Юридическая ответственность организаций за правонарушение в сфере налогообложений

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Федеральное государственное  общеобразовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Чувашский государственный  университет имени И.Н. Ульянова»

 

Юридический факультет

Кафедра публичного права.

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Налоговое право»

на тему:

«Юридическая ответственность организаций  за правонарушение в сфере налогообложений.»

 

 

                                Выполнил:

                                                                           студент 3 курса заочного обучения

                                               группы № ЗЮ-23-10

                                                                      Николаев Сергей Владимирович

                               Проверил:

 

 

 

 

 

г. Чебоксары 2012 г.

                                                       Содержание.

Введение.............................................………………………………………..…3

1. Характеристика  налогового правонарушения и  налоговой ответственности………………………………………………………………….…5

1.1. Понятие и  виды налогового правонарушения………………………….5

1.2. Понятие и  сущность налоговой ответственности………………………9

2.Виды ответственности  за налоговые правонарушения………………….14

2.1. Ответственность  за налоговые правонарушения……………………..14

2.2. Правонарушения в сфере налогообложения и их ответственность…………………………………………………………………...17

Заключение.............................................………..…………………………......22  

Список использованных нормативных  актов, материалов судебной практики, специальной литературы. …………………………………….………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность темы контольной работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с применением мер ответственности за налоговые правонарушения и правовым регулированием данного явления. Ответственность за налоговые правонарушения - разновидность юридической ответственности. При этом ответственность в сфере налогообложения не исчерпывается только статьями Налогового кодекса РФ (далее НК РФ). Нарушения нормативных правовых актов о налогах и сборах при определенных условиях влекут применение мер ответственности, предусмотренных уголовным или административным законодательством.

Проблема правовой природы  налоговой ответственности имеет  как чисто теоретическое, так  и огромное практическое значение, поскольку позволяет ответить на вопрос о том, какие санкции и  в каком сочетании могут применяться  при нарушениях законодательства о  налогах и сборах. К сожалению, в настоящее время не существует единого подхода к данной проблеме.

Превалирующей является точка  зрения, что налоговая ответственность (как разновидность финансовой ответственности) - это научная категория, раскрывающая специфику применения административных, уголовных, гражданско-правовых санкций  за нарушение налогово-правовых норм действующего законодательства. Исходя из нормативной конструкции административной ответственности, можно вывести  следующие ее признаки, которые находят  свое отражение применительно к  налоговой ответственности:

1) налоговое правонарушение  является разновидностью административного  правонарушения, так как:

- посягает на установленный  государством порядок управления (ст. 1.2 и ч. 1 ст. 2.1 Кодекса об административных  правонарушениях (далее КоАП РФ); п. 1 ст. 2 и ст. 106 НК РФ); - не имеет общественной опасности преступления (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ; ст. 106 и п. 3 ст. 108 НК РФ); - обусловливает привлечение физического лица к ответственности с 16-летнего возраста (ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ; п. 2 ст. 107 НК РФ); - налоговая ответственность в отношении физических лиц наступает постольку, поскольку в их деянии нет признаков состава соответствующего преступления (п. 3 ст. 108 НК РФ); 2) субъектами налоговых правонарушений являются наряду с физическими лицами также организации (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ; п. 1 ст. 107 НК РФ); 3) налоговые санкции применяются за деяния, совершение которых не обусловлено наличием служебных (трудовых) правоотношений между налоговым органом и правонарушителем (ст. 106 НК РФ), и по своей сути являются административными взысканиями - штрафами (п. 2 ст. 114 НК РФ); 4) привлечение лица к налоговой ответственности не влечет состояния судимости (п. 3 ст. 112 НК РФ).

Объект исследования –  правонарушения в сфере налогообложения.

Предмет исследования –  виды ответственности за правонарушения в сфере налогообложения.

Основной целью контрольной работы является исследование основных теоретических вопросов относительно порядка реализации мер ответственности за правонарушения в сфере налогообложения.

В соответствии с данной целью в работе были поставлены и  решены следующие задачи:

1. Дать определение понятию  и рассмотреть виды налогового  правонарушения.

2. Дать определение понятию  и раскрыть сущность налоговой  ответственности.

3. Охарактеризовать виды  ответственности за различные  правонарушения в сфере налогообложения

 

1. Характеристика  налогового правонарушения и  налоговой ответственности.

1.1. Понятие и  виды налогового правонарушения.

