Юридические основы формирования отношений железной дороги и грузоотправителей по выполнению плана перевозок



Оглавление

 

 

 

 

Введение

 

Транспорт – одна из важнейших  составных частей материальной базы экономико-правовой отрасли, он играет исключительно важную роль в развитии экономики любого государства, так  как осуществляя перевозки грузов и пассажиров в соответствии с потребностями производства обеспечивает тем самым нормальное функционирование и развитие всех его отраслей, регионов и предприятий.

Транспорт является связующим  звеном в экономике любого государства  и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена. Транспорт способствует людям перемещаться из одной точки в другую, перевозить с собой или отдельно от себя багаж и различные грузы. С помощью транспорта юридические лица осуществляют торговую деятельность. Транспорт позволяет людям во всем мире общаться с помощью почтовых отправлений. В гражданско-правовом аспекте функция транспорта реализуется в договоре перевозки. Высокая роль транспорта обусловливает актуальность рассматриваемой темы.

Целью настоящей работы является всестороннее рассмотрение и  изучение юридических основ формирования отношений железной дороги и грузоотправителей по выполнению плана перевозок.

Для достижения указанной  цели необходимо поставить и решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть правовые основы планирования перевозок на железнодорожном транспорте.
  2. Изучить договор перевозки как основание для выполнения плана перевозок.

 

 

1. Правовые основы планирования  перевозок на железнодорожном  транспорте

 

Железнодорожные перевозки – надежный способ доставки груза (продукции, товара) до места назначения, поэтому в общей структуре перевозок они занимают значительное место.

При выполнении перевозки грузов железные дороги вступают в определенные отношения с грузовладельцами. Эти взаимоотношения регламентируются определенными нормами и положениями, едиными и обязательными как для железных дорог, так и для всех предприятий, организаций и лиц, пользующихся их услугами. Основным документом, устанавливающим права и обязанности, а также нормы ответственности железных дорог, с одной стороны, и тех организаций и лиц, которые пользуются ими, с другой, служит Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации1, который имеет силу закона.

В процедуре железнодорожных перевозок можно выделить несколько этапов:

– планирование перевозки грузов;

– операции приема железной дорогой груза к перевозке;

– выдача груза получателю.

Каждый из этих этапов имеет определенный порядок и требует от сторон – участниц перевозки четкого соблюдения соответствующих правил.

Перевозка грузов железнодорожным  транспортом организуется на договорных основах. Отметим, что, как правило, между железной дорогой и грузоотправителем  заключается договор об организации  перевозок грузов (ст. 10 Устава железнодорожного транспорта). В договорах об организации перевозок определяются предполагаемые объем перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок. В соответствии с указанными договорами перевозчики обязуются в установленные сроки принимать грузы в согласованном объеме, грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозок. Перевозки грузов, предусмотренных указанными договорами, осуществляются на основании принятых заявок на их перевозки. Работы и услуги, которые выполняются владельцами инфраструктур или перевозчиками по просьбам грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров и цены на которые не указаны в тарифном руководстве, а также работы, которые выполняются грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) по просьбам владельцев инфраструктур или перевозчиков и цены на которые указаны в тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон.

Однако перевозка может  осуществляться по отдельным заказам  без заключения договора на условиях, согласованных железной дорогой  и отправителем.

С учетом особенностей перевозок грузов на различных видах транспорта документы, регулирующие организацию перевозки грузов, имеют различную правовую форму: при перевозках в прямом сообщении – это заявка (заказ), договор об организации перевозок грузов; при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении – ежесуточная заявка, недельный календарный план.

При выполнении обязательств по перевозке  грузов с участием грузоотправителя и перевозчика важную роль играет заявка. Заявка является важнейшим  средством организации перевозки  грузов; в ней конкретизируется задание и определяются показатели, обеспечивающие разовую перевозку. Грузоотправитель обязан подавать заявки перевозчику не менее чем за 10 суток до начала перевозок грузов (ст. 11 Устава железнодорожного транспорта), а на перевозку грузов, направляемых на экспорт и в прямом смешанном сообщении, – не менее чем за 15 дней до начала перевозки грузов.

Особенностью в порядке  подачи заявки на железнодорожном транспорте является установление в ст. 11 Устава железнодорожного транспорта оснований, когда перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки на перевозку грузов. (Таких оснований в транспортных кодексах и уставах других видов транспорта не предусмотрено.)

