Юридические функции конституции

Введение……………………………………………………..3 

1. Понятие и  основные черты Конституции как  Основного Закона государства……………………………………….....4 

2. Сущность Конституции  РФ…………………………….14 

3. Юридические  свойства Конституции…………………19

  

4. Функции Конституции…………………………………23

  

5. Соотношение Конституции РФ с другими нормативными   актами……………………………………………………...25

  

6. Значение Конституции  РФ…………………………….29

  

Заключение………………………………………………..33 

Нормативно правовые акты……………………………...35 

Научная литература………………………………………35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Среди  нормативно-правовых актов, закрепляющих  основные нормы конституционного права, основным является Конституция. 

   Именно  в конституции устанавливаются  конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового

   регулирования. 

Огромное значение Конституции в жизни всякого  общества, ее принципиально особое место во всей правовой системе государства вызывают необходимость всестороннего изучения конституции в рамках данной контрольной работы. 

   Основной  целью данной работы является  характеристика юридических свойств  и функций Конституции Российской Федерации.

Соответственно в рамках первой главы будут рассмотрены понятие и основные черты Конституции как Основного Закона государства, раскрыто понятие Конституции РФ, прослежено изменение термина "Конституции" в течение

истории, затронут вопрос об объеме толкования Конституции  РФ Конституционным судом. 

   Во второй  главе будет дана характеристика  сущности Конституции РФ, ее характерные черты и условия ее принятия.

В третьей главе  речь пойдет об юридический свойствах  Конституции РФ.

В четвертой  главе будут указаны функции  Конституции РФ, в пятой -соотношение Конституции с другими нормативно-правовыми актами.

 В шестой главе - ее значение. 

   В качестве  основополагающего источника в  контрольной работе будет использована Конституция Российской Федерации 1993 года, которая гласит:

   «Конституция  Российской Федерации имеет высшую  юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»^1. 

1. Понятие и основные  черты Конституции как Основного Закона государства. 

   Конституция  - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и

   гражданина. Конституция очеркивает круг  функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом. 

   Термин "конституция" ( с лат. - установление) употреблялся  в древнем Риме для обозначения одного из видов правовых актов императора (наряду с декретами, эдиктами и др.) В эпоху феодализма наряду с этим термином применялась и формулировка "основной закон", которая теперь часто используется как синоним слова "конституция". 

   Термин "конституция"  употребляется много столетий, но  ни в античном мире, ни в  средние века его значение  не совпадало с современным.  Тогда не существовало основных законов, которые являлись бы юридической базой

текущего законодательства (хотя и были некоторые достаточно значимые акты, например, Золотая булла 1222 г. в Венгрии или Великий мартовский ордонанс 1357 г. во Франции, включавшие, как правило, нормы различных отраслей права). Теоретическое обоснование необходимости конституции, разработка ее

понятия, принятие первых конституций (США в 1787 г., Франция  и Польша в 1791 г.) были связаны с  борьбой молодой, революционной  буржуазии против феодального строя и феодального права.

 

Конституция в  любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент

государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. 

   Конституция  как Основной закон государства  учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина. 

   Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования,

   конституция  служит правовой базой для  текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения

   конституции.  Причем, важно подчеркнуть, что  оно не может и не должно "развивать" или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону

   государства,  текущее законодательство наполняет  его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность

   и высшую  юридическую силу по отношению  к нормам текущего законодательства. 

   Конституция  - прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет

 науки конституционного права.

В отличие от обычных законов, Основной закон  государства характеризуется стабильностью  и долговечностью. Эти качества конституции  обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям. Во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности. 

   Таким  образом, все другие законы  и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе.

Те  из  них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене. 

   В мировой  конституционно-правовой теории  нет единого взгляда на содержание Конституции. Конституции разных стран являют собой весьма пеструю картину,

   что отражает  различие исторических условий  их принятия и уровня конституционного правосознания. В то же время для мировой конституционной теории и практики характерна определенная унификация представлений о

содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на демократию. Ни у кого не вызывает сомнений, что первейшей целью и задачей

   конституции  в любой стране должны стать  гарантии прав и свобод человека и гражданина, что устройство государственной власти может быть демократическим и эффективным только при соблюдении принципа разделения

   властей,  что народный суверенитет воплощается  через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права, и т.п.

