Юридическая природа основных принципов международного права

      Вариант №5. Тема: «Юридическая природа основных принципов международного права»

      1.     Понятие основных принципов современного международного права, их отличительные особенности. Принципы «use cogens».

      2.     Система основных принципов международного права.

      3.     Классификация  основных принципов международного права.

      4.     Нормативное содержание основных  принципов международного права.

      5.      Кодификация и прогрессивное развитие основных принципов международного права.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.     Понятие основных принципов современного международного права, их отличительные особенности. Принципы «use cogens».

     Принципы  международного права в теории международного права определяются как руководящие  правила поведения субъектов, возникающие  как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права. Они представляют собой наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений. Таким образом, принцип международного права является нормой международного права, имеющей обязательный характер для всех субъектов международного права, прежде всего для государств и международных организаций.

     Необходимо  подчеркнуть, что не следует путать принципы международного права и  принципы правосознания. Последние  представляют собой субъективные представления людей, общественных движений, политических партий о том, как в идеале должны регулироваться те или иные общественные отношения, в то время как принцип права представляет собой нормативное отражение объективного порядка вещей, общественной практики, закономерностей общественного развития, а не субъективные представления об этих процессах.

      До  принятия Устава ООН вопрос об основных принципах международного права рассматривался главным образом в доктрине международного права. Ныне же основные принципы международного права провозглашены и закреплены в таком важнейшем международном договоре современности, как Устав Организации Объединенных Наций, участниками которого за небольшими исключениями являются все государства мира. Эти принципы изложены в ст. 2 Устава ООН.

      Кроме того, в Декларации о принципах  международного права 1970 г. содержится аутентичное толкование международным  сообществом государств нормативного содержания семи воплощенных в Уставе ООН основных принципов современного международного права. Декларация, в частности, гласит, что принципы Устава, воплощенные в ней, представляют собой «основные принципы международного права» и что «при истолковании и применении изложенных выше принципов последние являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в свете других принципов». Генеральная Ассамблея призвала все государства руководствоваться этими принципами в своей международной деятельности и развивать свои взаимоотношения на основе их строгого соблюдения.

      Основные  принципы современного международного права безусловно являются императивными нормами, иначе они утратили бы свой основополагающий характер.

      Основные  принципы современного международного права — это система (подсистема) исходных и взаимосвязанных норм общего международного права, регулирующих в обобщенном виде поведение государств и иных субъектов международного права во всех сферах международных отношений, имеющих императивный характер и определяющих в концентрированном виде основное содержание и целенаправленность международного права.

      Следует также иметь в виду, что помимо основных международное право содержит и другие нормы-принципы, являющиеся исходными для данной совокупности и системы (подсистемы, субсистемы) взаимосвязанных между собой норм.

     Принципы международного права — это императивные нормы международного права или нормы jus cogens (лат.).

     Принципы  международного права, как императивные положения, не могут быть отменены никакими другими установлениями специального характера или реформированы с учётом специальных обстоятельств.

     Принципы  международного права выполняют  две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая  их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, и таким образом способствуют их развитию.

       Можно полагать,  что  основные  принципы  современного  международного  права в совокупности  возглавляют   всю  систему  международного  права.  Эти принципы  регулируют  наиболее  важные  для   данной   ступени   цивилизации межгосударственные отношения; специфика круга субъектов связана с тем,  что основные  принципы  обязательны для всех  субъектов международно-правовой системы, независимо от их участия в создании  и признании этих  принципов; особенности нормотворчества выражаются в том, что  принципы  объективируются в  универсальных  договорах  или  обычаях;  наконец,  в  целях   обеспечения соблюдения  принципов  применяются   меры   ответственности,   связанные   с ограничением  суверенитета  государства  и  дополнительной  ответственностью возглавляющих   государство   руководителей,    глав    военных    ведомств, политических партий и др.

