Оценка эффективности хозяйственной деятельности сельскохозяйственного предприятия и меры по её повышению

Содержание

 

I. Теоретические вопросы дисциплины

1.Понятие и особенности  общества с ограниченной 

ответственностью и  с дополнительной ответственностью   3

2. Сертификация продукции и систем качества     7

 

II. Наименование темы: Оценка эффективности

хозяйственной деятельности сельскохозяйственного

предприятия и меры по её повышению (на материалах ЗАО

«Победа» Сергиево-Посадского района Московской области)

Введение            13

Раздел   1.   Сущность,  критерии и показатели эффективности

хозяйственной деятельности предприятия      14

1.1. Сущность и критерии экономической эффективности

хозяйственной деятельности предприятия      14

1.2.  Показатели экономической эффективности деятельности

предприятия, методика их определения       17

Раздел 2. Организационно-экономическая характеристика

предприятия          21

2.1.     Место    расположения,    цели    и    задачи   

анализируемого предприятия, его производственная структура  21

2.2. Экономическая характеристика  предприятия    23

2.3. Организация аналитической работы на предприятии   28

Раздел 3. Экономическая эффективность деятельности предприятия 30

3.1.Экономическая эффективность производства и реализации  

сельскохозяйственной продукции       30

3.2. Экономическая эффективность прочих видов продукции,

работ, услуг          32

3.3. Финансовые результаты предприятия      33

Раздел 4. Перспективы и основные меры  по повышению

экономической эффективности деятельности предприятия   35

4.1. Основные экономические показатели на ближайшую

перспективу           35

4.2. Расчет поступления средств и результатов от реализации

продукции            36

4.3.    Финансовые результаты  от деятельности предприятия,

валовой доход           36

Выводы предложения             38              

Список литературы         39

 

 

 

 

 

1. Понятие  и особенности общества с ограниченной  ответственностью и с дополнительной  ответственностью

Общество  с   ограниченной   ответственностью  (общепринятое сокращение — ООО) — учрежденное одним или несколькими юридическими  и /или физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли; участники  общества  не отвечают по его обязательствам  и  несут риск убытков, связанных с деятельностью  общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале  общества.

Среди норм, установленных  в ГК РФ (ст. 87-90)  и  специальным  Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах  с   ограниченной   ответственностью » (СЗ РФ.1998. № 7. ст. 785), в отношении  общества   с   ограниченной   ответственностью  существенное значение имеют, в частности, следующие:

Участниками  общества  могут быть граждане  и  юридические  лица.

Общество может быть учреждено одним лицом, которое  становится его единственным участником. Общество может впоследствии стать обществом с одним участником. Однако, общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица п.1,2 ст.7 ФЗ РФ об ООО от 08.02.1998 №14-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ).

Число участников общества не должно быть более пятидесяти.

В случае если число участников общества превысит установленный настоящим  пунктом предел, общество в течение  года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Если в течение указанного срока общество не будет преобразовано и число участников общества не уменьшится до установленного настоящим пунктом предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом п.3 ст.7 ФЗ РФ об ООО от 08.02.1998 № 14-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ).

Общество несет ответственность  по своим обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом.

Общество не отвечает по обязательствам своих участников.

В случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его  участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам ст.3  ФЗ РФ об ООО от  08.02.1998   № 14-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ).

Обязанности участников общества не связаны с необходимостью личного участия в предпринимательской  деятельности общества и ограничиваются следующим: вносить вклады в уставный капитал в порядке, размерах, в составе и в сроки, предусмотренные законом и учредительными документами, не разлагать конфиденциальную информацию о деятельности общества.

Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала общества  и  номинальная стоимость долей участников определяются в рублях. Размер доли участника  общества  в уставном капитале  общества  определяются в процентах или в виде дроби. Уставом  общества  может быть ограничен максимальный размер доли участника  общества.

Вкладом в уставный капитал  общества  могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Уставом  общества  могут быть установлены виды имущества, которое не может быть вкладом в уставный капитал обществ. Каждый учредитель  общества  должен полностью внести свой вклад в уставный капитал  общества  в течение срока, который определен учредительным договором  и  не может превышать одного года с момента государственной регистрации  общества. На момент государственной регистрации  общества  уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину.