В соответствии со ст. 11 Устава железнодорожного транспорта такой отказ возможен в случаях:

– введения согласно ст. 29 Устава железнодорожного транспорта прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования груза;

– отказа владельца инфраструктуры в согласовании заявки на перевозку груза;

– обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки;

– в ином случае, предусмотренном Уставом железнодорожного транспорта, иными нормативными правовыми актами2.

В этих случаях перевозчик возвращает заявку на перевозку грузов с указанием причин отказа грузоотправителю, организации, осуществляющей перевозку грузов.

В соответствии со ст. 11 Устава железнодорожного транспорта владелец инфраструктуры рассматривает представленные перевозчиком заявки на перевозку грузов и в срок не более чем пять дней при перевозках грузов в прямом железнодорожном сообщении и не более чем десять дней при перевозках в прямом и непрямом международном сообщениях, прямом и непрямом смешанном сообщении возвращает заявку на перевозку грузов перевозчику с отметкой о результате согласования.

В соответствии с Уставом  владелец инфраструктуры имеет право (в случаях, прямо предусмотренных ст. 11 Устава железнодорожного транспорта) отказать перевозчику в согласовании заявки на перевозку грузов. При этом отказ в приеме и согласовании заявки на перевозку грузов может быть обжалован в судебном порядке.

Основной задачей планирования грузовых перевозок является установление предстоящих объемов, структуры  и направлений. От размеров перевозок  зависят объем работы подвижного состава, эксплуатационные расходы  и доходы дорог, а также контингент. Структура перевозок грузов и грузооборота обуславливает потребность в вагонах разных типов и размеры поставки нового подвижного состава.

Правильно составленный план перевозок является важнейшим  условием высокого качества всего транспортного плана. Поэтому на основе плана перевозок определяются, по существу, показатели всех остальных разделов, т.е. плана работы подвижного состава, плана эксплуатационных расходов, плана по труду, плана материально-технического обеспечения и т.д.

В плане перевозок можно выделить:

– объемные показатели (отправление, прием, прибытие, сдача, перевозки, грузооборот);

– качественные показатели (средняя дальность, средняя густота перевозок).

Наряду с грузооборотом  и отправлением грузов система показателей  плана перевозок должна включать данные, необходимые для расчета всех остальных разделов плана железнодорожного транспорта.

После ликвидации МПС  России функцию планирования перевозок  осуществляет ОАО «РЖД».

Планирование перевозок  и предъявление грузов к перевозке осуществляет грузоотправитель. Его правом является предъявить груз к перевозке, как в собственных вагонах, так и в вагонах ОАО «РЖД» либо других собственников. Выбор грузоотправителя зависит от условий, которые предлагает любой из собственников вагонов. Если грузоотправителя устраивает цена и качество обслуживания конкретного оператора, это является основным фактором в выборе партнера, на который не может повлиять ОАО «РЖД».

Предусмотрены следующие  показатели плана перевозок грузов:

– по железным дорогам: грузооборот в тарифных тонно-километрах, утверждаемый министром путей сообщения; отправление грузов в тоннах по установленной номенклатуре, утверждаемое министром путей сообщения; расчетные показатели – среднесуточная погрузка в вагонах; средняя статическая нагрузка на физический вагон; тонно-километры эксплуатационные общие с распределением по видам тяги; средняя дальность перевозок грузов; прием и сдача грузов в целом по дороге и по каждому стыковому пункту с соседней дорогой в тоннах с выделением основных грузов; распределение грузооборота в тонно-километрах и перевозок грузов в тоннах по видам сообщений (ввоз, вывоз, транзит и местное сообщение);

– по регионам железных дорог показатели плана те же, что и по железным дорогам, но грузооборот устанавливается в эксплуатационных тонно-километрах и утверждается начальником дороги, а размеры приема и сдачи грузов в целом по отделению и по каждому стыковому пункту с соседними отделениями планируются без распределения по родам грузов3.

В месячных планах помимо перечисленных показателей предусматривают перевозку грузов маршрутами, организуемыми как грузоотправителями (отправительские маршруты), так и железными дорогами.

