Оценка эффективности рекламной деятельности фирмы. 2

  Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО 

Уральский государственный экономический  университет

Институт  непрерывного образования

Факультет сокращенной подготовки

Кафедра Экономика предприятий 
 

    Курсовая  работа

    По  дисциплине «Управление маркетингом  на предприятии»

    На  тему: «Оценка эффективности рекламной  деятельности фирмы» 

                  Выполнил: студент  гр. ЗЭУП-09

Казаков А.С.

                                                         Руководитель: К.Э.Н. доцент кафедры

    Экономики предприятия Арбенина Т.И. 
 
 
 
 

    Екатеринбург

  2011г.

 

 
 

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1 Воздействие рекламы на эмоциональную сферу человека

1.1Реклама  и эмоции: понятие  и взаимосвязь…………………………….5

1.2 Воздействие рекламы на когнитивную и эмоциональную 

сферу человека……………………………………………………………….10

2 Формирование  рекламы  фирмы Nike и воздействие данной рекламы на потребителей

1.2 История   возникновения  фирмы Nike…………………………………16

2.2  Реклама   фирмы Nike и ее влияние на эмоции  потребителя ……..18

3 Рекомендации по совершенствованию рекламной  деятельности  фирмы Nike в России…………………………………………………………………28

Заключение……………………………………………………………………30

 Список  использованных источников……………………………………….32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      В середине двадцатого века началось серьезное  изучение того, без чего уже трудно представить нашу жизнь – рекламы. Мы сталкиваемся с рекламой повсюду – сидя дома перед телевизором, слушая радио, по пути на работу или учебу – везде, где бы мы не находились мы видим или слышим рекламные объявления, рассказывающие о новых товарах или услугах.

      Изучение  эффективности рекламной деятельности является одним из самых актуальных направлений. Применяемые в современных условиях средства рекламы разнообразны, многие из них технически весьма совершенны, имеют сложную классификацию по назначению, месту применения, характеру использования, степени эмоционального и психологического воздействия на людей. Из мирового опыта известна сила и роль рекламы.

      Прежде  всего, она несет в себе информацию, обычно представленную в сжатой, художественно выраженной форме, эмоционально окрашенную и доводит до сознания и внимания потенциальных покупателей наиболее важные факты и сведения о товарах и услугах. При этом следует отметить, что реклама – всегда информация, а информация – не всегда реклама. Реклама, с одной стороны, доводит до потребителей сведения, необходимые для покупки и использования товаров. С другой, сочетая свою информационность с убедительностью и внушением, оказывает на человека эмоционально-психическое воздействие. Реклама все чаще вмешивается в жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном уровнях.

      Актуальность  работы заключается в научной  психологической обоснованности характера  воздействия рекламы, поскольку  в рекламной деятельности широко используются методы и способы психологического, эмоционального и интеллектуального воздействия на людей, т.к. реклама – это явление социально-психологическое. Это многоплановый товар, затрагивающий самые затаенные участки психики современного человека.

      Цель  работы – выявить  воздействия  рекламы на  эмоции в продвижении товара  фирмы Nike.

      Для достижения данной цели требовалось  решение следующих задач:

      - изучение литературы по психологии  рекламной деятельности, как метода  управления людьми;

      - изучить процесс воздействия и восприятия рекламы на эмоции  покупателями  фирмы Nike.

      - провести исследование и сделать  анализ полученных данных.

      Объектом  исследования является воздействие  на эмоции человека рекламы.

      Предметом исследования явилось исследование влияния на поведение, отношение  и принятие рекламы.

      Методологическую  основу исследования составили труды  З. Фрейда о подсознательных комплексах, активизация которых может влиять на отношение к товару и мотивировать его приобретение. Кроме того,  опираясь на труд И.П. Павлова, который понимал внимание как концентрацию возбуждения в определенных участках коры головного мозга при одновременном торможении остальных участков коры, о формировании новой доминанты через эмоциональный механизм, а также на информационную теорию эмоций российского психофизиолога П.В.Симонова, основным положением которого является возникновение эмоций при наличии информации о вероятности удовлетворения имеющихся у субъекта потребностей. Список  литературы приведен в конце работы. 
 
 
 
 
 

 

  1.    Воздействие рекламы на эмоциональную сферу человека
    1. Реклама  и эмоции: понятие  и взаимосвязь
 

           Реклама - явление социально - психологическое. Это многоплановый товар, затрагивающий самые затаенные участки психики современного человека.

