Ощущение и восприятие

ВВЕДЕНИЕ

Тема ощущения и восприятия в психологии актуален уже многие годы.

Причиной актуальности может служить следующее: человек живёт и

постоянно совершенствуется. То есть он познаёт всё новое каждый день, каждый час, каждую минуту и секунду. А для того чтобы познавать мир человек всегда вступает в тесный контакт с ним. И именно при помощью таких процессов, как ощущение и восприятие, этот контакт осуществляется.

Методологической основой для курсовой работы являются труды таких ученых и психологов, как Лурия А.Р., Сепп Е.К., Рубинштейн С.Л., Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов, Немов Р., Б.М. Галеев, Э.Титченер, Грегори Р.Л., Морозов В. П., Галунов В. И., Вартанян И. А.

Объект исследования – феномен ощущения и восприятия: теоретический анализ.

Предмет исследования – характеристика видов ощущения и восприятия.

Цель исследования является раскрытие сущности и свойств таких двух важных познавательных психических процессов как ощущение и восприятие.

Задачи:

- изучить теоретическую  литературу по теме;

- дать общую  характеристику «Ощущения и Восприятия»;

- показать сходства  и различия этих психических  процессов.

Методы исследования: теоретические (анализ и синтез литературы), эмпирические (анализ документов и продуктов деятельности), методы сравнения.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОЩУЩЕНИЯ

          1.1 Сущность процесса ощущения

Ощущение — это отражение отдельных свойств, предметов и явлений, воздействующих на органы чувств в данный момент.

Критерием для разграничения сенсорных и перцептивных процессов является целостность и предметность образа. Ощущения, отражающие отдельные стороны воспринимаемой действительности, не относятся к конкретному объекту с предметным значением. Результатом процесса ощущения является парциальный образ мира, так как в ощущении отражаются отдельные свойства или признаки объектов. Восприятие, как отражение целостного объекта или явления, включает в себя его предметное значение.

Выделение ощущения как базового, исходного уровня познавательной сферы соответствует учению В. Вундта, который выделил следующие виды организации познавательных процессов: ощущение, восприятие, память, мышление, речь, сознание. В качестве критерия этой классификации им был использован принцип возрастающей сложности и качественной специфики ощущений. Он предложил разделить рецепторы, которые специализируются на приеме механической, химической или световой энергий.

Ощущения являются начальным процессом познания. В процессе ощущений происходит непосредственный контакт с раздражителями, в результате чего у человека возникают осознанные знания о качествах или признаках предметов или явлений. И тогда человек научается дифференцировать соленое, сладкое, горячее, холодное, тяжелое, давящее, шероховатое и другие свойства.

В процессе ощущений происходит обнаружение и кодирование энергии физического мира. Затем информация, полученная с помощью органов чувств и нервной системы, перерабатывается, интегрируется, трансформируется и превращается в чувственный опыт, дающий представление о видимом, слышимом, осязаемом, обоняемом и т.д. Но процессы ощущения и восприятия не происходят сами собой. Они требуют сенсорной и перцептивной активности субъекта познания, благодаря которой он сможет адаптироваться к тем воздействиям, которые непосредственно и реально падают на его органы чувств.

 

          1.2 Ощущение в свете теории отражения

Материалистическое учение об ощущении утверждает, что предметы и их свойства первичны, ощущения же - результат воздействия материи на органы чувств.[1] При этом ощущения дают нам верный снимок с объективной действительности, т. е. отражают мир таким, каким он существует, Критерием истинности ощущений, как и всякого иного отражения действительности, служит практика, деятельность субъекта.

    Ленинская теория отражения противостоит ненаучным, идеалистическим учениям об ощущениях. С одной стороны, это трактовка ощущений субъективными идеалистами (Беркли, Юмом, Махом и др.) как единственной реальности, в результате чего мир рассматривается ими лишь как совокупность ощущений. С другой стороны, это концепция, для которой ощущения - только условные знаки, символы внешних воздействий (И. Мюллер, Гельмгольц). Эта теория исходит из специализации рецепторов к определенным видам раздражителей и отдельных частных фактов, состоящих в том, что одни и те же раздражители, воздействуя на различные органы чувств, могут вызывать различные ощущения. Так, сетчатка глаза дает световые ощущения при воздействии на нее как светом, так и электрическим током или давлением. В то же время механический раздражитель может вызвать ощущение давления, звука или света в зависимости от того, действует ли он на кожу, ухо или глаз. Основываясь на этих фактах, И. Мюллер выдвинул свой принцип специфической энергии органов чувств. Согласно идее Мюллера, ощущение зависит не от качества раздражителя, а от специфической энергии органа чувств, на который воздействует этот раздражитель. Значит, делает вывод Мюллер, не существует сходства между нашими ощущениями и предметами внешнего мира и ощущения являются лишь символами, условными знаками последних.

