Оценка эффективности работы судоходной компании с учетом перспектив ее развития

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

      Введение

 

     Существенные  особенности имеет действие на транспорте закона неуклонного роста производительности труда, который предполагает  необходимость правильного измерения транспортной продукции. Сделать же это на транспорте более сложно,  чем в других отраслях. Существенные особенности имеет действие на транспорте закона стоимости,  распределения по труду, планомерного развития. Рядом особенностей характеризуется  самопланирование,  его методология, содержание планов, которые должны учитывать тенденции развития мировой экономики и судоходства.  Специфично на  транспорте ценообразование, особенно при перевозках грузов внешней торговли.

     Вопросы экономики транспорта разрабатываются  на основе анализа  и обобщения  опыта  работы  передовых предприятий.  Распространение этого  опыта  на все предприятия отрасли означает  выявление и использование резервов  роста  и  совершенствования  перевозок.

     Теоретические положения увязываются с практической  деятельностью  предприятий; на морском  транспорте - с деятельностью пароходств, их  подразделений и в первую очередь, с обеспечением интенсивного  использования транспортного и других видов флота, отдельных судов, мобилизацией экипажей на повышение эффективности и качества перевозок.

     В экономике транспорта широко используется сопоставление вариантов решений  с целью нахождения оптимального, то есть наиболее экономически эффективного варианта. Экономический оптимум  выражается в количественном  соотношении  эффекта  и  затрат  на  его получение.

     Технические вопросы  могут быть правильно  решены лишь при условии увязки с  экономикой, учета требований ее законов. Новая техника должна внедряться в производство, если она эффективна. При этом следует иметь в виду,  что экономически целесообразные границы применения новой техники и технологии подвижны во времени. То, что сегодня представляется экономически  преждевременным,  завтра может оказаться целесообразным. Поэтому необходимо учитывать влияние  научно - технического прогресса  на составляемые варианты.

     Сравнение множества вариантов требует  широкого применения экономико-математических методов и вычислительной техники. С их  помощью обеспечиваются более точные многовариантные технико-экономические расчеты при решении задач в области планирования и управления. Они открывают возможность моделирования экономических процессов, более точного их описания и изучения, и, следовательно, более полного выяснения сущности этих процессов.

     Целью данной курсовой работы на тему “Экономическая эффективность работы судоходного предприятия”  является закрепление и углубление теоретических знаний и практических навыков по дисциплине “Экономика судоходных компаний”. 

     Выполнение  работы позволит:

  • глубже усвоить понятия специализации флота судоходного предприятия и технико-экономических характеристик судов;
  • освоить методы планирования и анализа работы флота при различных вариантах закрепления его по транспортным схемам, а также расчета основных производственно-финансовых показателей его использования за год;
  • пробрести опыт технико-экономических расчетов при проектировании и обосновании потребности в пополнении флота по типам судов с учетом грузовой базы;
  • выполнять расчетно-аналитические работы по определению показателей состояния, движения и эффективности использования основных фондов судоходного предприятия;
  • углубить опыт использования исходных справочных, нормативных и литературных данных.

 

     Таблица 1

Исходные  данные для выполнения курсовой работы на тему «Оценка эффективности  работы судоходной компании с учетом перспектив ее развития» по варианту № 60

     
 ЗАДАВАЕМЫЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ ДАННЫЕ
 1.Наименование  типов судов Марс         Наста        Оптик          Омега

танкер       танкер      танкер        танкер

 2.Количество  судов по типам          1              3              2             2
 3. Грузопотоки: Россия-Нидерланды; Франция-Россия
     род груза и объемы сыр. нефть 3800т.т     зерно 2200т.т
     партионность 20-25т.т                          20-25 т.т
     порт погрузки Новороссийск            Руан
     порт выгрузки Амстердам                 Новороссийск
 4. Внеэксплуатационный период:  
      вид работы докование           -           -          ремонт
      продолжительность 5 суток                -           -         40 суток
 5 Наименование типов судов пополнения По max ТЧЭ
 
 

 

     

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СУДОХОДНОЙ КОМПАНИИ, ЕЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Описание специфики работы судоходных компаний

 

     «Взаимодействие судовладельца с другими участниками транспортного процесса»

     Морской транспорт - вид водного транспорта. К морскому транспорту относится любое судно, способное передвигаться по водной поверхности (морей, океанов и прилегающих акваторий), а так же просто находится на плаву и выполнять, при этом, определенные функции, связанные с перевозкой, перевалкой, хранением, обработкой различных грузов; перевозкой и обслуживанием пассажиров.

