Юридическая деятельность юрисконсульта и ее место в организации юридической службы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

« Уральский государственный  экономический университет»

(ФГБОУ ВПО «УрГЭУ»)

Институт права, экономики  и управления (филиал) федерального государственного

Бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального  образования

«Уральский государственный  экономический университет»

в г. Челябинске

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по предмету: «Юридическая служба в организации»

 

ТЕМА:

«Юридическая деятельность юрисконсульта  и ее место  в организации юридической службы»

 

 

 

                                                       Выполнил: студент гр. ЗФ-Ю-409

                                                                                 Зуева К.В.     

                                  Проверил: к.ю.н.

                         Герасимова Н.П.

 

 

 

Челябинск 2012

Оглавление:

Введение……………………………………………………………стр. 3

 

1.  Юридическая деятельность юрисконсульта  и ее место  в организации юридической службы…………………………………………….стр. 4

2.  Обеспечение выполнения договорных обязательств………стр. 9

3.  Взаимоотношения с надзорными, контролирующими и иными органами государственной власти и местного самоуправления………...стр. 16

4.  Взаимоотношения с трудовым коллективом……………….стр. 17

 

Заключение……………………………………………………….стр. 18

Список используемой литературы……………………………..стр. 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

        Начиная с последнего десятилетия прошлого века профессия юриста и особенно должность юрисконсульта предприятия в России стали массовыми. Этому способствовали по крайней мере два обстоятельства.

     Во-первых, начало перехода к рыночным отношениям в экономике поставило предприятия в условия, при которых они стали работать самостоятельно без каких бы то ни было "приводных ремней" в виде отраслевых министерств. С другой стороны, постепенно создавалось принципиально новое правовое пространство. При этом пробелов и противоречий в законодательстве было достаточно много, а неотработанность хозяйственного механизма и прежде всего налоговой системы в ряде случаев способствовали правовому беспределу. И конечно же, в первый период начала реформ значительно возросла потребность в кадрах юристов, способных разобраться в многочисленных правовых коллизиях. 
    Во-вторых, появились условия, когда потребность в юридических кадрах стала удовлетворяться не только традиционным способом.

     Можно без преувеличения констатировать, что юридическая служба на предприятии независимо от его организационно-правовой формы является одной из наиболее важных служб; без которой предприятие не может эффективно функционировать.

      Для проведения правовой работы в зависимости от ее характера, объема и сложности создается, как правило, самостоятельное структурное подразделение в виде юридического отдела (бюро) или вводятся должности главного юрисконсульта, старшего юрисконсульта, юрисконсульта соответствующих предприятий или организаций.

 

1. Юридическая деятельность юрисконсульта  и ее место  в организации юридической службы.

      В соответствии с Гражданским кодексом РФ (гл. 4)1 правоспособность предприятия как юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. В связи с этим еще до начала функционирования предприятия возникает необходимость подготовки учредительных документов, их последующей государственной регистрации, что требует активного участия в этой работе юридической службы. 
     Факт государственной регистрации завершает процедуру создания предприятия и одновременно означает, что юридическая служба включается в работу по реализации задач и функций, предусмотренных учредительными документами предприятия, в характерных для этой службы формах и методах работы. В дальнейшем будет дана характеристика функций, выполняемых юридической службой. Сейчас же важно подчеркнуть, что многогранная деятельность юристов на предприятии далеко не ограничивается лишь консультационными функциями, как это может показаться на первый взгляд, когда произносится наименование должности "юрисконсульт".

      Единственным нормативным актом, регулирующим правовое положение юридической службы на предприятии, на сегодняшний день является постановление Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г. «Об утверждении общего положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения» (в ред. постановлений Совмина СССР от 4 декабря 1980 г. № 1124, 1 декабря 1987 г. № 1367, с изм., внесенными постановлением Совмина СССР от 21 декабря 1990 г. № 1332, решением Верховного Суда РФ от 27 декабря 2000 г № ГКПИ 2000–1409)2.

         Указанный правовой акт не отменен, однако большинство предписаний «Общего положения» устарели и не соответствуют тем условиям, в которых сегодня функционируют юридические отделы на предприятиях. В связи с этим регламентация деятельности юридической службы должна осуществляться путем принятия локальных нормативных актов (положения о службе, должностных инструкций)3.

    Их основными задачами являются:

1. Укрепление законности  в деятельности предприятий, учреждений  или организаций, в составе  которых они образованы.

