Ян Амос Коменский

Контрольная работа                            по истории педагогики на тему:
Ян Амос Коменский          (1592 - 1670)
 
 
 
 

       
Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная политика в области образования практически всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя, прежде всего как воспитателя.

     Выделение педагогики как самостоятельной  научной дисциплины большинство  исследователей связывают с именем великого чешского педагога Яна Амоса  Коменского, теоретические идеи которого, получили широкую известность и мировое признание и до сих пор сохраняют свою научную ценность. 

       Ян Амос Коменский (1592 - 1670) родился  в Южной Моравии  (Чехословакия) в  семье  члена  общины  Чешских   братьев.   Учился   в   Гернборнском    и  Гейдельбергском  университетах   в   Германии. После Коменский был  проповедником,  а  потом  и  главой  своей  религиозной  общины. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он создал знаменитый труд по теории педагогики под названием "Великая дидактика" (1632 г.), разработал основы классно-урочной системы обучения. Он написал десятки учебников для школы, которые были переведены на многие языки мира и на протяжении полутора веков служили своеобразными эталонами для создания учебников в других странах, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами "урок", "класс", "каникулы", "обучение" и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога. В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» ему посвящена специальная глава. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

     Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный  взгляд на учителя. Эта профессия  была для него "превосходна, как  никакая другая под солнцем". Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в  саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.

     Его   религиозное образование и уклад жизни повлиял  на  всю  систему  образования,  созданную  этим выдающимся педагогом.

    Основные положения его учения:

  • принцип  природосообразности;
  • дидактические  принципы;
  • семейная  педагогика; 
  • гуманизм и нравственное воспитание
 

        Принцип природосообразности 

Принцип природосообразности воспитания, начиная  от Коменского, будет неоднократно встречаться в педагогических системах XVIII и XIX веков, причем каждый из крупных  теоретиков педагогики (Коменский, Руссо, Песталоцци и др.) понимает этот принцип несколько различно.

Коменский считал, что человек, как часть  природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как  в мире растений и животных, так  и в отношении человека. Он указывает, что «точный порядок школы  надо заимствовать от природы», что необходимо исходить из наблюдений «над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях». Он пытается установить закономерности воспитания путем аналогий с естественными «основоположениями», законами природы. Следует отличать правильные дидактические соображения Коменского от формы, в которой они изложены.

На  основании  принципа  природосообразности,  Ян  Коменский  создает грандиозный  и  по  современным  масштабам  проект  воспитания  человека   о рождения   до   двадцати   четырех   лет.   Его универсальность   (научную обоснованность) Коменский  объяснял  тем,  что  обеспечивалось  соответствие педагогического процесса человеческой  природе  и  «земному  предназначению» человека.  Проект  был  ориентирован  на  идею  «учить  всех  всему»  -   на рациональную организацию «массовой школы».

            Опираясь на принцип природосообразности, Коменский  представил  время взросления человека как четыре этапа по шесть лет  каждый  и  определил  для каждого этапа задачи.

       Исходя из природы человека, он выделяет следующие этапы:

    • детство             - от рождения до 6 лет включительно   
    • отрочество       - от 6 до 12 лет                         
    • юность             - от 12 до 18 лет                      
    • возмужалость  - от 18 до 24 лет                           

         В основу  этого  деления   он  кладет  возрастные  особенности:  детство характеризуется  усиленным физическим ростом  и  развитием  органов  чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами  - языком и рукой; юность,  помимо  указанных  качеств,  характеризуется  более высоким  уровнем  развития  мышления;  возмужалость  -  развитием   воли   и способностью сохранять гармонию.

     Дидактические принципы Яна Коменского

     Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам - сначала родному, потом латинскому - как языку науки, культуры того времени.

     В учебном методе, который Коменский  толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный  материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

           Коменский  впервые  в  истории  дидактики   не   только   указал   на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но  раскрыл  сущность этих принципов:

     1) принцип сознательности и активности;

     2) принцип наглядности;

     3) принцип постепенности и систематичности  знаний;

     4) принцип упражнений и прочного  овладения знания и навыками.

