Ясперс К. Духовная ситуация времени. Экзистенциальная философия. Анализ текста

 

 

 

Контрольная работа по философии.

Ясперс К. Духовная ситуация времени. Экзистенциальная философия.

Анализ текста.

 

 

 

 

Содержание:

      Введение……………………………………………………………………. 3

  1. Центральная идея текста, как она трактуется и развивается…………………..…………………………………………….   4
  2. Этапы рассуждения философа…………………………………………… 6
  3. Трудные понятия и идеи……………………………………………….....   11
  4. Достоинство (и уязвимость) идеи………………………………………..  12
  5. Область (области) философии, в которой раскрывается идея................…               

 Заключение……………………………………………………………………..  13

Список литературы  ……………………………………………………………. 14                                                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность  проблемы и темы исследования заключается в том, что экзистенциальная философия не может найти решение; она способна стать действительной только в многообразии мышления каждый раз из истоков в сообщении от одного к другому. Она пришлась ко времени, но уже сегодня видна скорее ее неудача и подчинение сумятице, которая превращает все, что появляется в мире, в несвоевременный шум.

В чистом виде экзистенциализм  как философское направление  никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Экзистенциализм (от лат. ex(s)istentia – существование), или  философия существования, иррационалистическое направление современной философии, возникшее накануне 1-й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Сартр, Марсель, выступивший с идеями экзистенциализма ещё во время 1-й мировой войны, Мерло-Понти, Камю, С. де Бовуар).

В 40-50-х гг. экзистенциализм  получил распространение в других европейских странах, в 60-х гг. также  и в США. Представители этого  направления в Италии - Аббаньяно, Э. Пачи; в Испании к нему был близок Ортега-и-Гасет; в США идеи экзистенциализма полуляризировали У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эдп. К экзистенциализму близки религиозно-философские направления: французский персонализм (Мунье, Недонсель, Лакруа) и немецкая диалектическая теология (Барт, Тиллих, Бультман).

Экзистенциализм, как философское направленно носит неоднородный характер. Различают экзистенциализм религиозный (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, Мерло-Понти, Хайдеггер). Однако определение "атеистический" по отношению к экзистенциализму несколько условно, т. к. признание того, что бог умер, сопровождается утверждением невозможности и абсурдности жизни без бога.

Своими предшественниками  экзистенциалисты считают Паскаля, Кьеркегора, Унамуно, Достоевского и Ницше. На экзистенциализм оказали влияние философия жизни и феноменология Гуссерля.

В данной работе мы изучим философию бытия человека, которая вновь выходит за пределы  человека автора Ясперса «Духовная ситуация времени».

Центральная идея текста заключается в том, как сегодня понимается человеческое бытие. Экзистенциализм указывает человеку на его  сущность. Это подтверждение мы находим в тексте: «Сегодня человек не формируется, усваивая то, что идет ему навстречу из традиции его мира. Отдаваясь только этому, он становится рассеян. Человек зависит от себя как единичного в новом смысле: он должен сам помочь себе, если уж он не свободен посредством усвоения всепроникающей субстанции, а свободен в пустоте ничто. Если трансценденция скрывается, человек может прийти к ней, лишь посредством самого себя. В наше время необходимость помочь самому себе приводит философствующего к необходимости понять, как мыслится бытие человека. Прежние  противоречия мировоззрений - индивидуализма и социализма, либерального и консервативного, революционного и реакционного,    прогрессивного    и    регрессивного, материалистического и идеалистического  -  больше  непригодны,  хотя  они  и используются повсюду как знамя или брань. Столкновение мировоззрений – будто их  множество,  из которых  надлежит сделать  выбор, -  больше  не  является методом достижения истины для себя.

Человек всегда больше того, что он знает о себе. Он не одинаков во всех случаях, он есть путь; не только существование, установленное как пребывание, но и имеющаяся в нем возможность, даруемая свободой, исходя из которой, человек еще в своем фактическом действовании решает, что он есть.

Существование  человека  -   не  круговорот,  просто   повторяющийся в поколениях,  и   не   ясное, открывающееся себе   существование.   Человек прорывается  через пассивность  постоянно вновь возникающих тождественных кругов, и от его активности зависит продолжение движения к незнакомой цели.

