Юридические механизмы защиты прав и свобод человека в РФ

содержание: 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Понятие государственно-правового механизма обеспечения прав и

свобод человека и система юридических гарантий………………………………4

2. Механизм защиты прав и свобод человека……………………………………..9

3. Механизм ограничений прав и свобод человека………………………………12

Заключение…………………………………………………………………...14

Список  использованных источников и литературы……15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

            При любом демократическом  устройстве права граждан, а также  их обязанности составляют важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мерилом достижений данного общества, показателем его зрелости, цивилизованности.

            В системе гарантий прав граждан юридические гарантии занимают ведущее место, что обусловлено  их конкретным характером, правовым закреплением, наличием санкций за их неисполнение. Юридические гарантии охватывают все стороны обеспечения прав личности, поэтому построение системы этих гарантий дает возможность увидеть недостатки, противоречия, пробелы в правовом регулировании сферы отношений, связанной с тем социальным благом, которое предоставляет это право.

            Актуальность данной работы обусловлена тем, что данная тематика не достаточно раскрыта в современной правовой литературе, а также периодических изданиях.

            Целью исследования является изучение особенностей юридических  механизмов прав и свобод человека в РФ.

            Объектами исследования являются  механизмы обеспечения, защиты и ограничений прав и свобод человека.

            Предметом исследования являются юридические механизмы прав и свобод человека в РФ.

Задачи  исследования:

1. раскрыть  понятие государственно-правового  механизма обеспечения прав и  свобод человека и система  юридических гарантий;

2. описать механизм  защиты прав и свобод человека;

3. рассмотреть  механизм ограничений прав и свобод человека. 
 
 

      1. Понятие государственно-правового механизма обеспечения прав и свобод человека и система юридических гарантий 

      Понятие государственно-правового механизма  обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина занимают значительное место в деятельности всех государственных органов, поскольку это их важная конституционная обязанность. В то же время решение данных вопросов не является основным содержанием деятельности большинства из них, а подчинено выполнению главных задач, которые поставлены перед конкретным государственным органом, и выступает в качестве одного из условий, способствующих его нормальному функционированию и достижению поставленных целей.

      Обязанности государства, соответствующие правам и свободам человека и гражданина, находят свое выражение в совокупности различных зафиксированных в законе гарантий, т.е. тех условий и возможностей, которые оно обязуется создать и предоставить лицам для практического осуществления ими своих прав и свобод.

      Следовательно, говоря об обеспечении государством прав и свобод человека и гражданина, можно вести речь о создании государством и его органами условий и предоставлении возможностей для их реализации. Иными  словами, государство осуществляет охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина и таким образом их обеспечивает.

      Особая  значимость обеспечения законности, прав и свобод человека и гражданина диктует необходимость создания правоохранительных органов, непосредственно специализирующихся на осуществлении указанных задач.      К ним относятся: суд, прокуратура, органы внутренних дел, государственной безопасности, арбитража, юстиции, нотариат, некоторые ведомственные инспекции.

                                                                                                                                                  Все государственные органы, участвующие в непосредственном обеспечении правопорядка, а также прав и свобод человека и гражданина, образуют стройную систему, в рамках которой осуществляется специализация их деятельности с учетом поставленных перед ними конкретных задач.                          Это позволяет своевременно реагировать на любые противоправные деяния, оперативно и квалифицированно, на основе соблюдения законности принимать эффективные меры по устранению причин, способствующих их совершению, вести широкую профилактическую работу, охватывать правовоспитательными мероприятиями большую часть населения нашего государства.

