Юридическая (правовая) экспертиза правового акта

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Вятский государственный  гуманитарный университет»

Юридический факультет

 

 

 

 

Контрольная работа

Учебная дисциплина – Законодательство субъекта

Российской  Федерации

 

На тему: «Юридическая (правовая) экспертиза правового акта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 5курса

юридического факультета

специальности юриспруденция

ЗФО с использованием ДОТ

Группы ЮДСВ-51

Вовк Марина Николаевна

Проверил (а)

 

 

 

 

КИРОВ

2013

Содержание

 

Введение   …………………………………………………………………………3

 

1. Понятие и классификация нормативных правовых актов…………………...4

2. Юридическая (правовая) экспертиза проектов правовых актов……………8

3. Заключение как результат правовой экспертизы нормативного правового акта: форма исодержание………………………………………………………..14

 

Заключение ………………………………………………………………………18

Список использованной литературы…………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время  в правовой доктрине и практике нормотворчества значительно возрос интерес к проблемам эффективности нормативных правовых актов, междисциплинарного исследования состояния правового регулирования, поиску оптимальных инструментов оценки качества законодательства, преодоления нормотворческих ошибок. Реформирование различных сфер общественных отношений, необходимость обеспечения единства правового пространства государства, с одной стороны, обуславливает особую роль нормотворческих решений, но, с другой стороны, требует их соответствия определенным критериям.

Названные тенденции  свидетельствуют о необходимости  комплексного исследования вопросов оценки законодательства, одним из ключевых аспектов которой является правовая корректность проектируемых и действующих  нормативных правовых актов.

В зарубежных государствах многие десятилетия действуют правила (регламенты) подготовки и принятия нормативных правовых актов, оценки их эффективности. Действующее же законодательство Российской Федерации только предпринимает первые шаги в данном направлении.

В условиях российской правовой действительности вопрос разработки единой системы требований к подготовке проектов нормативных правовых актов, проведению экспертиз, как на стадии подготовки нормативного правого акта, так и в отношении уже действующего акта (в том числе правовой, антикоррупционной и лингвистической экспертизы), установления критериев правовой корректности нормативных правовых актов, определения процедуры оценки их качества является весьма актуальным.

Объектом исследования контрольной работы является правовая экспертиза нормативных правовых актов.

Цель контрольной работы — определение значения и методики проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов для повышения эффективности законодательства.

  1. Понятие и классификация нормативных правовых актов

 

В постановлении Государственной  Думы Федерального Собрания «Об обращении  в Конституционный Суд Российской Федерации» от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД дано определение понятия «нормативный правовой акт».

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Юридическая обработка  нормативных правовых актов представляет собой процесс определения нормативности  правового акта, классификации по отраслям законодательства, приведения нормативных правовых актов в актуальное (контрольное) состояние, регистрации актов, а также проведения юридической экспертизы.

К нормативным правовым актам относятся:

а) акты постоянного действия;

б) акты временного действия со сроком год и более;

в) акты временного действия со сроком менее года, в случае последующего их продления, если имеются акты о продлении их действия.

Не относятся к  нормативным правовым актам:

а) индивидуальные правовые акты:

— персонального характера: о назначении, перемещении или освобождении от должности, командировках; о награждении орденами и медалями, присвоении почетного или воинского звания, премировании и т. д.; о закреплении жилых и нежилых помещений и предоставлении социальных гарантий и преимуществ конкретным лицам и т. п. ;

 

— действие которых исчерпывается  однократным применением;

— срок действия которых  истек;

— оперативно-распорядительного  характера (разовые поручения);

б) акты о созыве заседаний  военных советов, служебных совещаний  и т. п.;

в) акты о сооружении памятников, монументов и т. п.;

г) акты о внесении нормативных  правовых актов и их проектов на рассмотрение и утверждение;

д) акты, направленные на организацию исполнения ранее установленного порядка и не содержащие норм (в  том числе акты, все содержание которых сводится к информированию об актах других органов);

е) акты о создании, реорганизации, ликвидации, наименовании и переименовании организаций, предприятий, учреждений;

ж) технические акты (тарифно-квалификационные данные, справочники и т. п.), если они не содержат правовых норм;

з) акты рекомендательного  характера;

и) акты хозяйственно-распорядительного  характера:

— о строительстве  и реконструкции конкретных зданий, сооружений и пуске их в эксплуатацию;

— о выделении материалов, машин, оборудования, изделий;

— о выделении и  разрешении расходовать денежные средства на проведение конкретных мероприятий;

— иные акты хозяйственно-распорядительного  характера.