2. Активное использование  правовых средств для эффективной хозяйственной деятельности.

3. Обеспечение с помощью  правовых средств сохранности  собственности предприятий и  учреждений и выполнения заключенных  договоров с другими предприятиями.

4. Защита прав и законных  интересов предприятий и организаций  и работающих в них граждан.

      Юридическая работа на предприятии включает в себя выполнение функций по предупреждению правонарушений путем визирования ею решений, постановлений, приказов, распоряжений и иных документов правового характера, издаваемых органами управления предприятия (общими собраниями акционеров, участников, советами директоров, генеральными директорами и т.п.), защите прав и законных интересов предприятия путем участия в планировании сделок, подготовке и визировании договоров (контрактов), предъявлении претензий и исков, представительства в судебных и правоохранительных органах, а также выполнения работы по систематизации локальных актов и участия в правовоспитательной работе в трудовом коллективе.

    Специфика юридической службы в том, что она, являясь составной частью структуры предприятия, призвана направлять ведение хозяйственной деятельности, бизнеса в законное русло и именно с позиций закона обеспечивать защиту имущественных и иных интересов предприятия. 
Несмотря на то, что указанное определение охватывает основные направления деятельности юридической службы на предприятии, оно не имеет исчерпывающего характера. Существуют некоторые особенности юридической работы в государственных предприятиях, акционерных обществах и других организациях. Эти особенности могут быть отражены в положениях о соответствующих юридических службах. Важно четко определить смысл деятельности юридических служб, их роль и место в решении задач, стоящих перед предприятиями.

      Важной гарантией качественного выполнения работниками юридической службы своих обязанностей является то, что они могут быть назначены из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование. Лишь в виде исключения юрисконсультами могут стать лица, не имеющие такого образования, но при условии, что у них есть стаж работы по юридической специальности не менее трех лет Допускается назначение на должности юрисконсультов лиц, обучающийся на последних курсах юридических вузов.

      Начальник юридического отдела (бюро), юрисконсульт министерства или ведомства назначается на должность и освобождается от нее соответствующим министром или руководителем ведомства4.

      Начальники юридических отделов (бюро), юрисконсульты государственных предприятий, учреждений назначаются на должность и освобождаются от нее соответствующим руководителем с последующим утверждением вышестоящей организацией. Упразднение юридического отдела или сокращение должности юрисконсульта допускается с согласия вышестоящей организации.

      Назначение на должности юридической службы на предприятиях с различной формой частной собственности осуществляется, как правило, на основании договоров (контрактов), заключенных с юрисконсультом соответствующим руководителем предприятия. Освобождение от должности юрисконсульта на этих предприятиях, как правило, допускается по окончании срока действия договора, сокращения штатов и по другим основаниям. Законодательно этот порядок на такого рода предприятиях пока не регламентирован.

      При выполнении своих должностных обязанностей работники юридической службы используют различные формы и методы. В частности они:

1. проверяют соответствие законодательству всех правовых документов, в том числе проектов приказов, передаваемых на подпись руководителю предприятия; если эти документы не противоречат закону, юрисконсульт их визирует; участвуют в работе по заключению хозяйственных договоров;

2. представляют интересы предприятия в общих, арбитражных и третейских судах;

3. консультируют руководство, профсоюзные комитеты предприятий по вопросам применения трудового, финансового, гражданского и другого законодательства;

4. вносят предложения своему руководству об изменении или отмене устаревших приказов;

5. ведут пропаганду законодательства в трудовом коллективе, информируя рабочих и служащих о новом законодательстве, и выполняют другую юридическую работу5.

     Такую же и иную работу по правовому обеспечению проводят юридические отделы и юрисконсульты администраций местных исполнительных органов власти.

      В своей повседневной деятельности работники юридической службы государственных предприятий зачастую участвуют в предупреждении хищений имущества, приписок, должностной халатности и других правонарушений. Эта работа осуществляется ими в основном в следующих формах:

1. участие в проверках соблюдения законодательства об охране собственности;

2. разработка мероприятий по предупреждению хищений и бесхозяйственности совместно с другими службами предприятий (бухгалтерией, отделом сбыта, технологическими лабораториями и т.д.);

3. оформление материалов о хищениях, растратах, недостачах, выпусках недоброкачественной продукции для передачи их в следственные или судебные органы;

4. участие в работе по возмещению ущерба, причиненного предприятию;

5. участие в работе по обеспечению требований законодательства о списании материальных ценностей.