Реклама в мире бизнеса обрушивает на потребителей огромное количество информации. Психологическое воздействие рекламной информации проявляется в процессах переработки рекламных сообщений - эмоциях, мыслях, возможных решениях, обусловливающих конкретные поведенческие акты покупателя. Так или иначе, рекламный процесс оказываются вовлеченными феномены переработки информации - ощущения, восприятия, внимание, память.

            С другой стороны, в процессах переработки рекламной информации активно участвуют отношение человека к рекламному сообщению, его эмоции и чувства, например чувства удовольствия, собственного достоинства, зависти, его понимание и принятие в сознание или, напротив, отторжение воспринятого и понятого, но не разделенного, не принятого потребителем содержания.

Исследованиями  психологов доказано, что восприятие и переработка рекламной информации осуществляется под воздействием множества различных факторов, но три из них присутствуют практически всегда: это когнитивный, эмоциональный и поведенческий факторы.

      Аффективный (эмоциональный) компонент рекламного воздействия определяет эмоциональное отношение к объекту рекламной информации: относится ли к нему субъект с симпатией, антипатией, нейтрально или противоречиво.

      Исследование  психологических аспектов рекламной  деятельности предполагает анализ таких ее сторон, которые вызывают у человека эмоционально окрашенное отношение к рекламе, к самому товару, формирующее, в конечном счете, желание или нежелание купить его.

      Эмоциями  называют такие психические процессы, в которых человек непосредственно и лично переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности или в которых получают свое субъективное отражение различные состояния организма человека.

      В психологии считается, что многочисленные человеческие эмоции могут быть описаны несколькими базовыми составляющими: любовь, радость, счастье, удивление, печаль, страдание, страх, гнев, ярость, отвращение, призрение, вина. Они выражаются в громадном множестве индивидуальных особенностей.

      Например, проявление ярости или страха у одного происходит совсем иначе, чем у другого. Таким образом, непосредственное переживание действующих на индивида явлений и ситуаций осуществляется в многообразии форм эмоциональных переживаний, которые откладываются в эмоциональной памяти. На эмоциональную память сильное воздействие оказывает яркость впечатлений.

      Как известно, у людей, помимо зрительной, очень устойчивой является память эмоциональная, которая работает по принципу: приятно - неприятно, понравилось - не понравилось. Рекламные материалы неизбежно навевают неосознаваемые эмоциональные образы. Память на эмоциональные образы и эмоциональные состояния - одна из самых прочнейших. Установлено, что эмоциональная память намного сильнее, чем другие виды памяти, воздействует на принятие решения, то есть на покупательское поведение человека.

      Специалисты считают, что симпатия к товару пропорциональна  симпатии к рекламной информации.

      Эмоции  всегда носят личностный, субъективный характер. Психологи отмечают связь  эмоций человека с переживанием его  собственного “Я”. Все, что человека окружает, вызывает у него определенные эмоции. Именно в эмоциональной форме проявляются многочисленные индивидуальные различия потенциальных потребителей. Любой рекламный видеоклип – это не только информация, это, прежде всего несколько эмоционально насыщенных минут, лично переживаемых человеком в момент просмотра. Характерна в этом отношении сама рекламная лексика с ее богатой эмоциональной терминологией: тепло, уют, сияние.

      Эмоции  могут быть положительными и отрицательными. Положительные эмоции стимулируют субъект достичь цели, отрицательные – избегать объектов, вызывающих неприятные состояния. Многие люди рассматривают удачную покупку как определенный способ получить удовлетворение, снять плохое настроение, вызванное какими-то тяготами жизни. Поэтому хорошая покупка всегда дает человеку заряд положительных эмоций.

      Если  человек не находит для себя ничего интересного, эмоционально окрашенного, то у него может и не возникнуть желания сделать покупку.

      Нередко рекламные объявления, которые создаются без учета эмоциональных реакций потребителя, вызывают явно негативное отношение к предмету рекламы.

      Установлено, что человек не стремится запоминать информационный материал, который вызывает негативные эмоции. Если реклама вызывает чувство брезгливости, страха, стеснения, это тормозит сбыт товара, и наоборот, если рекламируемый товар позволяет избавиться от таких неприятных эмоций, то он начинает пользоваться спросом.

      Особенно  часто негативные эмоции вызывает многократно, слово в слово повторяющаяся реклама на радио или телевидении. Психологически очень тяжело постоянно слышать одно и тоже, однообразие быстро надоедает. Весьма неприятный эмоциональный эффект получается от рекламы, рассчитанной на непонятливого человека. Безусловно, положительные эмоции вызывает юмор.

