Юридическая ответственность за правонарушения в сфере экологии

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: Правоведение

На тему: Юридическая ответственность за правонарушения

в сфере экологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 г.

Содержание

 

 

Введение 3

1. Понятие экологического правонарушения  и  особенности 

юридической ответственности за его совершение 4

2. Уголовная ответственность за  экологические правонарушения 8

3. Административная ответственность за экологические

правонарушения (проступки) 10

4. Гражданско-правовая ответственность  за экологические 

правонарушения 13

5. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения 14

Заключение 17

Список использованной литературы 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

За совершение экологических правонарушений предусмотрены различные меры юридической ответственности. Под юридической ответственностью в теории права понимают применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.

Актуальность рассмотрения вопроса ответственности за совершение правонарушения в сфере экологии связана с тем, что она служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит, прежде всего, от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства.

Юридическая ответственность за правонарушения в сфере экологии предусматривает возложение на нарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, вызванные совершением им экологического правонарушения.

Целью работы – определить особенности применения мер юридической ответственности за совершение правонарушений в сфере экологии.

Для достижения поставленной цели в работе были разрешены следующие задачи:

1) проведен обзор действующего  законодательства, определяющего меры  ответственности за совершение  правонарушений в сфере экологии;

2) определено понятие экологического правонарушения, а также рассмотрены особенности юридической ответственности за экологические правонарушения;

3) определены и проанализированы  виды юридической ответственности за экологические правонарушения.

1. Понятие экологического правонарушения и  особенности

юридической ответственности за его совершение

 

В исследуемой проблеме, прежде всего, необходимо сформулировать определение понятия правонарушения в области обеспечения экологической безопасности. Экологические правонарушения являются разновидностью противоправного поведения. Юридический словарь экологическое правонарушение трактует как «виновное противоправное деяние (действие или бездействие), нарушающее правоохранное законодательство РФ и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека»1.

В юридической литературе существуют различные точки зрения по поводу объекта экологического правонарушения. Так, в качестве объекта экологических правонарушений рассматриваются отношения собственности, материализованные в природных богатствах; порядок использования природных богатств в хозяйственной деятельности или общественные отношения по их использованию; сами природные богатства и др. В собственности могут находиться лишь те объекты природы, которые обладают определенной вещественной формой и находятся во власти людей. Однако правовой охране подлежат не только элементы природной среды, находящиеся в собственности государства, но и элементы, которые не могут находиться ни в чьей собственности вообще. Например, атмосферный воздух.2

Более обоснованной представляется точка зрения Жевлакова Э.Н., который определяет в качестве объекта экологических правонарушений (преступлений) интегрированные общественные отношения по рациональному использованию, сохранению качественно благоприятной для человека природной среды и обеспечения экологической безопасности общества.3

Таким образом, под объектом правонарушения в области обеспечения экологической безопасности следует понимать общественные отношения по охране окружающей среды и природопользованию, которые возникают при осуществлении хозяйственной или иной деятельности. Речь идет о деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду и представляющей опасность для жизни и здоровья людей вследствие возможных или наступивших нарушений нормативов качества окружающей природной среды.

Экологический вред, как элемент состава правонарушения в области обеспечения экологической безопасности, следует понимать как ухудшение состояния окружающей среды, которое причиняет вред либо создает угрозу причинения вреда здоровью человека и, следовательно, представляет опасность для его жизни. Вред, затрагивающий интересы человека в обеспечении чистой, здоровой и благоприятной для жизни окружающей среды, за счет ухудшения здоровья людей, увеличения количества заболеваний, обусловленных экологическими факторами, отрицательно воздействует на социальную среду и, соответственно, подрывает основы стабильности общества и государства.

Наступившие в результате совершенного правонарушения общественно опасные последствия, указанные в законе, вменяются лицу только в том случае, если будет доказано, что они состоят в причинной связи с допущенными нарушениями. Такие составы принято называть материальными. В большинстве случаев, установление причинной связи невозможно без проведения специальных исследований.