     Итак,

     1) Принцип сознательности  и активности

           Этот принцип предполагает такой  характер обучения, когда  учащиеся  не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно,  глубоко  и основательно   усваивают   знания   и   навыки.   Там,    где    отсутствует сознательность,  обучение  ведется  догматически  и  в  знании  господствует формализм.

           Коменский  считает  главным   условием  успешного  обучения  постижение сущности предметов и явлений, их  понимание  учащимися:  Коменский также считает основным  свойством  сознательного  знания  не только понимание, но и  использование  знаний  на  практике.     Коменский дает целый ряд указаний о том, как осуществить сознательное обучение.   Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью  учащегося, с его творчеством.  Воспитание  активности  и  самостоятельности  в  обучении   Коменский считает важнейшей  задачей:  «Необходимо,  чтобы  все  делалось  посредством теории, практики и применения, и притом  так,  чтобы  каждый  ученик  изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить  и  делать  и  начинал все применять…».

     2) Принцип наглядности

            Принцип  наглядности  обучения  предполагает  прежде  всего  усвоение учащимися  знаний  путем  непосредственных  наблюдений  над   предметами   и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность  Коменский  считает золотым правилом обучения.

           Он считал наглядность не только принципом  обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления  наглядности  Коменский  считал необходимым использовать:

    • реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;
    • когда это невозможно, модели и копию предмета;
    • картинки как изображение предмета или явления.

     3) Принцип постепенности и систематичности знаний

         Последовательное  изучение  основ   наук  и   систематичность   знаний Коменский считает обязательным  принципом  обучения.  Этот  принцип  требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической  и методической последовательности.

           Коменский формулирует ряд конкретных  указаний и  дидактических   правил для реализации этих требований.

      • Занятия должны быть распределены таким  образом,  чтобы  на  каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные  учебные  задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.
      • Эти  задачи  должны  решаться  с  учетом  возрастных  особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.
      • Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и  до конца не будет усвоен учащимися.
      • «Все занятия должны быть распределены таким  образом,  чтобы  новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим».
      • Обучение «должно идти от более общего к более частному», «от  более легкого - к более трудному», «от известного -  к  неизвестному»,  «от  более близкого к более отдаленному» и т.д.

     4) Принцип упражнений  и прочного овладения  знания и навыками

           Показателем полноценности знаний  и  навыков  являются  систематически проводимые упражнения и повторения.

           Во времена Коменского в   школах  господствовавшее  положение   занимали формализм и зубрежка.  Коменский же ввел  в понятия упражнения и  повторения новое содержание, он поставил перед ними новую задачу -  глубокое  усвоение знаний, основанное на сознательности и активности учащихся.

         Семейное воспитание  в педагогике Коменского

         Воспитанию в семье Коменский  придает огромное значение.  “Показав,  что райские растеньица - христианское  юношество -  не  могут расти наподобие леса, а нуждаются в попечении, следует рассмотреть, на кого  же  падает  это попечение. Всего естественнее признать, что оно падает на  родителей,  чтобы те, кому дети обязаны  жизнью,  оказались  и  источником  для них разумной нравственной и святой жизни”.

     Семья,  по  мнению  Коменского,  является   главным средством нравственного воспитания.  Важной  функцией   семейного   воспитания   для  Коменского   является пробуждение и поддержание в детях стремления учиться.  

Подчеркивая  всю  важность  и   необходимость   семейного   воспитания, Коменский в “Великой дидактике” создает образ материнской школы, как  первой ступени образовании.

Свои  научные разработки по педагогике Коменский относил не только к воспитанию детей, но и взрослых. В книге "Материнская школа" он изложил свои взгляды на семейное воспитание.

