Язычество и принятие христианства на Руси

                                          

           МИНОБРНАУКИ РОССИИ

                       федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

                 высшего профессионального образования

                                     САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА

                       СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ

 

                               Факультет ИДРиКТ        Кафедра Рекламы

 

 

 

 

 

         Контрольная работа по дисциплине

     «История отечества»

     на тему:

            «Язычество и принятие христианства на Руси»

 

 

 

 

                             Выполнила студентка группы Ркз -1

                             Ким Нелли Юрьевна

 

                             Проверил:

                             Мельцин Максим Олегович

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                Санкт-Петербург

                                                                                                           2011

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………....3

    1. Славяно-Русское язычество……………………………………………..3
    1. Обряд погребения………………………………………………………..4
    1. Жречество………………………………………………………………...5
    2. Пантеон языческих богов………………………………………………..5
    3. Влияние язычества на культуру и быт древних славян……………….6
    1. Принятие христианства…………………………………………………..7
    1. Причины принятия христианства………………………………………..7
    1. Выбор веры………………………………………………………………..8
    2. Крещение Руси, крещение Владимира………………………………….9

Заключение…………………………………………………………………..10

Список литературы…………………………………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

                                           

                                           

                                       Введение

 

Становление  государства Российского и события  предшествующие этому, являются одними из наименее изученных страниц нашей истории. Письменные источники, повествующие о тех временах, представлены крайне скудно, в основном, в изложении Византийских летописцев, которые описывали события, тенденциозно и противоречиво. Конечно, Византийцев занимали славяне, главным образом, как беспокойные, воинственные соседи и они не особо интересовались их культурой, бытом и нравами. Поэтому для изучения истории Древней Руси и язычества, как её неотъемлемой части, использовались, в основном, археологические и этнографические исследования.

Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнего человека до государственной «княжеской»  религии Киевской Руси к IX веку. К этому времени язычество обогатилось сложными обрядами (можно выделить обряд погребения, в котором сконцентрировались многие представления язычников о мире), чёткой иерархией божеств (создание пантеона) и имело огромное влияние на культуру и быт древних славян.

После принятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям, но не так просто оказалось  вытравить из души народа верования, которые складывались веками. Христианизация Руси продолжалась несколько столетий, в результате русское православие, по крайней мере, в народном представлении, превратилось в симбиоз Византийского  христианства и Славянского язычества. Многие христианские праздники уходят своими корнями в язычество. Например, день святых Бориса и Глеба (2 мая) совпадал с языческим праздником первых ростков…

                                                   

            1. Славяно-Русское язычество

 

 

«Язычество», как  известно, – крайне неопределенный термин, возникший в церковной  среде для обозначения всего  нехристианского, дохристианского. Этим термином должны были покрываться самые  разнородные и разного исторического  уровня религиозные проявления: и  мифы античного мира, и представления  первобытных племен, и дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов или домусульманская  религия татар.

Славяно-русскую  часть общечеловеческого языческого массива нельзя понимать как обособленный, независимый и только славянам присущий, вариант первобытных религиозных  представлений. Вычленение славяно-русского происходит лишь по этнографическому, локальному принципу, а не по каким-либо специфическим чертам.

Главным, определяющим материалом для изучения язычества  является этнографический: обряды, хороводы, песни, заговоры и заклинания, детские  игры, волшебные сказки, сохранившие  фрагменты древней мифологии  и эпоса; важен символический орнамент вышивки и резьбы по дереву. Этнографические материалы – сокровищница многовековой народной мудрости, архив истории познания мира и природных явлений человечеством.

Сопоставляя фольклорные данные с надежными  хронологическими ориентирами, имеющимися в распоряжении археологии (начало земледелия, начало литья металла, появление железа, время постройки первых укреплений и т.п.), можно уловить динамику языческих представлений, выявить стадии и фазы их развития.

В самом начале XII в. русский писатель, современник Владимира Мономаха предложил периодизацию славянского язычества, разделив его на четыре стадии:

1. Культ «упырей  (вампиров) и берегинь» – одухотворявший  всю природу и деливший духов  на враждебных и благожелательных.

2. Культ земледельческих  небесных божеств «Рода и рожаниц». Исторически две рожаницы предшествуют  Роду; это были богини плодовитости  всего живого, ставшие в дальнейшем  матриархальными богинями аграрного  плодородия.

3. Культ Перуна, являвшегося в древности богом  грозы, молний и грома, а  в дальнейшем ставшего божеством  войны и покровителем воинов  и князей. При создании государства  Киевской Руси Перун стал первым, главным божеством в княжеско-государственном  культе X в.

4. После принятия  христианства в 988 г. язычество продолжало существовать, отодвинувшись на «окраины» государства.

Праславянское общество VI-IV вв. до н. э., занимавшее восточную половину общеславянской прародины, достигло высшего уровня первобытности. С этой эпохи, называемой скифской, начинается полуторатысячелетний период, завершающийся созданием феодального государства Киевской Руси. Целостность обозначенного периода дважды нарушалась: вторжением в степи сарматов- кочевников (III в. до н. э.) и вторжением гуннов (IV в. н. э.). Внутри этого периода можно наметить один существенный рубеж, связанный не с внешними событиями, а с уровнем развития самого славянского общества. Таким рубежом являются V-VI века нашей эры, характеризуемые тремя категориями новых явлений: во-первых, славяне перестали поддаваться кочевникам, и новые наезды (авар, хазар, печенегов) встречали твердую оборону. Во-вторых, славяне осуществили военную колонизацию балканских владений Византии; в-третьих, славяне начали мирную колонизацию лесной зоны Восточной Европы. В этом периоде возникают огромные святилища на горах под открытым небом, которые отражают потребность в многолюдных общеплеменных «соборах», «собраниях». Этот ежегодный праздник устраивался в честь таких священных предметов, как плуг, ярмо, топор и чаша. Тогда же, под скифским влиянием, происходит смена славянского термина «див», «дый» на новое обозначение – «бог», удержавшееся навсегда.

 

                                 1.1 Обряд погребения

 

Особое место  среди языческих обрядов занимал  обряд погребения. На протяжении длительного  периода сильно колебалось соотношение  двух основных видов погребального  обряда – трупоположения и сожжения. Первобытное погребение скорченных трупов, которым искусственно придавалось  положение эмбриона в чреве, было связано с верой во второе рождение после смерти. Поэтому умершего и  хоронили подготовленным к этому  второму рождению. Праславяне еще  в бронзовом веке поднялись на новую ступень и отказались от скорченности. Вскоре появился совершенно новый обряд погребения, порожденный  новыми воззрениями о душе человека, которая не воплощается вновь  в каком-либо другом существе (звере, человеке, птице…), а перемещается в  воздушное пространство неба. Культ  предков раздвоился: с одной стороны, невесомая, незримая душа приобщалась  к небесным силам, столь важным для  тех земледельцев, у которых не было искусственного орошения, а все  зависело от небесной воды. С другой стороны, благожелательных предков, «дедов», необходимо было связать с землей, рождающей урожай. Это достигалось  посредством закапывания сожженного праха в землю и постройки  над погребением модели дома, «домовины». Много времени спустя, в IX-X вв. н. э., когда уже сформировалась Киевская держава, среди некоторой части русской знати в третий раз появился обряд простого захоронения без сожжения, что произошло, по всей вероятности, под влиянием возобновившихся связей с христианской Византией. Но как только началась многолетняя война с империей, великокняжеское окружение подчеркнуто вернулось к кремации. Курганы эпохи Святослава, преследовавшего христиан, были грандиозными сооружениями на высоких берегах рек, погребальные костры которых должны были быть видимы в радиусе около 40 км, т.е. на пространство четырех – пяти тысяч квадратных километров!

 

                                        1.2 Жречество

 

Славянское язычество  достигло апогея накануне образования  Киевской державы и в первые два  столетия ее формирования (IX-Xвв.), когда культ Перуна, бога грозы и покровителя воинов и князей, стал государственной религией Киевской Руси.

Особую роль здесь  сыграло жреческое сословие древней  Руси. Общим названием жрецов было «волхвы» или «волшебники». В составе  всего жреческого сословия было много  различных разрядов. Известны «волхвы-облакопрогонители», те, которые должны были предсказывать  и своими магическими действиями создавать необходимую людям  погоду. Были волхвы-целители, лечившие людей средствами народной медицины, «волхвы-хранильники», руководившие сложным  делом изготовления разного рода амулетов-оберегов и, очевидно, орнаментальных символических композиций. Творчество этой категории волхвов могут  изучать как археологи по многочисленным древним украшениям, служившим одновременно и оберегами, так и этнографы  по пережиточным сюжетам вышивки  с богиней Макошью, молитвенно обращающейся к небу, богинями весны, едущими на конях «с золотой сохой» и многочисленными  символическими узорами. Интереснейший  разряд волхвов составляли «волхвы-кощунники», сказители «кощюн» – мифов, хранители  древних преданий и эпических  сказаний. Сказителей называли также  «баянами», «обаятелями», что связано  с глаголом «баять» – рассказывать, петь, заклинать. Кроме волхвов-ведунов, существовали и женщины-колдуньи, ведьмы (от «выдать» – знать), чаровницы, «потворы».

 

 

 

1.3 Пантеон языческих богов

 

Около полутора столетий IX-X вв) Киевская Русь была государством с языческой системой, нередко противостоящей проникновению христианства. В эпоху Святослава, в связи с войнами с Византией, христианство стало гонимой религией, а язычество было реформировано и противопоставлено проникавшему на Русь христианству. Действительность требовала какого-то упорядочения первобытной языческой религии с её племенными культами и приведения её в соответствие с новым уровнем государственной жизни.

К концу 10 в., в результате реформ, на Руси складывается пантеон Владимира, где языческие божества были расставлены в порядке их старшества и каждому из них были условно противопоставлены античные боги и христианские святые.

ПЕРУН. Глава  княжеского пантеона, русский Зевс-громовержец, выдвинувшийся на первое место в  условиях военных походов на Балканы  в 4в. и в процессе создания государственности  Киевской Руси 9–10 вв. как покровитель  воинов, оружия, войн. После христианизации уподоблен пророку Илье.

СТРИБОГ – Род  – Святовит – Сварог («Небесный»). Древнее первенствующее божество неба и Вселенной, «бог-отец». Уподобен христианскому  богу-творцу Савоафу. В греческой  мифологии ему приблизительно соответствует  Уран.

ДАЖЬБОГ – Солнце – сын Сварогов. Древнее божество Природы, солнечности, «белого света», податель благ. Полностью соответствует  античному Аполлону и противопоставлялся христианскому богу-сыну. Дажьбог  и Стрибог оба были небесными  богами.

МАКОШЬ. Древняя  богиня земли и плодородия. Дополнением  к ней служат «вилы» – русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть приравнена к греческой  Деметре («Земле-матери») и христианской матери божьей. Часто изображалась с турьим «рогом изобилия».

СЕМАРГЛ. Божество семян, ростков и корней растений. Охранитель побегов и зеленей. В  более широком смысле – символ «вооружённого добра». Посредник  между верховным божеством неба и землёй, его посланец. Имел прямое отношение к Макоши, как божество растительности, связанной с почвой.

ХОРС. Божество солнечного светила. Представлял собою некое  неотделимое дополнение к образу Дажьбога-Солнца. С именем Хорса  связаны ритуальные «хороводы» и  русское наречие «хорошо» – «солнечно». Отношение Хорса к Дажьбогу можно  определить аналогией с Гелиосом и Аполлоном у греков.

В итоге появляются как бы три разряда богов: на первом месте стоит общегосударственный  княжеский бог Перун, воспринимаемый не только как бог грозы, но и как  бог оружия, воинов и князей. Второй разряд составляют древние божества неба, земли и «белого света» –  Стрибог, Макошь и Дажьбог. В третий разряд попадают божества дополнительного  характера: Хорс дополняет Дажьбога, и Семаргл – Макошь.

 

 

1.4 Влияние язычества на культуру и быт Восточных Славян

 

Культура Руси складывалась с самого начала как  синтетическая, находящаяся под  влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния  и безоглядно заимствовала их, но применяла  к своим культурным традициям, к  своему дошедшему из глубины веков  народному опыту, пониманию окружающего  мира, своему представлению о прекрасном.

