Юридическая ответственность за экологические правонарушения. 5

Титульный лист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 6. Юридическая  ответственность за экологические  правонарушения

Практическая  работа № 1 

 

Время 2 час

Цель практической работы: знать понятие и особенности ответственности за экологические правонарушения, состав экологического правонарушения, а также виды ответственности за экологические правонарушения.

Ожидаемый результат: знать особенности и общие положения об административной, уголовной, дисциплинарной и природно-ресурсной  ответственности за экологические правонарушения, а также приобретение навыков решения спорных вопросов на примере практических заданий  

 

Практические  задания 

 

Задача 1

На территории сельхозпредприятия «Заря» имелось большое количество глины. Сельхозпредприятие для своих  хозяйственных нужд организовало производство кирпича. Излишки кирпича оно  продавало своим работникам, а  также другим хозяйствам.

Правомерны ли действия сельхозпредприятия?

Каков порядок предоставления недр для добычи полезных ископаемых?  

 

 

 Решение задачи.

1. Установление характера правоотношений. Можно различать следующие виды правоотношений:

а) эколого-правовые отношения, возникающие в связи с геологическим   использованием и охраной недр территории РФ;

б) процессуальные отношения, связанные с порядком предоставления недр для добычи полезных ископаемых.

2. Определение круга нормативных актов, подлежащих применению. Исходя из определения характера правоотношения для решения данного спора необходимо использовать следующие группы нормативных правовых актов.

2.1. Закон РФ   "О  недрах", определяющий порядок  предоставления недр для добычи полезных ископаемых

2.2. Федеральный закон  «Об охране окружающей среды», определяющий особенности порядка  предоставления недр для добычи полезных ископаемых, а также устанавливающий круг лиц, имеющих право на  добычу полезных ископаемых.

2.3. Постановление Верховного  Совета РФ от 15.07.1992 N 3314-1 "О порядке  введения в действие Положения  о порядке лицензирования пользования  недрами".

3. Определение  теоретических основ решения  спора. Теоретической основой решения этого спора является   определение правомерности действий сельхозпредприятия, а также порядка предоставления недр для добычи полезных ископаемых

4. Определение круга материалов судебной практики по данной категории споров. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".

5. Обоснование решения спора и ответов на поставленные вопросы. С учетом:

а) определения и уточнения  характера возникших правонарушений;

б) выбора соответствующих  нормативных актов;

в) опираясь на имеющиеся  в теории права взгляды по возникшим  проблемам;

г) руководствуясь подходами  к решению спора, сложившимися в  судебной практике, предлагается следующее  решение возникшего спора.

5.1. Применительно к первому вопросу: Правомерны ли действия сельхозпредприятия?

Под недрами земли понимают верхнюю часть земной коры, в пределах которой возможна добыча полезных ископаемых.

Согласно ст. 4 ФЗ  «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и  иного негативного воздействия  хозяйственной и иной деятельности являются в том числе земли, недра, почвы, а также поверхностные  и подземные воды.

В соответствии с преамбулой Закона   "О недрах" закон регулирует отношения, возникающие в связи  с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных  с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических  минеральных ресурсов.

Как указано в ст. 1.2. Закона   «О недрах», недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное  пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной  собственностью.

Согласно ст. 9. Закона   «О недрах»  пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено  федеральными законами.

Одним из основных требований по рациональному  использованию и охране недр согласно ст. 23 Закона   «О недрах» является соблюдение установленного законодательством  порядка предоставления недр в пользование (на основании лицензии) и недопущение  самовольного пользования недрами.

В соответствии со ст. 11 Закон   «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным  разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с  Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические  и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Таким образом,   действия сельхозпредприятия «Заря»  по добыче глины на  своей  территории  без специального разрешения (лицензии) являются незаконными.

5.2.        Применительно ко второму вопросу: Каков порядок предоставления недр для добычи полезных ископаемых?

