Юридическая ответственность в области охраны и использования земель

Юридическая ответственность в области охраны и использования земель 

    Содержание:

Введение……………………………………………………………………...........3

Глава 1. Основные категории земель в Российской Федерации……………….5

Глава 2. Понятие и основания ответственности в области использования и охраны земель…………………………………………………………………......7

Глава 3. Виды юридической ответственности за земельные правонарушения…………………………………………………………………..9

1.1. Дисциплинарная и материальна ответственность…………………...........10

1.2. Административная ответственность………………………………………13

1.3. Гражданско-правовая……………………………………………………….15

1.4. Уголовная ответственность…………………………………………...........16

Заключение……………………………………………………………………….20

Список  литературы………………………………………………………............23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    В последние годы отмечается заметное ухудшение состояния земель в  России, рост их загрязнения. Научно-технический  прогресс и усиление антропогенного воздействия на земельные ресурсы, безусловно, приводят к обострению экологической ситуации.

    Актуальность данной темы определяется  тем, что негативные изменения качества земель часто происходят вследствие различных нарушений земельного и природоохранного законодательства, допускаемых не только юридическими и физическими лицами, но и органами государственного управления. Добиться сокращения количества земельных правонарушений возможно, помимо иных мер охраны земель, при эффективном применении мер юридической ответственности.

    Так, за последние 25 лет площадь кислых почв увеличилась на 32,1 млн. га, в  том числе пашни - на 21,5; площадь земель, подверженных водной эрозии, - на 28,4, засоленных - на 12,0, заболоченных и переувлажненных - на 20,0 млн. га. Содержание гумуса в почвах России снизилось в среднем на 20%. Статистические данные, касающиеся правонарушений, также свидетельствуют об их стабильно высоком числе. За 1999 г. в России было выявлено около 200 тысяч нарушений земельного законодательства, в 2000 г. - 210 тысяч; в 2001 г. - 200 тысяч; в 2002 г. - приблизительно 150 тысяч нарушений (причем снижение количества выявленных правонарушений в 2002 г. произошло вследствие уменьшения количества проведенных проверок контролирующими органами в связи с переходом к новому законодательству).

    Действующий Земельный кодекс РФ предусматривает  дисциплинарную, административную, уголовную ответственность, возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями как форму гражданско-правовой ответственности, а также прекращение прав на земельные участки как специальную земельно-правовую ответственность.1

    Целью данной контрольной работы является:

    - раскрытие понятия и основания ответственности в области использования и охраны земель

    Для достижения названной цели исследования поставлены следующие задачи:

    - изучить виды юридической ответственности за земельные правонарушения

    Методологическую  основу исследования составляют общетеоретические и диалектические методы научного познания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Основные категории  земель в Российской Федерации

    В зависимости от целевого назначения все земли Российской Федерации подразделяются на следующие категории:

    - земли сельскохозяйственного назначения:

    - земли поселений;

    - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,  информатики, земли для обеспечения  космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

    - земли особо охраняемых территорий  и объектов;

    - земли лесного фонда;

    - земли водного фонда;

    - земли запаса.

    Законом предусматривается, что характер использования  тех или иных земель предопределятся их категорией, т. е. закрепленным в законодательном порядке целевым назначением. Правовой режим земель также определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

    Земельный кодекс РФ определяет, что любой  вид разрешенного использования  из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается лицом самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

    Однако  в некоторых случаях, предусмотренных  земельным законодательством, в  местах традиционного проживания и  хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей может быть установлен особый правовой режим использования земель различных категорий (ст. 7 ЗК РФ).

    Подразделяя земли на различные категории, законодатель особое внимание уделяет землям сельскохозяйственного  назначения. И это не случайно, имея в виду их важнейшую роль как для жизнедеятельности общества, так и для существования государства.

    К землям сельскохозяйственного назначения относятся все земли за чертой поселений, предоставленные для  нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

    В составе этой категории земель выделяются такие их подвиды, как сельскохозяйственные угодья; земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями; земли, занятые  древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений; земли, занятые замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ст. 77 ЗК РФ).