    В действительности же, хотя приведенные Мюллером факты правильны, они не имеют всеобщего значения. Во-первых, не все раздражители являются такими универсальными, как электрический ток или механический раздражитель. Звуки, запахи и другие раздражители, действуя на глаз, не вызовут зрительных ощущений. Аналогично свет и запах не могут вызвать слуховых ощущений. Значит, такие относительно универсальные раздражители, как электрический ток и механический раздражитель, представляют собой редкие исключения. Во-вторых, ощущения, вызываемые различными раздражителями, воздействующими на один и тот же рецептор, не одинаковы по качеству. Так, механический удар или электрический ток, воздействуя на ухо, вызывает грубое слуховое ощущение, которое нельзя сравнить с богатством слуховых ощущений, вызванных воздушными колебаниями.

    Следует различать раздражители, адекватные для данного органа чувств и не адекватные для него. Сам этот факт свидетельствует о тонкой специализации органов чувств к отражению того или иного вида энергии, определенных свойств предметов и явлений действительности. Специализация органов чувств - продукт длительной эволюции, и сами органы чувств - продукт приспособления к воздействиям внешней среды и поэтому по своей структуре и свойствам адекватны этим воздействиям.

    У человека тонкая дифференцировка в области ощущений связана с историческим развитием человеческого общества, с общественно-трудовой практикой. Обслуживая процессы приспособления организма к среде, органы чувств могут успешно выполнять свою функцию лишь при условии, если они верно отражают ее объективные свойства. Таким образом, здесь действует не принцип "специфических энергий органов чувств", а принцип "органов специфических энергий". Иначе говоря, не специфичность органов чувств порождает специфичность ощущений, а специфические качества внешнего мира породили специфичность органов чувств. Ощущения не являются символами, иероглифами, а отражают действительные свойства предметов и явлений материального мира, воздействующих на органы чувств субъекта, но существующих независимо от него.

 

          1.3 Физиологические механизмы ощущения

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названых Павловым анализаторами, каждый анализатор состоит из 3х частей. 1. периферический отдел – рецепторы. Рецептор – воспринимающая часть анализатора, его основная функция заключается в трансформации внешней энергии в нервный импульс. 2. проводящие нервные пути – (центростремительные, центробежные, афферентные) 3.корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов приходящих из периферических отделов. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение ощущения становится невозможным (зрительное ощущение прекращается при повреждении глаза.). Анализатор - активный  орган, который рефлекторно перестраивается под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, а всегда включает двигательные компоненты. Так, американский психолог Д. Нефф, наблюдая с помощью микроскопа за участками кожи, убедился, что при раздражении их иглой, момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторно-двигательной реакцией этого участка кожи.

 

  1.4 Классификация ощущений

В зависимости от того, какой орган воспринимает действие раздражителя, со стороны чего идет воздействие на рецепторы, каково качество самого раздражителя - от всего этого зависит классификация ощущений. А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена, по крайней мере, по двум основным принципам: систематическому и генетическому. [2]

Так как ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит, естественно, из рецептора, который дает ощущения данного качества или "модальности".

В качестве основных видов ощущений различают кожные ощущения - прикосновения и давления, осязания, температурные ощущения и болевые, вкусовые и обонятельные ощущения, зрительные, слуховые, ощущения положения и движения (статические и кинестетические) и органические ощущения (голод, жажда, половые ощущения, болевые, ощущения внутренних органов и т.д.).

Различные модальности ощущений, так резко друг от друга отдифференцированные, сложились в процессе эволюции. И по настоящее время существуют еще далеко не достаточно изученные интермодальные виды чувствительности. Такова, например, вибрационная чувствительность, которая связывает тактильно-моторную сферу со слуховой и в генетическом плане (по мнению ряда авторов начиная с Ч. Дарвина) является переходной формой от осязательных ощущений к слуховым.