      О каждом случае правонарушений, нарушений законности работниками предприятия, учреждения, организации начальник юридического отдела (бюро) или юрисконсульт обязаны поставить в известность руководителя. В соответствии с "Общим положением", в случае, если указанные работники юридической службы не приняли мер к устранению нарушения законности, они несут ответственность наряду с руководителем предприятия. Естественно, что еще более жесткое требование ставить в известность о подобных нарушениях предъявляется к юрисконсульту, работающему на предприятии с частной формой собственности.

 

2. Обеспечение выполнения  договорных обязательств.

    Данное направление складывается из договорной и претензионно-исковой работы.

    Договорная работа – совокупность действий по составлению, рассмотрению, заключению, контролю за исполнением договоров, разработке и принятию локальных нормативных актов, регулирующих данную деятельность6.

       Первоочередной задачей при осуществлении договорной работы является подготовка и внедрение локального нормативного акта, в котором регулируется порядок заключения договоров, определяются функции каждого из структурных подразделений организации, в том числе и юридической службы.

       Наличие такого документа (например, Положение о договорной работе) позволит упорядочить процедуру заключения договоров и согласования их условий. В Положении о договорной работе целесообразно закрепить следующие моменты:

– компетенция каждого  структурного подразделения по заключению договоров;

– какие подразделения  и в каком порядке участвуют  в согласовании условий того или  иного договора;

– ответственность каждого  подразделения за согласование определенных условий договора;

– сроки согласования условий  договора;

– порядок учета и хранения договорной документации;

– порядок проведения проверок соблюдения Положения;

– перечень условий, которые  в обязательном порядке должны быть включены в договор;

– типовые формы договоров.

      Типовые формы разрабатываются юристами предприятия и, следовательно, содержат условия, в максимальной степени защищающие его интересы. Кроме того, условия типовых форм заранее согласовываются со всеми заинтересованными подразделениями, в связи с чем отпадает необходимость в согласовании условий каждой конкретной сделки. Это значительно упрощает процедуру заключения договоров на предприятии, повышает оперативность договорной работы.

     Обычно типовые формы договоров не используются при заключении сделок, имеющих существенное значение для предприятия (договоры на крупные суммы, договоры с наиболее перспективными контрагентами, сделки, связанные с выходом на новые рынки). В таких случаях текст договора разрабатывается под конкретную сделку, с учетом ее индивидуальных особенностей. Для разработки и заключения такого договора целесообразно создавать рабочую группу, в которую помимо юристов входят представители других служб (финансовой, бухгалтерской, производственной и других).

      В рамках участия юридической службы в договорной работе на предприятии особое место занимает обучение работников других подразделений основам договорного права.

      В процессе заключения договоров у менеджеров зачастую возникают однородные вопросы правового характера. Индивидуальная работа юристов с каждым из них нецелесообразна, поскольку приводит к необоснованным потерям рабочего времени. Более правильным с точки зрения организации правовой работы представляется обобщение данных вопросов и проведение централизованного обучения с последующим тестированием.

      Кроме того, обучение может проводиться и по результатам проверок соблюдения Положения о договорной работе на примере выявленных нарушений с разъяснением последствий, к которым такие нарушения могут привести.

     Необходимо отметить, что деятельность юристов не должна ограничиваться только договорами. Не менее (а зачастую и более) важное значение, чем сам договор, имеют документы, составляемые в ходе его исполнения (акты приемки продукции и выполненных работ, накладные, счета, документы об оплате, доверенности). Требования к оформлению данных документов должны в обязательном порядке разъясняться работникам предприятия.

       Практика показывает, что большое количество вопросов вызывает у работников определение полномочий представителя контрагента на подписание того или иного документа. Это приводит к тому, что документы об исполнении договора часто не принимаются судом при возникновении спора.

      Во избежание подобных случаев следует урегулировать в Положении о договорной работе порядок проверки полномочий представителя сторонней организации с указанием документов, которые он должен представить (доверенность, протокол о назначении, устав). Копии этих документов, заверенные подписью представителя и печатью контрагента, должны в обязательном порядке истребоваться и храниться вместе с договором.

     Надлежащим образом организованная договорная работа приводит к сокращению случаев нарушения контрагентами своих обязательств и к уменьшению объема претензионно-исковой работы, а также создает предпосылки для успешного разрешения возникающих с контрагентами споров.