    Согласно  Земельному кодексу РФ (ст. 78) земли  сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения  сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

    Они могут использоваться гражданами, в  том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные  хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; образовательными учреждениями сельскохозяйственного профиля и другими потенциальными субъектами земельных отношений.

    В соответствии с Земельным кодексом РФ и Федеральным законом об обороте  земель сельскохозяйственного назначения, принятым Государственной Думой 26 июня 2002 г., в составе земель сельскохозяйственного назначения приоритет в использовании и охране принадлежит сельскохозяйственным угодьям — пашням, сенокосам, пастбищам, залежам, землям, занятым многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.).2 

    Глава 2. Понятие и основания ответственности в области использования и охраны земель

    В земельном законодательстве институту  ответственности за правонарушения, связанные с охраной и использованием земель, придается большое значение. Об этом свидетельствует, в частности, то, что в Земельном кодексе РФ вопросам ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель посвящена специальная глава под одноименным названием.3

    Для обеспечения рационального использования  и охраны  земель служит юридическая ответственность. Юридическая ответственность в любой отрасли права – явление многогранное и сложное. Как правовой институт ответственность за правонарушения в области использования и охраны земель включает совокупность юридических норм, устанавливающих неблагоприятные последствия и порядок их возложения на правонарушителя.

    ЗК  РФ включает абсолютно новую норму, определяющую основание дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения. Порядок привлечения к такой ответственности устанавливается специальным законодательством (трудовым, законодательством о государственной и муниципальной службе и др.).4

    Необходимость правовой охраны земель закреплена в  Конституции РФ. Согласно ст. 9 Конституции, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов.5

    Привлечение виновного к уголовной или  административной ответственности не освобождает от обязанности устранить земельное правонарушение и возместить причиненный им вред.

    Земельное правонарушение можно определить как виновное противоправное деяние, нарушающее правовые нормы, регулирующие отношения в области использования и охраны земель.6

    В литературе по земельному праву встречаются  различные определения земельного правонарушения. Так, Р.К. Гусев считает, что земельное правонарушение – это виновное противоправное деяние (действие или бездействие), направленное против установленного Конституцией РФ и иным законодательством земельного строя, порядка управления и пользования землей, ее охраны, а также против земельных прав и интересов юридических лиц и граждан.7

    Общим объектом являются отношения в области  использования и охраны земель. В  качестве специальных объектов могут  быть выделены отношения собственности, землевладения, землепользования (например, при самовольном занятии земельного участка); установленный порядок использования и охраны земель (например, при использовании земельного участка не по назначению).8

    Земельное правонарушение, как любое другое правонарушение, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной правонарушения.

    Ответственность за правонарушение может наступать  только при наличии всех четырех  элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность.9

    Объективную сторону образует противоправное деяние, которое выражается в противоправных действиях (например, захламление земель) или в противоправном бездействии (например, невыполнение мероприятий по охране земель).

    Субъектом земельных правонарушений могут быть любые физические (российские, иностранные граждане, лица без гражданства) и юридические лица. Нередко ответственность несут специальные субъекты – должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Субъектами земельных правонарушений являются как «непосредственные» лица, которым земельные участки предоставлены на законном основании (например, при использовании землевладельцем земельного участка способами, приводящими к ухудшению его качества), так и «сторонние» (например, при самовольном занятии земельного участка).

    Субъективная  сторона земельных правонарушений характеризуется виной правонарушителя, т.е. наличием неосторожности или умысла.10

    Статьи 62, 74, 75, 76 Земельного кодекса РФ предусматривают  следующие виды юридической ответственности за земельные правонарушения: дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственности.11 

    Глава 3. Виды юридической ответственности за земельные правонарушения

    Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права, а также нормами соответствующих процессуальных отраслей.

    При этом, в большинстве случаев положения  земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству – Уголовному и Гражданскому кодексам, КОАП.

    Юридическая ответственность – это государственное  принуждение к исполнению требований прав; правоотношение, одна из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной – обществом, государством.