      Значительный  объем работы в рамках этой системы выполняют органы внутренних дел. Это обусловлено прежде всего широтой их полномочий, позволяющей им активно, посредством самых разнообразных методов и в различных формах участвовать в обеспечении конституционных прав и свобод граждан. Предмет участия других правоохранительных органов в этой деятельности носит менее распространенный характер, что связано с особенностями реализуемых ими задач. Так, судебная форма обеспечения прав и свобод является "главной и высшей формой юрисдикционной деятельности" и, естественно, не может быть распространена на все случаи, связанные с нарушением прав и свобод. Закрепление Конституцией РФ и принятым на ее основе Законом права на обжалование в судебном порядке действий должностных лиц, совершенных с нарушением закона, превышением полномочий и ущемляющих права граждан, не должно означать ограничение административной юрисдикции. Анализ деятельности органов внутренних дел показывает, что большинство вопросов, связанных с защитой прав и свобод граждан и их восстановлением в случае нарушения, решается во внесудебном порядке. Причем практика свидетельствует, что граждане предпочитают обращаться именно к такому порядку рассмотрения своих жалоб, поскольку он, как правило, обеспечивает более быстрое решение вопросов, чем процедура судопроизводства.

                                                                                                                                                Таким образом, в функции многих государственных органов входят охрана и защита прав и свобод личности. Эти действия они обязаны осуществлять как по собственной инициативе, так и по требованию гражданина, который наделен правом самостоятельно осуществлять защиту своих нарушенных прав и свобод.

      Система юридических гарантий в государственно-правовом механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Государственно-правовой механизм обеспечения прав и свобод личности включает и такой важный компонент, как систему различных правовых средств, юридических гарантий прав и свобод.

      Юридические гарантии представляют собой закрепленные в законодательстве средства, которые непосредственно обеспечивают правомерную реализацию, охрану и защиту прав личности в обществе. Юридические гарантии со стороны общества и государства нужны как для того, чтобы права не нарушались, так и для их наиболее полного осуществления.

      Юридические гарантии обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина имеют  сложную структуру, включающую в  себя самые различные по характеру, содержанию и назначению акты, с  помощью которых регулируются разнообразные  общественные отношения. Основу данных гарантий можно разделить на три уровня: федеральный, региональный и местный. В то же время каждый из перечисленных уровней также "расслаивается" на подуровни, образуемые актами различной юридической силы.

      Основным  элементом этой основы является Конституция РФ, которая в свою очередь открывает первый подуровень федерального законодательства. Его подуровень - федеральные конституционные и федеральные законы. Кроме того, к федеральному уровню относятся указы Президента РФ, постановления Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ, решения Генеральной Прокуратуры РФ и многочисленные нормативно-правовые акты, принимаемые другими федеральными органами государственной власти, в том числе органами внутренних дел.

      Региональный  уровень нормативно-правовой основы состоит из трех подуровней. Первый из них образуют конституции республик  и уставы иных субъектов РФ, определяющие параметры правового регулирования этих субъектов в области реализации прав и свобод граждан; второй подуровень составляют законы республик, краев, областей, автономных образований, городов федерального значения в сфере обеспечения прав человека и гражданина, конкретизирующие федеральные конституционные нормы в определенной "фазе общественных отношений в целях их практического осуществления"; третий подуровень образуют нормативно-правовые акты, принятые органами государственной власти субъектов РФ: указы президентов республик, распоряжения глав администраций (например губернаторов), постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (законодательных собраний), решения конституционных (уставных) судов.

      Местный - нижний уровень нормативно-правового  регулирования в сфере обеспечения  прав и свобод человека и гражданина образуют акты, принимаемые муниципальными органами: уставы муниципальных образований (районов, городов, районов в городе, поселков, сел и иных административно-территориальных образований), акты выборных представительных и исполнительных органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, акты глав муниципальных образований и другие акты этого уровня, касающиеся обеспечения прав и свобод граждан.

      В нормативно-правовую основу обеспечения  прав и свобод человека и гражданина включаются и международно-правовые акты, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ входят в национальную правовую систему России. Важнейшим актом в рассматриваемой сфере является Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г.

      В зависимости от критерия, положенного  в основу классификации, можно предложить несколько видов построения системы юридических гарантий прав и свобод граждан.

