Оценка эффективности социальных институтов РФ. На примере двух социальных институтов

 

 

Курсовая работа

 

По курсу: Институциональная экономика.

 

По теме:

Оценка эффективности  социальных институтов РФ. На примере  двух социальных институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 

2010

Содержание работы

Исходные данные 3

Краткое содержание работы 3

Порядок выполнения работ 3

Изучение собственной пирамиды потребностей 3

Основные разделы курсовой работы 5

Введение 5

Теоретический вопрос 6

Изучение собственных затрат. Пирамида потробностей по Маслоу 15

Данные для проведение расчёта 16

Расчёты и их результаты 17

Заключение 20

Приложение 22

Список литературы 23

 

 

 

Исходные данные

 

Данная работа направлена на обобщение знаний по Институциональной  экономике, и позволяет студентам  попробовать оценить собственные  затраты, проведя их группировку  отличным от традиционного способа.

Работа также направлена на возможность раскрытия тем, которые  недостаточно подробно представлены в  курсе лекций.

Расчёт проводится по данным, собранным студентами в реальной жизни в хозяйственной практике, и обобщённым, исходя из индивидуальных особенностей восприятия каждого  исследователя.

Расчёт можно проводить  по данным калькуляции себестоимости  предприятия, выделяя институциональную  составляющую затрат. Вторым вариантом  расчёта является изучение пирамиды Маслоу, составленной на определённый период.

Теоретический вопрос подразумевает  исследование дополнительного материала.

 

Краткое содержание работы

       Теоретическая  часть работы направлена на  изучение темы: оценка эффективности социальных институтов РФ, на примере двух социальных институтов.

        Практическая  часть работы проведена на  основе изучения собственных  затрат.

Порядок выполнения работ

Изучение собственной  пирамиды потребностей

 

Необходимо:

  • Поставить цель исследования;
  • Собрать исходную информацию на основе пирамиды  Маслоу;
  • Выявить социальные затраты;
  • Сформулировать институциональное понимание собственных затрат;
  • Рассчитать трансакционные издержки, при этом оценить не только фактические затраты, но и время, потраченное на их осуществление;
  • Оценить затраты на информацию.

 

    1. На основе собранных данных оцените возможность максимизации, минимизации и оптимизации выявленных групп издержек.
    2. Охарактеризуйте себя, как «экономического» человека. Какой выбор Вы осуществляете, руководствуясь принципом полной рациональности?

Приведите пример неполной рациональности в Вашем поведении.

    1. Какую долю занимают информационные затраты в пирамиде Ваших потребностей? Приняв допущение, что финансовых ограничений на получение информации у Вас нет, спрогнозируйте как изменится величина информационных затрат в Вашей пирамиде. Какая информация Вас интересует? Сколько она стоит?
    2. Какие договорные отношения Вы ведёте? Систематизируйте контракты, участниками которых Вы являетесь.
    3. Присутствуют ли в Вашей пирамиде издержки контроля?
    4. Оцените 1 час своего времени, один день своего времени.
    5. Охарактеризуйте себя как «институционального» человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные разделы  курсовой работы

Введение

Как и у каждого человека, у меня существуют свои потребности. В данной работе я составила собственную  пирамиду потребностей, изучила свои затраты, проанализировала их, выявила, насколько эффективно и рационально  я использую свое время и средства, какие затраты я могу минимизировать и оптимизировать, чтобы одновременно удовлетворять свои потребности  максимально.

В теоретической части  данной работы, я оценила эффективность  социальных институтов РФ на примере  институтов семьи и образования. Выявила проблемы и несовершенства данных институтов, а также причины этих несовершенств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретический вопрос

Оценка эффективности  социальных институтов РФ. На примере  двух социальных институтов.

Социальный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

Функции социальных институтов

  • Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.
  • Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.
  • Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.
  • Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

 

Типология социальных институтов

Все социальные институты  обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие  образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их  классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.                                      

Р. Миллс насчитывал в  современном обществе пять институциональных  подходов, подразумевая главные институты:

1.   экономический –  институт, организующий хозяйственную  деятельность;          2.   политический - институт  власти;                                                                                     3.   семейный – институт, регулирующий  половые отношения, рождение и  социализацию детей;                                                                                                                4.   военный – институт, организующий законное наследие;                                         5.   религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.

Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных  институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение - удовлетворять  важнейшие жизненные потребности  коллектива или общества в целом.     

 Пять основных потребностей  и институтов:

1.  потребность в воспроизводстве  рода (институт  семьи и брака);                            2.  потребность в безопасности  и социальном порядке (политические  институты, государство);                                                                                                                                3.  потребность в средствах  существования (экономические институты,  производство);                                                                                                                            4.  потребность в получении  знаний, в социализации подрастающего  поколения, подготовка кадров (институты  образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);                                                                                                                       5.  потребность решения духовных  проблем, смысла жизни (институт  религии).

 

Я решила оценить эффективность  социальных институтов РФ на примере института семьи и образования, т.к. считаю, что они играют одну из важных ролей в жизни индивида и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Институт семьи

Наиболее характерные  изменения института семьи, обусловленные  трансформацией традиционных обществ  в современную форму, характерны  для института семьи в России, поскольку процесс модернизации в полной мере затронул российское общество.

Для характеристики функционирования российской семьи в «советский»  период и современного состояния  российского общества следует выделить, по крайней мере, три условных периода  в развитии института российской семьи и общества в целом: дореволюционный, «советский» и современный, который  берёт начало с момента распада  СССР в 1991 году и продолжается в настоящее  время.

