Юридическая ответственность предпринимательской деятельности

1. Юридическая ответственность  предпринимательской деятельности 

В общей форме под ответственностью предпринимателей понимается обязанность, необходимость совершить определенные действия, направленные на восстановление неисполненных установленных (договоренных) обязанностей (обязательств), нарушений  прав хозяйствующих субъектов, клиентов, работников, государства. Соответственно, хозяйствующие партнеры, государственные  органы несут ответственность перед  предпринимателями при невыполнении договорных обязательств, принятии решений, нарушающих права предпринимателей. Ответственность возникает из-за невыполнения установленных законами обязанностей и обязательств при  неисполнении или ненадлежащем исполнении договоров.

Предприниматели несут юридическую  ответственность, которая представляет собой установленную правовыми  нормами обязанность претерпевать неблагоприятные последствия при  неисполнении ими установленных  нормами права (законами) и договорами обязанностей и обязательств. В зависимости  от отраслевой принадлежности юридических  норм, устанавливающих ответственность, применяются гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность  предпринимателей. Действует также  дисциплинарная, материальная, моральная  ответственность.

Предприниматели как субъекты рыночной экономики, участники гражданского оборота несут в первую очередь  гражданскую ответственность, которая  представляет собой установленные  гражданским законодательством  юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения предусмотренных  обязанностей и обязательств. Гражданская  ответственность проявляется в  применении к правонарушителю в  отношении другого лица (кредитора) либо государства установленных  законом или договором мер  воздействия, имеющих для правонарушителя  отрицательные имущественные (финансовые) последствия в форме уплаты неустойки, возмещения убытков, ареста имущества, возмещения вреда.

Гражданская ответственность  является имущественной, носит компенсационный  характер, так как главной целью  ее применения является восстановление прав потерпевшей стороны (кредитора). Гражданская ответственность предпринимателей возникает из внедоговорных отношений. Она устанавливается соответствующими нормами права, а также является договорной, вытекающей из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения заключенных  договоров. С точки зрения уровня (роли) ответственности виновной стороны, гражданская ответственность подразделяется на долевую, солидарную, субсидиарную и смешанную.

Солидарная обязанность (ответственность), или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности  или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами и условиями обязательства не предусмотрено иное (ст. 322 ГК РФ). При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения обязательств как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, при этом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников, которые остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью. Исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных от исполнения обязательств. Так, участники общества с ограниченной ответственностью, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.

Субсидиарной ответственностью является дополнительная ответственность  лиц (сторон), которые наряду с должником  отвечают перед кредиторами за надлежащее исполнение обязательства в случаях, предусмотренных законом или  договором. Так, в соответствии с  ГК РФ участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность  своим имуществом по обязательствам товарищества. Участник полного товарищества, не являющийся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками  по обязательствам, возникшим до его  вступления в товарищество. Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим  до момента его выбытия наравне  с другими участниками в течение 2 лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищей, за год, в  котором он выбыл из товарищества.

Смешанной ответственностью является ответственность, возникающая  при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства по вине обеих  сторон.

Предприниматель как собственник  организации (предприятия) в соответствии с трудовым правом устанавливает  материальную ответственность работников за причиненный предпринимателю  ущерб по их вине. Материальная ответственность  может быть установлена лишь за ущерб, который возник в результате противоправного  и виновного поведения работников. Материальная ответственность бывает двух видов: ограниченная (в пределах 1/3 среднего месячного заработка) и  полная, устанавливаемая для работника, с которыми заключен договор об индивидуальной или коллективной материальной ответственности. Полная материальная ответственность  должна быть установлена при получении  работником материальных ценностей (денег) под отчет по разовым документам, а также, если в действиях работника, нанесшего ущерб, содержатся признаки уголовного преступления.

В учредительных документах предпринимательских организаций  необходимо в соответствии с трудовым правом устанавливать дисциплинарную ответственность работников как  форму воздействия (взыскания) на нарушителей  трудовой дисциплины. Применяют следующие  дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение с работы.