      1. По степени общности: а) гарантии, закрепленные в Конституции, текущем законодательстве и в актах государственного управления; б) общие гарантии, относящиеся ко всем правам и к каждому праву в отдельности; в) специальные гарантии, обеспечивающие реализацию конкретного права.

      2. По функциям: а) гарантии реализации и гарантии охраны (защита прав и свобод); б) стимулирующие, правообеспечительные, превентивные и охранительные; в) средства, обеспечивающие возможность осуществления прав, и средства, с помощью которых обеспечивается их охрана.

      Таким образом, права и свободы человека и гражданина обеспечиваются деятельностью государства по их охране и защите. На стадии охраны государство предпринимает усилия по предупреждению посягательств на права и свободы человека и гражданина. На стадии защиты - по пресечению правонарушений, наказанию правонарушителей, возмещению причиненного ущерба. Происходит реализация в форме общерегулятивных и конкретных правоотношений, возникающих между человеком или гражданином и государством, в рамках которых человек или гражданин использует свое субъективное право, а государство, применяя нормы права, использует право на ограничение прав и свобод правонарушителей, исполняя обязанности, соблюдает запреты. Общерегулятивное правоотношение складывается на стадии охраны личной безопасности человека и гражданина, конкретные правоотношения - на стадии защиты. Исключение составляют конкретные отношения, связанные с ограничением прав и свобод правонарушителей. Они развиваются на стадии охраны. Обеспечивается исследуемый процесс системой общих и юридических гарантий. 
 
 
 
 
 

2. Механизм защиты  прав и свобод  человека 

      Понятие механизма защиты прав и свобод человека и гражданина можно рассматривать  в широком и узком понимании. В широком смысле указанный механизм должен состоять из следующих элементов:

      - правовых норм, установивших права  и свободы человека и гражданина;

      - юридических фактов, являющихся  основанием возникновения, изменения  или прекращения правоотношений. Такими юридическими фактами  в большинстве своем должны  стать неправомерные действия - деликты, а именно нарушения установленных прав и свобод;

      - правовых отношений - "выступающих  как средство перевода общих  моделей поведения, заложенных  в нормах права, в конкретизированные  и индивидуализированные акты  поведения членов общества (субъектов права)"1;

      - деятельности субъектов правозащитной  деятельности, в том числе органов  государственной власти в пределах  установленных полномочий, неправительственных организаций и самого уполномоченного лица по защите своих прав и свобод;

      - применение данными лицами определенных  методов защиты, а именно тех  или иных средств (способов) защиты  нарушенных прав и свобод;

      - социальной, в том числе юридической  ответственности, к которой привлекаются  лица, нарушившие права и свободы  человека и гражданина.

      Механизм  защиты прав и свобод человека и  гражданина в узком смысле представляет собой совокупность применяемых  гарантий защиты нарушенных прав и  свобод человека и гражданина.

      Категория гарантий прав и свобод человека и  гражданина - это понятие сложное, состоящее из субъектов правозащитной деятельности, а также форм и методов защиты, где формы - предоставленные законом условия для защиты нарушенных прав, а методы - средства и способы воздействия, с помощью которых любой субъект правозащитной деятельности может защитить основные права и свободы. Причем каждой форме защиты должен соответствовать определенный способ или средство защиты, т.е. метод защиты нарушенного права. Значит, субъекты правозащитной деятельности и формы защиты занимают основное, главенствующее положение, а методы защиты - второстепенное, подчиненное.

      Непосредственное  действие механизма защиты прав и  свобод следующее: субъект правозащитной  деятельности, находясь в определенных правовых условиях, применяет то или  иное установленное средство или способ защиты.