     Поэтому  человек расщеплен в глубине своей сущности. Как бы он ни мыслил себя, мысля, он противостоит  самому себе  и всему остальному.  Все вещи он видит в противоречиях.

 Каждый  раз  смысл становится иным. Расщепляется ли он как дух и плоть, как  рассудок  и чувственность,  как душа  и  тело,  как долг и  склонность, противопоставляется ли его бытие и его явление, его деятельность и мышление, то, что он делает, и то, что он полагает делать. Решающее  в этом -  что  он все  время должен противопоставлять  себя себе. Нет человеческого бытия  без расщепления.  Но  он  не  может  на  этом  остановиться.  То,  как  он  себя преодолевает, составляет способ его проникновения в себя.

     Существуют две возможности, которые здесь надлежит характеризовать:

Человек превращает себя в предмет познания. То, что он познает в опыте как  свое существование,  и то, что лежит в  его  основе, он  считает  своим подлинным бытием.  То, что  он  есть в явлении, есть его  сознание; то, что есть   сознание,   есть   посредством    социальных   условий,   посредством бессознательного, посредством жизненного  вида.  Это  другое для него бытие, сущность которого отражается в его явлении как сознание. Смысл  такого  сознания  в том,  чтобы снять  напряжение  посредством отождествления  бытия  с  сознанием.   Представление  о   существовании как завершенном  в состоянии отсутствия напряжения невольно представляется этому познанию достижимым: социальный порядок, в котором всем дано их  право; душа неосознанности, которой сопутствует сознание, свободное от помех, если в нем устранены  все   комплексы;  жизненность расы,   которая после   очищения посредством естественного отбора может считать себя здоровой и благородной, чтобы,  сознавая  свое превосходство, удовлетворенно завершаться  в качестве существования.  В  этих условиях, которые  в двойственном  смысле  именуются естественными,  в  качестве  необходимым  образом возникающих и  в  качестве истинных,   больше   нет   безусловности   временного   существования:   ибо безусловность возникает лишь в напряжении, в котором самобытие насильственно схватывает  самого себя.  Более того,  подобное знание о естественном  бытии человека обращается   против   самобытия  как  чего-то   экстравагантного, болезненного, исключающего себя, потерянного.

     Однако именно этим путем идет  вторая возможность.  Она  находит себя в напряжении пограничных ситуаций, совершенно  неустранимых  в существовании, которые становятся для нее открытыми в решительности самобытия. Если человек не познается более как бытие, которое он есть, он, познавая, приводит себя в состояние  неустойчивости абсолютной возможности. В ней он слышит призыв  к своей свободе,  исходя из  которой он лишь посредством себя становится  тем, чем он может быть, но еще не есть. В качестве свободы он заклинает бытие как его скрытую трансцендентность.

     Смыслом этого пути является трансцендентность. В качестве существования в конце  этого пути  терпит  крушение  то,  что  собственно есть  оно  само.

Отсутствие напряжения считается в этом понимании путем обмана,  на котором в мнимом  преодолении скрывается  пограничная ситуация  и  устраняется  время.

Всякое познание  в  мире, в  том числе, следовательно, и  познание  человека, есть  частная перспектива,  посредством которой   для человека  возникает пространство  его ситуации.  Поэтому  познание  находится в  руке  человека, который  его  схватывает.   Однако  сам  для  себя  он  -  нечто  совершенно незавершенное  и  не  допускающее  завершения, переданное  некоему  другому. Мысля, он лишь освещает себе путь.

Из-за  того что  человек во всем  своем  познании еще не находит себя познанным  и вносит  предметное познание в свой философский процесс, он еще раз прорывается, на этот раз через самого себя. То, что он утерял, когда был полностью предоставлен  самому  себе,  может  вновь открыться  ему  в  новом образе.  Лишь  на  мгновенное  заблуждение  в  безнадежности  своего  голого существования   он   считал  себя   тождественным  происхождению  всего  как познающий.  Стремясь серьезно понять  самого себя, он обнаруживает опять то, что  больше,  чем он. В мире  он вновь обращается к объективности,  которая грозила застыть для него  в безразличии или потеряться  в субъективности; он схватывает   в   трансцендентности  бытие,   которое  он  в  своей  свободе, представляющейся  ему явлением существования,  смешивал  с собой в  качестве самобытия.

