Юридическая техника применения права

 

ГБОУ ВПО  «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

 

 

Кафедра теории и истории  государства и права

Направление  030900.62 «Юриспруденция»

(на базe среднего (полного)  общего образования, внебюджет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Юридическая техника»

на тему: «Юридическая техника применения права»

Вариант 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Руководитель              ______________________к.ю.н., доцент И.М. Амиров

Подпись, дата                             Расшифровка подписи

 

 Студентка 2 курса         _____________________ П.Е. Снегова

Подпись, дата                             Расшифровка подписи

 

 

 

 

Уфа 2012 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………...………3

1.Применение  норм права…………………………………………………...…4-7

2.Стадии правоприменительного процесса…………………………….……8-11

3.Акты применения  права…………………………………………………...12-14

Заключение……………………………………………………………………….15

Список используемой литературы………………………………………...……16

 

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность правовой политики государства невозможно обеспечить лишь путем установления на нормативном уровне необходимых юридических средств и механизмов. Процесс трансформации целей правового регулирования в конкретные результаты завершается на этапе реализации юридических предписаний, в ходе активной, целенаправленной деятельности субъектов правоотношений. Поэтому для повышения общей эффективности права требуется четкая организация процесса воплощения юридических моделей в жизнь, оптимизация правоприменительного механизма.

В условиях глубоких преобразований, происходящих сегодня в российском обществе, проблема оптимального практического использования юридических средств становится особенно актуальной, поскольку переходные периоды развития государственно - правовой сферы всегда сопровождаются кризисом правового регулирования, нарушением соответствия между законодательно провозглашенными положениями и их действием, между юридическим и фактическим содержанием права.

В связи с этим назрела  необходимость интенсификации исследований процесса применения права, разработки целостной научной концепции правоприменительного механизма, которая, прежде всего, должна быть сориентирована на выявление факторов повышения эффективности юридической практики, а также условий, препятствующих успешному завершению процесса правового регулирования.

 

  1. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА

Правовое регулирование  общественных отношений государство  осуществляет не только на абстрактном  уровне (установлением предписаний  правовых норм), но и на уровне конкретных общественных отношений (реальных жизненных ситуаций).

Применение норм права  – это особая форма реализации права, связанная с деятельностью  органов государственной власти, должностных лиц. Применение права как составляющая общего механизма осуществления прав и свобод личности должно быть направлено на защиту и обеспечение законных интересов индивида.

Применение права –  это государственно-властная деятельность, осуществляемая по конкретным индивидуальным делам, которая завершается принятием  конкретного решения компетентным органом государственной власти.

Правоприменительная деятельность имеет свои характерные особенности  в механизме правового регулирования  общественных отношений.

Во-первых, это властная, специальная юридическая деятельность, субъектами которой могут быть только компетентные органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, а также общественные объединения, если они на то уполномочены государством или государство признает их решения юридически значимыми. Выделяют следующие признаки, определяющие властный характер правоприменения.

1. Правоприменительной  деятельностью в пределах своей  компетенции занимаются органы  государственной власти, органы  местного самоуправления, должностные  лица, а также общественные объединения. 

2. Правоприменительная деятельность осуществляется по одностороннему волеизъявлению компетентных субъектов правоприменения.

3. Исполнение правоприменительных  актов носит обязательный характер.

4. В необходимых случаях  правоприменительные акты обеспечиваются  государственным принуждением.

Правоприменительную деятельность осуществляют как органы правосудия, так и органы исполнительной власти. Судебные органы, рассматривая конкретные юридические дела, тем самым создают  условия для реализации субъективных прав и юридических обязанностей.

          Во-вторых, право на правоприменительную деятельность субъекта сливается с его обязанностью осуществлять эту правоприменительную деятельность. Законодательство возлагает обязанность на субъектов правоприменительной деятельности заниматься этой деятельностью в силу их полномочий.

В-третьих, правоприменительная  деятельность всегда связана с решением конкретного дела, жизненного случая, т. е. носит индивидуальный характер. Индивидуальные правоприменительные  акты относятся к определенным жизненным  случаям и адресуются конкретным лицам.

В-четвертых, вся  правоприменительная деятельность осуществляется в четкой процессуальной форме, строго в рамках правомочий, предоставленных соответствующим  субъектам. Существует определенная процедура  правоприменительной деятельности органов государственной власти и должностных лиц. Во многих случаях правоприменительная деятельность урегулирована процессуальным законодательством.

Правоприменительная деятельность органов государственной  власти (должностных лиц) основывается на определенных принципах, среди которых важнейшее значение имеют принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности принимаемых решений.

Принцип законности – это строгое и неуклонное следование закону субъектов правоотношений в процессе правоприменительной деятельности.

