Юридический состав адм. п/н ст5.16 КоАП, Задача по ст. 20,1 КоАП

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Задание № 1. Административно-правовое регулирование  промышленным комплексом и энергетикой  в РФ…………………………………………………3 

Задание № 2. Дайте подробный анализ юридического состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.16 КоАП РФ…………………………………………………………………………………10

2.1. Теория  ст. 5.16 КоАП РФ…………………………………………………...10

2.2. Понятие  юридического состава административного  правонарушения…14

2.3. Юридический  состав административного правонарушения (ст.5.16 КоАП РФ)………………………………………………………………………………18 

Задание № 3. Сотрудники правоохранительных органов  за совершение административного правонарушения – статья 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство) привлекли к административной ответственности  шестнадцатилетнего К. и наложили не него административное наказание в  виде административного ареста. Правомерны ли действия сотрудников милиции? Почему?................................................................................................19 

Библиография…………………………………………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Административно-правовое регулирование промышленным комплексом и энергетикой в РФ.
 

     Промышленность  — отрасль хозяйства, являющаяся важной составляющей экономики страны. Она обеспечивает удовлетворение потребностей общества, жизни людей, экономическую  независимость государства, его  государственное экономическое  развитие.1

     Государственное управление промышленностью представляет собой целенаправленную организующую деятельность по практической реализации функций и задач государства  в области промышленности. Содержание и характер административно-правового  регулирования управления промышленностью  определяются особенностями экономических  условий жизни страны, конкретными  задачами, стоящими перед данной отраслью.

     Государство для обеспечения целенаправленного  воздействия в промышленной сфере, правильного функционирования всего  производственного механизма образует специальные органы государственного управления, которые от его имени  осуществляет управление промышленностью. Это управление призвано повседневно  направлять деятельность государственных субъектов промышленного производства (предприятий, организаций, учреждений, объединений и др.), а также обеспечивать экономически нормальное функционирование негосударственных субъектов промышленного производства всех форм собственности, основываясь на принципе многоукладности экономики государства.

     Управление  промышленностью включает сочетание  административно-правовых и экономических  методов и различается по территориальному, отраслевому и межотраслевому (функциональному) принципам. 

     Отраслевой  принцип обусловлен подчиненностью предприятий одному центральному органу государственного управления.

     Территориальный принцип исходит из федеративного  и административно-территориального устройства государства.

     Межотраслевой (функциональный) принцип — управление на основе создания органов, координирующих различные отрасли по определенным специальным вопросам. 

     Конституция РФ относит к ведению Российской Федерации управление федеральной  государственной собственностью, установление основ федеральной политики, федеральных  программ экономического развития; установление правовых основ единого рынка, федеральные  энергетические системы, ядерную энергетику, оборонное производство. К совместному  ведению Российской Федерации и  ее субъектов относится разграничение  государственной собственности  в сфере промышленного производства (ст. 71—72 Конституции РФ). Остальные  вопросы, связанные с управлением  промышленным производством, отнесены Конституцией к ведению органов  исполнительной власти на местах (органы исполнительной власти субъектов РФ ст. 73 Конституции РФ).2

     Основным  органом государственного управления в сфере промышленности является в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №314 от 09.03.2004 года и №649 от 20.05.2004 года Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации. Данный орган осуществляет функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического  комплекса, а также в области  развития авиационной техники, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, технического регулирования и обеспечения единства измерений, освоение месторождений полезных ископаемых на основе соглашений о разделе продукции, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства.

     Однако  Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации в указанной  сфере деятельности не вправе осуществлять по общему правилу функции по контролю, надзору, а также функцию по управлению государственным имуществом.3

     Обязанность контроля, надзора возложена на Федеральную  службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (применительно  к рассматриваемой отрасли). Данная служба осуществляет широкий перечень контрольно-надзорных функций, в  которые в частности, входит: надзор за деятельностью уполномоченных государственных  и муниципальных органов по контролю за соблюдением требований градостроительного и жилищного законодательства, обязательных норм и правил, регулирующих строительную деятельность по вопросам обеспечения  прочности, устойчивости, эксплуатационной надежности зданий и сооружений, осуществление  лицензирования в своей сфере  деятельности.

     Обязанность управления государственным имуществом (федеральными унитарными, казенными  предприятиями и др.), возложена  на:

  1. Федеральное агентство по промышленности;
  2. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
  3. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
  4. Федеральное агентство по энергетике.

