Юридическая ответственность

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

1. Юридическая  ответственность как один из  видов 

 социальной  ответственности………………………………………………………….5

2. Понятие и  признаки юридической ответственности……………………………...6

3. Основание  освобождения от юридической ответственности…………………….7

4. Презумпция  невиновности………………………………………………………….9

5. Реализация  юридической ответственности органами 

внутренних дел………………………………………………………………………..10

6. Принципы юридической  ответственности………………………………………..15

7. Виды юридической ответственности……………………………………………..19

Заключение…………………………………………………………………………….26

Список используемой литературы…………………………………………………...27 
 
 
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Термин «ответственность» достаточно многообразен. Его существование предопределено общественным характером человеческого поведения и отражает взаимосвязь общества и отдельного человека. Жить в обществе и быть свободным от него нельзя: в любых жизненных ситуациях человек должен сопоставлять свои поступки с существующими в обществе нормами и ценностями, с интересами других людей. Действуя в соответствии с ними, он поступает ответственно. В сою очередь общество (государство коллектив, окружающие лица) постоянно контролируют деятельность субъекта, адекватно реагируя на различные варианты поведения (поощряя, одобряя ответственное поведение или наказывая нарушителя). Поэтому ответственность (в широком плане) можно охарактеризовать как общественное отношение между субъектом и контролирующей его инстанцией. Благодаря ей в обществе и обеспечивается организованность и порядок.

  Ответственность личности имеет социальную природу, предопределённую как общественным характером отношений, так и особенностями личности, её местом в системе личностных отношений. Социальная ответственность характеризуется рядом объективных и субъективных предпосылок. С объективной стороны социальная ответственность отражает общественную природу человека и урегулированность общественных отношений социальными нормами. Деяния, противоречащее этим нормам, влечет ответственность нарушителя. Его возникновение возможно при условиях предварительного предъявления к поведению людей определённых требований, сформулированных устно или письменно в соответствующих правилах.

  Цель моей работы определить, что скрывается за термином юридическая ответственность. По моему мнению, эта тема особенно актуальна в наше время, ведь считаться с принципами, ценностями и устоями общества - это обязанность каждого субъекта. Ведь закон надо чтить и уважать, не потому что обратное повлечёт за собой ряд практических применений к правонарушителю установленных законом санкций, а потому что закон это высшая сила общественных отношений. И когда мы научимся, это понимать и осуществлять, тогда и наступят коренные изменения всего общества, в обеспечение организованности и правопорядка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Юридическая  ответственность  как  один  из  видов  социальной ответственности

  Человек в течение всей своей жизни взаимодействует с другими людьми, вступая с ними в общественные отношения. При этом он занимает свою социальную позицию (роль) требующую от него выполнения определенных функций объективно согласованных с функциями других членов общества. Нарушение выполнения этих функций может привести к сбою  функционирования всей системы в целом. В связи с этим каждый субъект общества ответствен за выполнение своей функции и ее нарушение влечет за собой осуждение это субъекта обществом.  Для упорядочивание взаимодействия отдельных субъектов в целом, общество вводит социальный контроль, т.е. совокупность различных норм и ценностей общества, которые устанавливают правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействие между субъектами общества, а также санкции, применяемые для их осуществления. Нормы отличаются друг от друга по степени строгости, и их нарушение влечет за собой различные виды наказаний. Социологи разделяют нормы на два вида: нормы-ожидания и нормы-правила. Нормы-правила являются самыми важными нормами общества, представляющие собой основные механизмы, регулирующие главные аспекты общественной жизни и осуществляющие единство общества. Нормы-правила закреплены в  нормах права, и  их нарушение  влечет за собой суровое наказание (санкции). Нормы-ожидания менее важны и их нарушение не приводит к суровому наказанию. Т.е., от того насколько важна нарушенная норма, общество прибегает к различным мерам воздействия и нарушитель в зависимости от важности нарушенной нормы несет разную социальную ответственность.

  Так если нарушена норма-ожидание, то это скорей всего повлечет для нарушителя этой нормы неформальное осуждение (например: недовольный взгляд, замечание) со стороны других членов общества, такая мера социальной ответственности называется неформальным контролем.

