Япония в 20 веке. Конституция 1946 года

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. В.Г. БЕЛИНСКОГО

 

Факультет экономики, управления и права

Кафедра

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «История государства и права зарубежных стран»

Тема: «Япония в 20 веке.  Конституция 1946 года».

 

Выполнил:

студентка заочного отделения 

гр. ДВО21 2 курс, 3,5 г.

 

 

 

Пенза 2012

 

Содержание.

1. Введение           3

2. Япония в 20 веке         4

3. Конституция  1946 года        10

4. Заключение          14

5. Список литературы          16

6. Приложение          17

 

 

Введение.

В отличие от большинства  европейских государств Япония не имела в своей истории многочисленных конституционных актов. Более 300 лет она оставалась изолированной и закрытой от внешнего мира. Только в 1858 г. Япония была вынуждена открыть свои порты для иностранных судов. В конце 80-х годов прошлого века начались резкие изменения в японском праве, его европеизация. Были приняты несколько кодексов, в основе которых лежали принципы французского и германского права.

Поражение Японии во Второй мировой войне и ее оккупация войсками США — одна из основных причин, приведших к крутой ломке конституционных и административных институтов. 2 сентября 1945 г. Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции, а еще в середине августа того же года Правительство страны приняло Потсдамскую декларацию союзных держав. 15 августа 1945 г., на следующий день после принятия, императорским эдиктом об этом был уведомлен японский народ.

Черновой проект послевоенной Конституции Японии был составлен в штабе оккупационных войск и затем доработан Правительством страны. Конституция была принята Парламентом, избранным в апреле 1946 г. 3 ноября 1946 г. император специальным декретом промульгировал Основной закон, который вступил в силу 3 мая 1947 г.

Конституция Японии является одним из самых стабильных конституционных документов в мире: за более чем 50 лет в нее не было внесено ни одного изменения, хотя такие предложения неоднократно выдвигались. Появляются предложения  о полной замене данного акта новым, и связаны они с тем, что Конституция 1947 года была принята в условиях оккупации страны армией США в результате поражения во Второй мировой войне.

 

 

Япония в 20 веке.

История Японии в первой половине XX столетия отмечена военно-экспансионистскими устремлениями — войнами с соседями, колониальными захватами, соучастием в новом переделе мира в союзе с нацистской Германией и фашистской Италией. После русско-японской войны 1904—1905 гг. милитаристское правительство Японии устанавливает в 1905 г. протекторат над Кореей, а в 1910 г. аннексирует ее. В 1918—1920 гг. предпринимается интервенция против Советской России на Дальнем Востоке, которая терпит неудачу. В 1931 г. оккупируется Маньчжурия, в 1937 г. начата война по захвату всего Китая. Во Второй мировой войне Япония выступает союзником Германии и Италии и в сентябре 1945 г. капитулирует.

После поражения в последней  войне сложилась очень трудная  ситуация: было уничтожено около трети  тяжелой промышленности, демобилизовано 9 млн. солдат и вдобавок из многих мест, в страну въехало 1,5 млн. беженцев. Инфляция достигла 5000%. Однако проведенные правительством реформы увенчались успехом. Оказалась оправданной стратегия перевода промышленности на мирные рельсы и перестройка ее на извлечение торговой прибыли. В США были закуплены патенты на изобретения на сумму 8 млрд. долларов, а через некоторое время доход от их внедрения в экспортных производствах и торговле с Америкой составил 25 млрд. долларов. Эти перемены можно считать второй революционной модернизацией страны за последние сто лет.

Изменения в области местного управления начались еще после упразднения княжеских доменов, регистрации земель и обитателей и создания префектур. Первый кодекс законов для городов (а затем поселков и деревень) вышел в 1886 г. с правовым комментарием Альберта Моссе, юриста из Берлина, который принимал участие в его разработке. Первичным органом самоуправления с 1888 г. стало собрание депутатов (шикай), которое обладало правом изменять принятые местные постановления, решать вопросы об изменении налогообложения, размеров налоговых сборов за пользование местными услугами и удобствами, правом создавать арбитражные прецеденты для местного их использования.