     В настоящее время морской транспорт  является неотъемлемой частью мировой транспортной системы.

     Морской транспорт и его деятельность обусловлена как национальными законами, так и международными нормативными документами, конвенциями и правилами, выполнение и соблюдение которых строго контролируется со стороны всех стран-участников, подписавших определенные обязательства.

     Преимущества  морского транспорта:

  • относительно низкая себестоимость перевозок;
  • большая грузоподъемность, что позволяет перевозить значительные партии груза;
  • практически нет ограничений на пропускную способность.
  • единое правовое и юридическое поле с 400-летней историей.

     Доставка грузов морским транспортом характерна своей универсальностью, надежностью и невысокой ценой. Такой способ перевозки выбирается для снижения себестоимости транспортировки груза. Морской транспорт особенно эффективен при перевозке больших объёмов.

     Недостатки:

  • требует наличие оборудованных портов;

     Основным  участником транспортного процесса при перевозке грузов морем является судовладелец. Именно при взаимодействии судовладельца с другими участниками происходит осуществление перевозка груза на судне.

     Судовладелец - юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

     Главным документом в морских перевозках является коносамент. Это документ, выданный судовладельцем (капитаном) грузоотправителя в свидетельство принятия груза к перевозке морским путем.

     Коносамент  выполняет три основные функции:

 1) удостоверяет  принятие груза для перевозки; 

 2) является  товаросопроводитетельных документом, поскольку дает право на получение груза том, на кого он выписан;

 3) свидетельствует  о заключении договора перевозки  груза морским путем, по которому  перевозчик обязуется доставить  груз против предоставления документов.

     В коносамент содержатся данные о названии судна, его владельца, тоннаж судна, название портов загрузки и выгрузки, сумма фрахта и место его оплаты, количество изданных экземпляров, в том числе оригиналов, и др. На полях коносамента, поскольку он является распиской судовладельца за товары, содержится их описание. Подписывается коносамент капитаном или судоходным агентом.

     Коносаменты могут быть следующих видов: именной (указывает получателя груза), на предъявителя и ордерный (выданный по "приказу отправителя" или по "приказу получателя"). Коносамент подразделяется на прямой, то есть без перевалки, и транзитный, предусматривающий перевалки на пути продвижения груза.

     Как правило, выписываются три оригинальных экземпляра и несколько копий коносамента, но только один из оригиналов может быть сопровождающим документом.

     Коносамент  может быть прямой (на один порт) или  сквозной (морской транзит). Если морская  перевозка составляет только часть  общей перевозки и товары должны перевозиться другими наземными и морскими перевозчиками, то может оказаться, что отправителю удобнее получить сквозной коносамент, чем заключать договоры с несколькими перевозчиками. Такие коносаменты все больше используются в современной транспортной практике.

     Арматор - лицо, эксплуатирующее морское судно безотносительно к тому, принадлежит ли оно ему по праву собственности или нет. Арматор снаряжает судно в рейс, снабжает средствами, нанимает экипаж, приглашает капитана и несет ответственность за действия последнего.

     Изменение судовладельца - автоматическое прекращение действия страхового полиса в случае, когда у застрахованного судна меняется судовладелец. Нетто-премия подлежит возврату в сумме пропорциональной количеству дней, в течение которых оно находилось на ответственности страховщика. Полис может возобновить свое действие только с согласия страховщика.

     Коносаменты и изъятия из ответственности - чартерная оговорка, устанавливающая, что коносаменты подписываются по указанию фрахтователя без ущерба для чартера, и что судовладелец при этом освобождается от всякой дополнительной (по сравнению с чартером) ответственности, которая может возникнуть в связи с подписанием коносаментов.