В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о  налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое  Налоговым кодексом РФ установлена  ответственность.

Налоговые правонарушения представляют собой одну из частей правового поведения  в сфере налогообложения. В состав правового поведения входит как  правомерное, так и противоправное поведение участников налоговых  отношений; их юридически безразличное поведение для права непосредственного  интереса не представляет.

В сфере налогообложения  широко распространено правомерное  поведение, при котором участники  налоговых отношений не выходят  за пределы принадлежащих им субъективных прав и добросовестно исполняют  возложенные на них обязанности. В то же время нередки также  случаи нарушения норм законодательства о налогах и сборах, что влечет необходимость применения к виновным лицам принудительных мер в целях  пресечения таких нарушений, восстановления прежнего положения и предупреждения противоправного поведения в  дальнейшем.

При этом не всякое противоправное поведение в сфере налогообложения  является налоговым правонарушением. Для признания нарушения нормы, закрепленной в акте законодательства о налогах и сборах, в качестве налогового правонарушения необходимо, чтобы оно обладало следующими признаками:

1) налоговое правонарушение - это поведенческий акт налогоплательщика,  плательщика сбора, налогового  агента или иного обязанного  лица. Иными словами, это деяние, которое может быть совершено в двух формах: действия или бездействия; 2) налоговое правонарушение - это противоправное деяние, так как при его совершении нарушаются нормы, закрепленные в актах законодательства о налогах и сборах; 3) налоговое правонарушение - это виновное деяние; 4) налоговое правонарушение - это общественно вредное деяние, так как причиняет вред такому сектору публичных финансов, как бюджетные доходы; 5) налоговое правонарушение - наказуемое деяние, так как за его совершение предусмотрено применение к виновному лицу принудительных мер имущественного характера.

Иными словами, налоговое  правонарушение - это основание для  реализации юридической ответственности  в сфере налогообложения.

К тому же налоговым правонарушением  может признаваться только то деяние, которое совершено деликтоспособным лицом, то есть лицом, способным нести налоговую ответственность.

Таким образом, налоговому правонарушению свойственны все признаки, присущие правонарушениям в целом. Вместе с тем налоговые правонарушения обладают и рядом особенностей.

Налоговое правонарушение - это всегда поведенческий акт, деяние, выступающее в форме активного  действия либо бездействия. Не может  быть признано правонарушением событие  даже в тех случаях, когда оно  повлекло общественно вредные последствия  в сфере налогообложения.

Для реализации интеллектуального  компонента поведенческих актов  организаций в области налогообложения, как правило, характерно то, что в  их совершении участвуют два лица - руководитель организации и ее главный бухгалтер. Привлечение главного бухгалтера к правовому поведению в сфере налогообложения объясняется необходимостью обеспечить наиболее квалифицированный контроль за таким поведением со стороны специалиста.

Волевой компонент поведенческих  актов в сфере налогообложения  состоит в том, что они выражают волю лица, их совершающего, к достижению определенного результата. Волевой  компонент поведенческих актов  организаций также в большинстве  случаев отличает необходимость  привлечения к их совершению главных  бухгалтеров.

Как поведенческий акт  налоговое правонарушение может  совершаться в двух формах - действия и бездействия. В форме действия налоговые правонарушения совершаются, как правило, в тех случаях, когда  на правонарушителе лежит обязанность  воздержаться от активных действий. В  форме бездействия налоговые  правонарушения совершаются в тех  случаях, когда на правонарушителя, напротив, законом или иным нормативным  правовым актом возложена обязанность  совершить определенные действия, а он воздерживается от их совершения.

Следует отметить, что большинство  налоговых правонарушений совершаются  именно в форме бездействия.

Физической возможностью совершать деяния (действия или бездействие) и таким образом выражать свою волю обладают только люди (физические лица). Однако субъектами налоговых  правонарушений могут быть также  и организации (п. 1 ст. 107 НК РФ). Причем привлечение организации к ответственности  за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц  при наличии соответствующих  оснований от административной, уголовной  или иной ответственности, предусмотренной  законами РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Таким образом, за одно и  то же противоправное деяние разные виды ответственности могут нести  как само физическое лицо, его совершившее, так и организация, должностным  лицом которой это физическое лицо является.

