Юридическая сущность и принципы российского гражданства

Введение

 

Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема гражданства как никогда  актуальна в настоящее время, так как Российская Федерация  стремится закрепить за собой  статус правового государства. Неотъемлемым элементом правового статуса личности является гражданство. Граждане той или иной страны, как правило, являются ее жителями, а большинство жителей – гражданами. Вопросы гражданства служат объектом исследования правоведов. Гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также защита его государством, где бы он ни находился.

Такое понимание гражданства  получает все большее распространение  в доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира. Гражданство все  более утверждается как одно из основных прав человека. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.

Все отношения, связанные  с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом "О гражданстве Российской Федерации" № 62-ФЗ от 31.05.2002 года с изменениями, внесенными Законом № 182-ФЗ от 12.11.2012 года (далее Федеральный закон).

Закон о гражданстве внес определенный вклад в Российское законодательство, провозгласив ряд  новых демократических принципов.

 

 

 

 

 

 

  1. Юридическая сущность и принципы российского гражданства

 

Каждый человек  по праву носит название "гражданин", так как имеет право на гражданство. Это означает, что граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным основаниях, и что граждане Российской Федерации не могут быть разделены на какие-то группы или разряды, порождающие, различные права и обязанности. Принцип равенства в качестве права гражданина гарантирует всеобщее и равное избирательное право, обеспечивает защиту национальным меньшинствам, защиту от дискриминации, устанавливает запрет выдачи собственных граждан, запрет привилегий и соответственно равенство всех, граждан перед законом. Этот принцип прослеживается и в характерном для многих современных конституций разделение носителей прав и свобод на две основные категории: гражданам предоставляется более широкий объем прав и свобод; в отношении всех остальных, включая иностранцев, проживающих на территории данного государства, допускаются отдельные изъятия. Это главным образом касается политических прав. Только граждане Российской Федерации могут избирать и быть избранными в представительные органы. Только граждане обязаны защищать Отечество и нести определенные другие обязанности.[6]

Демократический принцип провозглашения в действующей Конституции является своеобразной гарантией свободного использования российским гражданином его прав и свобод - "гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству" [8].

Правило Конституции  о запрещении выдачи российских граждан  направлено на защиту прав граждан  РФ, что, однако, не означает освобождение от уголовной ответственности. За совершенные  за границей преступления российский гражданин не будет отвечать в России по российским законам. Согласно договорам Российской Федерации о правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязалось по требованию другого государства осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступления на территории затрагивающего государства. Компетентные органы России обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступления на территории затрагивающего государства. Компетентные органы России обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступления, например, в Венгрии, Греции, Польше, Румынии, Финляндии и др.

Кроме того, в  Законе “О Гражданстве РФ” говорится  о том, что "никто не может быть лишен своего гражданства или  права изменить свое гражданство" [2].

Кроме вышеизложенного, гражданин Российской Федерации находится под защитой государства не только на территории самого государства, но и за его пределами. Это правило имеет особое значение в связи с остро стоящей проблемой правового положения российских граждан, проживающих за границей. Это относится и к государствам - бывшим республикам СССР. Нуждаются в защите и российские граждане, выезжающие за границу на время - в командировки, по контрактам, по частным делам и тому подобное.

Государственные органы, дипломатические представительства  и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны: во-первых, содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами; во-вторых, защищать их права и охраняемые законом интересы; в-третьих, при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав российских граждан.

В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона гражданство определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданами  Российской Федерации являются лица: имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу указанного Федерального закона[2]; которые, согласно положениям ст. 5 названного Федерального закона, приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона, документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

Гражданство как  государственно-правовой институт строится на системе принципов, позволяющих  отразить общую позицию государства  в отношении своих граждан. Федеральный  закон устанавливает, что принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы российского гражданства, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Положениями Федерального закона установлены следующие принципы гражданства:

  1. Единство гражданства Российской Федерации (ст. 4), означает, что ни один из субъектов Российской Федерации, включая и республики, которые в ст. 5 Конституции Российской Федерации именуются государствами, не вправе устанавливать свое гражданство. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2001 г. № 250-О «По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации» [4], Конституция Российской Федерации ни в ст. 6, устанавливающей принцип единого гражданства Российской Федерации, ни в статьях о статусе субъектов Российской Федерации, о предметах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, не предусматривает гражданство республик либо других субъектов Российской Федерации и их правомочия в этой области. Более того, ее ст. 71 (п. «в») относит гражданство в Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации, что во взаимосвязи со ст. 76 (ч. 1) означает регламентирование института гражданства только федеральным законом, имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации;
  2. Равенство гражданства, т.е. каждый российский гражданин обладает одинаковым правовым статусом независимо от оснований приобретения гражданства Российской Федерации (ст. 4);
  3. Устойчивость гражданства характеризует его как независимое от территориально-географических факторов, т.е. пересечение государственной границы и длительное проживание за пределами Российской Федерации не влечет за собой прекращение отношений гражданства (ст. 4);
  4. Неотчуждаемость гражданства означает недопустимость лишения российского гражданства по инициативе государства и его органов, что предопределено упразднением определяющей политической характеристики отношений гражданства (ст. 4);
  5. Недопустимость выдачи российских граждан иностранному государству (ст. 4).
  6. Недопустимость высылки граждан Российской Федерации за ее пределы в качестве административного, уголовного или любого иного наказания (ст. 4);
  7. Добровольность гражданства означает право каждого человека на гражданство и на его изменение (ст. 4). В соответствии со ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., «каждый человек имеет право на гражданство». Речь идет о том, что, если у человека есть гражданство, то тем самым его право реализовано. Человек, не имеющий гражданства, может его получить по своему ходатайству. Гражданин, не желающий оставаться в гражданстве, вправе его прекратить. Вместе с тем, выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин: имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом; привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его вступил в законную силу и подлежит исполнению обвинительный приговор суда; не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (ст. 20);
  8. Поощрение приобретения российского гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории Российской   Федерации (ст. 4);
  9. Признание двойного гражданства означает допустимость иметь гражданство иностранного государства гражданину Российской Федерации. Приобретение российским гражданином гражданства иностранного государства не влечет за собой прекращение российского гражданства (ст. 6);
  10. Покровительство и защита российских граждан за границей характеризует транстерриториальность связи между гражданином и государством гражданина. Покровительство и защита могут рассматриваться в качестве статичной и динамичной правовой модели обязанности государства обеспечивать своим гражданам, находящимся за границей, возможности для самореализации. Если покровительство представляет собой материальное право, то защита – процессуальное. Покровительство выражается в наличии внутригосударственных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в означенной сфере (ст. 7);
  11. Недопустимость автоматического изменения гражданства при заключении или расторжении брака (ст. 8).

Установленная Федеральным законом система  принципов этого важного конституционно-правового  института обуславливает стабильность статуса российского гражданина, его защищенность от дискредитационных действий чиновников, реализующих государственно-властные полномочия в сфере гражданства.[2]

Объективное существование  индивида и государства предопределяет возможность возникновения между  ними правоотношений гражданства. Как правило, приобретение или изменение гражданства предполагает активность каждой из сторон правоотношения – и лица, и государства. Способы в соответствии с принципом государственного суверенитета все вопросы приобретения гражданства регулируются государством по собственному усмотрению. Однако важна корреляция национального законодательства и общепризнанных норм международного права. Несмотря на разницу условий и порядка приобретения гражданства в различных государствах, в них имеются общие черты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Приобретение  и прекращение российского гражданства.

 

Глава вторая "Приобретение гражданства Российской Федерации"  Федерального Закона определяет основания приобретения российского гражданства. Ст.11 указанного закона устанавливает, что гражданство РФ приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным  законом или международным договором Российской Федерации.[3]

 

Перечень способов приобретения гражданства не является закрытым. Это позволяет рассматривать  Федеральный закон о гражданстве  как динамичную модель, способную  к рецепции новых общественных отношений.

Наиболее распространенным способом приобретения гражданства является филиация (приобретение гражданства по рождению). В международном и национальном праве в рамках названного способа приобретения гражданства выделяются два принципа: «крови» (когда ребенок приобретает гражданство родителей, вне зависимости от государства, где он появился на свет) и «почвы» (когда гражданство ребенка опосредуется государством, на территории которого он родился). «Право крови» и «право почвы» отражают типичные способы или совокупность типичных условий приобретения гражданства в силу рождения.

