Юридическая служба

 

        1. Юридическая служба.

 

Юридическая служба имеет  особое место при построении демократического правового государства, обеспечении  достижения верховенства закона и укрепления законности в стране. Под юридической  службой, как правило, понимается деятельность специально уполномоченного органа (юридического управления, отдела, бюро, главного юрисконсульта) организаций  и предприятий, направленную на укрепление законности в деятельности предприятия (организации) c использованием правовых средств при выполнении своих  функциональных обязанностей. Юридическая служба является специальным подразделением организации, предприятия, ответственной за укрепление законности и договорной дисциплины. Основные задачи службы определяются многообразием торговых связей, прав и обязанностей сторон. Неслучайно поэтому именно на юристов в большей степени, чем на какую-либо другую службу, ложится ответственность за предотвращение негативных последствий принятия незаконных решений на производстве.Организации и предприятия в Беларусь в своей деятельности должны неуклонно придерживаться требований законодательства. Организация правовой работы, направленной на правильное применение, соблюдение и безоговорочное выполнение требований актов законодательства, других нормативно-правовых актов субъектами деятельности, а также их руководителями и работниками во время выполнения возложенных на них задач и функциональных обязанностей, является основным заданием юридической службы.                                                                 При этом, решение юридической службы как специалиста учреждения по правовым вопросам должно, быть решающим в вопросах правовой оценки заключаемых договоров, и в этом случае она должна нести ответственность за соответствие законодательству заключаемых и визируемых договоров. В современных условиях, перед хозяйствующими субъектами открыто широкое поле деятельности, если, разумеется, соответствующие ее направления не запрещены законодательством и сообразуются с уставными целями хозяйствующего субъекта. Поэтому от юридической службы наряду с глубокими знаниями динамично развивающегося хозяйственного законодательства требуется умение юридически грамотно подойти к решению конкретных хозяйственно-правовых задач, связанных с осуществлением хозяйственной или предпринимательской деятельности предприятия, что плодотворно скажется на повышении эффективности производства и качества работ.Задачи юридической службы организации условно можно подразделить на две группы. К первой группе относятся те, которые юридическая служба разрешает совместно с другими службами предприятия. К их числу можно отнести разработку локальных нормативных актов (коллективный договор, устав, правила внутреннего трудового распорядка, стандарта и др.) и проведение совместных мероприятий по профилактике нарушений законодательства. Например, совместно с бухгалтерской службой проведение ревизий, проверок по учету, сохранности и отпуску материальных ценностей, обоснованности списания ценностей, участие в работе по аттестационной комиссии.

Во вторую группу включаются задачи, разрешаемые непосредственно юридической  службой. К ним относятся: содействие в обеспечении соблюдения законности в деятельности предприятия и его должностных лиц, правовое консультирование должностных лиц и структурных подразделений по основным направлениям его деятельности; ведение учета нормативных актов, представление интересов предприятия в судах и иных государственных органах по правовым вопросам.

Важнейшей задачей юридической  службы является правовая пропаганда действующего законодательства. Наряду с консультированием должностных  лиц она включает в себя проведение лекций, бесед по правовой тематике в подразделениях, прием по личным вопросам работников по разъяснению  законодательства.

Постановлением определено, что  юридическая служба предприятия  — самостоятельное структурное  подразделение либо должность, создаваемое  или вводимая в целях правового  обеспечения деятельности предприятия, которая подчиняется непосредственно  руководителю предприятия.

Следует отметить, что в Республике Беларусь в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации и повышения квалификации работников юридических служб Министерство юстиции определяет порядок проведения аттестации и повышения квалификации работников юридических служб органов государственного управления и государственной власти на местах, органов хозяйственного управления, создаваемых Кабинетом Министров Республики Беларусь, государственных предприятий, учреждений и организаций (далее — организации).

При этом, определено, что аттестация работников юридических служб организаций  проводится в целях объективной  оценки уровня их профессиональной компетентности, определения соответствия их квалификационным требованиям, установленным законодательством, повышения их ответственности за выполнение возложенных на них задач и функций.

