Языковая норма

    Языковая  норма

  1. Раскройте понятие «языковая норма» (кратко: не более 100 слов).

     Норма – правила использования речевых  средств в определенный период развития литературного языка. Языковая норма – единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений). Норма обязательная как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка.

      Произносительные  нормы устной речи изучает орфоэпия. Она исследует закономерности литературного  произношения. Особенности и функции ударения изучает отдел языкознания, который называется акцентологией. Грамматические нормы – это правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций. Особого внимания требуют лексические нормы, т.е. правила применения слов в речи.

     Таким образом, языковая норма - это совокупность языковых средств и правил их употребления, принятая в данном обществе в данную эпоху. Норма противопоставлена системе, понимаемой как присущие тому или иному языку возможности выражения смыслов. Далеко не все из того, что «может» языковая система, «разрешается» языковой нормой. 

  1. Поставьте знак ударения в словах:

     Средства, свекла, торты, банты, блюда, красивее, цепочка, в яслях, из яслей, лифты, завидно, облегчить, включим, звонят, взяла, углубить, закупорить. 

  1. Найдите неправильные формы  слов. Замените их правильными:

     Пирожок с повидлом, пятьюстами, понапрасну, жжет, ляг, положу, кладет, бегите, застегивай, к Свете, пышные волосы, кремы, яблок, носков, стережет, беги, машет, на бюллетене. 

  1. Следующие слова поставьте  во множественном  числе и укажите  ударение:

     Почерки, торты, шоферы, профессора, клапаны, инженеры, средства, склады, супы, компасы, инспектора, бухгалтеры. 

  1. Образуйте от глагола страдательное  причастие:

     Бросить – брошенный; вымыть – вымытый; приколоть – приколотый; порвать – порванный; ответить – ответный. 

  1. Заполнить клеточки в таблице  форм глаголов ЖЕЧЬ и СТРИЧЬ.

    Ед. число    Множ. число

1 лицо     жгу стригу                          жжем стрижем

2 лицо     жжешь стрижешь              жжете стрижете

3 лицо     жжет стрижет                     жгут стригут 

      7. Запишите словами  число и допишите  окончание в предложении:

     Речь  идет о 2900 завод… две тысячи девятистах заводах 

      Что такое строгая  и нестрогая норма?

     Норма сопряжена с понятием селекции, отбора. В своем развитии литературный язык черпает средства из других разновидностей национального языка - из диалектов, просторечия, жаргонов, но делает это чрезвычайно осторожно. И норма играет в этом процессе роль фильтра: она пропускает в литературное употребление все наиболее выразительное, коммуникативно необходимое и задерживает, отсеивает все случайное, функционально излишнее. Эта селективная и, одновременно, охранительная функция нормы, ее консерватизм - несомненное благо для литературного языка, поскольку служит связующим звеном между культурами разных поколений и разных слоев общества.

     Консервативность  нормы обеспечивает понятность языка  для представителей разных поколений. Норма опирается на традиционные способы использования языка и настороженно относится к языковым новшествам. «Нормой признается то, что было, и отчасти то, что есть, но отнюдь не то, что будет», - писал А.М.Пешковский и так объяснял это свойство и литературной нормы, и самого литературного языка: «Если бы литературное наречие изменялось быстро, то каждое поколение могло бы пользоваться лишь литературой своей да предшествовавшего поколения, много двух. Но при таких условиях не было бы и самой литературы, так как литература всякого поколения создается всей предшествующей литературой. Если бы Чехов уже не понимал Пушкина, то, вероятно, не было бы и Чехова. Слишком тонкий слой почвы давал бы слишком слабое питание литературным росткам. Консервативность литературного наречия, объединяя века и поколения, создает возможность единой мощной многовековой национальной литературы».

     Однако  консерватизм нормы не означает ее полной неподвижности во времени. Иное дело, что темп нормативных перемен медленнее, чем развитие данного национального языка в целом. Чем более развита литературная форма языка, чем лучше обслуживает она коммуникативные нужды общества, тем меньше она изменяется от поколения к поколению говорящих. И все же сравнение языка Пушкина и Достоевского да и более поздних писателей с русским языком конца 20 в. обнаруживает различия, свидетельствующие об исторической изменчивости литературной нормы. 