то  есть сложилась определенная модель демократического государства, соответствующего принципам современной цивилизации. Эта модель указывает, что непременно должно быть включено в конституционный текст, а что

является предметом внеконституционного законодательного регулирования или вообще лишним. 

   Термин "конституция"  в действующей Конституции Российской  Федерации в различных словосочетаниях встречается не менее 70 раз. Анализ интерпретаций данного термина позволяет выявить ряд аспектов его смысловой нагрузки, которые вкладывались в него создателями Конституции или сложились независимо от их воли и должны учитываться в процессе ее практического применения. В частности, Конституция есть закон, обладающий особыми гарантиями стабильности, и потому может быть подвергнута новации или пересмотру в особом, установленном ею самой порядке: она является законом, учреждающим государство, систему его органов, порядок их формирования, компетенцию, характер их взаимоотношений с местным самоуправлением; Конституция также есть закон, формирующий и

   обеспечивающий  политическое единство народа;

 она представляет  собой юридический способ формализации государственного строя России путем

установления  его фундаментальных законодательных основ; Конституция есть закон, определяющий пределы государственной власти посредством закрепления

прав человека и гражданина и возложения коррелирующих  этим правам обязанностей на государство;

она является также  способом закрепления и

выражения высших правовых норм, и в этом смысле сама является так называемой абсолютной нормой, которой не могут противоречить какие бы то ни было правовые акты, действующие в государстве, и т.д. 

   Таким  образом, понятие Конституции  чрезвычайно сложно выразить  в краткой дефиниции, имеющей универсальное значение, необходим учет ее различных

   аспектов, причем в зависимости от конкретных  обстоятельств тот или иной  срез может оказаться превалирующим  и играть доминирующую роль  в

   интерпретации  соответствующего конституционного  положения. 

   Конституция  есть основной закон государства.  Она регламентирует также основы социально-экономической и духовной жизни общества и его политической системы. При этом, однако, несмотря на широту ее нормативного  содержания. Конституция не представляет собой всеобъемлющего акта, который отличался бы завершенностью или системной законченностью, ибо регулирует, ричем нередко в достаточно общих чертах, лишь наиболее важные сферы бщественных отношений.

В ней возможны явные или скрытые пробелы, в

принципе неизбежные в любой Конституции, а также действительные или мнимые противоречия. Их преодоление, конкретизация конституционных положений, в том числе и в процессе право применения или детальное урегулирование многих сфер общественных отношений осуществляется иными правовыми средствами и способами, которые должны быть адекватны духу и букве основного закона. 

   Этим  обусловлена значимость толкования  Конституции Российской Федерации, которое ею отнесено к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации. Именно Конституционному Суду предоставлено право

   интерпретировать  объективный смысл Конституции,  присущую ей функцию рационализации  и стабилизации социума и ограничения  государственной власти в смысле  ее возможностей вторжения в  сферу индивидуальной автономии личности и гражданского общества и их конкретных проявлений. 

   Отсюда  не следует, что интерпретация  Конституции не осуществляется  другими субъектами права. Конституционное  закрепление данного права у

   Конституционного  суда означает лишь, что никакой иной орган  государственной власти в Российской Федерации - федеральный или субъекта  Российской Федерации - не может давать официального и обязательного для органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений толкования Конституции Российской Федерации. Это исключительная прерогатива именно Конституционного Суда, если, конечно, не принимать во  внимание гипотетическую возможность ее толкования самим конституционным законодателем - народом - на референдуме. И для конституционного права в силу недостаточной конкретности его основного источника и широты конституционных положений, допускающих различные интерпретации, толкование имеет большее значение, чем в иных отраслях права, в которых нормирование значительно более детализировано. 

   

 Не выработано  нормативного определения понятия  "толкование Конституции Российской  Федерации".

Лишь в Федеральном  конституционном законе

"О Конституционном  Суде Российской Федерации" говорится о "неопределенности в понимании положений Конституции", которое преодолевается толкованием  Конституционного Суда. Все решения Конституционного Суда являются  источниками права, и им присуща материально-правовая сила закона.  Прецеденты, создаваемые Судом, как и акты собственно толкования, имеют нормативно-регулирующее значение, и в этом смысле они также являются  высшими по своей юридической силе правовыми нормами, распространяющимися на неопределенный круг случаев и субъектов конституционно-правовых отношений. Это можно вывести из ст. 6 Закона, согласно которой решения

   Суда  обязательны не только для  участников конституционного спора,  но и  иных субъектов права^1. 