Во исполнение возложенных задач  в Министерстве юстиции создана  и функционирует специальная  комиссия по аттестации работников юридических служб.                                                                          Министерству юстиции дано право в случае, если претендент не прошел повторную аттестацию или не обратился в течение указанного срока для прохождения повторной аттестации, вносить по месту работы работника юридической службы обязательное для исполнения представление о необходимости рассмотрения вопроса об освобождении от занимаемой должности либо перевода на другую работу в соответствии с трудовым законодательством.В то же время, обеспечение и укрепление законности в деятельности организаций является одной из основных задач юридической службы. По непосредственной цели конкретных действий юридической службы различаются средства, направленные на предупреждение нарушений законности, пресечение ее нарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к ответственности.Предупреждение правонарушений во всей многообразной деятельности государственных органов и общественных организаций имеет особое значение: юрисконсульты проверяют соответствие требованиям законодательства представляемых на подпись руководителю предприятия проектов приказов, инструкций, положений и других документов правового характера, а также визируют их.

Средства обеспечения юридической  службой законности весьма разнообразны: она принимает участие в подготовке и заключении коллективных договоров, разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины и т.д. Большинство средств, используемых юридической службой, имеет целью именно предупреждение нарушений законности. Поэтому юридический отдел (юрисконсульт) уполномочен докладывать руководителю о любых нарушениях, допускаемых должностными лицами. По степени самостоятельности действий следует различать средства, реализуемые юридической службой либо самостоятельно, либо совместно с другими структурными подразделениями организации, либо по ее представлению руководителем организации.

По функциональному признаку средства обеспечения юридической службой  законности в деятельности организаций  различаются в зависимости от того, какая именно функция проявляется  в конкретном случае.

Охранительная функция является ведущей  функцией юридической службы. Сюда входит претензионная работа, исковое  производство, представительство от имени предприятия в суде, в  органах следствия, а также других органах при рассмотрении правовых вопросов.

Организаторская функция состоит  в том, что юридическая служба организует работу по обеспечению законности, а также разрабатывает проекты  мероприятий по дальнейшему повышению  уровня правовой работы. Правовой работой  занимаются не только юридическая служба, но и все основные службы предприятия, поэтому в структуре производства должно быть подразделение, выполняющее функцию организатора этой работы.

Наиболее четкое закрепление эта  функция получила применительно  к юридической службе органов  государственного управления, где последняя  совместно с другими структурными подразделениями разрабатывает  и осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение неуклонного соблюдения законности в системе министерства, ведомства, принимает меры к предупреждению нарушений действующего законодательства. Представляется, что такого рода нормы  должны быть включены в Положения  о юридической службе всех организаций, которые имеют в своем подчинении предприятия, учреждения, обособленные структурные подразделения, поскольку  и в этом случае она должна выступать  организатором мероприятий по обеспечению  законности.

Контрольная функция юридической  службы заключается в проверке деятельности структурных подразделений по предупреждению, выявлению и устранению нарушений  законодательства. Представляется, что  наиболее эффективным способом осуществления  контрольной функции юридической  службы является проверка и визирование  проектов приказов и локальных актов, хозяйственных договоров, передаваемых на подпись руководителю организации, при этом представляется целесообразным внедрение порядка при котором  в организациях обязательно должен быть утвержден стандарт или инструкция, в которых указывается перечень проектов документов, подлежащих обязательному  предварительному согласованию с юристами перед подписью руководителя.

На наш взгляд среди основных средств, которые необходимо применять  сотрудниками юридической службы при  осуществлении контрольной функции  можно условно выделить следующие: 1. Проверка проектов решений, постановлений, приказов, инструкций, распоряжений, положений и других документов правового характера с точки зрения их соответствия действующему законодательству.Проверка юридической службой проектов документов нормативного и ненормативного характера является важной гарантией их законности. Тот факт, что проект документа законен, удостоверяется визой работника юридической службы. Виза должна содержать подпись работника и дату согласования проекта. В случае противоречия действующему законодательству проектов документов правового характера, представляемых на подпись руководителю, начальник юридического отдела, юрисконсульт возвращает проекты, не визируя их, и дает заключения с предложениями о законном разрешении рассматриваемых вопросов. 2. Проверка изданных руководителями структурных подразделений правовых актов с точки зрения соответствия их законодательству – другое проявление контрольных полномочий юридической службы. Такого рода проверка осуществляется в порядке последующего контроля, т.е. после издания этих актов. При обнаружении нарушений закона в актах руководителей структурных подразделений юридическая служба должна принять необходимые меры. Среди них надо, прежде всего, выделить такие, как: разъяснение руководителям структурных подразделений сути допущенных нарушений с одновременной рекомендацией отменить либо изменить незаконные правовые акты; информирование руководителя данной организации о незаконных актах, изданных руководителями структурных подразделений (для последующей отмены или изменения их). 3. Изучение и обобщение практики соблюдения законодательства в данной организации и в подчиненных ей структурах – особое средство осуществления юридической службой контрольной функции. Эта работа должна проводится, как правило, совместно с другими подразделениями. Так юридическая служба участвует: в проверке числящейся на балансе дебиторской и кредиторской задолженности; в обобщении результатов рассмотрения претензий, судебных дел; в изучении практики заключения и исполнения хозяйственных договоров; в разработке предложений по итогам финансово-хозяйственной деятельности; в подготовке материалов о растратах, хищениях, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной, некомплектной продукции и об иных правонарушениях для передачи правоохранительным органам; в принятии мер к возмещению причиненного организации ущерба.