Административная ответственность  предпринимателей и должностных  лиц предпринимательских организаций  установлена за совершение ими административного  правонарушения при осуществлении  предпринимательской деятельности. Для предпринимателей основной формой административного наказания (ответственности) является штраф - денежное взыскание, установленное  в пределах от одной десятой до 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, до 5 000 МРОТ - в соответствии с федеральными законами.

Уголовная ответственность - это (в соответствии с положениями  Уголовного кодекса РФ) один из видов  юридической ответственности предпринимателей, возникающей при совершении противоправных действий в процессе предпринимательской  деятельности. Основанием уголовной  ответственности предпринимателей является совершение действия, содержащего  все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ, в первую очередь, в гл. 22 "Преступления в сфере  экономической деятельности". Виновным в преступлении признается лицо, совершившее  противоправноe деяние умышленно или  по неосторожности. Видами уголовного оказания за противоправные действия при осуществлении предпринимательской  деятельности являются: штраф; лишение  права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; конфискация имущества; ограничение  свободы; арест; лишение свободы  на определенный срок. Штраф устанавливается  судом в пределах от 25 до 1 000 МРОТ или в размере заработной платы  или иного дохода осужденного  за период от 2 недель до одного года.

 

2 Семейное предпринимательство

Сущность и формы семейного  предпринимательства

Семейное предпринимательство  можно определить как форму малого предпринимательства, когда члены  семьи и другие родственники являются собственниками и работниками своих  предприятий.

Исторические корни семейного  предпринимательства – это ремесленничество в эпоху средневековых городов  и надомные мастерские и мануфактуры  периода раннего капитализма.

В современных условиях индустриального  и постиндустриального общества семейные предприятия занимают невостребованные средним и крупным бизнесом экономические  ниши. Это мелкооптовая и розничная  торговля, бытовое обслуживание (химчистки, прачечные, ателье, парикмахерские, мелкий пошив и ремонт бытовой техники, одежды и обуви и др.), мелкий ресторанный  бизнес, транспортное обслуживание населения (транспортировка мебели, строительных материалов, доставка на дом и в  фирмы готовых обедов и продуктов  питания и т.п.), прокат культурно-бытового и хозяйственного инвентаря, мелкие ремонт и строительство (жилья, дач, гаражей, хозяйственных и культурно-бытовых  построек), бухгалтерские работы и  аудит, народные промыслы, фермерство и др.

Семейное предпринимательство  России имеет такие неиспользованные резервы развития, как обслуживание жилищного фонда (особенно в связи  с реформой ЖКХ и развитием  товариществ собственников жилья), рекреационно-туристский бизнес, развитие личных крестьянских подворий.

Проблемы законодательного регулирования  
семейного предпринимательства

Семейное предпринимательство, как правило, является одной из форм малого предпринимательства или  самозанятости населения и в  российском законодательстве не выделяется как особая форма правового регулирования  и государственной поддержки.

Если говорить о нормативно-правовых документах федерального уровня, то понятие  семейного предпринимательства  используется только в двух документах.

Федеральным Законом “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” определено, что крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии.

В Основных направлениях государственной  семейной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации  
от 14 мая 1996 года, №  714 используется понятие семейного предпринимательства как инструмента обеспечения материального благосостояния семей и формы борьбы с бедностью.

В подпункте в) пункта 18 раздела IV упомянутого Указа речь идет о “поддержке развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и фермерства” как одном из методов “обеспечения условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшения бедности и увеличения помощи малоимущим семьям”.

В ныне действующей ФЦП  “Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов  Севера до 2011 года”, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации  от 27 июля 2001 года, № 564, в качестве одной из задач государственной политики рассматривается “создание новых рабочих мест, развитие и поддержка малого предпринимательства, фермерства, семейно-родовых и общинных форм кооперации, совершенствовании земельных отношений”. Таким образом, в этом документе речь, в частности, идет еще об одной форме семейного предпринимательства “семейно-родовой кооперации”.

Во всех остальных нормативно-правовых документах федерального уровня применяется  более общее понятие малого предпринимательства.