     Обе эти возможности известны сегодня под наименованием учений; путаница происходит там, где они еще не обрели прочной значимости, но волнуют сегодня человека как едва ли не необозримые способы выражения.

    Познание  человеческого  бытия,  которое устанавливалось в отдельных направлениях, стало  в  качестве  социологии,   психологии,   антропологии типичными  современными   науками,   которые  в  тех  случаях,  когда   они,

абсолютизируя,  полагают,  что познают бытие человека  в целом,  следует

отвергнуть,  как безнадежную попытку заменить  философию.  Лишь  при ином понимании возникает философия,  которая в  качестве  современной  называется экзистенциальной философией.

Только в процессе земной жизни человек определяет свою сущность.

 

 

Рассмотрим различные  этапы рассуждения философа.

В начале текста Карл Ясперс начинает свое рассуждение с того, что «Бога нет – таков все растущий возглас масс…». Своим рассуждением он пытается донести до читателя то, что поскольку нет Бога, то и человек теряет свою ценность, происходит уничтожение людей в любом количестве, поскольку человек – ничто. Он говорит о том, что «аспект нашего мира в вынужденности его существования и отсутствия опоры в его духовной деятельности, не допускает больше бытия в умиротворенной связи с существующим». Он доносит до нас реальную картину мира, в котором мы живем: все воспринимается пессимистически, что люди отказываются вообще что – либо  делать. Либо наоборот – сохраняют оптимистическое сознание собственной радости существования. Но те и другие уклоняются от ситуации.

Автор говорит о том, что  люди стали проще смотреть на вещи, которые требуют достаточной  работы и усилий. Что большинство  людей доверяют ходу событий как таковым, поэтому определенного мужества им не требуется. Но все же, не смотря на большинство масс, есть и такие, которые знают, что «достичь возможного может лишь тот, кто хочет невозможного». Опираясь на опыт, свидетельствующий о выполнении попыток невыполнимого, автор призывает нас и убеждает в том, что человек способен на большее, чем он сам знает о себе, и то, что у человека есть своя определенная задача, которую он должен выполнить, заставив познать человека самого себя. Философ рассуждает о том, что человек в настоящее время не формируется. Он усваивает только то, что идет ему самому из традиций мира.

Карл Ясперс родился в конце 19 века, прожив в  веке 20 – ом 69 лет. Читая рассуждения  этого философа, мы узнаем в нем  своего современника.  Настолько актуально он рассматривает те проблемы, с которыми мы сталкиваемся сейчас в нашей ежедневной жизни.

 Мы пережили уже  несколько мировоззрений, это  и индивидуализм, и социализм, либерализм и консерватизм  и т.д. Столкновение всех этих мировоззрений больше не является методом достижения истины для себя. Распространение на все возможное видения и участия привело сегодня к необходимости, в которой существует  лишь  один непреложный  выбор:  либо ничто,  либо  абсолютная  историчность собственной основы,  которой  доступна  каждая  возможность  при  сознании  обязательной границы. Здесь автор дает возможность «как – бы» разобраться самому человеку в своих мыслях и видении мира.

«Человек всегда больше того, что он знает о себе». Рассуждая об этом, мы понимаем, что человек не одинаков во всех случаях, у каждого свой путь.      Важным понятием философии Ясперса является свобода. Ясперс пишет о свободе так: "Нет свободы вне бытия самости. В предметном мире нет ни места, ни отверстия, где бы она могла поместиться". "Или человек как предмет исследования - или человек как свобода". "Свобода не может быть познана, она никоим образом не может мыслиться объективно".  
     По Ясперсу, экзистенция - это и есть свобода. В результате своих размышлений Ясперс формулирует вывод: познание - дело науки, свобода - дело философии. Свобода, которая даруется человеку, дает возможность решать ему, что он есть и как ему себя вести. Благодаря свободе, человек прорывается через пассивность постоянно вновь возникающих тождественных кругов, и от его активности зависит продолжение движения к незнакомой цели. Поэтому человек расщеплен в глубине свой сущности. Он все время должен противопоставлять себе себя.

