Ощущения и психология личности

План 

 

Введение

 

      Психические процессы, с помощью которых формируются  образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных на каждый данный момент направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере в форме знания о том, что он чего-то хочет. Сама деятельность человека приобретает упорядоченный, целенаправленный характер, благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании в форме представления о какой-то конкретной вещи или в форме абстрактной идеи.

      Все знания самого высокого порядка, например знания о физических и химических свойствах веществ, о явно наблюдаемом устройстве вещей и скрытых от непосредственного взора закономерных отношениях между ними, о людях и их качествах, о самом себе и, наконец, знания об общем устройстве мира, являются результатом интеграции знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов разного уровня сложности. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию и вносит свой особый вклад в формирование внутренне связанной, динамичной, но в то же время целостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и настолько незаметно для нас, что мы в каждый данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов, оттенков, форм, звуков, запахов, в которых необходимо разбираться, чтобы установить, что к чему, и не как картинку, изображенную на каком-то экране, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный светом, звуками, запахами, предметами, населенный людьми, имеющий перспективу и явно воспринимаемый, а также и скрытый, не воспринимаемый в данный момент план. Несмотря на то что с помощью органов чувств в каждый данный момент мы воспринимаем только часть пространства, мы знаем, что пространство окружающего нас мира целостно и непрерывно.

      Все это не было бы удивительным, если бы мы не знали, что весь этот беспредельный в пространстве и времени мир умещается в маленьком пространстве человеческого организма. Удивительное заключается в том, что организм, точнее нервная система, строит весь этот богатый образ мира и к тому же располагает его вне себя, пользуясь впечатлениями, получаемыми только и только с сенсорной поверхности, соприкасающейся с окружающим миром. Сенсорная (от латинского sensus — чувство, ощущение) поверхность тела является тем экраном, на который проецируется окружающий мир, тем единственным средством и источником, с помощью которого нервная система только и может построить все богатство красок и форм этого мира.

      В обыденной жизни мы не отдаем себе отчета в том, что, в частности, зрительно воспринимаемый нами мир — всего лишь его образ. Хотя эти образы представляют собой сложнейшие психические образования, в их формировании принимают участие различные психические процессы, значение которых в структуре целостного образа можно выявить путем искусственного (экспериментального или логического) расчленения этого образа на составные части, а также при нарушениях протекания этих процессов. Принятое в психологии деление единого психического процесса на отдельные познавательные процессы (ощущение, восприятие и др.) является, таким образом, условным. В то же время в основе этого деления лежат объективные специфические особенности каждого из этих процессов, отличающие их друг от друга по тому вкладу, который они вносят в построение целостного образа. В совокупности они составляют своеобразную пирамиду процессов, в основе которой лежит первоисточник завершенного образа — ощущение. Первичность ощущений при этом не означает, что весь образ является простой их суммой. Ощущения дают лишь исходный материал, на основе которого строится целостный образ, дальнейшая же его обработка обусловлена спецификой механизмов, характеризующих познавательные процессы более высокого уровня.

      Ощущение  представляет собой начальную ступеньку  познания человеком окружающего мира. Согласно диалектико-материалестической теории отражения, ощущения есть непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.

      И поэтому цель моей работы состоит  в том, чтобы выяснить в чем  же заключается сущность ощущений, их классификация, а также какова роль ощущений в жизни человека и их влияние на психологию личности.

 

I. Понятие об ощущении

 

      Ощущения, как таковые – достаточно не простые  психические явления, какими кажутся  на первый взгляд, хотя именно их считают начальными источниками всех наших знаний об окружающем мире. В действительности ощущение является продуктом сложной деятельности специальных органов, объединенных в целостные системы. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах и вкус окружающих нас предметов, знакомимся с производимыми ими звуками.

      Итак, ощущение – это отражение в  коре головного мозга отдельных  свойств предметов и явлений  окружающего мира, воздействующих в  данный момент на мозг человека. Если бы человек был лишен всех ощущений, он никакими способами не мог бы познавать окружающий мир и понимать, что происходит вокруг.

      Ощущения  свойственны и животным. Причем некоторые  животные обладают значительно более  острым зрением (например, орлы), чем человек, более тонким обонянием и слухом (собака). Глаза муравьев различают ультрафиолетовые лучи, недоступные глазу человека. Летучие мыши и дельфины различают ультразвуки, которых не слышит человек. Гремучая змея ощущает ничтожные колебания температуры – в 0,001 градуса. Но глаз и ухо человека различают в вещах значительно больше, чем глаз орла или ухо собаки, так как ощущения человека обогащаются его мышлением.