Субъектом правонарушения в области обеспечения экологической безопасности могут быть граждане (вменяемые физические лица, достигшие определенного возраста) и юридические лица. В ряде случаев следует говорить о специальном субъекте, то есть о лице, наделенном по закону, распоряжению или специальному уполномочиванию правами и обязанностями в сфере осуществления функций, задач, видов деятельности (например, капитан судна, начальник лаборатории).

Поведение субъекта экологического правонарушения носит противоправный характер, который проявляется в нарушении природоохранного законодательства или несоблюдении, невыполнении требований законодательства, при реализации хозяйственной или иной деятельности, представляющей собой угрозу экологической безопасности.

Совершение экологического правонарушения является основанием для применения к виновному мер юридической ответственности.

Определение понятия юридической ответственности, применяемой за экологические правонарушения, предполагает выявление, во-первых, сущности юридической ответственности как правовой категории, во-вторых, значения данного вида государственного принуждения в предупреждении экологических правонарушений и в обеспечении законности в сфере охраны окружающей среды.

В юридической науке сложилось несколько теоретических подходов к пониманию юридической ответственности. Одни авторы сводят ее только к разновидности санкций, другие подразумевают под ней сам процесс их применения, третьи представляют ее в виде охранительного правоотношения, возникающего между нарушителем и государственными органами.4

Так, С.С. Алексеев полагает, что сущность юридической ответственности состоит в обязанности лица претерпевать меры государственно-принудительного воздействия за совершенное правонарушение. М.Д. Шин-дяпина рассматривает юридическую ответственность как специфическую обязанность лица претерпевать определенные лишения личного, имущественного или организационного характера за совершенное им правона-рушение.5

И.С. Самощенко подчеркивает, что юридическая ответственность — это особое, предусмотренное и урегулированное нормами права отношение между нарушителем требований права и государством в лице определенных его органов. О.С. Иоффе и   М.Д. Шаргородский   определяют   юридическую ответственность как меру государственного принуждения, основанную на юридическом и общественном осуждении поведения правонарушителя и выражающуюся в установлении для него определенных отрицательных последствий в виде ограничений личного или имущественного порядка.6

Поскольку отсутствует единое понятие в целом юридической ответственности, возникают и сложности в определении ответственности за экологические правонарушения. Так, одни ученые полагают, что это «система принудительных мер, применяемых к нарушителям законодательства в области природопользования и ООПС в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения такого рода правонарушений и восстановления нарушенных прав». Другие авторы считают, что данный вид ответственности «предусматривает возложение обязанности претерпевать неблагоприятные последствия экологического правонарушения».

В настоящее время экологическую ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности рассматривать пока рано. Ответственность за экологические правонарушения по российскому законодательству может быть гражданской, административной, дисциплинарной или уголовной. Вместе с тем можно предложить следующее обобщенное понятие   юридической   ответственности   за экологические правонарушения: это система особых принудительных мер, применяемых к субъектам, нарушившим законодательство об охране окружающей среды и природопользовании, и выражающихся в установлении для субъектов правонарушения определенных отрицательных последствий в виде ограничений личного или имущественного характера.

 

 

 

2. Уголовная ответственность  за экологические правонарушения

 

Уголовный кодекс предусматривает 17 составов преступлений в области охраны окружающей среды и природопользования. Все эти составы сведены в специальную 26-ю главу Уголовного кодекса «Экологические преступления» (ст. ст. 246 – 262)7.

В ч. 1 ст. 14 УК РФ, озаглавленной «Понятие преступления», преступление определено как «виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания». Таким образом, преступление всегда представляет собой деяние (действие или бездействие). Применяя такую формулировку, законодатель подчеркивает, что преступление – это всегда поведение, деятельность конкретного субъекта.

Экологические преступления – это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территорий, состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, уничтожению, повреждению объектов.

Экологические преступления специального характера можно разделить на три вида: преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны и рационального использования земли и ее недр; преступления в сфере охраны и рационального использования фауны; преступления в сфере охраны и рационального использования флоры.

