Очистка сточных вод нефтебазы


1 Анализ очистки сточных  вод нефтебаз

1.1 Характеристика, состав  и свойства сточных вод Нефтебаз

Производственные сточные  воды нефтебаз кроме обычных загрязнений  содержат в значительных количествах  нефтепродукты. Их поведение в сточных  водах определяется происхождением, видом и товарным сортом. Источником получения товарных нефтепродуктов (моторное и котельное топливо, смазочные  масла и др.) является природная  нефть. Она представляет собой очень  сложную смесь органических соединений переменного состава, основная часть  которой состоит из парафина и  нафтепов —углеводородов предельного  ряда. Кроме них в состав нефти  входят различные смолы, асфальтены, сера.

          В результате промышленной переработки природной (сырой) нефти из нее получают автомобильнбе, дизельное и реактивное горючее, котельное топливо (мазуты) и смазочные материалы. Товарные сорта моторных горючих представляют собой смеси из нескольких составных частей. Та часть горючего, которая входит в состав в наибольшем количестве, называется базовым топливом. Базовыми топливами для моторных горючих являются следующие продукты различных процессов переработки нефти: бензины, лигроины, керосины, газойли, соляровые дистилляты. Для улучшения антидетонационных и физико-химических свойств, например, бензинов к ним в качестве компонентов от 5 до 40 % добавляют парафиновые углеводороды, ароматические углеводороды, кислородсодержащие соединения. Повышение эксплуатационных свойств бензинов (улучшение сгорания и химической стабильности, уменьшение нагарообразования и коррозионного действия, предотвращение скопления статического электричества) осуществляют введением присадок до 1-2 %.

        Особое место при рассмотрении вопросов водоотведення нефтебаз занимают присадки — антидетонаторы горючего. Наиболее эффективными антидетонаторами бензина являются метал- лоорганические соединения: тетраэтилсвинец, нентакарбонил- железо и др. Тетраэтилсвинец — наиболее распространенная присадка, вводится в составе этиловой жидкости в некоторые сорта автомобильных бензинов в концентрации 0,4—0,8 г/кг, вавиационные бензины 2,5—3,3 г/кг. Дизельное топливо представляет собой смесь

 

 


керосиновых, газойлевых и  соляровых фракций крекинга нефти. Компонентами дизельного топлива служат продукты синтеза окиси углерода и водорода, каталитический газойль  и другие продукты. Реактивное горючее  является продуктом типа керосина. Остаточные продукты переработки нефти  используются в качестве котельного топлива (мазутов). И Из вышеизложенного  видно, что в производственных сточных  водах нефтебаз в качестве загрязнений  присутствует сложная смесь нефтепродуктов переменного состава и разнообразных  физико-химических свойств. Основными  особенностями, определяющими поведение  меньшая плотность по сравнению  с плотностью воды (бензин0,70—0,76, дизельное  топливо 0,8—0,9, реактивное топливо ,8—0,85, мазут 0,94—1,0 г/см3) и низкая растворимость. Последняя для легких фракций  нефти (бензинов) в воде не превышает 20—30 мг/л, для керосинов 70—90 мг/л, а  для тяжелых фракций она практически  равна нулю. Нефтепродукты, попав  в воду, в основной массе находятся  в грубодисперсном (капельном) состоянии  и ввиду меньшей плотности  легко выделяются на поверхность  воды, образуя плавающую пленку или  слой. Другая, меньшая,нефтепродуктов в воде, являются их часть нефтепродуктов может оказаться в тонкодиспергированном  состоянии, образуя эмульсию «нефть в воде». Эмульсией, как известно, называется система, состоящая из двух взаимонерастворимых жидкостей, одна из которых диспергирована в виде мельчайших капелек в другой. Эмульсии в сточных водах нефтебаз возникают  при сильно турбулизован- ном движении жидкости в канализационной сети, обмыве поверхностей оборудования и  производственных площадей струями  воды и пара, разогреве темных нефтепродуктов острым паром, перекачке сточных  вод центробежными насосами. Образовавшаяся эмульсия является весьма устойчивой системой, не разрушающейся в течение  длительного времени. Устойчивость эмульсии зависит от крупности и  концентрации эмульгированных частиц, электрокинетических свойств системы, поверхностного натяжения жидкости, наличия в воде стабилизаторов эмульсии и др. Крупность эмульгированных  частиц является одним из главных  факторов устойчивости эмульсии. При  уменьшении размеров капелек действие гравитационных сил убывает и  начинают превалировать силы, удерживающие их в стабильно взвешенном состоянии. Для тонкодисперсных систем характерна, например, кинетическая устойчивость, обусловленная тепловым (броуновским) движением частиц. Принято считать, что истинная эмульсия образуется при  коллоидальных размерах капелек  нефтепродуктов (примерно 0,1 мкм). Но в  сточных водах, содержащих нефтепродукты, стойкие эмульсии наблюдаются и  при значительно больших размерах капелек. Причиной стойкости таких эмульсий является относительно небольшая концентрация частиц нефтепродуктов в сточных водах, при которой вероятность их взаимного столкновения и коагуляции невелика.

       Существенное влияние на устойчивость эмульсии оказывает поверхностное натяжение жидкости. Оно в сточных водах нефтебаз может существенно понижаться под влиянием эмульгаторов, к числу которых относятся мыла и синтетические моющие средства, используемые при моечных операциях. Стабилизаторами эмульсии могут быть механические примеси сточных вод, которые покрывают капельки нефтепродуктов и препятствуют коалесценции. эмульсии «мазут в воде» в зависимости от интенсивности механического взаимодействия сред и наличия примесей синтетических поверхностно-активных веществ (моющих средств).

    1. Методы очистки сточных вод нефтебаз


Основным направлением решения проблемы тпредотвращения загрязнения окружающей среды является создание безотходных, малоотходных, бессточных и малосточных производств. В связи с этим при приемке, хранении, транспортировке и выдаче потребителям нефтепродуктов надлежит принимать все необходимые меры по предотвращению или максимально возможному сокращению их потерь. Данная задача должна решаться путем совершенствования технических средств и технологических приемов переработки нефти и нефтепродуктов на нефтебазах и перекачивающих станциях. Наряду с этим полезную роль могут выполнять местные сборные устройства различного назначения, позволяющие собирать проливы или протечки продуктов в чистом виде, не допуская их удаления с помощью воды. При ограниченных возможностях использования вышеупомянутых средств на нефтебазах образуются сточные воды, загрязненные нефтепродуктами. В соответствии с требованиями существующих нормативных документов они подлежат довольно глубокой очистке. Технология очистки нефтесодержащих вод определяется фазоводисперсным состоянием образовавшейся системы нефтепродукт — вода. Поведение нефтепродуктов в воде обусловлено, как правило, меньшей их плотностью по сравнению с плотностью воды и чрезвычайно малой растворимостью в воде, которая для тяжелых сортов близка к нулю. В связи с этим основными методами очистки воды от нефтепродуктов являются механические и физико-химические. Из механических методов наибольшее применение нашло отстаивание, в меньшей мере —фильтрование и центрифугирование. Из физико-химических методов серьезное внимание привлекает флотация, которую иногда относят и к механическим методам. Важную роль при очистке нефтесодержащих вод выполняют коагуляция и флокуляция. В отдельных случаях используется сорбция с применением активированных углей. Кроме физико-химических методов для глубокого обезвреживания нефтесодержащих вод прибегают к химическим методам— окислению хлором и озоном. В смеси с бытовыми сточными водами можно очищать воду от нефтепродуктов на сооружениях биологической очистки. Отстаивание нефтесодержащих сточных вод в нефтеловушках является наиболее старым технологическим приемом, которым широко пользовались до недавнего прошлого как единственным средством очистки сточных вод на нефтебазах. Фундаментальные исследования процесса в нефтеловушках выполнены во ВНИИ Водгео. Они впоследствии дополнялись и уточнялись другими исследователями и опытом эксплуатации и легли в основу действующих нормативных документов в части проектирования нефтеловушек [СНиП Н-32—74. Канализация, Наружные сети и сооружения, 1975 г.]. Сложившийся опыт проектирования нефтеловушек изложен в настоящей работе без повторения общеизвестных научных обоснований. Это относится и к процессам фильтрования и центрифугирования. В области флотационной очистки сточных вод серьезные исследования выполнены в нашей стране в АКХ им. К. Д. Памфилова (Н. А. Лукиных, 1949—1980 гг.), во ВНИИ Водгео (И. Л.Монгайт, И. Д. Родзиллер, 1958 г.), во ВНИИ нефтяного хозяйства (В. Г. Перевалов и В. А. Алексеева, 1969 г.), во ВНИИ железнодорожного транспорта (И. И. Караваев и Н. Ф. Резник, 1966 г.), в УИИВХ (А. И. Мацнсв, 1976 г.) и др. Они сыграли положительную роль в решении возникавших в свое время технологических задач. На современном этапе потребности практики возросли и усложнились, появились новые фундаментальные исследования по теории взаимодействия фаз при флотации малых частиц, изложенные в работах Б. В. Дерягииа, С. С. Духина, Н. Н. Рулева A960—1981 гг.). Назрела необходимость углубленного изучения практической технологии флотационной очистки сточных вод, и прежде всего процессов напорной флотации. Несмотря на очевидную перспективность и большие масштабы применения напорных флотационных установок у нас в стране и за рубежом, до сих пор этот метод изучен недостаточно.

        В настоящее время практически отсутствуют научно обоснованные рекомендации по расчету и технологическому анализу работы установок напорной флотации и рациональному конструированию флотационного оборудования. Нормативные документы Госстроя СССР (СНиП П-32—74 и «Руководство по проектированию и расчету флотационных установок для очистки сточных вод», ВНИИ Водгео, 1978 г.) содержат лишь самые общие указания по проектированию флотационных установок, что не может удовлетворить потребности практики. С точки зрения повышения эффективности


напорной флотации, как  весьма перспективного метода очистки  нефтесодержащих сточных вод, и  получения возможности оптимизации  работы флотационных установок необходимо знать закономерности процессов, происходящих в их основных элементах: напорном резервуаре, флотационном резервуаре (флотаторе) и  дросселирующем устройстве. Научные  исследования в указанном направлении начинают только развиваться. Отечественные и зарубежные публикации ограничиваются несколькими десятками 6 статей в периодической литературе. В настоящей работе делается попытка обобщить имеющиеся научные данные по напорной флотации нефтесодержащих сточных вод. Основой обобщения служат собственные исследования автора с сотрудниками, впервые попытавшимися в научном плане комплексно рассмотреть наиболее важные вопросы напорной флотации. Степень их научной проработки различна и не претендует на исчерпывающее решение проблемы, весьма сложной и масштабной. Однако во всех случаях автор стремится довести результаты до инженерных рекомендаций, необходимых практическим работникам, занятым исследованием, проектированием, строительством и эксплуатацией установок напорной флотации. Приведенные в книге результаты научных исследований необходимо рассматривать как первый шаг в углубленном изучении технологии напорной флотации, который призван побудить специалистов расширить масштабы исследований и со временем создать теоретическую базу этого нового и перспективного метода очистки нефтесодержащих и других видов сточных вод. Большое практическое значение имеют данные о закономерностях коагуляции нефтесодержащих сточных вод, которым в работе уделено должное внимание. С достаточной для практики глубиной в книге освещены вопросы сорбционной очистки нефтесодержащих вод. В обзорном плане рассмотрена технология озонирования и термического обезвреживания сточных вод. В настоящее время привлекают внимание электрохимические методы, в основном электрокоагуляция и электрофлотация. В этой технологии, не нашедшей пока широкого промышленного применения, есть ряд особенностей, которые с необходимой для практики полнотой освещаются в данной работе, что поможет дальнейшему производственному освоению электрохимических методов. Большими возможностями для глубокой очистки сточных вод, в основном от растворенных нефтепродуктов, обладает биохимический метод. Его практическое применение на нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводах дает положительные результаты. Однако в системе предприятий для хранения и транспорта нефтепродуктов его еще предстоит внедрять. Для более глубокого понимания сущности и особенностей биохимических процессов при очистке нефтесодержащих сточных вод в книге приведены минимально необходимые научные данные. Практическое применение метода должно опираться на уже сложившийся опыт разработки и использования сооружений биохимической очистки сточных вод вообще. В связи с этим в книге рассмотрены технологические схемы, основные вопросы устройства и проектирования сооружений биохимической очистки сточных вод и обработки осадков в масштабах современных нефтебаз и других аналогичных предприятий.

1.3 Технологическая схема очистки сточных вод нефтебаз


        Для очистки сточных вод  от нефтепродуктов в настоящее время применяют механические,  физико-химические, химические и биологические методы. Из механических методов практическое значение имеют отстаивание,  центрифугирование и фильтрование; из физико-химических —  флотация, коагуляция и сорбция; из химических — окисление хлором (хлорирование), окисление озоном (озонирование). Биологические методы основаны на способности аэробных  микроорганизмов — минерализаторов перерабатывать (окислять)  некоторые органические соединения, входящие в состав  нефтепродуктов, как правило, в смеси с бытовыми сточными водами. Ввиду сложности состава очищаемых нефтесодержащих вод и высоких требований к степени очистки в технологических схемах очистных станций используются комбинации различных методов. На рис. 2.1 приведены наиболее распространенные технологические схемы очистки сточных вод от  нефтепродуктов, применяемые на нефтебазах и других хранилищах  нефтепродуктов. Там же дана ориентировочная характеристика  эффективности этих схем по очистке воды. В отдельных случаях по требованию контрольных органов на выпуске очищенных сточных вод в водоем  предусматриваются так называемые буферные пруды, основная функция  которых заключается в повышении надежности, т. е. в  предохранении водоемов от загрязнения при возможных нарушениях установленного режима работы очистной станции. По своему устройству буферные пруды аналогичны прудам  дополнительного отстаивания. При невозможности сброса сточных вод в окружающую среду они подвергаются испарению или  сжиганию. Там, где позволяют местные условия, нефтесодержащие воды могут быть доочищены на сооружениях биологической очистки преимущественно совместно с бытовыми сточными водами. Для более глубокого обезвреживания воды, прошедшей  механическую, флотационную и иногда биологическую очистку от  нефтепродуктов, в последнее время наряду с сорбцией  используется озонирование.

 

 


Рис.1 Принципиальные технологические  схемы очистки сточных вод  от нефтепродуктов.

Схемы: а – механической (грубой) очистки; б – с доочисткой в прудах дополнительного отстаивания; в – с доочисткой фильтрованием; г – с доочисткой напорной флотацией; д -  с глубокой доочисткой после напорной флотационной установки на механических и сорбционных фильтрах.

СВ – сточная вода; ПЛ – песколовка; НЛ- нефтеловушка; ПО – площадка для отстаивания; МФ – механический фильтр; БП буферный пруд; РГВ – резервуар горячей воды. НФУ – напорная флотационная установка; СУФ – сорбционный угольный фильтр.


2 Характеристика ООО «бурят  – терминал»

2.1 Общая характеристика района расположения

            Терминал ООО «Бурят - терминал» (далее нефтебаза) расположена в РБ городе Улан-Удэ, улица заовражная 1. Нефтебаза эксплуатируется с 1978 г.

Действующая промышленная площадка терминала расположена в населенном пункте со сложившейся жилой застройкой. С южной стороны к площадке примыкают подъездные железнодорожные пути к нефтебазе, далее река Уда. С восточной стороны нефтебазы находятся: Складские помещения, лесной массив. С западной стороны промышленной площадки располагается гаражный кооператив далее жилой массив. С северной стороны расположен поселок Стеклозавод.

Расстояние от предприятия  до:

  • железнодорожной станции города  – 7 км;
  • аэропорта  –14  км.

В зависимости от категории  нефтебаз устанавливается минимально допустимые (с точки зрения пожарной безопасности) расстояния до соседних объектов. Наиболее пожароопасным объектами  являются резервуары. Поэтому за критерий деления нефтебаз на категории по пожароопасности принята общая  вместимость нефтебазы (суммарный  объем хранимых нефтепродуктов в  резервуарах и таре). Улан-Удэнский нефтяной терминал относится к I категории, так как общая вместимость нефтебазы свыше 100 000 м3. Минимальное расстояние от нефтебазы I категории до других объектов принимается по СНиП 2.11.03–93 и приведено в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 


Таблица 1 – Расстояние от нефтебазы до других объектов в метрах

Объект

Расстояние от терминала

 

Минимальное расстояние

от нефтебазы I категории

       

Стеклозавод

320

 

200

       

Ближайшее строение

200

 

200

       

Автомобильная дорога М 55

200

 

75

       

Гаражи

250

 

50


 

Расстояние от Улан-Удэнского  нефтяного терминала до различных  объектов соответствует строительным нормам и правилам.

            Краткая характеристика земель района расположения нефтебазы


Рельеф площадки терминала  возвышенный, слабо всхолмленный. Абсолютные отметки колеблются в пределах от 5 до 8 м с небольшим уклоном с севера на юг. Территория предприятия ограждена. Существующая планировка площадки нефтебазы представлена насыпным грунтом смешанного состава, мощностью от 0,7 до 2,6 м, которые характеризуются неравномерной сжимаемостью, анизотропией прочностных, деформационных и фильтрационных свойств. Грунты почвы сложены суглинками мягко-пластичной консистенции, содержащими включения гравия, гальки и редких валунов, обладающих низкими прочностными и деформационными свойствами. Почвенно-растительный слой практически отсутствует. Высокий уровень стояния грунтовых вод, местность вокруг нефтебазы частично заболочена. Район расположения предприятиясейсмичен, вероятность карстовых явлений мала. Оползни, сели и лавины отсутствуют. Сильные наводнения  не исключены.

            Климатические условия в районе расположения предприятия

Согласно СНиП 23–01–99 «Строительная  климатология» климат района резко-континетальный. Положение района в северных широтах  обуславливает сравнительно небольшое  поступление солнечной энергии, из-за чего влага испаряется медленно,  атмосферные осадки сравнительно невелики, в районе не высокая влажность  и не большая облачность. Важную роль в формировании климата играет атмосферная циркуляция. С севера и северо-востока (28% случаев) приходит холодный арктический воздух, вызывающий сильные морозы зимой и повышенные температуры летом. С востока и юго-востока (26% случаев) поступает континентальный воздух, который определяет ясную погоду – зимой морозную, летом относительно теплую. Со стороны Атлантики поступает влажный воздух, оказывающий смягчающее влияние на климат. Это сопровождается ветреной, пасмурной погодой.

            Радиационный баланс. Температура воздуха и почвы


Наибольшая продолжительность  солнечного сияния наблюдается в  июле – 268 часов. За год 120 дней без солнца. Суммарная солнечная радиация за год составляет 3 029 МДж/м2. Положительный радиационный баланс начинается в апреле и заканчивается в сентябре. Максимум радиационного баланса отмечается в июне – июле (315 МДж/м2), минимум в декабре (–37 МДж/м2). Средняя годовая температура воздуха составляет 0,8оС. Самыми холодными месяцами являются январь и февраль. Средняя минимальная температура в эти месяцы достигает: январь –20,1оС, февраль –16,7оС. Абсолютный минимум температуры –50оС. Самыми теплыми месяцами являются июль и август. Средняя максимальная температура воздуха наиболее жаркого месяца (август) 20,8оС. Абсолютный максимум температуры составляет 43оС. Зима начинается в 3-ей декаде октября. Средние температуры воздуха и поверхности почвы 3-ей декады октября –0,4оС и –1оС. Средние положительные температуры атмосферного воздуха и поверхности почвы начинаются в 3-ей декаде апреля, соответственно, 1,6оС и 1оС. Устойчивое промерзание почвы начинается в октябре и продолжается, достигая максимума в середине апреля. Средний из абсолютных максимумов и минимумов температуры поверхности почвы 43оС и –37оС, соответственно. За начало весны принимается устойчивый период перехода средней суточной температуры через 0оС – конец апреля, начало мая. Для весны характерны частые возвраты холодов и установление кратковременного снежного покрова. Лето, за начало которого принимается переход средней температуры через 10оС, наступает в первой декаде июня. В начале лета возможны заморозки. Понижение температуры воздуха осенью происходит медленно. Осень наступает в сентябре. Переход температуры через 0 оС обычно происходит в октябре.

            Ветер. Устойчивость атмосферы

На территории нефтебазы  в течение всего года преобладают  ветры юго-восточного, южного, юго-западного, западного и северо-западного  направлений. В летний период повторяемость  южных направлений уменьшается, северных увеличивается. В холодный период ветры наиболее устойчивы  по направлению и наибольшие по силе. Среднегодовая скорость ветра в  районе терминала составляет 3,6 м/с. Наибольшая скорость ветра бывает в дневное время, особенно в теплый период года, наименьшая – в ночные и предутренние часы.

            Влажность, осадки, снежный покров

В среднем в год выпадает 675 мм осадков. С октября по апрель, в основном, выпадает снег, с апреля по октябрь – дождь. Смешанные осадки свойственны апрелю, маю, сентябрю, октябрю. Снежный покров на территории характерен для октября – апреля. Наибольшая высота снежного покрова за зиму составляет 70 см, при средней и минимальной 42 и 12 см, соответственно. Плотность снежного покрова средняя при наибольшей высоте и составляет 210 кг/м3. Наибольший средний запас воды за зиму – 139 мм. Число дней со снежным покровом – 175. Неблагоприятные метеорологические условия (НМУ) для района нефтяного терминала характеризуются показателями, приведенными в таблице 2.

Таблица 2 – Показатели, характеризующие НМУ для района нефтебазы

Показатель

Месяц

 

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Порывы ветра, м/с

37

31

38

28

25

25

24

25

26

27

27

26

Максимальная скорость ветра, м/с

18

17

20

20

17

20

17

20

20

20

20

17

Среднее число дней со скоростью  ветра не менее 15 м/с

0,6

0,2

0,5

0,2

0,4

0,7

0,3

0,3

0,4

0,7

0,4

0,5



Приведенные выше данные показывают, что для территории присущи конвективно-изотермические условия формирования устойчивости атмосферы, что способствует рассеиванию  загрязняющих веществ (ЗВ), выбрасываемых  в атмосферу, от источников выбросов.

 

2.2 Характеристика технологических процессов производства

       В 1992 г. началась структурная перестройка нефтяной промышленности России: по примеру западных стран стали создавать нефтяные компании, контролирующие добычу и переработку нефти, а также распределение получаемых из нее нефтепродуктов. Первой такой компанией стало предприятие «Роснефть». В настоящее время «Роснефть» является одной из крупных российских нефтяных компаний, управляющих более чем 40 дочерними обществами с ограниченной ответственностью в 19 регионах страны . Успешной работе компании во многом способствует ее сырьевая база, которая исчисляется более чем 850 млн т извлекаемых запасов нефти и более чем 1,6 трлн м3 газа. «Роснефть» ведет работы на 276 месторождениях. Терминал предназначен для бесперебойного снабжения нефтепродуктами Республики Бурятия, В настоящее время грузооборот терминала составляет 4 млн. тонн в год. Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

  1. Обеспечение приема, хранения и отпуска нефтепродуктов. Хранение осуществляется в наземных вертикальных резервуарах вместимостью от 400 м3 до 20000 м3. Общий объем существующих резервуаров для нефтепродуктов – 231825 м3, в том числе для, м3:

нефти….…….……………………………….…..60 000

мазута…….………………………….…….……..28 000

дизельного топлива…………….….……………..70 000

авиационного керосина ТС…….…………….…2 225

топлива КТ……….…….………………………….30 000

автомобильных бензинов………………………..41 600

Поступление нефтепродуктов производится железнодорожным транспортом, отгрузка автотранспортом. Имеются  два железнодорожных подъездных путей. Слив из железнодорожных цистерн  осуществляется на трех железнодорожных  эстакадах:

  • односторонняя, для слива мазута на 15 цистерно-мест;
  • двухсторонняя, для слива светлых нефтепродуктов на 30 цистерно-мест;
  • двухсторонняя, для слива нефти на 52 цистерно-места.

Слив мазута осуществляется горячим нефтепродуктом, что позволяет  избежать обводнения. Кроме того, имеется  отдельный изолированный коллектор  для слива авиационного керосина ТС-1, что исключает его смешение с другими нефтепродуктами. Производственные возможности нефтебазы позволяют переваливать без потери качества дизельное топливо (зимнее, летнее и арктическое), авиационный керосин ТС-1, мазут (М-40, М-100). На территории терминала расположены две насосных станций для светлых и темных нефтепродуктов, в которых установлены насосы, осуществляющие слив из железнодорожных цистерн.


  1. Организация и осуществление сбора и переработки (утилизации) отработанных нефтепродуктов и отходов производства.
  2. Поставка нефтепродуктов предприятиям и организациям Республике Бурятия.
  3. Реализация нефтепродуктов через автозаправочные станции (АЗС).
  4. Замер и учет нефтепродуктов.

Таким образам по назначению Улан-Удэнский нефтяной терминал относится к перевалочно-распределительной базе.

Для более четкого проведения всех операций и по противопожарным  соображениям объекты нефтебазы  располагают в следующих зонах:

  • зона приема и отпуска нефтепродуктов: железнодорожные подъездные пути, сливо-наливные эстакады и площадки, водные причалы, насосные станции и технологические трубопроводы;
  • зона хранения: резервуарные парки, технологические трубопроводы, система замера и учета количества нефтепродуктов в резервуарах;
  • зона отпуска нефтепродуктов (оперативная): эстакады для налива автоцистерн, разливочные для налива нефтепродуктов (главным образом масел) в бочки, склады для затаренных в бочки нефтепродуктов, лаборатория для анализа качества нефтепродуктов, цех по регенерации масел, цех по затариванию масел в мелкую тару (бидоны, пакеты);
  • зона вспомогательных технических сооружений: механическая мастерская, котельная, трансформаторная подстанция, цех по ремонту тары, материальный и топливный склад;
  • зона административно-хозяйственных сооружений: контора нефтебазы, пожарное депо, помещение охраны, гараж;
  • зона очистных сооружений: установки для приема и очистки производственных, бытовых и ливневых стоков.

 

 

2.3 Характеристика сточных вод нефтебазы


            На Улан-Удэнском терминале технологические, в том числе, балластные, льяльные сточные воды и поверхностный сток накапливаются в пяти буферных резервуарах объемом 5000 м3 каждый. Из буферных резервуаров стоки самотеком поступают в 3-х секционную нефтеловушку, из которой они через насосную станцию направляются на напорные флотаторы (всего 3 флотатора), работающие с флокулянтом ВПК-402. После флотаторов стоки через пруды дополнительного отстаивания отводятся по коллектору в реку Проезд (выпуск №1). Бытовые сточные воды предприятия совместно с бытовыми стоками жилого поселка проходят биологическую очистку, хлорируются, затем смешиваются с очищенными хозяйственно-бытовыми стоками , после чего сбрасываются в реку. На балансе предприятия также имеется выпуск №2 в реку Уда, который представляет собой сброс условно-чистых сточных вод от котельной и ливневых вод южного промузла предприятия. Перед сбросом в реку, на выпусках из открытых канав, имеются две нефтеловушки, которые не обеспечивают требуемую степень очистки стоков, предъявляемую природоохранными органами. Качественная характеристика очищенных сточных вод, сбрасываемых в реку Проезд, приведена в таблице 3. Концентрация загрязнения сточных вод, сбрасываемых в водоем, определяется и контролируется лабораторией нефтебазы. Значения предельно допустимых концентраций (ПДК) приведены согласно «Перечня рыбохозяйственных нормативов: предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) вредных веществ для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение».

Таблица 3 – Качественная характеристика сточных вод

Вещество

Концентрация загрязнения  сточных вод после очистки, мг/л

Предельно допустимая концентрация, мг/л

     

Аммоний-ион

1,92

0,50

     

Биохимическая потребность  в кислороде (БПКп)

4,77

3 – 4

     

Взвешенные вещества

2,68

3

     

Нефтепродукты

0,14

0,05

Нитрат-анион

0,39

40

     

Нитрит-анион

0,06

0,08

     

Сульфаты

37,13

100

Синтетические поверхностно-активные вещества (СПАВ)

0,22

0,1

     

Хлориды

41,45

300

     

Фосфаты

0,68

0,15

     


Таким образом, концентрация сбрасываемых ЗВ в реку Уда не значительно превышает предельные нормативы. Обследование строительных конструкций очистных сооружений показало пригодность их дальнейшей эксплуатации. Это объясняется длительным сроком эксплуатации и суровыми климатическими условиями, поскольку сооружения расположены на открытой площадке. Кроме того, расход сточных вод меняется в очень широких пределах. При малом расходе в зимний период наблюдается замерзание воды в сооружениях. Это является причиной разрушения бетонных конструкций и трубопроводов. Если учитывать планируемое увеличение грузооборота терминала, а соответственно и его водоотведение, то существует тенденция к увеличению сбрасываемых ЗВ. Рост негативного влияния сточных вод нефтебазы на природную среду вызывает опасение. Имеющиеся очистные сооружения не обеспечивают очистку промышленных сточных вод, поэтому возникла необходимость в их модернизации.

Очистка сточных вод нефтебазы