      Приведите примеры вариантов  в пределах норма:

Ударение: творог – творог; мышление – мышление; договор – договор.

Формы рода существительного: спортсмен – спортсменка; поэт – поэтесса; наш ректор – наша ректор.

Формы множ. числа существительных: трактора – тракторы; сектора – секторы; договора – договоры. 

Синтаксис

      1. Что такое согласование и управление? При какой связи слов чаще всего случаются ошибки и что способствует их появлению? Что помогает их предотвратить? 

     Согласование - это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, например: красный сарай, этот сарай, опустевший сарай. В данных словосочетаниях зависимые слова красный, этот, опустевший стоят в тех формах - единственное число, мужской род, именительный падеж, что и главное слово сарай.

     При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются и формы зависимого, например: красным сараем, к опустевшему сараю, этими сараями.

     Согласование  является слабой связью. Главным словом при согласовании может быть существительное, местоимение-существительное и количественное числительное в форме именительного – винительного падежей. При информативно недостаточных словах согласование совмещает определительное значение со значением восполняющим и таким образом приобретает признаки сильной связи: веселенькое дело, непостижимые вещи. 

     Управление - это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово (существительное или другая часть речи, употребляемая в значении существительного) ставится при главном слове в определенном падеже, например: увидеть учителя (в. п.), посеять пшеницу (в. п.), освоение глубин (р. п.).

     При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого не изменяется, например: увидел учителя, увидевший учителя, увидев учителя, увидели учителя.

     Связь управления может быть сильной и слабой. При сильном управлении возникают отношения, восполняющие или объектные либо их контаминации (в эти контаминации могут включаться и обстоятельственные отношения): стать ученым, пребывать в неведении, мастак на выдумки, склонный к размышлениям, два студента, наедине с собой; читать книгу, покупка дома, сердитый на всех; нарваться на грубость; добраться до дома, съехать с горы. Управление, при котором объектные отношения контаминируются с определительными (например: пилить пилой, гимн труду), принято относить к слабому управлению. Главным словом при управлении может быть знаменательное слово любой части речи. 

     Согласование по некоторой грамматической категории выражается в том, что изменение соответствующего элемента грамматического значения у существительного вызывает (хотя бы в части случаев) изменение внешней стороны связанного с ним слова. Можно сравнить в русском языке согласнование по падежу (серый волк - серого волка), числу (серый волк - серые волки, волк воет - волки воют), роду (серый волк - серая собака, волк выл - собака выла). Грамматические описания обычно строятся так, что согласование представляется как совпадение грамматических значений (или их определённых элементов, например падежа, числа, рода) у существительного и связанного с ним слова. Согласование служит одним из средств выражения синтаксической связи - как непосредственной (серый волк), так и опосредствованной (дом, в котором мы живём; сестра ушла, сказавшись больной). С. развито во флективных языках, в меньшей степени в агглютинативных, отсутствует в аморфных. 

      2. Дан список слов. Выберите слова  со значением речи-мысли.  Для каждого слова подберите зависимое, обозначающее объект речи-мысли и поставьте его в нужной форме. Учтите, что при слове может быть два обязательных зависимых (например, отличать что-то от чего-то).

      Рассказать  о проблеме; обсудить программу; заметить о том, что; коснуться проблемы; обещать, что; подчеркнуть требование; предсказать, что; думать о поступке; обдумать мысль; рассказать о поступке; обсудить обзор; заметить, что; подчеркнуть, что; думать о том, что. 

      3. Выделите из списка  слова, не сочетающиеся  с предлогом О. Покажите разницу в управлении для следующих слов:

      Отличать, различать, особенность, отличие, отличный, различный. 

Отличать – от других, различать – цвета;

Особенность – личности, отличие – от прототипа;

Отличие – от идеала, различие – предметов;

Сходство – с портретом, подобие – формы;

Характерный – поступок, свойственный – оптимизм, присущий – аромат;

Подобный – солнцу, сходный – с оригиналом, похожий – на отца;

Отличный – (от задуманного) результат, различный – заработок. 