Автор далее объясняет  две возможности, которые, по его мнению, важны: человек превращает себя в предмет познания. То, что он познает в опыте как свое существование, и то, что лежит в его основе, он считает своим подлинным бытием. Познание сущего неизбежно приводит к сомнению, с помощью которого осуществляется критическое испытание достоверности познанного. Радикальное сомнение служит методическим средством правдивого философствования. Однако при этом, согласно Ясперсу, важно то, как и где с помощью сомнения обретается почва для уверенности. Одно дело, когда сомнение используется для уверенного ориентирования в мире вещей, другое - когда оно становится средством прояснения положения человека в его жизненной ситуации, средством осознания им своей самости. Именно такой критический анализ жизненной ситуации осуществляет Ясперс, вводя человека в состояние потрясенности и потерянности, в котором только, по его мнению, и возможно осознание им своей сущности. Подобное знание о естественном бытии человека обращается против самобытия как чего – то экстравагантного, болезненного, исключающего себя, потерянного. Однако этим путем идет вторая возможность.

Она находит себя в  напряжении пограничных ситуаций, совершенно неустранимых в существовании, которые становятся для нее открытыми в решительности самобытия. В этих ситуациях человек открывает свою сущность, как конечную экзистенцию, внутренне связанную с трансценденцией. Близость и угроза смерти чаще всего заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни, "повернуться" от быта, от повседневности к самому бытию, к собственной экзистенции - сущности, которая едина с существованием.

Смыслом этого пути является трансцендентность. Если отсутствует напряжение, то путь этот – путь обмана. Познание находится в «руке» человека.  Из – за того, что человек во всем своем познании не находит себя познанным, он еще раз прорывается, но уже через самого себя. То, что он утерял. Когда был полностью предоставлен самому себе, ему вновь открывается, но в новом образе. Стремясь серьезно понять самого себя, он обнаруживает опять то, что больше, чем он.

Глобальная  историческая ситуация в наши дни  стала пограничной: возможны и гибель человечества, и его выживание. Человечество впервые в истории реально  оказалось перед угрозой смерти. Как и в жизни индивидов, так  и в сегодняшней жизни человеческого рода требуются высокий жизненный порыв, усилия разума, борьба с иррациональными устремлениями, активность и инициатива всех нас и каждого из нас. Важнейший шаг - осознание того, что сложилась качественно новая ситуация, что она действительно пограничная. Даже страх перед глобальной катастрофой, которым сегодня охвачены многие люди, должен послужить делу выживания человечества.

Далее Карл Ясперс пишет  о том, что познание человеческого  бытия стало рассматриваться в различных науках:

    Социология.  Поскольку человек есть  только  в обществе, которому  он

обязан  существованием, традицией и  задачами,  его  природу следует  изучать только  посредством изучения общества. Отдельный человек кажется непонятным, но не  общество.  Не  знание о  человеке как отдельном индивиде, а знание об общественных образованиях  приведут  к  его бытию. 

   Психология.  Раньше  психология  была   звеном   в мыслимом   строении

существования.  Она   предлагала  конструктивно,  исходя  из  метафизических принципов, схему элементов  и  душевных  сил,  иллюстрируя ее  повседневными наблюдениями  или рассказами об удивительных событиях.  В XIX веке она стала собранием   физиологических   и   психологических    утверждений,   в   силу необходимости  соединенных  теориями лежащего  в их основе бессознательного.

Разделенная  на   тысячи  безразличных  данных,  все  больше  растворяясь  в

ничтожестве экспериментального исследования, она в конце концов превратилась лишь   в   подобие    науки.    Новая   глубина    в   ней    открылась    в экзистенциально-философском   мышлении   Кьеркегора   и   Ницше.   К   этому присоединились  неожиданные  эмпирические   открытия  в  области  психологии животных  и психопатологии. Психологическое  истолкование всех  вещей  стало господствовать в романах и драмах.

     Антропология. Антропология  занимается человеком,  как она его видит в его изначальной  сущности.  Ее  цель -  не  общечеловеческая  психология,  а типическое бытие человека как специфическое бытие индивидуального характера.

Антропология  становится  одним  из  средств  схватить  неповторимое  в  его

жизненности - тип строения тела, расы, характера, культуры душевной жизни.

