Юридическая сила нормативных актов

 

 

Введение:

 

Каждый из нормативно-правовых актов имеет свою юридическую  силу - пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. 
Действие любого нормативного акта начинается с момента вступления его в силу, а прекращается - с момента утраты им юридической силы. 
Момент вступления нормативно-правового акта в силу может определяться следующими способами: 
датой принятия или утверждения; 
датой опубликования; 
датой, указанной в самом акте; 
с датой ознакомления компетентного лица с актом (нормативные акты служебного пользования). 
Момент утраты юридической силы нормативного акта может определяться: 
истечением срока действия акта, указанного в самом акте; 
прямой отменой действующего акта другим актом; 
с введением нового нормативного акта, устанавливающего в данной области новые правила поведения. 
Кроме ограничения действия закона во времени, существуют также общепризнанные границы действия нормативно-правовых актов в пространстве, на определенной территории. В соответствии с принципами государственного суверенитета и территориального верховенства, законы, издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют, как правило, лишь на его территории. 
По территориальному критерию все нормативно-правовые акты подразделяются на:  
акты, действие которых распространяется на всю территорию государства; 
акты, действие которых распространяется на часть территории государства; 
акты, действие которых распространяется за пределы территории государства. 
На всю территорию государства, по общему правилу, распространяются федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Нормативно-правовые акты субъектов РФ действуют в пределах соответствующих территорий. 
Действие некоторых нормативно-правовых актов может выходить за пределы территории государства. И, наоборот, на территории России могут действовать отдельные нормы, содержащиеся в актах других государств. Это касается в первую очередь гражданского и некоторых других отраслей права. 
Немаловажное значение представляет выяснение вопроса о том, кому адресуется содержание предписаний в этих актах. 
Все нормативно-правовые акты в зависимости от того, кому адресуется то или иное предписание делят на две группы: общую (на все население, за определенными изъятиями); специальную (на определенный, установленный актом круг лиц). 
Правовые нормы, как отмечалось, носят всеобщий характер. Однако существуют нормы, рассчитанные на определенный круг лиц, а также нормы, рассчитанные на все население, за некоторыми исключениями. Особое положение занимают в России дипломаты, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, а также депутаты парламента. На них не распространяются нормы об уголовной и административной ответственности (за некоторыми исключениями, установленными законом).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие нормативных актов.

 

При рассмотрении источников права было установлено, что существуют следующие источники, питающие появление  и действие права: нормативно-правовые акты, обычаи, прецеденты, договоры. В  зависимости от принадлежности к  той или иной правовой семье роль и значение каждого из указанных источников либо уменьшается, либо увеличивается. В частности, в государствах континентальной правовой системы (романо-германской семьи) юридическая практика руководствуется в основном нормативно-правовыми актами. Поэтому нормативно-правовые акты нуждаются в более пристальном к ним внимании, особенно в тех странах, где им принадлежит роль ведущего источника права. Российская Федерация тоже относится к числу таких государств.

Под нормативно-правовыми  актами понимаются документы, принятые в установленном порядке уполномоченными на то государственными или иными компетентными органами, устанавливающие, изменяющие или отменяющие нормы права. Нормативно-правовые акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией в строго установленной форме.

В процессе своей деятельности органы власти могут издавать правовые акты разного характера. Они могут  иметь нормативный или ненормативный  характер.

К ненормативным актам  относятся акты, не содержащие общих  правил поведения, являющиеся актами однократного применения и относящиеся к индивидуально конкретным отношениям. Ненормативными являются индивидуальные правовые акты (например, приговор суда, указ о награждении орденом, приказ о приеме на работу и т.п.) и ненормативные акты общего характера (например, решение властного органа об амнистии, решение суда о разрешении строительства водохранилища, приказ о проведении учебного семинара на предприятии и т.п.). Если индивидуально-правовой акт имеет разовое значение и касается индивидуально определенных лиц, то это – ненормативный акт общего характера: хотя и исчерпывается однократным исполнением, но предназначен для реализации многими субъектами.

