Юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ  ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИМ. В.В.ЛУКЬЯНОВА»

 

 

 

Кафедра гражданско-правовых и экономических дисциплин

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По экологическому праву

 

Тема № 5: «Юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Выполнила: курсант 2 «Б» курса

205 учебной группы

                                     рядовой  полиции

                                     Сапелкина Юлия Андреевна

 

 

Орел – 2013

 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………….. 3

 

  1. Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения……………………………………………………………4-7

 

  1. Особенность административной ответственности за экологические правонарушения……………………………………………………………8-12

 

  1. Особенность дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения…………………………………………………………..13-15

 

  1. Деятельность ОВД по привлечению к ответственности лиц, совершающих экологические правонарушения…………………………………………16-19

 

 

Заключение………………………………………………………………..20

 

Решение задачи…………………………………………………………... 21

 

Список использованной литературы и нормативных правовых актов........................................................................................................................22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Об особом месте юридической  ответственности в механизме  обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды свидетельствует роль санкции в структуре эколого-правовой нормы. В соответствии с общей теорией права норма права, является первичной ячейкой экологического права, состоит из трех взаимосвязанных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции. Санкция — это элемент правовой нормы, в котором определяются меры государственного и иного взыскания.

Посредством применения юридической ответственности реализуется  государственное принуждение к исполнению экологических требований. При этом следует иметь в виду, что юридическая ответственность не является единственным инструментом принуждения к исполнению экологических требований в механизме права окружающей среды. С учетом специфики функций этого механизма такую роль играют также государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический контроль, в определенной мере — экономические меры (например, платежи за загрязнение окружающей среды). Важную роль в привлечении к ответственности за экологические правонарушения играют ОВД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения.

 

Юридическая ответственность  за экологические правонарушения и  преступления - есть лишь одна из форм обеспечения экологической безопасности населения, охраны природной среды и рационального использования ее ресурсов. Она осуществляется наряду с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными, образовательными мерами, мерами по возмещению причиненного природе или здоровью человека вреда и иными.

В комплексном виде законодательное  закрепление ответственности по экологическому праву произведено в главе 14 ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды".1

Она предусматривает, что  за экологические правонарушения должностные  лица и граждане несут дисциплинарную, материальную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую в соответствии с названным законом и иными законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов.

К законодательным актам, содержащим общие положения об ответственности  правонарушителей, относится, например, федеральное природоохранительное законодательство:

  • ФЗ РФ "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.
  • ФЗ РФ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г.
  • ФЗ РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г.
  • "Земельный Кодекс РФ от 25 октября 2001 г.
  • Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г.
  • ФЗ РФ "О животном мире" от 24 апреля 1995 г.1
  • ФЗ РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. и др.

 

Статьей 6 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР (КоАП) субъекты Федерации, в частности, наделены правом устанавливать административную ответственность за нарушение: правил охоты и рыболовства; правил осуществления других видов пользования животным миром; решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями; правил по карантину животных; ветеринарных правил.2

В соответствии со ст. ст. 71, 72 Конституции РФ принятие норм уголовного, уголовно-исполнительного, гражданского права относится к ведению  Федерации.3

Административное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей природной среды находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Эти обстоятельства следует  принимать во внимание при решении  вопросов о юридической ответственности  за экологические правонарушения.

Задачами юридической ответственности за экологические правонарушения являются: защита общественных отношений в сфере экологии; наказание правонарушителя; предупреждение совершения им новых правонарушений (частное предупреждение) и правонарушений со стороны других граждан (общее предупреждение); воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.

Ответственность за экологические  правонарушения основана на принципах  законности, равенства граждан перед  законом, виновной ответственности (за исключением обязанности по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности, в порядке реализации гражданско-правовой ответственности), справедливости, гуманизма, дифференцированного ее возложения, экономии мер государственного принуждения.

Как указывалось, деяние – объективное основание юридической ответственности, формальным основанием выступает правовая норма, закрепляющая признаки данного правонарушения, а вина служит субъективным основанием.

Однако выделение нормы, вины и деяния в качестве оснований в известной мере условно, т.к. даже в совокупности их недостаточно для реального привлечения правонарушителя к ответственности. Поэтому единственным и достаточным юридическим основанием ответственности является наличие в деянии правонарушителя предусмотренного нормами права состава экологического правонарушения.

В ФЗ РФ "Об охране окружающей природной среды" экологическое правонарушение определяется как виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среды и здоровью человека.

Данное определение  содержит основные отличительные признаки экологического правонарушения, но имеет  ряд недостатков. В нем указаны  не все признаки правонарушения; имеет  место тавтология (противоправное деяние, нарушающее законодательство); перечислены не все социальные ценности, составляющие предмет экологических правоотношений, которым причиняется вред; в качестве систематизирующего признака взяты последствия, а не объект правонарушения.

