Юридический статус и правовой режим Арктики
Содержание:
Введение
1. Юридический статус и правовой режим Арктики
2.Правовой
режим судоходства в
2.1.Правовой
режим судоходства во
и территориальном море российской Арктики
2.2.Правовой
режим судоходства в
зоне Российской Арктики
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
АРКТИКА
- часть земного шара, прилежащая
к Северному полюсу и ограниченная
с юга Северным полярным кругом,
находящимся на 66°33' с.ш.; включает окраины
материков Евразии и Северной
Америки, почти весь Северный Ледовитый
океан с островами и окраинными
морями (Баренцево, Белое, Карское, Море
Лаптевых, Восточно-Сибирское и
1.Юридический статус
и правовой режим
Арктики.
Юридический
статус Арктики формировался под
воздействием таких факторов, как
удаленность от центров цивилизации
и крайне неблагоприятные для
жизнедеятельности
Такой
процесс выражался в
К
настоящему времени все известные
(открытые) сухопутные образования
в Арктике подчинены
Необходимо
отметить, что на всеобщее пространство
Арктики ни одно из упомянутых государств
в официальном порядке
Юридический статус морских пространств Арктики в целом определяется принципами и нормами международного права, относящимися к Мировому океану и закрепленными в получивших всеобщее признание Женевских конвенциях по морскому праву 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
Характерным для морских внутренних вод приполярных стран является установление для некоторых их районов статуса исторических вод. согласно которому к этой категории морских пространств могут быть отнесены морские заливы, щирина входа в которые превышает двойную ширину территориального моря - 24 морские мили. Так, согласно Перечню географических координат точек, определяющих положение исходных линий для отсчета ширины территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа СССР (утвержден постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г.) в состав морских внутренних вод нашей страны были включены, 1 частности, воды Белого моря, Чесской, Печерской, Байдарацкой губ, Обь-Внисейского залива, а также воды проливов, отделяющих от материка острова Новая Земля, Колгуев, Вайгач, Северная Земля, Аи-жу, Ляховские и ряд более мелких, либо разделяющие эти острова, земли или архипелаги между собой.
К внутренним морским водам Норвегии отнесены прибрежные морские пространства северной и северо-западной части ее побережья, ограниченные с внешней стороны исходными ливнями, протяженность которых в силу чрезвычайно изрезанной (извилистой) конфигурации берега составляет местами 44 морские мили. Таков же статус прибрежных морских пространств, по которым пролегает норвежский национальный (исторический) судоходный путь, находящийся в пределах пояса шхер - Индерлее. Правомерность установления Норвегией своих внутренних морских вод в таком составе подтверждена решением Международного суда ООН в 1951 г., вынесенным по англо-норвежскому спору в связи с изданием Норвегией в 1935 г. и 1937 г. соответствующих декретов. В обоснование своего решения Суд положил тот факт, что названный морской путь проложен, освоен и оборудован исключительно усилиями прибрежной страны. Было обращено внимание и на то, что со стороны других государств, которые были осведомлены о притязаниях Норвегии, отрицательной реакции не последовало. Судом, кроме того, было учтено наличие тесной взаимосвязи водных районов, по которым проходит Индерпее, с сухопутной территорией Норвегии.
Особенностями отличается и статус морских внутренних вод Канады в Арктике, где специальным административным актом - приказом министра морского транспорта в 1985 г. установлены прямые исходные линии по периметру всего арктического архипелага, причем их длина во многах местах значительно превосходит двойную ширину территориального моря. Тем самым на морские воды, ограниченные указанными линиями, распространен суверенитет Канады, включающий полный ее контроль за всеми видами деятельности, включая судоходство. Это касается н иностранного судоходства по проливам, образующим Северо-Западный проход - естественное соединение Атлантического и Северного Ледовитого океанов.
Правомерность установления статуса исторических вод в приведенных примерах вытекает из положений п. 4 ст. 4 Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и п. 5 ст. 7 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., согласно которым при установлении отдельных исходных линий могут приниматься в расчет особые экономические интересы данного района, реальность и значение которых доказаны их длительным осуществлением.