    Юридическая ответственность наступает при  наличии условий, именуемых юридическими и фактическими основаниями:

    – наличие нормы, запрещающей поведение или обязывающей предпринять опр. действие;

    – факт несоблюдения этой нормы;

    – наличие вины правонарушителя;

    – наличие причинно-следственной связи.12 

    1.1. Дисциплинарная и  материальная ответственность.

    Меры  и порядок применения дисциплинарной и материальной ответственности предусмотрены Трудовым кодексом РФ 2001 г. (далее – ТК РФ), а также иными законодательными актами, указанными в ст. 75 Земельного кодекса РФ.

    Согласно  ст. 192 ТК РФ, дисциплинарный проступок представляет собой неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. 13

    В законодательстве отсутствует исчерпывающий  перечень дисциплинарных земельно-правовых проступков, так как вопрос о том, к какому виду отнести проступок, решается в каждом случае конкретно.

    Однако  часто встречающимися на практике дисциплинарными  земельными проступками являются: непринятие эффективных мер по борьбе с сорняками  сельскохозяйственных культур, водной и ветровой эрозией, нарушение правил использования мелиоративных сооружений и агротехнических правил, а также хранения и использования химических удобрений, стимуляторов роста растений, ядохимикатов, которые привели к ухудшению плодородия земель. 14

    Нарушение земельного законодательства может  быть совершено работником предприятия во время трудовых отношений. Имеются в виду случаи, когда нормы трудовой дисциплины работника одновременно являются и нормами земельного законодательства, а нарушение их одновременно является и нарушением трудовой дисциплины. В таких случаях принимаются меры дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответственность регулируется нормами Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) от 30 декабря 2001 г.

    Перечня дисциплинарных правонарушений в законодательстве не содержится. В каждом конкретном случае администрация предприятия принимает решение, привлекать к ответственности работника за совершенное деяние или нет. Наиболее типичные правонарушения могут содержаться в уставе предприятия, правилах внутреннего распорядка и других корпоративных нормах.

    Виды  дисциплинарных взысканий содержатся в ст. 192 ТК РФ. За совершение дисциплинарного  проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

    1) замечание;

    2) выговор;

    3) увольнение.

    До  применения дисциплинарного взыскания  работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника  дать указанное объяснение составляется соответствующий акт.

    Дисциплинарное  взыскание применяется не позднее  одного месяца со дня обнаружения  проступка или шести месяцев  со дня его совершения. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного  взыскания объявляется работнику  под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

    Дисциплинарное  взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

    Отдельно  следует учитывать возмещение ущерба в рамках так называемой материальной ответственности. 15

    Материальная  ответственность – это ответственность, устанавливаемая трудовым, а не гражданским законодательством, работников и должностных лиц, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы по возмещению вреда, причиненного земельным правонарушением. 16

    Материальная  ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия). Работодатель, причинивший ущерб имуществу работника, возмещает этот ущерб в полном объеме. Размер ущерба исчисляется по рыночным ценам, действующим в данной местности на момент возмещения ущерба. При согласии работника ущерб может быть возмещен в натуре. За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка. Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный ущерб в полном размере.

    Главным отличием компенсации ущерба по трудовому  законодательству от гражданско-правовой ответственности заключается в  том, что взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя, а не суда. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке. 17 

    1.2. Административная  ответственность

    Это вид юридической ответственности  нашел наибольшее распространение  в сфере землепользования. 18

    Административным  правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Особенностью административной ответственности является то, что она предусматривается только за формальные правонарушения, т.е. прямо указанные в законе деяния.

    КоАП  РФ, вступивший в силу с 1 июля 2002 г., является исчерпывающим источником составов административных правонарушений на федеральном уровне. В настоящее время установлены следующие составы земельных правонарушений.

    1. Самовольное занятие земельного  участка или использование земельного  участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности (ст. 7.1 КоАП РФ).

    2. Уничтожение межевых знаков границ  земельных участков (ст. 7.2 КоАП РФ).