       Основные принципы международного  права -  это  юридическая   категория, как  и  другие  нормы  международного  права.  Однако  они  обладают  такими особенностями, которые позволяют им  занять  особое  место  в  системе  норм международного права: они обязательны для всех без исключения  государств  и других  субъектов  международного  права.  Исходя   из   этой   особенности, положения Устава ООН (п. 6 ст.  2)  дают  право  органам  ООН  обеспечивать, чтобы все  государства  независимо  от  их  членства  в  ООН  действовали  в соответствии  с   требованиями   принципов;   они   пользуются   приоритетом относительно всех остальных  норм  системы  международного  права:  ст.  103 Устава ООН, ст. 53 Венской конвенции о праве  международных  договоров  1969 г. и Венской конвенции о праве международных договоров  между  государствами и международными организациями или между международными  организациями  1986 г. разъясняют, что отклонение от нормы,  содержащей  принцип  международного права, недопустимо и что она может быть отменена только по следующей  нормой общего  международного  права,  носящей  такой   же   характер.   Следствием указанных положений является признание норм, не  соответствующих принципам, недействительными, не влекущими правовых  последствий и не  пользующимися защитой международного  права;  принципы  в исключение  из  общих   правил действия международно-правовых норм во  времени имеют обратную  силу,  что позволяет им  воздействовать  на  любую норму,  возникшую   ранее   самого принципа, вплоть до ее отмены и непризнания связанных с ней последствий; только деяния, нарушающие  принципы  международного  права,  рассматриваются как международные  преступления.  Следствием  этого  является  применение  к нарушителям таких мер воздействия от имени  сообщества  государств,  которые перечислены в ст. 5, 6, 40-47 Устава ООН и  включают  разрыв  экономических, дипломатических и иных отношений, вплоть  до  применения  вооруженной  силы; принципы могут быть правовой основой  для  регулирования  межгосударственных отношений при отсутствии прямого регулирования.

      Принципы  выполняют важные функции. Они определяют основы взаимодействия субъектов специфическим образом, закрепляя основные права и обязанности государств. Принципы выражают и охраняют комплекс общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат такие важнейшие ценности, как мир и сотрудничество, права человека. Они служат идейной основой функционирования и развития международного права. Принципы - это фундамент международного правопорядка, они определяют его политико-правовой облик. Принципы являются критерием международной законности. 
Основные принципы международного права - это юридическая категория, как и другие нормы международного права. Однако они обладают такими особенностями, которые позволяют им занять особое место в системе норм международного права:

      они обязательны для всех без исключения государств и других субъектов международного права. Исходя из этой особенности, положения Устава ООН (п. 6 ст. 2) дают право органам ООН обеспечивать, чтобы все государства независимо от их членства в ООН действовали в соответствии с требованиями принципов;

      они пользуются приматом относительно всех остальных норм системы международного права: ст. 103 Устава ООН, ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. разъясняют, что отклонение от нормы, содержащей принцип международного права, недопустимо и что она может быть отменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер. Следствием указанных положений является признание норм, не соответствующих принципам, недействительными, не влекущими правовых последствий и не пользующимися защитой международного права;

      принципы в исключение из общих правил действия международно-правовых норм во времени имеют обратную силу, что позволяет им воздействовать на любую норму, возникшую ранее самого принципа, вплоть до ее отмены и непризнания связанных с ней последствий;

      только  деяния, нарушающие принципы международного права, рассматриваются как международные преступления. Следствием этого является применение к нарушителям таких мер воздействия от имени сообщества государств, которые перечислены в ст. 5, 6, 40-47 Устава ООН и включают разрыв экономических, дипломатических и иных отношений, вплоть до применения вооруженной силы;

      принципы могут быть правовой основой для регулирования межгосударственных отношений при отсутствии прямого регулирования.

        Характерной чертой принципов является их взаимосвязанность. Лишь во взаимодействии они способны выполнять свои функции. При высоком уровне обобщенности содержания принципов применение предписаний каждого из них возможно лишь путем сопоставления с содержанием других. Так, при применении принципа самоопределения следует учитывать принцип территориальной целостности. Значение их взаимосвязи было с самого начала подчеркнуто в Декларации о принципах 1970 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.     Система основных принципов международного права.

      Существуют  два вида систем основных принципов  – договорно-нормативная и доктринальная.

      Договорно-нормативная система закреплена в различных международных договорах. Процесс признания и договорного закрепления тех или иных правил международного общения в качестве общепризнанных исходных начал международного права берет свое начало еще в глубокой древности. Так, например, элементы принципа мирного разрешения международных споров можно встретить уже в древнем мире. Принципы суверенного равенства государств и невмешательства во внутренние дела друг друга берут свое начало в период позднего средневековья, когда монархи европейских государств стали утверждать и признавать принцип par in parem non habet imperium (равный над равным власти не имеет). Однако лишь к середине ХХ столетия, когда стал преодолеваться регионализм международных отношений и складываться единое и универсальное международное право, возникла необходимость формулирования неких общих правовых положений, охватывающих все мировое сообщество и все сферы межгосударственного сотрудничества. Эта задача была выполнена при создании ООН. Разработчики Устава ООН включили в него специальную статью (Статья 2 «Принципы» Устава), содержащую семь принципов, которыми государства-участники обязались руководствоваться в своих взаимных отношениях.

