Юридическая ответственность за экологические правонарушения. 2. 2

Титульный лист

Контрольная работа

по Экологическому праву на тему:

Юридическая ответственность за экологические  правонарушения: понятие, виды, основания привлечения к юридической ответственности, источники правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………......3

§ 1. Понятие и основания привлечения к юридической ответственности за экологические правонарушения…………………………………………………………………..5

§ 2. Виды и содержание юридической ответственности за экологические правонарушения…………………………………………………………………11

§ 3. Источники правового регулирования юридической ответственности за экологические правонарушения ……………………………………………….16

Заключение ……………………………………………………………………...17

Список использованной литературы…………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных  и природно-антропогенных объектов.1 Таким образом, исходя из определения природы, становится понятно, что все, что находится вокруг нас, является природой. Немаловажным фактом является и то, что можно выявить закономерность - человечество зависит от природы настолько, насколько и природа зависит от деятельности человечества. На современном этапе развития общества мировые природные ресурсы и запасы добываются и перерабатываются для поддержания условий созданных для жизнедеятельности человечества, тем самым истощаются недра земли, наземные насаждения, а также в ходе добычи природных ископаемых, их переработки, разработки новых месторождений и в процессе обеспечения комфортного проживания людей происходят глобальные процессы загрязнения окружающей среды. На современном этапе человечество пытается разработать программы по сохранению экологического состояния всей планеты, в них входят и строительство всевозможных очистных сооружений и переход на альтернативные способы выработки энергии направленные на сокращение вредных выбросов в природную среду. Проблемы состояния современной экосистемы беспокоят уже не только ученых, глав государств, представителей общественных организаций отстаивающих природные ресурсы от губительного воздействия, но и  каждый человек старается задумываться какую пищу он употребляет, каким воздухом дышит, в каких условиях проживает, а самое главное в каких условиях придется проживать его детям. На земном шаре осталось очень мало мест с нетронутой природой, где экосистема не почувствовала губительного влияния научно-технического прогресса. Забота о природе это обязанность каждого по отдельности, если сами люди будут относиться безразлично к состоянию окружающей среды то это неминуемо приведет к глобальным необратимым процессам. В мире существует множество международных ассоциаций, деятельность которых заключается в контроле за состоянием окружающей среды, разработке  мировых стандартов которым должны соответствовать промышленные предприятия занимающиеся производством в результате которого происходит загрязнение окружающей среды, установке максимально разрешенного количества выброса отходов с учетом многих факторов одним из которых является площадь территории государства. Что касаемо внутригосударственной деятельности направленной на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий, то  в каждой стране существует  законодательство регулирующее данные общественные отношения. Российская Федерация не является исключением, в российском законодательстве существует множество нормативно-правовых актов регулирующих данную сферу сохранения природных богатств, которых в России огромное количество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Понятие  юридической ответственности за экологические правонарушения

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.

Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований. При этом важно иметь в виду, что юридическая ответственность не является единственным инструментом принуждения к исполнению экологических требований в механизме экологического права. С учетом специфики функций этого механизма такую роль играют также государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический контроль, в определенной мере - экономические меры (например, платежи за негативные воздействия на окружающую среду).

Ответственность за экологические правонарушения выполняет  ряд основных функций:

- стимулирующую  к соблюдению норм экологического  права;

- превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;

- компенсационную,  направленную на возмещение потерь  в природной среде и возмещение  вреда здоровью человека;

- карательную,  заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического  правонарушения.

Основанием  возложения юридической ответственности в рассматриваемой сфере служит экологическое правонарушение. Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований. При этом важно иметь в виду, что юридическая ответственность не является единственным инструментом принуждения к исполнению экологических требований в механизме экологического права. С учетом специфики функций этого механизма такую роль играют также государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический контроль, в определенной мере - экономические меры (например, платежи за негативные воздействия на окружающую среду).