Принцип законности в правоприменительной деятельности означает действие органов государственной  власти, должностных лиц строго в  рамках предоставленных им законодательством  полномочий, а также строгое и  точное соблюдение установленной процедуры при принятии юридических решений.

Принцип социальной справедливости означает, что деятельность правоприменительных органов и  должностных лиц должна быть направлена, в первую очередь, на защиту законных прав и свобод личности, установление законности и правопорядка в обществе, а не на обеспечение интересов каких-либо отдельных социальных групп и слоев.

Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает принятие решения компетентным органом только на основе проверенных, достоверных, не подлежащих сомнению фактов. Правоприменительный орган обязан тщательно изучить и использовать только относящиеся к делу материалы. Нарушение принципа обоснованности является основанием для отмены правоприменительного акта.

Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает выбор наиболее оптимального варианта осуществления юридических предписаний в тех или иных конкретных жизненных обстоятельствах, а также учет конкретных условий применения того или иного нормативно-правового акта.

Можно выделить следующие основания для осуществления  правоприменительной деятельности.

1. Правоприменительная  деятельность начинается тогда,  когда возникает необходимость  содействия компетентного органа  государственной власти в реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Например, для того чтобы реализовать конституционное право на труд, необходимо официальное решение администрации предприятия, учреждения, организации о принятии на работу конкретного гражданина; чтобы учиться в высшем учебном заведении нужно, решение ректора о зачислении абитуриента в вуз и т. д.

2. Правоприменительная  деятельность органов государственной  власти (должностных лиц) необходима  тогда, когда имеются препятствия  к осуществлению субъективных  прав и юридических обязанностей. Например, если собственнику имущества создают препятствия для реализации им права владения, пользования, распоряжения своим имуществом, то он имеет право обратиться в компетентный орган государственной власти, чтобы восстановить свое нарушенное право.

3. Правоприменительная  деятельность необходима тогда,  когда совершено правонарушение, за которое законодательством  предусмотрена юридическая ответственность  и нужно определить меру юридического  взыскания к виновному лицу, совершившему правонарушение.

4. Правоприменительная  деятельность необходима тогда,  когда правоотношения должны  пройти контроль со стороны  соответствующего органа государственной  власти. Например, регистрация сделок  нотариальными органами, нотариальное  оформление завещания, регистрация устава общественной организации в Министерстве юстиции, налоговый контроль за финансовой деятельностью предприятия или организации и т. п.

5. Правоприменительная  деятельность имеет место тогда,  когда возникает спор о праве  и необходимо разрешить конфликт между сторонами (например, имущественный спор между участниками правоотношений может разрешить только суд).

6. Правоприменительная  деятельность необходима также  тогда, когда требуется официально  установить наличие или отсутствие  конкретных фактов и квалифицировать их как юридически значимые (например, признание лица безвестно отсутствующим).

Применение  норм права осуществляется компетентными  органами государственной власти (должностными лицами) в форме оперативно-исполнительной и правоохранительной деятельности. Правоохранительная деятельность юрисдикционных органов (суда, прокуратуры, органов внутренних дел и др.) направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка.

 

2.СТАДИИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Правоприменительная деятельность представляет собой сложный  процесс, состоящий из нескольких логически  связанных друг с другом последовательных стадий. На каждой стадии разрешаются  конкретные задачи правоприменительного процесса.

1. Установление фактических обстоятельств юридического дела. При применении норм права очень важно четко определить те факты, которые необходимы для правильного решения юридического дела. От правильного установления фактических обстоятельств дела во многом зависит обоснованность принимаемого решения компетентным органом государственной власти (должностным лицом). Иногда в самом законе указывается, какие юридические факты необходимо установить.

Глубокое и  всестороннее исследование юридических  фактов позволяет установить объективную истину по конкретному делу и на основе этого правильно подобрать правовую норму, применяемую к данным обстоятельствам. Факты, имеющие юридическое значение, устанавливаются в предусмотренном законом порядке и называются юридическими доказательствами.

При применении права к юридическим доказательствам, с помощью которых устанавливаются  фактические обстоятельства по делу, к ним предъявляются определенные процессуальные требования. Во-первых, в ходе правоприменительного процесса рассматриваются только те доказательства, которые имеют значение для дела (ст. 56 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Во-вторых, правоприменительные  органы (должностные лица) должны использовать лишь те средства доказывания, которые  определены процессуальным законодательством. Например, согласно уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации не могут служить доказательством показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности. Чтобы установить причину смерти и характер телесных повреждений, надо обязательно провести судебно-медицинскую экспертизу.

В-третьих, в  процессе правоприменительной деятельности необходимо установить полноту и  правильность всех фактических обстоятельств, имеющих значение для юридического дела. Неполное и неправильное определение юридически значимых обстоятельств дела является основанием для отмены или изменения решения либо приговора суда.