        Указанные органы государственной  власти осуществляют управление государственным  имуществом в своей компетенции  по соответствующим направлениям промышленного  производства. 
 

     Организация управления промышленностью регулируется многими нормативными актами. Среди них следует особо выделить:

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации,
    2. ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»,
    3. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»,
    4. ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»,
    5. ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»
    6. ФЗ  «О приватизации государственного и муниципального имущества» и др.,

       Кроме законов в данной сфере  управления действует ряд указов  Президента России и постановлений  Правительства Российской Федерации.

     Административные  нормы, регулирующие отношения в  сфере управления промышленностью, содержатся, кроме того, в нормативных  актах органов власти субъектов  Российской Федерации. Непосредственному  детальному регулированию вопросов управления промышленностью в целом  и отдельными ее отраслями посвящены  специальные правовые акты, чаще всего  положения о соответствующих  органах управления, определяющих их компетенцию, постановления о вопросах данных органов управления.

     Строительство — комплексная отрасль управления, которая призвана обеспечить возведение новых, реконструкцию и ремонт действующих  объектов производственного, транспортного жилищного, культурно-бытового и иного назначения.4

     Жилищно-коммунальное хозяйство — это отрасль управления, включающая в себя обеспечение эксплуатации жилищного фонда, обеспечение жилищ  коммунальными услугами, благоустройство  городов и других населенных пунктов, а также организацию работы их инфраструктуры.

     В настоящее время государственное  управление капитальным строительством не выделяется в качестве отдельно функционирующей отрасли управления в составе Правительства Российской Федерации. Строительство, представляя  собой производственную деятельность, входит в круг вопросов, регулируемых Министерством промышленности и  энергетики Российской Федерации.

     Кроме вопросов капитального строительства  Правительством РФ также регулируются вопросы жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся в федеральном ведении.

     Правительство Российской Федерации, в лице Министерства промышленности и энергетики, в своей  компетенции решает вопросы жилищной и структурной политики в сфере  строительства и жилищно-коммунального  хозяйства, государственной политики в области градостроительства, разработки принципов застройки территорий муниципальных образований, механизмов развития рынков доступного жилья, в  том числе развития системы ипотечного жилищного кредитования.

     Правительства (администрации) субъектов Российской Федерации разрабатывают и реализуют  региональную политику в области  строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, осуществляют меры по обеспечению социальных гарантий, защиты и занятости работников строительства и жилищно-коммунального  хозяйства, совершенствованию оплаты труда и улучшению условий их работы; разрабатывают и реализуют региональные отраслевые программы, в том числе по инженерной защите населенных пунктов от опасных природных воздействий и т.д.

     Для осуществления эффективного оперативного управления жилищно-коммунальным хозяйством государством в законах заложена высокая степень его децентрализации (т.е. решение основных вопросов управления на местном уровне соответствующим  органом управления субъекта РФ). Широкий  перечень полномочий по управлению жилищно-коммунальным хозяйством в этой связи возложен именно на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     Значительный  объем управленческой деятельности в данной сфере осуществляется также  органами местного самоуправления. В  их ведении находится муниципальный  жилищный фонд. Соответственно, они  организуют эксплуатацию жилого фонда  и его распределение, эксплуатацию коммунальных услуг, дорожного хозяйства, распределяют муниципальное жилье, ведут учет нуждающихся в жилье  и улучшении условий проживания, решают вопросы о предоставлении жилья в домах муниципального жилого фонда, выдают ордера на заселение, сдают дома в аренду, принимают меры по обеспечению населения топливом, организуют благоустройство населенных пунктов, устанавливают удобный для населения режим работы предприятий коммунального хозяйства и бытового обслуживания и др.5

     В структуре Правительства Российской Федерации действует подчиняющееся  Министерству промышленности и энергетики Федеральное агентство по строительству  и жилищно-коммунальному хозяйству.

     Применительно к рассматриваемым  вопросам в его  ведении находится  следующее:

- оказание  неопределенному кругу лиц, имеющих  исключительную общественную значимость  услуг в сфере строительства  и жилищно-коммунального хозяйства,  в том числе связанных с  восстановлением жилых домов  и объектов инженерной инфраструктуры  в зонах чрезвычайных ситуаций, а также с подготовкой региональных  жилищно-коммунальных комплексов  к работе в осенне-зимний период; 

- государственные  заказы федеральных целевых программ  в установленной сфере деятельности; 

- организация  и проведение конкурсов, связанных  со строительством объектов для  государственных нужд, по которым  агентство является государственным  заказчиком; 

- вопросы  собственности в отношении соответствующего  государственного имущества, необходимого  для выполнения функций своими  органами государственной власти, а также собственности федеральных  унитарных предприятий, казенных  предприятий, иных учреждений, подведомственных  данному агентству и др.