     «Материнская  школа» — одно из немногих произведений по преддошкольному и дошкольному воспитанию, вполне заслуживающее названия классического. Оно невелико по объёму, но богато по содержанию. 
Создавая это произведение, великий чешский педагог руководствовался высокими идейными соображениями. Он подошёл к вопросам преддошкольного и и дошкольного воспитания не только, как бесстрастный учёный, мыслитель, а как гражданин, преданный своей родине, и как моралист, глубоко скорбевший о всех пороках своего времени, мешавших не только его родине, но и всему культурному человечеству идти к благополучию и счастью. 
Огромной заслугой Коменского является то обстоятельство, что он был одним из первых мыслителей, остановивших своё внимание на вопросах преддошкольного и дошкольного воспитания. Он придал этой ступени воспитания первостепенное значение и показал, что эта ступень является необходимой составной частью всей системы воспитания подрастающих поколений. Он рассматривал правильное воспитание в преддошкольном и дошкольном возрасте, во-первых, как средство предохранить детей от вредных случайных воздействий на них, а во-вторых, как прочную основу для всего последующего воспитания. Он полагал, что без хорошего первоначального воспитания ребёнка в семье решительно пострадает всё последующее воспитание и образование человека. 
       Цель материнской школы Коменский видел в развитии и  упражнении  преимущественно внешних чувств, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими  их предметами и распознавать их.

         Основные характерные черты этой  школы  Коменский  описывает   следующим образом: “В первые же годы дерево тотчас  же  выпускает  из  своего  ствола  все главные ветви, которые оно будет иметь и которым  в  последствии  приходится только разрастаться. Следовательно, таким же образом, чему бы мы  не  хотели научить на его пользу в течение всей жизни, - все это должно быть  преподано ему в этой первой школе”. Далее  Коменский  приводит  список  предметов  (их зачатков), которые по его мнению необходимо изучать в материнской школе.

    • “Метафизика в общих чертах первоначально  усваивается  здесь,  так  как дети воспринимают все в общих и неясных очертаниях, замечая,  что  все,  что они видят, слышат, вкушают, осязают, все это  существует,  но  не  различая, что это такое в частности,  и  лишь  потом  постепенно  в  этом  разбираясь. Следовательно, они уже начинают понимать общие термины: нечто, ничто,  есть, нет, так, не так, где, когда, похоже, не похоже и т.   п.,  что  в  общем  и является основой метафизики.
    • В естествознании в это первое шестилетие можно довести ребенка до того, чтобы он знал, что такое вода, земля, воздух, огонь,  дождь,  снег,  камень, железо, дерево, трава, птица, рыбы и пр.
    • Начала оптики ребенок получает благодаря тому, что начинает различать и называть свет и тьму, тень и  различия  основных  цветов:  белого,  черного, красного и пр.
    • Начала  истории  состоят  в  том,  чтобы  ребенок  мог   припомнить   и рассказывать, что произошло недавно, как тот или другой в том или ином  деле действовал, - ничего, если это будет хотя бы только по-детски.
    • Корни арифметики закладываются благодаря тому,  что  ребенок  понимает, когда говорится мало и много; умеет считать, хотя бы до  десяти,  и  сделать наблюдение, что три, больше, чем два, и что единица,  прибавленная  к  трем, дает четыре и пр.
    • А  также  начала  геометрии,   статики,   грамматики,   диалектического искусства, музыки. Знакомство с поэзией, политикой. Учение о  нравственности и пр.

         Итак, на семью возлагается   колоссальная  ответственность   за  развитие ребенка. Коменский говорит: “Все всего легче образуется в нежном  возрасте”.

  Вывод:           

 Коменский  был  основоположником  педагогики  нового  времени.  В   его теоретических трудах по вопросам обучения и  воспитания  детей   рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.     Отличительной чертой  педагогических воззрений Коменского было то,  что он  рассмат-ривал  воспитание  в  качестве  одной  из  важнейших  предпосылок установления  справедливых  и  дружественных  отношений   между   людьми   и народами.   Также   во   всем   учении   Коменского    прослеживается    его гуманистический  подход  к  человеку,   к   образованию. Таким образом,  прогрессивные идеи Яна Коменского были развиты в трудах многих педагогов Европы. Ян Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения. 
 
 
 
 

                                       использованная литература

          1. Коменский Я.  А.  Избранные педагогические  сочинения.  Т.2.  -М.: Педагогика 1995.

         2.  Константинов  Н.  А.,  Медынский Е.  Н.,  Шабаева М.  Ф.  История   педагогики . - М.: Просвещение, 1982.

         3. Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. - изд 2-е,М.: Педагогика, 1970

         4. Нипков К.Э.    Ян Коменский сегодня. -  СПб.: Глаголь,  1995

         5. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.  -  М.: Просвещение, 1981.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ян Амос Коменский