Об особом месте  юридической ответственности в  механизме обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды свидетельствует роль санкции в структуре эколого-правовой нормы. В соответствии с общей теорией права норма права, являющаяся первичной ячейкой экологического права, состоит из трех взаимосвязанных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции. Санкция - это элемент правовой нормы, в котором определяются меры государственного и иного взыскания, применяемые к нарушителю предусмотренного диспозицией правила. Таким образом, санкция является мерой юридической ответственности за экологическое правонарушение. При отсутствии санкции фактически отсутствует правовая норма. Отсутствие санкций обрекает экологическое требование на бездействие.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет  ряд основных функций:

- стимулирующую  к соблюдению норм экологического  права;

- превентивную, обеспечивающую предупреждение  новых правонарушений;

- компенсационную,  направленную на возмещение потерь  в природной среде и возмещение  вреда здоровью человека;

- карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Основанием  возложения юридической ответственности  в рассматриваемой сфере служит экологическое правонарушение2.

Впервые легитимное определение понятия экологического правонарушения содержалось в ныне утратившем силу Законе РФ от 19.12.1991 г. «Об охране окружающей природной среды», согласно ст. 81 которого экологическое правонарушение представляет собой виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. К сожалению, в ныне действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» такое понятие отсутствует.

В литературе по экологическому праву употребляются  несколько определений данного термина.

А.П. Анисимов предлагает следующее определение экологического правонарушения – это запрещенное эколого-правовыми нормами РФ и субъектов РФ под угрозой применения мер юридической ответственности виновное деяние, посягающее на конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, в том числе причиняющее вред природной среде (отдельным ее элементам), либо содержащее реальную угрозу его причинения.3

Экологическому  правонарушению присущи следующие признаки4:

– вина (при  причинении вреда источником повышенной опасности вина не учитывается – ст. 1079 Гражданского кодекса РФ);

– противоправность (нарушение Закона «Об охране окружающей среды» и иных законодательных актов  России и субъектов Федерации);

– наказуемость (наличие санкций за нарушение нормативных правовых актов, налагаемых уполномоченными органами (лицами));

– общественная опасность (вредоносность) – причинение либо создание реальной угрозы причинения вреда окружающей среде и здоровью, имуществу человека;

– деяние (действие либо бездействие);

– деликтоспособность правонарушителя5.

В соответствии с общей теорией права экологическое  правонарушение по своей структуре  состоит из объекта, субъекта, объективной  и субъективной сторон.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

а) противоправность поведения;

б) причинение или  реальная угроза причинения экологического вреда либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;

в) причинная  связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Субъектами  экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией.

Состав субъектов  варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности  являются должностные лица и работники предприятий, уголовной - должностные лица и граждане, административной - юридические лица, должностные лица и граждане.

В соответствии с действующим законодательством  административная и уголовная ответственность  физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную - с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере.

Субъективная  сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность. Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, то есть не в установленном для этого месте). Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РФ вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем (ст. 1083).

В то же время  в природоохранительной практике, как  уже отмечалось, может иметь место  безвиновная (абсолютная) ответственность - за вред, причиненный источником повышенной опасности. Возмещение такого вреда  регламентируется ст. 1079 ГК РФ.

Одни экологические  правонарушения могут быть совершены  при любой форме вины (например, правонарушения, последствиями которых  является загрязнение атмосферного воздуха или вод), другие - только при умышленной форме вины (незаконная охота или рыбная ловля), третьи - по неосторожности (например, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Виды и содержание юридической ответственности за экологические правонарушения

Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит, прежде всего, от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст. 75) устанавливает 4 вида ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды: имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную.

Дисциплинарная  ответственность наступает за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения как самостоятельный вид юридической ответственности предусмотрена трудовым законодательством и наступает у работника, должностного лица за совершаемый им дисциплинарный проступок.

Под дисциплинарным проступком понимается противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение работником своих трудовых обязанностей, связанных с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. При этом к такого рода производственной, хозяйственной, научной и иной деятельности предъявляются дополнительные требования по соблюдению норм экологического законодательства6.

Виды дисциплинарных взысканий  за дисциплинарные проступки установлены  ст. 92 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (от 25.11.2009 N 267-ФЗ). За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Возможно лишение премий и других материальных поощрений, которое работодатель имеет право применять по соответствующим основаниям.