Вибрационное чувство - это чувствительность к колебаниям воздуха, вызываемым движущимся телом. Физиологический механизм вибрационной чувствительности ещё не выяснен. По мнению одних исследователей, она обусловлена костями, но не кожей (М. фон Фрейд и др.); другие считают вибрационную чувствительность тактильно-кожной, признавая за костями лишь резонаторно-физическую функцию (В.М. Бехтерев, Л.С Фрей и др.). Вибрационное чувство является промежуточной, переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью. Одни исследователи (Д. Катц и др.) включают её в тактильную чувствительность, отличая, однако, вибрационное чувство от чувства давления; другие сближают её со слуховой. В частности, школа Л. Е. Комендантова считает, что тактильно-вибрационная чувствительность есть одна из форм восприятия звука. 

Особое практическое значение вибрационная чувствительность приобретает при поражениях зрения и слуха. В жизни глухих и слепоглухонемых она играет большую роль. Слепоглухонемые благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности узнавали приближение грузовиков и других видов транспорта на далеком расстоянии. Таким же образом, посредством вибрационного чувства, слепоглухонемые узнают, когда к ним в комнату кто-то входит.

В некоторых случаях развитие вибрационной чувствительности и особенно умение пользоваться ею достигает такого совершенства, что позволяет слепоглухонемым улавливать ритм музыки, что имело место у Елены Келлер.

Исходя специально из свойств раздражителей, различают механическую чувствительность, включающую осязательные ощущения, кинестетические и т.д.; близкую к ней акустическую, обусловленную колебаниями твердого тела; химическую, к которой относятся обоняние и вкус; термическую и оптическую.

Все рецепторы по месту их расположения подразделяются на три группы: интероцепторы, проприоцепторы и экстероцепторы(предложил классификацию Шеррингтон); соответственно различают интеро-, проприо- и экстероцептивную чувствительность.

В генетическом плане выдвигается еще одна классификация видов чувствительности, представляющая существенный интерес. Она исходит из скорости регенерации афферентных волокон после перерезки периферического нерва, которую Г. Хэд наблюдал на экспериментах, произведенных им над самим собой.

Интерпретируя свои наблюдения о последовательном восстановлении чувствительности после перерезки нерва, Хэд приходит к признанию двух различных видов чувствительности — протопатической и эпикритической. Протопатическая чувствительность — более примитивная и аффективная, менее дифференцированная и локализованная. Эпикритическая чувствительность — более тонко дифференцирующая, объективированная и рациональная; вторая контролирует первую. Для каждой из них существуют особые нервные волокна, которые регенерируют с различной скоростью. Волокна, проводящие протопатическую чувствительность, Хэд считает филогенетически более старыми, примитивными по своему строению и поэтому восстанавливающимися раньше, в то время как эпикритическая чувствительность проводится волокнами филогенетически более молодой системы и более сложно построенной. Хэд считает, что не только афферентные пути, но и центральные образования у протопатической и эпикритической чувствительности разные: высшие центры протопатической чувствительности локализуются, по Хэду, в таламусе, а эпикритической чувствительности — в филогенетически более поздних корковых образованиях. В нормальных условиях протопатическая чувствительность контролируется эпикритической посредством тормозящего воздействия коры на таламус и нижележащие области, с которыми связана протопатическая чувствительность.

При всем интересе, который вызывает теория Хэда, она является все же лишь гипотезой и притом гипотезой, которая некоторыми оспаривается.[3]

В этом вопросе необходимо расчленить две стороны: во-первых, вопрос о правомерности противопоставления двух видов чувствительности как генетически последовательных ступеней, располагающих каждая особым видом афферентных волокон, и, во-вторых, вопрос о наличии функциональных различий между теми или иными видами нормальной чувствительности, выражающихся в более аффективном, менее дифференцированном характере одной и более перцептивном, дифференцированном, рациональном характере другой.

Оставляя открытым первый вопрос, относящийся к специфическому ядру учения Хэда, можно считать бесспорным положительный ответ на второй. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно взять, например, органическую чувствительность, которая доставляет нам по большей части трудно локализуемые, размытые, трудно дифференцируемые ощущения с настолько яркой аффективной окраской, что каждое такое ощущение (голода, жажды и т. д.) трактуется так же, как чувство. Их познавательный уровень, степень дифференцированности субъективно-аффективных и объективно-предметных моментов в них существенно разнятся.