II. Анализаторы как органы ощущений

 

      Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из рецепторов, проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей и центральных корковых отделов анализаторов.

      Анализатор  – сложный нервный механизм, который  производит тонкий анализ окружающего  мира, то есть выделяет отдельные его элементы и свойства. Каждый вид анализатора приспособлен для выделения определенного свойства: глаз реагирует на световые раздражения, ухо – на звуковые, орган обоняния – на запахи. Любой анализатор состоит из трех отделов: 1) периферического отдела, или рецептора (от латинского слова «реципио» - принимать), 2) проводникового и 3) мозгового, или центрального отдела, представленного в коре головного мозга.

      К периферическому отделу анализаторов относятся рецепторы – органы чувств (глаз, ухо, язык, нос, кожа) и специальные рецепторные нервные окончания, заложенные в мышцах, тканях и внутренних органах тела.

      Проводниковый отдел, как показывает само название, проводит нервное возбуждение от рецепторного аппарата к центрам  головного мозга. Это центростремительные нервы.

      Мозговой, или центральный, корковый отдел  – высший отдел анализатора. Он устроен  очень сложно. Здесь осуществляются самые сложные функции анализа. Именно здесь возникают ощущения – зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и т.д.

      Механизм  действия анализатора заключается  в следующем. Действуя на воспринимающий орган (рецептор), различные раздражения (цвет, звук, прикосновение, движение) вызывают возбуждение в рецепторе. Это  возбуждение от него по центростремительным  нервам передается в центральную часть анализатора, в кору головного мозга человека. Здесь у каждого анализатора есть центральная часть, вокруг которой располагается масса нервных клеток. Ядро каждого анализатора выполняет, анализирует и синтезирует поступающие с периферии сигналы.

      Нервные клетки каждого анализатора, входящие в его ядро, располагаются в  той части головного мозга, где  есть «входы» центростремительных  нервов, идущих от рецепторов. В коре головного мозга каждому анализатору  отведена отдельная область. Область зрительного анализатора, например, находится в затылочных долях коры головного мозга; область слухового анализатора локализуется в средней части верхней височной извилины; двигательная чувствительность – в центральной извилине. Все отделы анализатора работают как единое целое. Ощущение не возникнет, если повреждена любая часть анализатора.

III. Классификация ощущений

 

      Любое ощущение вызывается тем или иным раздражителем, который может быть действующим извне – цвет, звук, запах, вкус; действующим изнутри – голод, жажда, тошнота, удушье; действующем одновременно извне и изнутри – боль.

      По  характеру действия раздражителя на рецепторы ощущения подразделяются на три группы: экстерорецептивные, интерорецептивные и проприоцептивные.

1. Экстерорецептивные  ощущения

      Эти ощущения отражают свойства предметов  и явлений внешней среды к  ним относят зрительные, слуховые, вкусовые, температурные и тактильные ощущения.

Зрительные  ощущения

      Роль  зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонкие дифференцированные данные, притом огромного диапазона. Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрение дает нам отражение всех многообразных свойств объективной действительности.

      Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов – палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Цвета, которые ощущает человек, делятся на ахроматические и хроматические. Ахроматические цвета – черный, белый и промежуточный между ними серый. Хроматические – все оттенки красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Белый цвет есть результат воздействия на глаз всех световых волн, входящих в состав спектра. Ахроматические цвета отражают палочки, которые расположены по краям сетчатки. Колбочки расположены в центре сетчатки. Они функционируют только при дневном свете и отражают хроматические цвета. Палочки функционируют в любое время суток. Поэтому ночью все предметы нам кажутся черными и серыми. Есть заболевания, при котором нарушается работа палочек и человек очень плохо или ничего не видит в сумерки и ночью, а днем его зрение остается относительно нормальным. Это заболевание называется «куриная слепота», так как куры, голуби не имеют палочек и в сумерки почти ничего не видят. Совы, летучие мыши, наоборот, имеют в сетчатке только палочки – днем эти животные почти слепы.

      В некоторых случаях у людей  наблюдаются нарушения нормального  цветоощущения (примерно у 4% мужчин и 0,5% женщин). Причина – наследственность, заболевания и травма глаз. Чаще всего встречается красно-зеленая  слепота, называемая дальтонизмом. Дальтоники не различают красный и зеленый цвет, воспринимают их как грязно-желтый, удивляясь, почему остальные люди обозначают этот цвет двумя словами.