Перевозки распределяются по видам сообщений:

– местное – перевозки между станциями внутри дороги (местное сообщение на рассматриваемой дороге равно нулю);

– вывоз – отправление грузов на другие дороги (определяется как разность отправления и местного сообщения);

– ввоз – прибытие грузов с других дорог (определяется как разность прибытия и местного сообщения);

– транзит – перевозка грузов, поступивших с других дорог и следующих через данную дорогу на другие дороги. Транзит можно определить несколькими способами: прием минус ввоз, либо сдача минус вывоз, либо общие размеры перевозок минус остальные виды сообщения (ввоз, вывоз, местное).

Перевозки по ввозу, вывозу и транзиту называются перевозками  в прямом сообщении. В их осуществлении  участвуют две или более дорог.

В Уставе железнодорожного транспорта, исходя из рыночных отношений, не предусматривается государственное планирование перевозок грузов. В нем установлено, что перевозки грузов по железным дорогам осуществляются в соответствии с заявками грузоотправителей, что, несомненно, свидетельствует о расширении их прав. Принятая железной дорогой заявка создает для нее обязанность подавать перевозочные средства, а для грузоотправителя – предъявлять грузы к перевозке.

 

2. Договор перевозки как основание для выполнения плана перевозок

 

Реализация принятых к исполнению заявок (заказов) на перевозку  грузов осуществляется путем заключения и исполнения договоров между  перевозчиками и отправителями.

Следует отметить, что, несмотря на изменение  экономической ситуации в стране и переход к рыночным отношениям, основные положения в транспортном законодательстве остаются неизменными  уже длительное время. В соответствии со ст. 785 ГК РФ4 по договору перевозки груза транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки грузов можно разделить на две части. Первая часть – это заключение договора перевозки между грузоотправителем и перевозчиком, в соответствии с которым грузоотправитель сдает в надлежащем порядке груз, а перевозчик, принимая его, обязуется доставить его по назначению. Вторая часть – это вступление в договор перевозки грузополучателя. Этим моментом следует считать получение грузополучателем грузовой квитанции (коносамента), которая, как правило, поступает в адрес получателя груза задолго до поступления самого груза. С этого момента у грузополучателя возникают не только права, но и обязанности (принять груз в установленном порядке, уплатить провозные платежи и т.д.).

Таким образом, договор перевозки  грузов является трехсторонним договором, в котором все его участники имеют права и обязанности.

Учитывая, что договор  перевозки грузов в прямом смешанном  сообщении является разновидностью договора перевозки грузов, его следует  считать многосторонним договором, в котором все участники договора имеют права и обязанности, причем волеизъявления участников договора перевозки совпадают по своему характеру и направлены на достижение единой цели – исполнение договора перевозки.

Субъектами обязательства по перевозке являются перевозчик, грузоотправитель, а также грузополучатель.

Перевозчиками грузов могут  быть лишь коммерческая организация  или индивидуальный предприниматель, которые в соответствии с действующим  законодательством вправе осуществлять деятельность, связанную с перевозкой грузов. Функции грузоотправителей и грузополучателей могут выполнять как физические, так и юридические лица.

Объектом обязательства  по перевозке грузов являются перевозимые  перевозчиками грузы. Если материальным объектом обязательства по перевозке является перевозимый груз, то в качестве юридического объекта здесь выступает сама перевозочная деятельность, которая включает в себя не только перевозку грузов, но и иные действия, связанные, например, с погрузкой, выгрузкой грузов, их хранением и выдачей грузополучателю.

Статья 791 Гражданского кодекса устанавливает, что перевозчик обязан подать грузоотправителю под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

В целях выполнения указанной  обязанности перевозчик должен содержать  транспортные средства в технически надлежащем состоянии и перед подачей под погрузку проверить их пригодность для перевозки данного груза. Зная из заявки грузоотправителя, какой груз предполагается погрузить в транспортное средство, перевозчик имеет возможность и должен определить, обеспечит ли подаваемое транспортное средство его сохранность при перевозках. Наряду с возложением на перевозчика обязанности подавать транспортные средства, пригодные для перевозки данного груза (ст. 20 Устава железнодорожного транспорта), транспортное законодательство устанавливает, что пригодность транспортных средств (вагонов, контейнеров) для перевозки данного груза в коммерческом отношении определяется грузоотправителем единолично, либо грузоотправителем и перевозчиком, либо самим перевозчиком5.

