Япония-характеристика

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Ст.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…...…….…

3

1. ЭТНОГЕНЕЗ…………………………………………….…………………

5

1.1. Происхождение этнонима……………………………………………...

5

1.2. Антропологическая  характеристика…………………………………...

7

1.3. Формирование  территории. Этнотопонимы…………………………..

8

1.4. Происхождение  японского языка. Антропонимы…………………….

10

1.5. Демографическая характеристика  населения Японии………………..

13

1.6. Социальные  нормы поведения японцев……………………………….

15

2. СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ  В ЯПОНИИ……………………..

17

2.1. Специфика японских  поселений……………………………………….

17

2.2.Особенности японского жилища………………………………………..

18

2.3. Характерные черты японской  одежды…………………………………

23

2.4. Особенности японской системы  питания……………………………...

26

2.5. Специфика хозяйственной жизни  Японии…………………………….

27

3. ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ  ЯПОНИИ…………………………………...

29

3.1. Миграционные процессы  и их последствия…………………………...

29

3.2. Историко-статистическая характеристика  изменений этноса………..

30

3.3. Межкультурные и межэтнические  взаимоотношения………………..

30

3.4. Этноязыковая динамика………………………………………………...

31

3.5. Изменения в социальном устройстве…………………………………..

33

3.6. Динамика хозяйственной деятельности……………………………….

35

3.7. Политические изменения в  истории Японии………………………….

37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..……………………..…………………...….……

41

ЛИТЕРАТУРА…………………………… ……..………….………………..

43


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

По отношению к иностранцу японцы могут вести себя так, как  никогда не поступят с японцем. За границей они с легкостью сделают  такое, чего ни за что не позволят себе на родине. А все потому, что у них четко разграничены понятия «учи» (то, что внутри, – «свое») и «сото» (то, что вовне, – «чуждое»). Чтобы пользоваться уважением и заботой окружающих, иными словами, иметь достойный статус среди японцев, вы должны быть учи – «своим». В противном случае вам особенно не на что рассчитывать: ведь вы чужак, сото, а потому в лучшем случае заслуживаете снисходительного пренебрежения. Вас просто не замечают. Для японцев иностранцы – безусловно, сото в подавляющем большинстве случаев. Япония – учи, заграница – сото, поэтому за морем вы вправе вести себя как угодно. Ведь дома об этом все равно никто не узнает. Меткая поговорка гласит: «Никто не вспомнит о том, что случилось в пути».

Япония – островная  страна, окруженная бурным, опасным  морем, а потому японцам веками удавалось  сохранять чистоту нации. Свою гомогенность, расовую однородность они, безусловно, считают огромным плюсом; многие фразы  начинаются со слов: «Мы, японцы…» –  как будто все японцы думают и  поступают абсолютно одинаково.

Географические условия Японских островов влияли на характер их обитателей. Из древнейших дошедших до нас хроник (около 6 века н.э.) ясно, что население в ту эпоху было уже достаточно большим, во всяком случае, для уединенной отшельнической жизни оставалось не так уж много шансов. В 10 веке Киото, древняя столица Японии, являлся весьма крупным городом, возможно, даже входил в первую тройку самых больших городов мира. Японцы всегда жили очень скученно, так что сама идея индивидуальности, независимости от соседа, от других людей начисто стерлась из сознания нации.

Один японский чиновник весьма своеобразно объяснил разницу между  японцами и европейцами. Он сравнил  японцев с аналоговыми, а европейцев – с цифровыми устройствами. Механические часы дают правильную информацию только тогда, когда вы рассматриваете в едином комплексе большую стрелку, маленькую стрелку и циферблат. Ни одна из указанных составляющих сама по себе не скажет вам, который сейчас час. Более того, по механическим часам вы можете определить, что в данный момент половина четвертого, а вот через пять минут будет без двадцати пяти минут четыре. Чтобы часы исправно показывали время, стрелка должна логически и регулярно совершать вращение на циферблате.

Японцы воспринимают себя как части механических часов, которые  всегда в гармонии между собой  и движутся по жизненному курсу в  соответствии с законами логики. Электронные  же часы сообщают точное время в  данный конкретный момент, однако эта  информация никак не связана с  предыдущей или последующей информацией  и совершенно дискретна.