     Лимит ответственности  по каждому судну - ограничение имущественной ответственности судовладельца исходя из норм национального морского права, а также международных обычаев мореплавания.

     Небрежность судовладельца - оговорка в страховом полисе, согласно которой покрывается риск небрежности капитана, помощников, команды, механиков и лоцманов: если со стороны лиц, которым вверено судно, допущена небрежность, судовладелец должен за это нести ответственность. Вместе с тем, если какой-либо акт небрежности совершен преднамеренно или является уголовным актом, судовладелец не считается виновным, при условии, что он принял со своей стороны необходимые меры предосторожности.

     Оговорка  о судах, принадлежащих  одному судовладельцу - оговорка, которая касается судов, принадлежащих одному судовладельцу, и применяется, в случае столкновения судов или в случае спасательной операции - помощи одного судна другому судну. Согласно оговорке о судах, принадлежащих одному судовладельцу, страховщики соглашаются на рассмотрение претензий, как если бы суда принадлежали разным судовладельцам.

     Ротация на усмотрение судовладельца - чартерная оговорка, согласно которой, судовладелец имеет право устанавливать последовательность заходов в порты, если судно заходит в несколько портов.

     Страхование ответственности  судовладельцев - страхование гражданской ответственности судовладельцев за ущерб, нанесенный в ходе эксплуатации судов, имуществу, здоровью и жизни третьих лиц.

     Страховой интерес судовладельца - судно, его оборудование, снаряжение и такелаж, а также:

 - ответственность  перед грузовладельцами и третьими  лицами в связи с повреждениями и ущербом, которые могут быть причинены имуществу и лицам;

 - ожидаемый  фрахт и суммы за сданное  в наем судно по чартеру; 

 - дисбурсментские; 

 - прибыль  от эксплуатации судна; 

justify"> - премии  за страхование судов на определенное  время; 

 - возвраты  страховых премий;

 - контрибуции  по общей аварии или спасанию.

     Фрахтовая комиссия - комиссия, которая выплачивается судовладельцем фрахтовому брокеру за его услуги по подысканию груза, за переговоры с фрахтователями и оформление чартера.

     Штурманская расписка является удостоверением судовладельца в принятии товара к перевозке. Выписывает этот документ помощник капитана в подтверждение получения конкретной партии на борт судна. Расписка описывает видимое состояние товаров и позволяет перевозчику выдать коносамент. В ней отражаются результаты проверки, проводимой контролерами судовладельца при приеме товара для погрузки или во время погрузки. Это не товарораспорядительный документ. По просьбе отправителя он может быть заменен коносаментом.

     Деливери  ордер - товарораспорядительный документ, выдаваемый перевозчиком или грузополучателем с подтверждением капитаном судна. Используется в случае продажи грузополучателем товара до того, как он принял поставку. Товар может быть куплен разными покупателями, на каждого из них выписывается деливери-ордер на соответствующую часть товара.

     На  основе вышеперечисленных документов происходит взаимодействие судовладельца с грузоотправителем и грузополучателем, портовыми властями и др. 

      

1.2 Технико-эксплуатационные характеристики балансового флота судоходной компании

     Эффективность работы флота во многом зависит от его специализации и технико-эксплуатационных характеристик, среди которых важнейшими являются линейные, массовые, объемные, скоростные, а также нормативы рейсовых запасов и приспособленность судна к операциям. В табличной форме приведены данные флота, привлекаемого к эксплуатации на предложенных направлениях с предоставленным грузопотоком (табл. 2). 