Вопросы государственного регулирования  малого предпринимательства в России отражены в Федеральном законе “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” (№ 88-ФЗ), принятом 14 июня 1995 года (с последующими изменениями  и дополнениями).

Настоящий Закон направлен  на реализацию установленного статьей 34 Конституции Российской Федерации  права граждан “на свободное  использование своих способностей и имущества для осуществления  предпринимательской или иной, не запрещенной законом экономической  деятельности”.

Согласно статье 3 указанного выше Закона под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых  доля участия собственников предприятий  составляет не менее 50%, а число занятых  не превышает предельные уровни от 30 (в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения) до 100 человек (в промышленности, строительстве  и на транспорте). Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица (самозанятость).

В указанном Законе устанавливаются  обязанности государства по поддержке  малого предпринимательства. В том  числе определены порядок разработки и реализации федеральных, региональных и местных программ поддержки  малого предпринимательства (статья 7), льготного кредитования (статья 11), создания обществ взаимного кредитования (статья 12) и страхования (статья 13) субъектов малого предпринимательства, резервирования определенной (не менее 15%) доли государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд  
(статья 14). Предусматриваются также меры по поддержке субъектов малого предпринимательства в информационной сфере: предоставление (в том числе, на льготной основе) экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития (статья 16). Законом также установлены меры по обеспечению производственно-технологической поддержки субъектов малого предпринимательства (статья 18), по подготовке и переподготовке кадров (статья 19). Законом определен порядок организации и деятельности союзов (ассоциаций) малого предпринимательства.

Обращает на себя статья 7 рассматриваемого Закона, в которой  содержится поручение Правительству  Российской Федерации ежегодно, перед  представлением федерального бюджета, вносить на рассмотрение Федерального Собрания проект федеральной программы  государственной поддержки малого предпринимательства и предусматривать  в федеральном бюджете выделение  средств на ее финансирование.

Надо сказать, такие федеральные  программы (ФЦП) разрабатывались дважды: на 1998-1999 и 2000-2001 годы и утверждались соответствующими постановлениями  Правительства Российской Федерации.

В “Федеральной программе  государственной поддержки малого предпринимательства на 1998-1999 годы”  цель указанной программы формулировалась  следующим образом: “создание благоприятных  условий для устойчивой деятельности малых предприятий путем совершенствования  нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоения новых форм и  механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства”. Основными задачами Программы называлось “преодоление административных барьеров, максимальная легализация деятельности субъектов  малого предпринимательства, ускорение  освоения новых кредитно-инвестиционных механизмов, создание региональных центров  поддержки предпринимательства, развитие международного сотрудничества и экспортного  ориентирования малых предприятий, укрепление социального статуса, повышение  престижа и обеспечение безопасности предпринимателей”.

Цели задачи следующей  программы фактически оставались прежними, только детализировались более конкретно.

Следует отметить, что семейное предпринимательство в указанных  программах не упоминалось.

Надо сказать, что в  российском бизнес-сообществе проходят активные дискуссии по вопросу о  кардинальном пересмотре или отмене Федерального закона “О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации”, как не выполняющегося.

Причина этого заключается  в том, что отсутствуют механизмы  реализации всех этих правильных норм. Фактически малое и семейное предпринимательство  завалено налогами и поборами, испытывает административный произвол властей  и криминала.

 

3 Инновационная экономика - важнейшее условие повышения качества

жизни

Инновационная экономика в целом  - это экономика, способная эффективно использовать любые полезные для общества инновации (патенты, лицензии, ноу-хау, заимствованные и собственные новые технологии и т.д.). Инновационная экономика - это и общая инфраструктура в государстве, которая способствует реализации идей ученых на практике и воплощению их в инновационных продуктах. Инновационная экономика - это и экономика, способная накапливать, приумножать положительный созидательный человеческий капитал. И препятствовать накоплению отрицательной, разрушительной его составляющей. Она включает в качестве важнейшей составной части венчурный научно-технический бизнес - рискованный бизнес по реализации научных открытий, изобретений, крупных технологических инноваций. Венчурный научно-технический и технологический бизнес направлен на получение высоких прибылей и прорывных технологий. И на выращивание, на создание новых мощных компаний - мировых высокотехнологических лидеров.