 

1. ЭТНОГЕНЕЗ

1.1.  Происхождение  этнонима

Название страны — Япония во всех европейских языках происходит от искаженного чтения двух иероглифических  знаков, составляющих собственное название этой страны — Нихон или, в более  торжественном и официальном  стиле, Ниппон. Первый из этих знаков означает солнце, а второй — корень или  основу. Отсюда иносказательное обозначение  Японии как Страны восходящего солнца.

Самоназвание японцев - 日本人 - нихондзин, ниппондзин («дзин» значит человек). Экзоним «японцы» представляет собой искажённое самоназвание, обозначающее «житель Ниппона», то есть Японии.

Слово «японцы» может употребляться  как нейтральный термин для обозначения  всех жителей Японского архипелага или как этноним, которым обозначают культурное сообщество - «японский  этнос» (без рюкюсцев и айнов ) или  политическое - «японскую нацию» (вместе с рюкюсцами и айнами).

Проблему происхождения  японцев можно рассматривать  с трех позиций: расогенеза, этногенеза и нациогенеза.

Большинство западных исследователей отмечает неправомерность определять японцев как расу или группу. Однако японские ученые отмечают существований  «японской расы» как отдельного биологического таксона. С ним же они связывают становление японского  этноса и нации. На сегодня общепризнаной считается концепция К. Ханихара, официально опубликованная им в 1990 году. Согласно ей современные японцы являются потомками прото-монголоидного сообщества периода Дземон, близкой к которым есть народы Юго-Восточной Азии. Начиная с III в. до н.э. и заканчивая VII в., эти прото-монголоиды смешивались с ново-монголоидными мигрантами из территории Маньчжурии, Кореи и Китая. В результате смешения возник японский расовый тип, который стал основой для формирования японского этноса. Несмотря на большое количество огрехов в теории К. Ханихары, ее положение можно встретить как в научных трудах так и школьных учебниках.

Если на вопрос расогенеза специалисты готовы дать определенный набор концепций-ответов, то проблема этногенеза японцев выглядит для  них гораздо сложнее. Большинство  ученых считают, что японцы как этнос  возникли на основе яматоской этно-общественной группы в VI-VII вв., основой которой стало государство Ямато в регионе Кинки. Однако ряд ученых утверждают, что называть яматойцев японцами нельзя, поскольку они были лишь частью этнической карты Японии. Для этих ученых, «японцы» - это термин политический, которым были объединены различные этнические группы Японского архипелага в конце периода Эдо в IX в.

В советском японоведении считалось, что древнейшую основу населения Японии составляли айны. На Хоккайдо к айнам примешивались мигрировавшие туда выходцы с восточного побережья Азиатского материка. На островах Кюсю и Сикоку и на юге Хонсю айнское население смешивалось и ассимилировалось с австронезийскими племенами.

В середине первого тысячелетия  до нашей эры на Японские острова  через Корейский пролив с юга  Корейского полуострова проникают  так называемые протояпонские племена. Процесс культурного развития пришлых племен, их взаимодействие с местным австронезийско-айнским населением происходили вплоть до V в.

К VI—VII вв. островное население  восприняло из Кореи, а также и  из Китая элементы китайской и  корейской культуры. В VIII в. завершилась  ассимиляция на юге Кюсю остатков аустронезийского населения. Одновременно начался процесс заселения лесистого  севера острова Хонсю. Местное айнское  население этого острова частично смешалось с пришельцами, частично было оттеснено на север.

С точки зрения нациогенеза, японцы возникли как нация с появлением национального государства - Япония, в ответ на агрессивные действия национальных государств Западной Европы и США. Разные культурные сообщества японских островов, включая айнов и рюкюйцев, были объединены в единый политический и социальный организм.

В настоящее время Япония — одна из самых однородных по этническому составу стран мира, основу нации (более 99% населения) составляют японцы.