Однако ненормативные  правовые акты не являются источниками  права, поэтому особое внимание следует уделить нормативно-правовым актам.

В реальной практике встречается  громадное многообразие нормативно-правовых актов. Их можно разделить на виды по признаку принадлежности к той  или иной отрасли права, по субъекту их издания, по издающему их конкретному органу и др.

Центральным и главным  в классификации нормативно-правовых актов является их разделение по юридической  силе. Юридическая сила указывает  на место акта в иерархической  структуре, его значение, роль и положение  органа, издавшего акт, зависит от его конституционных полномочий и компетенции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Юридическая сила нормативных актов

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на две большие группы: законы и  подзаконные акты.

Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни.

Высшая юридическая  сила законов означает, что:

-все остальные правовые  акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им, а в случае расхождения правового акта с законом действует последний;

-законы могут исходить  только со стороны специально  уполномоченного на это органа  законодательной власти;

-законы регулируют  наиболее важные для самосохранения общества и государства общественные отношения;

-законы могут быть  отменены или изменены только  тем органом, который их издал,  и никаким другим;

-порядок подготовки  и издания законов строго регламентирован  и определяется только законами.

Законы подразделяются на обыкновенные и конституционные.

К конституционным законам относят  Конституцию – основополагающий политико-правовой акт, закрепляющий государственный  строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму  правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти. Помимо Конституции к конституционным законам относят федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией.

В Конституции Российской Федерации 1993 года названо 14 таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137). Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в законодательном органе. К томе же на принятый конституционный закон (согласно ст. 108) не может быть наложено вето Президента.

К обычным законам относят другие акты текущего законодательства, связанные  с регулированием разнообразных  общественных отношений. В частности, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, содержащие нормы соответствующих отраслей права, являются примерами обычных законов, хотя бы и "необычных" по большому объему. Основную часть обычных законов составляют так называемые текущие законы, к числу которых относят законы федеральные и законы субъектов Федерации. Если федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации, то законы отдельных субъектов не могут распространять свое действие за их пределы. Так, помимо федерального Закона "О языках народов РСФСР", в ряде республик, входящих в Российскую Федерацию, имеются свои законы о языках, но в случае их расхождения с законом Российской Федерации действует федеральный закон.

Подзаконные нормативно-правовые акты – одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с  законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний или их толкования, или установления первичных норм.

Подзаконные акты также могут быть подразделены на виды по юридической  силе. Обычно выделяют следующие виды подзаконных актов:

– указы и распоряжения Президента;

– постановления и распоряжения Правительства – акты исполнительного  органа государства по вопросам, отнесенным к его компетенции;

– акты отдельных ведомств, министерств, комитетов, под которыми понимаются приказы, инструкции, положения, принимаемые в пределах компетенции данных исполнительных органов;

– акты местных органов власти и управления в форме решений, распоряжений, постановлений;

– локальные нормативные акты –  это нормативные предписания  в форме приказов, распоряжений, положений, правил, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения или организации.

Практическое использование нормативно-правовых актов выдвигает на первый план вопрос о действии нормативно-правовых актов. В противном случае не будет ясности  относительно пределов границ их действия.

Нормативные акты имеют временные, пространственные, предметные и субъективные пределы своего функционирования. Действие нормативного акта во времени обусловлено  моментом вступления его в силу и  моментом утраты им силы. В каждом государстве действуют нормы о порядке опубликования и вступления в силу законов и других правовых актов. В частности, в Российской Федерации федеральные конституционные, федеральные законы публикуются в официальных изданиях: "Российской газете" и "Собрании законодательства РФ". Они публикуются в этих изданиях в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ и вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, если законом или актом законодательного органа не установлен другой порядок вступления их в силу.

Прекращение действия нормативных  актов во времени происходит следующими способами:

– указанием срока, в течение  которого акт будет действовать, при отсутствии продления его  действия на новый срок;

– отменой данного акта;

– заменой данного акта другим.

