Оценка эффективности функционирования единого социального налога и последствий его отмены

 

Кафедра Налогообложения и учёта 

Курсовая  работа

по дисциплине Федеральные налоги и сборы

на  тему: «Оценка эффективности функционирования единого социального налога и последствий его отмены» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск

2011

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Обязанность по уплате налогов и сборов в бюджет государства закреплена за налогоплательщиками в Конституции Российской Федерации. Статья 57 обязывает каждого уплачивать установленные федеральными законами налоги, сборы и взносы1.

     Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) являются законодательно установленными сборами, поэтому обязательны к уплате на территории Российской Федерации плательщиками взносов, имеющих такую обязанность в соответствии с действующим законодательством.

     Актуальность  страховых взносов в ПФ, ФСС, ФФОМС и ТФОМС подтверждается их социальной направленностью. Все страховые взносы имеют целевой характер, т.е. расходуются исключительно на те цели, ради которой были созданы страховые фонды. Уплаченные суммы страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд на пенсионное страхование, аккумулируются на индивидуальном лицевом пенсионном счете в виде страховой и накопительной части будущей пенсии застрахованного лица. Целевое назначение страховых сумм, уплаченных в Фонд социального страхования, заключается в аккумулировании средств на выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком, в связи с материнством, а также в случае наступления страхового случая в связи с несчастным случаем, произошедшим с застрахованным лицом на производстве2. Уплаченные страховые взносы в фонды медицинского страхования (федеральный и территориальный) аккумулируются с целью оплаты лечения при обращении застрахованного лица медицинской помощью в рамках программы обязательного медицинского страхования (ОМС).

     Основным  отличием страховых взносов от налогов  является их социальное предназначение и целевой характер, увязывающий уплаченные во внебюджетные фонды взносы со строго определенными объектами расходования.

     Целью настоящей курсовой работы является оценка эффективности функционирования единого социального налога (ЕСН) и последствий его отмены.

     Для достижения поставленной цели в настоящей  курсовой работе были определены следующие задачи:

  • исследовать и обобщить нормативно-законодательную базу по регулированию обложения различного рода выплат физическим лицам страховыми взносами во внебюджетные фонды;
  • провести сравнительный анализ и оценку эффективности единого социального налога и страховых взносов;
  • оценить проблемы, пути совершенствования и перспективы развития обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды.

     Предметом исследования работы являются социально-экономические отношения по вопросам начисления и уплаты страховых взносов для плательщиков страховых взносов во внебюджетные фонды.

     Объектом  исследования в данной работе являются данные о страховых взносах, уплаченных на пенсионное, медицинское и социальное страхование физических лиц, работающих по трудовому договору в действующей организации ООО «Сигнал».

     Методической  основой работы послужили нормативно-правовые и законодательные акты, а также научно-практические публикации в области исчисления и уплаты страховых взносов на пенсионное, социальное и медицинское страхование.

    1. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗНОСЫ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
  1. Экономическая сущность и роль единого социального налога и страховых взносов во внебюджетные фонды

     Экономическая сущность обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования заключается в том, что данные виды страхования представляют собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение пенсионных гарантий в связи с достижением пенсионного возраста, а также гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской и социальной помощи при возникновении страхового случая посредством формирования средств соответствующих внебюджетных фондов за счет обязательных страховых взносов и иных источников, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации3.

     Страховые взносы являются обязательными платежами, которые должны уплачиваться плательщиком страховых взносов на соответствующие счета в бюджеты внебюджетных фондов: Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

     Счетам  Федерального казначейства для перечисления каждой категории страховых взносов  присвоен определенный код бюджетной  классификации (КБК), соответствии с которым  каждый вид страховых взносов накапливается в соответствии с целевым предназначением.

     Виды страховых взносов:

    1. пенсионный взнос на страховую часть трудовой пенсии;
    2. пенсионный взнос на накопительную часть трудовой пенсии;
    3. страховой взнос на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
    4. страховой взнос на производственный травматизм;
    5. федеральный страховой взнос на обязательное медицинское страхование;
    6. территориальный страховой взнос на обязательное медицинское страхование.

     Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование обладают индивидуальным характером, их целевым назначением является обеспечение права конкретного застрахованного лица на получение пенсионного обеспечения по достижении пенсионного возраста либо в других случаях, предусматривающих назначение пособий и пенсионных выплат4.