Трудности, которые возникают  при поиске происхождения японцев  связаны с отсутствием согласованной  и четкой терминологии по «расе», «этносу» или «нации». Среди ученых нет  также и консенсуса того, каким  из этих терминов обозначать японцев. Однако на сегодня слово «японцы» используется преимущественно в  нейтральном смысле, для обозначения  жителей Японии, или же как синоним  словосочетания «жители Японии».

 

1.2. Антропологическая характеристика

Население Японии отличается национальной гомогенностью. Примерно 99% в составе населения приходится на японцев и менее 1% - на неяпонцев.

Наиболее крупные национальные меньшинства образуют корейцы (примерно 700 тысяч человек), которые были ввезены в качестве рабочей силы во время 2-ой Мировой Войны и рассеялись в городах Центральной и Южной Японии. Европейцев и американцев очень мало.

На острове Хоккайдо, в  основном в сельской местности, проживает  около 16 тысяч айнов. Древнейшие айнские  племена принадлежат к специфической  ветви австралоидной расы. Сейчас айнский народный костюм, обрядность, танцы можно увидеть на Хоккайдо лишь в качестве развлечения для туристов с целью заработать деньги.

Одна из национальностей в Японии - «буракумины» - потомки так называемых людей подлых профессий: кожевников, мусорщиков, скоморохов и других, которые в феодальной Японии стали вне сословий, выделялись в бесправную группу и жили в специальных поселках (где они живут и по сей день). В Японии около 600 таких поселений, общая численность - 2-3 миллиона человек (преимущественно в Юго-Западной Японии). По расовому признаку и диалекту они не отличаются от окружающего населения, официально уравнены в правах с остальными Японцами, но их дискриминация сохраняется во всех сферах общества и производственной жизни.

Некоторыми особенностями  культуры (народный костюм, обычаи) отличаются жители Рюкю. Ранее они представляли свою государственность, а сейчас влились в японскую нацию в качестве её особой этнографической группы, распадающейся в свою очередь на более мелкие подгруппы. Этнографическим своеобразием отличается и крестьянское население некоторых других мелких островов и изолированных горных долин Японии.

 

1.3. Формирование территории. Этнотопонимы

Одной из основных особенностей географического положения Японии считается ее островная изолированность, что оказало огромное влияние  на жизнь ее обитателей. Однако следует  иметь в виду, что отделенность нынешней Японии от материка — явление  историческое, т. е. имеющее свои временные  границы. В эпоху плейстоцена  Япония была связана с материком  сухопутными переходами. Считается, что во время максимального оледенения вюрмского периода уровень океана был на 140 м ниже нынешнего. Это  позволяло проникать на архипелаг  переселенцам из разных частей Азии — как с юга (через о. Кюсю), так и с севера (через о. Хоккайдо).

Таким образом, ранняя культура обитателей Японии формировалась в  результате тесного взаимодействия различных культурных и антропологических  компонентов. Наибольшее значение для  формирования собственно японской культуры имел южный морской путь, обеспечивавший связь с Корейским полуостровом и с Китаем. Достаточно заметные инокультурные этнические вливания оттуда продолжались вплоть до VII в. н.э. Но и после этого культурные связи с Дальним Востоком (в особенности с Китаем) были чрезвычайно важным фактором в эволюции японской культуры.

Природные условия архипелага предопределили и значительную изолированность друг от друга отдельных регионов. Начиная по крайней мере с VII в. и вплоть до середины XIX в. политико-административная карта Японии неизменно подразделялась приблизительно на 60 провинций.

Кроме того, следует отметить большую протяженность Японского  архипелага. Узкая гряда островов вытянута в направлении с северо-востока  на юго-запад в пределах 45° — 24°  северной широты. Поэтому условия  обитания населения разных регионов Японии весьма различны. К тому же обилие гор способствует консервации локальных  особенностей стиля жизни.

Японские географические названия подчиняются тем же законам  словообразования и фонетики, что  имена и фамилии. Они имеют  различную этимологию: например, на острове Хоккайдо многие названия произошли  из айнского языка, но записаны иероглифами  и приспособлены под особенности  фонетики японского языка. По времени  возникновения все японские топонимы можно разделить на две большие  группы

1)      старые  исконные названия местностей, бытовавшие  до появления письменности в  Японии. Для их написания часто  использовался один из двух  способов  написания названий  иероглифами – фонетический. Когда  появилась письменность, эти названия  нужно было как-то приспособить  к иероглифической системе письменности. В большинстве случаев при  записи топонимов с неясной  этимологией иероглифы использовались  фонетически. Фонетически записывались  названия, произошедшие из айнского, а также китайские и корейские  названия.