      Чувство юмора – одно из наиболее специфических  чувств которые способен переживать человек. Однако применение юмора в  рекламе – дело весьма тонкое, нередко  деликатное. Пользоваться юмором в  рекламе следует осторожно. Кого- то он привлекает, а кого-то и отталкивает.

      Ряд моделей описывают возникновение  и динамику проявления эмоций. Одна из них принадлежит немецкому  психологу В. Вунду. В рамках его концепции эмоции характеризуются тремя парами полярных признаков: удовольствие – неудовольствие; возбуждение – успокоение; напряжение – расслабление.

      Эмоциональное состояние характеризуются одним, двумя или тремя из указанных  полярных состояний.

      По  Вунду, удовольствие или неудовольствие возникает в связи с обонятельными и вкусовыми ощущениями, а также в связи с ощущением боли.

      Различные цвета вызывают состояние возбуждения  или успокоения. Напряжение или расслабление связаны с процессами внимания. На самом деле картина проявлений эмоций в их непосредственной связи с  простейшими психическими процессами, несомненно намного сложнее.

      Известный российский психофизиолог П. В. Симонов  разработал информационную теорию эмоций. Отсутствие необходимой информации вызывает негативные эмоции, а наличие  – позитивные. Для проверки эмоциональной  эффективности рекламного сообщения нужно представить себе это сообщение и определить, как к нему будут относиться люди с различными психологическими характеристиками, будет ли он им приятен.

      В психологии хорошо известное явление, называемое проекцией, когда люди приписывают окружающим свое собственное отношение к чему-либо. Создавая нечто оригинальное, креатур часто переживает состояние эмоционального подъема, восхищения удачной находкой. При этом он не всегда осознает, что результат его творческой деятельности многим людям может не понравиться.

      Решение проблемы современная психология видит  в том, что реклама эмоционально должна привлекать людей, а не отталкивать. Чтобы побудить потребителя купить, его очаровывают, показывают ему  новые возможности, которые у него появятся с приобретением того или иного товара.

      В рекламных компаниях России, проведенные  исследования дают основания предположить, что рекламисты и СМИ не всегда учитывают психологическую структуру  восприятия рекламы российскими  потребителями, и, прежде всего эмоциональную сферу.

      Информационная  среда перенасыщена повторяющейся  однообразной рекламой, что вызывает у потребителя закономерное желание  избегать её воздействие, её навязчивого  проникновения в индивидуальное пространство человека.

      Нередко в печатной и телевизионной рекламе используются деформированные культурные символы и объекты реального мира. Проблема их негативного воздействия на психику и моральные установки людей еще недостаточно изучены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2 Воздействие рекламы на когнитивную и эмоциональную сферу человека 

      Когнитивный компонент связан с тем, как рекламная  информация воспринимается человеком. Изучение когнитивного компонента предполагает анализ ряда процессов переработки  информации, таких, как ощущение и  восприятие, память, представление и воображение, мышление и речь.

      Понятно, что рекламная продукция может  быть изготовлена как высоко, так и низкокачественно, а это по – разному будет влиять на когнитивную сферу человека. В результате рекламное сообщение будет по – разному восприниматься и запоминаться, вызывать разной степени готовность к действию.

      Поскольку одна из главных задач рекламного воздействия состоит именно в  выделении рекламируемого товара или  услуги, привлечении к нему внимание потребителя, исследование когнитивных  процессов психики весьма актуально в рамках рекламной деятельности.

        Одним из важных элементов  когнитивной деятельности человека  является ощущение. Из курса общей  психологии известно, что под  ощущением понимается отражение  в коре головного мозга отдельных  свойств предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на органы чувств. Ощущение – познавательный первичный процесс. В соответствии с основными органами чувств различаются и ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, двигательные, осязательные, органические, вибрационные, ощущения равновесия.

      Способность испытывать ощущения называют чувствительностью. Различают абсолютный и дифференциальный пороги ощущений. Абсолютный порог (нижний и верхний) определяет способность органа чувств (анализатора) воспринимать сигналы и создавать ощущения. Под дифференциальным порогом ощущений понимается разность стимулов, при которой происходит различение сигналов.

      В рекламной деятельности чаще всего  используются зрительные, слуховые, вкусовые, двигательные, обонятельные, осязательные и некоторые другие виды ощущений. Здесь актуальной становится проблема исследования ощущений, возникающих при восприятии рекламы или при потреблении рекламного продукта.