 Классификация нормативных  правовых актов представляет  собой процесс, состоящий в  определении нормативности акта в целом и отдельных его составных частей (статей, пунктов, подпунктов, абзацев), определении тем акта в целом, а также отдельных его частей и отнесении в соответствии с тематическим содержанием акта к разделам, подразделам, пунктам или подпунктам классификатора правовых актов с присвоением данному акту в целом и отдельным его частям соответствующих индексов классификатора.

В основе классификации  нормативных правовых актов следует  использовать предметный классификатор, представляющий собой иерархическую систему юридических понятий, определяющих самостоятельные отрасли законодательства, регулирующих различные сферы деятельности и отражающих весь массив нормативных правовых актов. Таким классификатором является классификатор правовых актов, одобренный Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511 (с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2005 г. № 736) и созданный в целях унификации формирования банков данных правовой информации.

По своей структуре классификатор построен по отраслям и областям системы законодательства и содержит разделы. Все разделы делятся на подразделы и пункты, каждый из которых имеет наименование и свое условное обозначение — индекс. Индексы разделов, подразделов и пунктов обозначаются арабскими цифрами.

Нормативный правовой акт  классифицируется (индексируется) сначала  в целом, а затем по отдельным  частям (статьям, пунктам и т. д.), если последние требуют дополнительных индексов.

Последовательность проставления индексов, соответствующих темам отдельных структурных единиц нормативных правовых актов (статей, пунктов, параграфов), как правило, соответствует той последовательности, в которой эти структурные единицы расположены в акте.

Если в классифицируемом акте имеется указание о распространении действия ранее изданного нормативного акта или его отдельной структурной единицы, оно, как правило, относится к тем разделам, подразделам и пунктам, к которым были отнесены распространяемый акт или его часть.

Индексы разделов, подразделов  и пунктов на утверждаемых и утверждающих, изменяемых и изменяющих, частично или полностью отменяемых и отменяющих, продлевающих срок действия нормативных актов временного характера и продлеваемых нормативных актах, как правило, должны соответствовать друг другу.

При классификации нормативных  актов проставляются только цифровые индексы разделов, подразделов и  пунктов без проставления их наименований.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» от 13 августа 1997 г. № 1009 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Акты, изданные в ином виде (например, указания и др.), не должны носить нормативный правовой характер.

Издание нормативных  правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Структурные подразделения  и территориальные органы федеральных  органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Юридическая (правовая) экспертиза проектов правовых актов.

 

По определению Н. В. Ралдугина, под «экспертизой» следует понимать проведение специалистом (группой специалистов или специализированным учреждением) исследования конкретного предмета с использованием профессиональных знаний в соответствующей области и предоставление заключения, содержащего результаты такого исследования и ответы на поставленные вопросы». Исходя из данного определения, можно выделить три основных признака, присущих экспертизе как виду деятельности:

экспертиза - это исследование в  какой-либо сфере окружающей действительности;

экспертиза проводится лицом, обладающим специальными знаниями в соответствующей  области - экспертом;

результат исследования оформляется  в виде заключения.

Юридическая экспертиза осуществляется в целях выработки федеральными органами государственной власти в пределах их полномочий, вытекающих из п. «а» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, мер по обеспечению соответствия приказов, положений, руководств, наставлений, инструкций, уставов и иных правовых актов (далее — акты) Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Некоторые авторы, например Е.М. Казимиров, А.Н. Бралюк, рассматривают  осуществление правовой экспертизы в форме юридического контроля. Однако юридическая (правовая) экспертиза — это всего лишь одна из составных частей юридического контроля.

Понятия «правовая экспертиза»  и «юридическая экспертиза» фактически тождественны и могут рассматриваться  как синонимы.

Юридическая (правовая) экспертиза заключается  в правовой оценке формы акта, его  целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, опубликования на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, а также оценке соответствия акта требованиям юридической техники (в том числе наличие необходимых реквизитов).

Экспертную деятельность, осуществляемую в рамках нормотворчества, можно классифицировать по различным  основаниям. Так, профессор Р. Ф. Васильев выделяет следующие виды экспертиз:

в зависимости от субъекта, осуществляющего экспертную деятельность: государственная, общественная, международная;

по степени сложности:

а) комплексная (если проект затрагивает  несколько сфер правового регулирования);

б) специализированная (если проект касается какой-либо одной области

общественных отношений, подлежащих регулированию).

В зависимости от области знаний, науки, техники или искусства, к  которой относится предмет экспертизы можно выделить биологическую, искусствоведческую, историческую, медико-социальную, научную, правовую, техническую, финансовую, экологическую, экономическую, этнографическую и другие виды экспертиз нормативного правового акта. В юридической литературе в качестве самостоятельной экспертизы выделяют также лингвистическую и антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта.