Как уже говорилось выше одним из основных требований по рациональному  использованию и охране недр согласно ст. 23 Закона   «О недрах» является соблюдение установленного законодательством  порядка предоставления недр в пользование (на основании лицензии) и недопущение  самовольного пользования недрами.

В соответствии со ст. 11 Закон   «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным  разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с  Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические  и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

В соответствии с п. 2.1. Положения  о порядке лицензирования пользования  недрами (утвержденного  Постановление  Верховного Совета РФ от 15.07.1992 N 3314-1 "О  порядке введения в действие Положения  о порядке лицензирования пользования  недрами") недра в соответствии с Законом   «О недрах» предоставляются  в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование  участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью  в течение установленного срока  при соблюдении им заранее оговоренных  требований и условий.

Согласно п. 2.2. Положения о порядке  лицензирования пользования недрами   предоставление лицензий осуществляется через государственную систему  лицензирования, организационное обеспечение  которой возлагается на Геолком  России и его территориальные  подразделения.

6. Законодательство.     Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды».  Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". Постановление Верховного Совета РФ от 15.07.1992 N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами".

7. Литература. Дудиков М.В. Соотношение права пользования недрами и права собственности на недра // Экологическое право. 2012. N 2. С. 13 - 16. Игнатьева И.А. Изменения в содержании лицензии на пользование недрами: трудности процесса совершенствования // Бизнес, Менеджмент и Право. 2012. N 2. С. 73 - 77. Бринчук М.М. Экологическое право: учебник // СПС КонсультантПлюс. 2008.

 

Задача 2

Гражданин Иванов на предоставленном  ему земельном участке стал добывать и использовать для строительства  дома песок. Кроме того, для своих  хозяйственных и бытовых нужд он пробурил скважину. Поселковая администрация  запретила Иванову осуществлять добычу песка и пользоваться водой  из скважин указав, что для этого  требуется специальное разрешение. Иванов обратился с жалобой к  прокурору.

Какое решение должен вынести  прокурор?

Каков порядок рассмотрения споров по вопросам пользования недрами?

 

Решение задачи.

1. Установление характера правоотношений. Можно различать следующие виды правоотношений:

а) эколого-правовые отношения, возникающие в связи с использованием и охраной недр территории РФ;

б) процессуальные отношения, связанные с порядком рассмотрения споров по вопросам пользования недр для добычи общераспространенных полезных ископаемых.

2. Определение круга нормативных актов, подлежащих применению. Исходя из определения характера правоотношения для решения данного спора необходимо использовать следующие группы нормативных правовых актов.

2.1. Закон РФ   "О  недрах", определяющий порядок  предоставления недр для добычи полезных ископаемых

2.2. Федеральный закон  «Об охране окружающей среды», определяющий особенности порядка  предоставления недр для добычи полезных ископаемых, а также устанавливающий круг лиц, имеющих право на  добычу полезных ископаемых.

3. Определение  теоретических основ решения  спора. Теоретической основой решения этого спора является   определение правомерности действий гражданина Иванова, а также порядка рассмотрения споров по вопросам пользования недрами.

4. Определение круга материалов судебной практики по данной категории споров. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".

5. Обоснование решения спора и ответов на поставленные вопросы. С учетом:

а) определения и уточнения  характера возникших правонарушений;

б) выбора соответствующих  нормативных актов;

в) опираясь на имеющиеся  в теории права взгляды по возникшим  проблемам;

г) руководствуясь подходами  к решению спора, сложившимися в  судебной практике, предлагается следующее  решение возникшего спора.

5.1. Применительно к первому вопросу:  Какое решение должен вынести прокурор?

В соответствии с  Законом  "О  недрах" указанный закон регулирует отношения, возникающие в связи  с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных  с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических  минеральных ресурсов.

Под недрами земли понимают верхнюю часть земной коры, в пределах которой возможна добыча полезных ископаемых.

Согласно ст. 4 ФЗ  «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и  иного негативного воздействия  хозяйственной и иной деятельности являются в том числе земли, недра, почвы, а также поверхностные  и подземные воды.