2)      новые  названия, сформировавшиеся под  влиянием китайских иероглифов.

С заимствованием китайской культуры и письменности многие японские топонимы приобрели китайские черты. Например, название современной японской столицы 東京 Токио заимствовано из Китая (от кит. «дунцзинь» – «восточная столица»).

Часто встречающиеся в  названиях японских топонимов иероглифы  переводятся так: та — поле, сима — остров, кава — река, сан и  яма — гора (соответственно китайское  и японское чтение одного и того же иероглифа), иси и сэки (то же) —  камень, син и нии (то же) — новый. Смысл большинства географических названий понять несложно — в них  отражены яркие особенности самого места или его географического  положения.

 

1.4. Происхождение японского языка. Антропонимы

Вопрос о происхождении  японского языка является одним  из наиболее спорных вопросов, когда-либо существовавших в истории. Специалисты  исторической лингвистики сходятся во мнении, что японский язык является японическим языком (Japonic language), но они  не пришли к однозначному выводу относительно происхождения японского языка  и его генетического родства  с другими языками. Именно по этой причине японский язык считается  одним из изолированных, и хоть это  звучит парадоксально, фактически, японский язык является единственным языком, имеющим  большое количество носителей, но генетическая принадлежность которого до сих пор  остается под вопросом. Такая неоднозначность  породила большое число конкурирующих  теорий, рассматривающих этногенез  японского языка. Ниже приведены  основные гипотезы:

  • Японский язык относится к группе мертвых языков, на которых говорили исторические культуры, проживавшие там, где сейчас расположены Корейский полуостров и Маньчжурия.
  • Японский язык является родственным с другими азиатскими языками. Данная теория утверждает, что японский язык отделился от других восточноазиатских языков (корейского и, возможно, сино-тибетских языков) или подвергся огромному влиянию этих языков.
  • Японский язык имеет родственную связь с языками, входящими в состав алтайской языковой семьи. К данной группе также относят монгольский, тунгусо-маньчжурский, турецкий, а иногда даже корейский языки.
  • По употреблению префиксов и по своей фонологической системе с ограниченным числом согласных и преобладанием открытых слогов, японский язык – это своего рода креол, в котором смешались алтайские и австронезийские элементы – грамматическая структура, типичная для алтайских языков, и основной словарный фонд, базирующийся на австронезийской лексике.
  • Японский язык генетически связан с южноазиатскими языками. Результаты некоторых исследований дают основания утверждать, что японский язык является родственным с тамильским языком, входящим в группу дравидийских языков, распространенных на территории Южной Индии.

 

На территории Японии распространено свыше десятка диалектов. Такое  многообразие объясняется спецификой горной местности, представленной цепью  островов, а также полной изоляцией  Японии от внешнего мира, длившейся  в течение многих лет.

С недавних пор общенациональным языком Японии считается стандартный  литературный японский язык, который  приобрел такой статус, в большей  степени, благодаря телевидению. Молодое  поколение Японии обычно говорит  на смешанном языке, который представлен  стандартным языком и местными диалектами.

Современные японские имена  состоят из двух частей — фамилии, которая идет первой, и имени, которое  идет вторым. Правда, японцы часто записывают свои имена в «европейском порядке» (имя — фамилия). Для удобства японцы иногда пишут свою фамилию заглавными буквами, чтобы ее не путали с именем (из-за вышеописанного разнобоя). Исключение составляет император и члены его семьи. У них фамилии нет. Девушки, выходящие замуж за принцев, также теряют свои фамилии.

До начала реставрации Мэйдзи фамилии были только у аристократов (кугэ) и самураев (буси). Все остальное население Японии довольствовалось личными именами и прозвищами. Женщины аристократических и самурайских семей также обычно не носили фамилий, так как не имели права наследования. В тех случаях, когда фамилии у женщин все-таки были, они не меняли их при вступлении в брак.

