Просвещение, 1982.
3. Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. - изд 2-е,М.: Педагогика, 1970
4. Нипков К.Э. Ян Коменский сегодня. - СПб.: Глаголь, 1995
5. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981.