      Эти принципы следующие:

      - принцип суверенного равенства всех Членов ООН;

      - принцип добросовестного выполнения  членами ООН принятых по Уставу  обязательств;

      - принцип разрешения членами ООН  своих международных споров мирными  средствами;

      - принцип воздержания членами  ООН в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения;

      - принцип оказания членами ООН  всемерной помощи Организации  во всех ее уставных действиях;

      - принцип невмешательства ООН  в дела, входящие во внутреннюю  компетенцию любого государства;

      - принцип обеспечения действия государств-нечленов ООН в соответствии с данными принципами.

      Кроме того, ряд положений, закрепленных в  Уставе ООН в статье 1 «Цели», также  стали рассматриваться как основополагающие правила-принципы взаимоотношений  государств-членов ООН. К ним относятся равноправия и самоопределения народов, равноправное международное сотрудничество.

      Следует отметить, что в Уставе эти принципы были терминологически закреплены в  очень лаконичной форме, что часто  создавало для государств трудности  при их применении и толковании.

      Первоначально эти принципы учредителями ООН конституировались  как внутриорганизационные принципы, но затем в силу их особой международной  важности и практической значимости были признаны в качестве основных принципов современного международного права. Это всеобщее признание нашло свое логическое закрепление в принятом 24 октября 1970 году на юбилейной 25-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН специальном акте – Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. В перечень принципов, закрепленных в Декларации, вошли основополагающие положения из статей 1 и 2 Устава («Цели» и «Принципы»).

      В Декларации были четко сформулированы следующие семь принципов:

      - принцип суверенного равенства  государств;

      - принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию  государства;

      - принцип воздержания государств  в их международных отношениях  от угрозы силой или ее применения;

      - принцип разрешения государствами своих международных споров мирными средствами;

      - принцип равноправия и самоопределения  народов;

tify">      - принцип обязательности международного  сотрудничества в целях обеспечения  международного мира и содействия  прогрессу и благосостоянию народов;

      - принцип добросовестного выполнения  государствами обязательств, принятых  в соответствии с Уставом.

      Декларация  детально конкретизировала нормативное  содержание каждого из принципов  и дала им толкование как основных принципов современного международного права. Декларация, в частности, провозгласила, что содержащиеся в ней принципы представляют собой «основные принципы международного права» и что «при истолковании и применении изложенных выше принципов последние являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в свете других принципов». Генеральная Ассамблея призвала все государства руководствоваться этими принципами в своей международной деятельности и развивать свои взаимоотношения на основе их строгого соблюдения.

      В литературе доминирует мнение о том, что дальнейшее развитие по своему содержанию и перечню рассматриваемые принципы получили в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, принятого в Хельсинки 1 августа 1975 года. Сердцевину этого Акта составляет «Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях». В Заключительном акте СБСЕ к семи вышеназванным принципам Декларации ООН 1970 года были добавлены три новых принципа, отразивших как особенность обеспечения европейского правопорядка, так и произошедшую к тому времени гуманизацию самого международного права.

      В Декларацию принципов Заключительного  акта 1975 года были включены следующие  принципы:

      - принцип суверенного равенства  и уважения прав, присущих суверенитету;

      - принцип неприменения силы и  угрозы силой;

      - принцип нерушимости государственных  границ;

      - принцип территориальной целостности  государств;

      - принцип мирного урегулирования  международных споров;

      - принцип невмешательства во внутренние  дела;

      - принцип уважения прав человека  и основных свобод;

      - принцип равноправия и права  народов распоряжаться своей  судьбой;

      - принцип сотрудничества между  государствами;

      - принцип добросовестного выполнения  обязательств по международному  праву

      Доктринальная система основных принципов, содержащаяся в научных исследованиях ученых, в целом совпадает с договорной системой. В ее основе лежат принципы Устава ООН. Однако происходящая интенсификация международно-правового сотрудничества неизбежно расширяет сферы и объем правового регулирования, а это в свою очередь приводит к появлению новых универсальных международных норм, которым требуется придать высшую юридическую силу. Эти международные нормы получают свое признание и закрепление в огромном числе двусторонних и многосторонних международных договоров, в том числе и международных договоров универсального характера. Все это требует научного исследования и анализа. Но уже сейчас в научных трудах часто можно встретить утверждения о том, что та или иная норма международного права является основным принципом международного права.