Грузоотправитель, отправляя  продукцию, обязан принимать все  зависящие от него меры, обеспечивающие ее сохранность при перевозке. Он не вправе грузить продукцию в  любое транспортное средство (если погрузка осуществляется им), не заботясь о сохранности груза в пути. Грузоотправитель должен отказаться от погрузки груза в транспортное средство, непригодное для перевозки данного груза, которое в таком случае считается неподанным в счет суточной нормы. Нарушение перевозчиком и грузоотправителем указанных обязанностей обычно приводит к повреждению или порче груза, в связи с чем приходится решать, кто должен нести ответственность перед грузополучателем.

Статья 20 Устава железнодорожного транспорта устанавливает, что пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретных грузов, а также отсутствие внутри них постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, влияющих на состояние грузов при погрузке, выгрузке и в пути следования, особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров) для перевозки конкретных грузов определяется в отношении:

– вагонов – грузоотправителями, если погрузка осуществляется ими, или железной дорогой, если погрузка осуществляется ею;

– контейнеров – во всех случаях грузоотправителями.

Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации в Постановлении  от 6 октября 2005 г. №30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»6 в п. 13 разъяснил, что, если утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли из-за технической неисправности вагона, контейнера, ответственность должен нести перевозчик. Он может быть освобожден от ответственности, если докажет, что утрата, недостача, повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, а также в случае представления доказательств, подтверждающих, что неисправность вагона, контейнера произошла по вине грузоотправителя. И даже если грузоотправитель осуществит погрузку груза в неисправный в техническом отношении вагон, зная об этом, то данное обстоятельство не освобождает перевозчика от ответственности за несохранность груза.

Грузоотправитель может  быть освобожден от ответственности  за недостачу, повреждение груза, погруженного в непригодное в коммерческом отношении транспортное средство, если докажет вину перевозчика в недостаче, повреждении, порче груза.

Внесение провозной  платы в любых договорах перевозки  является одной из важнейших обязанностей грузоотправителя. По общему правилу  провозная плата, размер которой определяется тарифами, должна быть внесена в пункте отправления одновременно со сдачей груза к перевозке. Кроме того, перевозчик вправе задержать отправку груза, если плата (фрахт) за перевозку не внесена в установленные сроки (ст. 30 Устава железнодорожного транспорта), либо отказаться от исполнения договора перевозки. При этом вагоны, контейнеры будут, в соответствии со ст. 30 Устава железнодорожного транспорта, находиться на ответственном простое грузоотправителя. В случае невнесения причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку груза подача перевозчиком вагонов, контейнеров под очередную погрузку прекращается. При несвоевременных расчетах за перевозку грузов по вине грузоотправителя или грузополучателя с них взыскиваются в пользу перевозчика проценты на сумму просроченного платежа в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Пленум Высшего Арбитражного Суда в Постановлении №30 (п. 20) уточнил это положение. При несвоевременных расчетах за перевозку грузов по причинам, зависящим от грузополучателя (грузоотправителя), с него подлежат взысканию по требованию перевозчика проценты, предусмотренные ст. 395 ГК РФ7. Кроме того в указанном случае до внесения грузополучателем всех причитающихся перевозчику платежей в соответствии с частью 5 ст. 30 Устава железнодорожного транспорта не выданные грузополучателю вагоны, контейнеры находятся на ответственном простое грузополучателя и с него взимается плата за пользование вагонами, контейнерами.

Более того, в соответствии со ст. 35 Устава железнодорожного транспорта в случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку груза и иных платежей, причитающихся перевозчику, последний вправе удерживать груз с уведомлением в письменной форме об этом грузополучателя, который обязан в течение четырех суток после получения такого уведомления распорядиться грузом. Если в течение указанного срока грузополучатель не примет соответствующие меры по внесению платы за перевозку грузов и иных платежей и не распорядится грузом, перевозчик имеет право, если иное не предусмотрено договором перевозки, реализовать удерживаемый груз. При этом закон предусматривает определенные исключения. Не могут быть реализованы грузы, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте в соответствии с федеральными законами; а также грузы, в отношении которых таможенное оформление не завершено; специальные, в том числе воинские грузы, предназначенные для удовлетворения государственных и оборонных нужд8.