     Федеральное агентство по техническому регулированию  и метрологии в данной сфере осуществляет государственные услуги по разработке соответствующих норм и правил в  целях обеспечения единства измерений  в производстве и проектировании строительных объектов капитального строительства, применении норм и правил, единства измерений при жилищно-коммунальном обслуживании населения.6 
 
 

Задание № 2

    2.1. Теория ст. 5.16 КоАП  РФ 

      Подкуп Избирателей, участников референдума, осуществление благотворительной деятельности  с нарушением законодательства о выборах и референдумах- это 

- административное  правонарушение, ответственность за  совершение которого предусмотрена  федеральными законами. Административная  ответственность физических лиц  за данное правонарушение регламентирована  в  КоАП РФ. В качестве административного правонарушения признаются следующие деяния:

1. вручение кандидатами, зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, инициативными группами по проведению референдума, уполномоченными представителями и доверенными лицами зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, иными организациями или лицами, прямо или косвенно участвующими в предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, избирателям, участникам референдума денежных средств, подарков, иных материальных ценностей, проведение льготной распродажи товаров; 7

2.  безвозмездное или на льготных условиях оказание избирателям, участникам референдума услуг;

3.   вознаграждение избирателей, участников референдума, принимавших участие в избирательной кампании, подготовке и проведении референдума, предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, в зависимости от итогов голосования;

4. осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах.

     Указанные деяния совершаются, как правило, умышленно  и влекут наложение штрафа районным судом на граждан в размере  от двадцати до двадцати пяти минимальных  размеров оплаты труда, а на должностных  лиц - от тридцати до сорока минимальных  размеров оплаты труда. Подкуп избирателей, участников референдума, осуществление  благотворительной деятельности с  нарушением закона, совершенные организациями, влекут ответственность по ст. 8 Федерального закона "Об административной ответственности  за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах" в виде штрафа от трехсот до пятисот  минимальных размеров оплаты труда, налагаемого районным судом. 

Общая характеристика юридической  ответственности

за  нарушения законодательства о выборах и  референдумах 

     Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах является публично-правовым средством обеспечения  общественного интереса в правопорядке при реализации гражданами избирательных  прав и права на участие в референдуме. Юридическая ответственность посредством  карательного воздействия на правонарушителя  выполняет правовосстановительную функцию, т.е. служит восстановлению нарушенных прав личности или государства.8

        Под юридической  ответственностью в публично-правовой сфере понимается установленная  законом обязанность правонарушителя  ответить за совершенное им правонарушение перед государством и претерпеть действие санкций в виде определенных правоограничительных мер, которые  применяются к нему соответствующими юрисдикционными органами.

     За  нарушения законодательства о выборах  и референдумах федеральными законами предусмотрены различные виды юридической  ответственности. В ст. 79 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…»  указаны уголовная, административная либо иная ответственность. К иной может  быть отнесена, например, дисциплинарная ответственность, к которой может  быть привлечен государственный  или муниципальный служащий, использующий свое должностное положение в  целях избрания кого-либо из кандидатов. Кроме того, в сфере избирательного права наступает и особая публично-правовая ответственность.

     В свою очередь, возможна и внутривидовая  дифференциация юридической ответственности  за нарушения законодательства о  выборах и референдумах. Так, в  зависимости от субъектного состава, индивидуальных особенностей оснований  и правового содержания санкций  ответственность по избирательному праву подразделяется на публично-правовую ответственность избирательных  комиссий и публично-правовую ответственность  кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников избирательного процесса. Административную ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах можно подразделить на административную ответственность граждан и административную ответственность специальных субъектов (должностных лиц, членов избирательных комиссий, членов комиссий референдума, председателей этих комиссий и других лиц).

     Следует отметить одну из важных отличительных особенностей ответственности по избирательному праву от других видов ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах. По избирательному праву законодательством допускается ответственность как физических лиц (граждан), так и коллективных субъектов (избирательных комиссий, комиссий референдума, избирательных объединений, из-бирательных блоков). По административному и уголовному праву ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах всегда является только персональной - привлечение к административной или уголовной ответственности коллективных субъектов исключено. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Понятие юридического  состава административного  правонарушения. 

