Юридические принципы налогообложения

      Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………2
  2. Юридические принципы налогообложения……………………………...4
  3. Принципы налогообложения А. Вагнера ………………………………..8
  4. "Опыт теории налогов" Н.И. Тургенева …………………………………9
  5. Принцип равенства и справедливости ………………………………….10
  6. Принцип равенства в вертикальном аспекте …………………………...11
  7. Принцип равенства в горизонтальном аспекте…………………………11
  8. Принцип эффективности налогообложения ……………………………13
  9. Принцип соразмерности налогов………………………………………..14
  10. Принцип множественности налогов ……………………………………14
  11. Принцип всеобщности налогов …………………………………………15
  12. Принцип универсализации налогообложения ………………………….16
  13. Принцип удобства и времени взимания налога ………………………..16
  14. Принцип разделения налогов по уровням государственного управления………………………………………………………………...17
  15. Принцип единства налоговой системы …………………………………17
  16. Принцип эффективности ………………………………………………...17
  17. Принцип гласности ………………………………………………………18
  18. Принцип определенности………………………………………………..18
  19. Принцип одновременности обложения…………………………………19
  20. Принцип законодательной формы установления налога ……………...20
  21. Принцип равенства и справедливости…………………………………..20
  22. Принцип приоритетности налогового законодательства ……………...21
  23. Принцип научного подхода к формированию налоговой системы…...21
  24. Практическая часть………………………………………………………24
  25. Заключение………………………………………………………………..35
  26. Литература………………………………………………………………...36

1. Введение

Налоговое право представляет собой самостоятельную  отрасль в правовой системе России. Его нормативный каркас составляют финансово - правовые нормы, регулирующие налоговые правоотношения между государством, налогоплательщиками, налоговыми агентами, иными субъектами, связанные с исчислением, уплатой и контролем за поступлением обязательных платежей в централизованные денежные фонды государства. 
Структурирование российской налоговой системы еще не закончено, поэтому налоговое законодательство по сравнению с другими отраслями является наиболее нестабильной и динамично изменяющейся совокупностью правовых-юридических норм. В этих условиях возрастает роль общепризнанных принципов налогообложения, определяющих некоторые устойчивые ориентиры в развитии налогового законодательства. 
Принцип налогообложения может быть определен как исходная идея, лежащая в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие могут быть выведены путем толкования. Особая роль здесь принадлежит судебным органам, активно использующим метод официального толкования при отправлении правосудия по налоговым спорам. Необходимо отметить: высшие судебные органы Российской Федерации наиболее часто обращаются к применению аналогии права именно при решении налоговых споров, что связано с противоречивостью, пробельностью и несистематизированностью налоговых норм. 
Аналогия права представляет собой решение юридического вопроса исходя из общих начал и смысла налогового законодательства, то есть анализируется так называемый "дух закона". Применение налогового права по аналогии предполагает вынесение решения на основе общих принципов налогообложения, выступающих некоторыми отправными точками в нестабильном массиве налогового законодательства. 
Принципы налогообложения можно разделить на общие, регулирующие налоговую систему в целом, и специальные, характеризующие отдельные институты налогового права. В числе последних можно выделить процессуальные принципы, принципы налоговой ответственности, ведения налогового учета и другие. При этом общие принципы налогообложения относятся к основным гарантиям, обеспечивающим реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Юридические принципы налогообложения 

   Юридические принципы налогообложения определяются налоговым правом. Налоговое право – совокупность официально принятых, законодательно закрепленных юридических норм, устанавливающих виды налогов, порядок их взимания, а также отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств. Характерной чертой налоговых отношений служит их имущественный характер – выполнение налоговой обязанности, которая означает передачу в распоряжение государства определенных денежных средств их собственником. Указанные общественные отношения (т.е. налоговые правоотношения) и составляют предмет налогового права.

   Развитие  налогового права в России – это  сложный и длительный процесс  совершенствования законодательства о налогах и сборах, формирования правовой культуры отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами.

   Источники (формы) налогового права – это официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения. К источникам права, в том числе и налогового, принято относить различные нормативные правовые акты, содержащие соответствующие нормы права.

   Система источников налогового права России выглядит следующим образом:

   1) Конституция РФ;

   2) специальное налоговое законодательство, которое включает:

   а) федеральное законодательство о налогах и сборах (НК РФ; иные федеральные законы о налогах и сборах);

   б) региональное законодательство о налогах и сборах (законы субъектов РФ; иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами субъектов РФ);

   в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;

   3) общее налоговое законодательство;

   4) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и обложением сборами:

   а) акты органов общей компетенции;

   б) акты органов специальной компетенции;

   5) решения Конституционного Суда РФ;

   6) нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

   К юридическим принципам относятся:

   1) принцип равного налогового бремени  для всех налогоплательщиков. Этот  принцип означает общеобязательность уплаты налогов и равенство всех налогоплательщиков перед налоговыми законами. В соответствии с ним не допускается установление дополнительных объектов налогообложения и повышенных ставок налога в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения и иных носящих дискриминационный характер оснований. В ст. 3 НК указано, что «законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала»;

   2) принцип установления налогов  законами. Этот принцип закреплен  в ст. 57 Конституции РФ:

   – установление налогов должно осуществляться компетентными органами государственной власти – парламентами, думами и другими представительными органами;

   – установление налогов должно осуществляться только в установленной форме – федеральными законами.

   В соответствии со ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют;

   3) принцип наличия всех элементов  налога в законе. Отсутствие хотя  бы одного элемента налога означает, что обязанности по уплате налога не установлены (ст. 3 НК). Следовательно, налогоплательщик вправе не уплачивать этот налог;

   4) приоритет налогового законодательства  над неналоговым. Это означает, что если в неналоговых законах  присутствуют нормы, так или  иначе касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены соответствующими нормами налогового законодательства, либо в налоговом законодательстве подобные нормы отсутствуют. Следовательно, в случае коллизии норм применяются положения именно налогового законодательства.

В основу современной мировой налоговой системы положены принципы налогообложения, разработанные А. Смитом и дополненные А. Вагнером. Основоположник классической политической экономии шотландский экономист А. Смит в своем труде "Исследование о природе и причинах богатства народов", изданном в 1776 г. впервые сформулировал четыре основные правила налогообложения. Суть их состоит в следующем.

Правило равномерности гласит, что подданные  всякого государства обязаны  участвовать в поддержке правительства  по возможности сообразно со своими средствами, т. е. соответственно тем доходам, которые получает каждый под покровительством правительства.

Это правило  нередко в экономической теории называется также принципом справедливости, поскольку оно призывает ко всеобщности  обложения и равномерности его распределения между всеми гражданами.

Суть  правила определенности, или известности, состоит в том, что налог, который  должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

Правило удобства означает, что каждый налог  должен взиматься в такое время  и таким способом, какие удобны для плательщика. Это правило  означает необходимость устранения формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

Исходя  из правила экономности каждый налог  должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает  в казну государства. Этот принцип  налогообложения утверждает необходимость  рационализации системы налогового администрирования и сокращения расходов на его осуществление. Действовавшая в XVIII в. откупная система приводила к тому, что в казну государства нередко поступало менее половины собранных с населения налогов1.

Справедливости  ради необходимо отметить, что некоторые ученые еще ранее А. Смита сформулировали определенные положения, относящиеся к принципам налогообложения. Например, идеи о необходимости равномерности налогообложения, определенного удобства для налогоплательщика и возможно меньшего налогового гнета до А. Смита высказывали В.Р. Мирабо (1761), Ф. Юсти (1766), П. Верри (1771).

В частности, французский экономист В.Р. Мирабо считал, что налогообложение должно основываться непосредственно на самом  источнике дохода, быть с ним в постоянном соотношении и не должно быть обременено издержками взимания.

Но именно А. Смит сумел не только четко и  ясно сформулировать, но и научно обосновать указанные положения, чем заложил  фундамент начало теоретической  разработке принципиальных основ налогообложения.

Как видно  из указанных принципов, они построены  А. Смитом исходя из интересов одной  стороны налоговых отношений - налогоплательщика. Поэтому сформулированные А. Смитом, принципы получили название "декларации прав плательщика".

3. Принципы налогообложения А. Вагнера

В отличие  от А. Смита, считавшего налоги источником покрытия непроизводительных расходов государства, немецкий экономист А. Вагнер исходил из теории коллективных потребностей. В соответствии с этой теорией он дополнил принципы налогообложения, изложенные А. Смитом, новыми принципами, в основу которых положил интересы государства.

Предложенные  принципы налогообложения А. Вагнер в конце XIX в. изложил в девяти основных правилах, которые он объединил в четыре группы.

1. Финансовые принципы:

достаточность налогообложения;

эластичность, т. е. подвижность, налогообложения.

2. Экономико-хозяйственные  принципы:

надлежащий  выбор источника налогообложения (доход или капитал);

разумность  построения системы налогов, считающейся  с последствиями и условиями их предложения.

3. Этические  принципы, или принципы справедливости:

всеобщность налогообложения;

равномерность налогообложения.

4. Принципы  налогового администрирования: 

определенность  налогообложения;

удобство  уплаты налога;

максимальное  уменьшение издержек взимания.