       Претензионно -исковая работа – совокупность действий организации, ее структурных подразделений и работников по предъявлению и рассмотрению претензий и исков. В ходе осуществлении претензионно -исковой работы происходит урегулирование гражданско-правовых споров, в которых участвует предприятие.

     Помимо юридической службы в осуществлении претензионно-исковой работы участвуют и другие структурные подразделения. Так, инициатором предъявления претензии или иска, как правило, выступает специалист, ответственный за исполнение договора. Документы и информация, необходимые для предъявления и рассмотрения претензий и исков, находятся в различных подразделениях (бухгалтерия, финансовая служба и другие). Надлежащее взаимодействие различных подразделений между собой при осуществлении претензионно -исковой работы является важным фактором, определяющим ее результаты. Часто оперативно подготовленный ответ на претензию, основанный на изучении всех имеющихся документов, позволяет избежать судебного разбирательства, а своевременно предъявленной претензии бывает достаточно для понуждения контрагента к исполнению обязательств.

      Исходя из этого, организация претензионо -исковой работы должна осуществляться на основании локального нормативного акта (Положения о претензионно -исковой работе). Данный акт должен определять:

– случаи, в которых передача материалов в юридическую службу для предъявления претензии является обязательным;

– условия и порядок  передачи материалов в юридическую  службу для предъявления претензий (исков) и подготовки ответов на претензии (отзывов);

– сроки исполнения запросов юридической службы о предоставлении дополнительных документов;

– лиц, ответственных за принятие решений о предъявлении, признании, отклонении претензии (иска), заключении мирового соглашения;

– порядок согласования условий соглашения об урегулировании спора;

– порядок и сроки для  предъявления претензий (исков);

– требования к форме  и содержанию претензий (исков);

– порядок делопроизводства (учет, оформление, хранение поступающих  материалов);

– порядок контроля за своевременной передачей материалов в юридическую службу иными подразделениями7.

     Необходимо установить, что передача материалов для предъявления претензий является обязательной при допущении контрагентом просрочки в исполнении обязательств свыше определенного срока (например, 30 дней), а также в иных случаях (например, поставка продукции ненадлежащего качества).

     Особое внимание необходимо обращать на подготовку документов, необходимых для предъявления претензий, связанных с качеством и количеством поступившей продукции. На сегодняшний день стороны часто устанавливают в договоре, что приемка продукции по качеству (количеству) производится в соответствии с Инструкциями Госарбитража СССР №№ П-6, П-7. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшегго Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. № 18 (п. 14) указанные инструкции применяются в случаях, когда это предусмотрено договором поставки.

      Работники предприятия, участвующие в приемке продукции, зачастую действуют с нарушением данных инструкций (весьма сложных для применения), что впоследствии приводит к невозможности доказать факт нарушения контрагентом своих обязательств в суде. Следовательно, необходимо периодически разъяснять работникам положения данных инструкций, требовать их неукоснительного исполнения. В Положении о претензионно-исковой работе целесообразно установить, работники какого структурного подразделения отвечают за выполнение тех или иных пунктов инструкции.

       Актуальным является вопрос контроля за своевременностью передачи в юридическую службу материалов для предъявления претензий. Практика показывает, что подразделения-контрактодержатели не всегда должным образом относятся к исполнению данной обязанности. Достаточно эффективным средством контроля является периодическое изучение данных о дебиторской задолженности с указанием момента ее возникновения. Это позволяет определить контрагентов, нарушивших свои обязательства, момент возникновения задолженности и специалистов, не обратившихся в юридическую службу.

       Одним из наиболее сложных направлений претензионно-исковой работы является исполнение судебных решений. Для того, чтобы сделать данную работу эффективной, необходимо работать в тесном контакте с подразделениями службы судебных приставов, участвовать в исполнительных действиях, предоставлять транспорт, организовывать присутствие понятых, оказывать другую помощь. Такая работа зачастую носит разъездной характер. С учетом изложенного, представляется целесообразным поручить данное направление деятельности одному работнику юридической службы, который бы сосредоточил на нем все усилия и не привлекался для решения других вопросов.

 

3. Взаимоотношения с надзорными, контролирующими и иными органами  государственной власти и местного  самоуправления.

