Юридические функции конституции
Введение……………………………………………………..
1. Понятие и
основные черты Конституции
2. Сущность Конституции
РФ…………………………….14
3. Юридические свойства Конституции…………………19
4. Функции Конституции…………………………………23
5. Соотношение Конституции
РФ с другими нормативными актами……………………………………………………...
6. Значение Конституции РФ…………………………….29
Заключение………………………………………………..
Нормативно правовые
акты……………………………...35
Научная литература………………………………………35
Введение
Среди
нормативно-правовых актов,
Именно
в конституции устанавливаются
конституционно-правовые нормы
регулирования.
Огромное значение
Конституции в жизни всякого
общества, ее принципиально особое место
во всей правовой системе государства
вызывают необходимость всестороннего
изучения конституции в рамках данной
контрольной работы.
Основной
целью данной работы является
характеристика юридических
Соответственно в рамках первой главы будут рассмотрены понятие и основные черты Конституции как Основного Закона государства, раскрыто понятие Конституции РФ, прослежено изменение термина "Конституции" в течение
истории, затронут
вопрос об объеме толкования Конституции
РФ Конституционным судом.
Во второй
главе будет дана
В третьей главе речь пойдет об юридический свойствах Конституции РФ.
В четвертой главе будут указаны функции Конституции РФ, в пятой -соотношение Конституции с другими нормативно-правовыми актами.
В шестой главе
- ее значение.
В качестве основополагающего источника в контрольной работе будет использована Конституция Российской Федерации 1993 года, которая гласит:
«Конституция
Российской Федерации имеет
1.
Понятие и основные
черты Конституции
как Основного Закона
государства.
Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и
гражданина.
Конституция очеркивает круг
функций государства,
Термин "конституция"
( с лат. - установление) употреблялся
в древнем Риме для обозначения одного
из видов правовых актов императора (наряду
с декретами, эдиктами и др.) В эпоху феодализма
наряду с этим термином применялась и
формулировка "основной закон", которая
теперь часто используется как синоним
слова "конституция".
Термин "конституция" употребляется много столетий, но ни в античном мире, ни в средние века его значение не совпадало с современным. Тогда не существовало основных законов, которые являлись бы юридической базой
текущего законодательства (хотя и были некоторые достаточно значимые акты, например, Золотая булла 1222 г. в Венгрии или Великий мартовский ордонанс 1357 г. во Франции, включавшие, как правило, нормы различных отраслей права). Теоретическое обоснование необходимости конституции, разработка ее
понятия, принятие первых конституций (США в 1787 г., Франция и Польша в 1791 г.) были связаны с борьбой молодой, революционной буржуазии против феодального строя и феодального права.
Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент
государственной
и общественной жизни, главный источник
национальной системы права.
Конституция
как Основной закон
Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования,
конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения
конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно "развивать" или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону
государства,
текущее законодательство
и высшую
юридическую силу по отношению
к нормам текущего
Конституция
- прежде всего юридический
науки конституционного права.
В отличие от
обычных законов, Основной закон
государства характеризуется
Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе.
Те из них,
которые противоречат конституционным
принципам и нормам, подлежат отмене.
В мировой
конституционно-правовой
что отражает различие исторических условий их принятия и уровня конституционного правосознания. В то же время для мировой конституционной теории и практики характерна определенная унификация представлений о
содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на демократию. Ни у кого не вызывает сомнений, что первейшей целью и задачей
конституции
в любой стране должны стать
гарантии прав и свобод
властей,
что народный суверенитет
то есть сложилась определенная модель демократического государства, соответствующего принципам современной цивилизации. Эта модель указывает, что непременно должно быть включено в конституционный текст, а что
является предметом
внеконституционного законодательного
регулирования или вообще лишним.
Термин "конституция"
в действующей Конституции
обеспечивающий политическое единство народа;
она представляет собой юридический способ формализации государственного строя России путем
установления
его фундаментальных
прав человека и гражданина и возложения коррелирующих этим правам обязанностей на государство;
она является также способом закрепления и
выражения высших
правовых норм, и в этом смысле сама является
так называемой абсолютной нормой, которой
не могут противоречить какие бы то ни
было правовые акты, действующие в государстве,
и т.д.
Таким образом, понятие Конституции чрезвычайно сложно выразить в краткой дефиниции, имеющей универсальное значение, необходим учет ее различных
аспектов,
причем в зависимости от
интерпретации
соответствующего
Конституция
есть основной закон
В ней возможны явные или скрытые пробелы, в
принципе неизбежные
в любой Конституции, а также действительные
или мнимые противоречия. Их преодоление,
конкретизация конституционных положений,
в том числе и в процессе право применения
или детальное урегулирование многих
сфер общественных отношений осуществляется
иными правовыми средствами и способами,
которые должны быть адекватны духу и
букве основного закона.
Этим
обусловлена значимость
интерпретировать
объективный смысл Конституции,
Отсюда
не следует, что интерпретация
Конституции не осуществляется
другими субъектами права.
Конституционного
суда означает лишь, что никакой
иной орган государственной власти
в Российской Федерации - федеральный
или субъекта Российской Федерации
- не может давать официального и обязательного
для органов государственной власти и
местного самоуправления, предприятий,
учреждений, организаций, должностных
лиц, граждан и их объединений толкования
Конституции Российской Федерации. Это
исключительная прерогатива именно Конституционного
Суда, если, конечно, не принимать во
внимание гипотетическую возможность
ее толкования самим конституционным
законодателем - народом - на референдуме.