      В качестве основных принципов в литературе, в частности, называются:

      - принцип мирного сосуществования  государств;

      - принцип справедливости;

      - принцип добросовестности;

      - принцип всеобщего и полного разоружения;

      - принцип охраны окружающей среды;

      - принцип международно-правовой ответственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3.     Классификация  основных принципов международного права.

     Классификация  основных  принципов  имеет  скорее  доктринальный,  чем прикладной,   характер,   однако   она   является   важнейшим   методом   их исследования, установления периодов развития,  соотношения  друг  с  другом, выявления нормативной базы, ее достаточности. Она  может  быть  осуществлена по ряду  оснований:  по  форме  объективирования,  по  историко-политическим признакам, по объекту и важности защищаемых отношений как для  сообщества в целом, так и для государств, по характеру взаимосвязей самих принципов.

       Принципы различаются по форме их закрепления - писаные и обычные,  что не  означает,  естественно,  различия  в  их  юридической  силе.   Некоторые традиционно  признанные  и  находящиеся  в  стадии  становления  принципы  с успехом реализуются именно в форме обычая. Ряд как  традиционно  признанных, так и находящихся в  стадии  становления  принципов  с  успехом  реализуются именно  в  форме  обычая.  К  первым  относятся   принципы   территориальной целостности,  нерушимости  границ   государств,   ко   вторым   -   принципы разоружения, защиты окружающей среды.

           По признаку историческому   принято  различать  принципы,  возникшие  в период  рабовладения,  феодализма,  становления  капиталистического  способа производства,  так   называемые  "доуставные  принципы",  уставные  принципы, пришедшие   в  систему  международного  права  после  второй  мировой  войны, послеуставные - новейшие  -  принципы  между  народного  права,  такие,  как принцип  всеобщего  и  полного  разоружения  под  эффективным  международным контролем, принцип сотрудничества государств  по  охране  окружающей  среды. Таким  образом,  начинает  хронологический   ряд   принцип   добросовестного соблюдения международных обязательств, а завершает  -  принцип,  обязывающий субъектов международного права сотрудничать в защите окружающей среды.

           По степени важности, значимости защищаемых принципами отношений можно выстроить систему,  во  главе которой   будут   принципы,   обеспечивающие общечеловеческие    ценности,    могущие    также    быть    на     званными системообразующими  факторами   нашей   цивилизации,   уничтожение   которых приведет к уничтожению самой цивилизации,  -  такие,  как уважение  прав  и основных свобод человека, сотрудничество  государств  по  охране  окружающей среды. Во второй группе должны следовать принципы, более связанные именно  с интересами государств, - та кие, как  невмешательство  во  внутренние  дела, неприменение силы или угрозы силой, всеобщее  и  полное  разоружение  и  др. Данный вид классификации показывает, каким  принципам  должно  быть  уделено первоочередное внимание в формировании нормативной базы.

           Особую  роль  в  системе   основных  принципов  играют  так  называемые

     функциональные  принципы: они пронизывают всю  систему между народного  права,

     тесно связаны с каждым правоотношением  и  с  каждой  нормой  международного права,   являются   неотъемлемой   частью   их   действия.   Это    принципы добросовестного соблюдения международных  обязательств,  мирного  разрешения международных споров,  сотрудничества,  равноправия  (равенства).  Остальные принципы представлены такими, как принцип уважения прав  и  основных  свобод человека, всеобщего и полного разоружения, нерушимости и  неприкосновенности границ,  невмешательства  в  дела,  по  существу  входящие   во   внутреннюю компетенцию государств, и др.