Составы преступлений гл. 26 «Экологические преступления» УК РФ можно классифицировать на следующие виды в зависимости от непосредственного объекта посягательства:

    1. Нарушение действующих правил в области экологопользования (ст. ст. 246 – 249)
    2. Порча основных природных компонентов – вод, воздуха, земли и др. (ст. ст. 250 – 255, 257)
    3. Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны фауны (ст. ст. 256, 258)
    4. Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны флоры (ст. ст. 259 – 262).

По способам совершения экологические преступления разделяются на загрязнение, уничтожение, повреждение, противоправное использование окружающей среды, по субъективной стороне, с учетом признаков субъекта преступления, - на корыстные, вандалистские, должностные, по сферам проявления – на общие и специальные и др.

Следует иметь в виду, что помимо семнадцати статей, включенных в главу 26 УК РФ, в нормативном акте есть и другие статьи, которые предусматривают уголовную ответственность за преступления в области экологии. Одна из них – «Экоцид» (ст. 358) – массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данная статья включена в группу преступлений против мира и безопасности человечества.8

В УК РФ есть и другие составы преступлений, которые затрагивают экологическую сферу. Например, ст. 215 – нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, если оно могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды (ч.1) либо повлекло указанные последствия (ч. 2); ст. 216 – нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, и другие статьи Кодекса.

Перечень предметов экологических преступлений расширен и конкретизирован: окружающая среда, взятая в целом, и отдельные ее компоненты (вода, атмосфера, морская среда, животный и растительный мир, леса, континентальный шельф).

 

3. Административная ответственность за экологические

правонарушения (проступки)

 

Административная ответственность наступает за совершение административного проступка (не представляющего большой общественной опасности). Составы конкретных административных экологических проступков содержатся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ).

Можно отметить следующие характерные черты административной ответственности в сфере экологопользования.9

1. В законе не предусмотрен  общий состав административного  проступка, который можно было бы применить к нарушителям природоохранных правил, как это имеет место при применении дисциплинарной ответственности. Административное взыскание применяется только за такое деяние, которое содержит конкретный состав административного проступка. Так, в КоАП РФ (гл. 61) предусмотрено 23 состава административных правонарушений в сфере экологопользования, посвященных охране земли, охране недр, охране вод, охране лесов, охране правил охоты и рыболовства.

2. Административные правонарушения  в сфере экологопользования являются относительно неопасными по сравнению с уголовными преступлениями, а поэтому административные взыскания носят мягкий характер. Например, ст. 3.2 КоАП РФ предусмотрены предупреждение, штраф, конфискация орудия совершения правонарушения и др., не предусмотрено таких наказаний, как лишение свободы. Административный арест допускается на срок, не превышающий 15 суток.

3. В порядке административного  взыскания, как и при применении дисциплинарных взысканий, не производится компенсации причиненного окружающей среде ущерба. Если сумма не превышает 1/2 минимального размера оплаты труда, может решаться вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба природе одновременно с применением административного взыскания (ст. 4.7 КоАП РФ).

4. Административная ответственность  в сфере экологопользования применяется в точном соответствии со своей компетенцией специально уполномоченным на то лицом или государственным органом, круг же полномочий последних четко ограничен законом.

5. Принимая во внимание, что административная  ответственность имеет более жесткий характер по сравнению с дисциплинарной, закон обязывает учитывать при применении административных взысканий смягчающие и отягчающие обстоятельства, т.е. вводить правовой механизм обеспечения справедливости при применении взысканий. Так, смягчают административную ответственность такие обстоятельства, как добровольное устранение виновным вреда, причиненного природным объектам; отягчают – продолжение противоправного поведения, несмотря на требования уполномоченных на тех лиц, повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, и др. (ст. 4.1, 4.3 КоАП РФ).