И для конституционного права в силу недостаточной
конкретности его основного источника
и широты конституционных положений, допускающих
различные интерпретации, толкование
имеет большее значение, чем в иных отраслях
права, в которых нормирование значительно
более детализировано.
Не выработано
нормативного определения
Лишь в Федеральном конституционном законе
"О Конституционном Суде Российской Федерации" говорится о "неопределенности в понимании положений Конституции", которое преодолевается толкованием Конституционного Суда. Все решения Конституционного Суда являются источниками права, и им присуща материально-правовая сила закона. Прецеденты, создаваемые Судом, как и акты собственно толкования, имеют нормативно-регулирующее значение, и в этом смысле они также являются высшими по своей юридической силе правовыми нормами, распространяющимися на неопределенный круг случаев и субъектов конституционно-правовых отношений. Это можно вывести из ст. 6 Закона, согласно которой решения
Суда
обязательны не только для
участников конституционного
Таким
образом, толкование
Вопрос об объеме толкования (адекватном, расширительном, ограничительном),
способах
толкования (систематическом,
историко-политическом,
логическом), значении цели в истолковании
конституционной нормы (
Однако некоторые требования к осуществляемому Судом толкованию Конституции в этих актах, а также
решениях самого Конституционного Суда сформулированы либо могут быть из них выведены. В частности, согласно ч. 2 ст. 16 Конституции никакие другие
положения
Конституции не могут
Иными словами,
полученные в процессе конкретизации
отдельной конституционной нормы результаты
не должны противоречить содержанию других
конституционных норм или в целом Конституции,
ее фундаментальным основам.
Поэтому
толкование Конституции и ее
норм требует в каждом
объективный
смысл Конституции не должен
рассматриваться как нечто
неизменное и неподвижное. В
течение периода своего
изменении
без изменения
В этой связи
видение интерпретатором
создателей
проекта Конституции, и эти
представления могут служить
лишь одной из отправных точек
исследования конституционных
не исчерпывают всего богатства их содержания. Речь в этом смысле идет не о выяснении позиций создателей проекта, которые очерчивают пределы интерпретации Конституции, а о выявлении объективного смысла самой
Конституции, быть может, не совпадающего с субъективными представлениями его создателей.
По замечанию Т. Маунца: «Толкователь, смотря по
обстоятельствам,
может понимать Конституцию лучше, чем
понимали ее авторы самого текста».
Закон
о Конституционном Суде
делу
о толковании Конституции
Толкование
Конституции Российской
решение о толковании Конституции в отличие от решений по иным делам принимается большинством не менее 2/3 от общего числа судей, что обусловлено правовой, а также общесоциальной значимостью таких решений и
возможными юридическими, политическими и иными последствиями^2.
По мнению законодателя, такой порядок принятия решения о толковании Конституции и точно установленное большинство судей являются гарантией от интеграции
Суда в текущий
политический процесс.
Толкование
Конституции Российской
неофициальное
толкование Конституции и ее
норм, осуществляемое различными органами
и должностными лицами, а также учеными,
практическими работниками, гражданами,
нередко обладая высоким авторитетом
и воздействуя на общественное и индивидуальное
правосознание и поведение субъектов
конституционного права, формальных юридических
последствий не порождает.
Официальное
толкование, даваемое решением
физических
лиц, пребывающих за рубежом.
Любой правоприменитель обязан
руководствоваться тем
Федерации,
которое содержится в
будущем может
дополняться или уточняться и
разделяет судьбу истолкованной
нормы или положения
2.
Сущность Конституции
РФ
Если
понятие Конституции
Конституция выражает.
По вопросу
о том, в чем состоит сущность Конституции,
различные теории придерживаются неодинаковых
взглядов.
Одним
из распространенных
проявление его
единой воли.
Теологическая
теория видит сущность Конституции
в воплощении в ней божественных предписаний
человеческому обществу о правилах жизни
и считают, что в Конституции выражаются
идеи высшей справедливости, разума.
Имеются
и теории, отрицающие народный
характер Конституции и
ограничения
в конституции.
Марксистско-ленинская
теория, которая являлась
Конституции
можно классифицировать по
В зависимости
от способа объективирования
государственной воли
состоящие
из законов парламента, содержащих
нормы конституционного
По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются Конституции, для
принятия
и изменения которых
По форме
закрепления политической
По формам закрепления государственного устройства Конституции подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная Конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства:
цели
объединения субъектов в
США, Германии,
России, Индии, - унитарными - Конституции
Италии, Испании, Китая, Франции,
республик в составе России.
В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, Конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные Конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны.
Действительные
же Конституции являются
они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей
территории,
фактического статуса человека
и гражданина.
Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в системе современного демократического государства, от всех
других
правовых актов отличают
Прежде
всего, необходимо отметить, что
Конституция в современном
необходимости
такого акта, как Конституция
было связано именно с этой
ее чертой.
Эта сущностная
черта Конституции и поныне
признается доминирующей в
Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту Конституции - ее учредительный характер. Поскольку народ
в демократическом
государстве есть носитель
принимать Конституцию
и посредством ее учреждать те
основы государственного устройства,
которые выбирает для себя данный
народ. Только учредительная власть
может изменить, в том числе
и самым радикальным образом,
основы устройства общества и государства.