Как указано в ст. 1.2. Закона   «О недрах», недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное  пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной  собственностью.

Однако следует отметить, что  ст. 19 Закона   «О недрах» дает собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам  и арендаторам земельных участков   право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство  подземных сооружений для своих  нужд на глубину до пяти метров, а  также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации.

Таким образом,   действия гражданина Иванова на предоставленному ему  во временной пользование земельном  участки по добыче песка для строительства  дома, являются правомерными на основании  ст. 19 Закона   «О недрах».

По условиям задачи не указано на какую глубину была пробурена  скважина на участке гражданина Иванова, поэтому его действия в решении  прокурора  в отношении скважины будут признаны неправомерными в  случае, если ее глубина более 5м,  и правомерными, если ее глубина  до 5 м. 

5.2.        Применительно ко второму вопросу: Каков порядок рассмотрения споров по вопросам пользования недрами?

Споры по указанным вопросам, согласно статье 50 Закона «О недрах», разрешаются органами государственной власти, судом или арбитражным судом в соответствии с их полномочиями и в порядке, установленном законодательством. Рассмотрению в суде или арбитражном суде подлежат:

1) финансовые, имущественные  и иные споры, связанные с  пользованием недрами;

2) обжалование решений  органов государственной власти, противоречащих настоящему Закону, в том числе об отказе в  предоставлении лицензии на пользование  недрами или о досрочном прекращении  права пользования недрами;

3) обжалование действий  и решений должностных лиц  и органов, противоречащих настоящему  Закону;

4) обжалование противоречащих  законодательству стандартов (норм, правил) по технологии ведения  работ, связанных с пользованием  недрами, охраной недр и окружающей  среды.

6. Законодательство.     Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды».  Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". Постановление Верховного Совета РФ от 15.07.1992 N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами".

7. Литература. Дудиков М.В. Соотношение права пользования недрами и права собственности на недра // Экологическое право. 2012. N 2. С. 13 - 16. Игнатьева И.А. Изменения в содержании лицензии на пользование недрами: трудности процесса совершенствования // Бизнес, Менеджмент и Право. 2012. N 2. С. 73 - 77. Бринчук М.М. Экологическое право: учебник // СПС КонсультантПлюс. 2008.

 

Задача 3

Группа туристов остановилась на ночлег в лесу. Для сооружения шалаша и разведения костра ими были срублены 6 берез, повреждены другие деревья  и кустарники. На месте ночевки  они оставили битое стекло, банки  и другие бытовые отходы.

Какие правовые нормы по охране природы нарушены ими?

Определите вид ответственности  за совершенные преступления? 

 

Решение задачи.

1. Установление  характера правоотношений. В данном случае рассмотрению подлежат эколого-правовые отношения, связанные с причинением вреда  окружающей среде в результате экологического правонарушения.

2.  Определение круга нормативных актов, подлежащих применению. Исходя из определения характера правоотношения для решения данного спора необходимо использовать следующие группы нормативных правовых актов.

2.1. Федеральный закон  «Об охране окружающей среды», определяющий особенности  вреда,  причиненного экологическим правонарушением.

2.2. Кодекс об административных  правонарушениях РФ, устанавливающий  ответственность за данный вид  правонарушения.

2.3.  Лесной кодекс РФ, устанавливающий ответственность  за нарушения в области лесного  законодательства.

2.4. Постановление Правительства  РФ   "Об утверждении Правил  санитарной безопасности в лесах", устанавливающее правила санитарной  безопасности в лесах.

3.  Определение теоретических основ решения спора. Теоретической основой решения этого спора является правовое определение   нормы по охране природы подлежащих рассмотрению, а также определение вида ответственности за совершенные преступления.

4. Определение круга материалов судебной практики по данной категории споров.  Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 августа 1998 г. № 2568/99.