     Страховые взносы на обязательное медицинское  страхование обладают обезличенным характером, их целевым назначением  является обеспечение права любого застрахованного лица на получение  страхового обеспечения по обязательному  медицинскому страхованию. Разграничение взносов происходит между двумя бюджетами: федеральным и региональным. Взносы, поступающие в федеральный бюджет, обеспечивают реализацию социально направленных государственных программ в сфере здравоохранения, содержание медицинских центров федерального значения. За их счет формируются средства федеральных квот на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Взносы, поступающие в территориальный бюджет, расходуются на обеспечение медицинской помощью застрахованных лиц, на территории соответствующего региона в рамках программы обязательного медицинского страхования5.

     Территориальные фонды обязательного медицинского страхования являются государственными учреждениями, которые создают высшие исполнительные органы государственной  власти субъектов Российской Федерации для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования на территории субъектов Российской Федерации.

     Страховые взносы на обязательное социальное страхование также имеют целевое назначение и обеспечивают право различных категорий застрахованных лиц на получение выплат социального обеспечения (пособие по временной нетрудоспособности, пособия женщинам по беременности и родам, по уходу за ребенком, а пособие при наступлении несчастного случая на производстве)6.

     Плательщиками страховых взносов во внебюджетные фонды являются:

     а) юридические лица (предприятия, организации);

     б) индивидуальные предприниматели (в  том числе занимающиеся частной  практикой адвокаты и нотариусы);

     в) не являющиеся индивидуальными предпринимателями физические лица.

     В случае, когда плательщика страховых  взносов можно отнести одновременно к нескольким категориям, он обязан исчислить и уплатить страховые  взносы по каждому основанию.7

  • Объект  налогообложения  и база для начисления страховых взносов
  •      В качестве объекта  обложения страховыми взносами для  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выступают суммы  выплат и прочих вознаграждений, которые  плательщики страховых взносов начисляют физическим лицам за оказание услуг, выполнение работ по гражданско-правовым и трудовым, авторским, издательским, лицензионным договорам, по договорам об отчуждении исключительного права на произведения литературы, науки и искусства, лицензионным договорам о предоставлении права использования литературных и научных произведений, произведений искусства8.

         В качестве объекта обложения страховыми взносами для физических лиц, не являющихся предпринимателями, выступают суммы  выплат и иных вознаграждений, которые выплачивают плательщики страховых взносов физическим лицам по гражданско-правовым и трудовым договорам, предметом которых является оказание услуг, выполнение работ.

         Не  относятся к объектам обложения:

    • выплаты, которые возникают при переходе имущественных прав (права собственности или иных вещных прав на имущество), и по договорам, связанным с передачей имущества (имущественных прав) в пользование;
    • выплаты физическим лицам - иностранным гражданам и лицам, не имеющим гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами Российской Федерации, а так же в связи с осуществлением указанными лицами деятельности за пределами Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является оказание услуг, выполнение работ9.

         База  для начисления страховых взносов  для организаций и индивидуальных предпринимателей определяется как  сумма выплат и иных вознаграждений,  начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм пенсий, пособий, материальной помощи, денежного довольствия военнослужащих.

         База  для начисления страховых взносов  для плательщиков страховых взносов - физических лиц, не являющихся предпринимателями, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм пенсий, пособий, материальной помощи, денежного довольствия военнослужащих10.

         Плательщики страховых взносов определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

         База  для начисления страховых взносов  в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются11

         Установленная предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Размер указанной предельной величины базы для начисления страховых взносов определяется и устанавливается Правительством Российской Федерации. Размер предельной величины базы для начисления страховых взносов округляется до полных тысяч рублей. При этом сумма 500 рублей и более округляется до полной тысячи рублей, а сумма менее 500 рублей отбрасывается.

  • Методы  регулирования собираемости социальных взносов  во внебюджетные фонды
  •      Существует  три основных метода регулирования  собираемости взносов, налогов и иных обязательных сборов в бюджет: метод административного принуждения и метод регулируемых                        альтернатив.12

         Метод административного принуждения  основан на применении административных санкций (пеней, штрафов), на аресте банковских счетов, другого имущества налогоплательщика и т. д. Метод административного принуждения является силовым, самым распространенным и одновременно самым эффективным способом пополнения бюджетов.