     Предлог «о» обычно употребляется с предложным падежом существительных при указании на объект какого-то вербального или ментального действия: "мечта о подвиге, говорить о пустяках, думать о будущем, понятие о чести, забота о близких" и т.д. Но предлог «о» может обозначать  интенциональность всех человеческих действий, не только речевых или ментальных, - их смысловую направленность на определенный предмет. Предлог «о» тематизирует любое человеческое действие, превращает его в высказывание или размышление о чем-то, обозначает его проблематику. 

     4. Из двух предложений  сделайте одно  с помощью деепричастного  оборота. Выделите  и объясните случаи, где такая перестройка  невозможна и найдите  другой способ  объединения предложений.

      Я сдал все экзамены на пять. Меня приняли  в университет. – Сдав все экзамены на пять, я поступил в университет.

     Больной прошел курс физиотерапии. Он почувствовал себя значительно лучше. – Пройдя курс физиотерапии, больной почувствовал себя значительно лучше.

     Я купил женщинам подарки к 8 марта. У меня не осталось ни копейки. – Купив женщинам подарки к 8 марта, я остался без копейки.

     Редактор  прочитал рукопись. Она показалась ему очень интересной. – Прочитав рукопись, редактор нашел ее очень  интересной.

     Редактор  внимательно прочитал рукопись. У  него возникли сомнения в возможности ее публикации. - Внимательно прочитав рукопись, редактор выразил сомнения в возможности ее публикации. 

     5. Постройте предложение  со служебными  словами: не только, согласно, буквально, в том числе, как (в значении «в качестве»).

     По  плану на этом участке не только посадят деревья, но и построят дом.

     Действуйте  согласно полученным указаниям, не беспокоясь о последствиях.

     Отклонения  от литературной нормы наблюдаются  в речи буквально каждого школьника старших классов.

     Детский сад выехал на дачу, в том числе и младшая группа.

     Первый  искусственный спутник земли  просуществовал как космическое  тело девяносто два дня. 

  1. Из  данных ниже примеров выберите те, где  есть ошибки в связях слов и построении предложений. Укажите, какое правило  нарушено. Исправьте тексты.

     И нашим режиссерам приходится вырезать и монтировать, чтобы уложиться в рамки дозволенного (о кино).

      Это одно из наших отличий от других коммерческих организаций.

      Согласно  приказа ректора занятия на подготовительных курсах начинаются 20 сентября.

      Драгунский  полк стоял в трех километрах от города.

      Мы  рассматриваем это не просто как  ту или иную возможность.

      Мне бы хотелось подчеркнуть те обстоятельства, которые послужили причиной наших  неудач.

      Здесь прямая связь между жизнью каждого  человека и тем, что происходит в экономике.

     Мы  гордимся вашими успехами и радуемся им. 

     Тема: Лексика

     8. Определите по словарю значение следующих слов и приведите примеры их правильного употребления:

     ценз  – (лат. census, от censeo - делаю опись, перепись). 1) В Древнем Риме перепись граждан с указанием имущества для определения их социально-политического, военного и податного положения. Согласно античной традиции, введение ценза приписывается царю Сервию Туллию, разделившему граждан по имущественному принципу на 5 классов или разрядов. За основу ценза были, видимо, приняты земельный надел или движимость; впоследствии перешли к денежному выражению ценза. 2) В средние века в Западной и Центральной Европе - крестьянская подать, оброк.

     В Древнем Риме ценз проводился один раз в пять лет. Его проведение контролировали цари.

     фактор  – (нем. Faktor, от лат. factor - делающий, производящий), причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты.

     Биологический фактор, влияющий на сексуальную ориентацию ребенка, не превышает 2% от всех случаев.

     кворум  – (лат. Quorum - букв. - из которых) - первое слово формулы, применявшейся при назначении судей в Англии, количество участников собрания, необходимое для признания его правомочным. Кворум обычно устанавливается законом или уставом организации.

     Однако, поскольку необходимого кворума не было, юридических оснований проводить заседание также не нашлось. 

     параметр  – геом., 1) Постоянные величины, входящие в уравнения аналитической геометрии. 2) В конических сечениях (эллипс, гипербола, парабола), хорда, идущая от фокуса перпендикулярно к главной оси.

     Установите  необходимые Вам  параметры скрипта и нажмите кнопку «загрузить» или выберите любой день в календаре. 