      Достигается эта цель с помощью измерения ощущений, которые испытывает человек, потребляя рекламируемый товар. Если возникающие при этом ощущения существенным образом отличаются от уже хорошо известных, то производителю рекламы удастся выделить этот товар и, следовательно, оказать влияние на покупательское поведение потребителя.

      Психологическими  исследованиями было установлено, что  ощущения, которые испытывает человек  от воздействующих на него объектов, подчиняются  психофизиологическому закону Фехнера. Этот закон гласит, что при очень  больших значениях стимула человек испытывает меньшие изменения в ощущениях, чем при больших значениях. Закон говорит также и о том, что не всегда лучшими для восприятия оказываются очень интенсивные воздействия (громкие звуки, яркие цвета, многословные тексты). Иногда обращение к человеку, выполненное менее интенсивными средствами, оказывается более эффективным.

      Как известно, у людей, помимо зрительной, очень устойчивой, является память эмоциональная, которая работает по принципу: приятно - неприятно, понравилось - не понравилось. Рекламные материалы неизбежно навевают неосознаваемые эмоциональные образы. В соответствии с психосемантическими шкалами эмоциональный образ фирмы может быть описан как новый или старый, быстрый или медленный, свежий или черствый, гладкий или шершавый, свой или чужой и т.п. Память на эмоциональные образы и эмоциональные состояния - одна из самых прочнейших. 

      Эмоции  могут быть положительными и отрицательными. Положительные эмоции стимулируют  субъект достичь цели, отрицательные - избегать объектов, вызывающих неприятные состояния. Нередко рекламные объявления, которые создаются без учета эмоциональных реакций потребителя, вызывают явно негативное отношение к предмету рекламы. Так, например, в 1993 году в одной из московских газет было помещено объявление известного мясоперерабатывающего комбината. Оно вызвало у потребителей, которым была показана эта реклама, крайне неблагоприятный спектр эмоциональных состояний. На рисунке был изображен человек, который стоя на одной ноге и, засунув свою голову в мясорубку, рукой проворачивал ручку мясорубки, имитируя процесс приготовления фарша. Что должен был подумать читатель газеты, когда он видел это рекламное объявление? Таким образом, авторы рекламы, по-видимому, сами того не понимая, оказали плохую услугу вполне уважаемому предприятию.

      Замечено, что в ряде случаев рекламное  сообщение строится на смягчении  или подавлении чувства вины, испытываемой потребителями при покупке некоторых  товаров, например сигарет, алкогольных  напитков, кондитерских изделий, - чувства вины за нанесение ущерба своему здоровью, нарушение гигиенических правил и др. «Вина» потребителей конфет была смягчена, например, тем, что стали рекламировать плиточные конфеты, которые можно есть по кусочку, не нарушая их вида. В рекламе отечественных сигарет постоянно вызываются воспоминания детства («вкус, знакомый с детства, у наших сигарет»). Одна фирма, производящая зубную пасту, сильно преуспела, прибегнув в рекламе к смягчению чувства вины потребителей при помощи заявления, что предлагаемая паста хороша также и для тех, кто не может чистить зубы после каждой еды. 

      Серьезную работу приходится вести рекламным  агентствам по преодолению внутренних эмоциональных антипатий. Нередко  это связано с проведением  достаточно глубоких психологических  исследований.

      Так было, например, исследованиями страха перед воздушными катастрофами, установлено, что люди не столько боятся своей  смерти, сколько реакции семьи  на их гибель. В результате авиакомпании стали изображать на своей рекламе  маленькую женщину и текстом рекламы убеждающим, что самолетом ее муж скорее вернется к ней.

      Причиной  антипатии к готовому (быстрорастворимому) кофе оказалась ассоциация с ленивой  хозяйкой, не желающей готовить кофе. Отрицательные  эмоции были преодолены, когда вместо таких свойств, как «эффективный», «быстрый», «экономный» и т.п., стали подчеркивать в рекламе свойства кофе как изысканного продукта и показывать, как его подают в романтических обстоятельствах.

      Особенно  часто негативные эмоции вызывает многократно, слово в слово повторяющаяся реклама на радио или телевидении (особенно на радио). Психологически очень тяжело постоянно слышать одно и то же. Однообразие надоедает, возникает желание переключиться на другую волну или вообще выключить радиоприемник.