6. Административная ответственность  в сфере экологопользования дифференцируется на следующие виды экологических правонарушении:

а) незаконные сделки с природными объектами: недрами, водами, лесами, животным миром. Сами по себе эти правонарушения не наносят прямого вреда природной среде, но их совершение создает условия для экологических правонарушений. Например, заполучив право лесопользования незаконным путем, нарушитель имеет возможность осуществлять рубку леса с нарушением существующих правил, и соответствующим природоохранительным службам будет трудно своевременно вскрыть это нарушение;

б) самовольное экологопользование (хозяйственная эксплуатация природных объектов) (ст. 7.1, 8.1–8.40 КоАП РФ). Данные нарушения представляют собой непосредственное вторжение в экологические взаимосвязи и экологические системы, что чревато необратимыми последствиями. Так, самовольное производство гидротехнических работ на водоемах может нанести непоправимый вред рыбному хозяйству; самовольная раскорчевка участков земли – повлечь нарушение экосистемы данного лесного участка; самовольная пастьба в лесах – отрицательно сказаться на лесных насаждениях и т.п.;

в) самовольная переуступка права экологопользования (ст. 7.4-7.11 КоАП РФ). Она приводит к тому, что невозможно определить ответственность конкретных лиц за ущерб, причиненный природным объектам, что влечет уклонение от ответственности, безнаказанность, порождающую новые правонарушения, и т.п.;

г) нецелевое использование природных объектов (ст. 8.6–8.8 КоАП РФ), представляющее собой общий вид нарушений права экологопользования;

д) нарушение правил экологопользования (ст. 8.8–8.14 КоАП РФ). Оно влечет специальный вид ответственности, который применяется за нарушения разнообразных и конкретных обязанностей по экологопользованию.

Так, для наказания за невыполнение обязательных мероприятий по охране почв от эрозии необходимо наличие специальных противоэрозионных правил, выполнение которых входит в обязанности привлекаемого к ответственности лица;

е) производственно-хозяйственная деятельность, наносящая вред природным объектам. Подпадает под действие административной ответственности даже в том случае, если эта деятельность осуществлена без нарушения каких-либо правил. Например, если сточными водами загрязнены или испорчены сельскохозяйственные земли, то виновные в этом должностные лица могут быть наказаны даже и в том случае, если они не нарушили производственных ГОСТов в своей деятельности. Критерием ответственности здесь является вред, нанесенный природному объекту.

 

4. Гражданско-правовая ответственность за экологические

правонарушения

Гражданско-правовая (гражданская) ответственность является одним из видов юридической ответственности и заключается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера (возмещение убытков, уплату неустойки, возмещение вреда).

Гражданско-правовая ответственность может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия.

Общие положения о возмещении вреда, в том числе и экологического, содержатся в гражданском законодательстве (в частности, глава 59 Гражданского кодекса РФ), а порядок его возмещения регулируется Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ) и Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ).

По мнению М.М. Бринчука, гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения заключается, главным образом, в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований.10

Ст. 1064 (п. 1) ГК РФ содержит общее правило о том, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

 

5. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

Дисциплинарная ответственность в сфере экологопользования предусматривается за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых функций, связанных с осуществлением планов и мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также за нарушение требований экологического законодательства, предусмотренных его должностными обязанностями. Объектом данного вида правонарушений являются правила внутреннего трудового распорядка и окружающая среда.11

Как разъяснено в п. 53 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. № 212, работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду. Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск может быть удовлетворен.

Для дисциплинарной эколого-правовой ответственности характерны следующие отличительные признаки:

а) может наступать лишь за экологические нарушения, совершенные работниками в процессе исполнения ими своих трудовых обязанностей. Например, недопустимо наказывать в дисциплинарном порядке рабочего совхоза, который занимался браконьерством в нерабочее время. Дисциплинарную ответственность за такое деяние можно применить лишь в случае, если это нарушение совершено виновным работником в его рабочее время, что и является дисциплинарным проступком. При этом дисциплинарное взыскание накладывается не за браконьерство, а за использование рабочего времени не по целевому назначению, т.е. за нарушение правил внутреннего распорядка предприятия, и не исключает производство дела в административном порядке.