     имидж – (англ. image - образ) - целостный, качественно определенный образ данного объекта, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом и индивидуальном сознании. Имидж возникает и корректируется в результате восприятия и сопутствующего профильтровывания поступающей из внешней среды информации о данном объекте сквозь сеть действующих стереотипов. В качестве обладателя имиджа может выступать любой объект окружающей действительности.

     Имидж человека — это мнение об этом человеке у группы людей в результате сформированного в их психике образа этого человека, возникшего вследствие прямого их контакта с этим человеком или вследствие полученной об этом человеке информации от других людей. 

  1. Для следующих слов укажите: 1) из какого языка они заимствованы и 2) каково их наиболее употребительное значение в русском языке:
 

     лоббировать – лоббизм (от англ. lobby - кулуары), система контор и агентств крупных монополий при законодательных органах США, оказывающих прямое давление (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников в интересах этих компаний. Лоббировать – оказывать давление на чиновников в целях «продавливания» нужного решения. 

     рейтинг – [англ. rating - оценка, порядок, классификация] - термин, обозначающий субъективную оценку какого-либо явления по заданной шкале. С помощью рейтинга осуществляется первичная классификация социально-психологических объектов по степени выраженности общего для них свойства (экспертные оценки). В социальных науках рейтинг служит основой для построения многообразных шкал оценок, в частности, при оценке различных сторон трудовой деятельности, популярности отдельных лиц, престижности профессий и др. Получаемые при этом данные обычно имеют характер порядковых шкал. 

     инфляция  – (от лат. inflatio - вздутие), переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающее их обесценение и перераспределение общественного продукта и национального дохода между отраслями народного хозяйства, между общественными классами и группами населения в пользу имущих классов. Как экономический термин инфляция стала применяться во 2-й половине 19 в. для обозначения процесса разбухания бумажно-денежного обращения, но широкое распространение получила лишь в 20 в. Само же явление инфляции столь же древне, как и номинальные денежные знаки, с которыми инфляция неразрывно связана. 

     менталитет  – (от лат. mens, mentis - ум, мышление, рассудительность, образ мыслей, душевный склад) - совокупность социально-психологических установок, автоматизмов и привычек сознания, формирующих способы видения мира и представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности. Как любой социальный феномен, ментальности исторически изменчивы, но изменения в них происходят очень медленно. 

     экология  – (от греч. óikos - жилище, местопребывание и logos - учение), биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ), экосистем, биогеоценозов и биосферы. Часто экологию определяют также как науку о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Современная экология интенсивно изучает также проблемы взаимодействия человека и биосферы. 

     10. Выберите из списка  просторечия 10 слов (разных  частей речи), которые  вы никогда не  употребляете, но  слышите в речи  близких вам людей.

     Просторечие - разновидность русского национального языка, носителем которой является необразованное и полуобразованное городское население. Это наиболее своеобразная подсистема русского языка, не имеющая прямых аналогов в других национальных языках. От территориальных диалектов просторечие отличается тем, что не локализовано в тех или иных географических рамках, а от литературного языка (включая разговорную речь, являющуюся его разновидностью) – своей некодифицированностью, анормативностью, смешанным характером используемых языковых средств.

     Плюгавый, уйма, читалка, ведь, аккурат, открывалка, врачиха, садик, бабло, киношник. 

     Есть  ли в списке слова, которые вы употребляете в устной непринужденной речи? Назовите их.

     Мастак, насмарку, до зарезу, пролечить. 

     11. По каким справочникам  можно узнать значение  иностранного слова  и из какого  языка оно заимствовано.

     Значение  иностранного слова и из какого языка оно заимствовано – можно узнать, используя Толковый словарь иностранных (иноязычных) слов. Такой словарь содержит, как правило, около двадцати тысяч слов, в разное время заимствованных русским языком из других языков, а также слов, образованных из элементов древнегреческого и латинского языков. Словарь включает общеупотребительную лексику, общераспространенные термины и терминологические сочетания по различным областям знаний. При каждом слове даётся толкование и справка о его происхождении (этимология).

     Начало  созданию таких словарей было положено при Петре I, по указанию которого был составлен рукописный "Лексикон вокабулам новым по алфавиту". Этот словарик содержал 503 слова. В словнике - слова из сферы военного искусства, мореплавания, дипломатии, администрации.

