Очерк в системе жанров журналистики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«Очерк в системе жанров журналистики»
Курск, 2010
Оглавление
Введение
Глава I. Жанры журналистики и место очерка в них
1.1 Система жанров журналистики
1.2 Очерк и его разновидности:
- портретный очерк
- проблемный очерк
- путевой очерк
Глава II. Очерк в различных СМИ
2.1. Очерк в тележурналистике
2.2. Особенности радиоочерка
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Данная курсовая работа посвящена изучению языковых и стилистических особенностей жанра «очерк». Понятие «очерк» в качестве названия журналистских публикаций определенного типа имеет неясное происхождение. Хотя существует мнение, что к его появлению причастен А. М. Горький, который в одном из своих писем коллеге по словесному ремеслу указывал, что исходным в определении текста, имеющего известную литературную форму, как «очерка» является глагол «очерчивать» [1, c. 145].
Точность этого мнения установить трудно. Однако то, что публикации, которые А.М. Горький называл «очерком», появились отнюдь не в тот момент, когда у него возникла мысль назвать их именно этим «именем», сомнения не вызывает.
Среди родоначальников отечественного очерка исследователи российской журналистики называют имена В.Г. Короленко («В голодный год»), А.П. Чехова («Остров Сахалин»), Г.И. Успенского («Разорение»), Н.В.Успенского («Без языка») и др. Немалое число выдающихся мастеров этого жанра прославили советскую журналистику, например А.М. Горький, М.Е. Кольцов, Б.Н. Полевой, К.М. Симонов, А.А. Бек, А.А. Аграновский, В.В. Овечкин, Г. Н. Бочаров и многие другие.
Очерк считается
«королем» художественно-
Целью данной работы является изучение языковых и стилистических особенностей жанра «очерк». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Осветить сущность и разновидности очерка.
Изучить особенности структурной организации очерков различных видов.
Описать художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика.
Выявить лексические, морфологические, синтаксические особенности жанра
Предметом исследования являются языковые и стилистические особенности жанра «очерк», а объектом исследования – жанр «очерк».
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования; обобщение опыта; общенаучные и специфические или частные методы: анализа и синтеза; сравнительного анализа и др.
Глава I. Жанры журналистики и место в них портретного очерка
1.1 Система жанров журналистики
Общая характеристика понятия «жанр» и групп жанров
Жанр - это род произведений в области какого-нибудь искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.
Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов.
Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным.
Из фактов компонуется информация.
Существует три ступени стереотипа восприятия информации:
1. Первая
ступень - информация, особо не
затрагивая сознания, только на
краткий миг будоражит
2. Вторая
ступень - информация, слегка затрагивая
сознание и подсознание,
3. Третья
ступень - информация, запечатлевшись
и в сознании и в подсознании,
вызывает у реципиента
В современной
науке жанры принято
Если все публицистические материалы разобрать по этим признакам, то можно выделить три основных родовых группы.
Первые, информационные, объединяет между собой событийный повод для выступления. Они, как правило, оперируют простой, первичной информацией и идут по горячим следам события. Поэтому главная их цель - оперативно сообщить о факте, событии, явлении. В числе определяющих признаков информационных жанров, прежде всего, выделяется новизна.
Аналитические представляют собой глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов. При создании этих материалов журналист проводит анализ-синтез социальной действительности, расчленяя исследуемое явление на составные части, подробно изучая их, отделяя существенное от несущественного, главное от второстепенного, а затем делая выводы, обобщения и рекомендации.
Художественно-публицистическим
жанрам свойственны образность, типизация,
эмоциональная выразительность
и насыщенность литературно-художественными
изобразительными средствами, языковыми
и стилистическими
Таким образом,
мы можем сказать, что информационные
материалы - констатируют, аналитические
- осмысливают и обобщают, художественно-публицистические
- типизируют реально-документальную действительность[3].
Аналитические жанры
По сравнению с информационными жанрами, аналитические шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений. Аналитические жанры за последнее десятилетие, наряду с информационными жанрами, стали занимать основную нишу журналистских выступлений в информационно пространстве. Появились газеты, в которых присутствуют в основном только аналитические жанры.
Сегодня исследователи журналистики расширяют диапазон аналитических жанров, вводя в их число беседу, журналистское расследование, эксперимент, версию, консультацию, социологическое резюме, аналитический пресс-релиз, рейтинг.
Структуры жанров по их признакам. Не смотря на то, что существуют характерные признаки, о которых говорит С.И. Ожегов, исследователи вопроса о систематизации в жанрах журналистики разнятся в своих мнениях.
Л.Е. Кройчик утверждает, что жанр - это особая форма организации жизненного материала, категория исторически конкретная, типологическая, гносеологическая, морфологическая, аксиологическая, творческо-созидательная. Он вытесняет слова «жанр» словом «текст», и следовательно разбивает на группы не жанры, а тексты. Вот они:
· Оперативно-новостные - заметка во всех её разновидностях;
· Оперативно-исследовательские - интервью, репортажи, отчеты;
· Исследовательско-новостные - корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;
· Исследовательские - статья, письмо обозрение;
· Исследовательско-образные
(художественно-
М.И. Шостак пишет о журналистике новостей, интервью, оперативном комментировании, репортерском расследовании, а также о публицистике - аналитической, художественной (эссе, очерк) и сатирической (фельетон, памфлет, пародия, сатирическая реплика, сатирический комментарий).
А.А. Тертычный включает: в информационные жанры - заметку, отчет, корреспонденцию, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог; к аналитическим относит - аналитический отчет, корреспонденцию, интервью, беседу, комментарий, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, статью, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версию, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендацию (совет), аналитический пресс-релиз; а к художественно-публицистическим - очерк, фельетон, памфлет, пародию, сатирический комментарий, житейскую историю, легенду, эпиграф, эпитафию, анекдот, шутку, игру.
Преподаватели
кафедры переодической печати факультета
журналистики Санкт-Петербургского университетажанровая
палитра такова: информационные жанры
- репортаж (проблемный, познавательный
и событийный), интервью (-монолог, -диалог,
-полилог, -беседа, -сообщение, -зарисовка),
отчёт; аналитические- корреспонденция,
статья (передовая,теоретико-
Ворошилов выделяет информационные жанры - новость, заметка, интервью, беседа, реплика, репортаж, отчет.
Аналитические - корреспонденця, статья, рецензия, обозрение. Художественно-публицистические - очерк, зарисовка, фельетон, памфлет.
В условиях
информационного рынка и
Композиционными структурами являются:
a) Экспозиция, или ввод в проблему
b) Постановка проблемы, предусматривающая сопоставление по крайней мере двух противоположных точек зрения на описываемое событие (аналог завязки сюжета)
c) Аргументация, доказывающая истинность тезиса и опровергающая антитезис (эквивалент развития действия)
d) Рекомендация, своего рода синтез, производное отсопоставления тезиса и антитезиса (как эквивалент кульминации)
e) Обобщенная оценка (как эквивалент развязки).
Но как мы уже выяснили, композиция материала тоже является жанрообразующим критерием, поэтому будет естественным, если композиционная структура будет меняться, исключать некоторые пункты или включать дополнительные, что лишний раз подтверждает неустойчивость жанровой структуры.
Из типологических систем Л.Е. Кройчика, М.И. Шостака, А.А. Тертычного и В.В. Ворошилова мы видим, что система жанров имеет большой разброс. Это нормально для сегодняшней журналистики, ведь границы не размываются, тексты не приобретают общую форму; просто журналисты ищут новые пути, решения, ведь все старое постепенно уходит, на смену ему приходит новое. Чтобы найти оптимальную форму для сегодняшней подачи информации нужно экспериментировать, поэтому мы наблюдаем в современной прессе смешение жанров.
Что в жанре подвижно и подвержено свободным изменениям, а что - постоянно и нерушимо?
Постоянной остается (единственно) предметно-функциональная природа жанра, то есть зависимость "порядка осмотра мира" от предмета нашего внимания и цели нашей работы с информацией.
Каждый жанр постоянно связан с определенным типом жизненного материала.
Каждый жанр предназначен для решения определенной информационной задачи [6].
Очерк - это художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности для решения определенных аспектов концепции человека или общественной жизни. Так гласит научное определение жанра. Что же оно обозначает?
Прежде всего то, что очеркист художественно воплощает в слове реальные исторические лица и события, составляя о них мнение на основании системного исследования объекта. Суждение достигается путем анализа, а заключение и вывод являются логическим его завершением.
Словом, очерк
- одновременно и документально-научное
осмысление действительности, и эстетическое
освоение мира. Не случайно же очерк
сравнивают с художественными
Ведь очерк в истории русской публицистики известен с конца 18 века. И отличался он не только широтой охвата и тематическим многообразием, но и постановкой волнующих, актуальных проблем современности. Поэтому познавательная ценность русской очерковой литературы неотделима от ее активной роли в истории освободительного движения. На протяжении всей своей истории - от появления до современного развития - очерк стремился знакомить читателя с новыми, рождающимися формами жизни и ее повседневным ходом, пробуждать общественное мнение и формировать понимание права выдвигать и отстаивать передовые мысли, сочетая объективную оценку действительности с субъективным мнением, сравнениями и параллелями между ними. Только тогда, когда публицист проявляет себя как компетентный исследователь, тонкий аналитик, он может убедить читателя в верности своих оценок и суждений [3].
В российской журналистике очерк появился благодаря В.Г. Короленко, А.П. Чехову, Г. И. Успенскому и др.
В советской журналистике понятие очерк связывают с такими фамилиями как А.М. Горький, М.Е. Кольцов, Б.Н. Полевой, К.М. Симонов, А.А. Бек, А.А. Аграновский, В.В. Овечкин, Г.Н. Бочаров и т.д.
Сегодня очерк
считается «королем»
В очерке сливаются две направленности методов наглядно-образная и аналитическая, - своеобразный сплав репортажа и аналитики.
Толковый словарь С.И. Ожегова дает двоякое понимание данного слова:
Очерк 1. Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных фактов
2. Общее изложение какого-н. вопроса.
Очеркист - это писатель, журналист, пишущий очерки.
Из этого определения мы видим, что С.И. Ожегов разделяет понятие очерка на два подвида, а в современной журналистике как мы уже сказали происходит смешивание этих трактовок.
Но есть еще одна точка зрения по данному вопросу о системе и сути данного жанра, Л.И. Кройчик считает, что Жанровую природу очерка определяет синкретическое соединение трех начал - социологического (научного), публицистического и художественного.
Социологическое начало очерка выражается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности, в стремлении автора не к произвольному выбору индивидуально-неповторимых характеров, а к выявлению объективных причин, породивших те или иные социальные характеры и ситуации. Очерк - аналитически обоснованная образная картина действительности: система доказательств в нем строится на разработке конфликта, на взаимодействии персонажей, на особом характере повествования, включающем в себя как описание поступков действующих лиц, так и рассуждения автора.
Публицистическое
начало очерка проявляется в опоре
на факт. В документальном очерке реальные
события - исходная точка развития сюжета.
Автор так группирует факты, чтобы
они придавали жизненность
Публицистическое
начало проявляется и в стремлении
автора дать факты в их социальном
заострении, максимально актуализировать
поднимаемую проблему, выразить свое
к ней отношение, опираясь на систему
художественно-публицистических образов.
В очерковом тексте идея концентрируется
в системе образов - как конкретных
персон, выразителей и носителей
идеи, так и в системе образов-
Художественное
начало определяется стремлением публициста
создать достоверную и
Современному
очерку чаще всего свойственна
Что касается разновидности очерков, то их большое многообразие, например Д.В. Туманов выделяет проблемный, портретный и путевой очерк [3].
А Ким М.Н. - физиологический, начавший свое шествие из «Физиологии Питербурга». Главная особенность физиологического очерка - это острая социальная направленность.
Портретный очерк, в центре которого стоит личность либо группа лиц, характер человека.
Судебный
очерк. Характерной чертой данного
вида очерка является реконструкция
состава преступления, совершенного
конкретным человеком или группой
лиц. В судебных очерках дается не
правовая оценка преступления (это
прерогатива суда), а морально-нравственная.
Задача журналиста состоит в том,
чтобы помочь людям разобраться
в феномене человеческого зла, а
главное - показать те условия и обстоятельства,
которые привели человека к совершению
преступления. К основным содержательным
элементам судебного очерка можно
отнести обрисовку морального облика
преступника и анализ мотивов
преступления. В нем могут быть
рассмотрены различные
Очерк-расследование.
Данный вид очерка нацелен на исследование
скрытых сторон различных явлений
действительности и человеческой деятельности.
В очерке-расследовании
Проблемный
очерк. Данный вид очерка нацелен
на раскрытие сложных и
Особенности портретного
Термин «портрет», первоначально означающий «описание внешности человека», со временем трансформировался в более объемное понятие. В публицистическом творчестве он стал обозначать не только внешние, но и внутренние особенности человека, - все, что связано с. духовной жизнью личности. Поэтому объектами отображения в портретном очерке могут выступать как социальные отношения человека с его непосредственным окружением (социологический аспект), так и внутренние психологические процессы, происходящие в жизни отдельного индивида. Социологический анализ личности, дополненный психологическим, безусловно, расширил возможности портретного очерка в плане целостного изображения человека .
Портретный очерк - это спрессованный рассказ о чьей-то жизни. Написать его непросто, и также непросто за несколько часов общения понять другого человека. Известный журналист Юрий Рост по этому поводу сказал: «Я стараюсь почувствовать своего собеседника. Я спрашиваю его, о чем он больше всего жалеет в жизни, чем гордится. Мой интерес искренен, и он помогает мне создать сначала внутри себя, а затем на бумаге образ своего героя» [5].
Существует вопрос: о каждом ли человеке можно написать очерк?
Портретный
очерк разрабатывает
Это не простая биографическая справка. Жизнь человека нельзя раскрыть в ее нравственной красоте, в богатстве ее творческого проявления, подменяя рассказ о ней изложением анкетных данных или описанием технологии труда героя [3].
В удачном портретном очерке характер героя дается, как правило, в нетривиальной ситуации. Поэтому для автора очень важно обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характера героя, его таланта, упорства, трудолюбия и других значимых, с точки зрения достижения цели, качеств. В том случае, когда такой «участок» обнаружить не удается, автору труднее рассчитывать на создание интересного материала. Так полагает исследователь А.А. Тертычный. У писателя и журналиста Константина Паустовского другое мнение о том, о каждом ли человеке можно написать портретный очерк, - Чтобы написать хороший очерк, надо обладать способностью открыть в человеческом сердце то, что может быть давно забыть, потонуло в сутолоке ежедневных забот. Хороший очерк заставляет читателей вспомнить, кто они сами по своей сути, чего хотят о чем мечтают
Естественен вопрос: о каждом ли человеке можно написать очерк? Да. Главное - суметь найти в своем собеседнике какую-то «изюминку», подчеркнуть особенность его профессии или хобби, рассказать о его необычных взглядах. Одним словом, создать живой образ, который не оставит читателя равнодушным. Запомните, что портретный очерк не должен быть похож на краткое изложение биографии. Настоящий очерк возникает в результате художественного анализа личности героя и похож на рассказ или новеллу [5].