Учредительные документы  общества   с   ограниченной   ответственностью

Согласно п.3 ст.89 Гражданского Кодекса Российской Федерации (в  ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ) учредительным документом ООО является его устав. Вышеуказанным законом учредительный договор исключен из списка учредительных документов ООО. В России действующим законодательством  и  другими нормативно-правовыми актами не предусмотрено каких-либо типовых уставов ООО. Устав ООО согласно п.3 ст.89 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.2 ст.12 Закона «Об обществах с   ограниченной   ответственностью» должен содержать сведения о:

  • полном  и  сокращенном фирменном наименовании ООО;
  • месте нахождения  общества;
  • размере уставного капитала ООО (размер уставного капитала общества должен быть не менее чем десять тысяч рублей п.1 ст.14 ФЗ РФ об ООО от 08.02.1998 №14-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ);
  • составе  и  компетенции органов ООО, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников ООО, о порядке принятия органами ООО решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
  • правах  и  обязанностях участников ООО;
  • порядке  и  последствиях выхода участника  общества  из ООО, если право на выход из  общества  предусмотрено уставом ООО;
  • порядке перехода доли или части доли в уставном капитале ООО к другому лицу;
  • порядке хранения документов  общества   и  о порядке предоставления ООО информации участникам ООО и другим лицам.

Устав ООО может также  содержать иные положения, не противоречащие Федеральным законам Российской Федерации, в том числе:

  • о порядке  и  размерах резервного  и  иных фондов;
  • виды  и  (или) размер сделок, на которые распространяется порядок одобрения крупных сделок помимо предусмотренных Законом «Об обществах  с   ограниченной   ответственностью »;
  • указание на отсутствие необходимости решения общего собрания участников ООО  и  совета директоров (наблюдательного совета) ООО для совершения крупной сделки.

Федеральный закон от 30.12.2008 N 312-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации  и  отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.12.2008)

Общество  с   дополнительной   ответственностью  — одна из организационно-правовых форм, предусмотренная законодательством Российской Федерации (Гражданский кодекс РФ ст. 95) для коммерческих организаций. Учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого  общества  солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами  общества . Общество  с   дополнительной   ответственностью  учреждается  и  функционирует в соответствии с Гражданским Кодексом РФ  и  Федеральным законом «Об обществах  с   ограниченной   ответственностью » от 08.02.1998 №14-ФЗ. Обществом  с   дополнительной   ответственностью  признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.

Фирменное наименование Общество  с   дополнительной   ответственностью  должно содержать  наименование  общества   и  слова « с   дополнительной   ответственностью ». Общество  с   дополнительной   ответственностью  является, по сути, разновидностью  общества   с   ограниченной   ответственностью, поэтому Гражданский Кодекс п. 3 ст. 95 ГК РФ предусмотрел, что к обществу  с   дополнительной   ответственностью  применяются правила Кодекса об ООО.

В Постановление Пленума  Верховного Суда Российской Федерации  и  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 1999 года N 90/14. В целях обеспечения правильного применения судами  и  арбитражными судами (далее - судами) Федерального закона от 8 февраля 1998 года "Об обществах  с   ограниченной   ответственностью ", а также учитывая, что у судов возникли вопросы, требующие разрешения, Пленум Верховного Суда Российской Федерации  и  Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановляют дать судам следующие разъяснения. В п. 1 абз.2. Также разъясняет, на основании пункта 3 статьи 95 Гражданского кодекса Российской Федерации правила Кодекса об обществах с   ограниченной   ответственностью, а соответственно  и положения Закона применяются также к обществам с   дополнительной   ответственностью, поскольку иное не предусмотрено специальными правилами, установленными для этих обществ.

В целом на  Общества   с   дополнительной   ответственностью  распространяются положения законодательства Российской Федерации об обществах  с   ограниченной   ответственностью , за исключением предусмотренной для участников такого  общества  субсидиарной ответственности, которую они несут по обязательствам  общества  солидарно всем своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами  общества . Таким образом, для участников обществ  с   дополнительной   ответственностью  не предусмотрено ограничение ответственности, которое предоставляется участникам (акционерам) иных форм хозяйствующих товариществ  и  обществ.