Последствия же не входят в элементный состав экологического отношения, охраняемого законом, и не позволяют разграничить экологические и иные правонарушения (хозяйственные, против собственности, против здоровья, должностные и т.д.).

Более удачным представляется определение экологического правонарушения как общественно опасного, виновного, запрещенного законодательством под угрозой наказания деяния (действия или бездействия), направленного на причинение вреда отношениям в сфере экологии. Состав экологического правонарушения (как и любого другого) включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенность административной ответственности за экологические правонарушения.

 

Административная ответственность  за экологические правонарушения применяется уполномоченным на то органом исполнительной власти государства, должностным лицом соответствующего государственного органа или судом (в проекте нового КоАП РФ - мировым судьей или судом).

За совершение экологических административных правонарушений могут применяться: предупреждение, штраф, конфискация орудия совершения правонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ в ст. 2.1 под административным правонарушением признает противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.4

Данное определение  является существенным, поскольку не допускает на федеральном уровне никаких иных законодательных актов, устанавливающих административную ответственность. Актуально это и для экологического законодательства, так как в ряде федеральных законов ранее устанавливалась (например, в ст. 36 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях») или допускалась (ст. 55 Федерального закона «О животном мире», ст. 30 Федерального закона «Об экологической экспертизе», ст. 49 Закона РФ «О недрах») административная ответственность за совершение экологических правонарушений в конкретных сферах.

С 1 июля 2002 г. на федеральном уровне административная ответственность за экологические правонарушения наступает только в соответствии с нормами КоАП РФ и, прежде всего, главой 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования». Как показывает анализ ряда процессуальных норм Кодекса, экологические правонарушения относятся законодателем к группе квалифицированных, совершение которых преследуется более жестко, нежели правонарушения в иных сферах.

Так, статья 2.5 Кодекса предусматривает, что военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, а также сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ и таможенных органов в большинстве случаев совершения административных правонарушений несут ответственность в дисциплинарном порядке. Однако за отдельные административные проступки, к числу которых отнесены и нарушения законодательства об охране окружающей среды, перечисленные лица отвечают на общих основаниях, то есть несут административную ответственность.

Здесь необходимо учитывать  то обстоятельство, что согласно ст. 72 Конституции РФ природоохранное законодательство, а равно и административное законодательство относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это допускает, что региональные органы представительной власти вправе устанавливать своими законами административную ответственность за экологические правонарушения, не охваченные КоАП РФ. В этой связи важно определиться, может ли норма ст. 2.5 Кодекса распространяться на нарушителей таких законов субъектов Российской Федерации.

Представляется, что это  возможно, поскольку в названной  статье идет простое перечисление законодательства без указания на его уровень. Таким образом, упомянутые выше лица, отвечающие в большинстве случаев за совершение административных правонарушений в дисциплинарном порядке, при наличии в их деяниях признаков нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, наказуемого как нормами КоАП РФ, так и статьями региональных законов, будут преследоваться органами административной юрисдикции соответствующего уровня в рамках установленных санкций (Правда, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, фактически не подлежат ответственности, поскольку согласно той же ст. 2.5 КоАП РФ на них не может быть наложен административный штраф, являющийся основной санкцией за совершение проступков рассматриваемой категории).

Следующей нормой, содержащей обособленный подход законодателя к правонарушителям, является ст. 3.5 КоАП РФ, часть 3 которой предусматривает наложение штрафа в повышенном размере на нарушителей, в том числе и законодательства об охране окружающей природной среды.

Если при общем подходе к правонарушителям размер штрафа на физических лиц не может превышать 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), на должностных лиц - 50 МРОТ и юридических лиц - 1000 МРОТ, то нарушители природоохранного законодательства - должностные и юридические лица могут наказываться соответственно до 200 МРОТ и 5000 МРОТ. Здесь опять-таки необходимо принимать во внимание двухуровневую систему законодательства об административных правонарушениях. Анализ приведенной нормы ст. 3.5 Кодекса, где присутствует четкая формулировка «законодательство Российской Федерации» дает основания считать, что повышенный размер штрафа может налагаться только на те проступки, ответственность за которые наступает в соответствии с нормами главы 8 КоАП РФ.

Изучение размеров санкций всех 40 статей главы 8 Кодекса позволяет говорить о том; что федеральный законодатель не особенно стремился развить в ней нормы ст. 3.5 КоАП РФ о повышенном размере штрафа. Как правило, за совершение проступков в области охраны окружающей среды и природопользования должностные лица могут быть наказаны в диапазоне от 10 до 40 минимальных МРОТ, юридические лица соответственно от 200 до 400 МРОТ. Достаточно сказать, что максимальный размер штрафа даже для неквалифицированных составов правонарушений (50 МРОТ) может быть наложен на должностных лиц за совершение экологических проступков только в шести случаях (ст. 8.4, 8.10, 8.12, 8.13, 8.21 и 8.31 КоАП РФ). Для юридических лиц размере до 1000 МРОТ вообще предусмотрен лишь в ст. 8.10 Кодекса (нарушение требований по рациональному использованию недр).