Язычникам были известны многие виды искусств. Они  занимались живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль в изучении культуры и быта играют археологические исследования.

Раскопки на территориях  древних городов показывают всё  разнообразие быта в городской жизни. Множество найденных кладов и  вскрытые могильники донесли до нас  предметы домашней утвари и ювелирные  украшения. Обилие женских украшений  в найденных кладах, сделало доступным  изучение ремёсел. На диадемах, колтах, серьгах древние ювелиры отразили свои представления о мире, с помощью  витиеватого растительного орнамента  они могли рассказать о «Кащеевой  смерти», о смене времён года, о  жизни языческих богов… Неведомые  звери, русалки, грифоны и семарглы занимали воображение тогдашних  художников.

Большое значение язычники придавали одежде. Она несла  не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожаницами, символами солнца, земли и отражала многоярустность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и т.д.

К сожалению, почти  вся языческая архитектура была деревянной и для нас почти  утрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмах можно  увидеть в отделке и орнаменте  языческие мотивы. Это типично  для периода двоеверия, когда  художник мог изобразить рядом христианского святого и языческого божества, свести вместе в витиеватом орнаменте крест и древние славянские символы.

Большим разнообразием  отличались языческие обряды и празднества. В результате многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в котором особенно ярко выделялись следующие праздники, связанные  с земледельным циклом:

1. Праздник первых  ростков – 2 мая.

2. Моления о  дожде – с 20 по 30 мая.

3. Ярилин день  – 4 июня.

4. Моления о  дожде – с 11 по 20 июня.

5. Праздник Купала  – 24 июня.

6. Моления о  дожде – с 4 по 6 июля.

7. Отбор жертв  для праздника Перуна – 12 июля.

8. Моления о  дожде – с 15 по 18 июля.

9. Праздник Перуна  – 20 июля.

10. Начало жатвы  – 24 июля. Моления о прекращении  дождей.

11. «Зажинки»,  окончание жатвы – 7 августа.

Годичный цикл древнерусских празднеств складывался  из разных элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев. Одним  из элементов были солнечные фазы, вторым был цикл молний и дождей, третьим был цикл празднеств урожая, четвёртым элементом были дни  поминования предков, пятым могли  быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца.

Многочисленные  праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей  день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось  дольше и труднее, на севере особенно сильны языческие традиции, что привлекает повышенное внимание со стороны этнографов (Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. 1987.25-30.)

 

2. Принятие христианства

2.1 Причины принятия христианства

 

К X веку нашей эры Русь представляла собой очень молодое, но быстро развивающееся государство. С чем же было связано это быстрое развитие? Дело в том, что развитие практически любого государства зависит от развития ремесла. Русское же ремесло развивалось в основном вследствие активной торговли. В то время Русь граничила на юге с Византией – государством, имевшим двух- тысячелетнюю историю, и являющимся обширным кладезем знаний. Конечно же Византия намного обгоняла Русь в развитие и с этим связан распределение потока товаров – из Руси шло в основном сырье – мех, зерно, а из Византии – предметы ремесла – различные приспособления, оружие, книги, картины. Но вместе с материальными товарами, Русь получала от Византии технологии, научные открытия, знания, культуру,идеи. Русские люди  "питали всегда благоговейное уважение к Империи, к блестящим формам ее жизни, которые так поражали их воображение; таковы бывают постоянно отношения народов необразованных к образованным." (Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том1.М.:1962.С.40-49) Они, приезжавшие в Константинополь неизмеримо удивлялись культурным достижениям византийцев, величию христианских храмов. Таким образом процветающая Византия демонстрировала пример тому, что может сделать монотеистическая религия для развития государства. Как важно идеологическое единство народа, живущего в нем.Следует учитывать и то обстоятельство, что принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. При этом надо иметь в виду, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г. Вероятно, сказались и какие-то личные соображения Владимира и некоторые эпизоды его жизни. Он, наверное, принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей по себе добрую память. Не исключено, что его греховное языческое прошлое, например, братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство, в итоге, заставили задуматься о духовном очищении, которое могло бы оставить о нем добрую память. Но, скорее всего, он действовал, исходя из прагматических соображений. Дело в том, что принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора. Это необычайно поднимало его авторитет, а следовательно, укрепляло и княжескую власть.