Налоговую ответственность  влечет не всякое деяние, выражающее волю лица, его совершающего, к достижению общественно вредных последствий  в сфере налогообложения, а только то, которое обладает признаком противоправности, то есть нарушает нормы, закрепленные в актах законодательства о налогах и сборах.

Правонарушениями признаются только общественно вредные деяния. Применительно к налоговым правонарушениям  данный признак выражается в причинении государству или муниципальному образованию имущественного вреда  в виде недополучения бюджетных доходов.

Даже обладающее свойствами противоправности и общественной вредности  деяние не может быть признано налоговым  правонарушением, если отсутствует  вина лица в его совершении.

Традиционно правовая наука  рассматривает правонарушение как  виновное деяние, то есть презюмируется, что в момент совершения правонарушения лицо должно осознавать противоправный характер своего поведения и предвидеть возможность наступления его общественно вредных последствий.

За совершение налогового правонарушения Налоговым кодексом РФ предусмотрено применение к виновному  лицу налоговых санкций. Последние  представляют собой меру государственного принуждения, назначаемую налоговым  органом или судом и направленную на сужение имущественной сферы  правонарушителя и изменение  отношений собственности.

Единственным видом налоговых  санкций согласно положениям гл. 16 НК РФ является штраф.

Конкретные составы налоговых  правонарушений и ответственность  за их совершение предусмотрены в  гл. 16 НК РФ. При этом следует отметить, что статьями данной главы НК РФ предусматривается ответственность  как за чисто налоговые правонарушения, посягающие на законодательно установленный  порядок поступления налоговых  доходов в бюджет, так и за правонарушения, хотя и "неналоговые" по своей  сути, но так или иначе затрагивающие  нормы законодательства о налогах  и сборах. Примером таких "неналоговых" правонарушений могут служить правонарушения, предусмотренные в ст. 128 и ст. 129 НК РФ.

В целом в гл. 16 НК РФ предусматривается  ответственность за следующие виды налоговых правонарушений: 1) нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК); 2) уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ); 3) нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ); 4) непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ); 5) грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ); 6) неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ); 7) невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ); 8) несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ); 9) непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ); 10) неявка либо уклонение от явки, а также неправомерный отказ от дачи показаний либо дача заведомо ложных показаний лицом, вызываемым в качестве свидетеля (ст. 128 НК РФ); 11) отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ); 12) неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ); 13) нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК РФ).

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятие и  сущность налоговой ответственности.

Ответной мерой государства  на совершение налогового правонарушения является налоговая ответственность. По своей сути это сложное охранительное  правоотношение между государством и нарушителем законодательства о налогах и сборах, где государству  в лице налоговых органов принадлежит  право взыскания налоговых санкций  за совершенное налоговое правонарушение, а нарушителю - обязанность их претерпевания2.

Возникновение налоговой  ответственности связано с фактом совершения налогового правонарушения конкретным лицом. В этот момент между  ним и государством в лице налоговых  органов возникают налоговое  правоотношение и налоговая ответственность. Последняя с момента совершения налогового правонарушения существует в виде обязанности правонарушителя отчитаться перед государством в содеянном и подвергнуться мерам принуждения налогово-правового характера, иными словами, претерпеть действие налоговой санкции.

Реализация налоговой  ответственности означает то, что  после возникновения налогового правоотношения права и обязанности  его субъектов были реализованы  в точном соответствии с предписаниями  Налогового кодекса РФ. Этому предшествуют весьма сложные фактические отношения  между субъектами, направленные на установление характера и пределов взаимных прав и обязанностей и осуществляемые в определенной процессуальной форме.

Противоправность в сфере  налогообложения может реализовываться  в двух формах, зависящих от типа юридической обязанности, возложенной  на правонарушителя: активной или пассивной.

Активная юридическая  обязанность предполагает, что ее носитель обязан совершить определенные действия, направленные на ее исполнение, в то время как управомоченное лицо вправе только требовать совершения таких действий. Так, например, согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (плательщик сбора), если иное не установлено в акте законодательства о налогах и сборах, обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора). При невыполнении данной обязанности налоговый орган направляет налогоплательщику (плательщику сбора) требование об уплате налога (сбора).

Пассивная юридическая обязанность, напротив, предполагает, что ее носитель обязан воздержаться от определенных действий, которые могли бы препятствовать управомоченному лицу в осуществлении его права. В сфере налогообложения обязанные лица, как правило, исполняют обязанности первого типа.