Помимо этого, работники юридической  службы должны принимать активное участие  в правовом воспитании сотрудников  организации. Правовое воспитание включает в себя пропаганду права, способствование  формированию правильного понимания  его сущности и назначения, выработку  привычки соблюдать законы и другие правовые акты, умения правильно использовать действующие правовые нормы в  интересах коллектива и личности. 
Несколько слов следует сказать также о кодификационной работе юридической службы. Кодификация заключается в систематизированном учете и хранении текстов нормативных актов. Она обеспечивает быструю и полную правовую информацию по вопросам, возникающим в деятельности организаций. Любая юридическая деятельность в качестве составных частей включает в себя ознакомление с изданными по конкретному вопросу нормативными актами, их толкование и применение в соответствии с конкретными условиями. Успех юридической деятельности зависит, в первую очередь, от знания юридическими работниками действующих правовых норм и правильного их применения. Этого не достичь, если в их распоряжении не будет текстов всех необходимых правовых актов.

Функции юридической службы тесно  связаны между собой, однако вместе с тем указанная условная классификация  функций имеет не только теоретическое, но и практическое значение, ибо  помогает определить основные направления  работы юрисконсульта, облегчает ее планирование, анализ и учет.

В связи с вышеизложенным можно  сформулировать следующие выводы:

– юридическая служба предприятия  – деятельность специально уполномоченного  органа, направленная на укрепление законности в деятельности предприятия (организации) c активном использованием правовых средств  при выполнении своих функциональных обязанностей;

– задачи юридической службы предприятия  можно подразделить на две группы: те, которые юридическая служба разрешает  совместно с другими службами предприятия, и задачи, разрешаемые  непосредственно юридической службой;

– функциями юридической службы являются: охранительная, организаторская, контрольная, справочно-информационная деятельность по правовым вопросам, учет, хранение и использование в практических целях нормативного материала;

Успех деятельности предприятия и  организации зависит от грамотно организованной работы юридической  службы, в связи, с чем дальнейшее развитие данной службы – это требование современных реалий.

 

 

                  1.2.  Оказание юридических услуг по лицензиям

 В соответствии с  постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 16 сентября 1991 г. № 386, постановлением Кабинета  Министров Республики Беларусь  от 21 августа 1995 г. № 456 и Положением  о порядке выдачи и использования  лицензии на право оказания  юридических услуг, утвержденном  Министерством юстиции Республики  Беларусь 27 августа 1998 г. в стране  появилась и действует еще  одна форма оказания юридических  услуг – оказание услуг по  лицензиям субъектами хозяйствования. Следует сразу отметить, что указанные  услуги не включают частную  нотариальную деятельность, профессиональную  защиту прав и законных интересов  физических и юридических лиц  по уголовным, гражданским делам  и делам об административных  правонарушениях в следственных  и судебных органах. К юридическим  услугам, на оказание которых  необходимо получение лицензии  в соответствии с вышеперечисленными  нормативно-правовыми актами, относятся:

- участие в подготовке приказов, инструкций, договоров и других правовых документов, связанных с деятельностью субъектов хозяйствования, в том числе по их регистрации;

- дача консультаций и разъяснений физическим и юридическим лицам по различным отраслям права, в том числе по регистрации и деятельности оффшорных компаний;

- участие в подготовке необходимых документов для заключения договоров между субъектами хозяйствования;

- подбор материалов, составление проектов нормативных актов, исковых заявлений, жалоб, связанных с рассмотрением споров в хозяйственных судах, а также подготовка жалоб в прокуратуру и иные государственные органы.