Слуховые  ощущения

      С помощью слуха мы контролируем свою и чужую речь и в случае необходимости исправляем произношение.

      Раздражителями  для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Слуховой анализатор человека может воспринимать звуковые волны с частотой от 16 000 до 20 000 колебаний в секунду. Орган слуха имеет три части: наружное ухо, улавливающее звуковые волны, среднее ухо, проводящие звуковые волны в центральную часть органа, и внутреннее, в котором расположен специальный рецепторный аппарат, так называемый кортиев орган, воспринимающий звуковые колебания. Слуховые ощущения отражают: высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука – формы колебаний звуковых волн. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам – речевые, музыкальные, шумы. Музыкальные это пение и звуки большинства музыкальных инструментов. Шумы – звук мотора, грохот движущего поезда, шум дождя и т. п. Слух к различению звуков речи называется фонематическим. У человека довольно быстро развивается фонематический слух на звуки родного языка. Чужой язык воспринимать труднее, так как каждый язык отличается своими фонематическими признаками. Ухо многих иностранцев просто не различит слова «пыл», «пыль», «пил» - слова для русского уха совсем не схожие. Житель Юго-Восточной Азии не услышит разницы в словах «сапоги», «собаки». Музыкальный слух не в меньшей мере социален, чем речевой, он воспитывается и формируется, как и речевой. Сильные и продолжительные шумы, проходящие через орган слуха, вызывают у людей потерю нервной энергии, наносят ущерб сердечно-сосудистой системе, снижают внимание, понижают слух и работоспособность, приводят к нервным расстройствам.

      Следуя  из вышесказанного, можно сказать, что слуховые ощущения играют роль не только восприятия разговорной прямой речи и звуков окружающей среды, но и роль различия эмоциональных окрасок голосов, и узнавание на слух голоса людей и/или собеседника в зависимости от тембра (высокий, низкий), высоты и громкости звука, при этом человек может и сам выразить свои чувства, например, показать свое эмоциональное напряжение или, наоборот, удовлетворение и т.д. При этом в зависимости от высоты, тембра и громкости звука человек может ощущать на себе эмоциональное напряжение, дискомфорт, который в некоторых случаях доходит до боли, а в случаях длительности или непрерывности неприятных звуков может развиться психическая неуравновешенность, т.е. появится раздражительность, плаксивость, взволнованность и т.п. и, наоборот, при воздействии мелодичных, спокойных звуков на человека может выражаться в его уравновешенности, умиротворенности и т.д., но еще существует такая музыка, которая может «зажигать» человека, способствовать его работоспособности и т.д.

Обонятельные  ощущения

      Обонятельные ощущения – это вид чувственности, порождающий специфическое ощущения запаха. Корковая часть обонятельного анализатора расположена в височной области. Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений. Анатомически орган обоняния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте – впереди, в выпадающей части тела. Заметим, что путь от рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принимаются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наиболее краток. Обонятельные ощущения возникают вследствие проникновения частиц пахучих веществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где они воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора, заложенные в слизистой оболочке носа. Обоняние несет особо важное значение.

      Из  всех ощущений, пожалуй, ни одни не связаны  так широко с эмоциональным чувственным  тоном, как обонятельные: почти всякое обонятельное ощущение обладает более  или менее ярко выраженным характером приятного или неприятного; многие вызывают очень резкую положительную или отрицательную эмоциональную реакцию. Есть запахи нестерпимые и другие – упоительные. Некоторые люди особенно чувствительны к их воздействию, и чувствительность многих в этом отношении так велика, что породила целую отрасль промышленности – парфюмерную. Слепоглухие, например, пользуются обонянием, как зрячие пользуются зрением: определяют по запахам знакомые места и узнают знакомых людей.

      На  основе вышесказанного и жизненного опыта, можно сказать, что обоняние играет значимую роль при общении с другими людьми и в процессе жизнедеятельности. Например, при резком запахе (запах пота, резкий запах изделий парфюмерной промышленности или личная непереносимость какого-либо запаха) у человека возникает негативный настрой по отношению к собеседнику, ухудшается настроение, а в некоторых случаях и общее состояние (тошнота, головокружение), а в других случаях, когда мы ощущаем нежные, приятные для нас запахи (запах сирени или ландышей весной, морской запах) появляется «летяще-легкое», доброжелательное, радостное ощущения, улучшается общее самочувствие человека, может повыситься работоспособность…

Вкусовые  ощущения

      Вкусовые  ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Сухой кусок  сахара, положенный на сухой язык, никаких вкусовых ощущений не даст. Вкусовые рецепторы - вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба – различают ощущение сладкого, кислого, соленого и горького. Участки языка по разному чувствительны к различным веществам: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому – края языка, к горькому – области корня языка. Корковая часть вкусового анализатора находится в височной области. Разнообразие вкуса зависит от характера сочетания указанных качеств и от присоединения к вкусовым ощущениям обонятельных ощущений: соединяя в разной пропорции сахар, соль, хинин и щавелевую кислоту удалось смоделировать некоторые из вкусовых ощущений.