   Таким  образом, толкование Конституции  Российской Федерации состоит  в  преодолении Конституционным Судом неопределенности в понимании ее положений, в выяснении ее объективного смысла и выявлении содержащихся в ней позитивных правовых принципов. По существу толкование Конституции есть  один из способов ее конкретизации, предшествующей применению ее норм. 

   Вопрос  об объеме толкования (адекватном, расширительном, ограничительном),

   способах  толкования (систематическом, филологическом,

   историко-политическом, логическом), значении цели в истолковании  конституционной нормы (телеологическое толкование) не получил разрешения в Конституции и Законе о Конституционном Суде.

Однако некоторые  требования к осуществляемому Судом  толкованию Конституции в этих актах, а также

   решениях  самого Конституционного Суда  сформулированы либо могут быть из  них выведены. В частности, согласно ч. 2 ст. 16 Конституции никакие другие

   положения  Конституции не могут противоречить  основам конституционного  строя  Российской Федерации^1.

Иными словами, полученные в процессе конкретизации  отдельной конституционной нормы результаты не должны противоречить содержанию других конституционных норм или в целом Конституции, ее фундаментальным основам. 

   Поэтому  толкование Конституции и ее  норм требует в каждом конкретном  случае тщательного учета дословного текста толкуемого положения, историю  его возникновения, место в системе Конституции, его смысл и цель. Однако

   объективный  смысл Конституции не должен  рассматриваться как нечто   неизменное и неподвижное. В  течение периода своего действия (а Конституция, как правило, рассчитана на долговременное действие) она может  меняться под влиянием объективных обстоятельств. Речь идет не о новации текста Конституции, но о "молчаливом превращении" Конституции, т.е. ее

   изменении  без изменения конституционного  текста.

В этой связи  видение интерпретатором конституционной  нормы может не совпадать с  представлениями

   создателей  проекта Конституции, и эти  представления могут служить  лишь одной из отправных точек  исследования конституционных положений,  но отнюдь

   не исчерпывают всего богатства их содержания. Речь в этом смысле идет не о  выяснении позиций создателей проекта, которые очерчивают пределы интерпретации Конституции, а о выявлении объективного смысла самой

Конституции, быть может, не совпадающего с субъективными представлениями  его создателей.

 По замечанию  Т. Маунца: «Толкователь, смотря по

 обстоятельствам, может понимать Конституцию лучше, чем понимали ее авторы самого текста». 

   Закон  о Конституционном Суде устанавливает  также, что его решения о  толковании Конституции должны  быть совместимы с другими  его решениями. По

   делу  о толковании Конституции решение  не должно противоречить ранее   принятым решениям о толковании  или решениям по конкретным делам, в которых дано казуальное толкование конституционных норм. Если требование о  совместимости между собой решений об официальном толковании Конституции является императивным, то требование о совместимости решений о толковании и решений по конкретным делам является весьма желательным, но не  абсолютным. 

   Толкование  Конституции Российской Федерации,  отдельных ее норм дается  исключительно  на пленарных заседаниях Конституционного  Суда. Причем

   решение  о толковании Конституции в  отличие от решений по иным делам принимается большинством не менее 2/3 от общего числа судей, что  обусловлено правовой, а также общесоциальной значимостью таких решений и

 возможными юридическими, политическими и иными последствиями^2.

По мнению законодателя, такой порядок принятия решения о толковании Конституции и точно установленное большинство судей являются гарантией от интеграции

Суда в текущий  политический процесс. 

   Толкование  Конституции Российской Федерации,  данное конституционным Судом,  "связывает" все представительные, исполнительные и судебные органы  государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия,  учреждения, организации, должностных лиц, граждан и их объединения. С момента провозглашения постановления Суда по делу о толковании ранее обнаружившаяся неопределенность в понимании положений  Конституции, которая явилась основанием для обращения в Конституционный  Суд, считается преодоленной. В отличие от официального толкования

   неофициальное  толкование Конституции и ее  норм, осуществляемое различными  органами и должностными лицами, а также учеными, практическими  работниками, гражданами, нередко обладая высоким авторитетом и воздействуя  на общественное и индивидуальное правосознание и поведение субъектов  конституционного права, формальных юридических последствий не порождает. 