Дисциплинарная ответственность  наступает только за дисциплинарный проступок, совершенный работником в процессе своей трудовой деятельности при исполнении им своих трудовых обязанностей. Порядок наложения  дисциплинарных взысканий регламентируется ст. 193 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ). Наложение дисциплинарного взыскания не исключает возможности применения более строгих видов ответственности при наличии правовых оснований – административной, уголовной, гражданско-правовой.

Материальная  ответственность заключается в обязанности работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприятию, организации в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей.

Для привлечения работника к материальной ответственности необходимы следующие условия ее наступления:

1) причинение работником  прямого действительного ущерба. Неполученные доходы (улучшенная  выгода) взысканию с работника  не подлежат (ст. 238 ТК РФ);

2) противоправное  поведение (действие или бездействие) работника;

3) вина (умысел или неосторожность) работника при причинении ущерба;

4) наличие причинной связи  между поведением работника и  наступившим ущербом.

Наличие всех четырех  перечисленных условий дает право  работодателю привлечь работника к  материальной ответственности. Трудовое законодательство устанавливает для  работника два вида материальной ответственности: ограниченную, которая  выражается в обязанности работника возместить причиненный ущерб, но в пределах не более своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ) и полную, только случаях, указанных в ст. 243 ТК РФ7.

Административная  ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение административного экологического правонарушения. Под экологическим правонарушением признается посягающее на экологический правопорядок, экологические права и свободы граждан, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием и охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (или бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность8.

Применение административной ответственности регулируется как природоохранительным законодательством, так и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Закон «Об охране окружающей среды» расширил перечень составов экологических правонарушений, при совершении которых виновные должностные, физические и юридические лица несут административную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Административные экологические правонарушения в Кодексе РФ об административных правонарушениях сформулированы в области охраны собственности (глава 7), в области охраны окружающей природной среды и природопользования (глава 8) и в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (глава 10). Законодательство РФ об административных правонарушениях выделяет следующие виды административных наказаний (ст. 3.2. КоАП РФ):

1) предупреждение;

2) административный  штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация  орудия совершения или предмета  административного правонарушения;

5) лишение специального  права (управление транспортным  средством, охоты);

6) административный  арест;

7) административное  выдворение за пределы РФ иностранного  гражданина или лица без гражданства (ст. 3.2 КоАП РФ);

8) дисквалификация.

За административные правонарушения в экологической  сфере, согласно КоАП РФ применяются санкции пунктов 1-5.

Привлечение к административной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного экологического или экогенного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с законодательством в бюджет или на специальные счета экологических фондов.

Уголовная ответственность представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности, заключающейся в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного УК РФ. К уголовной ответственности могут быть привлечены деликтоспособные физические лица только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена их вина (ст. 5 УК РФ). Уголовная ответственность начинается с момента вступления в силу обвинительного приговора суда и реализуется в отбытии наказания, назначенного судом. В соответствии со ст. 8 УК РФ, основанием к наступлению уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки преступления, предусмотренного УК РФ. Экологическое преступление представляет собой предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территорий, состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, уничтожению, повреждению объектов9.

Экологическим преступлениям посвящена гл. 26 Уголовного кодекса РФ, в которой сформулированы 17 составов экологических преступлений.

Составы экологических  преступлений, с точки зрения выполняемых  ими функций, разделяют на три  категории: специальные экологические  составы, смежные и дополнительные10.

При рассмотрении уголовных дел, возникших в связи  с нарушением экологического законодательства, необходимо отграничивать экологические преступления от экологических проступков, т.е. виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена административная ответственность. В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба.

Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред в результате нарушения правовых экологических требований11.