Кожные  ощущения

      Кожные  ощущения – это наиболее широко представленный вид чувственности. В кожных покровах имеется несколько анализаторских систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущение холода и тепла), вибрационная. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Но более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание – специфически человеческую, выработавшуюся в труде систему познавательной деятельности руки. Благодаря осязанию рука может отражать форму, пространственное расположение предметов и в этом отношении является чувством, параллельным зрению. Тактильные ощущения дают знания о поверхности тела, с которым произошло столкновение: гладкое, шероховатое, липкое, жидкое. В ходе индивидуального развития с самого раннего детства, уже у младенца, рука является одним из важнейшим органом познания окружающего мира. Младенец тянется своими ручонками ко всем предметам, привлекающим его внимания. Дошкольники и часто младшие школьники тоже при первом знакомстве с предметом хватают его руками, активно вертят, перемещают, поднимают его. Таким образом, ощущение играет роль действенного ознакомления в процессе активного познания предмета при экспериментальной ситуации.

      Еще один вид кожной чувствительности –  температурные ощущения, связан с  регулированием теплообмена между  организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и не тепловых рецепторов на коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее грудь. Термическая чувствительность связана с теплорегуляцией. На основе температурных ощущений, появившихся впервые у птиц и млекопитающих и сохраняющаяся у человека, автоматическая регуляция внутренней температуры тела относительно независимой от среды, дополняется способностью создавать искусственную среду - отопляемые и охлаждаемые жилища, зимняя, и приспособления, сопутствующие созданию данной среды - летняя или демисезонная одежда, приборы домашнего пользования (кондиционеры, обогреватели, тены и т.п.) и т.д., при помощи которых человек поддерживает наиболее благоприятную среду для своего организма. Способность к двойной регуляции температуры (внутренней и внешней) имеет существенное значение в жизнедеятельности человека, потому что температурные условия отражаются в термической чувствительности, влияют на общую активность человека, на его работоспособность. Так, например, если человеку жарко, то следует снижение активности и работоспособности, и даже может возникнуть сонливость, общая усталость…

      Своеобразный  вид кожных ощущений – вибрационные ощущения, возникающие при воздействии  на поверхность тела колебаний воздуха, производимых движущимися или колеблющимися  телами. У нормально слышащих людей  этот вид ощущений развит слабо. Однако, при потере слуха, особенно у слепоглухих, этот вид ощущений заметно развивается и служит для ориентировке таких людей в окружающем мире. Посредством вибрационных ощущений они чувствуют музыку, даже узнают знакомые мелодии, чувствуют стук в дверь, переговариваются, выстукивая ногой азбуку Морзе и воспринимая сотрясения пола, на улице, узнают о приближающемся транспорте и т.д.

2. Интерорецептивные ощущения

      Отражают  состояние внутренних органов. К этим ощущениям относятся ощущения голода, жажды, сытости, тошноты, удушья, боли, равновесия, ускорения и т.д.

      Голод и ощущения, его сопровождающие, стали предметом многочисленных исследований. На основе этих исследований было установлено, что раздражения, исходящие от сокращения пустого желудка, передаются в мозг, а ощущение голода возникает в результате этого процесса, и отражает в сознание человека недостаток питательных веществ в организме.

      Жажда выражается в ощущениях, локализованных во рту, глотке и верхней части пищевода. Когда жажда достигает большой силы, к этим ощущениям присоединяется сжатие глотки, вызывающее спазмические ощущения и судорожные движения глотания, таким образом появляется чувство дискомфорта, да к тому же к местным ощущениям присоединяется общее тягостное чувство.

      Дыхательная система доставляет нам более или менее резкие ощущения при нарушении автоматически совершающейся регуляции дыхания. Не получающая надлежащего удовлетворения потребность в воздухе отражается в специфических общих и локализованных ощущениях удушья.