В этой связи противоправность налогового правонарушения представляет собой поведение налогоплательщика  или иного обязанного лица, противоречащее предписаниям, содержащимся в актах  законодательства о налогах и  сборах, и выражающееся в совершении им действий, от которых он обязан был  воздержаться, либо в несовершении действий, которые он обязан был совершить.

Действующее законодательство о налогах и сборах не указывает  обстоятельства, которые исключали  бы противоправность деяния. Представляется, однако, что к таким обстоятельствам  целесообразно было бы отнести крайнюю  необходимость, коллизию обязанностей, выполнение должностным лицом организации-правонарушителя  своих должностных обязанностей, действие на основе незаконного приказа (распоряжения) руководителя.

После уточнения содержания и объема прав и обязанностей субъектов  налоговая ответственность находит  свое реальное воплощение в процессе взыскания налоговых санкций. При  этом налоговая ответственность  остается нереализованной в следующих  случаях: а) налоговое правоотношение не было выявлено налоговыми органами; б) лицо не подлежит налоговой ответственности ввиду наличия таких исключающих ответственность обстоятельств, как:

- отсутствие вины лица  в совершении налогового правонарушения (п. 2 ст. 109 НК РФ);

- совершение деяния, содержащего  признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим  к моменту совершения деяния 16-летнего  возраста (п. 3 ст. 109 НК РФ);

- истечение сроков давности  привлечения к налоговой ответственности  (п. 4 ст. 109 НК РФ).

Основанием налоговой  ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава налогового правонарушения, предусмотренного НК РФ.

Налоговая ответственность  выполняет три функции: 1) карательную (штрафную); 2) превентивно-воспитательную; 3) восстановительную.

При этом основной из перечисленных  функций является карательная. Карательное воздействие налоговой ответственности, как и любого другого вида юридической ответственности, начинается с осуждения (порицания) правонарушителя и совершенного им деяния.

Осуждение обладает значительным карательным потенциалом, направленным на психику субъекта и заключающимся  в признании его налоговым  правонарушителем. Затем в качестве основного орудия карательного воздействия  налоговой ответственности к  правонарушителю применяются налоговые  санкции (штраф), влекущие сужение его  имущественной сферы. За применением  налоговой санкции следует состояние  налоговой наказанности правонарушителя, так как в п. 3 ст. 112 НК РФ прямо определяется, что "лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа".

Состояние налоговой наказанности имеет не только карательный, но и частнопревентивный аспект воздействия, поскольку единственным обстоятельством, отягчающим налоговую ответственность, согласно п. 2 ст. 112 НК РФ признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Лицо, претерпевающее состояние налоговой наказанности, осознает, что в случае совершения им повторного налогового правонарушения сумма штрафа будет увеличена в два раза (п. 4 ст. 114 НК РФ).

Карательной функции налоговой  ответственности неизбежно сопутствует  превентивно-воспитательная функция, но если кара не является индивидуализированной  и справедливой, то ни о каком воспитательном воздействии не может быть и речи.

Одновременно с карательной  функцией налоговой ответственности  осуществляется ее восстановительная  функция. При существующей в настоящее  время системе налоговых санкций  налоговая ответственность помимо целей возмездия и предупреждения налоговых правонарушений преследует также цель пополнения бюджета государства  или муниципальных образований. В результате применения штрафов  происходит возмещение потерь, понесенных государственным или муниципальным  бюджетом от нарушения обязанности  по уплате налогов (сборов).

Таким образом, теория права  еще не определила место ответственности  за совершение налоговых правонарушений (налоговой ответственности) в системе  видов юридической ответственности. В современном налоговом законодательстве, где основополагающим нормативным  актом является Налоговый кодекс РФ, отсутствует нормативное определение  налоговой ответственности и  это является одной из причин дискуссионности  этого вопроса. Однако анализ норм Налогового кодекса РФ позволяет определить этот вид ответственности следующим  образом.

Налоговая ответственность - это применение к лицу, виновному  в совершении налогового правонарушения, предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых санкций в виде денежных взысканий (штрафов).

2. Виды ответственности  за налоговые правонарушения.

2.1. Ответственность  за налоговые правонарушения.

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

Статьей 116 НК РФ предусмотрена  ответственность за нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в  налоговом органе.

Объектом данного налогового правонарушения является установленный  НК РФ порядок постановки налогоплательщиков на учет в налоговом органе.

