Язык и стили научной работы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Контрольная работа
По дисциплине «Основы научных исследований»
ТЕМА «Язык и стили научной работы»
студента 2 курса
специальности
таможенное дело
очная форма обучения,
группа 26ТДс122
Прутская А.А.
Проверил:
к.п.н., доцент
Дударева Э.А.
Тюмень 2013
Регистрационный номер
201_
Регистрационный
номер (кафедра)
201_
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Понятие и сущность научной работы………………………………………..……....4
2. Научные стили…..…………………….…………………………………
3. Научные стили и язык научной работы……...……………………………….….…10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……..……………………….…...….
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Научная работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Написание рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых исследований.
Студент, занимающийся научной работой, отвечает только за себя; только от него самого зависят тема исследований, сроки выполнения работы, а так же, что немаловажно, и будет ли выполнена работа вообще. Затрачивая своё личное время, студент развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения.
Целью данной работы является изучение требований к написанию научной работы.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие и сущность научной работы.
2.Охарактеризовать научную работу.
3.Проанализировать научные стили и язык научной работы, определить их понятия
Объект работы: научная работа.
Предмет работы: научные стили и язык научной работы
- Понятие и сущность научной работы
Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.
Виды научных исследований:
1. Фундаментальное исследование - предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.
2.
Прикладное исследование - направлено
преимущественно на применение
новых знаний для достижения
практических целей, решения
3. Поисковое исследование - направлено на определение перспективности работы над темой, отыскивание путей решения научных задач.
4.
Разработка научного
Научная работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы.
В науке под проблемой понимается противоречивая ситуация, возникающая в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических положений.
Выдвижение обучающимся
Существует
единый алгоритм, который отражает этапность
- выбор проблемы;
- сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой проблематике;
- анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;
- разработка концепции и планирование исследования;
- подбор методов и методик осуществления исследования;
- проведение исследования;
- обработка полученных данных;
- письменное оформление теоретического и эмпирического материала в виде целостного текста;
- представление работы на рецензирование;
- представление к защите и защита работы.
Структура работы должна быть представлена следующим образом:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- главы основной части;
- выводы;
- заключение;
- список литературы;
- приложения.
Титульный лист
является первой страницей научно-
Содержание помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Номера страниц фиксируются в правом столбце содержания.
Главы и параграфы
нумеруются по многоуровневой системе,
то есть обозначаются цифровыми номерами,
содержащими во всех ступенях номер
своей рубрики и рубрики
Во введении, фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.
Работа начинается с постановки проблемы, которая способствует определению направления в организации исследования, и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий.
Выдвижение проблемы предполагает далее обоснование актуальности исследования. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?
После определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования.
В литературе можно встретить трактовку понятия объекта исследования в двух значениях. Во-первых, объект исследования интерпретируется как процесс, на что направлено познание или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Во-вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления, например, некоторые авторы в качестве объекта исследования выделяют представителей той или иной социальной группы.
Предмет исследования более конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.
Кроме объекта и предмета исследования, во введении должны быть четко определены цель и задачи исследования.
Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.
Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начало до конца.
Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.
Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям: не включает в себя слишком много положений; не содержит не однозначных понятий; выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею; проверяема; не включает в себя ценностных суждений; имеет правильное стилистическое оформление
- Научные стили
Нау́чный стиль функциональный стиль речи научного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.
Стиль научных работ определяется
их содержанием и целями научного
Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на четыре подстиля:
1.Собственно-научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.
Пример: «Ритмика экспрессивной речи ни в одном языке и ни при каких условиях не может оказаться тождественной ритмической организации нейтральной речи. Увеличение числа пауз и их протяжённости, неустойчивый темп, эмфатические ударения, специфическая сегментация, более контрастная мелодика, удлинение сонантов, шипящих, затянутая выдержка смычки у взрывных, волюнтативная растяжка гласных, влияющие на соотношение длительности ударного и безударного слогов в ритмогруппе, нарушают господствующие в языке ритмические тенденции (Т. Поплавская)».
2.Научно-учебный. Работы в данном стиле адресованы будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.