При сборе доказательств по уголовным и административным делам действует принцип презумпции невиновности. Правоохранительные органы (должностные лица) обязаны доказать факт нарушения закона и собрать все необходимые юридические доказательства, подтверждающие виновность лица, совершившего правонарушение.

2. Установление  юридической основы дела (правовая  квалификация). После того как  установлены все фактические  обстоятельства дела, имеющие юридическое  значение, начинается вторая стадия  применения норм права. На этой  стадии правоприменительный орган решает вопрос: какую юридическую норму применить при рассмотрении конкретного дела, т. е. дает правовую квалификацию фактическим обстоятельствам дела. При юридической квалификации проверяется правильность текста закона, т. е. его подлинность (достоверность) с точки зрения наличия ошибок, а также наличие изменений в законодательстве. Применяется только текст закона, опубликованный в официальных изданиях со всеми изменениями и дополнениями на день применения юридической нормы. При этом правоприменительный орган должен точно установить:

действует ли данная норма права в тот момент, когда  на ее основе нужно решить конкретное юридическое дело;

действует ли эта  правовая норма на той территории, где юридическое дело должно быть разрешено;

распространяется ли действие данной правовой нормы на участников правоотношений, в отношении которых эта норма должна быть применена.

Определяя действие закона во времени в ходе правоприменительного процесса, необходимо учесть следующие  юридические правила: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон» (ст. 54 Конституции РФ); «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (ст. 57 Конституции РФ); «Действие закона распространяется на отношения, возникающие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом» (ч. 1 ст. 4 ГК РФ) и т. д.

В правоприменительной  деятельности иногда имеет место  коллизия правовых норм, т. е. противоречие между различными юридическими нормами, что является нежелательным в правовой практике. При разрешении коллизий между правовыми нормами применяются следующие правила:

при противоречии норм федерального закона и закона субъектов Федерации применяется  норма федерального закона в пределах полномочий Российской Федерации;

при коллизии норм, исходящих от различных органов  государственной власти, применяется  норма законодательного органа;

при противоречии между нормами права, принятыми  одним и тем же органом государственной  власти в разное время, применяется норма, принятая позднее;

в случае коллизии между общей и специальной  нормой применяется последняя.

3. Толкование  правовых норм. Анализ содержания  нормы права, ее толкование  предполагают обращение к официальному  тексту соответствующего нормативно-правового акта и официальное разъяснение смысла и содержания применяемой юридической нормы. Толкование правовой нормы необходимо для принятия правильного юридического решения, которое должно отвечать требованиям диспозиции (санкции) применяемой нормы. Более подробно толкование правовых норм изложено в главе 13.

4. Устранение (преодоление)  пробела в праве. В процессе  правоприменительной деятельности  возникает необходимость устранения  пробела в праве, связанного  с отсутствием в действующей  системе законодательства нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования. Поэтому в таких случаях возникает необходимость применения аналогии закона и аналогии права.

5. Принятие решения  дела по существу. Вынесение решения  по юридическому делу является решающей и наиболее ответственной стадией применения права. Прежде чем вынести юридическое решение, правоприменительный орган должен убедиться, что все фактические обстоятельства юридического дела исследованы правильно и достаточно полно, что они достоверны и им дана верная юридическая оценка, что по данному делу правильно выбрана юридическая норма и она всесторонне и полно изучена.

6. Исполнение  решения и контроль за правильным  осуществлением действий тех,  кто должен реализовать это  решение. После того как вынесено обоснованное решение компетентным органом государственной власти или должностным лицом, возникает необходимость исполнения этого решения.

Контроль за осуществлением исполнительного производства возложен на органы министерства юстиции. Исполнение приговора суда в отношении виновного лица, осужденного к лишению свободы, осуществляется в исполнительно-трудовых учреждениях, а надзор за правильным исполнением наказания возлагается на органы прокуратуры.

 

3. АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ  ПРАВА

Акты применения права являются официальной формой выражения правоприменительной деятельности. В них закрепляются решения компетентных органов государственной власти или должностных лиц по конкретным юридическим делам. Акты применения права характеризуются определенными специфическими признаками.

1. Акт применения  права – это государственно-властное  решение по конкретному юридическому  делу компетентного органа государственной  власти или должностного лица.

2. Акт применения  права содержит властное веление,  обязательное для соблюдения и исполнения всеми субъектами права, кому оно адресовано. Исполнение правоприменительного акта обеспечивается силой государственного принуждения.

3. Акт применения  права имеет установленную законом  определенную форму выражения.  Например, решение или приговор суда, постановление следователя о возбуждении уголовного дела, приказ ректора вуза о зачислении абитуриента в вуз и т. д.