Так же отдельно выделяют научную  экспертизу, которая проводится по наиболее сложным нормативным правовым актам научными институтами. В частности, Постановлением Правительства Российской Федерации о 2 августа 2001 года № 576 «Об утверждении основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов» предусмотрено, что федеральные органы исполнительной государственной власти при осуществлении законопроектной деятельности направляют концепцию законопроекта в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации для проведения правовой экспертизы.

В Российской Федерации статус общественной экспертизы проектов федеральных законов  и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления определен в Федеральном законе от 4 апреля 2005 года № 32-Ф3 «Об общественной палате Российской Федерации». Согласно которому, решения Общественной палаты, принимаемые в результате проведения общественной экспертизы в форме заключений, предложений и обращений, носят рекомендательный характер, однако подлежат обязательному рассмотрению в соответствующем органе государственной власти или органе местного самоуправления.

В рамках законодательного процесса на федеральном уровне правовая экспертиза проекта закона осуществляется, прежде всего, Правовым управлением Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Проведение юридической  экспертизы нормативных правовых актов  субъектов Российской Федерации  является полномочием Министерства юстиции РФ, которое является органом  исполнительной власти РФ. Юридическая  экспертиза осуществляется в целях выработки федеральными органами государственной власти в пределах их полномочий, вытекающих из п «а» ч.1 ст. 72 Конституции РФ, совместно с органами государственной власти субъектов РФ мер по обеспечению соответствия конституций, уставов, законов и иных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам.

В настоящее время  юридическую экспертизу в Министерстве юстиции России проводят:

территориальные органы Минюста России:

- управления Министерства  юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации;

- управления Министерства  юстиции Российской Федерации  по федеральным округам;

- Департамент законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных актов Минюста России.

При необходимости к  проведению юридической экспертизы в установленном порядке могут быть привлечены другие подразделения центрального аппарата Минюста России, учреждения Минюста России.

Так, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", а также в целях снижения административных барьеров осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности утвержден порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Тюменской области в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Уполномоченным органом по проведению экспертизы нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Тюменской области в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности определен аппарат Губернатора Тюменской области. Порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Тюменской области определен в Приложении к постановлению Правительства Тюменской области от 3 сентября 2013 г. N 368-п.

В ряде случаев проведение юридической (правовой) экспертизы связано  с изучением порядка принятия актов, предусмотренного федеральным и (или) региональным законодательством. В основном  это касается актов, устанавливающих порядок использования объектов окружающей природной среды, утверждающих различные нормативы и т. п. Например, ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ установлено, что обязательной экологической экспертизе подлежат проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды; а также материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти Российской Федерации и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации.

Оценку соблюдения порядка  принятия актов при проведении юридической (правовой) экспертизы давать не рекомендуется.

При поступлении акта, вносящего изменение (дополнение) в  ранее принятый акт, рекомендуется проводить юридическую (правовую) экспертизу измененного (дополненного) акта и составлять экспертное заключение на измененный (дополненный) акт.

Если акт, вносящий изменение (дополнение) в ранее принятый акт, устанавливает также новые нормы  или вносит изменения (дополнения) в большое количество актов, возможно составление экспертного заключения на акт о внесении изменений (дополнений).

При проведении юридической (правовой) экспертизы актов, признающих утратившими силу другие акты, рекомендуется оценивать компетенцию принявшего их органа, а также возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате отмены акта.

Анализ конкретных правовых норм является наиболее сложным этапом проведения юридической (правовой) экспертизы и, как правило, выходит за рамки буквального сопоставления положений акта и норм федерального законодательства. Рекомендуется изучить смысл нормы, а также правовые последствия ее применения. В некоторых случаях рекомендуется рассмотреть несколько правовых актов, содержащих части нормы (например, диспозитивная часть и санкции могут содержаться в различных актах).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение как результат правовой экспертизы нормативного правового акта: форма и содержание

 

Заключение представляет собой официальный документ, содержащий результат проведенного экспертом исследования конкретного предмета с использованием профессиональных знаний в соответствующей области и ответы на поставленные перед экспертом вопросы.

Правовая экспертиза считается проведенной, если исследование текста нормативного правового акта проведено полностью и выявлены все его недостатки, либо если исследование показало, что замечаний нет, и соответствующие результаты официально зафиксированы в заключении. В юридической литературе высказывается мнение, что экспертное заключение по результатам правовой экспертизы должно состоять из вступительной, основной и заключительной частей.