         Метод регулируемых альтернатив основан  на предоставлении налогоплательщикам свободы выбора между разрешенными соответствующим федеральным законом разными вариантами юридической формы ведения деятельности, порядка ведения и составления учета и отчетности, способа исполнения обязательства по уплате взносов (авансовые платежи, единовременно или равными частями), применением или отказом от льгот и т. п. Особенностью метода регулируемых альтернатив является то, что избранная налогоплательщиком альтернатива становится для него обязательной к исполнению и основной при проверке регулирующими органами.

         Для организации налогообложения имущества  физических лиц в Российской Федерации  применяются как метод административного принуждения, заключающийся непосредственно в наложении штрафных взысканий и санкций за неуплату либо несвоевременную уплату страховых взносов, так и метод регулируемых альтернатив, характеризующийся перечнем льгот и пониженных тарифов страховых взносов.13

          Контроль  за уплатой страховых взносов осуществляют контролирующие органы на основании данных об учете плательщиков страховых взносов в качестве страхователей. Контроль за верностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды возложен:

    1. в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование – на Пенсионный фонд и его территориальные органы;
    2. в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование – на Фонд социального страхования и его территориальные органы14.

         В целях исполнения контролирующей функции  Пенсионный фонд РФ осуществляет обмен  необходимой информации с Федеральным  фондом обязательного медицинского страхования и территориальными фондами ОМС в рамках соглашений об информационном обмене (информационном взаимодействии) в электронной форме.

         За  непредставление плательщиком страховых  взносов в срок расчета по начисленным  и уплаченным страховым взносам  в орган контроля за уплатой страховых  взносов по месту учета налагается штраф в размере 5 % суммы страховых взносов (но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей), подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц с даты, установленной для его представления.15

         За  непредставление плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение более 180 календарных дней по истечении срока представления такого расчета взыскивается штраф в размере 30 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и        10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей.

         При неуплате или неполной уплате сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов взыскивается штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы страховых взносов. Умышленное занижение базы для начисления страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 40 % от неуплаченной суммы страховых взносов.

         Отказ или непредставление в установленный  срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ.16 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА
    1. Сравнительный анализ единого социального налога и страховых взносов

         Сравним ставки единого социального налога (ЕСН) и введенных вместо него страховых взносов (см. таблицу 1).

      Таблица 1

      Ставки  ЕСН и страховых взносов

    Налоговая база, руб. Налоговая нагрузка по ЕСН

    (2009 г)

    Налоговая нагрузка по страховым взносам (2010 г.)
      Ставки ЕСН Ставки ЕСН,  % Сумма налога, руб. Страховые тарифы Страховые тарифы, % Сумма взносов, руб.
    1 2 3 4 5 6 7
    до 280000 26% 26% до 72800 34% 34% до 95200
    280001-415000 72800 руб. + 10% с  суммы свыше 280000 руб. 26% - 20,79% 72800-86300 34% 34% 95200 - 141100
    415001-600000 72800 руб. + 10% с  суммы свыше 280000 руб. 20,79%-

    17,46%

    86300-104800 0% 34% - 23,51% 141100
    свыше 600000 104800 руб. + 2% с  суммы свыше 600000 руб. 17,46%- более 104800 0% 23,51%-5,84% 141100

         Вывод: в связи с заменой ЕСН страховыми взносами и увеличением страховых тарифов (ставок) возросла налоговая нагрузка на плательщиков страховых взносов.

         С 2011 года совокупный размер страховых взносов составляет 34 % и уплачивается в таких размерах вне зависимости от того какую систему налогообложения применяет организация. Исключение составляют определенные категории плательщиков, применяющих УСН и осуществляющих определенные виды деятельности, для которых предусмотрены временные пониженные тарифы страховых взносов (ФЗ).

         Основные  отличия уплаты страховых вносов от уплаты единого социального налога (далее – ЕСН) можно разделить  на:

         - благоприятные;

         - ухудшающие положение налогоплательщиков17.

         Благоприятные изменения заключаются в следующем:

         1. Определение базы страховых взносов. 