5.  Обоснование решения спора и ответов на поставленные вопросы. С учетом:

а) определения и уточнения  характера возникших правонарушений;

б) выбора соответствующих  нормативных актов;

в) опираясь на имеющиеся  в теории права взгляды по возникшим  проблемам;

г) руководствуясь подходами  к решению спора, сложившимися в  арбитражной практике, предлагается следующее решение возникшего спора.

5.1. Применительно к первому вопросу: Какие правовые нормы по охране природы нарушены ими?

Основываясь на условиях задачи можно сделать вывод, что группа туристов нарушила ст.  8.25 КоАП РФ (Нарушение  правил использования лесов), т.е. осуществила  нарушение правил заготовки древесины, ст.  8.31 КоАП РФ (Нарушение правил санитарной безопасности в лесах), т.е. группа туристов нарушила правила санитарной безопасности в лесах, п. 2 ст. 11 (т.е. нарушили обязанность граждан соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами) и п. 4 ст. 30 (граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений) Лесного Кодекса РФ, а также п. 39   Постановление Правительства РФ от 29.06.2007 N 414 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах", согласно которому при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

5.2.        Применительно ко второму вопросу: Определите вид ответственности за совершенные преступления?

В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих такую ответственность, различаются:

  • Дисциплинарная ответственность — Заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих трудовых или служебных обязанностей властью руководителя. Основные нормативно-правовые акты в Российской Федерации — Трудовой кодекс, Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил, Дисциплинарный Устав Органов Внутренних Дел.
  • Административная ответственность — Применение органами исполнительной власти мер воздействия к виновным лицам. Основной нормативно-правовой акт — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках административной ответственности выделяют собственно административную, а также финансовую, налоговую ответственность и другие.
  • Гражданско-правовая ответственность — Вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Основной нормативный акт — Гражданский кодекс Российской Федерации.
  • Уголовная ответственность — Применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Единственный нормативный акт, устанавливающий уголовную ответственность — Уголовный кодекс Российской Федерации.
  • Материальная ответственность — Заключается в возмещении имущественного вреда, причиненного в результате неправомерных действий при исполнении трудовых обязанностей. Материальную ответственность несут работники за ущерб, причиненный предприятию, организации, учреждению, а также предприятия, учреждения, организации за ущерб, причиненный работникам увечьем или иным повреждением здоровья.

Так как ранее мы уже  определили нормы КоАП РФ, которые  были нарушены туристами в результате их неправомерных действий, то следовательно  будет применяться административная ответственность.

6. Законодательство.    № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды». "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ.Постановление Правительства РФ от 29.06.2007 N 414 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах"

7. Литература.  Оленина Т.Ю. Правовые проблемы применения административной ответственности за правонарушения в сфере использования и охраны лесов в России // Российская юстиция. 2013. N 3. С. 65 - 66.   Романов В.)Административная и уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства//"Российская юстиция", N 5, 1998. Блинников Р.В.)Ответственность в сфере землепользования и лесопользования на землях лесного фонда //"Безопасность бизнеса", 2007, N 3.

 

Задача 4

При заседании на сессии Городской Думы рассматривали вопросы  о состоянии охраны окружающей среды  в городе, и руководители предприятий  усомнились в правомочности Городской  Думы контролировать их природоохранную  работу. Они обратились за разъяснением к прокурору.

Какое разъяснение должен дать прокурор города?

 

Решение задачи.

1. Установление  характера правоотношений. Можно различить   эколого-правовые отношения, касающиеся круга полномочий Городской Думы.

2.Определение  круга нормативных актов, подлежащих  применению. Исходя из определения характера правоотношения для решения данного спора необходимо использовать следующие группы нормативных правовых актов.

Федеральный закон «Об  охране окружающей среды», определяющий особенности возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением, а  также устанавливающий круг лиц, имеющих право на обращение с  иском о возмещении вреда, причиненного экологическими правонарушениями.