4. Акт применения  права имеет индивидуальный характер  и направлен на регулирование  конкретных общественных отношений. В нем субъективные права и юридические обязанности конкретно индивидуализированы, т. е. носят персонифицированный характер.

Акт применения права – это индивидуальное государственно-властное решение компетентного органа государственной  власти или должностного лица по конкретному юридическому делу, направленное на регулирование определенных общественных отношений.

К актам применения права предъявляются определенные требования. Они должны:

а) строго соответствовать  нормативным правовым актам, на основе которых они принимаются;

б) издаваться в  пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица;

в) иметь определенные внешние атрибуты, придающие им официальный  характер (наименование акта, время  и место его принятия, наименование органа, издавшего данный акт, наличие соответствующей печати, подписи и т. п.).

Правоприменительный акт – это надлежащим образом  оформленный юридический документ, который имеет четкую структуру  и обычно включает четыре части –  вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную. Вводная часть содержит наименование акта (приказ, решение, приговор, постановление, определение, распоряжение и т. д.), место и дату его принятия, наименование органа государственной власти или должностного лица, принявшего решение.

В описательной части приводятся факты, являющиеся предметом исследования, рассматривается  при каких обстоятельствах и  какими способами совершены действия, когда, где и кем они совершены. В мотивировочной части дается анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств юридического дела, их правовую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого нормативно-правового акта и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменительный орган (должностное лицо). В резолютивной части формулируется принятое решение по юридическому делу (права и обязанности сторон, избранная мера юридической ответственности и т. д.).

Различают следующие  виды правоприменительных актов.

1. По субъектам,  осуществляющим применение права, правоприменительные акты подразделяются на:

а) акты федеральных  органов государственной власти;

б) акты органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации;

в) акты органов  местного самоуправления;

г) акты органов  законодательной власти;

д) акты органов  судебной власти;

е) акты органов  исполнительной власти;

ж) акты, издаваемые администрацией предприятий, учреждений, организаций.

2. По предмету  правового регулирования, т. е.  по отраслям применяемых норм, различают: 

а) акты конституционно-правовые;

б) акты гражданско-правовые;

в) акты административно-правовые;

г) акты уголовно-правовые;

д) акты процессуально-правовые и т. д.

3. По форме  правоприменительной деятельности  выделяют:

а) акты регулятивные (исполнительные), связанные с применением диспозиции правовых норм, имеющие дозволительный характер;

б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер  по их предупреждению.

Исполнительные  акты предопределяют возникновение конкретных прав и обязанностей субъектов правоотношений в связи с их правомерным поведением. В свою очередь правоохранительные акты подразделяются на акты контроля и надзора, направленные на предупреждение правонарушений, обеспечение неуклонного исполнения юридических норм.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение права – это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.

Она имеет ряд  существенных признаков:

Во-первых, применение права – это деятельность, которую могут осуществлять только органы, специально уполномоченные на это государством.

Во-вторых, применение права носит государственно-властный характер.

В-третьих, правоприменительная  деятельность протекает в особых, установленных нормативными актами процедурах.

В-четвертых, результатом  деятельности по применению права является вынесение индивидуально-конкретных предписаний.

В-пятых правоприменительная  деятельность осуществляется на основе правовых норм.

Три основные стадии правоприменения – установление фактических обстоятельств дела, определение юридической основы дела и вынесение решения по делу, имеют результатом вынесение правоприменительного акта, главное отличие которого от нормативно-правового акта в том, что в правоприменительных актах содержатся индивидуально-конкретные предписания, а в нормативно-правовых – нормы права, то есть предписания общего характера.

На протяжении всей стадии происходит правовая квалификация – юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая к определенной юридической норме. Суть ее состоит в том, что решается вопрос, распространяется ли применяемая норма права на данный случай, подпадает ли этот случай под ее действие.

Правоприменение должно отвечать таким требованиям, как законность, справедливость, целесообразность и обоснованность. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Т.В.Кашанина. Юридическая техника:учебник.- М.:ЭКСМО, 2007.

2.В.И.Червонюк. Теория государства и права. М.:ИНФРА-М.,2006.

3.В.А.Юсупов. Правоприменительная деятельность органов управления. Москва, 2004

4.Теория юридического  процесса. (под ред. В.М.Горшнева), Киев, 2009

5.Теория государства и права. Учебник (под ред. профессора М.Н.Марченко). М.: Издательская фирма "Теис", 1996.

6.М.Н.Марченко. Теория государства и права. Учебник. М.: Юридическая литература, 2007.

7.А.И.Коваленко. Теория государства и права. Москва, 2008.


Юридическая техника применения права