  Если же нарушена норма-правило, то наказание нарушителя будет осуществляться государством, призванным обществом регулировать соблюдение этих правил, такой контроль называется формальным. А постольку эти правила закреплены в нормах права, то результат применения этой нормы права и прежде всего реализация ее санкции государством будет разновидность социальной ответственности – юридическая ответственность.

  Из этого можно сделать вывод, что юридическая ответственность есть  разновидность социальной ответственности и что они относятся друг к другу как вид и класс. 

2. Понятие и признаки юридической ответственности

  Из сказанного в предыдущей главе можно сделать вывод, что юридическая ответственность в широком смысле представляет собой правоотношение между государством и другими субъектами права, отвечающими перед обществом и государством за точную и добросовестную реализацию содержащихся в нормах права и обращенных к ним соответствующих требований, предписаний и т.п. В узком смысле, юридическая ответственность это обязанность правонарушителя претерпевать неблагоприятные для него последствия, предусмотренные санкциями, в виде лишений личного, имущественного или организационного характера, ограничений в пользовании субъективными правами.

  Необходимыми признаками юридической ответственности является государственное принуждение и отрицательные последствия для правонарушителя.

  Поскольку правонарушение есть посягательство лица на господствующий порядок общественных отношений, угрожающее целостности общества, то восстановление нарушенного состояния, преследование правонарушителя и предупреждение подобных посягательств в будущем дело всего общества в целом, а не отдельного его субъекта и выполнение этого дела в ходе исторического процесса легло на государственную власть, став ее юридической обязанностью. Только государство в лице компетентных органов имеет право привлекать лиц к юридической ответственности. Те же юридические последствия, которые с государственным принуждением не связаны, юридической ответственностью не являются. Этот признак позволяет отличать юридическую ответственность от всех иных форм юридических последствий даже тогда, когда они сопряжены с определенными невзгодами для тех или иных лиц. Так, истечение срока давно лишает лицо возможности обращения в суд, однако такое лицо не становится субъектом юридической ответственности.

  Вторым признаком юридической ответственности является восстановление пот мере возможности того состояния общественной жизни, которое было до совершения правонарушения (например, исполнить невыполненную обязанность, вернуть незаконно приобретенное, иным способом ликвидировать причиненный вред, ставший причиной правонарушения), а также претерпевание правонарушителем отрицательных последствий, то есть обязанность понести кару за совершенное правонарушение  в  виде  выплаты  штрафа,  ограничения свободы   (тюрьма, исправительные работы, домашний арест), лишение званий и возможности заниматься определенными видами работ. Только возмещение вреда и понесение кары вместе могут оказать реальное влияние на сознание правонарушителя и предостеречь его от совершения противоправных поступков в будущем. 

3. Основание освобождения от юридической ответственности

  Правовые институты исключения юридической ответственности и освобождения от нее существенно отличаются друг от друга. У них разные основания.

  Если в первом случае мы имеем дело с правонарушениями, за которые ответственность не наступает в силу определенных юридических условий или физического состояния лица, то во втором - ответственность уже имеет место и речь идет исключительно о правовых основаниях возможного освобождения от нее. Такими основаниями могут быть:

1. Изменение  обстановки ко времени рассмотрения  дела в суде, когда деяние перестает  быть общественно опасным.

Под изменением обстановки понимаются значительные изменения  жизненных условий по сравнению с теми, которые существовали к моменту совершения правонарушения. Это может быть связано с политическими, экономическими, организационно-хозяйственными изменениями в масштабе страны.

2. Само  лицо перестало быть общественно  опасным в силу последующего  безупречного поведения и добросовестного отношения к труду.

Под безупречным  понимается такое поведение, которое  соответствует требованиям норм права. Безупречность представляет собой отсутствие оснований для  упрека или нареканий в процессе производственных отношений, а также честное выполнение лицом своих трудовых обязанностей.

3. Замена  уголовного наказания другим (административным, дисциплинарным) или передача лица  на поруки, в товарищеский суд.  Основаниями наступления не уголовной,  а иных видов ответственности служат обстоятельства, характеризующие как деяние, так и лицо, его совершившее:

а) преступление не представляет большой общественной опасности;

б) исправление  и перевоспитание возможно без применения уголовного наказания.