В современных условиях меняются подходы к развитию экономики  и социальной сферы: на первый план выдвигается ориентация на улучшение  жизни населения – ее уровня и  качества. В роли инструмента, способного привести к глобальному улучшению  качества жизни, начинают рассматриваться  инновации, а также экономика, построенная  на основе инноваций. Некоторые исследователи (Д. Белл, Дж. Нейсбитт , Э. Тоффлер , Ф. Фукуяма и др.) считают, что для большинства развитых стран в современном мире именно инновационная экономика обеспечивает мировое экономическое превосходство страны, которая её воплощает. Понимание данного факта позволяет определить пути развития экономики, задать цели и выделить этапы их достижения. Появление в России экономики, ориентированной на качество жизни населения, возможно только лишь за счет развития инноваций, усиления их роли в экономическом развитии, «строительства» национальной инновационной системы и инновационной экономики. Принимая во внимание такой подход, появляется возможность определить перспективы развития России не как простую экстраполяцию современных тенденций и догоняющее постиндустриальное развитие, а рассматривать инновационное развитие как фактор, способный коренным образом изменить текущее положение страны: постепенно снизить сырьевую зависимость экономики, повысить конкурентоспособность, поднять уровень и качество жизни населения. Источники общественного благополучия можно разделить на две группы: уникальные и воспроизводимые. Уникальные источники богатства – это таланты военных

и политических лидеров, наличие  полезных ископаемых, востребованных рынком, или уникальные природные условия, благоприятствующие, например, ведению сельского хозяйства в речной долине. Воспроизводимые источники благополучия – это технологии производства различных товаров и услуг, которые используют распространенные ресурсы, поддающиеся более или менее простому заимствованию и переносу с одной территории на другую. В принципе, любой человек, пройдя соответствующее обучение, может стать носителем воспроизводимых новаций, повышающих общественное качество жизни.

Уникальные источники  богатства могут обеспечить благополучие какого-либо народа на протяжении определенного (как правило, довольно короткого) времени, однако они не могут повысить качество жизни человечества в целом. Напротив, технологии производства товаров и услуг, непривязанные к конкретному носителю или территории, поддающиеся копированию и воспроизведению на новом месте, способны поднять качество жизни всех людей на Земле. Поэтому технологическое развитие общества лежит в основе благополучия людей и устойчивого, всеобщего экономического роста. Способность общества к разработке новых производственных технологий и социальных инноваций определяется двумя

обстоятельствами. Во-первых, это наличие талантливых людей, обладающих творческими способностями, а во-вторых – наличие свободных инвестиционных ресурсов, возможности общества отвлекать средства

на технологические и  социальные эксперименты. Надо помнить, что креативность нужна не только для изобретения новых технологий, но и для их внедрения в производство: внедрение, как и изобретение, требует фан-

тазии и риска. С другой стороны, для развития инноваций  требуются инвестиции –технологические новшества внедряются в жизнь с использованием свободных ресурсов, которыми располагает общество,

и чем их больше, тем быстрее  идет освоение технологий, повышающих качество жизни людей. Поэтому людям, занятым внедрением новых технологий, помимо креативности требуются свободные деньги.

Специалисты считают, что  креативность и талант – врожденная способность каждого человека, которую можно развить правильным воспитанием. Однако в повседневной жизни люди, способные годами упорно работать над решением сложных задач, совершать технологические прорывы или реформировать общественные отношения, представляют собой большую редкость. Если предположить, что концентрация талантливых людей примерно постоянна во времени и по территориям, то возможности по генерированию новых технологий и социальных изменений прямо определяются уже достигнутым уровнем благосостояния общества – чем больше оно может отвлечь ресурсов на социальные и технические экс-

перименты, тем быстрее  идет его развитие.