Особыми правами международное право наделяет приполярные государства в частя управления различными видами морепользования (в основном судоходными) в пределах исключительной экономической зоны в районах, покрытых льдами большую часть года. В соответствии со ст. 234 Конвенции 1982 г. прибрежное государство наделено здесь правом принимать меры по обеспечению издаваемых им недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов. Это объясняется тем, что чрезвычайно суровые климатические условия Арктики создают реальную опасность возникновения морских аварий и угрозу загрязнения окружающей среды, нанесения тяжелого вреда экологаческому равновесию или его необратимому нарушению. В ст. 234 оговаривается, что издаваемые прибрежными государствами соответствующие нормативные акты должны учитывать интересы сохранения морской среды "на основе имеющихся наиболее достоверных научных данных" и интересы судоходства. При установлении таких особых районов государства должны обращаться в компетентную международную организацию (ст. 211), под которой понимается Международная морская организация.
Наделяя прибрежные государства рядом правомочий в особых районах исключительной экономической зоны. Конвенция 1982 г. подчеркивает, что эти правомочия, в частности инспекционные осмотры иностранных судов представителями властей данной страны, могут осуществляться только при условии, что "такая инспекция оправдана обстоятельствами дела" (п. 5 ст. 220), причем государство, осуществляющее инспекцию, обязано незамедлительно уведомлять государство флага инспектируемого судна о любых принятых к судну мерах. Юридический статус морских внутренних вод приарктических государств сказался и на статусе и правовом режиме некоторых проливов Северного Ледовитого океана.
Таковы проливы, расположенные в прибрежной зоне Норвегии и районе прохождения Индерлее: все они подпадают под суверенитет этой страны, хотя она разрешает здесь плавание иностранных торговых судов и военных кораблей. Основанием для установления в этих проливах режима внутренних вод является то, что они отделены от внешних морских пространств линиями, от которых ведется отсчет ширины территориального моря.
С 1 января 1985 г. Канада в отношении проливов, образующих Северо-Западный проход, ввела режим внутренних морских вод, установив специальным нормативным актом исходные линии отсчета территориального моря, рыболовных и исключительных экономических зон. Плавание иностранных судов через эти проливы допускается лишь при условии соблюдения ими канадского законодательства, регулирующего борьбу с загрязнением моря с судов.
Проливы Северного Ледовитого океана, прилежащие к территориям России, не подпадают под действие положений Конвенции 1982г. о транзитном или свободном проходе, поскольку они не являются проливами, используемыми для международного судоходства. К тому же, в большинстве они перекрываются внутренними морскими водами или территориальным морем нашей страны. С учетом положений, приводившихся в ст. 234 этой Конвенции, можно говорить о правомерности распространения практически на все такие проливы особого правового режима, исключающего их бесконтрольное использование иностранными судами. Такой режим был введен постановлением Совета Министров СССР от 27 апреля 1965 г., в котором содержался разрешительный порядок иностранного судоходства во всех проливах, соединяющих моря Карское, Лаптевых, Баренцево, Восточно-Сибирское и Чукотское. Указывалось, что воды проливов Карские ворота, Югорский шар, Маточкин шар, Ввлькнцкого, Шокальского н Красной Армии являются территориальными, а проливов Дмитрия Лаптева и Санникова - историческими.
Важной составляющей частью юридического статуса Арктики является правовой режим национальной транспортной коммуникации России - Северного морского пути, положение которого в части прохождения по внутренним морским водам н территориальному морю России аналогично положению норвежской судоходной прибрежной магистрали - Индерлее: как н последняя. Северный морской путь проложен, освоен н оборудован исключительно усилиями России, играет чрезвычайно важную роль в экономической жизни российского Крайнего Севера, да и всей страны в целом, наконец, использование Северного морского пути исключительно судами под российским (ранее - советским) флагом не вызывало отрицательной реакции со стороны других государств и может рассматриваться как молчаливое признание приоритетных прав нашей страны на эту коммуникацию.