      В рамках данного направления юристы участвуют в рассмотрении дел о привлечении предприятия к ответственности за нарушение законодательства (таможенного, валютного, налогового и другого), вырабатывают правовую позицию фирмы, готовят документы для ее подтверждения, обжалуют неправомерные решения, действия и ненормативные акты органов власти и должностных лиц.

     В последнее время большое значение приобрели вопросы оформления прав на занимаемый предприятием земельный участок: согласование границ участка, оформление кадастрового плана, согласование условий договора, на основании которого участок передается предприятию. Работники юридической службы должны активно участвовать в данных процессах.

 

4. Взаимоотношения с трудовым  коллективом.

         Это направление работы имеет большое значение для крупных предприятий с большим трудовым коллективом. Споры, которые возникают между работниками и администрацией, чаще всего связаны с неправомерным, по мнению работников, привлечением их к ответственности или увольнением. Необходимо отметить, что в таких спорах суды зачастую встают на сторону работника. Поэтому задачей юридической службы, в первую очередь, является профилактика данных споров.

       Прежде всего, необходимо создать на предприятии нормативную базу, принять локальные нормативные акты, регулирующие деятельность администрации и работников (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции). Эти нормативные акты должны достаточно подробно регламентировать деятельность участников трудовых правоотношений и содержать четкие, недвусмысленные формулировки, что впоследствии позволит избежать спорных ситуаций, которые, как правило, возникают при различном толковании сторонами правовых норм.

       Важное значение имеет разработка локальных нормативных актов, регулирующих процедуры приема на работу, перевода, увольнения. Соблюдение предписаний, содержащихся в таких документах, позволит избежать нарушений прав работника и законодательства, избежать судебных разбирательств.

      Юридическая служба должна обеспечить знание работниками, занятыми решением кадровых вопросов, данных инструкций и неукоснительное их соблюдение8.

      По итогам состоявшихся судебных разбирательств целесообразной представляется подготовка информационных писем, в которых следует указывать на выявленные в ходе процесса ошибки, допущенные представителями администрации, разъяснять последствия этих ошибок, давать рекомендации по их повторному недопущению.

      В завершение следует отметить, что организация правовой работы во многом зависит от специфики деятельности конкретного предприятия, в связи с чем сложно выработать какие-либо общие рекомендации. При решении вопросов организации этой работы от юристов требуется понимание целей, стоящих перед конкретной фирмой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

       В одном из своих выступлений Президент Российской Федерации отметил, что на государственной службе нужны профессионалы, для которых единственным критерием деятельности является закон. Иначе государство открывает дорогу коррупции. И может наступить момент,- когда оно просто переродится, перестанет быть демократическим. Вот почему мы настаиваем на единственной диктатуре — диктатуре закона. Именно поэтому важное место в укреплении законности в государстве принадлежит юридическим службам.

      В процессе своей деятельности юридические службы должны обеспечивать надежную защиту собственности предприятия, гарантировать соблюдение интересов администрации и сотрудников. Грамотные действия юрисконсульта являются одним из предохранительных механизмов, защищающих учреждение от банкротства. Служебная обязанность и профессиональный долг каждого юрисконсульта — обеспечивать соблюдение требований закона, развивать правосознание работников учреждений и организаций, бороться за построение в России правового общества и государства.

      Вопреки первому впечатлению работа юридической службы учреждения непроста. В условиях ежегодного обновления огромного массива нормативно — правовой базы юристу необходимо постоянно следить за изменениями в законодательстве, искать новые формы и методы работы. Материалы периодической печати, статистической отчетности, анализ практической деятельности органов и учреждений.

     Юридическая служба предприятий доказала необходимость своего существования. И нет сомнений в том, что по мере дальнейшего развития рыночных отношений, повышения самостоятельности предприятий роль юридической службы будет еще более возрастать.

Список используемой литературы:

1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.2012);

2. Постановление СМ СССР от 22 июня 1972 г. № 467 «Об утверждении общего положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения» (с изм. и доп. от 1 декабря 1987 г., 21 декабря 1990 г.) // ИПС Гарант;

3. Инструкциями Госарбитража  СССР №№ П-6, П-7. В соответствии  с постановлением Пленума Верховного  Суда РФ и Пленума Высшегго Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. № 18 (п. 14);

4. Айзин С.М. и др. Юридическая служба на предприятии. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2001.;

Юридическая деятельность юрисконсульта и ее место в организации юридической службы