     Таблица 2

     Технико-эксплуатационные характеристики балансового флота судоходной компании 

 
Наименование  характеристики
Условные  обозначения  
Единицы измерения
 
Численные значения характеристик
Марс (танкер) Наста (танкер) Оптим (танкер) Омега (танкер)
Год и  место постройки - - Югославия, 1990 РФ, 1995 СССР, 1986 СССР, 1986
Длина максимальная L м 183,0 178,84 178,86 178,86
Ширина B м 23,4 25,28 25,31 25,31
Высота  борта H м 13,5 15,0 15,0 15,0
Осадка в полном грузу Tгр м 10,5 11,0 11,0 11,0
Осадка  порожнем T0 м 2,7 2,8 5,9 5,9
Число тонн на 1 см осадки   т\см 39,0 39,0 39,1 39,1
Водоизмещение в грузу Dгр т 31000 38290 38290 38290
Водоизмещение порожнем D0 т 7124 9540 9650 9650
Грузовместимость W м3 29159 30000 30550 30550
Дедвейт Dw т 23876 28750 28640 28640
Грузоподъемность D т 22500 22000 22000 22000
Брутто  регистровый тоннаж BPT р.т. 15591 18526 18641 18641
Нетто регистровый  тоннаж HPT р.т. 7905 8894 8894 8894
Скорость  в грузу Vгр уз 15,4 13,2 14,2 14,2
Скорость  в балласте Vбал уз 16,4 14,1 14,8 14,8
Мощность  номинальная - э.л.с. 7900 10600 11900 11900
Расход топлива на ходу в грузу qTхгр т\сут 40 30 34 34
в балласте qTхгр т\сут 37 27 31 31
Расход  топлива на стоянке под грузовыми оперми мазут qTхгр т\сут 3,5 2,0 2,5 2,5
дт qTхгр т\сут 1,5 2,0 1,2 1,2
без груз-ых опер-й  мазут qTхгр т\сут 23,6 19,5 19,5 19,5
мт qTхгр т\сут 2,7 4,5 4,5 4,5
Численность экипажа Nэк чел 23 23 23 23

1.3 Транспортная характеристика грузопотоков

 

     Транспортная  характеристика грузопотоков включает в себя рассмотрение следующих параметров: объем, направление, структура, партионность и степень равномерности грузопотоков. При этом каждая характеристика обуславливает определенные требования к составу, провозоспособности, специализации и даже к грузоподъемности флота.

     Транспортная  характеристика груза - это совокупность его свойств, которые определяют технику и условия перевозки, погрузки, выгрузки и хранения и позволяют обеспечить качественную и сохранную перевозку груза. К транспортным относятся такие характеристики груза, как наименование, удельный погрузочный объем, категория наливных грузов, режим вентиляции и меры сохранности груза во время транспортного процесса, требования к состоянию грузовых помещений, необходимость сухой или влажной зачистки и прочие.

     В данном варианте курсового проекта  предложены к рассмотрению такой вид груза, как сырая нефть и зерно. Транспортные характеристики грузов представлены ниже. 

     Сырая нефть

     Сырая нефть - горючая масляная жидкость со специфическим запахом, распространенная в осадочной оболочке Земли.

     Образуется  вместе с газообразными углеводородами на глубине более 1,2-2 км. Вблизи земной поверхности преобразуется в  полутвердый асфальт (горная смола - смесь битумов с минеральными веществами: известняк, песчаник). Нефть является основной смесью предельных и непредельных углеводородов с различной молекулярной массой и наличием кислородных, сернистых и азотных соединений. Содержание углеводородов в нефти колеблется в пределах 95-98%. Углеводородный состав нефти и процентное содержание бензиновых и керосиновых фракций (дистилляты) зависит от месторождения.