    Поэтому по мере накопления общественного богатства развитие человечества ускоряется: по качеству жизни европейцы конца XX века отстоят от уровня конца XIX века примерно так же, как XIX век – от XI-го. Казалось бы, что в этих условиях экономически развитые страны должны были бы качественно и навсегда оставить позади менее развитые экономики в силу того, что у них выше способность к мобилизации ресурсов для продолжения инновационного экономического роста. Тем не менее, богатые и технологически развитые общества не уходят в далекий отрыв от прочего

человечества в силу того, что период распространения и  заимствования технологий существенно меньше, чем время, необходимое для подготовки следующих изобретений. Несмотря на то, что за последние два столетия человечество пережило бурный, невиданный ранее технологический про- гресс, его продолжение в будущем совершенно не гарантировано. Дело в том, что инновационные прорывы, совершенные за последние сто лет, опираются на знания и технологии в области получения и передачи энергии, накопленные в XVIII–XIX веках. В это время произошел резкий рост энерговооруженности, вызванный переходом производства на ископаемое топливо (каменный уголь стали использовать в металлургии в первой половине XVIII века). Затем последовало изобретение технологии эффективного преобразования тепловой энергии в механическую (паровая машина Уатта). Инновационный процесс замкнуло появление электрических сетей, позволяющих передавать энергию на огромные расстояния. В сумме они вызвали взрывной рост производительности труда, увеличение объемов производства и активизацию инновационной деятельности, основанной на увеличении богатства общества. Однако уже с первой половины XX века принципиального роста энерговооруженности человечества не происходит, а достижения в этой области связаны в основном с увеличением мощности и совершенствованием уже известных двигателей. Паровая машина Уатта превратилась сегодня в мощную тепловую электростанцию, оснащенную огромными котлами и турбинами, однако принцип ее действия остался прежним – она работает в соответствии с циклом Карно, который был впервые описан в 1824 году .Последней значимой новацией, заметно поднявшей производительность труда и качество жизни людей, был Интернет – новая информационная среда, которая принципиально облегчила обмен данными и повысила доступность разнообразных знаний. Но сегодня у бизнеса нет других изобретений, способных заменить Интернет на месте двигателя экономического прогресса. Поэтому темп экономического развития человеческой цивилизации может сильно замедлиться из-за отсутствия новаций, способных существенно повысить производительность труда. Пауза в технологическом развитии цивилизации может продлиться несколько десятилетий. Торможение экономики среди прочего приведет к коренной перестройке экономической философии современного человека, уверенного в бесконечном продолжении технологического прогресса, быстром обновлении материального окружения, накоплении богатств и повышении качества жизни до невиданных высот. Сегодня это представление лежит в основе консюмеризма, определяющего поведение основной массы населения экономически развитых государств. Отказ от иллюзии бесконечного роста и распад философии консюмеризма может привести к росту социальной напряженности во многих экономически развитых странах. Исчерпание источников быстрого роста может сделать международные отношения более агрессивными. Некоторые страны, пытаясь обеспечить своим гражданам продолжение роста благосостояния, могут попытаться «выжать» необходимые ресурсы из других государств путем военного давления. Так что ускорение технологического прогресса, который станет основой роста производительности труда и качества жизни людей, представляет собой обязательное условие сохранения стабильности на Земле и в отдельных странах мира.

Нужна ли России инновационная  стратегия? Однозначно да, прежде всего  потому, что внутреннее социальное напряжение нарастает. Основные проблемы России – срок и качество жизни, комфортное жилье, эффективное здравоохранение, дороги, безопасность. Советское наследство настолько обветшало, что восстановить его невозможно. Мы продолжаем деградировать технологически и образовательно, к примеру, по словам известного российского ученого Г.Г. Азгальдова, доля России в мировом наукоемком секторе с 1991 года упала в 7 раз – до менее чем 1 %.

Может ли эта инновационная  стратегия быть успешной в наших условиях? Теоретически – да, но опыт всех предыдущих российских инновационных проектов показывает, что лучше, если в ней будет заявлено не более 30–40 целей. Не говоря о том, что все эти стратегии не были совершенными. Поэтому для разработки и реализации эффективной стратегии требуются новые большие решения, в том числе и политические.