    3. Самовольное занятие земельного  участка прибрежной защитной  полосы водного объекта, водоохранной  зоны водного объекта либо  зоны (округа) санитарной охраны  источников питьевого и хозяйственно-бытового  водоснабжения (ст. 7.8 КоАП РФ).

    4. Самовольная переуступка права  пользования землей, а также самовольный  обмен земельного участка (ст. 7.10 КоАП РФ).

    5. Незаконный отвод земельных участков  на особо охраняемых землях  историко-культурного назначения (ст. 7.16 КоАП РФ).

    6. Порча земель (ст. 8.6 КоАП РФ).

    7. Невыполнение обязанностей по  рекультивации земель, обязательных  мероприятий по улучшению земель  и охране почв (ст. 8.7 КоАП РФ).

    8. Использование земельных участков  не по целевому назначению, невыполнение  обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8 КоАП РФ).

    9. Нарушение порядка предоставления  в пользование и режима использования  земельных участков и лесов  в водоохранных зонах и прибрежных  полосах водных объектов (ст. 8.12 КоАП РФ). 19 
 
 

    1.3. Гражданско-правовая  ответственность

    Гражданско-правовая (имущественная) ответственность заключается  главным образом в возложении на правонарушителя обязанности  возместить потерпевшей стороне  имущественный и моральный вред, причиненный вследствие земельного правонарушения. 20

    Основная  форма гражданско-правовой ответственности  – возмещение убытков. Причиненный  гражданами и юридическими лицами вред подлежит возмещению в полном объеме во всех случаях (п. 1 ст. 46 ЗК РФ).

    Поскольку земля является не только недвижимостью, но и объектом природы, часто земельные правонарушения наносят ущерб не только конкретным собственникам, землевладельцам, землепользователям, но и окружающей среде (в том числе и земле как части экосистемы).

    Убытки, причиненные земельными правонарушениями, выражаются для отдельных собственников, землевладельцев, землепользователей в порче земельных участков, невозможности использовать их по целевому назначению и др. Размер причиненных убытков доказывает непосредственно лицо, в имущественной сфере которого они возникли.

    Несколько иной порядок (методика) расчета установлен для исчисления ущерба, причиненного земле как природному объекту. Существование  специальной методики связано с  тем, что земля – это часть  окружающей среды, не имеющей экономической стоимости. Особенностью определения размера возмещения убытков (ущерба), причиненных земельными правонарушениями, является применение во многих случаях такс, методик.

    Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. При их отсутствии – в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

    Согласно  п. 3 ст. 76 ЗК РФ приведение земельных  участков в пригодное для использования  состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, сносе зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.21 

    1.4. Уголовная ответственность

    Помимо  административной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой к нарушителям земельного законодательства может применяться уголовная ответственность.22

    Уголовный кодекс РФ содержит следующие составы  преступлений, которые можно отнести  к правонарушениям в области  охраны и использования земель.

    1. Регистрация заведомо незаконных  сделок с землей, если это деяние  совершено из корыстной или  иной личной заинтересованности  должностным лицом с использованием  своего служебного положения  (ст. 170 УК РФ).

    Незаконной  является сделка с землей, совершенная в нарушение положений ГК РФ и требований земельного законодательства. Прежде всего это сделки с землями, которые на основании закона исключены из оборота или ограничены в обороте, если в результате сделки происходит нарушение установленных ограничений.

    2. Искажение учетных данных государственного  земельного кадастра, если это  деяние совершено из корыстной  или иной личной заинтересованности  должностным лицом с использованием  своего служебного положения  (ст. 170 УК РФ).

    Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости (в том числе и земельных участков), осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, в настоящее время регулируются ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

    Государственным кадастровым учетом недвижимого  имущества (кадастровым учетом) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр  недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование  такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений о недвижимом имуществе.

    Искажение сведений о земельном участке, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, влечет за собой уголовную ответственность  по рассматриваемой статье УК РФ.

    3. Умышленное занижение размеров  платежей за землю, если это  деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения (ст. 170 УК РФ).

Юридическая ответственность в области охраны и использования земель