3. Определение  теоретических основ решения  спора. Теоретической основой решения этого спора является правовое определение круга полномочий

4.  Обоснование решения спора и ответов на поставленные вопросы. С учетом:

а) определения и уточнения  характера возникших правонарушений;

б) выбора соответствующих  нормативных актов;

в) опираясь на имеющиеся  в теории права взгляды по возникшим  проблемам;

г) руководствуясь подходами  к решению спора, сложившимися в  арбитражной практике, предлагается следующее решение возникшего спора.

5. Применительно к   вопросу: Какое разъяснение должен дать прокурор города?

Городская дума является представительным органом местного самоуправления. Статья 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» регламентирует полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Так, п. 3 указанной статьи относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Организация мероприятий  по охране окружающей среде в границах городского округа не возможно без  рассмотрения вопросов о состоянии  охраны окружающей среды в городе, следовательно депутаты  Городской  Думы при заседании на сессии имели  право рассматривать вопросы  о состоянии охраны окружающей среды.

6. Законодательство.  Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ №Об охране окружающей среды». 

7. Литература.  Анисимов А.П., Алексеев А.П. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды: вопросы классификации//"Конституционное и муниципальное право", N 2, 2003. Васильева М.И. Природоохранные полномочия органов местного самоуправления: проблемы реализации и правового регулирования //"Конституционное и муниципальное право", 2008, N 19.

 

Задача 5

При разработке плана развития города городской администрацией по охране окружающей среды возникли ряд  вопросов:

Каковы основные направления  их деятельности в области охраны природы?

Какие государственные органы и общественные организации осуществляют контроль за состоянием окружающей среды?

 

Решение задачи.

1.  Установление характера правоотношений. Можно выделить эколого-правовые отношения, связанные определением основных направлений деятельности органов государственной власти в области охраны окружающей среды.

2.  Определение круга нормативных актов, подлежащих применению. Исходя из определения характера правоотношения для решения данного спора необходимо использовать следующие группы нормативных правовых актов.

2.1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды», определяющий особенности возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением, а также устанавливающий круг лиц, имеющих право на обращение с иском о возмещении вреда, причиненного экологическими правонарушениями.

2.2. Федеральный закон  "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации"

3. Определение  теоретических основ решения  спора. Теоретической основой решения этого спора является  определение круга органов государственной власти осуществляющих контроль в области охраны окружающей среды. 

4. Обоснование решения спора и ответов на поставленные вопросы. С учетом:

 а) определения и  уточнения характера возникших  правонарушений;

б) выбора соответствующих  нормативных актов;

в) опираясь на имеющиеся  в теории права взгляды по возникшим  проблемам;

г) руководствуясь подходами  к решению спора, сложившимися в  арбитражной практике, предлагается следующее решение возникшего спора.

5.1.Применительно к первому вопросу: Каковы основные направления их деятельности в области охраны природы?

Анализируя  ст. 3 ФЗ «Об  охране окружающей среды» можно выделить следующие направления деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации  в сфере отношений, связанных  с охраной окружающей среды, относятся:

- соблюдение права человека  на благоприятную окружающую  среду;

- научно обоснованное  сочетание экологических, экономических  и социальных интересов человека, общества и государства в целях  обеспечения устойчивого развития  и благоприятной окружающей среды;

- охрана, воспроизводство  и рациональное использование  природных ресурсов как необходимые  условия обеспечения благоприятной  окружающей среды и экологической  безопасности;

-   контроль в области  охраны окружающей среды и  др.

5.2. Применительно  ко второму вопросу: Какие государственные органы и общественные организации осуществляют контроль за состоянием окружающей среды?

Согласно ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»  контроль в области  охраны окружающей среды (экологический  контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области  охраны окружающей среды, обеспечение  соблюдения субъектами хозяйственной  и иной деятельности требований, в  том числе нормативов и нормативных  документов, в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 8 ФЗ «Об охране окружающей среды» государственное  управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными  в порядке, установленном Конституцией РФ  и ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения. 5