 Лицензия на право  оказания вышеперечисленных юридических  услуг может быть выдана:

- юридическому лицу, внесенному в Реестр государственной регистрации Республики Беларусь, в штате которого имеется не менее 2-х юристов с высшим юридическим образованием и стажем работы по специальности не менее трех лет после окончания высшего учебного заведения;

- гражданину, зарегистрированному в качестве предпринимателя, осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица, имеющему высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет после окончания высшего учебного заведения;

- гражданину, не занимающему предпринимательской деятельностью, имеющему высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет после окончания высшего учебного заведения.                                                                                                                              Вместе с тем лицензия на право оказания юридических услуг не может быть выдана:

- юридическому лицу, в штате которого имеются признанные в установленном порядке недееспособные работники, оказывающие юридические услуги;

- гражданам, признанным в установленном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; или уволенные из правоохранительных или других органов, предприятий, организаций за виновные действия;

- юридическому лицу, в уставе которого отсутствует вид деятельности – оказание юридических услуг.

 

 Лицензия на право  оказания юридических услуг выдается  Министерством юстиции Республики  Беларусь на основании решения  Комиссии по вопросам выдачи  лицензий на право оказания  юридических услуг этого министерства  и заявления лица, изъявившего  желание заниматься указанным  видом деятельности. Лицензия на  право оказания юридических услуг  выдается сроком на пять лет.  Продление срока действия лицензии  производится в порядке, установленном  для ее получения. Срок действия  лицензии может быть продлен  на пять лет. За выдачу и  продление лицензии взимается  установленная плата. Передача  другому лицу лицензии не допускается.                                                                                                                              Решение о выдаче лицензии или ее продление принимается Министерством юстиции в течение 30 дней со дня подачи заявления с приложением необходимых документов. Важно отметить, что в выдаче лицензии может быть отказано в случаях наличия в представленных документах недостоверной информации или, если в представленных документах либо в результате собеседования не подтверждается необходимая профессиональная подготовка заявителя или его возможность обеспечения оказания юридических услуг в соответствии с требованиями действующего законодательства. Лицензия или решение об отказе в ее выдачи (продлении0 выдаются в 5-дневный срок со дня принятия соответствующего решения. Повторное заявление о выдаче лицензии на данный вид деятельности может быть подано в Министерство юстиции не ранее 6 месяцев со дня отказа в ее выдаче. Получение лицензии физическими и юридическими лицами осуществляется не позднее чем в месячный срок со дня принятия решения о ее выдаче. При наличии уважительных причин срок выдачи лицензии может быть продлен Министром Юстиции или его заместителем.                                                                                        Решение об отказе в выдаче (продлении) лицензии выносится Комиссией, оформляется в письменном виде и подписывается председателем Комиссии. В решении об отказе в выдаче (продлении) лицензии должны быть указаны причины отказа. Решение Комиссии по вопросу профессиональной непригодности заявителя, выявленной в результате собеседования, является окончательным и обжалованию не подлежит. Отказ в выдаче (продлении) лицензии по другим основаниям может быть обжалован в суд или хозяйственный суд в течение 30 дней со дня вынесения решения.                                                                                                                                          По установленным основаниям (ст. 3 п.п. 1, 2 Положения) может быть приостановлено действие лицензии, т.е. Министерством юстиции запрещается осуществление данного вида деятельности до возобновления срока действия лицензии.

 

 Основаниями для приостановления  действия лицензии являются:

- несообщение в 10-дневный срок Министерству юстиции об изменениях и дополнениях, внесенных в учредительные документы, а также об изменении юридического адреса (места жительства – для физического лица) лицензиата или места оказания юридических услуг;

- несообщение в 10-дневный срок в Министерство юстиции об открытии филиалов, отделений, представительств, оказывающих юридические услуги;

- приостановление государственными органами деятельности юридического или физического лица в соответствии с действующим законодательством;

- непредставление физическим лицом нотариально удостоверенной копии свидетельства предпринимателя в месячный срок со дня получения лицензии на право оказания юридических услуг;

- нарушение порядка рекламирования деятельности по оказанию юридических услуг;

- однократное грубое нарушение физическим или юридическим лицом норм осуществления деятельности по оказанию юридических услуг;

- подача физическим лицом, имеющим лицензию, заявления о его поступлении на службу в государственный аппарат:

- наличие других оснований, предусмотренных действующим законодательством и нормативными актами Министерства юстиции Республики Беларусь по вопросам лицензирования юридических услуг.                                                                                                     Лицензиат, получивший решение о приостановлении действия лицензии, обязан в установленный срок представить в Министерство юстиции документальное подтверждение устранения нарушения, послужившего основанием для принятия решения о приостановлении действия лицензии. Срок, на который приостанавливается действие лицензии, включается в общий срок ее действия. Лицензия, действие которой приостановлено, сдается лицензиатом в Министерство юстиции в 10-дневнывй срок со дня принятия такого решения. Решение о приостановлении действия лицензии на право оказания юридических услуг может быть обжаловано в суд или хозяйственный суд в 30-дневный срок со дня его принятия. Министерство юстиции Республики Беларусь осуществляет и аннулирование лицензии на право оказания юридических услуг по следующим основаниям:

- заявление физического или юридического лица об аннулировании лицензии;

- осуждение лица, имеющего лицензию, за умышленное преступление и вступления приговора в законную силу;

- признание лица в установленном порядке ограниченно дееспособным или недееспособным;

- неустранение нарушений, явившихся основанием для принятия решения о приостановлении действия лицензии;

- осуществление деятельности по оказанию юридических услуг в период приостановления действия лицензии;

- передача лицензии (или ее копии) другому физическому лицу или юридическому лицу;

- создание препятствий уполномоченным должностным лицам в осуществлении проверки деятельности по оказанию юридических услуг;

-ликвидация (реорганизация) юридического лица или прекращение предпринимательской деятельности гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

- не осуществление деятельности по оказанию юридических услуг более шести месяцев;

- не предоставление отчета о результатах деятельности по оказанию юридических услуг в установленный срок;

- не получение лицензии в срок, предусмотренным указанным Положением;

- не представление физическим лицом заявления и приостановление действия лицензии на право оказания юридических услуг в 30-дневнй срок со дня его поступления на службу в государственный аппарат;

- наличие других уважительных причин, предусмотренных действующим законодательством.

 Аннулирование лицензии  на право оказания юридических  услуг производится приказом  Министра юстиции, о чем лицензиат  обязан немедленно уведомить  своих клиентов, а также сдать  лицензию в Министерство юстиции  в течение 10 дней со дня издания  приказа. Решение об аннулировании  лицензии может быть обжаловано  в суд или в хозяйственный  суд в течение 30 дней со дня  принятия такого решения. Заявление  субъекта хозяйствования или  гражданина о повторной выдачи  лицензии на право оказания  юридических услуг может быть подано в Министерство юстиции не ранее, чем через год со дня принятия решения о ее аннулировании. Комиссия Министерства юстиции Республики Беларусь по выдачи лицензий на право оказания юридических услуг состоит не менее чем с пяти человек. Ее персональный состав утверждается приказом Министром юстиции. При отсутствии председателя или его заместителя их обязанности исполняет по решению Министра юстиции один из членов Комиссии.  В обязанность Комиссии входит: рассмотрение заявлений и прилагаемых к ним документов физических и юридических лиц; проведение собеседования с целью подтверждения необходимой профессиональной подготовки у физических и юридических лиц для последующего оказания юридических услуг в соответствии с требованиями законодательства; вынесение решения о выдачи либо отказе в выдачи лицензии на право оказания юридических услуг физическим и юридическим лицам. Решение по результатам собеседования принимается Комиссией путем открытого голосования простым большинством голосов от присутствующих на заседании членов, при равенстве голосов окончательное решение принимает председатель Комиссии. При разногласии среди членов Комиссии по результатам собеседования о профессиональной подготовке претендента Министр юстиции вправе предложить ему пройти повторное собеседование на последующем заседании Комиссии. При неявке без уважительных причин на собеседование два раза Комиссия вправе не рассматривать, а в последствии аннулировать заявления и прилагаемые к ним документы физических и юридических лиц о выдаче лицензии. Окончательное решение по вопросам Комиссии входит в компетенцию Министра юстиции.                                                                                                     Юридические и физические лица, занимающиеся оказанием юридических услуг, должны создать все необходимые условия для надлежащего обслуживания граждан и организаций. В соответствии с Кодексом законов о труде они могут нанимать технических работников и вспомогательный персонал. Юридические и физические лица, занимающиеся оказанием юридических услуг, по результатам своей деятельности за год обязаны представлять отчет Министерству юстиции. Контроль за деятельностью юридических и физических лиц по оказанию ими юридических услуг, соблюдению действующего законодательства, а также Положения о них осуществляется Министерством юстиции и управлениями юстиции облисполкомов (Мингорисполкома). В случае оказания юридических услуг без лицензии физические и юридические лица несут установленную законодательством ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Прокурорский надзор за исполнением законодательства: практика применения