      Следует различать четыре уровня защиты прав и свобод, а значит, и четыре вида гарантий, где критерием отграничения служит территория их применения, это:

      - международные гарантии;

      - внутригосударственные (национальные) гарантии;

      - региональные гарантии прав и свобод человека и гражданина, обеспечивающие реализацию прав и свобод на территории отдельно взятого региона. В Российской Федерации, являющейся федеративным государством, данную гарантию можно применять на уровне субъекта Российской Федерации;

      - местные гарантии, применяемые на  уровне муниципального образования.

      Региональные  и местные гарантии наиболее приближены к человеку, прежде всего к ним  должны обращаться граждане в случае нарушения их прав и свобод. Региональный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина в одном субъекте Российской Федерации может отличаться от соответствующего регионального механизма защиты прав и свобод в другом субъекте Российской Федерации по следующим основаниям:

      - принятие законов субъектов Российской Федерации, не соответствующих федеральному законодательству и тем самым нарушающих права и свободы; отказ от принятия законов субъектов Российской Федерации, регламентирующих реализацию определенных прав и свобод;

      - отказ от введения тех или  иных институтов защиты прав и свобод, если в федеральном законодательстве не содержится императивной нормы, предполагающей обязательное введение этого института (например, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации или конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации);

      - ограничения прав и свобод, которые  могут вводиться в случае введения  режима чрезвычайного положения  на данной территории;

      - неисполнение полномочий должностными  лицами государственных органов,  превышение возложенных на данных лиц полномочий, нарушающих права и свободы граждан;

      - отказ к привлечению указанных  лиц к ответственности;

      - недостаточное финансирование тех  или иных социальных программ, деятельности тех или иных  субъектов правозащитной деятельности;

      - другие основания.

      Местный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина вытекает из регионального  и национального механизма, в  идеале все уровни защиты прав и  свобод должны быть взаимосвязаны и  находиться во взаимопроникновении, тем  более что п. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"2 установил соответствие муниципальных актов федеральным нормативным актам и актам субъектов Российской Федерации.

      Таким образом, под механизмом защиты прав и свобод человека и гражданина следует  понимать систему определенных средств  и способов защиты, с помощью которых  субъекты правозащитной деятельности осуществляют защиту нарушенных прав и свобод, находясь в определенной жизненной ситуации. 
 
 
 

3. Механизм ограничений  прав и свобод  человека 

      Механизм  ограничений прав и свобод человека и гражданина имеет национальные и интернациональные черты. Для современной России это весьма важно, поскольку наше государство подпадает под юрисдикцию Европейского суда по правам человека. Указанный Суд активно рассматривает обращения российских граждан и нередко выносит решения в пользу заявителей. Вследствие этого европейские стандарты в области прав человека приобрели интернациональный характер, Российская Федерация уже не может ссылаться на свой суверенитет, если речь идет о нарушениях прав и свобод человека и гражданина. Мы должны корректировать законодательство и правоприменительную практику в целях реализации Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

      С другой стороны, европейские стандарты в области прав человека не являются чрезмерно жесткими, они оставляют значительную свободу усмотрения для государств-участников. При определенных обстоятельствах допустимо расхождение европейских стандартов, с одной стороны, и российского законодательства и правоприменительной практики - с другой. В этой части механизм ограничений прав и свобод человека и гражданина приобретает национальные черты.

      Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина отличаются в зависимости  от механизмов ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о защите прав человека и основных свобод3. Сравнительный анализ ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека показывает наличие общих оснований (защита прав и законных интересов других лиц) и дифференцированных оснований. Публичный интерес по смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ представлен такими основаниями, как защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечение обороны страны и безопасности государства. В ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека доминируют такие основания, как справедливые требования морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе4. Иными словами, в Конституции РФ (ч. 3 ст. 55) сделан акцент на конституционном строе, обороне и безопасности, в то время как Всеобщая декларация прав человека настаивает на приоритетах справедливости и демократии.