Вместе с тем, особняком  выделяются ст. 8.17-8.19 КоАП РФ, в которых  законодатель все-таки реализовал нормы ст. 3.5 КоАП. Особенность установления повышенной ответственности заключается в том, что такие правонарушения должны быть совершены во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации, то есть речь идет о защите как экологических интересов государства, так и интересов внешнеэкономического и даже оборонного значения.

Что касается граждан, то в отношении них применение максимального размера штрафа возможно лишь при совершении проступков наказуемых по ст. 8.13 (нарушение правил охраны водных объектов), ст. 8.21 (нарушение правил охраны атмосферного воздуха) и ст. 8.31 (нарушение требований к охране лесов) КоАП РФ.

Еще одной нормой в Кодексе, где прослеживается квалифицированный  подход законодателя, является ст. 4.5, устанавливающая  сроки давности привлечения к  ответственности. При общем двухмесячном сроке привлечения к ответственности со дня совершения административного правонарушения или обнаружения длящегося проступка, за нарушение, в том числе и законодательства об охране окружающей природной среды нарушитель может быть привлечен к ответственности в течение одного года. Четкая формулировка в части 1 названной статьи «законодательство Российской Федерации» позволяет отнести возможность осуществления столь длительной процедуры преследования только к нарушителям КоАП РФ.

Говоря об осуществлении административного  преследования лиц, нарушающих нормы КоАП РФ, следует отметить, что правом возбуждать дела об административных правонарушениях и налагать взыскания за их совершение помимо судей, в том числе мировых, обладают лишь должностные лица соответствующих федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов в субъектах Российской Федерации, городах и районах. В свою очередь нарушение статей законов субъектов Российской Федерации, устанавливающих административную ответственность за совершение экологических проступков, будет преследоваться специально уполномоченными на то региональными органами, а в строго установленных законом случаях и муниципальными органами. Здесь немаловажным является вопрос о пределах использования такими должностными лицами положений Кодекса о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.5

Часть 3 ст. 2.1 КоАП РФ устанавливает, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Здесь, как представляется, законодателем применен недопустимый подход, поскольку не может быть соисполнительства между физическим и юридическим лицом, тем более при совершении преступления.

 

 

 

 

3. Особенность  дисциплинарной ответственности  за экологические правонарушения

Дисциплинарную ответственность  несут работники предприятий, учреждений, организаций независимо от формы  собственности, за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды, ненадлежащую эксплуатацию очистных установок и сооружений и за нарушение иных требований природоохранительного законодательства при исполнении своих обязанностей по службе или работе.

Порядок привлечения  к дисциплинарной ответственности  определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной  службе, иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов, трудовыми соглашениями (контрактами), уставами и положениями о предприятии, организации, учреждении. При этом условия договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, включая условия ответственности, являются недействительными. Отличительным признаком состава дисциплинарного проступка является то, что невыполнение требований экологического законодательства одновременно является невыполнением работником своих обязанностей, обусловленных занимаемой должностью или договором (контрактом).

Перечень видов дисциплинарной ответственности исчерпывающий  и расширительному толкованию не подлежит (замечание, выговор, увольнение), за исключение случаев, когда в уставах и положениях кооперативных и иных акционерных организаций предусмотрены дополнительные меры взыскания. Объективную сторону дисциплинарного проступка составляет нарушение, выразившееся в невыполнении планов, мероприятий, нарушении нормативов качества окружающей природной среды, несоблюдении требований экологического законодательства. Для состава дисциплинарного проступка важно, чтобы невыполнение указанных планов и несоблюдение требований нормативов и законодательства одновременно выступало и как невыполнение работником обязанностей, обусловленных занимаемой должностью или заключенным трудовым договором. Как разновидность дисциплинарной ответственности следует рассматривать лишение премий должностных лиц и иных работников по итогам хозяйственного года за невыполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды или нарушения экологического законодательства.

Законодательством, уставами о дисциплине и иными нормативными актами для отдельных категорий рабочих и служащих могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.

Например, в качестве дисциплинарного взыскания могут применяться: полное или частичное лишение премии либо иных средств поощрения; перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность; лишение чина или звания; объявление о неполном служебном соответствии.

Администрация имеет  право вместо дисциплинарного взыскания  передать вопрос на рассмотрение общего собрания трудового коллектива или  общественной организации.