Однако в отличие от Индерлее Северный морской путь имеет существенную особенность, обусловленную климатическими н гидрологическими факторами: он не имеет единой и фиксированной трассы. Сохраняя общую направленность по широте - восток - запад или запад - восток, - этот путь от года к году, а нередко и в течение одной навигации перемещается на значительные расстояния в широтном направлении. Так, он может огибать с севера архипелаги Новая Земля и Северная Земля, минуя проливы, отделяющие их от материка (высокоширотная трасса), но в случаях повышенной ледовитости трасса Северного морского пути может приближаться к самому побережью Евроазиатского континента. Тем не менее при любых обстоятельствах в своей значительной части этот путь располагается в пределах исключительной экономической зоны России, в ее территориальном море либо даже в российских внутренних морских водах, т.е. проходит в пространствах, подпадающих под суверенитет или юрисдикцию нашей страны.
На
целостность Северного морского
пути как единой транспортной коммуникации
н на консолидированность ее правового
режима не оказывает влияния тот
факт, что отдельные участки его
трассы в тот или другой период
могут пролегать за пределами
границ указанных морских пространств,
т.е. в открытом море. Это обстоятельство
объясняется тем, что нахождение
плавучего транспортного
На этом базируется правомерность позиции правительства СССР, излагавшейся в 1964-1967гг. в нотах посольству США в Москве в связи с готовившимися и состоявшимися плаваннями американских военных кораблей в Арктике, включая военный ледокол "Нортуинд".
В этих документах отмечалось: что трассой Северного морского пути пользовались и пользуются только суда под советским флагом либо суда, зафрахтованные судовладельцами нашей страны; что Северный морской путь является важной национальной коммуникацией, где аварии судов могли бы создать сложные экологические проблемы для СССР; что трасса Северного морского пути местами проходит через советские территориальные воды. Особо обращалось внимание на то, что на воды большинства арктических проливов советского сектора Арктики распространяются нормативные акты об охране Государственной границы СССР, а попытки пренебречь правилами прохода через них противоречили бы международному праву.
В настоящее время свыше 50 портов на трассе Северного морского пути открыты для захода иностранных судов.
Решение
конкретных вопросов, связанных с
судоходством по Северному морскому
пути, в том числе регулирование
доступа на его трассы иностранных
судов, установление рекомендованных
маршрутов или курсов плавания, определение
и проведение в жизнь мер по
обеспечению безопасности мореплавания,
имея в виду, в частности, и предотвращение
загрязнения морской среды
Правовые основы режима судоходного использования данной транспортной коммуникации изложены в принятых постановлением Совета Министров СССР в 1990 г. Правилах плавания по трассам Северного морского пути, которыми впервые четко фиксируется, что данный путь - это "расположенная во внутренних морских водах, территориальном море (территориальных водах) или исключительной экономической зоне, СССР... его национальная транспортная коммуникация, включающая пригодные к ледовой проводке судов трассы, крайние пункты которых ограничены на западе западными входами в новозе-мельскне проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе 66-й параллелью и меридианом 168° 58' 37" западной долготы" (п.2 Привила 1). Важнейшим принципом регулирования судоходства здесь определен недискриминационный порядок доступа на трассу судов всех стран, причем процедура, установленная для этого, предусматривает подачу судовладельцем или капитаном судна-претендента уведомления и заявки в АСМП, которая по результатам рассмотрения последней информирует заявителя о возможности проводки и обстоятельствах, требующих учета (Правило 3).
Общим
условием доступа на Северный морской
путь является соответствие судна специальным
требованиям, а также наличие
у капитана опыта управления судном
во льдах; не допускается плавание судов,
не имеющих на борту свидетельства
о надлежащем финансовом обеспечении
гражданской ответственности
Наделение АСМП достаточно широкими полномочиями в деле регулирования судоходного использовавня магистрали преследует следующие задачи: обеспечение безопасности мореплавания, предотвращение, сокращение и сохранение под контролем загрязнения морской среды с судов, поскольку существующие в Арктике особо суровые климатические условия создают повышенную опасность для судоходства, а загрязнение в результате морских аварий моря или побережья может нанести ущерб интересам и благосостоянию народов Крайнего Севера. Такие же задачи преследуют специальные принимаемые приарктическими странами нормативные акты, к числу которых следует отнести канадский Закон 1970 г. о предотвращении загрязнения арктических вод в районах севернее 60° северной широты. Им установлены весьма строгие ограничения всех таких видов деятельности, которые могут иметь своим результатом нарушение экологической безопасности в зоне, простирающейся на 200 морских миль от побережья этой страны.
Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об экономической зоне СССР" от 26 февраля 1984 г., который продолжает действовать на территории Российской Федерации, было объявлено об установлении вдоль побережья страны 200-мильной зоны и праве компетентных властей устанавливать в районах, соответствующих положениям ст. 234 Конвенции 1982 г., .специальные обязательные меры для предотвращения загрязнения с судов. В случае нарушения судами применимого законодательства или международных правил указанные власти уполномочены осуществлять необходимые проверочные действия - затребовать информацию о судне, произвести его осмотр либо даже возбудить разбирательство и задержать судно-нарушитель.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1984 г. "Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилежащих к северному побережью СССР" установлено, что плавание судов и иных плавучих средств в пределах морских районов заповедников, заказников и других особо охраняемых территорий может осуществляться лишь в случаях, установленных законодательством страны. В частности, это может иметь место при чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости обеспечения безопасности людей, судов и прочих транспортных средств в случае их бедствия. В каждом таком случае мореплаватели обязаны немедленно сообщать администрации ближайшего порта о предпринимаемых ими действиях, строго соответствуя с указаниями компетентных органов.
Более
детально процедура осуществления
мер по защите морской среды в
прилежащих к территории нашей страны
районах установлена
2.
Правовой режим
судоходства в
российских арктических
водах.
Арктическая зона Российской Федерации определена решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 24 апреля 1989 г. В эту зону входят земли и острова, указанные в Постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане", внутренние воды и территориальное море, прилегающие к северному побережью Российской Федерации. В пределах исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российская Федерация обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.
Выделение
Арктики в самостоятельный
В целях реализации государственной политики в Арктике ведется работа по разработке законодательной и нормативно-правовой базы, в частности, проектов Федеральных законов "Об арктической зоне Российской Федерации" и "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации", предусматривающих закрепление в законодательном порядке принципиальных положений в области экономики, социальной сферы, экологии, а также в вопросах науки, военной безопасности и международных отношений в этом регионе.
В работе анализируются Положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне" 1998 г., проекта Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", проекта Федерального закона "Об арктической зоне Российской Федерации", других законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации.
2.1. Правовой режим
судоходства во
внутренних морских
водах и территориальном
море российской
Арктики.
Правовой статус и границы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации определяются Федеральным законом "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" 1998 г. (далее - Федеральный закон 1998 г.), которым уточняются и конкретизируются отдельные положения Закона "О Государственной границе Российской Федерации" 1993 г. (далее - Закон 1993 г.)
В соответствии со ст. 14 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" 1998 г. плавание по трассам Северного морского пути - исторически сложившейся национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике, в том числе в проливах Велькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева, Санникова, осуществляется в соответствии с этим Федеральным законом, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации и Правилами плавания по трассам Северного морского пути, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Северный морской путь (далее - СМП) является национальной транспортной коммуникацией Российской Федерации на всем его протяжении независимо от удаленности от побережья.
В
настоящее время действуют
Осуществляя свои права в свете ст. 211 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция 1982 г.), СССР/Россия закрепила в Правилах положения, согласно которым "Правила на недискриминационной для судов всех государств основе регулируют судоходство по Северному морскому пути в целях обеспечения безопасности мореплавания, предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов...".
Обязанность регулировать судоходство по СМП возложена на специальные российские навигационные службы - Штабы морских операций, которые суббординационно связаны с Администрацией СМП (далее -АСМП).
Судно,
принятое под проводку Штабом морских
операций АСМП, заходит в любые
арктические морские
Одним
из необходимых условий допуска
судна для плавания по трассам
СМП является наличие у него на
борту свидетельства о