      Российская  практика реализации конституционной  свободы мысли и слова в  целом соответствует требованиям Конвенции о защите прав человека и основных свобод. После реформ 1985 г. в российском обществе сравнительно прочно утвердилась свобода прессы, политической дискуссии и общественной критики. В некоторой мере граждане и средства массовой информации даже превышают юридические пределы данной свободы. Однако и в судах общей юрисдикции указанные споры разбираются сравнительно редко; судебные органы не всегда придерживаются искомого баланса между свободой выражения мнения и необходимостью защиты достоинства личности, отдавая зачастую необоснованное предпочтение гражданско-правовому институту чести, достоинства и деловой репутации в ущерб конституционной свободе мысли и слова. Более активное использование практики Европейского суда по правам человека в современной России могло бы в определенной мере скоординировать данную тенденцию в положительном русле.

      Сказанное позволяет сделать вывод о  том, что судебная практика вырабатывает ряд нормативных оснований ограничения  прав и свобод человека и гражданина, которые нуждаются в последующем законодательном закреплении. Однако российскому законодателю следует более активно включаться в процесс защиты прав и свобод человека и гражданина, как того требует ст. 2 Конституции РФ. 
 

                                     Заключение 

      В данной работе мы рассмотрели вопросы, связанные с юридическими механизмами прав и свобод человека в РФ.

      Во  введении данной работы обозначены актуальность исследования, цель исследования, объект исследования, предмет исследования, научная основа данной работы и задачи исследования.

            В первом разделе раскрыто понятие государственно-правового механизма обеспечения прав и свобод человека и система юридических гарантий.

            Во втором разделе  описан механизм защиты прав и свобод человека.

     В третьем разделе рассмотрен механизм ограничений прав и свобод человека.

      Из  всего вышесказанного можно сделать  несколько выводов:

      Государственно-правовой механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина представляет собой совокупность форм, способов и гарантий охраны и защиты прав и свобод граждан в деятельности государства, его государственных органов.

      Роль различных правоохранительных органов в решении вопросов обеспечения прав и свобод граждан неодинакова. Это объясняется различием функций, компетенции, ведомственной принадлежности, форм, методов, условий работы, а также - наличием сил и средств, которыми эти органы располагают. Анализ перечисленных факторов позволяет сделать вывод, что основную нагрузку в решении правоохранительных задач несут органы правосудия, прокуратуры и внутренних дел.

      К гарантиям прав и свобод граждан  относятся те правовые нормы, которые  в той или иной степени регулируют деятельность государства, направленную на исполнение его общей обязанности предотвращать все возможные посягательства на права и свободы личности. Как уже было сказано, эта деятельность развивается в рамках общего правоотношения.

       

      Список  использованных источников и литературы: 

Нормативно-правовые акты и иные правовые документы: 

  1. Конституция Российской Федерации, от 12 декабря 1993 года //Российская газета, 1993, 25 декабря
  2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2003. - N 40. - Ст. 3822.
 

Специальная литература: 

  1. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия. Защита прав человека Конституционным Судом. - М., 2009.-С.44
  2. Гошуляк В.В., Ховрина Л.Е., Геворкян Т.И. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. - М., 2008.- С. 206
  3. Казанцев Д. Права человека: история развития - М.:ЭЖ-Юрист, 2011.-N 32.-С.8
  4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России (3-е издание, переработанное и дополненное). – М.:Юристъ, 2009 –С.55
  5. Конституционное право России в вопросах и ответах. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.В. Малько.-  М., 2008. - С. 73.
  6. Лукашева Е.А. Права человека.-М., 2008. - С. 139 - 140.
  7. Мелехин А.В.Теория государства и права: Учебник (2-е издание, переработанное и дополненное)-М.: Инфра-М, 2009
  8. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-  М., 2009. -С. 254
  9. Теория государства и права: Учебник для вузов (3-е изд., перераб. и доп) / Под ред. В.Д. Перевалова.. - М.: Норма, 2009. - С. 158.
Юридические механизмы защиты прав и свобод человека в РФ