   Официальное  толкование, даваемое решением Конституционного  Суда, обязательно на всей территории  Российской Федерации, для зарубежных  органов внешних сношений РФ, а также отечественных юридических и

   физических  лиц, пребывающих за рубежом.  Любой правоприменитель обязан  руководствоваться тем пониманием  положений Конституции Российской

   Федерации,  которое содержится в постановлении  Конституционного Суда.  Даваемое  Судом толкование Конституции  и ее норм неотделимо от интерпретируемых положений Конституции. Оно не ограничено временем, в

будущем может  дополняться или уточняться и  разделяет судьбу истолкованной  нормы или положения Конституции. 

                           
 
 
 

2. Сущность Конституции  РФ 

   Если  понятие Конституции определяет  те общие черты, которые выделяют  ее  как особое правовое явление,  то раскрытие сущности Конституции  связано с познанием ее глубинной  природы, с решением вопроса  о том, чью волю

Конституция выражает. 

   По вопросу  о том, в чем состоит сущность Конституции, различные теории придерживаются неодинаковых взглядов. 

   Одним  из распространенных представлений  является трактовка сущности  Конституции как общественного  договора. Предполагается, что все  члены общества заключили договор, воплощенный в Конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям Конституция есть выражение суверенитета народа,

проявление его  единой воли. 

   Теологическая  теория видит сущность Конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и  считают, что в Конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума. 

   Имеются  и теории, отрицающие народный  характер Конституции и связывающие  ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности  государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола,  деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого

   ограничения  в конституции. 

   Марксистско-ленинская  теория, которая являлась теоретической  основой  советской государственно-правовой  науки, усматривала сущность Конституции  в том, что она выражает волю  не всего общества, не всего народа, а только  волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности. 

   Конституции  можно классифицировать по различным  основаниям. 

   В зависимости  от способа объективирования  государственной воли господствующего  класса или всего общества Конституции подразделяются на  писанные, т.е. составленные в виде единого документа и не писанные -

 состоящие  из законов парламента, содержащих  нормы конституционного характера,  судебных прецедентов и правовых  обычаев. 

   По способу  изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются Конституции, для

 принятия  и изменения которых установлена  более сложная процедура, чем  для  обычных законов государства.  К гибким Конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке,  установленном для обычных парламентских законов. 

   По форме  закрепления политической власти  различаются монархические и  республиканские Конституции. 

   По формам  закрепления государственного устройства Конституции  подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная Конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства:

   цели  объединения субъектов в единый  государственный союз,  государственно-правовой статус целого и частей (федерации и субъектов),  разграничение полномочий между ними. Федеральными являются Конституции

   США, Германии, России, Индии, - унитарными - Конституции  Италии, Испании, Китая, Франции,  республик в составе России. 

  В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, Конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные Конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны.

   Действительные  же Конституции являются адекватным  выражением и воплощением фактических  общественных отношений, которые  сложились в обществе. Именно

   они служат  правовым критерием социальной природы политической власти и  государства, способа их организации и деятельности на соответствующей

   территории, фактического статуса человека  и гражданина. 

   Конституцию  как нормативный правовой акт,  занимающий самостоятельное и  особое место в системе современного демократического государства, от всех

   других  правовых актов отличают следующие  черты. 

   Прежде  всего, необходимо отметить, что  Конституция в современном значении  этого понятия является актом,  который принимается народом или от имени народа. Характерно, что возникновение в XVII веке самой идеи о

 необходимости  такого акта, как Конституция  было связано именно с этой  ее чертой. 

   Эта сущностная  черта Конституции и поныне  признается доминирующей в конституционной  теории и практике. Не случайно Конституции большинства  демократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ … принимаем  (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию»^1. 

   Особенность  субъекта, принимающего конституцию,  обусловливает и вторую  сущностную черту Конституции - ее учредительный характер. Поскольку народ

 в демократическом  государстве есть носитель суверенитета  и единственный источник власти, только он обладает и ее  высшим проявлением - учредительной властью. В содержании последней вкладывается именно право

принимать Конституцию  и посредством ее учреждать те основы государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе  и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства. 

Юридические функции конституции