      Болевые ощущения очень неприятны, но они наш надежный страж, предупреждающий нас об опасности, сигнализирующий о неблагополучии в организме. Если бы не боль, человек часто и не замечал бы серьезного недомогания или опасных повреждений. Недаром древние греки говорили: «Боль – это сторожевой пес здоровья». Полная нечувствительность к боли – редкая аномалия, и она приносит человеку не радость, а серьезные неприятности.

      Таким образом, интерорецептивные (органические) ощущения сплетены с различными сторонами психики человека - с аффективными состояниями, с влечениями и стремлениями человека, и с самого начала, вступая в связь с человеческими потребностями, дают нам понять, что психические и сознательные компоненты не исчерпываются органическими ощущениями.

3. Проприоцептивные (мышечно-двигательные) ощущения

      Это ощущения, отражающие движение нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его  частей, о движении тела и его  частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц. Мышечно-двигательные ощущения (кинестетические) носят сложный характер. Одновременное раздражение различных по своему качеству рецепторов дает своеобразные по качеству ощущения: раздражения рецепторных окончаний в мышцах создают ощущение мышечного тонуса при выполнении движения; ощущения мышечного напряжения и усилия связаны с раздражением нервных окончаний сухожилий; раздражение рецепторов суставных поверхностей дает ощущение направления, формы и быстроты движений.

      Статические ощущения определяют положение тела в пространстве. Основным органом для регулирования положения тела в пространстве является лабиринтный аппарат, а именно его вестибулярный аппарат - преддверие и полукружные каналы. Таким образом, лабиринт в процессе деятельности человека сигнализирует положение головы в пространстве, в связи, с чем происходит перераспределение тонуса мускулатуры.

IV. Свойства ощущений

      Ощущениям присущи определенные свойства: адаптация, контраст, пороги ощущений, сенсибилизация, последовательные образы.

1. Адаптация

      Адаптация представляет собой повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Адаптация может проявляться и как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного воздействия раздражителя, и как понижение или повышение чувствительности под влиянием воздействия раздражителя. Сильная адаптация наблюдается в тактильных, температурных, обонятельных и зрительных ощущениях, слабая – в слуховых и болевых ощущениях.

      Зрительная  адаптация к темноте наблюдается  при переходе из ярко освещенного  помещения в темноту. Человек, попавший в темноту после яркого света, вначале не видит предметов, а  затем постепенно начинает различать  их очертания. Это означает, что чувствительность зрительного анализатора повысилась, увеличилась. Такое постепенное приспособление глаза к видению в темноте может длиться 30-40 минут.

      Зрительная  адаптация к свету обычно происходит быстро – в течение нескольких минут. Первое время после перехода из темного помещения на яркий свет ослепленный глаз почти ничего не видит, но через 2-3 минуты он уже начинает видеть нормально. Следовательно, зрительная чувствительность понизилась, уменьшилась.

      Очень быстро наступает адаптация в  обонятельных ощущениях. Входя в помещение, где пахнет йодом, уже через 50-60 секунд человек перестает ощущать этот запах. К другим запахам адаптация происходит несколько медленнее, но время адаптирования не превышает нескольких минут.

      Каждый  знает температурную адаптацию. Когда вы входите в реку, то в первый момент вода кажется очень холодной, но вскоре вы уже не ощущаете холода.

2. Контраст

      Интересное  психологическое явление представляет собой контраст ощущений. Например, после горького вкусового ощущения обычная вода кажется сладковатой. Серый прямоугольник на белом фоне кажется темнее, чем он же на черном фоне. Серый прямоугольник на красном фоне кажется зеленоватым, а на желтом – синеватым. Вследствие контраста на темном фоне цвета светлеют, а на светлом – темнеют. Это свойство широко используется в декоративно-прикладных работах, при оформлении стенных газет, в дизайнерском искусстве.

3. Пороги ощущений

      Для того чтобы появилась чувствительность к раздражителю, необходимо, чтобы он достиг определенной интенсивности.

      Нижний  порог ощущения — та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

      Верхний порог ощущения — та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться. Человек слышит, например, 20 000 колебаний в секунду. Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом. Так, у стариков абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет около 15 000 колебаний в секунду. На величину абсолютного порога может влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила и длительность раздражения и др.

      Разностный  порог ощущения (порог различения) представляет собой ту минимальную разницу в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Для того чтобы эту разницу уловить, необходимо, чтобы она достигла определенной величины. Например, звуки в 400—402 колебаний в секунду воспринимаются как звуки одинаковой высоты; 2 груза весом 500 и 510 г кажутся одинаково тяжелыми. Чем меньше величина разностного порога, тем выше дифференцировочная способность данного анализатора различать раздражения.

Ощущения и психология личности