Мэр подбирался министерством  внутренних дел из числа кандидатов, рекомендованных собранием, и формально назначался императором. При голосовании на выборах депутатов граждане делились по разрядам на три группы в зависимости от их налоговой платежеспособности (это было сделано явно по прусской конституционной модели 1850 г.). Городские власти состояли из мэра, его помощников, затем 6—12 советников. Мэр мог отложить исполнение решения собрания либо направить его на рассмотрение вышестоящей организации.

В 1890—1899 гг. принимаются  и уточняются кодексы для префектур  и дистриктов. Еще в 80-е гг. был взят курс на уменьшение числа префектур — с 302 до 72 и на создание трех больших городских префектур. Соотношение бюджетных затрат в этот период — 1:3:3 (затраты центра — префектуры — субпрефектуры). В 1899 г. число префектур снижается до 49 и остается неизменным до 1945 г.

В 1945 г. введено понятие  корпоративная автономия, подразумевающее право местных территориальных образований, таких, как префектуры и города, "решать и управлять":

• совокупностью публичных  учреждений по их собственному почину с относительной степенью свободы от контроля и надзора;

• делами, связанными с правом граждан данной местности участвовать  прямо или косвенно в определении  и формировании такой политики, которая  характеризуется как корпоративная  или гражданская автономия.

Термин местная автономия включен в Конституцию 1946 г. и в Закон о местной автономии 1947 г. Типичный размер налога, определенный в Законе о местном налоге, обеспечивает 30% местного бюджета. Отсюда возникло выражение "30-процентная местная автономия".

По состоянию на начало 80-х гг. XX столетия центральное правительство  полностью финансирует местные  расходы только на оборону, все иные обеспечены в значительной мере местными источниками. Эти источники обеспечивают расходы на местную администрацию в размере 79%, расходы на содержание суда и полиции на 77%, расходы на обеспечение земельной политики, сохранение плодородия — на 71%, развитие — на 78%, восстановление — на 73%. Наполовину обеспечиваются расходы на социальное обеспечение, торговлю и образование и на 92% — расходы на "общее благосостояние".

В 1951 г. были подписаны Сан-францисский  мирный договор и договор безопасности между США и Японией. На основании  этих документов были отменены все  ограничения национального суверенитета Японии, США получили право размещать свои наземные, воздушные и морские силы на ее территории, а также оказывать помощь своими вооруженными силами в подавлении крупных внутренних беспорядков. Это был путь к восстановлению военной силы страны.

В 1960 г. был заключен японо-американский договор "О взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности", согласно Япония обязалась усилить свой военный потенциал в целях отражения общей безопасности, а также продлевался срок существования американских баз на японской территории еще на 10 лет. Независимость страны, обеспечение ее национальной безопасности были возложены на Управление национальной обороны Японии.

В 1952 г. правительство приняло  новый репрессивный закон "О предотвращении подрывной деятельности", согласно которого предусматривалась уголовная ответственность за внутренние восстания, гражданские беспорядки и подстрекательство к ним; устанавливались административно-правовые санкции в отношении подрывных организаций, вплоть до ограничения их деятельности или роспуска; а также создавались два специальных органа: Управление по расследованию (расследовало подрывную деятельность) и Бюро общественной безопасности (применяло меры регулирования).

Возрождение военной силы Японии началось с формирования резервного полицейского корпуса в составе 75 000 человек, преобразованного в 1952 г. в охранные войска и с восстановления военно-морских и военно-воздушных сил. В этом же году при Управлении национальной обороны был создан Комитет по планированию развития вооруженных сил. Вооруженные силы Японии формируются на контрактной основе, оснащены всеми видами современного вооружения, кроме атомного. С 80-х гг. Япония участвует в осуществлении американских военных программ, в расширении экспорта оружия и американской военной технологии.