            

2.2 Выбор веры

 

Согласно  летописной легенде к Владимиру  в Киев явились представители  трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам. Описание Магомедова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино уставом безрассудным. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Не принял он и предложение, сделанное посланцами папы римского, сославшись на то, что и его бабка отвергла католичество..Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Безымянный философ, присланный греками, опровергнув не во многих словах другие веры, рассказал Владимиру все содержание Библии, Ветхого   и Нового завета: историю творения, рая, греха, потопа, первых людей, избранного народа, искупление христианства, семи соборов, и в заключении показал  ему картину Страшного Суда, с изображением праведных, идущих в рай и грешных - осужденных на вечную муку. Пораженный сим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: ‘’ Благо добродетельным и горе злым!’’  ‘’ Крестися, - ответствовал философ, - и будешь в раю с первыми’’.   Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Возвратясь в Киев, послы говорили князю с презрением о богослужении магометан, с неуважением о католическом и с восторгом о византийском, заключив словами: “Всякой человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру греков, не хотим иной”. Владимир желал ещё слышать мнение бояр и старцев. “Когда бы закон греческий, - сказали они, - не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его”( Белов Н.В. История России.: Минск.: 2008. С. 48) Великий князь решил быть христианином.     Как отнестись к этой легенде? Каковы истинные основания выбора веры? Очевидно, что за этой легендой скрываются реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме христианства.

Это, в первую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины, сложившейся задолго до княжения Владимира.

Кроме того, князем, вероятно, учитывалась  и международная обстановка, отношения  церкви с государством, а также  некоторые догматические различия. Например, притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности  и ее воинственность не

могли не оттолкнуть главу молодого государства  от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой  князь был и главой религиозного культа.

Помимо  прочего, православие было более  терпимым к местным традициям, да и Византия в то время являлась центром цивилизации, наследницей  великого Рима, самой развитой и  культурной страной Европы.

 

 

 

 

2.3 Крещение Руси, крещение  Владимира

 

Собрав многочисленное войско, Великий князь пошел на судах  к греческому Херсону, которого развалины  доныне видимы в Тавриде, близ Севастополя. Сей торговый город, построенный  в самой глубокой древности выходцами  гераклейскими, сохранял ещё в X веке бытие и славу свою, несмотря на великие опустошения, сделанные дикими народами в окрестностях Черного моря, со времен Геродотовых скифов до Козаров и Печенегов. Он признавал над собою верховную власть императоров греческих, но не платил им дани; избирал своих начальников и повиновался собственным законам республиканским. Жители его, торгуя во всех пристанях черноморских, наслаждались изобилием. Владимир, остановясь в гавани или заливе Херсонском, высадил на берег войско и со всех сторон окружил город. Издревле привязанные к вольности, херсонцы оборонялись мужественно. Великий князь грозил им стоять три года под их стенами, ежели они не сдадутся, но граждане отвергали его предложения, в надежде, может быть, иметь скорую помощь от греков; старались уничтожать все работы осаждающих и, сделав тайный подкоп, как говорит летописец, ночью уносили в город ту землю, которую россияне сыпали перед стенами, чтобы окружить оные валом, по древнему обыкновению военного искусства. К счастью, нашелся в городе доброжелатель Владимиру, именем Анастас: сей человек пустил к россиянам стрелу, с надписью: за вами, к востоку, находятся колодези, дающие воду херсонцам чрез подземные трубы; вы можете отнять её. Великий князь спешил воспользоваться советом и велел перекопать водоводы (коих следы  еще заметны близ нынешних херсонских развалин). Тогда граждане, изнуряемые жаждой, сдались россиянам.    