Каждое ощущение, будучи отражающим действительность органическим процессом, включает в себя неизбежно полярность, двусторонность. Оно, с одной стороны, отражает какую-то сторону действительности, действующей на рецептор в качестве раздражителя, с другой — в нем в какой-то мере отражается состояние организма. С этим связано наличие в чувствительности, в сенсорике, с одной стороны, аффективных, с другой — перцептивных, созерцательных моментов. Обе эти стороны представлены в ощущениях в единстве. Но в этом единстве обычно одна сторона в большей или меньшей степени подавляет другую. В одних случаях в сенсорике в той или иной мере преобладает аффективный, в другой перцептивный характер, первый по преимуществу в тех видах чувствительности, которые служат главным образом для регулирования внутренних взаимоотношений организма; второй — в тех, которые по преимуществу регулируют его взаимоотношения с окружающей средой.

Более примитивная чувствительность была, по-видимому, первоначально нерасщепленным, недифференцированным единством перцептивных, аффективных и моторных моментов, отражая нерасчлененные свойства объекта и состояние субъекта. В дальнейшем развитие чувствительности идет по разным направлениям; с одной стороны, виды чувствительности, связанные с регулированием внутренних взаимоотношений, сохраняют аффективный характер; с другой — в интересах правильного приспособления, а затем и воздействия на среду необходимо отображать вещи в их объективных свойствах, независимых от субъекта. Поэтому в процессе биологической эволюции стали формироваться все более специализированные, относительно замкнутые аппараты, которые оказались, таким образом, все более приспособленными к тому, чтобы выражать не общее состояние организма, а отражать возможно более безлично, объективно свойства самих вещей.

В физиологическом плане это обусловлено тем, что периферическое раздражение само по себе не обусловливает однозначно ощущение, а является лишь начальной фазой процесса, в который включены и высшие центры. Притом по мере развития центрального аппарата коры центрифугальные иннервации (идущие от центра к периферии), по новейшим данным, играют, по-видимому, в деятельности сенсорных систем почти столь же значительную роль, как и центрипетальные (идущие от периферии к центру). Это регулирование деятельности отдельных сенсорных систем центральными факторами рационализирует чувствительность и служит в конечном счете тому, чтобы, как бы корректируя локальное раздражение, привести сенсорные качества в сознании в максимальное соответствие с объектом.

Проблема чувствительности разрабатывалась первоначально в плане психофизиологии, которая была по существу частью физиологии. Лишь в последнее время она поднимается в собственно психологическом плане. В психофизиологии ощущения рассматриваются лишь как индикатор состояния органа. Собственно психологическое исследование ощущений начинается там, где ощущения рассматриваются не только как индикаторы состояния органа, а как отражения свойств воспринимаемых объектов. В этом своем взаимоотношении к объекту они являются вместе с тем и проявлением субъекта, индивида, его установок, потребностей, его истории, а не только реакций органа. Психология человека изучает чувствительность человека, а не деятельность органов чувств самих по себе. При этом всякий конкретный процесс ощущения осуществляется конкретным индивидом и зависит от его индивидуальных особенностей, более непосредственно — от его восприимчивости и впечатлительности, т. е. свойств его темперамента.

Переходя к изучению ощущения, мы пойдем от менее дифференцированных и опредмеченных интероцептивных ощущений и проприоцептивных к более дифференцированным и опредмеченным экстероцептивным и от контактрецепторов к дистантрецепторам.

Этот порядок изложения, в котором интероцепция предшествует экстероцепции, никак не означает какого-либо генетического приоритета первой над второй. По-видимому, генетически первичной была рецепция, в которой экстероцептивные и интероцептивные моменты не были еще расчленены; при этом главное значение принадлежало компонентам экстероцептивным.[4]

                                    

     

 

1.5 Зрительные ощущения

Зрительные ощущения имеют огромное значение в познании человеком внешнего мира. Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза, нашего зрительного аппарата. Благодаря зрительным ощущениям мы познаем освещенность и цвет предметов, их размеры, объем, удаленность. Зрительные ощущения помогают человеку ориентироваться в пространстве, координировать свои движения. С помощью зрения человек учится читать и писать.

Светочувствительным органом глаза является сетчатка. В сетчатке осуществляется очень важный этап процесса зрения: свет воздействует на светочувствительное вещество палочек и колбочек и дает начало нервным импульсам, которые передаются по нервным волокнам в затылочную часть мозга. Количество светочувствительных клеток в сетчатке очень велико — около 130 миллионов (примерно 125 миллионов палочек и 3—6 миллионов колбочек). Палочки расположены главным образом по краям сетчатки, а колбочки преобладают в середине сетчатки.