Надзор за исполнением  законодательства - это базовая отрасль, которая отражает специфику статуса  прокуратуры как надзорного органа, реализующего свою главную цель - осуществление  надзора за точным и единообразным  исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов. С помощью надзора реализуется  наиболее широкий комплекс стоящих  перед прокуратурой задач обеспечения  верховенства права, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов личности, общества и государства.Надзор за исполнением  законодательства оказывает существенное влияние на политическую и социально-экономическую  ситуацию в обществе, способствует нейтрализации негативных явлений, сопутствующих ходу проводимых в  Республике Беларусь реформ из-за несовершенства их правового обеспечения.Он охватывает наиболее широкую область правовой действительности, которая связана  с практикой исполнения законов. В поле зрения прокуроров находятся  тысячи законодательных и подзаконных  актов.                                  В надзоре за исполнением законодательства заключена основная часть профилактического  потенциала прокуратуры. Своевременное  выявление и пресечение нарушений  законов способно позитивно влиять на укрепление социальной базы обеспечения  законности, изменение криминогенной  ситуации в стране. Надзор за исполнением  законодательства обоснованно принято  считать эффективным средством  раннего предупреждения преступлений.                                                                                                                                                            Из сопоставления надзора за исполнением законодательства с другими отраслями прокурорского надзора видно, что по своим задачам, по числу и разнообразию поднадзорных объектов (государственные органы власти и управления, общественные объединения, должностные лица и граждане) надзорная деятельность прокуроров за исполнением законодательства является наиболее сложной и трудоемкой. К тому же значение этой надзорной деятельности прокуратуры с каждым годом возрастает в связи со сложностью задач экономического и социального строительства.                                                                                     Прокуроры, осуществляющие свои полномочия в сфере надзора за исполнением законодательства, вместе с другими органами и организациями решают вопросы политического, государственного, экономического, социального, национального и культурного строительства. От активности, инициативы, профессиональной подготовки прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законодательства, много зависит в укреплении законности в государстве, в обнаружении нарушений закона и установлении их причин и способствующих этим нарушениям условий.                                                                                  Нарушения законодательства как при издании правовых актов, так и при исполнении законов в управленческой деятельности органов государственной власти, контролирующих органов могут привести к созданию условий, благоприятных для совершения криминальных действий, оказываются теми причинами, которые вызывают преступления. Это характерно для деятельности в сфере приватизации государственной собственности, банковской сфере, в сфере налогообложения. Такое положение требует от прокурора особого внимания, так как, осуществляя надзор за исполнением законодательства, прокурор должен помнить о возложенной на него задаче осуществлять уголовное преследование и координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Задачи прокуроров при  осуществлении надзора за исполнением  законов состоят:

-в обязательном вмешательстве прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;

-наиболее полном использовании возможностей прокурорского надзора за исполнением законов в предупреждении правонарушений, в первую очередь преступлений;

-активизации и совершенствовании деятельности органов государственного контроля и правоохранительных органов, направленной на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка путем проведения прокурорских проверок в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в подчиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях;

-более активном проведении в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, привлечении к установленной законом ответственности правонарушителей независимо от их должностного и имущественного положения;

-доведении до населения и общественности через радио, телевидение , периодическую печать информации о работе органов прокуратуры, в том числе и в области прокурорского надзора за исполнением законов, о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемости в регионах;

-выявлении пробелов (дефектов) действующего законодательства , потребностей в нормативном регулировании общественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в представительные (законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы. При этом нижестоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров;

-повышении правовой культуры должностных лиц , в особенности руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридические действия, предпринимателей, а также граждан.                                                                                                                                                              В наибольшей мере этому способствует активно осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов в сочетании с проведением специальных предупредительно-профилактических мероприятий.                                                                                                                Основное требование, предъявляемое в настоящий период к прокурорскому надзору за исполнением законов, - повышение его эффективности, выражающейся во влиянии на конечный результат, - состояние законности и правопорядка.                                                                Закон о прокуратуре устанавливает предмет и пределы надзора за исполнением законодательства.