         В целом определение базы страховых взносов идентично определению базы по ЕСН. Однако существуют и значительные отличия, такие как отмена регрессивной шкалы, т.е. установлен предел облагаемой базы - 415 000 руб. (данный лимит ежегодно индексируется, например, на 2011 года ее размер составляет – 463 000 руб.) на каждого работника (нарастающим итогом с начала года), а если сумма начислений выше, то взносы не начисляются (ФЗ).

         2. Скорректирован перечень не облагаемых  выплат.

         3. Штрафы.

         Штрафы  также не во всём повторяют порядок, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации для уплаты ЕСН. Так, штраф в соответствии со статьей 46 ФЗ № 212-ФЗ может быть взыскан по итогам каждого отчетного периода, а не только по итогам года, а также установлен минимальный размер штрафа при опоздании с отчетом более чем на 180 дней - 1000 руб., в том числе и с нулевым.

         Данное  нововведение ограничивает контролирующие органы в возможности установления за минимальные нарушения, различных  штрафов и не всегда минимальных18.

         4. Отмена блокировки счетов.

         Существенным  плюсом явилось то, что новое законодательство не предусматривает право блокировать счета компании из-за нарушений сроков сдачи отчетности или уплаты взносов.

         Изменения, ухудшающие положение налогоплательщиков:

    1. Не освобождены  от уплаты страховых взносов плательщики, производящие выплаты инвалидам, а  также общественные организации инвалидов, учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, научных и иных социальных целей. Однако для них установлены пониженные тарифы.
    2. Если материальная помощь, оказываемая работодателем своему работнику, составит более 4000 руб., то сумма превышения должна облагаться страховыми взносами.19
    3. Единовременная материальная помощь, оказываемая работодателем при рождении (усыновлении или удочерении) детей (не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка), не включается в базу для начисления страховых взносов только в том случае, если такая помощь выплачивается в течение года после рождения (усыновления или удочерения) ребенка.
    4. Тарифы для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов аналогичны тем, которые установлены для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам. Стоимость страхового года увеличена.
    5. Страховые взносы не считаются уплаченными, если в платежном поручении указан неверный код бюджетной классификации.20
    6. Истечение сроков на взыскание недоимки по взносам (штрафам, пеням) не является основанием для признания ее безнадежной к взысканию и списания.
    7. Срок непредставления расчета исчисляется в календарных днях, а не в рабочих.
    8. Сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов, необходимо обеспечивать в течение шести лет.
    9. Для каждого из четырех фондов (ПФР, ФСС, ТФОМС, ФФОМС) нужно оформлять отдельное платёжное поручение. Организации должны ежеквартально предоставлять два отчёта: один - в отделение ПФР (по пенсионным и медицинским взносам), второй - в отделение ФСС (по взносам на социальное страхование и выплате пособий). В Пенсионный фонд – не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом; в ФСС – не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Помимо этого, с 2011 года предприниматели одновременно обязаны подавать в Пенсионный фонд РФ сведения о застрахованных лицах ежеквартально - не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.21

         Необходимо  отметить, что организации среднесписочная численность, которых превышает 50 человек, должны сдавать отчёты в электронном виде.

    1. Проверки по страховым взносам проводят специалисты ПФР и ФСС. Так в ведении Пенсионного фонда находятся проверки правильности начисления и своевременности уплаты пенсионных взносов и взносов на обязательное медицинское страхование, в ведении Фонда социального страхования - проверки взносов на обязательное социальное страхование и расходов на выплату социальных пособий. Порядок проведения как выездных, так и камеральных проверок остался прежним.
    2. Анализ  эффективности функционирования ЕСН и страховых  взносов за 2009-2010 г.г

         Сравним поступления  ЕСН и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (см. таблицу 2).

         Таблица 2

      Поступление государственных внебюджетных фондов, млрд.руб.

    Государственные внебюджетные фонды   Годы Прирост
      2009   2010 млрд.руб. %
    1   2   3 4 5
    Государственные внебюджетные фонды - всего 345,2 470,3 +125,1 186,7
    в том числе:        
    Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР) 272,2 394,9 +122,7 105,1
    Фонд  социального страхования (ФСС) (без  учета суммы расходов, произведенных  налогоплательщиками на цели государственного социального страхования) 17,7 17,2 -0,5 97,2
    Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) 19,4 20,4 +1,0 105,2
    Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) 35,9 37,6 +1,7 104,7
    Оценка эффективности функционирования единого социального налога и последствий его отмены