Осложнившиеся под воздействием мирового кризиса условия экономической жизни внутри и вовне страны существенно актуализировали потребность в освоении глубинных качественных факторов экономического роста, связанных с переходом на инновационный путь развития. Несмотря на

принятые на государственном  уровне конкретные решения, реальные продвижения по пути инновационной модернизации экономики пока незаметны. На низком уровне по сравнению с развитыми странами оста-

ются вложения в НИОКР  и новые технологии. Существующий экономический механизм не ориентирует предпринимателей, хозяйственные и научные организации на создание и быстрое освоение эффективных научно-технологических и организационных нововведений. Жесткие условия борьбы на мировом рынке требуют от современного государства и предпринимателей наличия конкурентоспособной продукции и постоянной работы над научно-техническим сегментом), то на современном этапе развития российской экономики актуальной задачей становится формирование прорывного механизм государственной поддержки инновационного предпринимательства. При этом в связи с динамическими изменениями в самом инновационном процессе должен трансформироваться и весь текущий механизм государственной поддержки инновационного предпринимательства. Закономерно актуализируется необходимость разработки комплексной модели взаимодействия в сфере инноваций крупных корпораций с субъектами малого и среднего предпринимательства при активной поддержке со стороны государства. Только в этом случае возможен реальный сдвиг предпринимательской активности в стране. В каких направлениях они должны приниматься? Во-первых, это непосредственно

создание стратегии. Та стратегия, которая есть сейчас, не может аккумулировать энергию всей страны. Сегодня в России есть проекты, которые называются инновационными, есть даже мода на разговоры об ин-

новациях. Но в итоге каждый, кому не лень говорит об инновациях, зачастую не понимая смысла своих слов, а к инновациям относят те нововведения, которые никому не нужны. После разработки стратегии необходимо создать механизм ее реализации. При нынешнем состоянии административных органов в России о реализации инновационной стратегии говорить не приходится. Поэтому для реального инновационного прорыва требуется фактически параллельная система управления инновациями. Соответствующий опыт есть в США, Европе и Китае. Там созданы специализированные агентства для работы с инновациями – параллельные системы стимулирования науки и технологий. Такую систему нужно созда-

вать и нам. Шаги, предпринятые властями на данный момент, недостаточны  предложение создать при каждом министерстве агентство по инновациям расплодит бюрократию и не более.

Наконец, нужно четко понимать, где у нас «инновационное пекло» – наиболее отсталые и требующие инновационных подходов сферы жизни общества. В России это, в первую очередь, сфера жилищного строительства. Нам необходимо построить огромное количество квадратных метров жилья на душу населения. Сейчас мы строим в три раза меньше, чем нужно.

Причем это должно быть новое, качественное жилье. Также нам  нужна новая система здравоохранения – сейчас в этой сфере делается много, но не достаточно. Медицина должна быть доступной, современной, дешевой, тесно связанной с фармацевтическими инновациями. Есть еще много инновационноемких отраслей: машиностроение, дорожное строительство, но приоритеты очевидны – это увеличение срока и качества жизни россиян. Об этом неоднократно заявлял в своих выступлениях Президент Владимир Путин. Сейчас у нас в стране мужчины живут на 12 лет меньше, чем могли бы жить, а женщины – на 7 лет. И поэтому целью инновационного развития должно быть радикальное увеличение качества жизни россиян, а главный критерий эффективности инноваций – рост продолжительности жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.Агапова Т. А. Макроэкономика : учебник. / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина. М.: Дело и Сервис, 1999. - 416 с.

2. Айвазян С. А. Межстрановой анализ интегральных категорий качества жизни населения (эконометрический подход). — Препринт # ^Р/2001/124, Москва, ЦЭМИ РАН, 2001. 60 с.

3. Аникин А. В. Юность науки Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. / А. Аникин. М.: Прогресс, 1982. — 453 с.

4. Антология экономической  классики / А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. / Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Антология экономической классики М. : Эконов, Ключ, 1993.-475 с.

Юридическая ответственность предпринимательской деятельности