В законодательстве Российской Федерации предусмотрена  смешанная система, при которой  преобладающее значение «права крови» сочетается с известным влиянием «права почвы». Законодательство трактует «принцип крови» в плане гражданства родителей, а отнюдь не их национальности, которая, оставаясь объективной характеристикой, не является обязательной для указания (ст. 26 Конституции Российской Федерации).

Ребенок приобретает гражданство  Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или  единственный его родитель имеют  гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей  имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей  имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя или  единственный его родитель, проживающие  на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство. (п. "г" в ред. Федерального закона от 11.11.2003 № 151-ФЗ).

Положение пункта "а" части  первой статьи 12 не препятствует лицу, оба родителя которого или единственный его родитель признаны гражданами Российской Федерации по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, в оформлении признания гражданства Российской Федерации по рождению, если только это лицо не утратило гражданство Российской Федерации по собственному свободному волеизъявлению (Определение Конституционного Суда РФ от 21.04.2005 №118-О).

Ребенок, который находится  на территории Российской Федерации, и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Распространенный способ приобретения гражданства – натурализации (прием в гражданство). Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке. Федеральный закон устанавливает условия приобретения российского гражданства. Необходимо проживать на территории Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований: наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации; признание лица беженцем в установленном законом порядке.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями  о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, если указанные граждане и лица:

а) родились на территории РСФСР  и имели гражданство бывшего  СССР;

б) состоят в браке с  гражданином Российской Федерации  не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными  и имеют дееспособных сына или  дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, - в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином  Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан  безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах (п. "г" введен Федеральным законом от 28.06.2009 №27-ФЗ);

д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах (п. "д" введен Федеральным законом от 28.06.2009 №127-ФЗ).

Нетрудоспособные  иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации и без представления вида на жительство.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие  гражданство СССР, прибывшие в  Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 03.01.2006 № 5-ФЗ, от 01.12.2007 № 296-ФЗ, от 30.12.2008 № 301-ФЗ).

Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах  Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или в  органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных п. «а» ч. 1 ст. 13 Федерального закона, и без представления вида на жительство.

Обязательным  условием для приема в гражданство  Российской Федерации для иностранных  граждан и лиц без гражданства является принятие ими обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законодательство. Они также должны иметь законный источник средств к существованию. Условием для приобретения российского гражданства иностранными гражданами является обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или Федеральным законом либо отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин. Обязательным требованием для приобретения гражданства Российской Федерации является владение русским языком (ст. 13 Федерального закона).Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство без соблюдения вышеперечисленных условий.

В гражданство  Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных ст. 13 Федерального закона, может быть принят ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации. Ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, принимается в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению родителя. Ребенок, или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, принимаются в российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации (ст. 14 Федерального закона).

В гражданство  Российской Федерации принимаются  в упрощенном порядке без соблюдения условий ребенок, один из родителей (единственный родитель) которого имеет гражданство Российской Федерации, и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства.

В гражданство  Российской Федерации в упрощенном порядке может быть принят ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

Аналогичные по смыслу нормы включены в законы о  гражданстве других государств. Так, согласно п. 2 ст. 63 Кодекса законов о французском гражданстве льготный порядок натурализации предусмотрен для тех, кто оказал или может оказать Франции важные услуги своим талантом и способностями. Закон об австрийском гражданстве содержит норму, когда иностранец приобретает гражданство с момента вступления в должность «в качестве штатного или внештатного профессора высшего учебного заседания (университета) в одном из высших учебных заведений Австрии…».

Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены (реинтегрированы) в гражданстве при условии соблюдения требований, закрепленных в ст. 13 Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие  на территории Российской Федерации, ранее  имевшие гражданство Российской Федерации и оформившие выход  из гражданства Российской Федерации  в установленном порядке, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в общем порядке в соответствии с частями второй - четвертой статьи 13 настоящего Федерального закона и в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, если они относятся к категориям лиц, указанным в частях второй - четвертой статьи 13 и в статье 14 настоящего Федерального закона (введено Федеральным законом от 12.11.2012 № 182-ФЗ).