При дневном освещении активны колбочки или колбочки и палочки вместе — в результате мы видим цвета (ощущение хроматических цветов, т. е. всех цветов спектра). При слабом освещении (в сумерки) колбочки прекращают свою работу и зрение осуществляется только аппаратом палочек — человек видит в основном только серые цвета, т. е. все переходы от белого до черного (ахроматическое зрение). Есть заболевание («куриная слепота»), при котором прекращается работа палочек и человек очень плохо или ничего не видит в сумерки и ночью, а днем его зрение остается относительно нормальным.

При резком переходе человека на свет из темноты палочки сетчатки прекращают свою работу, а при переходе со света в темноту выключаются колбочки. Вот почему нельзя читать в условиях неполного освещения. В сумерки необходимо раньше включать электрическое освещение и тем самым не вызывать излишнее напряжение в работе глаза, который приспосабливается к новым условиям, что может быть вредным для него.

Напряжение зрения в условиях плохого освещения может вызывать развитие близорукости у школьников.

О значении условий освещения в происхождении близорукости говорят специальные исследования: в школах, расположенных на широких улицах, близоруких 2—8%; в школах, находящихся на узких улицах, застроенных домами,— 8—15%; в школах, где отношение площади окон к площади пола в классах — 15%, близоруких оказалось 8%; в школах, где это отношение было 20%, близоруких оказалось 6,5%.

Обычно человеческий глаз реагирует на свет, характеризующийся длиной волны от 390 до 760 миллимикронов (миллионых долей миллиметра).

Длина лучей определяет собою ощущение того или иного цвета. Свет с длиной волны около 687 миллимикронов дает ощущение красного, 580 миллимикронов — желтого, 527 миллимикронов — зеленого, 430 миллимикронов — синего и 396 миллимикронов — фиолетового цвета.

Глаз не одинаково чувствителен к лучам разной длины. Наиболее чувствителен глаз к желтым и наименее — к синим лучам. Иногда можно наблюдать явление полного отсутствия чувствительности к хроматическим цветам: такому человеку все предметы кажутся окрашенными в серый цвет. Чаще встречается частичная цветовая слепота на красный и зеленый цвета — дальтонизм.

Дальтонизм встречается у 4% мужчин (т. е. у 4 человек на сто) и только у 0,5% женщин. Дальтонизм является серьезным недостатком зрения, который надо учитывать при выборе профессии. Дальтоники не могут быть допущены во все профессии водительского типа (шоферы, машинисты, летчики), не могут быть художниками-живописцами и т. п.

Цвета отличаются по своей светлоте, зависящей от количества света, который отражается или поглощается поверхностью окрашенных предметов. Поверхности, окрашенные в голубой и светло-желтый цвета, лучше отражают световые лучи, а поверхности, окрашенные в зеленый или красный цвет, отражают лишь незначительную часть всего падающего на них света. Черный бархат отражает лишь 0,03% света, в то время как белая бумага отражает 85% падающего света. Не случайно летом и в жарких местностях люди предпочитают носить белую одежду — в ней не так жарко.

Великий английский физик И. Ньютон однажды провел такой опыт. Он окрасил секторы круга в семь основных цветов спектра. При вращении круга на вертушке, все цвета сливаются, круг кажется белым. Это происходит потому, что возникающий в зрительном анализаторе образ отдельных цветных секторов не сразу исчезает после прекращения действия раздражителя. Он продолжает сохраняться некоторое время в виде так называемого последовательного образа. Время сохранения последовательного образа равно примерно 1/3—1/5 секунды, оно не совсем одинаково у разных людей и при восприятии разных объектов. Таким образом исчезает ощущение мелькания отдельных раздражителей и происходит слияние их в один образ.

На этой особенности работы нашего глаза основано демонстрирование кинофильмов, где 24 кадра в секунду воспринимаются как движущийся, оживший рисунок.

Поле зрения глаза велико, но ясность видения в различных частях этого поля неодинакова: очень плохое видение по краям поля зрения и наилучшее — в середине. Наиболее ясно видит человек в том случае, когда изображение внешних предметов попадает на центральную ямку сетчатки глаза.

Таким образом, большая часть сетчатки служит лишь для общей ориентировки, а для хорошего видения сетчатка обеспечивает нам очень небольшое поле зрения. Однако мы видим в большом поле зрения, хотя и не всегда очень четко. Одновременно мы четко видим наиболее важную для нас в данный момент часть всей картины. Это объясняется большой подвижностью глаза, которая дает ему возможность хорошо использовать особенности своего строения и функционирования.

Человек способен видеть предметы, находящиеся на различном расстоянии от глаза. Оптические свойства глаза меняются при переходе от свободного смотрения вдаль к рассматриванию близких предметов. Эта способность глаза приспосабливаться к ясному видению предметов, различно удаленных, называется аккомодацией глаза.

Такова в общих чертах сложная работа глаза человека, способствующая возникновению разнообразных зрительных ощущений. [5]

 

          1.6 Общие закономерности ощущений

К закономерностей ощущений относятся:

• пороги ощущений [6];

• адаптация [6];

• сенсибилизация (была введена в 1873 нем. учёным Г. К. Фогелем);

• взаимодействие ощущений: компенсация(термин был введён Зигмундом Фрейдом); синестезия [7].

 

Первая из указанных закономерностей является психофизичною, то есть касается отношений между психикой и физическим миром; другие психофизиологическим, т.е. касаются взаимодействия психики и нервной системы человека.

 

Пороги ощущение делятся на абсолютные и относительные; абсолютные пороги бывают верхними и нижними. Все виды ощущений возникают при воздействии соответствующих раздражителей. Однако чтобы вызвать ощущение, необходимо, чтобы интенсивность раздражителя была достаточной. Переход от неосязаемых стимулов к ощутимым происходит не постепенно, а скачками. Минимальная силу раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущений. Дальнейшее увеличение в силу раздражителей, действующих на рецепторы, вызывает или исчезновение ощущения, или болезненное ощущение (например, громкий звук, яркость, что ослепляет глаза). Верхним абсолютным порогом называется максимальная сила раздражителя, при которой еще сохраняется адекватное действующем раздражителю ощущение.

За величину абсолютного порога принимается значение стимула, примерно соответствующее 50% случаев возникновения и отсутствия ощущений. Нижний порог дает количественное выражение для ощущений, что положительно обратной зависимостью: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Величина абсолютных порогов меняется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния анализатору, силы и продолжительности раздражение и т.п.

Кроме величины абсолютных порогов, ощущения характеризуются также относительным порогом. Это величина, на которую должен быть изменен восходящий стимул, который уже вызывает ощущение, чтобы человек заметила, что он действительно изменился. Для раздражителей средней интенсивности эта величина является постоянной. Так, в ощущении давления величина приложении, необходимого для получения едва заметной разницы, всегда должна равняться примерно 1/30 исходного веса, для действия звука 1/10, для действия света 1/100.

Перейдем к изложению психофизиологических закономерностей ощущение.

Адаптация, или приспособление органа к длительному воздействию раздражителю выражается в изменении чувственности - снижении или повышении ее. Различают три разновидности этого явления:

• Полное исчезновение ощущений в процессе длительного воздействия раздражителя. Например, четкое исчезновения обоняния, связанное с любым продолжалось действующим запахом, в то время как чувственность в других запахов сохраняется

• Притупление чувства под влиянием в силу сильного раздражителя. Например, световая адаптация, связана со снижением чувствительности глаза при интенсивном световом раздражении, когда с полутемную комнату попадаешь в ярко освещенное пространство

• Повышения чувственности под влиянием в силу слабого раздражителя. Например, для зрительного анализатора - это адаптация к темноте, а для слухового анализатора - адаптация к тишине.

С адаптацией тесно связано и явление контраста, что отражается в изменении чувственности под влиянием предшествующего раздражителю (или сопровождает его). Так, действие контраста обостряет ощущение кислого после ощущение сладкого, ощущение холодного после горячего и др. Следует отметить также свойство рецепторов задерживать ощущение, что выражается в более-менее продолжительной последействия раздражений. Благодаря этому происходит слияние отдельных ощущений в единое целое, как, например, при восприятии мелодии, картины и др.

Сенсибилизацией называют стойкое повышение чувствительности определенных органов чувств путем их тренировки. Сенсибилизация в ее генезисе привычно является связанным с взаимодействием ощущений.

Ощущение и восприятие