Для государственного регулирования процессов восстановления расстроенной экономики потребовалась разработка мобилизационных экономических программ. С этой целью были созданы "Бюро экономической стабилизации" и "Комитет по регулированию

цен". Главные направления государства в восстановлении и развитии мирной японской экономики: планирование и долгосрочное прогнозирование экономического развития; стимулирование частного капитала в активном использовании новейших достижений научно-технической революции; многоплановое участие государственных органов в повышении качества японской продукции и пр.

Японская модель административного  руководства промышленностью, основанная на разработке научно обоснованных проектов, в том числе и долгосрочных, совершенствуется вместе с организациями частного бизнеса и является эффективным в решении важнейших экономических задач. В ряде случаев решения административного органа носят рекомендательный характер, но они выполняются в силу корпоративной ответственности.

Для повышении эффективности развития экономики был принят новый план экономической стабилизации, главной задачей которого стало создание сбалансированного государственного бюджета за счет увеличения налоговых сборов, ограничение выплат субсидий, установление контроля над ценами, внешней торговлей и иностранной валютой, увеличение производства важнейших видов местной продукции и пр.

В 1951 г. Япония достигла довоенного уровня промышленного производства, в основном за счет восстановления старых производственных мощностей. Для  улучшения качества промышленной продукции и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке, притока в страну необходимых валютных поступлений стимулировался импорт передовой техники и технологий, частными фирмами скупались лицензии во всем мире, что позволило в короткий срок преодолеть техническую отсталость японской промышленности по сравнению с Западом и достичь уже в 50-е гг. небывалого экономического роста.

С 1957 г. действует закон "Об экспортных операциях" по которому вся экспортная продукция в Японии перед экспортом подвергается обязательной инспекции. Для этого Министерством внешней торговли и промышленности была создана целая сеть государственных органов инспекции по контролю за качеством товаров. Виновные в нарушении правил контроля за качеством привлекаются к суду и наказываются значительными штрафами.

В 1974 г. была разработана "Долгосрочная перспектива структуры промышленности", главным ее направлением стало рассредоточение  в развивающихся странах японских предприятий тяжелой и химической промышленности и дальнейшее развитие в самой стране наукоемких отраслей производства (отрасли с высокой нормой добавочной стоимости).

В 70-х гг. Япония вышла на 2-е место в мире по размерам валового национального продукта и превосходит все другие страны в способности целенаправленного  эффективного регулирования экономики.

Таким образом, в достижении экономических успехов  Японии важную роль играет сохранившаяся традиционная система управления на микроуровне (на уровне отдельных фирм), основанная на взаимных обязательствах предпринимателя и работника, на идеях пожизненного найма с оплатой труда по старшинству, что поддерживается ныне и японскими профсоюзами. Труд на благо своей компании для многих японцев является не столько средством получения денег, сколько средством достижения морального долголетия. Традиционные предписания и нормы морали продолжают оказывать существенное влияние на процессы регулирования общественных отношений в Японии. Престиж, сохранение репутации, выполнение долга преданности императору, государству и нации, обязательства перед хозяином, родителями, предками остаются важнейшими стимулами мотивации поведения японцев по отношению к труду.

 

Конституция 1946 года.

В 1946 г. была принята новая  Конституции Японии (вступила в силу в 1947 г.), согласно которой: Япония отказывалась от войны и уничтожала свои вооруженные силы; суверенитет передавался народу, палата пэров упразднялась; собственность императорского дома поступала в распоряжение государства.

Японские министры называли такой проект, подготовленный оккупационными властями, противоречащим японским традициям. В нем был учтен ряд предложений из партийных проектов (из проекта японских коммунистов было включено положение о праве граждан требовать возмещения от государства в случае причинения им ущерба незаконными действиями властей (ст. 17, 40), а также о праве японских граждан на минимальный уровень здоровья и культурной жизни (ст. 25).

Для Японии это была принципиально  новая конституция, впервые в  истории государственного развития страны построенная на принципах парламентской демократии. В преамбуле Конституции был закреплен принцип народного суверенитета, но под давлением правых сил и наличию консервативного монархического сознания у большинства японцев, особенно в сельской местности, наследственная императорская власть была сохранена.