Общие положения о  возможности применения к нарушителю экологического законодательства материальной ответственности содержатся в ФЗ РФ "Об охране окружающей среды".  Порядок ее применения регулируется трудовым законодательством. Материальная ответственность заключается в возложении на причинителя вреда обязанности возместить расходы, которые по его вине понесло учреждение, организация, предприятие или иной хозяйствующий субъект, с которым виновный находится в трудовых отношениях. В соответствии с трудовым законодательством причинитель вреда несет ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего месячного заработка. Однако виновный полностью возмещает вред, если он причинен в результате преступного деяния; умышленно; когда вред причинен не при исполнении своих трудовых обязанностей; когда он причинен работником, находящимся в нетрезвом состоянии; когда в соответствии с законодательством или договором на работника возложена полная материальная ответственность.

При определении размера  ущерба учитывается только прямой действительный ущерб, неполученные доходы не учитываются.

Недопустимо возложение на работника ответственности за такой ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственного риска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Деятельность  ОВД по привлечению к ответственности  лиц, совершающих экологические  правонарушения

 

Природоохранная деятельность ОВД является составной частью их многогранной правоохранительной деятельности. В экстренных случаях к выполнению природоохранных мероприятий могут привлекаться и подразделения внутренних войск МВД России.

В соответствии с ФЗ «О полиции», «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации», утвержденным Указом Президента РФ, на органы полиции наряду с другими возложены обязанности по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности на территории России, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений, расследование уголовных дел, подследственных органам МВД, оказание помощи другим органам при выполнении ими возложенных на них служебных обязанностей, в частности, по наведению порядка и пресечению нарушений.6

Природоохранной деятельностью в той или иной мере занимаются многие структурные подразделения, в том числе подразделения государственной автомобильной инспекции, лицензионно-разрешительной службы, охранных служб, следственные и розыскные подразделения.

Для выполнения возложенных на них задач органы полиции наделены соответствующими полномочиями. Следует заметить, что, будучи специализированными правоохранительными органами, функционально осуществляющими охрану общественного порядка, ОВД обладают более широкими авторитарными полномочиями, в особенности по применению мер административного принуждения, по сравнению с другими органами.

Особенность применения органами полиции способов административного принуждения в том, что они правомочны прибегать к таким мерам, которые не вправе применять другие государственные органы и тем более общественные организации. Работникам полиции предоставлено, в частности, право применять: административное задержание, официальное предостережение, гласный административный надзор, различные средства удерживания (задержанных лиц, транспортных средств, изъятых предметов и веществ, в том числе огнестрельного оружия, а в исключительных случаях, продиктованных особыми условиями, - и служебное оружие).

Предупреждение и пресечение экологических правонарушений и в особенности преступлений основная задача природоохранной деятельности ОВД. Практика свидетельствует, что активная работа этих органов по своевременному выявлению и устранению экологических правонарушений и привлечению к ответственности виновных лиц в наибольшей мере способствует предупреждению и пресечению названных правонарушений.

Еще больший  эффект достигается, когда контрольно-надзорные  меры сочетаются с профилактическими. Речь идет о своевременном и объективном информировании населения через средства массовой информации о допускаемых в регионах нарушениях; экологического законодательства и мерах, принятых органами полиции и другими органами по устранению этих нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц. Практикуется также проведение бесед, лекций с разъяснением требований экологического законодательства как для граждан, так и для должностных лиц.

ОВД стремятся пресекать экологические правонарушения, пока они не получили распространения в регионе, административные проступки не переросли в преступления и не наступили вредные последствия для окружающей природной среды. Эта работа ведется в контакте с органами представительной и исполнительной власти, правоохранительными и природоохранными органами, т.е. действуют согласованно с ними. Так, хорошие результаты в плане пресечения браконьерства дают патрулирование и рейды, совершаемые работниками полиции совместно с охотинспекторами, рыбинспекторами, работниками лесной охраны в местах охоты, рыбной ловли и иных местах.7

Участковым инспекторам обычно поручается осуществление надзора (наблюдения) за санитарным состоянием содержания дворов, улиц и иных территорий населенных пунктов. Работникам полиции также может поручаться надзор за санитарным состоянием пляжей и загородных мест отдыха граждан. При обнаружении, скажем, неубранных, замусоренных территорий, своевременно не вывезенного бытового мусора и других нарушений санитарных правил работники полиции могут составлять протоколы. Эту работу они выполняют в тесном взаимодействии с санитарными врачами, работниками коммунальных служб, за которыми закреплены соответствующие территории или объекты.

Борьба с  браконьерством и другими нарушениями  правил охоты и рыболовства органами полиции ведется в тесном взаимодействии с заинтересованными ведомствами. Особое внимание обращается на обнаружение задержание браконьеров. В этих целях ОВД совместно с работниками лесной охраны, воднадзора, охотинспекторами, рыбинспекторами и при необходимости с работниками других органов организуют периодические рейды по водным и охотничьим угодьям, выставление специальных постов, непрерывное патрулирование, в том числе в период путины и охоты, также организуют засады.

Юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства