Юридические признаки налогов

Введение

Налог в современном  обществе является сложным социальным институтом, имеющим длительную историю. Он непосредственно отражает уровень общественного развития в культурной, экономической, политической и иных сферах. В то же время налог оказывает мощное воздействие на состояние политической и экономической системы. Данные обстоятельства позволяют давать налогам различные определения, подчеркивающие соответственно экономические, политические, социальные или иные аспекты, проявляющиеся при осуществлении обязательных взиманий в форме налога.

Закрепленная в  ст. 8 НК РФ дефиниция термина «налог»  отражает современное понимание  сущности и назначения налога как важнейшего социального института. Из положения части 1 указанной статьи и общих начал законодательства о налогах и сборах (ст. 3 НК РФ) вытекают следующие неотъемлемые признаки любого налога, взимаемого на территории РФ:

1) налог устанавливается  законно избранными представителями народа (т. е. законно сформированным представительным органом);

2) налог ограничивает  право собственности или иное  законное владение путем отчуждения части материальных благ в пользу публичных образований;

3) он социально  обусловлен;

4) безвозвратен;

5) безвозмезден;

6) общеобязателен;

7) имеет стоимостной (денежный) характер;

8) основан на  принципах всеобщности, равенства, соразмерности1.

 

1. Юридические  признаки налогов

 

Налог устанавливается  законно избранными представителями народа (т. е. законно сформированным представительным органом). Налог — это продукт жизни общества, условие совместной жизни людей, объединенных в государство. Общественная жизнь объективно порождает определенные коллективные потребности, которые могут быть удовлетворены лишь коллективными усилиями. Указанные коллективные потребности, в конечном счете, являются исходной причиной любого налога. Еще Монтескье, говоря о государственных доходах (подразумевая налоги), отмечал, что они представляют собой часть, «которую каждый из подданных дает из своего имущества для того, чтобы обеспечить пользование остальным».

Согласие на налог  законно избранных представителей народа было бы пустой (ничем не обеспеченной) декларацией, если бы оно не было выражено в конкретных процедурных формах, регламентированных правом. Согласие на налог может быть признано состоявшимся, если:

1) оно выражено  в форме федерального закона  о конкретном налоге (актах представительных органов субъектов Федерации или местного самоуправления в том случае, если речь идет соответственно о региональном или местном налоге);

2) федеральный закон  принят полномочными органами  с соблюдением установленного регламента, и его положения не нарушают принципы конституционного значения;

3) содержание принятого  закона (или актов нижестоящих  представительных органов) позволяет  со всей однозначностью определить налогоплательщика и обязательные элементы налогообложения применительно к данному налогу: объект налогообложения, масштаб налога, единицу налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (многие из данных элементов непосредственно указаны в ст. 17 НК РФ);

4) федеральный закон (и акты нижестоящих представительных органов) опубликован и введен в действие в установленном законодательством о налогах и сборах порядке4.

Налог —  ограничение права собственности, заключающееся в законном отчуждении ее части в пользу публичных образований.

Определение понятий  налога и сбора традиционно основывается на рассмотрении вопроса об ограничении права собственности. Многочисленная практика Конституционного Суда РФ по рассмотрению дел о соответствии отдельных налоговых законов Конституции РФ связана с противопоставлением публично-правовой обязанности гражданина платить налог его праву частной собственности. Нередко Конституционный Суд РФ вынужден был разрешать вопрос о том, насколько соразмерно и справедливо установленное налогом ограничение права собственности, исходя из положений того или иного налогового законодательного акта.

Понятие ограничений права в целом и понятие ограничений права собственности в частности различным образом трактуются в правовой доктрине. Надо иметь в виду, что право и ограничение права представляют собой разные правовые категории. Поэтому не стоит «смешивать пределы либо границы права собственности с пределами ограничения права собственности»..

К. И. Скловский отмечает, что «всякие ограничения права собственности неизбежно порождают весьма острые коллизии. Не может быть ограничений без нежелательных последствий в принципе, ибо ограничение собственности — это ограничение свободы, автономии, самодеятельности лица, которые сами по себе — единственный источник благосостояния человека.             

Соразмерное ограничение  права (в том числе права собственности) как метод разрешения противоречий основано на учете не только количественных факторов. Нецелесообразно ограничивать объем чьего-либо права лишь из-за наличия потребности в этом других лиц.

Рассматривая вопрос об ограничении права собственности налогом, необходимо исходить из первичности прав индивидуума (в том числе права собственности) по отношению к правам государства и обязанностям самого индивидуума перед указанным публичным субъектом. Сообразно логике такого подхода налог выступает как обязанность, производная от права собственности лица. Законодательным воплощением такого подхода является, например, ст. 14 Основного закона Федеративной Республики Германия. В ней, наряду с указанием на гарантированность права собственности, отмечается, что «собственность обязывает. Ее использование должно одновременно служить общему благу». Таким образом, факт обладания имуществом порождает у собственника определенные обязательства перед обществом15.

Отметим, что налог  — это ограничение права собственности; причем собственности не только в конституционно-правовом значении этого слова. С гражданско-правовой точки зрения взимание налога есть также ограничение права собственности.

 Налог  — это ограничение права собственности,  которое социально обусловлено.

Обязательным признаком  налога является цель его взимания, а именно его социальная обусловленность. Налог уплачивается в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В то же время, как следует из ст. 18 Конституции РФ, не что иное, как права и свободы граждан, определяют смысл и назначение деятельности государства и его органов. Именно социальная обусловленность налога позволяет юридически «оправдать» возможность взимания подобного обязательного, безвозвратного, безвозмездного платежа. Ранее отмечалось, что налог является ограничением права собственности граждан и их объединений. В силу ст. 35, 56 Конституции РФ право собственности принадлежит к числу конституционных прав, реализация которого может быть ограничена в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следовательно, именно рассматриваемый признак налога — социальная обусловленность необходимости его взимания — позволяет говорить о принципиальной возможности установления легитимной системы налогообложения.

4. Налог  общеобязателен (императивен)

Взимание налога строится на основе общеобязательности и императивности. Обязательность и императивность налога проявляются в двух аспектах. Во-первых, налог взимается вне зависимости от воли отдельного лица, обязанного его уплачивать, во-вторых, обязательность и императивность налога выражаются в изначальной определенности его содержания; государство и частное лицо, взаимодействующие при взимании налога, не вправе изменить его (взимания) условия и порядок. Иное противоречило бы не только рассматриваемому признаку налога, но и принципу равенства, который также должен быть присущ любому налогу.

Налогоплательщик  способен в определенных пределах влиять на возникновение юридических фактов, имеющих значение для налогового права, например, с помощью налогового планирования избегать появления отдельных объектов налогообложения. Однако в момент появления у плательщика объекта налогообложения налог в полной мере проявляет свою общеобязательность и императивность (п. 2, 3 ст. 44 НК РФ). Налоговая обязанность может быть устранена (полностью или частично) лишь при наличии экономических и социальных факторов, с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает предоставление налоговой льготы (ст. 56 НК РФ), либо ее исполнение может быть отсрочено по особым причинам, нередко чрезвычайного характера (гл. 9 НК РФ).

Из отмеченного  следует, что существование налога невозможно без четкой его нормативно-правовой регламентации.

Налог индивидуально  безвозмезден (или неэквивалентен)

Налог является индивидуально  безвозмездным платежом. Его уплата плательщиком непосредственно не порождает никаких четко определенных юридических обязательств у получателя налога — государства. Государство в лице своих служб будет обязано представлять соответствующие услуги конкретному плательщику налога, даже если он не выполнил надлежащим образом свои налоговые обязательства. Таким же образом и невыполнение государством своего социального предназначения юридически не освобождает граждан от налогообложения. Возможная неэквивалентность размера уплаченного налога услугам, полученным от государства, является следствием его индивидуальной безвозмездности.

Налог индивидуально  безвозвратен

Безвозвратность налога предполагает, что его уплата связана  с прекращением права собственности  частных лиц и возникновением публичной собственности на соответствующее имущество (наличные деньги), имущественные права при безналичном перечислении суммы налога. Безвозвратность налога предполагает также отсутствие прав у плательщика требовать назад ранее законно уплаченные или взысканные суммы налога. Иногда в литературе утверждается, что в демократическом государстве налоги приобретают (в глобальном плане) возвратный характер. Они возвращаются плательщику в виде стоимости потребляемых общественных благ, обеспечиваемых государством. Однако, по нашему мнению, в соответствующих случаях правильнее будет говорить о том, что налоги в социально-экономическом плане становятся не возвратными, а возмездными платежами. Юридическая же безвозвратность налога не может вызывать сомнений, поскольку уплата налога предполагает не временное отвлечение средств плательщика, а полное прекращение прав лица в отношении уплаченных денежных средств26.

 Налог  — это денежный платеж.

Это означает, что его (налога) уплата имеет место в рамках юридических отношений, имущественных по объекту. Материальным объектом данных отношений должны выступать по общему правилу именно денежные средства. Нельзя не обратить внимания на то, что даже в тех случаях, когда закон предусматривает возможность обращения взыскания на имущество неисправного налогоплательщика, непосредственно исполнение налоговой обязанности производится в денежной форме после реализации имущества, на которое было обращено взыскание .

Таким образом, денежный характер налога в условиях современного развития рыночных отношений и денежного обращения является его важным признаком, вытекающим из рассмотренного положения, согласно которому налог означает ограничение права собственности, заключающееся в законном отчуждении ее части в пользу государства.

Более того, не исключается установление законом в определенных случаях натуральных налогов, когда платеж денежными средствами для отдельных категорий плательщиков затруднителен. Таким образом, несмотря на нормативное закрепление в ст. 8 НК РФ денежного характера налога, на практике продолжают существовать отдельные изъятия с учетом существующих экономических потребностей.

 Налог  основан на принципах всеобщности,  равенства, соразмерности

Налог может служить  достижению поставленных перед ним целей лишь в том случае, если с его помощью осуществляется справедливое распределение бремени публичных (общественных) расходов. Однако это является возможным лишь в том случае, если право обеспечивает построение налога на основе таких взаимосвязанных принципов, как всеобщность, равенство и соразмерность. Первый означает, что к налогу должны привлекаться все члены общества, т. е. публичные расходы должны распределяться между всеми. Второй предполагает равное участие в финансировании публичных расходов, что, естественно, подразумевает не арифметическое равенство, а равенство, исходя из платежных возможностей каждого индивидуума (в современном понимании равенство предполагает учет, прежде всего, так называемой «налогоспособности лица»). Наконец, третий принцип обращает внимание на необходимость соразмерности участия лица в финансировании публичных расходов (т. е. степени ограничения его личных (индивидуальных) интересов) степени важности коллективных потребностей общества, подлежащих удовлетворению.

 

 

2. Права и обязанности  налогоплательщиков

Платя налоги, граждане вступают с государством в налоговые правоотношения, которые отличаются от других имущественных (например, гражданских) отношений тем, что в них присутствует неравенство  сторон, т.е. подчинение одной стороны (налогоплательщика) другой (государству). В налоговых правоотношениях государство всегда выступает в лице своих органов, наделенных властными полномочиями.

Конституция РФ гарантирует  следующие права налогоплательщиков:

  • установление налогов и сборов только законом;
  • запрет обратной силы законов о новых налогах и налогах, ухудшающих положение налогоплательщиков.

Правоотношения в налоговой  сфере возникают, изменяются и прекращаются в результате наступления юридических  фактов (фактов, устанавливающих, изменяющих или прекращающих права тех или  иных лиц).

t-align:justify">Налогоплательщиками и плательщиками  сборов признаются организации и  физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

К организациям относятся  юридические лица, образованные в  соответствии с законодательством  РФ (далее — российские организации), а также иностранные юридические  лица, компании и другие корпоративные  образования, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (далее  — иностранные организации).

К физическим лицам —  налогоплательщикам и плательщикам сборов относятся:

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане — лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства;
  • лица без гражданства — лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Физическими лицами являются индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы  и адвокаты, учредившие адвокатские  кабинеты.

К налоговым резидентам РФ относятся физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в 12 месяцах, следующих подряд (дни приезда и дни отъезда  считаются днями нахождения на территории РФ). Краткосрочные (до 6 месяцев) выезды за пределы РФ для лечения или  обучения при этом не учитываются. Выдача физическим лицам подтверждений  статуса налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием в  Российской Федерации) для представления  в официальные органы иностранных  государств в целях применения международных договоров об избежании двойного налогообложения производится при получении письменного обращения (заявления) физического лица в Федеральную налоговую службу.

В Российской Федерации требуется  ежегодное подтверждение налогового резидентства. Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц на территории РФ могут являться:

  • справки с места работы, выданные на основании сведений из табеля учета рабочего времени;
  • копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы;
  • квитанции о проживании в гостинице;
  • другие документы, на основании которых можно установить фактическое нахождение физического лица в Российской Федерации.

Примечание. Вид на жительство подтверждает право физического лица на проживание в Российской Федерации, но не подтверждает фактическое время его нахождения на территории страны.

Не имеющими налогового резидентства признаются лица, фактически находящиеся менее 183 дней в течение 12 месяцев, следующих подряд, на территории Российской Федерации и не имеющие российского гражданства. Лица-нерезиденты уплачивают налог только в части доходов, полученных от источников в Российской Федерации, или на имущество, находящееся на территории Российской Федерации. Ставка НДФЛ (подоходного налога) для них составляет 30%.

На правовой статус налогоплательщика  не влияет его возраст, поскольку  обязанность по уплате налога возникает  в момент приобретения объекта налогообложения.

Налогоплательщик — это  особый (специальный) правовой статус лица, на которое в соответствии с законом возложена обязанность  уплачивать налоги и (или) сборы. Обязательными элементами правового статуса налогоплательщика выступают общие, т. е. одинаковые для физических лиц и организаций, права и обязанности, закрепленные нормами налогового права, а также ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах.

НК РФ указывает перечень прав и обязанностей российских налогоплательщиков и плательщиков сборов.

Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости  от юридических фактов, лежащих в основе возникновения обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов), выделяются:

  • обязанности, вытекающие из факта наличия объекта налогообложения:
    • уплачивать законно установленные налоги в бюджет и во внебюджетные фонды своевременно и в полном объеме (возникает только с момента вступления в законную силу нормативного акта, предусматривающего уплату конкретно определенного вида налога);
    • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
    • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;
    • представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
    • выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;
    • не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  • обязанности, не зависящие от факта наличия объекта налогообложения:
    • постановка на учет в налоговых органах;
    • предоставление налоговому органу необходимой информации и документов.

В зависимости  от принадлежности к общему или специальному статусуналогоплательщика налоговые обязанности подразделяются на:

  • общие для всех категорий налогоплательщиков;
  • специальные (возложенные только на организации и индивидуальных предпринимателей).

Установленный НК РФ перечень обязанностей не является исчерпывающим, налогоплательщики могут нести  и иные обязанности, установленные  законодательством.

Закон устанавливает следующие права налогоплательщиков:

  • получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций и разъяснения о порядке их заполнения;
  • получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения федерального законодательства о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
  • использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;
  • представлять свои интересы лично либо через своего представителя;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • получать копии решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
  • требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
  • не выполнять неправомерных актов и требований налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих НК РФ или иным федеральным законам;
  • обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  • требовать соблюдения налоговой тайны;

Примечание. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия, сведений об идентификационном номере налогоплательщика, сведений о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения, сведений предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами.

  • требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Налогоплательщики имеют  также иные права, установленные  НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

С целью осуществления  контроля над соблюдением законодательства о налогах и сборах налоговые  органы ведут учет налогоплательщиков — физических лиц на основании информации, поступающей в налоговые органы от самих налогоплательщиков и от органов, осуществляющих регистрацию и учет:

  • физических лиц по месту их жительства;
  • актов гражданского состояния о рождении и смерти;
  • недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, и транспортных средств;
  • установления опеки и попечительства над физическими лицами;
  • удостоверения права наследства и договоров дарения;
  • пользователей природных ресурсов, право на пользование которыми является объектом налогообложения.

На основе перечисленной  информации налоговый орган осуществляет постановку налогоплательщика на учет. В целях документированного подтверждения  факта постановки на учет ему выдается соответствующее свидетельство  по единой для всей России форме  на бланке строгой отчетности. Свидетельство  содержит идентификационный номер  налогоплательщика (ИНН), предназначенный  для обозначения сведений о налогоплательщике  в документах, используемых при налоговом  контроле.

При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных  лицах включаются их персональные данные:

  • фамилия, имя, отчество;
  • пол;
  • дата и место рождения;
  • данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика;
  • гражданство;
  • адрес места жительства или места пребывания;
  • сведения о регистрации;
  • контактные телефоны;
  • ИНН (при наличии).

Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.

В качестве налогоплательщиков граждане выступают в разных качествах, в частности:

  • работников, получающих доходы в форме заработной платы на предприятиях, в учреждениях, организациях;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • собственников движимого и недвижимого имущества (например, земельного участка, автомобиля и т.д.);
  • наследников (правопреемников) авторов произведений науки, литературы, искусства и т.д., за которые наследники получают вознаграждение.

Различный статус граждан  как плательщиков налогов определяет применение соответствующих налоговых  льгот, ставок налога, порядка исчисления и сроков уплаты денежных средств в бюджет.

Налоговая декларация —  письменное заявление налогоплательщика  об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой  базе, налоговых льготах, исчисленной  сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и  уплатой налога. Этот документ представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту  учета налогоплательщика по установленной  форме на бумажном носителе или в  электронном виде.

Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам  идентификационного номера налогоплательщика. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неполноты отражения сведений или  ошибок, приводящих к занижению суммы  налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения и представить  уточненную налоговую декларацию. Если уточненная декларация подается до истечения  срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи заявления. Если уточненная декларация подается после истечения срока  подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога и  раньше, чем налогоплательщику станет известно об обнаружении неточностей  налоговым органом, то налогоплательщик освобождается от ответственности.

Юридические признаки налогов