Конституция сохраняла  династйную преемственность императорского трона: император является символом государства и единства народа (ст. 1), при совершении государственных дел он должен руководствоваться советами и получать предварительное одобрение кабинета, который несет ответственность за его действия (под государственными делами императора подразумевались обязанности процессуального порядка (ст. 3). Полномочия императора: с согласия парламента назначает премьер-министра, имеет право созыва парламента и роспуска Палаты представителей, объявляет всеобщие парламентские выборы, подтверждает назначение министров и их отставку,

назначает председателя Верховного суда, подтверждает амнистии, принимает иностранных дипломатов.

Конституция установила вместо полуабсолютистской парламентарную монархию. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом страны стал парламент. Были ликвидированы ранее стоящие над парламентом органы (Тайный совет и др.). Из Конституции была изъята статья о пожизненном сохранении за представителями знати их титулов.

Парламент состоит из Палаты представителей и Палаты советников. Палата представителей (нижняя) переизбирается каждые 4 года, но может быть распущена досрочно. Срок полномочий членов Палаты советников (верхней) – 6 лет, с переизбранием через каждые 3 года половины из них. Установленный Конституцией Порядок выборов палаты советников (ст. 45, 46) делает ее состав более стабильным по сравнению с нижней палатой.

Обе палаты формируются  путем всеобщих и прямых выборов  при сохранении относительно высокого возрастного ценза (активное избирательное право предоставляется с 20 лет, пассивное – с 25 лет в нижнюю и с 30 лет – в верхнюю палату). Избирательная система строится на мажоритарной системе. Для принятия закона требуется большинство депутатских голосов обеих палат парламента.

Высшим органом исполнительной власти является кабинет министров во главе с премьер-министром. Члены кабинета должны быть гражданскими лицами. Главу Кабинета министров избирает парламент, им становится лидер победившей на выборах партии. Премьер-министр назначает Кабинет министров, который ответственен перед парламентом и должен уходить в отставку в случае выражения ему недоверия, выступает в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики, вносит в парламент проект бюджета, руководит всеми звеньями исполнительной власти и контролирует их.

Полномочия Кабинета: проведение законов в жизнь, руководство внешней политикой, заключение договоров, организация и руководство гражданской службой, издание правительственных указов.

Судебная система построена по четырехзвенной структуре: Верховный суд, высшие суды, районные и семейные суды. Верховный Суд состоит из председателя суда (назначается императором по рекомендации премьер-министра) и установленного законом числа судей (избираются по представлению кабинета министров парламентом). Судьи независимы и подчиняются только закону. Исполнительные органы не вправе вмешиваться в деятельность судей.

Из американской Конституции заимствованы основные права граждан – право на жизнь, свободу и стремление к счастью (ст.13). Конституция Японии провозглашает: право избирать публичных должностных лиц (ст. 15), свободу мысли и совести (ст. 19), свободы собраний, слова, печати (с запрещением цензуры (ст. 21). Закрепляет в качестве главнейших гарантий свобод граждан демократические принципы уголовного права и процесса: право на разбирательство дела в суде (ст. 32), право на адвоката (ст. 37), запрещение произвольных арестов (ст. 33), обысков (ст. 55), применение пыток (ст. 36) и пр.

Новым явлением в практике стало включение в Конституцию  декларации об отказе Японии от войны (ст. 9), а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.

Впервые в истории Японии Конституция закрепила автономию  органов местного самоуправления, которые  приобрели право в пределах своей компетенции издавать постановления, взимать налоги, управлять своим имуществом и делами.

Районные административные бюро и Министерство внутренних дел были ликвидированы. Губернаторы префектур, мэры городов и деревенские старосты избирались на основе всеобщего избирательного права. Губернатором может стать гражданин, достигший 30 лет, мэром и старостой– 35 лет.

Однако скоро государственная  политика декартелизации и демократизации Японии сменилась политикой обратного курса, с ужесточением политического режима. С принятием Конституции 1947 г. перед японским государством встали две главные задачи:

- внешнеполитическая задача – упорядочение отношений с оккупационными американскими властями, конечной целью которых должно было стать утверждение государственного суверенитета и ликвидация всех его ограничений;

- восстановление и развитие японской экономики, как опоры сильного и независимого, политически стабильного государства, с конкретной социальной ориентацией.