Гражданско-правовая ответственность может возлагаться  на правонарушителя наряду с применением  мер дисциплинарного, административного  и уголовного воздействия. Общие положения о возмещении вреда, в том числе и экологического, содержатся в гражданском законодательстве (в частности, глава 59 Гражданского кодекса РФ (ГКРФ)), а порядок его возмещения регулируется Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ) и Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ). По мнению М.М. Бринчука8, гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения заключается, главным образом, в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований. Ст. 1064 (п. 1) ГК РФ содержит общее правило о том, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

 

§ 3. Источники  правового регулирования юридической      ответственности за экологические правонарушения

Источники экологического права как совокупность нормативно-правовых актов, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические общественные отношения (отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы). К источникам любой отрасли права, в том числе и экологического, предъявляются следующие основные требования:

– они должны иметь установленную законом  документальную форму (Федеральный закон, Указ Президента, Постановление Правительства и т.д.);

– они должны быть приняты уполномоченными на то органами государства или иными органами и организациями, которые полномочны их принимать (Президент РФ, министерства и ведомства, органы местного самоуправления и др.);

– они должны быть приняты в условиях установленной  законом процедуры (Конституция  РФ, федеральный конституционный  закон, обычный федеральный закон, регистрация ведомственных актов  в Минюсте РФ и т.д.);

– они должны иметь нормативный характер и распространяться на неопределенный круг субъектов правоотношений и др.

В то же время, источники  экологического права имеют и  свои особенности. К числу таких особенностей В.В. Петров относит12:

– значительный «вес» среди них имеют законы по сравнению с другими формами права;

– наличие среди  них большого числа так называемых «экологизированных» нормативных  актов, т.е. актов других отраслей права, содержащих различные экологические  требования и предписания (например, Уголовный кодекс РФ, предусматривающий уголовную ответственность за экологические преступления, и др.);

– значительная роль среди них принадлежит международно-правовым актам, которые регулируют внутренние экологические правоотношения на основе примата (преимущества) международного права. Эта особенность обусловлена необходимостью международно-правового сотрудничества в данной области, поскольку отдельные государства не в состоянии решить многие экологические проблемы (например, глобальное потепление, истощение озонового слоя атмосферы и др.), замыкаясь в своих национальных границах. Существует ряд классификаций источников экологического права, многие из которых являются универсальными.

Так, по юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. К законам относятся нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти (Федеральным собранием РФ и законодательными органами власти субъектов РФ). Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными. К последним относятся акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.

По территории действия нормативные правовые акты делятся на федеральные, акты субъектов РФ (региональные), местные (акты органов местного самоуправления) и локальные правовые акты (например, Устав предприятия и др.).

По предмету регулирования различают общие и специальные нормативные правовые акты. Предметом регулирования общих актов являются как экологические, так и иные общественные отношения.

К таким актам  относятся, в частности, Конституция  РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ. В отличие от них, специальные акты охватывают исключительно или в основном экологические правоотношения (Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Лесной кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др.).

По характеру  правового регулирования выделяют материальные и процессуальные нормативные правовые акты.

Нормативные правовые акты материального характера – это акты, содержащие материальные эколого-правовые нормы, которые устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений (Федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об отходах производства и потребления» и др.). Акты процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Материальные нормы экологического права могут быть реализованы только посредством осуществления последовательного ряда определенных действий, которые и регулируются процессуальными актами. К актам процессуального характера относятся, например, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и др. Материальные и процессуальные нормы в сфере природопользования и охраны окружающей среды часто предусматриваются в одних и тех же актах (например, в Земельном кодексе РФ и других актах).

Наконец, в зависимости  от сферы применения условно можно выделить природоохранные и природоресурсные нормативные правовые акты. Природоохранные акты регулируют отношения в области охраны окружающей среды и природных объектов (Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об охране озера Байкал», «Об экологической экспертизе» и др.). Предметом регулирования природоресурсных актов являются, прежде всего, отношения по использованию природных ресурсов, хотя в них одновременно содержатся и нормы по охране природных ресурсов (Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и др.)13

 

Заключение

В заключении можно отметить, что с каждым годом число экологических правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации,  причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.

Всё это диктует  необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствует о том, что только силами природоохранных и контролирующих органов остановить разрушительное и губительное влияние на экологическую обстановку невозможно.