     В мировой практике принято классифицировать сырую нефть по содержанию в ней серы и плотности. По содержанию серы нефти подразделяются на малосернистые (до 0,5%S), сернистые (0,5-2%S) и высокосернистые (свыше 2%S). По плотности нефти подразделяются на три группы: на долю легких нефтей (ρ = 0,8700) приходится около 60% мировой добычи, на долю средних (ρ = 0,8710-0,9100) до 31%, на долю тяжелых (ρ более 0,9100) — около 10%. Компоненты тяжелой нефти состоят в основном из тяжелых масел, смол и парафинов, которые совместно с механическими примесями (глина, песок, ржавчина) составляют «мертвые остатки» в грузовых танках. Нефти именуются по месту их добычи. Смешение двух сортов нефти недопустимо. Вязкость сырой нефти изменяется в широких пределах и зависит от химического и фракционного состава и содержания асфальтосмолистых веществ. В зависимости от фракционного состава и давления насыщенных паров температура вспышки колеблется от -35°С до 28°С, т.е. сырая нефть является очень опасным грузом, поэтому ее транспортирование осуществляется под слоем инертного газа. Используя свойства сырой нефти растворять смолистые и парафино-асфальтовые отложения, ее применяют для мойки танков. Нефть в воде при обычных условиях практически нерастворима, но может образовывать с ней стойкие эмульсии. Нефть не аккумулирует статическое электричество, нефть является сырьем для производства нефтепродуктов: топлива, смазочных материалов, растворителей, дорожных покрытий, нефтехимического сырья и для других целей. Для получения топлива используется процесс прямой перегонки нефти - разделение нефти на составные части (фракции), выкипающие в определенном интервале температур, с целью получения бензина, лигроина, керосина, мазута, смазочных масел и др. Помимо перегонки используются крекинг (расщепление) — переработка нефти или ее фракций для получения главным образом моторных топлив и сырья для химической промышленности.

Таблица 3

     Транспортная  характеристика груза «Сырая нефть»

№ п\п Транспортные  характеристики Наименование груза
Сырая нефть
удельный  вес при 20 С 0.8648
температура самовоспламенения паров, ˚ С 270
УПО груза, т\м3 1,19
температура вспышки, ˚ С 13
температурные пределы взрыв. насыщ паров (˚ С): верхний 13
нижний 56
 
 

     Зерно

     Все зерновые грузы принято разделять  на три основные подгруппы: злаки, бобовые, масличные. К хлебным злакам относятся рожь, пшеница, овес, ячмень, к просовым злакам - просо, кукуруза, сорго, рис. В группу бобовых входят горох, бобы, соя, арахис и др., в группу масличных - семена подсолнуха, льна, кунжута, конопли и ряд других.

     Свойства  зерновых грузов принято разделять на две группы: физические - сыпучесть, усадка, плотность, скважистость, теплопроводность, сорбционные свойства; биологические - дыхание, дозревание, самонагревание, а иногда и прорастание.

     Перевозчик  обязан учесть все указанные свойства груза и обеспечить рациональную загрузку судна и сохранность перевозимого груза. Важное значение для перевозчика имеет знание объемных погрузочных характеристик зернового груза, в первую очередь при определении величины условного кренящего момента. Кренящие моменты для определения достаточной остойчивости рассчитываются в виде объемных моментов - произведение площади поперечного сечения на длину трюма. Умножение полученной величины на плече l и УПО даст значение условного кренящего момента. По Правилам Регистра судоходства под удельным объемом зерна понимается физический объем, занимаемый единицей массы зерна, т. е. объем пробы, отнесенный к массе этой пробы. В качестве объемной характеристики размещения зернового груза на судне следует принимать удельный погрузочный объем зерна (УПО). УПО зерна составляет 1,3 т/м3.

     Сыпучесть зерна определяется степенью подвижки зерновой массы. Она зависит от размеров частиц, их формы, влажности, качки судна  и вибрации, поэтому угол естественного откоса колеблется в широких пределах от 16 до 38°.

     Оптимальным условием хранения зерна считается  температура воздуха не выше 25°С, а его относительная влажность  от 58% для ячменя и не более 72% для  пшеницы. Следует помнить, что зерно  требует определенного тепло-влажностного и вентиляционного режима хранения. Влажность относится к числу важнейших физических свойств зерна и оказывает большое влияние на результаты перевозки. Гигроскопическое содержание влаги в массе зерна зависит от относительной влажности воздуха. Сорбционные свойства зерна включают два основных явления: сорбция паров и газов, т. е. способность массы зерна поглощать и удерживать пары и газы, гигроскопичность - способность выделять и поглощать пары воды.