     Словарь Л.П.Крысина (2-е изд. 2000 года) содержит около 25 000 слов и словосочетаний, вошедших в русский язык главным образом в XVIII-XX вв. (некоторые - в более раннее время), а также образованных в русском языке от иноязычных основ. Он является первым филологическим словарем иноязычных слов, т. е. таким, в котором описываются свойства слова, а не обозначаемой им вещи: его происхождение, значение в современном русском языке, а также произношение, ударение, грамматические характеристики, смысловые связи с другими иноязычными словами, стилистические особенности, типичные примеры употребления в речи, способность образовывать родственные слова.

     Особый  тип словаря - так называемый обширный (в двух книгах) "Словарь иноязычных выражений и слов, употребляющихся в русском языке без перевода" А.М.Бабкина, В.В.Шендецова. В словарных статьях даются пометы с указанием языка - источника заимствования, терминологической приуроченности слов или выражений, их стилистической и грамматической характеристики, примеры употребления. 

     12. Есть ли в Вашем  лексиконе жаргонизмы? Если есть, то назовите  их, указав значение  и возможный синоним  в литературном  языке.

     «Попса» - популярная музыка ( из англ. заимствовано понятие «popular musiс»); «война» - занятия по военной подготовке; «дискач» - дискотека; «лентяйка» - пульт дистанционного управления. 

     Тема: Речевая норма  и ее нарушения.

     Задание 1.

А) Подберите синонимы к словам

      Объяснять – растолковывать

      Неожиданный – внезапный

      Важность  – значительность 

Б) Найдите неправильно  выбранное слово  и замените его

      Мы  договорились с профессором Беловым  на коротке обсудить тему моей курсовой работы.

      Мы  договорились с профессором Беловым  с глазу на глаз обсудить тему моей курсовой работы. 

      Задание 2.

Сопоставьте слова, составляющие пару и укажите, в чем суть смыслового различия между ними. Употребите их в предложениях так, чтобы была видна разница в значении (на каждое слово по оному предложению). 

     Урожай  – урожайность

Урожай - 1. Количество хлеба или иных растительных плодов, уродившееся в известное время. 2. Специально о хорошем, большом урожае - изобилие, богатство уродившегося хлеба или иных растительных плодов в противоположность неурожаю. 3. В переносном смысле - изобилие, множество чего-нибудь (шутливо).

     Полоски новые дают без удобрения обильный урожай. Несколько лет подряд стояли урожаи. В этом году урожай грибов. В прошлом году был урожай на яблоки. Теперь урожай на новые книги. 

     Урожайность - способность давать достаточно высокий урожай, свойственная данной местности, данной почве, данному растению, уровень урожая.

     Урожайность этого года является небывалой. Культурные растения обладают более высокой урожайностью, чем дикие. Меры к поднятию урожайности. Высокая урожайность колхозных полей. 

           Заболевание – заболеваемость

     Заболевание - Возникновение болезни; болезнь.

     Момент заболевания. Слабый организм наиболее подвержен заболеваниям. Заболевание заразной болезнью начинается инкубационным периодом. 

     Заболеваемость - медико-статистический показатель, определяющий совокупность заболеваний, впервые зарегистрированных за календарный год среди населения, проживающего на какой-то конкретной территории. Исчисляется количеством заболеваний на 100, 1000 или 10 000 жителей.

     Уровень заболеваемости в минувшем календарном году и её динамика в течение ряда предыдущих лет - важнейшие показатели состояния здоровья населения и эффективности работы учреждений здравоохранения, основа планирования всех лечебно-профилактических мероприятий. Уровень заболеваемости постоянно снижается. 

(При  необходимости обращайтесь к  толковому словарю). 

      Задание 3.

А) Найдите лексическую  несочетаемость. Объясните, в чем ошибка. Устраните ошибку, заменив одно из двух неправильно соединенных слов. Дайте два варианта правильных сочетаний.

      Не  прекращаются перебои  в подаче водоснабжения  для населения  города. Продолжаются перебои в подаче водоснабжения для населения города. Периодически прекращается подача водоснабжения для населения города.