    Все эти науки не могут дать объективной оценки, потому что только современная философия (экзистенциальная) способна более  близко и ясно объяснить бытие человека:  «Это мышление не познает предметы, а проясняет  и выявляет бытие в человеке, который так мыслит. Приведенное к  парению посредством выхода за пределы  всего  фиксирующего  бытие познания  мира  (в  качестве философской ориентации  в мире) оно апеллирует  к своей свободе (в качестве прояснения существования) и создает пространство  для  своей безусловной деятельности в заклинании трансценденции (в качестве метафизики).

Далее автор  приводит примеры философии Кьеркегора, Шеллинга и Ницше, которые так же пытались философствовать и найти решение в экзистенциальной философии. Он приходит к выводу, что «Экзистенциальная философия не  может найти решение;  она способна стать

действительной  только в  многообразии  мышления  каждый  раз из  истоков  в сообщении от одного к другому. Она пришлась ко времени, но уже сегодня видна скорее  ее  неудача  и  подчинение сумятице,  которая  превращает  все,  что появляется в мире, в несвоевременный шум». 

Ясперс говорит о том, что эта философия погибла бы, если бы считала, что обладает знанием того, что есть человек. Смысл этой философии заключается в том, что в своей предметности она не имеет основы. Поэтому человек сам должен опираться на себя в принятии направления.

Экзистенциальная  философия может снизиться до простой субъективности. Если она будет рассматриваться параллельно с другими науками, то она потеряет свой смысл и превратится в софический маскарад,  станет опасной почвой истерического философствования.

 

      Ясперс обращается к метафизическому предметному миру. Он считает, что возможность открыть истоки бытия неразрывно связаны с экзистенцией. Она, так же как и метафизика связаны с психологической точки зрения и состоят в образах фантазии, в содержании рассказов и конструкциях бытия. Как только человек пытается «схватить» их знания, они сразу исчезают. В такой ситуации человек оказывается беспомощным: он либо приобретает покой, либо беспокойство грозящей ему опасности.  Дело в том, что метафизика, "расследуя" сущее, "остается при сущем и не обращается к бытию как бытию... Метафизика думает, поскольку она представляет всегда сущее как сущее, не о самом бытии. Философия не сосредоточена на своем основании". Вот почему, согласно Хайдеггеру, на протяжении всей истории метафизики от Анаксимандра до Ницше "истина бытия остается скрытой". То, что в метафизике именовалось бытием, на самом деле всегда было только сущим.

В завершении прочитанного нами текста, мы понимаем, что  метафизика как научное знание больше невозможна и должна быть постигнута в совсем ином направлении. В противном случае она уводит нас либо в суеверие, либо в беспомощность. Только тогда, когда эта опасность на почве экзистенциальной философии будет увидена и преодолена, станет возможной идея свободы в схватывании метафизического содержания.

 

В философском  тексте нам встретилось немало трудных  понятий и идей.

Человека, по Ясперсу, надо понять как экзистенцию. Это центральное понятие экзистенциализма. Проясняя понятие философия экзистенции, - Ясперс предпринимал настойчивые попытки с разных сторон подступиться к нему. Вдумываясь в смысл слова "экзистенция", становится очевидным, что философ говорит нам о том, что истинно человеческая экзистенция лишь тогда "налична", когда человек действует как свободное существо, когда не дает самому себе и другим людям превращать себя в объект манипулирования. 
     Экзистенция - это в отличие от эмпирического бытия человека, "сознания вообще" и "духа" есть такой "уровень" человеческого бытия, который уже не может стать предметом рассмотрения науки. "Экзистенция,- пишет Ясперс, - есть то, что никогда не становится объектом, есть источник моего мышления действия, о котором я говорю в таком ходе мысли, где ничего не познается".  
     С точки зрения Ясперса, экзистенция неразрывно связана с "трансцендентностью", с богом. Термин «трансцендентный» употреблялся в философии Канта для обозначения таких понятий, как Бог, душа и других. "Экзистенция, - пишет Ясперс, - нуждается в другом, а именно в трансценденции, благодаря которой она, не создающая сомою себя, впервые выступает как независимый источник в мире; без трансценденции экзистенция становится бесплодным и лишенным любви демоническим упрямством».

Метафизический  предметный мир.   Метафизика - раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Наиболее углубленно занимался этим вопросом Хайдеггер.