Во вступительной части  излагаются общие положения о  соответствии нормативного правового  акта действующему законодательству; в основной части — замечания и предложения по тексту акта. В заключительной части экспертного заключения должен быть вывод о возможности или невозможности принятия проекта нормативного правового акта или действия уже существующего нормативного правового акта. Такая точка зрения, на мой взгляд, представляется логичной и обоснованной.

В соответствии с этапами  правовой экспертизы, экспертное заключение должно содержать ответы, в том  числе на следующие вопросы:

Существует ли потребность  в правовом регулировании рассматриваемого вида общественных отношений?

Насколько полно по отношению  к исходной проблеме определен предмет  правового регулирования, насколько  анализируемые правовые нормы необходимы и достаточны для достижения целей  нормативного правового акта?

Соблюдён ли порядок внесения проекта нормативного правового акта в орган государственной власти, уполномоченный на его принятие?

Относится ли осуществление правового регулирования в соответствующей сфере к предметам ведения и полномочиям субъекта Российской Федерации?

Входит ли регулирование отношений в соответствующей сфере в компетенцию конкретного органа государственной власти субъекта РФ?

Какие нормативные правовые акты РФ и её субъектов регулируют отношения в данной сфере на момент внесения проекта нормативного акта в орган государственной власти, уполномоченный на его принятие?

Нет ли в потенциальном  или действующем нормативном  правовом акте положений ненормативного характера, дублирования существующих норм?

Можно ли решить возникшую проблему средствами правового регулирования?

Соответствуют ли положениям проекта нормативного акта нормативным актам большей юридической силы?

Предусмотрен ли в проекте нормативного правового акта механизм реализации его положений?

Требуются ли затраты  из бюджета или иных источников для реализации нормативного правового акта?

Соблюдены ли правила  юридической техники при оформлении проекта нормативного акта?

Требования к содержанию экспертного заключения закреплены в Рекомендациях по подготовке экспертного заключения по юридической экспертизе нормативных правовых актов, указанных в Приказе Министерства юстиции РФ от 29.10.2003г. № 278. В экспертном заключении отражаются следующие сведения:

реквизиты акта, проходящего  юридическую экспертизу (в случае если проводится юридическая экспертиза акта с изменениями и дополнениями, то указываются реквизиты всех актов, вносящих изменения и дополнения, по которым осуществлялась юридическая экспертиза);

повод (поводы) рассмотрения акта (принятие нового акта, внесение в  него изменений (дополнений), принятие нового федерального закона, поручение Минюста России или управления по федеральному округу, обращение полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, прокурора, иных органов, а также, если есть основания полагать, что в экспертном заключении содержится ошибочное положение, отсутствует указание на имеющееся в акте противоречие федеральному законодательству, и другие);

предмет регулирования и его соответствие сфере ведения субъекта Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации или ведения Российской Федерации, установленной Конституцией Российской Федерации (с указанием конкретных статей и пунктов);

состояние нормативного регулирования в данной сфере (перечень актов федерального законодательства, на соответствие которым рассматривался акт), необходимость и достаточность  акта для урегулирования общественных отношений;

оценка компетенции  принявшего акт органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

соответствие содержания акта Конституции Российской Федерации  и федеральным законам;

соответствие формы  и текста акта правилам юридической  техники.

Полнота экспертного  исследования нормативного правового акта предполагает также анализ всех положений, комплексное изучение соотношения различных статей акта, проверку логичности, отсутствия внутренних противоречий, последовательности расположения всех структурных элементов, определения правильности использования терминов и других атрибутов документов рассматриваемого вида.

Следует обратить внимание на то, что экспертное заключение носит  рекомендательный характер, то есть не обязывает орган государственной  власти субъекта РФ вносить соответствующие изменения в нормативный правовой акт, содержащий положения, не соответствующие Конституции РФ и федеральному законодательству. «Получается, - отмечает Ю. И. Колесов, - что органы юстиции проводят юридические экспертизы, выявляют незаконные нормативные правовые акты, составляют соответствующие экспертные заключения, но призвать к ответственности за принятие незаконных актов не могут... Самой актуальной проблемой, требующей незамедлительного решения, является отсутствие у Министерства юстиции Российской Федерации механизма для реализации своих полномочий по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Экспертная деятельность занимает особое место в системе  инструментов оценки эффективности  законодательства. Экспертные оценки проектов нормативных правовых актов имеют прогностические суждения, содержащие возможные варианты развития событий в той или иной сфере общественных отношений, в результате принятия нормативного акта. Поэтому значение производства правовой экспертизы важно как на стадии проектирования норм права, так и уже действующих нормативных актов.

Юридическая (правовая) экспертиза правового акта