     Все хлебные грузы, предъявляемые к  перевозке, должны иметь качественное удостоверение Государственной хлебной инспекции (ГХИ). Транспортные средства, выделяемые для перевозки хлебных грузов, также осматриваются инспектором ГХИ. Разрешение на перевозку оформляется специальным сертификатом после освидетельствования трюмов судна 

1.4 Региональные направления транспортировки грузов

 

     Таблица 4

     Краткое описание трассы морской перевозки  грузов

Порт  погрузки Трасса Порт выгрузки Протяженность, мили
в грузу
Новороссийск Черное море – пр. Босфор – Мраморное море – пр. Дарданеллы – Эгейское море –Средиземное море –Гибралтарский пролив-Атлантический океан - пролив Ла-Манш - Па-де-Кале (Дуврский пролив) - Северное море Амстердам 3645
в балласте
Амстердам Северное море – Па-де-Кале (Дуврский пролив) Руан 345
в грузу
Руан пр. Ла-Манш - Атлантический  океан - Гибралтарский пролив –Средиземное море– Эгейское море -  пр. Дарданеллы -  Мраморное море -  пр. Босфор -  Черное море Новороссийск 3482
Суммарное расстояние, пройденное флотом в грузу, мили 7127
Суммарное расстояние, пройденное флотом в балласте, мили 345
 
 

     Черное  море 

     Берега  Черного моря изрезаны незначительно; здесь нет крупных заливов и бухт.  Самыми значительными по величине являются  Каркинитский залив,  расположенный между материковым берегом Крымского полуострова, и Каламитский залив, вдающийся в юго-западный берег Крымского полуострова.  В  Южный  берег Крымского полуострова вдается довольно обширный Феодосийский залив;  у восточного берега Керченского пролива находится мелководный  Таманский  залив.  У восточного берега моря,  изрезанного больше его других берегов,  самой крупной является Новороссийская бухта.  У южного берега наиболее значительны Синопский залив и бухты Самсун и Эрегли.

     При плавании вдоль черноморского берега, особенно против участков с высокими, крутыми и обрывистыми берегами, обладающими хорошими отражательными свойствами,  условия радиолокационного ориентирования  благоприятны.

     Черное  море соединяется с Азовским морем  мелководным  Керченским проливом,  через который прорыт канал для больших судов. Проливом Босфор Черное море соединяется с Мраморным морем.

     В Черном море нет крупных островов. У южного берега моря в 50 милях восточнее  пролива Босфор находится островок Кефкен. Несколько островков лежит в Бургасском заливе.

     Черное  море представляет собой глубоководный  бассейн  с  крутыми склонами.  Наиболее мелководна северо-западная часть моря. Центральная часть моря имеет ровные глубины порядка 2000 - 2200 м. Наибольшая глубина  в  Черном море 2258 м измерена в средней части моря.  В прибрежной полосе моря у скалистых берегов грунт преимущественно галька и гравий, а у низменных участков берега  -  песок.

     На  южные района Черного моря  имеются  лишь  единичные  магнитные наблюдения. Более равномерная сеть пунктов магнитных наблюдений имеется в северных районах Черного моря.

     Средства  навигационного  оборудования  на  берегах  Черного моря вполне обеспечивают безопасное плавание у берегов и  подход к портам  и якорным  местам.  У берегов Черного моря расположено много портов и гаваней, в которых можно укрыться от ветров и волнения всех направлений.

     Летом средние месячные температуры воздуха  отличаются сравнительным постоянством и равны повсеместно  200 - 240 С.  Зимой на Черном  море чаще  всего  отмечаются ветры от N и NO,  а в юго-восточной части моря нередки ветры от SW и W. Летом ветры по направлению сравнительно неустойчивы. Штормы на Черном море наблюдаются преимущественно зимой, когда в среднем число дней с ними достигает 3 - 8 за месяц;  в этот  период года  они  особенно продолжительны.  В открытом море туманы чаще всего отмечаются весной и обычно при спокойной погоде.  Видимость летом значительно лучше, чем весной, и случаи плохой видимости очень редки. 

Оценка эффективности работы судоходной компании с учетом перспектив ее развития