Следует отметить, что  вновь принятый нормативный акт  может распространять свое действие на отношения, которые возникли до вступления его в силу, только в виде исключения. Это так называемая обратная сила закона. Обратная сила закона придается только законодателем, поскольку произвол в этом деле мог бы привести к противоречащим духу права последствиям.

Действие нормативного акта в пространстве связывается  с их распространением на определенную территорию – государственную территорию. Под последней понимается сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ним, недра, а также территория демократических представительств за рубежом, военные и торговые суда, воздушные, космические летательные аппараты.

Территориальные пределы  действия нормативных актов являют юрисдикцию государства. Законодательство других государств применяется на территории данного государства постольку, поскольку оно само это допускает в форме конкретных отношений с зарубежными государствами или в форме признания. Международные договоры регулируют действие законодательства одного государства за пределами его территории; особенно это имеет значение в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств.

Предметное действие права означает регулирование строго определенных общественных отношений. Имеется в виду, что нормы одной  отрасли права не могут распространять свое действие на отношения, регулируемые нормативными актами другой отрасли права. Например, акты, рассчитанные на регулирование имущественных отношений, не имеют силы для регулирования отношений между органами государственного управления, то есть если первые регулируются нормами гражданского права, то вторые – нормами административного права.

Субъективное действие права или действие по кругу лиц  означает распространение требований норм на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства.

Однако из указанного правила есть три исключения.

Первое относится к  главам государств, правительств, сотрудникам  дипломатических и консульских представительств и некоторым иностранным гражданам, пользующимся дипломатическим иммунитетом, и к ним не могут быть применены меры ответственности и меры государственного принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях.

Второе относится к  проживающим на территории государства  иностранным лицам, лицам без  гражданства, которые хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами, но в некоторых правоотношениях  не могут быть носителями прав. Эти изъятия связаны с избирательным правом, избранием в органы государственной власти, в судьи, с принятием на службу в вооруженные силы и органы внутренних дел.

Третье имеет отношение  к гражданам независимо от их местонахождения, если они совершили действия, за которые предусмотрена уголовная ответственность. И это независимо от того, понес ли данный гражданин наказание по нормам иностранного государства или нет.

Все параметры действия нормативных актов закладываются  во многом изначально, то есть в результате особого рода деятельности по их изданию, которое называется нормотворчеством.

Нормотворчество – это  главным образом государственная  деятельность, завершающая процесс  формирования права, означающая возведение государственной воли в общее правило поведения.

Процесс формирования права  имеет ряд стадий.

1. Возникновение объективно  обусловленной потребности в  регулировании общественных отношений;

2. Целенаправленная деятельность  компетентных органов по выражению  общеобязательной потребности и соответствующих интересов. В общеобязательных правилах поведения – нормотворчество. Нормотворчество имеет три способа:

– правоустановительная деятельность полномочных государственных  органов (например, Государственной  думы в РФ);

– нормотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента);

– непосредственное нормотворчество  народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и  общественной жизни).

Содержание нормотворчества  складывается из последовательно осуществляемых организационных действий, образующих в своей совокупности нормотворческий (правотворческий) процесс. Это своего рода технология создания нормативных актов и доведения их предписаний до адресатов.

Как и во всяком процессе, складывающемся из определенных действий, в нормотворческом процессе можно выделить ряд последовательных стадий:

– законодательная (нормотворческая) инициатива, то есть внесение в правотворческий  орган проекта акта или предложения  об издании нормативного акта;

– разработка проекта  нормативного акта и его предварительное  обсуждение;

– рассмотрение проекта  того акта в том органе, который  уполномочен его принять;

– принятие нормативного акта уполномоченным органом, субъектом;

– доведение содержания нормативного акта до его адресатов.

Нормотворчество может  выражаться в виде принятия единичного акта, содержащего отдельные юридические  нормы, и в виде систематизированного акта, содержащего определенные совокупности, группы норм. Создание систематизированных актов происходит различными путями, один из которых наиболее важный – кодификация.

Кодификация – форма  систематизации путем объединения  нормативных актов в единый, логический цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются  противоречия в нормах, устаревший правовой материал, обеспечивается их согласованность, логичность.