Фраза «общество  с   дополнительной   ответственностью » обязательно должна включаться в наименование организации, избравшей  эту организационно-правовую форму. К обществу  с   дополнительной   ответственностью  применяются правила об обществе  с   ограниченной   ответственностью  с некоторыми отличиями:

во-первых, обществом  с   дополнительной   ответственностью  признается учрежденное одним или  несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого  общества  солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами  общества:

во-вторых, при банкротстве  одного из участников его ответственность  по обязательствам  общества  распределяется между остальными участниками пропорционально  их вкладам, если иной порядок распределения  ответственности не предусмотрен учредительными документами  общества;

в-третьих, фирменное  наименование  общества   с   дополнительной   ответственностью  должно содержать наименование  общества   и  слова " с   дополнительной   ответственностью " (ст. 95 ГК РФ).

Спецификой, отличающей эту форму предпринимательской деятельности, является имущественная ответственность участников  общества   с   дополнительной   ответственностью  по долгам  общества . При недостаточности имущества данного  общества  для удовлетворения претензий его кредиторов участники  общества  могут быть привлечены к солидарной ответственности личным имуществом. Размер этой ответственности ограничен – он касается не всего их личного имущества, а лишь его части в размере, кратном сумме внесенных участниками вкладов в уставный капитал. Например, участники могут быть привлечены к ответственности в трех-, пятикратном  и  т.п. размере внесенных ими вкладов. Отсюда вытекает еще одна особенность этого субъекта предпринимательской деятельности. При банкротстве одного из участников  общества   с  дополнительной   ответственностью  его ответственность по обязательствам  общества  распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам. Однако в учредительных документах могут быть предусмотрены и иные варианты: распределение ответственности лишь между участниками  общества   с   дополнительной   ответственностью, являвшихся его учредителями; распределения ответственности поровну, независимо от размера доли  и  т.д.

2. Сертификация  продукции и систем качества

В настоящее время, особенно в условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям  и  организациям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, они сталкиваются с проблемой оценки  качества   и  надежности своей  продукции.

Сертификация  – это  документальное подтверждение соответствия  продукции  определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям.

 Сертификация   продукции  представляет собой  комплекс мероприятий (действий), проводимых с целью подтверждения  посредством сертификата соответствия (документа), что продукция отвечает определенным стандартам или другим требованиям нормативно-технической документации НТД.

Для ввода в обращение  продукции, которая попадает в законодательно регулируемую область, требуется официальное  подтверждение того, что она соответствует всем предъявленным законодательством требованиям. Одной из форм такого подтверждения является  сертификация   продукции, проводимая независимой третьей стороной (первая – изготовитель, вторая – потребитель).

В случае получения положительного результата, в процессе  сертификации  выдается документ, называемый "сертификат соответствия", подтверждающий соответствие  продукции  всем минимальным требованиям, установленным национальным законодательством. Данный документ является пропуском на рынок в законодательно регулируемой области.

 Продукция  в  законодательно не регулируемой  области может беспрепятственно  перемещаться внутри рынка,  и   при этом, к ней официально  не предъявлены требования по  установлению соответствия.

Поставщик в законодательно не регулируемой области может проводить  сертификацию  своей  продукции  независимой третьей стороной  и  по собственной инициативе. При этом он запрашивает подтверждение соответствия своей  продукции  характеристикам, выбранным на свое усмотрение. Поставщик может запросить установление соответствия своей  продукции  определенным стандартам, определенным техническим параметрам, содержанию паспорта или рекламного материала на изделие  и  т. д. Поскольку процедура  сертификации  весьма дорогостоящая, то она может повлечь за собой либо снижение прибыли поставщика, либо увеличение стоимости  продукции, что в свою очередь может снизить ее конкурентоспособность на рынке. Поэтому поставщик должен отчетливо представлять механизм извлечения выгоды из процедуры  сертификации.

Согласно классической схеме, испытания образцов  продукции  осуществляют испытательные лаборатории. Результаты испытаний, оформленные  в виде протокола, передаются тем  или иным способом в орган по  сертификации. При этом испытательная лаборатория не имеет права ни толковать, ни разглашать полученные данные. Орган по  сертификации  сравнивает результаты испытаний с требованиями законодательства (если  продукция  попадает в регулируемую законодательством область) либо с другими представленными поставщиком характеристиками, нормативами, документами  и  т. д. В случае, если  продукция  соответствует указанным установленным требованиям, орган по  сертификации  выдает поставщику сертификат соответствия.