4. "Опыт теории налогов" Н.И. Тургенева

Подкрепление  и определенное развитие принципов  налогообложения А. Смита получили в труде российского ученого  Н.И. Тургенева "Опыт теории налогов" (1818). Касаясь правила справедливости, он отмечал, что каждый налог имеет свои неудобства и поэтому при введении налогов следует избирать те из них, которые сопряжены с меньшими неудобствами. При этом Н.И. Тургенев указывал на необходимость установления умеренных налогов. Он в своем труде особо подчеркивает необходимость соблюдения принципа равного распределения налогов между всеми гражданами согласно их доходам. К числу важнейших принципов Н.И. Тургенев относит также такие принципы, как определенность налога, сокращение издержек, а также удобство взимания налогов. Существенным развитием теории налогообложения явилось высказывание Тургенева о целесообразности взимания налога не с самого капитала, а с дохода, причем чистого дохода, с тем чтобы не истощать источники государственных доходов.

Таким образом, в теории налогообложения  была заложена основа системы принципов  налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и  налогоплательщиков.

Практическое  применение вышеназванные принципы налогообложения получили лишь в  начале XX в., когда после первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы.

Между тем, налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования  налоговых систем развивалась и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения.

Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом реалий экономической и финансовой теории и практики, принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему.

Указанную систему принципов можно объединить в три направления налогообложения (рис. 8).

Рассмотрим  более подробно экономические принципы налогообложения, которые схематично приведены на рис. 9.

5. Принцип равенства и справедливости

В первую очередь в ряду экономических  принципов необходимо выделить принцип  равенства и справедливости. Согласно этому принципу распределение налогового бремени должно быть равным и каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную казну. Все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соизмеримо доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства. Одновременно обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками.

6. Принцип равенства в вертикальном аспекте

При этом равенство и справедливость налогообложения  должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах. Исходя из принципа равенства и справедливости в вертикальном аспекте налоги должны взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного налогоплательщика. Иначе говоря, с повышением дохода должна увеличиваться и налоговая ставка. Вместе с тем должны больше платить налогов и те налогоплательщики, которые получают больше от государства материальных или иных благ.

7. Принцип равенства в горизонтальном аспекте

Согласно  принципу равенства и справедливости в горизонтальном аспекте, налогоплательщики, находящиеся в равном положении, должны рассматриваться налоговым законодательством одинаково, т.е. плательщики с одинаковыми доходами должны облагаться налогом по одинаковой ставке.

В мировой  практике существует два подхода  к реализации принципа равенства  и справедливости.

Реализация  принципа равенства: два подхода 

Первый  подход состоит в обеспечении  выгоды налогоплательщика. Согласно этому  подходу, уплачиваемые налоги соответствуют  тем выгодам, которые налогоплательщик получает от услуг государства, т.е. налогоплательщику возвращается часть уплаченных налогов путем выплат из бюджета, различного рода компенсаций, трансфертов, финансирования образования, здравоохранения и других социальных затрат. Таким образом, в данном случае имеет место связь указанного подхода со структурой расходов бюджета.

Второй  подход в реализации принципа равенства  и справедливости состоит в способности  налогоплательщика платить налоги. В данном случае этот подход не привязан к структуре расходов бюджета. Каждый платит свою долю в зависимости от платежеспособности.

В построении мировых налоговых систем эти  два подхода, как правило, сочетаются, что обеспечивает наиболее благоприятные  условия для реализации этого  важнейшего принципа построения налоговой  системы.

Наиболее  наглядно иллюстрирует принцип равенства и справедливости так называемая "кривая Лоренца", представленная на рис. 10.

Абсолютно равномерное распределение доходов (полное равенство) представлено биссектрисой ОСА.

Эта прямая указывает на то, что любой данный процент семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода: на 20% хозяйств приходится 20% доходов, на 40% хозяйств - 40% доходов и т. д. Область между линией, обозначающей полное равенство и кривой Лоренца (ОЕА) отражает степень неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства доходов. Треугольник, образованный биссектрисой и осями координат (ОВ и АВ), характеризует крайнюю степень неравенства. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, кривая Лоренца и биссектриса совпали бы, и разрыв исчез. Анализ кривой Лоренца позволяет сделать заключение, что прогрессивные налоги уменьшают неравенство: они делают распределение доходов после вычета налогов более равномерным по сравнению с их распределением до вычета налогов. Отсюда можно сделать вывод, что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство плательщиков.