4. Условно-досрочное  освобождение от наказания. Эта мера заключается в освобождении осужденного при определенных, указанных в законе, основаниях от дальнейшего отбывания до истечения срока, назначенного приговором суда, под условием несовершения в течение оставшейся неотбытой части наказания, от отбытия которой осужденный освобождается. Условно-досрочное освобождение может быть применено к осужденному лишь в том случае, если он примерным поведением и честным отношением к труду доказал свое исправление, но после тактического отбытия не менее половины назначенного срока наказания.

5. Отсрочка  исполнения приговора, особенно  в отношении несовершеннолетних.

При назначении наказания лицу, которое впервые  осуждено к лишению свободы на срок до трех лет, суд с учетом характера  и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и иных обстоятельств дела, а также возможности его исправления и перевоспитания без изоляции от общества может отсрочить исполнение приговора в отношении такого лица.

При отсрочке исполнения приговора суд может обязать осужденного в определенный срок устранить причиненный вред, поступить на работу, не посещать определенные места, не выезжать с места постоянного жительства.

6. Освобождение  от уголовной ответственности  на основании акта амнистии.

7. Освобождение от уголовной ответственности на основании акта помилования.

8. Освобождение  от наказания за совершение  деяния, преступность и наказуемость  которого были после вступления  в законную силу приговора  суда, назначившего это наказание, устранены уголовным законом. 

4. Презумпция невиновности

  Презумпция невиновности  гражданина - это предположение, согласно которому лицо считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом, порядке. Презумпция невиновности есть проявление общей добропорядочности гражданина. Смысл и назначение презумпции невиновности состоит в требовании полной и несомненной доказанности твердо установленными фактами обвинения как основания выводов предварительного следствия в обвинительном заключении и суда в обвинительном приговоре. Из презумпции невиновности вытекает также правило, согласно которому всякое сомнение трактуется в пользу обвиняемого. Бремя доказывания виновности обвиняемого лежит на обвинителе. Презумпция невиновности гражданина действует во всех отраслях права. Свое четкое выражение получила она в Основном Законе Российского государства и в Декларации прав и свобод человека и гражданина Всеобщая Декларация прав человека.

  Презумпция невиновности обвиняемого является гарантией установления истины по уголовному делу, сдерживающим фактором необоснованного осуждения гражданина, нарушения его законных прав, что весьма важно в условиях формирования правового государства. 
 

5.  Реализация юридической  ответственности  органами внутренних  дел

  Основная задача органов внутренних дел в рамках реализации юридической ответственности - задача предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений. Предупреждение преступлений и административных правонарушений является одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, входит в число основных задач милиции и представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками милиции в пределах установленной им компетенции с целью:

- выявления  обстоятельств, способствующих совершению  преступлений и административных  правонарушений, а также принятия  мер по их устранению и нейтрализации;

- выявления  лиц, склонных к совершению  преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств;

- предотвращения (недопущения) готовящихся преступлений;

- пресечения  покушений на преступления (то  есть пресечения умышленных действий  либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления);

- создания  обстоятельств, препятствующих совершению  преступлений и административных  правонарушений.

Деятельность  по предупреждению преступлений и административных правонарушений должна основываться на принципах:

- законности;

- соблюдения  конституционных прав и свобод  человека и гражданина;

- сочетания  гласных и негласных методов  работы;

- взаимодействия  с органами государственной власти  Российской Федерации, общественными  объединениями, организациями и гражданами.

Планируемые и осуществляемые специальные меры упреждающего воздействия должны отвечать требованиям:

- объективности  и актуальности, то есть отражать  адекватную криминогенной обстановке  потребность в осуществлении  этих мер и возможность соответствующих субъектов по их исполнению;

- комплексности,  то есть обязательному объединению  усилий различных субъектов предупредительной  деятельности;

- приоритетности, то есть обеспечивать оптимальный  выбор форм и тактики проведения  предупредительных мер.

Деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений включает в себя следующие направления:

- профилактику  преступлений и административных  правонарушений (общую и индивидуальную);

- предотвращение  готовящихся преступлений и административных правонарушений;

- пресечение  покушений на преступления.

  Задача предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, с одной стороны, подлежит расширительному толкованию, а с другой - должна быть ограничена подведомственностью правонарушений милиции. Предупреждению со стороны милиции, а тем более пресечению подлежат не только преступления и административные правонарушения в том смысле, который в это понятие закладывает законодатель.

  Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Административным правонарушением соответственно является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

  Органы внутренних дел же должны предупреждать и пресекать не только преступления и правонарушения, но и некоторые не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями общественно опасные и (или) общественно вредные деяния. К таковым следует относить, например, действия невменяемых лиц или лиц, которые к моменту совершения деяния не достигли возраста, с наступлением которого возможно их привлечение к уголовной или административной ответственности. Данные действия, как и преступления, а также иные правонарушения предупреждать и пресекать милиция вправе и обязана лишь в пределах установленной законами (иными нормативно-правовыми актами) своей компетенции.

  Назначением уголовного судопроизводства признается защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, путем осуществления уголовного преследования и назначения виновным справедливого наказания. Данная непосредственная цель уголовного процесса может быть полностью реализована лишь после выявления и раскрытия преступления.

  Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, названы и среди задач оперативно-розыскной деятельности.

  Основную роль в выполнении этих задач выполняют органы, осуществляющие досудебную уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную деятельность, - органы внутренних дел. Именно они, а не милиция, названы органами дознания, так же как и учреждениями, чьи оперативные подразделения вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

  И хотя милиция и орган внутренних дел - это не равнообъемные понятия, уголовно-процессуальные полномочия органа дознания в органах внутренних дел обычно осуществляют сотрудники милиции. Из этих же сотрудников состоят наделенные правом осуществления оперативно-розыскной деятельности оперативные подразделения органов внутренних дел.

  Органы внутренних дел, в частности Министерство Внутренних Дел, осуществляют следующие формы реализации юридической ответственности:

  • обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную защиту судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких;
  • разрабатывает и проводит мероприятия по совершенствованию охраны общественного порядка на территории Российской Федерации;
  • обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение государственной дактилоскопической регистрации;
  • участвует в обеспечении режима чрезвычайного положения и режима военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в системе МВД России, а также контролирует и координирует деятельность ФМС России по мобилизационной подготовке и мобилизации;
  • участвует в организации территориальной обороны Российской Федерации; организует совместные действия с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами по осуществлению обороны Российской Федерации;
  • обеспечивает выполнение мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время; участвует в выполнении мероприятий гражданской обороны и повышении устойчивости работы ФМС России в условиях военного времени, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;
  • участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности; организует и осуществляет в установленном порядке учет военнообязанных сотрудников;
  • организует специальные и воинские перевозки в пределах Российской Федерации в интересах органов внутренних дел и внутренних войск, а также на основании решений Правительства Российской Федерации и межведомственных соглашений - в интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
  • организует и осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также интересов МВД России;
  • участвует в работе по стандартизации, метрологии и сертификации;
  • обеспечивает проведение федеральных государственных статистических наблюдений в установленной сфере деятельности в соответствии с официальной статистической методологией;
  • организует кадровое обеспечение системы МВД России, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; разрабатывает и реализует меры по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников системы МВД России; принимает участие в разработке и реализации программ кадрового обеспечения, а также в осуществлении подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки кадров ФМС России;
  • разрабатывает и осуществляет профилактические, лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья сотрудников и военнослужащих, членов их семей, федеральных государственных служащих, работников и пенсионеров системы МВД России и ФМС России, а также лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России;
  • обеспечивает в системе МВД России собственную безопасность и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также собственную безопасность в ФМС России, участвует в защите сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в ФМС России.

  Для более полного уяснения сущности реализации юридической ответственности органами внутренних дел важно определить принципы, на которых она базируется.  

6. Принципы юридической  ответственности

 В  принципах любого явления отражаются глубинные, устойчивые, закономерные связи, благодаря которым оно и существует.