Читая философский текст, у нас вызвала затруднение идея Ясперса о двух возможностях, в которых человек либо превращает себя в предмет познания, либо, в противном случае, он познает себя  в пограничных ситуациях. Однако для Ясперса, постоянно подчеркивающего, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития, мучительно трудным оказывается поиск основы этого единства. Основой этого единства, полагает Ясперс, может стать лишь "философская вера", черпающая свои истины из библейской религии.

Достоинство идей Ясперса в том, что человек  желая познать свою экзистенцию,  (а для Яперса это главное) имеет возможность сам самостоятельно мыслить и выбирать тот путь, который считает для себя наиболее приемлемым. Философ дает нам возможность самим разобраться в своем  бытии, не навязывая свои идеи и пути решения.

Идея о создании метафизического мира в ином направлении Ясперсом вполне актуальна в наше время.  Но уязвимость этой идеи в том, что пока на почве экзистенциальной философии не буде увидена и преодолена опасность, не может быть идеи свободы в схватывании метафизического содержания.

 

Изучив весь текс, мы пришли к выводу, что областью  философии, в которой раскрывается идея, является антропология.

Философская антропология - философия человека, философское учение о природе и сущности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема выживания  сегодня является актуальной проблемой  для всего человечества. Сегодня, как никогда общество понимает, что наступил в истории философии момент «истины».  Только в процессе земной жизни человек определяет свою сущность. Именно экзистенциализм указывает человека на его сущность.  Формирование этой философии появилось в начале 20 – го  века в Европе как необходимость современного взгляда на человечество.

 В ХХ веке экзистенциализм взрос на почве пессимистического взгляда на технический, научный и нравственный прогресс, обернувшийся кошмаром мировых войн и тоталитарных режимов. Война с фашизмом стала эпохой расцвета экзистенциализма.

Основная проблема экзистенциализма - проблема духовного кризиса, в котором оказывается человек, и того выбора, который он делает, чтобы выйти из этого кризиса. Признаками кризиса могут быть такие понятия, как страх, "экзистенциальная тревога", тошнота, скука. "Человеку открывается вдруг зияющая бездна бытия, которая раньше была ему неведома, когда он жил спокойно, прозябая в сутолоке повседневных дел. Теперь покоя нет, остался только риск решения, которое не гарантирует успеха". Это и есть "подлинное существование", спокойно-трагическое в мире религиозного экзистенциализма и безнадежнотрагическое в мире атеистического экзистенциализма.

Экзистенциальная  философия повернула внимание современной культуры к проблеме смерти. "Быть или не быть" индивиду - тема в философии человека XX века еще более популярная, чем во времена Шекспира. Бытие между жизнью и смертью. Пограничная ситуация и современное человечество. Человек в мире и мир человека ценность, равной которой у человека нет. Но это жизнь, всегда "пограничная" со смертью. Жизнь на грани смерти, утрата и поиск смысла жизни - ситуации, которые в философии и литературе XX века исследовались глубже и тщательнее, чем прежде.

Однако в  классической мысли и в современной философии тема смерти занимает разное место; смерть оценивается существенно по-разному. Современная экзистенциальная философия определяет жизнь не иначе как "бытие к смерти".

Экзистенциальная философия оправданно исходит из того, что близость, угроза смерти чаще всего заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни, "повернуться" от быта, от повседневности к самому бытию, к собственной экзистенции - сущности, которая едина с существованием.

 

Список литературы:

Ясперс К. Духовная ситуация времени (Экзистенциальная философия)/Хрестоматия по западной философии: учеб.пособ. - М., 2008. С. 441 – 418;

http://metaphysica.narod.ru/consult/1.htm  - философская консультация;

http://www.countries.ru/library/twenty/existence.htm; - Библиотека > Культура ХХ века >;

 

http://ru.wikipedia.org/wiki/ - материал из Википедии — свободной энциклопедии;

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000656/st001.shtml - электронная библиотека по философии;

http://www.disser.ru/library/70/258.htm - Философия Карла Ясперса 
Обучение в аспирантуре / Лекции по философии;

http://www.musai.ru/jasp1.htm  – библиотека философской антропологии Ясперса К. Духовная ситуация времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ясперс К. Духовная ситуация времени. Экзистенциальная философия. Анализ текста