 

Заключение.

В оценке конечных результатов осуществленной в Японии политической и правовой модернизации существует несколько несовпадающих позиций, которые можно свести к двум основным. Первая — это сомнения и неверие в возможности синтеза правовых культур Запада и Востока, она акцентирует внимание на якобы фактическом доминировании традиций и традиционных политических и правовых ценностей и норм, несмотря на наличие принятых и действующих кодексов права, созданных по западным образцам. Обращается, в частности, внимание, что в японской политической культуре не было выработано самого термина право, а был придуман термин кенри, что в переводе означает некий синтез "власти и пользы".

Эта позиция  находит своеобразную поддержку  в ультраправых консервативных кругах, которые критикуют модернизацию общества и государства как следствие преклонения перед иностранщиной: буддизм "импортирован" из Китая и Кореи, гражданский кодекс — из Франции, организация вооруженных сил — из Германии, технология — из США. Националистически настроенный писатель Мисими устроил себе харакири и оставил записку со словами: "Я приношу себя в жертву древней и прекрасной традиции, которую в наши дни стали забывать". В стране официально зарегистрировано около 640 ультраправых организаций, имеющих в своих рядах порядка 120 тыс. боевиков.

Успехи в  области экономики также ставятся под сомнение на том основании, что  увлечение экономикой превращает людей  в примитивные существа, заботящиеся  о теле и забывающие о душе. Доля правды в этих суждениях присутствует, поскольку Япония держит первенство среди суперразвитых в промышленном отношении стран по интенсивности трудовых затрат (по "работоголизму"): в 1986 г. японский рабочий трудился 2150 часов, тогда как рабочий США — 1924 часа, а ФРГ — 1665 часов в течение года. Средняя продолжительность отпуска в Японии всего 7,6 дня. Каждый пятый жалуется на стресс и желудочные проблемы.

Другая позиция  более оптимистична, она признает важность политических свобод и роль права в поддержании минимального стандарта здоровой и культурной жизни. Развитие "информационно-ориентированного общества" здесь является общепризнанным фактом, однако трактовка этой темы и связанных с ней проблем несколько отличается от западных образцов. И тем не менее очевидны сдвиги и в этой области. В 1960 г. в японский язык вошло англо-американское слово privacy с калькированным японским произношением. Само это понятие связано с обозначением области частной жизни, которая должна быть ограждена от внешнего вторжения со стороны официальных властей или отдельных посторонних лиц. В 1969 г. решением Верховного суда Японии ст. 13 Конституции, призывающая к должному уважению прав индивида на жизнь, свободу и стремление к счастью, была дополнена положением о том, что это уважение должно распространиться и на область свободы, относящейся к сфере частной жизни.

Наличие таких  перемен в пользовании правами  свидетельствует о том, что новые  политические и правовые ценностные ориентации могут усваиваться быстрее, нежели меняться многовековые социальные традиции и обыкновения. Императорская  власть  и связанный с нею этикет существуют много веков, однако годовой должностной оклад императорам утверждает сегодня парламент. Так, повышение оклада императору Акихито в 1996 г. составило 11,7% (по сравнению с последним уточнением, которое было шесть лет назад) и возросло до суммы в 300 тыс. долл. (27,1 млн. иен) в год. Так история встречается с современностью и становится современной историей.

 

Список литературы.

  1. Конституция Японии 1946 г.;
  2. История государства и права зарубежных стран: Курс лекций/сост. А.В. Митин. – М.: МИЭМП, 2008. – 272 с.;
  3. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов., сост. Графский В. Г. — М.: Издательство НОРМА, 2003. —744 с.;
  4. История Японии 20 века. Сост. Молодяков В.Э., Макарьян С.Б. М: ИВ РАН, Крафт +; 2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.




Япония в 20 веке. Конституция 1946 года