 

Юридическая сила нормативных  правовых актов в Российской Федерации  имеет свои особенности в связи  с ее федеративным устройством.

Если какой-либо вопрос находится согласно Конституции РФ в исключительном ведении РФ (это, в частности, вопросы территориального устройства, войны и мира, обороны и безопасности; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство и др.), то ее нормативные правовые акты имеют безусловную юридическую силу, а в субъектах РФ по этому вопросу нормативные правовые акты приниматься (издаваться) не могут.

В этом случае система  нормативных правовых актов образует иерархический структурный ряд, в котором каждый из его элементов занимает определенное место. Этот структурный ряд состоит из четырех элементов:

федеральные законы;

указы Президента РФ;

постановления Правительства  РФ;

нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных  органов исполнительной власти.

Если вопрос согласно Конституции  РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (к таким вопросам относятся, в частности, природопользование, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды и др.), то по данному вопросу могут приниматься (издаваться) как федеральные, так и региональные нормативные правовые акты. При этом федеральные акты имеют приоритет перед региональными.

По вопросам совместного  ведения РФ и ее субъектов образуется иерархический структурный ряд, состоящий из восьми элементов:

федеральные законы;

указы Президента РФ;

постановления Правительства  РФ;

законы субъектов РФ;

нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных  органов исполнительной власти;

нормативные акты органов  исполнительной власти субъектов РФ;

нормативные акты органов  местного самоуправления;

локальные нормативные  акты.

Нормативные правовые акты по вопросам исключительного ведения субъектов РФ образуют третий структурный ряд, состоящий из четырех элементов:

законы субъектов РФ;

нормативные акты исполнительных органов субъектов РФ;

нормативные акты органов  местного самоуправления;

локальные нормативные  акты.

Если какой-либо вопрос не входит в исключительное ведение  РФ или совместное ведение РФ и  ее субъектов, то нормативные правовые акты, принятые (изданные) в субъекте РФ, имеют приоритет перед федеральными.

Каждый структурный  ряд системы нормативных правовых актов характеризуется иерархической  связью его элементов. Она выражается в том, что нормативные акты имеют  в структурном ряду определенное место и не могут содержать  норм, противоречащих вышестоящим актам. В свою очередь, каждый нормативный акт выступает исходной правовой базой для нормативных актов, расположенных в структурном ряду после него.

Объединяет все три  структурных ряда Конституция РФ. которая устанавливает не только предметы ведения Федерации и субъектов РФ, но и способы разрешения противоречий между нормативно- правовыми актами. В этих целях предусматривается:

создание и деятельность Конституционного Суда РФ, который  может отменить антиконституционный  акт;

отмена нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления судебными органами; наделение Призидента РФ правом отменять постановления Правительства РФ и приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законом, международным обязательством РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса в судебном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Нормативные правовые акты создаются с целью урегулировать определенные общественные отношения, придать им устойчивость, организованность, системный характер, способствовать их прогрессивному развитию.

Чтобы выполнить свое предназначение, нормативный правовой акт должен обладать такими качествами, свойствами, которые обеспечивали бы его способность вызывать, порождать предусмотренные им юридические последствия. В этом, собственно, и состоит фактическое функционирование акта, в этом проявляется юридическая сила его норм, его существование как объективной реальности.

Все эти качества придаются нормативному правовому акту путем установления субъектами правотворчества пределов, параметров его юридического действия, т.е. определения тех границ, в  которых может осуществляться реализация содержащихся в акте юридических норм, обеспечиваться их правовая обязательность, юридическая сила. Юридическое действие нормативного правового акта, таким образом, и означает его способность вызывать, порождать те правовые последствия, на возникновение которых он рассчитан.

Как оказалось определение пределов действия нормативных правовых актов  очень важно для практической деятельности, особенно это важно  для практической деятельности сотрудников  полиции при определении лиц ответственных за правонарушение и определение нужной нормы для наказания таких лиц.

Определить пределы действия нормативного правового акта - это значит определить силу этого акта.

 


Юридическая сила нормативных актов