Федеральный закон установил исчерпывающий перечень оснований отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве. Отклоняются заявления лиц, которые:

- выступают  за насильственное изменение  основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу ее безопасности; - выдворялись за пределы Российской Федерации в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлением;

- использовали  подложные документы или сообщили  заведомо ложные сведения;

- состоят на  военной службе, на службе в  органах безопасности или в  правоохранительных органах иностранного  государства;

- имеют неснятую  или непогашенную судимость за  умышленные преступления на территории  Российской Федерации или за  ее пределами, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом;

- преследуются  в уголовном порядке компетентными  органами Российской Федерации  или компетентными органами иностранных  государств за преступления, признаваемые  таковыми в соответствии с  Федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

- осуждены и  отбывают наказание в виде  лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии  с Федеральным законом (до истечения  срока наказания);

- не имеют  законного источника средств  к существованию (ст. 16).

Гражданство Российской Федерации может быть приобретено  в результате осуществления права оптации. Оптация означает выбор конкретного гражданства лицом, которое обладает более чем одним гражданством или имеет право обладать помимо наличествующего гражданства каким-либо еще. Право оптации может быть предусмотрено в обычном порядке, в специальном законодательстве государства, в международных договорах (ст. 17 Федерального закона).

Прекращение гражданства  не допускается по инициативе государства и его органов. В соответствии с Федеральным законом (ст. 18) гражданство Российской Федерации прекращается вследствие выхода из гражданства Российской Федерации или по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договоров Российской Федерации.Выход из гражданства осуществляется на основании добровольного волеизъявления. Федеральный закон (ст. 20) содержит перечень условий, при существовании которых выход из гражданства Российской Федерации не допускается.

Территориальные изменения могут быть основанием прекращения российского гражданства. Лицам, проживающим на территории, перешедшей из-под юрисдикции одного государства к другому, разрешается в течение установленного срока определиться в отношении своего гражданина. Положениями ст. 21 Федерального закона предусмотрено принятие гражданином Российской Федерации решения о сохранении или изменении своего гражданства, что повлияет на статус личности и повлечет его документальное удостоверение.

Особым основанием прекращения гражданства является отмена решения о его приобретении, если будет установлено, что оно принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке (ст. 22 Федерального закона). При этом решение по вопросам гражданства считается недействительным со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Гражданство детей

 

В соответствии со ст.25 Закона гражданство детей  в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия. Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав. На изменение гражданства детей не требуется согласия родителей, лишенных родительских прав.[7]

Согласно  ст.26 Закона гражданство детей при  изменении гражданства обоих  родителей или единственного  родителя. Если оба родителя или  единственный родитель приобретают  гражданство Российской Федерации  или у них прекращается гражданство Российской Федерации, то соответственно изменяется гражданство детей.

Если  оба родителя или единственный родитель проживающего на территории Российской Федерации ребенка, над которым  установлена опека или попечительство граждан Российской Федерации, выходят из гражданства Российской Федерации и при этом не участвуют в воспитании этого ребенка, то ребенок по заявлению родителей, опекуна или попечителя сохраняет гражданство Российской Федерации.

Если  один из родителей, не имеющих гражданства Российской Федерации, приобретает его, то ребенку предоставляется гражданство Российской Федерации по ходатайству родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации, и при наличии письменного согласия другого родителя.

Если  гражданство Российской Федерации у одного из родителей прекращается, а другой остается гражданином Российской Федерации, то ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. По ходатайству родителя, гражданство которого прекращается, и с письменного согласия родителя, остающегося гражданином Российской Федерации, гражданство Российской Федерации у ребенка прекращается при условии, что ему будет предоставлено иное гражданство.

Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении его  лицами, не состоящими в гражданстве  Российской Федерации, сохраняет гражданство  Российской Федерации. Если усыновители  или один из усыновителей имеют иное гражданство, то по их ходатайству гражданство Российской Федерации у усыновленного ребенка прекращается при условии, что ему будет предоставлено иное гражданство.

Ребенок, не являющийся гражданином Российской Федерации, в случае усыновления  его гражданином Российской Федерации  или супругами - гражданами Российской Федерации, становится гражданином Российской Федерации.

Ребенок, не являющийся гражданином Российской Федерации, в случае усыновления  его супругами, один из которых состоит  в гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, становится гражданином Российской Федерации.

Юридическая сущность и принципы российского гражданства