Необходимо отметить, что дисциплинарная ответственность может наступить лишь за нарушения экологических правил, выполнение которых входит в круг должностных обязанностей нарушителя. Так, нельзя привлечь к ответственности водителя за выпуск в эксплуатацию автомобиля, у которого содержание загрязняющих веществ в выбросах превышает установленные нормативы, поскольку контроль за выпуском не входит в число его обязанностей;

б) применяется администрацией предприятия, на котором работает 
правонарушитель, или руководством кооператива, членом которого он 
является;

в) в законодательстве не перечислены конкретные составы дисциплинарных проступков, а лишь предусмотрен перечень дисциплинарных взысканий и обозначен общий контур состава дисциплинарного проступка, имеющий формальный характер, т.е. дисциплинарное взыскание может быть наложено на нарушителя экологических правил независимо от наступивших последствий. Например, виновные лица могут быть подвергнуты взысканию за допущенную ими работу при неисправности очистных сооружений промышленного предприятия даже в том случае, если это не породило каких-либо отрицательных последствий для окружающей среды;

г) для применения дисциплинарной ответственности характерна упрощенная процедура. Закон не устанавливает таких обязательных форм документов, как протоколы, составляемые с участием понятых, вещественные и иные доказательства, без которых не может быть вынесено решение о наказании в административном и уголовном порядке. Достаточно иметь объяснение от нарушителя по существу данного дисциплинарного дела;

д) должностные и иные работники, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, несут материальную ответственность перед предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с трудовым законодательством.13

Дисциплинарную ответственность как вид юридической ответственности следует отличать от ответственности, предусмотренной нормами административного права. Они различаются по характеру правонарушений, за которые наступает та или иная ответственность, по субъектам, имеющим право налагать взыскания, по кругу лиц, которые могут быть привлечены к ответственности, а также по видам применяемых к ним мер взыскания.

 

 

 

 

 

Заключение

Под юридической ответственностью понимается применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера. Ответственность за экологические правонарушения по российскому законодательству может быть гражданской, административной, дисциплинарной или уголовной.

Уголовная ответственность применяется в отношении лиц, совершивших экологические преступления. Экологические преступления подразделяются на три вида: преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны и рационального использования земли и ее недр; преступления в сфере охраны и рационального использования фауны; преступления в сфере охраны и рационального использования флоры.

Административная ответственность наступает за совершение административного проступка (не представляющего большой общественной опасности). Составы конкретных административных экологических проступков содержатся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Гражданско-правовая (гражданская) ответственность заключается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера (возмещение убытков, уплату неустойки, возмещение вреда).

Дисциплинарная ответственность в сфере экологопользования предусматривается за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых функций, связанных с осуществлением планов и мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

 

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2009 - № 4. - Ст. 445.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // СЗ РФ. – 1994. - № 32. - Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 19.07.2011) // СЗ РФ. – 1996. - № 5. - Ст. 410.
  4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ  (с изм. от 01.07.2011)) // СЗ РФ. – 2002. - № 46. - Ст. 4532.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 21.10.2011) // СЗ РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.07.2011) // СЗ РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
  7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.08.2011) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
  8. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 19.07.2011) // СЗ РФ. – 2002. - № 2. - Ст. 133.
  9. О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (ред. от 28.12.2006) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2007. - № 3.
  10. Духно Н.А., Иванкин В.И. Понятие и виды юридической ответственности // Государство и право. - 2000. - № 6. - С. 12.
  11. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 430 с.
  12. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. – М.: Форум, 2009. – 727 с.
  13. Жевлаков Э. К вопросу об ответственности юридических лиц за совершение экологических преступлений.// Уголовное право. - 2002. - №1. - С. 10-13.
  14. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Отв. ред. Ю.П. Орловский. - 5-e изд., испр., доп. и перераб. - М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2009. - 1500 с.
  15. Нецветаев А.Г. Экологическое право. - М.: МЭСИ, 2006. — 223 с. 
  16. Семьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций. - М.: Юстицинформ, 2005. — 272 с. 
  17. Трудовое право России Учебник. / Отв. ред. Ю.П. Орловский и А.Ф. Нуртдинова. - М.: «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2008. — 608 с.
  18. Яковлева Е.А. Особенности юридической ответственности за экологические правонарушения // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2007. - № 1. - С. 68-70.
  19. Экология. Юридический словарь./ Под ред. С. Боголюбова. – М.: Изд-во НОРМА, 2000. – 448 с.
Юридическая ответственность за правонарушения в сфере экологии