В зависимости от выбранной  схемы, взаимоотношения субъектов  сертификации  могут не закончиться на этапе выдачи сертификата. Орган сертификации  может сам или, поручив это контролирующему органу, осуществлять текущий надзор за производством поставщика  и  характеристиками  продукции,  и  в случае получения негативных результатов аннулировать выданный сертификат соответствия.

 Для испытательной  лаборатории результатом аккредитации  является признание ее технической  компетенции с проведением определенных  видов испытаний, в то время  как орган по  сертификации  должен быть признан как компетентный  и достойный доверия при функционировании в определенной  системе   сертификации   продукции. Цель аккредитации обычно формулируется следующим образом:

  • повышение  качества   и  профессиональной компетенции испытательных лабораторий  и  органов по  сертификации ;
  • признание результатов испытаний  и  сертификатов на внутреннем  и  внешнем рынках;
  • обеспечение конкурентоспособности  и  признание  продукции  на внешнем  и  внутреннем рынках.

Однако, многие испытательные лаборатории  и  органы по  сертификации  не проводят у себя аккредитацию, не без основания считая, что доверит  и  признания компетенции можно достичь с меньшими затратами  и  что смысл в аккредитации может быть только тогда, когда у организации имеется слишком много свободных средств.

Еще одним способом подтверждения  соответствия  продукции  является декларация о соответствии, в которой  поставщик, согласно стандарту EN 45014, заявляет под свою исключительную ответственность  о том, что конкретная  продукция  соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу, на который данная декларация ссылается. При этом поставщик должен обеспечить соблюдение требуемых параметров в допустимых пределах  и  контролировать все виды своей деятельности на всех этапах производства. Если поставщик действительно способен стабильно выполнять  и  контролировать выполнение требований стандарта или другого документа, на который он ссылается в декларации о соответствии, то возможно, данный способ установления соответствия будет для такого поставщика наиболее экономически целесообразным. Тем не менее, даже при выполнении всех условий стандарта EN 45014, поставщик может разделить риск ответственности за  продукцию  с органом по  сертификации, запросив  сертификацию  данной  продукции  независимой третьей стороной.

Первым законодательным  актом, вводящим обязательную  сертификацию  в стране, является Закон РФ "О  защите прав потребителей", согласно которому обязательной  сертификации  подлежат товары (работы, услуги), на которые законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя  и  охрану окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни  и  здоровья потребителя. Организация  и  проведение работ по обязательной  сертификации  возложены на Госстандарт России. На этой основе сформулирована обязательная  система   сертификации  –  Система   сертификации  ГОСТ РФ. Применительно к ней сформулирована номенклатура  продукции, работ  и  услуг, подлежащих обязательной  сертификации.

Добровольная  сертификация  проводится по инициативе юридических  лиц  и  граждан на основе договорных отношений между заявителями  и  органами по  сертификации. Этот вид  сертификации  могут проводить юридические лица, взявшие на себя функции органов по добровольной  сертификации   и  зарегистрировавшие  системы   сертификации   и  знаки соответствия в Госстандарте России, а также органы по обязательной  сертификации  в пределах области своей аккредитации.

 Основными целями  сертификации  являются:

  • обеспечение реализации прав граждан на безопасность  продукции  для жизни, здоровья, имущества  и  окружающей среды;
  • создание условий для деятельности юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве  и международной торговле; содействие потребителям в компетентном выборе  продукции; защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
  • подтверждение характеристик  продукции, заявленных изготовителем. Как обязательная, так  и  добровольная  сертификация  применяется в сфере производства  и  обращения  продукции  на внутреннем  и  внешнем рынках.

Основным функциональным образованием  систем   сертификации  являются органы по  сертификации, которые  сертифицируют  продукцию, выдают сертификаты  и  лицензии на применение знаков соответствия. Они же осуществляют инспекционный  контроль за сертифицированной  продукцией, приостанавливают либо отменяют действие выданных ими сертификатов, формируют  и  актуализуют фонд нормативных документов для  сертификации, представляют заявителю по его требованию необходимую информацию.

Свою деятельность орган по  сертификации  строит на основе материалов испытательной лаборатории, которая осуществляет испытания конкретной  продукции  или конкретные виды испытаний  и  выдает протоколы испытаний для целей  сертификации.