Пример: «Ботаника — наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова „ботане“, что значит „зелень, трава, растение“. Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом (В. Корчагина)».
3.Научно-популярный. Аудитория при таком стиле обычно не имеет специальных знаний в данной области. Ю. А. Сорокин указывает, что научно-популярный текст пишется «научно, популярно, художественно»[2], то есть при сохранении характерной для научного текста строгости и чёткости изложения, его особенностью является упрощенный характер изложения и возможное использование эмоционально-экспрессивных средств речи. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации. Стиль характерен для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного характера» в СМИ. Это наиболее свободный подстиль, и он может варьироваться от газетных рубрик «историческая/техническая справка» или «это интересно» до научно-популярных книг, близких по формату и содержанию к учебникам (научно-учебному стилю).
4.Научно-технический. Адресат — специалисты технико-технического профиля. Цель — применение достижений фундаментальной науки в практике.
3. Научные стили и язык научной работы.
Первое требование, предъявляемое к языку научной работы - отсутствие грамматических ошибок.
Безошибочное письмо не всегда удается, поэтому пишущему лучше иметь под руками словари и справочники.
В сомнительных случаях рекомендуют перестроить предложение, упростить его конструкцию или просто выбрать другое слово.
Научный текст отличается по языку и стилю и от художественного произведения и от газетной статьи.
От научного текста требуются ясные и точные формулировки, однозначность высказываний, конкретность, правильное использование научной терминологии, отсутствие словесных излишеств.
Усложненные построения,
От научного текста требуется точный выбор слов и правильное построение предложений. Один из главных признаков удачного текста - из него ничего нельзя вычеркнуть.
Следует избегать слов, не несущих заметной смысловой нагрузки: итак, само собой разумеется, вероятно, тем не менее, при этом, на самом деле, в некотором смысле, так или иначе, примерно, может быть, вероятно, хорошо, главным образом, вообще, в принципе, на самом деле, действительно, таким образом, конечно и др.
Это не значит, что перечисленные слова вообще не могут быть использованы в научном тексте. Но тексту вредит частота употребления подобных слов, превышающая одно на десять страниц.
Если от абзаца к абзацу
В научном тексте неуместны слова, выражающие
Не следует использовать выражения, характерные для разговорного языка, публицистики, молодежный или интернетный жаргон.
Вредит тексту и злоупотребление модными и «красивыми» иностранными словами: тот, кто щеголяет подобными словами, часто пытается скрыть отсутствие собственных мыслей.
Использование специальных слов (терминов) подчиняется в научном тексте строгому правилу - для каждого понятия на протяжении всего текста должен применяться один и тот же термин. Введение синонимов, если даже они существуют, ведет к недоразумениям. Если для терминологии действует требование - «без синонимов», то в остальном изложении использовать синонимы не только можно, но и желательно,в особенности для замены затертых стандартных слов. В качестве ориентира советуют следить за частотой повторения слов - по возможности не больше одного раза на протяжении трех строк.
Каждый абзац должен быть направлен на изложение одной мысли. Первое предложение абзаца кратко суммирует эту мысль. Следующие предложения ее поясняют и развивают. Последнее предложение подводит к следующему абзацу.
Длина абзацев не
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научная работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Написание рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых исследований.
В работе необходимо было изучить научные стили и язык научной работы.
Также было рассмотрено
понятие и сущность научной работы.
Изучили понятия научное
Также необходимо было проанализировать некоторые требования к написанию научной работы.
Таким образом, для того, чтобы написать научную работу необходимо учитывать каждый критерий к написанию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Активизация самостоятельной работы студентов по политической экономии/Науч. ред. И.С.Шаршов. –Воронеж: Воронежский гос. университет, 1985.
2.Макаренко
А.С. Педагогическая поэма/
3.Карпухин О.И. Студент сегодня - специалист завтра.- М.: Библус 1993. – 144 с.
4.Научная организация процесса в вузе /Под ред. Трубицына А.М. – М.: Новый мир 2007, 190 с.
5.Виды научных работ [Электронный ресурс] // Википедия, свободная энциклопедия. –URL : ru.wikipedia.org