Фамилии делились на две  группы — фамилии аристократов и  фамилии самураев. Личные имена аристократов и высокопоставленных самураев формировались из двух кандзи (иероглифов) «благородного» смысла. Личные имена самураев-слуг и крестьян часто давались по принципу «нумерации». Первый сын — Итиро , второй — Дзиро , третий — Сабуро , четвертый — Сиро , пятый — Горо и т.д. Также, кроме «-ро» , для этой цели использовались суффиксы «-эмон» , «-дзи» , «-дзо» , «-сукэ» , «-бэ» .

В отличие от мужских имен, женские имена обычно записываются не кандзи, а хираганой. В конце имен девушек из благородных семей добавлялся суффикс «-химэ» . Его часто переводят как «принцесса», но на самом деле он использовался по отношению к всем знатным барышням. Для имен жен самураев использовался суффикс «-годзэн» . Часто их называли просто по фамилии и званию мужа. Личные имена замужних женщин практически использовались только их близкими родственниками. Для имен монахов и монахинь из благородных сословий использовался суффикс «-ин».

В ходе реставрации Мэйдзи всем японцам были присвоены фамилии. Естественно, что большая их часть была связана с различными приметами крестьянской жизни, особенно с рисом и его обработкой. Эти фамилии, как и фамилии высшего сословия, также обычно составлялись из двух кандзи.

Наиболее распространенные сейчас японские фамилии — Судзуки, Танака, Ямамото, Ватанабэ, Сайто, Сато, Сасаки, Кудо, Такахаси, Кобаяси, Като, Ито, Мураками, Оониси, Ямагути, Накамура, Куроки, Хига.

По закону, принятому во времена императора Мэйдзи, после  заключения брака муж и жена по закону обязаны принять одну фамилию. В 98% случаев это фамилия мужа.

После смерти японец получает новое, посмертное имя (каймё), которое  пишется на особой деревянной табличке (ихай). Эта табличка считается воплощением  духа усопшего и используется в поминальных  обрядах.

 

1.5. Демографическая характеристика населения Японии

Япония, отличаясь высоким  показателем средней плотности  населения (330 чел./км2), относится к  очень густо заселенным странам  мира. Однако население размещено  неравномерно - около 60% жителей страны сосредоточено примерно на 28% ее территории. Большинство населения сконцентрировано на Тихоокеанском побережье, где  находятся крупнейшие города страны, образующие самый большой в мире мегаполис - Токайдо (60 млн. чел.). Уровень урбанизации в Японии составляет примерно 78%. Наиболее крупными городами являются Токио (8 млн. чел.), Иокогама (4 млн. чел.), Осака (3 млн. чел.), Нагоя, Киото, Кобе, Саппоро, Фукуока.

Демографическая ситуация в  Японии достаточно стабильная - численность  населения увеличивается небольшими темпами при естественном приросте 3-4%. Японская нация занимает одно из лидирующих мест в мире по продолжительности  жизни, показатель которой уже превысил 80 лет. По численности населения Япония занимает 9-е место в мире .

Имеются сведения, что учет населения на территории современной  Японии осуществлялся уже в глубокой древности. Правда необходимо отметить малонадежность их данных, так как учитывалось не все население, а только хэймины (простолюдины). Учету не подлежали самураи (дворяне), - правящая верхушка, воины, деклассированные элементы общества, а в отдельных «куни» (провинциях, княжествах) — дети моложе 15 лет. Кроме того, учет осуществлялся не на всей территории и был сильно растянут во времени, а также материалы и результаты проводившихся учетов сохранились лишь частично.

Революция 1868 г., известная  под названием «реставрация Мэйдзи» означала вступление Японии на путь капиталистического развития, которое диктовало необходимость реорганизации системы демографического учета для получения более точной и подробной информации о населении. Имеющиеся оценки численности населения Японии до XVIII в. из-за недостаточной надежности официальных статистических данных существенно варьируют. По мнению специалистов, в XV в. н. э. население Японии насчитывало 6—7 млн человек и было расселено более компактно, чем предполагалось до этого ранее. К концу XVI в его численность колебалась от 13 до 18 млн. человек, т. е за 8—9 веков увеличилась всего в 2,5 раза, что свидетельствует о весьма низких темпах прироста. Для периода сёгуната Токугава, завершающей стадии феодализма в Японии , численность населения оценивается в пределах 30—32 млн. человек.

