Очерк в системе жанров журналистики

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РФ

КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

НА ТЕМУ:

 

«Очерк в  системе жанров журналистики»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Выполнила: студентка третьего курса

                                                                                                 Ярхамова Алина

 

 

 

Курск, 2010 

 

 

 

Оглавление

 

Введение

 

Глава I. Жанры  журналистики и место очерка в  них

1.1 Система  жанров журналистики

1.2 Очерк  и его разновидности:

   -  портретный очерк

   -  проблемный очерк

   -  путевой очерк

Глава II. Очерк в различных СМИ

2.1. Очерк  в тележурналистике

2.2. Особенности  радиоочерка

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная курсовая работа посвящена изучению языковых и стилистических особенностей жанра  «очерк». Понятие «очерк» в качестве названия журналистских публикаций определенного типа имеет неясное происхождение. Хотя существует мнение, что к его появлению причастен А. М. Горький, который в одном из своих писем коллеге по словесному ремеслу указывал, что исходным в определении текста, имеющего известную литературную форму, как «очерка» является глагол «очерчивать» [1, c. 145].

Точность  этого мнения установить трудно. Однако то, что публикации, которые А.М. Горький  называл «очерком», появились отнюдь не в тот момент, когда у него возникла мысль назвать их именно этим «именем», сомнения не вызывает.

Среди родоначальников  отечественного очерка исследователи  российской журналистики называют имена  В.Г. Короленко («В голодный год»), А.П. Чехова («Остров Сахалин»), Г.И. Успенского («Разорение»), Н.В.Успенского («Без языка») и др. Немалое число выдающихся мастеров этого жанра прославили советскую журналистику, например А.М. Горький, М.Е. Кольцов, Б.Н. Полевой, К.М. Симонов, А.А. Бек, А.А. Аграновский, В.В. Овечкин, Г. Н. Бочаров и многие другие.

Очерк считается  «королем» художественно-публицистических жанров, но с точки зрения подготовки его — он один из наиболее трудоемких. И это действительно так, поскольку написать хороший очерк журналист сможет только в том случае, если он уверенно владеет разными методами отображения действительности, существующими в его ремесле [2]. При подготовке очерка мало, например, суметь найти подходящий предмет выступления, успешно собрать материал, проанализировать его. Надо еще и соответствующим образом переосмыслить информацию и воплотить ее в такую форму, которая будет признана, действительно очерковой, что указывает на актуальность исследования

Целью данной работы является изучение языковых и  стилистических особенностей жанра  «очерк». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Осветить  сущность и разновидности очерка.

Изучить особенности  структурной организации очерков различных видов.

Описать художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика.

Выявить лексические, морфологические, синтаксические особенности  жанра

Предметом исследования являются языковые и стилистические особенности жанра «очерк», а объектом исследования – жанр «очерк».

Методы исследования: теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования; обобщение опыта; общенаучные и специфические или частные методы: анализа и синтеза; сравнительного анализа и др.

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Жанры журналистики и место  в них портретного очерка

 

1.1 Система жанров журналистики

 

Общая характеристика понятия «жанр» и групп жанров

 

Жанр - это  род произведений в области какого-нибудь искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.

Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов.

Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным.

Из фактов компонуется информация.

Существует  три ступени стереотипа восприятия информации:

1. Первая  ступень - информация, особо не  затрагивая сознания, только на  краткий миг будоражит воображение  реципиента.

2. Вторая  ступень - информация, слегка затрагивая  сознание и подсознание, только  привлекает внимание реципиента.

3. Третья  ступень - информация, запечатлевшись  и в сознании и в подсознании,  вызывает у реципиента активный  творческий отклик, завершающийся  реальным действием, меняющим  облик действительности в позитивную  сторону.

В современной  науке жанры принято классифицировать по ряду признаков. Прежде всего, по предмету познания и отображению объекта  публицистом. Вторым признаком выделяют конкретное назначение материала. Третий признак связан с широтой освещения  действительности и масштабами выводов  и сообщений. Немаловажное значение в классификационных признаках  занимает и определение характера  литературно-стилистических средств, используемых в материале [3]. (Сюда же можно отнести и степень восприятия информации.) И, наконец, размеры материала  на газетной полосе. Для того чтобы  не ошибиться в определении жанра, нужно обратиться ко всем этим признакам  в совокупности, а не рассматривать  каждый из них в отдельности.

Если все  публицистические материалы разобрать  по этим признакам, то можно выделить три основных родовых группы.

Первые, информационные, объединяет между собой событийный повод для выступления. Они, как  правило, оперируют простой, первичной  информацией и идут по горячим  следам события. Поэтому главная  их цель - оперативно сообщить о факте, событии, явлении. В числе определяющих признаков информационных жанров, прежде всего, выделяется новизна.

Аналитические представляют собой глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов. При создании этих материалов журналист проводит анализ-синтез социальной действительности, расчленяя исследуемое явление на составные части, подробно изучая их, отделяя существенное от несущественного, главное от второстепенного, а затем делая выводы, обобщения и рекомендации.

Художественно-публицистическим жанрам свойственны образность, типизация, эмоциональная выразительность  и насыщенность литературно-художественными  изобразительными средствами, языковыми  и стилистическими особенностями. В них конкретный, документальный факт как бы отходит на второй план, для автора важнее умение подняться  над явлением, над фактом.

Таким образом, мы можем сказать, что информационные материалы - констатируют, аналитические - осмысливают и обобщают, художественно-публицистические - типизируют реально-документальную действительность[3]. Аналитические жанры журналистики основаны на методе индукции и дедукции, анализе и синтезе. Индукция, или  анализ это когда какая-то проблема рассматривается путем разложения на части, от общего - к частному. Дедукция, или синтез - это когда сначала  рассматриваются части проблемы по отдельности, а затем в общем  плане.

По сравнению  с информационными жанрами, аналитические  шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений. Аналитические жанры за последнее десятилетие, наряду с информационными жанрами, стали занимать основную нишу журналистских выступлений в информационно пространстве. Появились газеты, в которых присутствуют в основном только аналитические жанры.

Сегодня исследователи  журналистики расширяют диапазон аналитических  жанров, вводя в их число беседу, журналистское расследование, эксперимент, версию, консультацию, социологическое  резюме, аналитический пресс-релиз, рейтинг.

Структуры жанров по их признакам. Не смотря на то, что  существуют характерные признаки, о  которых говорит С.И. Ожегов, исследователи  вопроса о систематизации в жанрах журналистики разнятся в своих мнениях.

Л.Е. Кройчик утверждает, что жанр - это особая форма организации жизненного материала, категория исторически конкретная, типологическая, гносеологическая, морфологическая, аксиологическая, творческо-созидательная. Он вытесняет слова «жанр» словом «текст», и следовательно разбивает на группы не жанры, а тексты. Вот они:

· Оперативно-новостные - заметка во всех её разновидностях;

· Оперативно-исследовательские - интервью, репортажи, отчеты;

· Исследовательско-новостные - корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;

· Исследовательские - статья, письмо обозрение;

· Исследовательско-образные (художественно-публицистические) - очерк, эссе, памфлет.

М.И. Шостак пишет о журналистике новостей, интервью, оперативном комментировании, репортерском расследовании, а также о публицистике - аналитической, художественной (эссе, очерк) и сатирической (фельетон, памфлет, пародия, сатирическая реплика, сатирический комментарий).

А.А. Тертычный включает: в информационные жанры - заметку, отчет, корреспонденцию, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог; к аналитическим относит - аналитический отчет, корреспонденцию, интервью, беседу, комментарий, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, статью, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версию, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендацию (совет), аналитический пресс-релиз; а к художественно-публицистическим - очерк, фельетон, памфлет, пародию, сатирический комментарий, житейскую историю, легенду, эпиграф, эпитафию, анекдот, шутку, игру.

Преподаватели кафедры переодической печати факультета журналистики Санкт-Петербургского университетажанровая палитра такова: информационные жанры - репортаж (проблемный, познавательный и событийный), интервью (-монолог, -диалог, -полилог, -беседа, -сообщение, -зарисовка), отчёт; аналитические- корреспонденция, статья (передовая,теоретико-популялизаторская,проблемно-публицистическая), публицистический комментарий, рецензия, обозрение; художественно-публицистические - фельетон и памфлет.

Ворошилов выделяет информационные жанры - новость, заметка, интервью, беседа, реплика, репортаж, отчет.

Аналитические - корреспонденця, статья, рецензия, обозрение. Художественно-публицистические - очерк, зарисовка, фельетон, памфлет.

В условиях информационного рынка и конкуренции  средств массовой информации возрастают требования к методологической культуре журналиста, его умению отбирать факты социальной действительности, выявляя их взаимосвязь, интерпретировать собранный эмпирический материал, выдвигать концепцию проблемы, делать прогноз. При этом журналистское выступление можно сделать проще и лучше, если соблюдать требования избранной его формы - жанра.

Композиционными структурами являются:

a) Экспозиция, или ввод в проблему

b) Постановка проблемы, предусматривающая сопоставление по крайней мере двух противоположных точек зрения на описываемое событие (аналог завязки сюжета)

c) Аргументация, доказывающая истинность тезиса и опровергающая антитезис (эквивалент развития действия)

d) Рекомендация, своего рода синтез, производное отсопоставления тезиса и антитезиса (как эквивалент кульминации)

e) Обобщенная оценка (как эквивалент развязки).

Но как  мы уже выяснили, композиция материала  тоже является жанрообразующим критерием, поэтому будет естественным, если композиционная структура будет  меняться, исключать некоторые пункты или включать дополнительные, что  лишний раз подтверждает неустойчивость жанровой структуры.

Из типологических систем Л.Е. Кройчика, М.И. Шостака, А.А. Тертычного и В.В. Ворошилова мы видим, что система жанров имеет большой разброс. Это нормально для сегодняшней журналистики, ведь границы не размываются, тексты не приобретают общую форму; просто журналисты ищут новые пути, решения, ведь все старое постепенно уходит, на смену ему приходит новое. Чтобы найти оптимальную форму для сегодняшней подачи информации нужно экспериментировать, поэтому мы наблюдаем в современной прессе смешение жанров.

Что в жанре  подвижно и подвержено свободным  изменениям, а что - постоянно и  нерушимо?

Постоянной  остается (единственно) предметно-функциональная природа жанра, то есть зависимость "порядка осмотра мира" от предмета нашего внимания и цели нашей работы с информацией.

Каждый жанр постоянно связан с определенным типом жизненного материала.

Каждый жанр предназначен для решения определенной информационной задачи [6].

 

-align:justify">1.2 Очерк и его разновидности

Очерк - это  художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы  отражения действительности для  решения определенных аспектов концепции  человека или общественной жизни. Так  гласит научное определение жанра. Что же оно обозначает?

Прежде всего то, что очеркист художественно воплощает в слове реальные исторические лица и события, составляя о них мнение на основании системного исследования объекта. Суждение достигается путем анализа, а заключение и вывод являются логическим его завершением.

Словом, очерк - одновременно и документально-научное  осмысление действительности, и эстетическое освоение мира. Не случайно же очерк  сравнивают с художественными произведениями и даже с живописью, подчеркивая: если рассказ - живописная картина, то очерк - графический рисунок или  эскиз к картине. Он как бы на грани  между документом и обобщенным художественным образом. Если бы историки сегодня не имели других источников, кроме очерковой  литературы, то и в этом случае они  смогли бы верно представить себе минувшую жизнь: русский очерк содержит огромный художественно-познавательный материал, отражающий многие важные моменты  развития страны на протяжении ряда десятилетий.

Ведь очерк  в истории русской публицистики известен с конца 18 века. И отличался  он не только широтой охвата и тематическим многообразием, но и постановкой  волнующих, актуальных проблем современности. Поэтому познавательная ценность русской  очерковой литературы неотделима от ее активной роли в истории освободительного движения. На протяжении всей своей  истории - от появления до современного развития - очерк стремился знакомить читателя с новыми, рождающимися формами жизни и ее повседневным ходом, пробуждать общественное мнение и формировать понимание права выдвигать и отстаивать передовые мысли, сочетая объективную оценку действительности с субъективным мнением, сравнениями и параллелями между ними. Только тогда, когда публицист проявляет себя как компетентный исследователь, тонкий аналитик, он может убедить читателя в верности своих оценок и суждений [3].

В российской журналистике очерк появился благодаря  В.Г. Короленко, А.П. Чехову, Г. И. Успенскому и др.

В советской  журналистике понятие очерк связывают  с такими фамилиями как А.М. Горький, М.Е. Кольцов, Б.Н. Полевой, К.М. Симонов, А.А. Бек, А.А. Аграновский, В.В. Овечкин, Г.Н. Бочаров и т.д.

Сегодня очерк  считается «королем» художественно-публицестических жанров, но с точки зрения подготовки его - он один из наиболее трудоемких. И действительно так, поскольку написать хороший очерк журналист сможет только в том случае, если он уверенно владеет разными методами отображения действительности.

В очерке сливаются  две направленности методов наглядно-образная и аналитическая, - своеобразный сплав  репортажа и аналитики.

Толковый  словарь С.И. Ожегова дает двоякое  понимание данного слова:

Очерк 1. Небольшое  литературное произведение, краткое  описание жизненных фактов

2. Общее изложение  какого-н. вопроса.

Очеркист - это  писатель, журналист, пишущий очерки.

Из этого  определения мы видим, что С.И. Ожегов разделяет понятие очерка на два  подвида, а в современной журналистике как мы уже сказали происходит смешивание этих трактовок.

Но есть еще  одна точка зрения по данному вопросу  о системе и сути данного жанра, Л.И. Кройчик считает, что Жанровую природу очерка определяет синкретическое соединение трех начал - социологического (научного), публицистического и художественного.

Социологическое начало очерка выражается в его направленности на исследование общественных отношений  и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности, в стремлении автора не к произвольному выбору индивидуально-неповторимых характеров, а к выявлению объективных  причин, породивших те или иные социальные характеры и ситуации. Очерк - аналитически обоснованная образная картина действительности: система доказательств в нем  строится на разработке конфликта, на взаимодействии персонажей, на особом характере повествования, включающем в себя как описание поступков  действующих лиц, так и рассуждения  автора.

Публицистическое  начало очерка проявляется в опоре  на факт. В документальном очерке реальные события - исходная точка развития сюжета. Автор так группирует факты, чтобы  они придавали жизненность социально  значимому характеру. В беллетризованном очерке ситуация выглядит максимально  обобщенной, границы факта размыты: место реальных событий и людей  занимает действие, созданное фантазией  публициста. Надо заметить, что, некогда  популярный беллетризованный очерк (вспомним В. Овечкина, Е. Дороша, Г. Радова) едва ли не совсем ушел из повседневной практики СМИ. Но и в документальном очерке (как, впрочем, и в фельетоне) существенную роль играет домысел. Домысел - необходимый элемент творчества публициста. Строго говоря, он возможен и в других жанрах, где в силу необходимости автор занимается реконструкцией факта или ситуации (журналист не был очевидцем события, но считает необходимым его восстановить в тексте так, как оно протекало на самом деле). В очерковом (и в фельетонном) тексте образное преобразование реальности неминуемо ведет к ее домысливанию. Оно обнаруживает себя во введении концептуального времени и пространства, в особых способах разработки конфликта, использования значащих деталей и реплик действующих лиц и т.д.

Публицистическое  начало проявляется и в стремлении автора дать факты в их социальном заострении, максимально актуализировать  поднимаемую проблему, выразить свое к ней отношение, опираясь на систему  художественно-публицистических образов. В очерковом тексте идея концентрируется  в системе образов - как конкретных персон, выразителей и носителей  идеи, так и в системе образов-понятий. Именно так, в частности, работал  А. Аграновский, создавая очерки «Пустыри», «Обтекатели», «Хозяева». Обнажение мысли в очерке - эстетический закон, определяющий специфику публицистической образности, в основе которой лежит приглашение читателя к соразмышлению.

Художественное  начало определяется стремлением публициста создать достоверную и убедительную картину действительности с помощью  образного мышления, при котором  картины, ситуации, явления и характеры  социально типизируются. В очерке (и в фельетоне тоже) возможны два способа типизации - собирательная  и избирательная. В первом случае в вымышленном персонаже (событии) обозначаются признаки определенного  типа социального поведения, характера  или явления. Во втором - в реальном, единичном персонаже или действии выявляются черты и свойства, принадлежащие  данному типу людей или событий. Но и в том, и в другом случае факты и ситуации преобразуются  в систему художественно-публицистических образов [4].

Современному  очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто - в ущерб художественности. Это, очевидно, вызвано тем, что исходный материал, т.е. фактические события, о которых сообщает очеркист, часто  настольно драматичен, сюжеты их настолько  непредсказуемы, раскрываемые тайны  настолько заманчивы, сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание читателя и восприниматься им на уровне информации, черпаемой  из самых интересных художественных произведений. В этом случае потребность  в интенсивной художественной переработке  исходной информации нередко становится излишней.

Что касается разновидности очерков, то их большое  многообразие, например Д.В. Туманов  выделяет проблемный, портретный и  путевой очерк [3].

А Ким М.Н. - физиологический, начавший свое шествие  из «Физиологии Питербурга». Главная особенность физиологического очерка - это острая социальная направленность.

Портретный  очерк, в центре которого стоит личность либо группа лиц, характер человека.

Судебный  очерк. Характерной чертой данного  вида очерка является реконструкция  состава преступления, совершенного конкретным человеком или группой  лиц. В судебных очерках дается не правовая оценка преступления (это  прерогатива суда), а морально-нравственная. Задача журналиста состоит в том, чтобы помочь людям разобраться  в феномене человеческого зла, а  главное - показать те условия и обстоятельства, которые привели человека к совершению преступления. К основным содержательным элементам судебного очерка можно  отнести обрисовку морального облика преступника и анализ мотивов  преступления. В нем могут быть рассмотрены различные авторские  версии в объяснении состава преступления, детали и подробности уголовно наказуемого  деяния, свидетельские показания  и др. Весь этот многоплановый материал объединяется в судебном очерке авторским  замыслом и идеей произведения.

Очерк-расследование. Данный вид очерка нацелен на исследование скрытых сторон различных явлений  действительности и человеческой деятельности. В очерке-расследовании используется социологическая методика по сбору  первичной информации, предполагающая выработку целей и задач исследования, выдвижение различных гипотез и  версий, проверку исходных данных и  т.п. Журналистское расследование, по определению американских ученых, представляет собой основанный, как правило, на собственной работе и инициативе журналистский материал на важную тему, которую отдельные лица или организации  хотели бы сохранить в тайне. Журналистское  расследование требует от очеркиста  определенной квалификации не только по сбору первичной информации. В  отличие от аналитика, который, разработав ту или иную тему, дает развернутую  характеристику вскрытого им явления, очеркисту помимо этого необходимо создать определенный образ человека.

Проблемный  очерк. Данный вид очерка нацелен  на раскрытие сложных и противоречивых человеческих взаимоотношений. Центральное  место здесь занимает проблемная или конфликтная ситуация. В очерке могут быть рассмотрены самые  разнородные конфликты: межличностные, межгрупповые, производственные, моральные  и т.п. Любой конфликт драматичен по своему характеру. Он побуждает человека к действию, к принятию важных решений, что и позволяет в конечном счете обрисовать характер героя или его поступок. Очеркист может проанализировать конфликтную ситуацию, начиная от ее зарождения и кончая ее разрешением; сконцентрировать внимание на самоанализе человеком собственных поступков, или же, наоборот, показать различные позиции конфликтующих сторон, последовательно объясняя суть происходящих событий; вскрыть мотивационно-личностные факторы, побуждающие человека к противоборству с идейными противниками и т.д. Во всех этих случаях его сверхзадача - показать суть индивидуальных целей героя произведения, обосновать мотивы его поведения, выявить противоположные и взаимоисключающие тенденции развития события, а главное - обрисовать субъективные и объективные предпосылки конфликта. К субъективным предпосылкам относят характерологические особенности личности: устойчивые качества, черты характера, которые предрасполагают человека к столкновению с окружающими.

 Особенности портретного очерка

Термин «портрет», первоначально означающий «описание  внешности человека», со временем трансформировался  в более объемное понятие. В публицистическом творчестве он стал обозначать не только внешние, но и внутренние особенности  человека, - все, что связано с. духовной жизнью личности. Поэтому объектами  отображения в портретном очерке могут выступать как социальные отношения человека с его непосредственным окружением (социологический аспект), так и внутренние психологические  процессы, происходящие в жизни отдельного индивида. Социологический анализ личности, дополненный психологическим, безусловно, расширил возможности портретного очерка в плане целостного изображения человека .

Портретный  очерк - это спрессованный рассказ  о чьей-то жизни. Написать его непросто, и также непросто за несколько  часов общения понять другого  человека. Известный журналист Юрий Рост по этому поводу сказал: «Я стараюсь почувствовать своего собеседника. Я спрашиваю его, о чем он больше всего жалеет в жизни, чем гордится. Мой интерес искренен, и он помогает мне создать сначала внутри себя, а затем на бумаге образ своего героя» [5].

Существует  вопрос: о каждом ли человеке можно  написать очерк?

Портретный  очерк разрабатывает определенный аспект концепции человека, раскрывает внутренний мир героя, социально-психологическую  мотивацию его поступков, индивидуальное и типическое в характере. Очеркист ищет в реальной жизни такую личность, которая воплощала бы в себе основные типические черты своей социальной среды и одновременно отличалась своеобразием черт характера, оригинальностью  мысли (так считает Д.В. Туманов). И уже затем создает не фотографическое  изображение, а художественно-публицистическое отображение индивидуального образа.

Это не простая  биографическая справка. Жизнь человека нельзя раскрыть в ее нравственной красоте, в богатстве ее творческого  проявления, подменяя рассказ о ней  изложением анкетных данных или описанием  технологии труда героя [3].

В удачном  портретном очерке характер героя дается, как правило, в нетривиальной  ситуации. Поэтому для автора очень  важно обнаружить такой «участок»  на жизненном пути героя, который  содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характера героя, его  таланта, упорства, трудолюбия и других значимых, с точки зрения достижения цели, качеств. В том случае, когда  такой «участок» обнаружить не удается, автору труднее рассчитывать на создание интересного материала. Так полагает исследователь А.А. Тертычный. У писателя и журналиста Константина Паустовского другое мнение о том, о каждом ли человеке можно написать портретный очерк, - Чтобы написать хороший очерк, надо обладать способностью открыть в человеческом сердце то, что может быть давно забыть, потонуло в сутолоке ежедневных забот. Хороший очерк заставляет читателей вспомнить, кто они сами по своей сути, чего хотят о чем мечтают

Естественен вопрос: о каждом ли человеке можно  написать очерк? Да. Главное - суметь найти  в своем собеседнике какую-то «изюминку», подчеркнуть особенность  его профессии или хобби, рассказать о его необычных взглядах. Одним  словом, создать живой образ, который  не оставит читателя равнодушным. Запомните, что портретный очерк не должен быть похож на краткое изложение биографии. Настоящий очерк возникает в  результате художественного анализа  личности героя и похож на рассказ  или новеллу [5].

Очерк в системе жанров журналистики