     Первая  классификация основных принципов  по объекту сотрудничества была предложена профессором Н.Т. Блатовой. Она вычленила  три  группы  принципов: 1) защищающие мир и безопасность; 2)  обеспечивающие  мирное  сотрудничество государств; 3) защищающие права человека, народов и наций. В последней четверти XX в. утвердились новые, послеуставные  принципы, заставляющие  переосмыслить   взаимосвязи   между   самими   принципами, в частности, выделить такие, которые являются важнейшими в системе  принципов. В связи с этим в первую группу, по сути, возглавляющую все принципы,  должны быть  включены  принципы  уважения  прав   и   основных   свобод   человека, равноправия  и  самоопределения  народов  и  наций,   международной   защиты окружающей среды, наиболее тесно связанные  с  системообразующими  факторами нашей цивилизации. Принципы второй и третьей групп, различаясь между  собой, по существу,  являются  служебными  относительно  принципов  первой  группы.

     Принципы  второй группы включают принцип запрещения применения силы и  угрозы силой, территориальной целостности государства, нерушимости  государственных границ,  всеобщего  и  полного  разоружения  под  эффективным  международным контролем, обеспечивая  сотрудничество  государств  по  поддержанию  мира  и безопасности;  принципы  третьей   группы   включают   собственно   принципы сотрудничества  государств,  суверенного   равенства,   невмешательства   во внутренние  дела  государств,  мирного  разрешения   международных   споров, добросовестного выполнения международных обязательств.

       Перечисленные классификации не исключают друг  друга;  каждая  из  них свидетельствует о  многогранности  такого  явления,  как  основные  принципы международного права, и о необходимости учета всех  его  сторон  в  процессе нормотворчества - кодификации и прогрессивного развития принципов. 
 

      4.     Нормативное содержание основных  принципов международного права.

  1. Принцип неприменения  силы или угрозы  силой. Согласно п. 4 ст. 2 Устава, "все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Объединенных Наций. 
Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, а не только на государства - члены ООН. Согласно Уставу ООН, запрещается не только применение вооруженной силы, но и невооруженное насилие, которое носит характер противоправного применения силы. 
Применение вооруженной силы представляет собой наибольшую опасность, и в п. 4 ст. 2 Устава речь идет прежде всего о запрещении применения вооруженной силы. Устав ООН предусматривает лишь два случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны (ст. 51) и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 и 42). 
Главное в содержании принципа неприменения силы и угрозы силой - запрещение агрессивной войны, которая является преступлением против мира.

  • Согласно Определению агрессии 1974 г., содержание принципа неприменения силы и угрозы силой составляют, среди прочего, следующие действия:
    • любые действия, представляющие собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства;
    • применение силы и угрозы силой с целью нарушения существующих международных границ другого государства или для разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ, или для нарушения международных демаркационных линий, включая линии перемирия;
    • репрессалии с применением вооруженной силы (к такого рода запрещенным действиям относится, например, так называемая "мирная блокада", т.е. блокирование портов другого государства, осуществляемое вооруженными силами в мирное время);
    • организация или поощрение организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников;
    • организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или потворствование организационной деятельности в пределах собственной территории, направленной на совершение таких актов, в том случае, когда упомянутые акты связаны с угрозой силой или ее применения;
    • военная оккупация территории государства, являющаяся результатом применения силы в нарушение Устава ООН;
    • приобретение территории другого государства в результате угрозы силой или ее применения;
    • насильственные действия, лишающие народы права на самоопределение, свободу и независимость.

  Российская  Федерация в 1995 г. приняла Закон "О  порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности", ст. 2 которого говорит об участии Российской Федерации в международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил, осуществляемых по решению Совета Безопасности, принятому в соответствии с Уставом ООН для устранения угрозы миру, нарушений мира или акта агрессии. В ст. 11 специально оговаривается, что правовым основанием для Российской Федерации является особое соглашение с Советом Безопасности ООН о выделении российских контингентов и помощи, как это отмечается и в ст. 43 Устава ООН. 
2. Принцип территориальной целостности государств защищает право государства на целостность и неприкосновенность его территории и является важнейшим средством обеспечения суверенитета государства. Он закреплен в п. 4 ст. 2 Устава ООН. Конкретизация этого принципа дается в Декларации о принципах международного права 1970 г., где она трактуется как часть принципа суверенного равенства государств и как часть принципа неприменения силы или угрозы силой. В Декларации говорится: "Территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны". 
Наиболее полная формулировка принципа территориальной целостности государств содержится в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.: "Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной". 
3. Принцип нерушимости государственных границ.

  • Основное содержание принципа нерушимости границ можно свести к трем элементам:
    • признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;
    • отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;
    • отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.
Юридическая природа основных принципов международного права