Постоянно усиливавшаяся  феодальная эксплуатация и массовое обнищание крестьян, их вынужденное  бегство с земли и деградация сельского хозяйства — всё это вызвало стремление населения к ограничению рождаемости путем абортов и детоубийства. Высокий уровень смертности обусловливался также бесконечными междоусобными воинами, народными восстаниями, эпидемиями, голодом, а также частыми стихийными бедствиями, против которых в то время не было эффективных средств защиты.

С 1868 г., когда произошел  поворот в социально-экономическом  и политическом развитии Японии, начался  качественно новый период в ее демографической истории. Он отличается от всех предшествовавших периодов ускорением темпов прироста и многократным увеличением  численности населения, радикальными изменениями процессов его воспроизводства, отчетливо выраженной зависимостью демографических изменений от специфического проявления общих закономерностей  капитализма в ходе социально-экономического и политического развития Японии, усилением регулирующего воздействия государства на динамику роста населения, повышением внимания общественности к проблемам народонаселения и активизацией научной деятельности в этой области.

 

1.6. Социальные нормы поведения японцев

Среди многообразия социальных норм выделяются нормы внутригруппового общения, нормы межгруппового общения  и общенациональные нормы.

Общенациональные нормы  — это образования прежде всего  социально-психологические, они формируются  в процессе общения. Каждая культура имеет специфические, только ей свойственные общенациональные нормы. Среди таких  норм в Японии выделяются прежде всего  нормы гири.

Гири — это и обязательство, и ритуал выполнения обязательства, и долг благодарности. В широком  смысле гири проявляется в соответствующем  общении вышестоящего с нижестоящим, во взаимодействиях между равными, в ритуалах общения между соседями и т. д. В настоящее время придерживаться отношений гири наиболее свойственно  лицам старше 40—45 лет. Однако у всех японцев без исключения они сохраняются  в виде особых форм долга благодарности.

Долг благодарности возмещается  в Японии два раза в год: в середине года в виде подарка по случаю поминовения  усопших (о - тюгэн) и в конце года в виде подарка по случаю конца  года (о - сэйбо). Не случайно это время  является временем выплаты служащим премиальных, так как администрация знает, что у каждого есть чувство долга перед другим. Гири распространены и при заключении сіделок, и в политических кругах.

Исследователи отмечают разное отношение к гири в зависимости  от возраста и пола. Юноши считают отношения гири эгоистичными, утилитарными, устаревшими. Девушки же видят в них добродетель, альтруизм, считают современными. Старшее поколение в Японии признает гири высшей моральной категорией, отражающей совершенство человеческой личности. Люди среднего возраста проявляют в отношении гири определенную сдержанность. Однако гири — это все же общая социальная норма поведения в Японии.

Нормы гири в сознании японцев неотделимы от ниндзё (букв. «человеколюбие»). Хотя обе эти социальные нормы родились в феодальном обществе, вторая из них в отличие от первой признается молодежью. Между гири и ниндзё существует тонкое психологическое различие. Можно сказать, что гири — атрибут социальных отношений, а ниндзё — подлинные чувства, переживаемые людьми в системе этих отношений.

Правовая система Японии исходит из гири и опирается на его правила. Составители законов  четко отдают себе отчет в том, что не следует вступать в противоречие с нормами неписаных, но очень  строгих правил.

Японская этика представляет собою синтез древнейших воззрений, идеалов, конфуцианства, буддизма и  в известной степени христианства. Этот синтез отражается в японском общественном сознании в виде специфической  доктрины до (Пути), в некотором смысле идентичном дао. По японским понятиям, истинный Путь выражается в любви  к родителям, уважении к старшим, соблюдении цепи ритуалов. Согласно японской традиции. Путь находится у человека под рукой, его не надо искать на расстоянии.

Япония-характеристика