      Безусловно, положительные эмоции вызывает юмор. Чувство юмора - одно из наиболее специфических чувств, которые способен переживать человек. Однако применение юмора в рекламе - дело весьма тонкое, нередко деликатное. Пользоваться юмором в рекламе рекомендуется осторожно. Кого-то он привлекает, а кого-то и отталкивает.

      Для проверки эмоциональной эффективности  рекламного сообщения нужно представить  себе это сообщение и определить, как к нему будут относиться люди с различными психологическими характеристиками, будет ли он им приятен. 

      В психологии хорошо известно явление, называемое проекцией, когда люди приписывают  окружающим свое собственное отношение  к чему-либо. Сказанное особенно характерно для творческих личностей, которыми, безусловно, являются рекламисты — креаторы.

      Создавая  нечто оригинальное, креатор часто переживает состояние эмоционального подъема, восхищения удачной находкой. При этом он не всегда осознает, что результат его творческой деятельности многим людям может просто не понравиться.

      Решение проблемы современная психология видит в том, что индивидуальное творчество в рекламе не должно противоречить задаче расширения рынка потребителей. Это означает, что реклама эмоционально должна привлекать людей, а не отталкивать. Сегодня во многих западных странах наблюдается тенденция показывать вещи в привлекательном свете, но с некоторой долей иронии. Чтобы побудить потребителя купить, его надо очаровать, показать ему новые возможности, которые у него появятся с приобретением того или иного товара.

      Что касается рекламных кампаний в России, то проведенные исследования дают основания предположить, что рекламисты и СМИ не всегда учитывают психологическую структуру восприятия рекламы российскими потребителями, и, прежде всего эмоциональную сферу. Информационная среда перенасыщена повторяющейся однообразной рекламой, что вызывает у потребителя закономерное желание избегать ее воздействия, ее навязчивого проникновения в индивидуальное информационное пространство человека.

      Между когнитивным и эмоциональным  компонентами может возникать противоречие, которого быть не должно. В противном случае реклама окажется психологически неэффективной. Например, иногда встречаются рекламные плакаты, а также рисунки в газетах, на которых изображается надкушенный многослойный шоколад. С точки зрения когнитивного компонента рекламного воздействия, расчет авторов верен, - это позволит потребителям увидеть начинку товара (то есть получить более полную информацию) и убедиться в преимуществах данного товара. Однако, практика опросов потребителей показала, что вид шоколада со следами зубов не вызывает приятных эмоций и не способствует желанию попробовать данный товар.

      Этот  пример показывает, что экспериментально -психологическое исследование должно проводиться по многим критериям, а  не по одному, например, только когнитивному. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2   Формирование  рекламы  фирмы Nike и воздействие данной рекламы на потребителей

      1.2 История  возникновения   фирмы Nike 

      Сегодня сложно даже представить себе, что  некогда вся компания Nike помещалась в багажник автомобиля ее основателя Фила Найта. Вряд ли тогда кто-то рискнул бы предположить, что через несколько лет этот чудаковатый торговец спортивной обувью превратится во владельца одной из самых преуспевающих корпораций мира. Компания Nike появилась на свет благодаря двум вещам: желанию Билла Боуэрмана создать более легкие и прочные кроссовки для бегунов, которых он тренировал в Орегонском университете, и стремлению его подопечного Фила Найта, к слову, не блиставшего на беговой дорожке, получать удовольствие от жизни, не забывая при этом о своей любви к спорту.

      В начале 60-х эти двое скинулись  по 500 баксов и решили основать компанию по продаже спортивной обуви. Оставалось только найти, источник продукции для  продажи. Найт, получавший в это время  бизнес-образование в Стэнфорде, провел маркетинговое исследование и обнаружил, что недостатка в кроссовках не было. Правда, американские, стоимостью 5 долларов, не отличались особым качеством, а немецкие - по 30 долларов - были не каждому по карману. И тут Найта словно осенило: ведь можно разрабатывать качественную спортивную обувь в США, производить в Азии, а продавать в Америке. Вот она - ниша, которую нужно было только занять! Этим, собственно говоря, Найт и занялся. В 1963 году он посетил Японию, где от имени несуществующей американской компании Blue Ribbon Sports заключил контракт на поставку партии японских кроссовок "Tiger" (тигр) на американский рынок. За год Найт продал "тигров" на 8000 долларов и сделал заказ на еще одну партию. Объемы продаж росли, а вместе с ними и штат компании, первоначально состоявший только из Боуэрмана и Найта.

Оценка эффективности рекламной деятельности фирмы. 2