В тех случаях, когда  между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем) заключен договор о производстве расчетов через технологический центр по обработке перевозочных документов (ТехПД) и грузоотправителем (грузополучателем) или иным лицом перечислена железнодорожному перевозчику в порядке предварительной оплаты определенная договором сумма, последний может использовать денежные средства, учитываемые на лицевом счете в ТехПД, только в качестве платежей в целях, предусмотренных договором.

Поэтому, если грузоотправитель (грузополучатель) или иное лицо считает, что перевозчик необоснованно использовал предварительно перечисленные ему суммы в качестве платежа за услуги, оказанные перевозчиком, но не предусмотренные договором, в том числе и за ранее произведенные перевозки, он вправе по своему выбору предъявить к перевозчику (с соблюдением претензионного порядка) требование о взыскании с перевозчика соответствующей суммы, необоснованно им удержанной, либо об обязании перевозчика внести соответствующие изменения в записи на лицевом счете в ТехПД. При этом годичный срок исковой давности по такому требованию должен исчисляться с момента получения уведомления перевозчика об учинении на лицевом счете записи о зачете уплаченных авансовых сумм в счет оплаты операций, связанных с перевозкой. Это условие закреплено в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2005 г. №30 (п. 21).

 

 

 

Заключение

 

Проведя всестороннее рассмотрение и изучение юридических основ  формирования отношений железной дороги и грузоотправителей по выполнению плана перевозок, можно сделать следующие основополагающие выводы.

Основным нормативным  документом, регламентирующим порядок  перевозок на железнодорожном транспорте, является Устав железнодорожного транспорта.

В Уставе железнодорожного транспорта, исходя из рыночных отношений, не предусматривается государственное планирование перевозок грузов. В соответствии с данным Уставом планирование перевозок и предъявление грузов к перевозке осуществляет грузоотправитель. В соответствии с Уставом железнодорожного транспорта перевозки грузов по железным дорогам осуществляются в соответствии с заявками грузоотправителей. Принятая железной дорогой заявка создает для нее обязанность подавать перевозочные средства, а для грузоотправителя – предъявлять грузы к перевозке.

Реализация принятых к исполнению заявок (заказов) на перевозку  грузов осуществляется путем заключения и исполнения договоров между  перевозчиками и отправителями – договоров перевозки грузов. В соответствии с гражданским законодательством РФ по договору перевозки груза транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Субъектами обязательства по перевозке являются перевозчик, грузоотправитель, а также грузополучатель, объектом данного обязательства являются перевозимые перевозчиками грузы.

 

 

 

 

Список нормативных актов  и литературы

 

  1. Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 №18-ФЗ (ред. от 23.07.2008) // Российская газета. – 2003. – №8.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // Российская газета. – 1994. – №238-239.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // Российская газета. – 1996. – №23.
  4. Постановление Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 06.10.2005 №30 (ред. от 01.07.2010) // Вестник ВАС РФ. – 2006. – №1.
  5. Агарков М.М. Юридическая природа железнодорожной перевозки // Вестник гражданского права. – 2008. – №4. – С. 3-9.
  6. Витрянский В.В. Договор перевозки. – М.: Знание, 2008. – 312 с.
  7. Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ, 2008. – С592 с.
  8. Калпин А.Г. Новое в правовом регулировании отношений на железнодорожном транспорте // Государство и право. – 2008. – №10. – С. 3-8.
  9. Ломакина И. Г.   Транспортное право : учебное пособие  - СГУПС, 2007. -  75 c.
  10. Новиков Транспортное право (железнодорожный транспорт). Учебник.-М., 2007. - 358 c.

 

1 Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 №18-ФЗ (ред. от 23.07.2008) // Российская газета. – 2003. – №8.

2 Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ, 2008. – С. 292.

3 Калпин А.Г. Новое в правовом регулировании отношений на железнодорожном транспорте // Государство и право. – 2008. – №10. – С. 4.

4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // Российская газета. – 1996. – №23.

5 Агарков М.М. Юридическая природа железнодорожной перевозки // Вестник гражданского права. – 2008. – №4. – С. 3.

6 Постановление Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 06.10.2005 №30 (ред. от 01.07.2010) // Вестник ВАС РФ. – 2006. – №1.

7 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // Российская газета. – 1994. – №238-239.

8 Витрянский В.В. Договор перевозки. – М.: Знание, 2008. – С. 104.


Юридические основы формирования отношений железной дороги и грузоотправителей по выполнению плана перевозок