  В правовой науке различают следующие принципы юридической ответственности: законность, справедливость, неотвратимость наступления, целесообразность, индивидуализация наказания, ответственность за вину, недопустимость удвоения наказания.

  Принцип законности заключается в точном и неуклонном исполнении требований закона при реализации уголовной, гражданско-правовой, административной, дисциплинарной ответственности. Соблюдение требований закона (как материального, так и процессуального) - необходимое условие достижение целей юридической ответственности. Основное требование материального закона сводится к тому, что юридическая ответственность должна наступать только за деяние (действие или бездействие), предусмотренное законом и только в порядке закона.

  Основным требованием процессуального закона является обоснованность применения юридической ответственности правонарушителю, т.е. установление самого факта совершение им противоправного деяния, как объективной истины.

  Принцип справедливости  заключается в необходимости соблюдения следующих требований:

  • нельзя за проступки устанавливать уголовное наказание;
  • закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не может иметь обратной силы;
  • юридическая ответственность по возможности всегда должна обеспечивать возмещение ущерба, причиненного правонарушением;
  • наказание, взыскание должно соответствовать характеру и степени вредности правонарушения;
  • лицо несет ответственность лишь за свое собственное поведение (исключение - случай ответственности за чужую вину по гражданскому праву);
  • за одно правонарушение - возможно лишь одно юридическое наказание.   

  Последнее требование следует понимать в том смысле, что юридическое взыскание может быть наложено только один раз. Это вовсе не исключает того, что при необходимости за одно противоправное деяние на нарушителя может быть наложено как основное, так и дополнительное наказание, предусмотренное законом (за совершение преступлений, административных и дисциплинарных правонарушений). Кроме того, правонарушитель может быть привлечен одновременно к ответственности различных видов. Например, если в неправомерном деянии содержатся составы правонарушений сразу двух видов, то виновное лицо одновременно может быть привлечено к дисциплинарной и административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности и т.п. (например, назначение уголовного наказания с одновременным возложением обязанности возместить имущественный ущерб). Юридическое наказание также не исключает и применения к правонарушителю мер общественного воздействия, так как правонарушение обычно есть в то же время и аморальный поступок.

  Принцип целесообразности заключается в соответствии применяемой к нарушителю меры воздействия целям юридической ответственности в демократическом обществе. Целесообразность предполагает:

  • строгую индивидуализацию ответственности зависимости от тяжести правонарушения, обстоятельств его совершения, свойств личности нарушителя;
  • смягчение ответственности или даже освобождение от нее в случае малозначительности правонарушения, отсутствии вредных последствий и;
  • замену при возможности к этому юридической ответственности неюридической.

  Признавая большое значение неотвратимости юридической ответственности, демократическое государство вместе с тем вовсе не считает, что каждое правонарушение, во что бы то ни стало должно влечь именно эту ответственность, а назначенное наказание всегда отбывается полностью. Закон предусматривает возможность полного или частичного освобождения от юридической ответственности с учетом определенных обстоятельств. Например, уголовный закон допускает полное освобождение от уголовной ответственности и от наказания даже в пределах срока давности, если вследствие изменения обстановки ко времени расследования или рассмотрения дела в суде совершенное ранее деяние утрачивает общественную опасность либо сам виновный перестает быть общественно опасным.

  Срок исполнения наказания может быть сокращен, если осужденный своим поведением доказал свое исправление. В таких случаях законодательство предусматривает возможность условно-досрочного освобождения осужденных, замену не отбытой части наказания более мягким наказанием, досрочное снятие дисциплинарного взыскания и др.

  При определенных условиях законодательство допускает также замену одного вида юридической ответственности другим (например, уголовную ответственность административной). Такая передача допускается при условии, что правонарушитель может быть исправлен без применения наказания со стороны государства, лишь мерами общественного воздействия.

  Принцип неотвратимости - один из наиболее весомых принципов юридической ответственности, основное условие ее эффективности.

  Предупредительное значение наказания зависит не так от его тяжести, как от неотвратимости. Неотвратимость ответственности означает, что ни одно правонарушение не должно оставаться нераскрытым, вне поля зрения государства и общественности, без отрицательной реакции с их стороны.