Сведения о сертифицированной  продукции  предприятие-заявитель приводит в сопроводительной технической документации (паспорт, этикетка) с указанием реквизитов сертификата. Право маркирования  продукции  знаком соответствия изготовитель получает на основании лицензии, выдаваемой органом по  сертификации. Правила выдачи лицензий на проведение работ по обязательной  сертификации   и  применение знака соответствия определены ГОСТ Р 40.003-96. Маркирование серийно выпускаемой  продукции  осуществляет изготовитель,  и  он несет ответственность за соответствие  продукции  нормативным документам  и  сертифицированным (испытанным) образцам. Как правило, знак соответствия наносится на несъемную часть каждой единицы сертифицированной  продукции   и  на каждую упаковочную единицу этой  продукции  рядом с товарным знаком изготовителя. Маркирование изделия осуществляется общеизвестными способами – гравирование, травление, литье, печатание  и  др. При невозможности нанесения знака соответствия непосредственно на  продукцию его наносят на тару или упаковку. Возможно также использование специальных технических средств, таких как ярлыки, ленты, выполненные в виде встроенной части  продукции. В любом случае правила нанесения знаков соответствия на конкретную  продукцию  устанавливаются правилами  сертификации  в  системах   сертификации  однородной  продукции.

Инспекционный контроль за сертифицированной  продукцией  организует орган по  сертификации  в течение всего срока действия сертификата  и  лицензии, но не реже одного раза в год. Инспекционный  контроль осуществляется в виде периодических  и  внеплановых проверок, включающих испытания образцов  продукции   и  других проверок, необходимых для подтверждения, что реализуемая  продукция  продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным ранее при сертификации. По результатам инспекционного контроля орган по  сертификации  может приостановить или отменить действие сертификата и аннулировать лицензию на право применения знака соответствия.

Этапы проведения  сертификации   системы   качества 

В процессе проведения  сертификации   системы   качества  можно выделить два этапа:

  • предварительная проверка  и  оценка  системы   качества;
  • окончательная проверка, оценка  и  выдача сертификата соответствия  системы   качества  предприятия соответствующего стандарта.

Предприятиям, претендующим на  сертификацию   системы   качества,  и  орган по  сертификации  вместе с заявкой  и  сопроводительным письмом следует направлять: анкету-вопросник  для проведения предварительной  проверки  системы   качества; общее руководство по  качеству, информационные данные о  качестве   продукции  (сведения о рекламациях, потерях от брака, результатах ранее проведенной на предприятии  сертификации, испытаниях  продукции   и  т.п.); декларацию о соответствии  системы   качества; счет оплаты за проведение первого этапа проверки  системы   качества. По просьбе органа по  сертификации  могут быть представлены также другие сведения  и  данные о предприятии и  системе   качества.

Таблица 1. Этапы оценки  системы   качества

Состав работ

Исполнитель

1. Этап предварительной  проверки  и  оценки  системы   качества

1.1. Подготовка  системы   качества   и  ее документации  к  сертификации

Предприятие

1.2. Заявка на проведение  сертификации   системы   качества

Предприятие

1.3. Предварительная проверка  и  оценка  системы   качества

Орган по  сертификации

1.4. Заключение договора  на проведение  сертификации   системы   качества

Предприятие, орган по  сертификации

2. Этап окончательной  проверки  и  оценки  системы   качества

2.1. Подготовки  системы   качества  к окончательной проверке

Предприятие

2.2. Разработка программы  проведения окончательной проверки  системы   качества

Орган по  сертификации

2.3. Проведение предварительного  совещания по организации на  предприятии проверки  системы   качества

Предприятие, орган по  сертификации

2.4. Проведение проверки  системы   качества

Орган по  сертификации, предприятие

2.5. Подготовка предварительных  выводов по результатам проверки  для заключительного совещания

Орган по  сертификации

2.6. Проведение заключительного совещания

Орган по  сертификации, предприятие

2.7. Составление  и   рассылка отчета о проведении  на предприятии проверки  системы   качества

Орган по  сертификации

2.8. Оформление, регистрация   и  выдача (при положительном  решении) сертификата  системы   качества

Орган по  сертификации

Оценка эффективности хозяйственной деятельности сельскохозяйственного предприятия и меры по её повышению