Завоевав славный и  богатый город, который в течение  многих веков умел отражать приступы народов варварских, российский князь  ещё более возгордился своим  величием и чрез послов объявил императорам, Василию и Константину, что он желает быть супругом сестры их, юной царевны  Анны, или, в случае отказа, возьмет  Константинополь. Родственный союз с греческими знаменитыми царями казался лестным для его честолюбия. Империя, по смерти героя Цимисхия, была жертвой мятежей и беспорядка: военачальники Склир и Фока не хотели повиноваться законным государям  и спорили с ними о державе. Сии обстоятельства принудили императоров  забыть обыкновенную надменность греков и презрение к язычникам. Василий  и Константин, надеясь с помощью  сильного князя российского спасти трон и венец, ответствовали ему, что от него зависит быть их зятем; что, приняв веру христианскую, он получит  и руку царевны, и царство небесное. Владимир, уже готовый к тому, с радостью изъявил согласие креститься, но хотел прежде, чтобы императоры, в залог доверенности и дружбы, прислали к нему сестру свою. Анна ужаснулась: супружество с князем народа, по мнению греков, дикого и свирепого  казалось ей жестоким пленом и ненавистнее  смерти. Но политика требовала сей  жертвы, и ревность к обращению  идолопоклонников служила ей оправданием  или предлогом. Горестная царевна  отправилась в Херсон на корабле, сопровождаемая знаменитыми духовными  и гражданскими чиновниками; там  народ встретил её как свою избавительницу со всеми знаками усердия и  радости. В летописи сказано, что  Великий князь тогда разболелся глазами и не мог ничего видеть; что Анна убедила его немедленно креститься и что он прозрел в  самую ту минуту, когда святитель  возложил на него руку. Бояре российские, удивленные чудом, вместе с государем  приняли истинную веру (в церкви св. Василия, которая стояла на городской  площади, между двумя палатами, где  жили Великий князь и невеста его). Херсонский митрополит и византийские пресвитеры совершили сей торжественный обряд, за коим следовало обручение и самый брак царевны с Владимиром, благословенный для России во многих отношениях и весьма счастливый для Константинополя, ибо Великий князь, как верный союзник императоров, немедленно отправил к ним часть мужественной дружины своей, которая помогла Василию разбить мятежника Фоку и восстановить тишину в Империи.        

Сего недовольно: Владимир отказался от своего завоевания и, соорудив в Херсоне церковь - на том возвышении, куда граждане сносили из-под стен землю, возвратил сей город царям  греческим в изъявление благодарности  за руку сестры их. Вместо пленников, он вывел из Херсона одних иереев и того Анастаса, который помог  ему овладеть городом; вместо дани взял церковные сосуды, мощи св. Климента и Фива, ученика его, также два  истукана и четырех коней медных, в знак любви своей к художествам (сии, может быть, изящные произведения древнего искусству стояли в Несторово  время на площади старого Киева, близ нынешней Андреевской и Десятинной церкви). Наставленный херсонским митрополитом в тайнах и нравственном учении христианства, Владимир спешил в столицу свою озарить  народ светом крещения.

                                                               Заключение

 

День  сменяет ночь, одни  лица заменяют другие , один политический строй сменяет другогой – так было всегда, будет продолжаться и впредь, так показывает история. Но не стоит забывать, что мнений столько, же сколько и людей, особенно учитывая темную эпоху становления русской государственности. В любом важном историческом событии всегда присутствуют сторонники и оппозиционеры. Суть этой работы – не определить сторону между ними, а сделать выводы из полученной информации.

И по сей день находятся люди которых интересует язычество, конечно их меньше чем  христиан, но как же суеверия, приметы, образы святых на иконостасе, народные праздники: все это пришло к нам  из представлений языческих славян. Принятие христианства – шаг прогресса, не позволивший людям оставаться в невежестве и необразованности. Но язычество сформировало русский  менталитет, именно поэтому мы сталкиваемся с ним до сих пор.

Иногда бездействие  может быть хуже любого действия –  именно поэтому категорически нельзя было оставлять язычество как  религию. Один из самых важных политических шагов в Российской истории был  сделан в 988 году, шаг к развитию, культуре и образованности. Именно к тому, что помогает существовать долгое время. Вспомним любой народ: Скифов, Карфаген или даже Ацтеков  и Инков с их анимизмом: все, кто  не стремился к развитию, рассчитывал  на грубую силу или стоял на месте, празднуя достижение – все канули в лету…

Из всего написанного  выше можно сделать вывод, что  принятие христианства на Руси – событие  неизбежное и даже вынужденное, своеобразная веха в эволюции Восточных славян.

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

Язычество и принятие христианства на Руси