Субъектами правонарушения являются организации и физические лица, обязанные встать на учет в  налоговом органе по основаниям, предусмотренным  НК РФ.

Порядок постановки на учет организаций и физических лиц  регулируется ст. ст. 83, 84 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и  физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах:

- по месту нахождения  организации;

- по месту нахождения  обособленных подразделений организации;

- по месту жительства  физического лица;

- по месту нахождения  принадлежащего им недвижимого  имущества и транспортных средств;

- по иным основаниям, предусмотренным  НК РФ.

Постановка на учет организации  или индивидуального предпринимателя  в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном  реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном  Правительством РФ4 (п. 3 ст. 83 НК РФ). Все действия по такому учету (за исключением постановки на учет организации по месту нахождения ее обособленных подразделений) осуществляются налоговыми органами без участия налогоплательщиков - организаций или индивидуальных предпринимателей.

Организация, в состав которой  входят обособленные подразделения, расположенные  на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту  нахождения каждого своего обособленного  подразделения, если эта организация  не состоит на учете в налоговом  органе по месту нахождения этого  обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 83).

Объективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного ст. 116 НК РФ, состоит в неправомерном  бездействии – неподаче налогоплательщиком, обязанным встать на учет в налоговом  органе, в установленный НК РФ срок заявления о постановке на учет в  налоговом органе.

При этом необходимо учитывать  следующее.

Во-первых, в ст. 116 НК РФ ответственность  установлена только за нарушение  срока постановки на учет в налоговом  органе. Поэтому несоответствие формы  поданного налогоплательщиком в  налоговый орган заявления форме  заявления о постановке на учет, установленной нормативным актом  налогового органа, не является основанием для привлечения налогоплательщика  к ответственности по п. 1 ст. 116 НК РФ

Во-вторых, налогоплательщик подлежит ответственности за сам  факт непостановки на налоговый учет вне зависимости от того, повлекло ли данное обстоятельство какие-либо негативные последствия для бюджета. Налоговое правонарушение, указанное в ст. 116 НК РФ, имеет формальный состав и считается оконченным с момента истечения срока подачи заявления о постановке на налоговый учет.

В-третьих, постановка налогоплательщика  на учет по инициативе налогового органа не освобождает этого налогоплательщика  от ответственности за нарушение  срока постановки на учет на основании  заявления налогоплательщика5.

В-четвертых, постановка на учет в налоговом органе организаций  и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия  обстоятельств, с которыми НК РФ связывает  возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора (п. 2 ст. 83 НК РФ).

Уклонение от постановки на учет в налоговом органе.

Статья 117 НК РФ устанавливает  ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе. Под уклонением при этом понимается ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом  органе.

Объектом данного налогового правонарушения является законодательно установленный порядок постановки на налоговый учет организаций и  индивидуальных предпринимателей, а  также порядок ведения предпринимательской  деятельности.

Субъектами правонарушения признаются организации и индивидуальные предприниматели, в нарушение требований НК РФ осуществляющие предпринимательскую деятельность без постановки на налоговый учет.

Под ведением деятельности понимаются реальные факты финансово-хозяйственной  деятельности, результат которых  будет участвовать в формировании объекта налогообложения хотя бы одному налогу, независимо от того, должна ли будет организация уплатить такой  налог (например, при наличии льготы).

Объективная сторона налогового правонарушения, указанного в ст. 117 НК РФ, выражается в неподаче организацией или индивидуальным предпринимателем в установленный НК РФ срок заявления  о постановке на учет в налоговом органе при одновременном ведении предпринимательской деятельности. При этом необходимо учитывать, что повторное привлечение к ответственности по ст. 117 НК РФ после применения ст. 116 НК РФ недопустимо, поскольку нарушение срока постановки на налоговый учет, ответственность за которое предусмотрена ст. 116 НК РФ, предполагается составом ст. 117 НК РФ.

 

2.2 Правонарушения в сфере налогообложения и их ответственность.

Неявка либо уклонение  от явки, а также неправомерный  отказ от дачи показаний либо дача заведомо ложных показаний лицом, вызываемым в качестве свидетеля.

Статья 128 НК РФ предусматривает  ответственность лица, вызываемого  в качестве свидетеля по делу о  налоговом правонарушении, за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин, а также за неправомерный  отказ от дачи показаний либо дачу заведомо ложных показаний.

Юридическая ответственность организаций за правонарушение в сфере налогообложений