Состав  Административного  правонарушения

     Состав  административного правонарушения – это совокупность обязательных объективных и субъективных признаков  установленных законом.

  1. Объект административного правонарушения- это охраняемые законом общественные отношения, на которые направлено административное правонарушение и которым причиняется вред.
  2. Объективная сторона административного правонарушения- состоит из признаков характеризующих внешнюю сторону правонарушения.

    Объективную сторону составляют следующие элементы:

    - деяние (действие, бездействие);

    - наступившее  последствие;

    - место  совершения;

    - неоднократность;

    - повторность;

    - длительность.

    Деяние- это обязательный признак объективной стороны состава административного правонарушения. Общественная опасность деяния определяется тем, что деяние причиняет вред охраняемым законом общественным отношениям, либо создается реальная угроза причинения такого вреда.

    КоАП  предусматривает и определяет две  формы деяния:

  1. Активная форма – действие;
  2. Пассивная форма – бездействие.

    Действие в большинстве случаев выражается в форме физического воздействия на людей, животных, предметы материального мира. А также действие может выражаться – словесно, письменно или в форме жестов.

    Бездействие – это пассивная форма поведения. Бездей ствие должно быть общественно – опасным, противоправным, осознанным и волевым.

    Бездействие будет считаться таковым, если будет  установлено:

    1. В чём конкретно выразилось бездействие, какие именно конкретные действия не совершило лицо.
    2. Необходимо установить, что лицо не совершившее конкретное действие, должно было его совершить.
    3. Необходимо определить реальную возможность совершения этого конкретного действия.

      Наступившие последствия –  это результат, который наступает от действий, либо бездействий лица.

      Место совершения – это пространство, которое может быть кем-то или чем-то занято, на котором что-то происходит, находится или где может расположиться. А также – это участок или местность на определённой территории.    

      Неоднократность  – подразумевает совершение нескольких однородных правонарушений.

    Повторность – означает совершение в течении одного года однородного правонарушения.

    Длительность  – считается правонарушение связанное с длительным невыполнением обязанностей или нарушением административно-правовых норм.

  1. Субъект административного правонарушения – это лицо совершившее правонарушение, обладающее признаками, позволяющими ему нести административную ответственность.

    Физические  лица могут быть субъектами правонарушения при условии вменяемости и достижения 16-летнего возраста.

    Юридические лица с момента государственной регистрации могут быть субъектами правонарушения.

    Должностные лица могут быть субъектами правонарушения, как в качестве спец. субъекта. 

  1. Субъективная  сторона административного  правонарушения – это психическая деятельность лица, непосредственно связанная с совершением административного правонарушения.

    Содержание  субъективной стороны раскрывается с помощью таких юридических признаков, как вина, мотив и цель. 

    Вина- это психическое отношение лица к совершаемому им административному правонарушению предусмотренным КоАП и его последствиям.

    Вина  имеет свою форму.

    Форма вины - это установленная КоАП определённое взаимоотношение элементов сознания и воли совершающего административное правонарушение лица, характеризующая его отношения к деянию.

    КоАП  предусматривает две формы вины:

    - умысел;

    - неосторожность.

    Умысел  бывает прямой и косвенный.

    Прямой  умысел – это когда лицо осознает противоправный характер своего действия (бездействия), предвидит возможность, либо неизбежность наступления противоправных последствий, желает их наступления.

    Косвенный умысел – это когда лицо осознает противоправный характер своего действия (бездействия), предвидит возможность, либо неизбежность  наступления противоправных последствий, не желает их наступления, но сознательно допускает. 
     

    Неосторожность – лицо предвидит наступление противоправных последствий, но самонадеянно рассчитывает на самостоятельное предотвращение таких последствий, либо не предвидит, хотя должно и могло их предвидеть.

      Мотив – это внутренне побуждение которое вызывает у лица решимость совершить преступление и которыми оно руководствовалось при его совершении.

    Цель – мысленная модель будущего результата к достижению которого стремится лицо при совершении преступления. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    2.3.Юридический состав административного правонарушения, предусмотренный статьёй 5.16 КоАП РФ. 

    1.Объект административного правонарушения – права граждан.

    2. Объективная сторона административного правонарушения:

    Деяние (действие) – подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление  в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной  деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах.

Юридический состав адм. п/н ст5.16 КоАП, Задача по ст. 20,1 КоАП