8. Принцип эффективности налогообложения

Среди экономических принципов налогообложения  наиболее принципиальное значение имеет  принцип эффективности, который фактически состоит из двух самостоятельных принципов, объединенных общей идеологией эффективности:

налоги  не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, или, по крайне мере, это влияние должно быть минимальным. Иными словами, налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система подразумевает наличие в ней инструментов, стимулирующих экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций. Реализация этого принципа возможна лишь при условии, что налог устанавливается не на производительный капитал, а именно на доход. Главная мысль здесь состоит не в отрицании

возможности обложения производительного имущества, а в том, что размер налога не должен превышать величины, приводящей к его сокращению;

максимальная  эффективность каждого конкретного  налога, выражаемая в низких издержках  государства и общества на сбор налогов  и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

9. Принцип соразмерности налогов

Необходимо  отдельно выделить принцип соразмерности  налогов, который заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения для налогоплательщиков. Данный принцип также можно сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщиков и государственной казны. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета и перспективного развития национальной экономики, так и их воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков, в частности на уровень налогового бремени на товаропроизводителей.

10. Принцип множественности налогов

Принцип множественности налогов включает в себя ряд аспектов. Важнейшим  является тот, согласно которому налоговая  система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинация различных налогов и облагаемых объектов должна образовывать такую систему, которая бы отвечала требованию оптимального перераспределения налогов по плательщикам. Другим не менее важным аспектом этого принципа выступает недопустимость "бюджета одного налога", поскольку при неожиданном изменении экономической или политической ситуации доходная часть бюджета может просто не состояться.

Множественность налогов позволяет создать предпосылки  для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, выровнять и сделать общее налоговое бремя менее заметным, отразить разнообразие форм доходов с учетом всех сторон экономической деятельности граждан и организаций, воздействовать на потребление и накопление.

Кроме того, из принципа множественности  следует эффект взаимодополняемости  налогов, согласно которому искусственная  оптимизация по одному налогу неизменно  влечет за собой рост платежей по другому.

Практическое  применение принципа множественности налогов должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа должно использоваться все многообразие видов налогов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. Кроме того, использование данного принципа важно для стабильности государственных финансов, особенно в период обострения кризисной ситуации в экономике, поскольку экономически более обоснованно иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем ограниченное число видов налоговых поступлений с высокими ставками налогообложения.

11. Принцип всеобщности налогов

С принципом  равенства и справедливости также  тесно связан принцип всеобщности. Согласно этому принципу налогообложения каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, участвуя таким образом в финансировании общегосударственных расходов.

Вместе  с тем указанный принцип не носит абсолютного характера. Он распространяется не на всех лиц без исключения, а на тех, кто подпадает под понятие налогоплательщик". Это означает, что налоговое законодательство не должно делать исключений для отдельных категорий налогоплательщиков, как, например, это было в первые годы формирования российской налоговой системы, когда военнослужащие, работники прокуратуры и лица некоторых других профессий освобождались от уплаты налога на доходы физических лиц. Одновременно данный принцип не означает, что все без исключения граждане обязаны платить налоги, вне зависимости от того, имеют они доход или владеют имуществом.

Далее проанализируем организационные принципы н алогообложения, которые схематично представлены на рис. 11.

12. Принцип универсализации налогообложения

Важное значение при формировании налоговой системы имеет принцип универсализации налогообложения. Суть его можно выразить двумя взаимосвязанными требованиями:

налоговая система должна предъявлять одинаковые требования к эффективности хозяйствования конкретного налогоплательщика вне зависимости от форм собственности, субъекта налогообложения, его отраслевой или иной принадлежности. Иными словами, не допускается установление дополнительных налогов, повышенных либо дифференцированных ставок налогов или налоговых льгот в зависимости форм собственности, организационно-правовой формы предприятия, гражданства физического лица, а также от государства, региона или иного географического места происхождения уставного и складочного капитала или фонда или имущества налогоплательщика. Кроме того, налоги не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, экономических, этнических, конфессиональных или иных подобных критериев; должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источника или места образования дохода или объекта обложения.

13. Принцип удобства и времени взимания налога

Одним из важнейших принципов является принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщиков. Исходя из этого принципа каждый налог из всей их совокупности должен взиматься в такое время и такими способами, которые предоставляют наибольшие удобства для налогоплательщиков. Иными словами, при формировании налоговой системы и введении любого налога должны быть ликвидированы все формальности, акт уплаты налога должен быть максимально упрощен: уплата налога не получателем дохода, а предприятием, на котором он работает; налоговый платеж приурочивается ко времени получения дохода. С точки зрения этого принципа наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара или оплатой услуги.

14. Принцип разделения налогов по уровням государственного управления

Исключительное  значение, особенно в условиях федеративного  государства, имеет соблюдение принципа разделения налогов по уровням власти. Этот принцип обязательно должен быть закреплен в законе. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения. В то же время зачисление налогов в бюджеты разных уровней может регулироваться при ежегодном утверждении закона о бюджете.

Юридические принципы налогообложения