  1. Дореволюционный период
  • Основания для развода - «лишение всех прав и состояния», «неспособность к брачному сожитию» любого из супругов, «безвестное отсутствие кого-то из супругов свыше пяти лет», но главным образом, «доказанное прелюбодеяние» мужа или жены. Последней причиной в начале ХХ в. в России мотивировалось около 95% всех разводов. Здесь очевидно практически идентичное отношение к расторжению брака двух базовых социальных институтов – государства и религии.

 В целом всё свидетельствует о высокой степени влияния религиозных норм и ценностей, которые часто были закреплены ещё и юридически, на любые действия и поступки людей в дореволюционной России.

  • Брачно-семейное и репродуктивное поведение большинства населения в дореволюционной России объяснялось в основном авторитарностью семьи и подчинённым, бесправным положением женщины.
  • Объективные факторы ограничения роста населения (высокий уровень младенческой и детской смертности, а также смертности индивидов активного репродуктивного возраста), присущие традиционным обществам, в значительной степени уже утратили свою силу, а субъективные (низкая величина репродуктивной потребности и потребности в браке), характерные для современного общества, ещё не проявились. В целом, всё это способствовало количественному и качественному воспроизводству населения в дореволюционной России на высоком уровне.    

Таким образом, в  дореволюционной России качество и  эффективность выполнения институтом семьи репродуктивной социальной функции  находились на очень высоком уровне, что было обусловлено, прежде всего, превосходным состоянием данного социального института. Этому способствовали объединённые усилия ещё как минимум двух базовых социальных институтов традиционного общества – религии и государства. В конце XIX – начале XX века это проявилось в резком росте численности населения России, поскольку указанный период характеризуется отсутствием большинства объективных факторов ограничения такого роста.

  1. «Советский период»
    • Уничтожение религии как основы духовного мира человека, которое сказалось крайне отрицательно на состоянии института семьи и демографической ситуации.
    • Появление особой, «советской» системы семейных ценностей, которая утвердилась в качестве господствующей и до недавнего времени служила регулятором брачно-семейных отношений в нашей стране.
    • Семья как социальный институт, начиная с середины 60-х гг., практически перестает выполнять свои основные функции, прежде всего репродуктивную. Именно в этот период в стране обозначаются первые признаки грядущей демографической катастрофы.
    • Государство прямо или посредством других социальных институтов (средства массовой информации, образование, право и т.д.) регулировало поведение людей в сфере брачно-семейных и сопутствующих им отношений, но самое главное, формировало соответствующие ценностные ориентации среди населения.

В целом советский  период в развитии российского общества характеризовался постоянным ухудшением состояния института семьи и, как следствие, постоянным снижением  качества и эффективности реализации данным институтом своих специфических  функций.

  1. Современный период.

Общемировой процесс модернизации общества явился главным фактором деградации института семьи. Это послужило причиной катастрофического состояния института российской семьи, что выражается в неудовлетворительном выполнении им своих основных специфических функций, главной из которых является репродуктивная. На уровне общества это проявляется в виде суженного воспроизводства населения, т.е. депопуляции.

Депопуляция в современной России выражается не только в катастрофическом сокращении рождаемости и прямой убыли населения, но и снижением его качественных характеристик по ряду показателей. Это относится к физическому и психическому здоровью.

Огромное количество производимых абортов во всех репродуктивных возрастах. Аборты в настоящее время занимают ведущее место среди методов регулирования деторождения в российских семьях, несмотря на то, что их (абортов) количество, официально зарегистрированных статистикой, в последние годы неуклонно сокращается.

Институт современной российской семьи характеризуется катастрофическим состоянием и, как следствие, неудовлетворительной реализацией репродуктивной социальной функции, что, начиная с 1992 года, проявляется в прямой убыли населения России, несмотря на отсутствие большинства объективных факторов такой убыли.

Незначительное функциональное воздействие института религии и полное отсутствие такого воздействия со стороны института государства на всю совокупность предбрачных, брачно-семейных и сексуальных отношений, является основными факторами неудовлетворительного состояния и функционирования института семьи в современной России. Поскольку это приводит к стихийному формированию брачно-семейных, репродуктивных и сопутствующих им ценностных ориентаций среди населения, противоречащих базовой потребности общества в полноценном количественном и качественном воспроизводстве поколений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Институт образования

В современном мире увеличивается  значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Его роль постоянно растет вместе с ростом влияния человеческого капитала.

На современном этапе  общественной жизни образование  должно стать не только важнейшей  социальной сферой, но и важнейшей  отраслью экономики. Оно играет все  более решающую роль в накоплении и развитии человеческого капитала.

Доля человеческого капитала в социально- экономическом благосостоянии государства(в %)

Глубокие изменения, происходящие в российском социуме, привели к  тому, что образование переживает сегодня, по оценкам ученых и учителей, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис, выражающийся не только в материально-финансовом оскудении, но и в неопределенности целей и содержания самого образования (рис.1).

Состояние школьного образования  многие исследователи склонны оценивать  как критическое. Школьный кризис закономерно  является отражением социально-экономических  процессов, проявляющихся в образовании  в следующем:

- утрате привычных целей  школьного образования;

- остром недостатке финансирования;

- инертности, присущей всем  образовательным системам и обществу  в целом.

Существующая организация  образования в России ограничивает эффективность ее развития.

 



 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Проблема социальной дифференциации и качества образования

Молодежь вступает в трудовую, общественно-политическую жизнь, имея, как правило, среднее образование. Однако образование на данный момент серьезно различается по качеству. Значительные различия зависят от социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно выше, чем в обычных; в городских школах выше, чем в сельских. Эти различия углубились в связи с переходом страны к рыночным отношениям. Появились элитные школы (лицеи, гимназии). Система получения образования явно становится одним из показателей социальной дифференциации. Желаемое разнообразие в образовании оборачивается социальной селекцией с помощью образования. Общество переходит от сравнительно демократической системы образования, доступной представителям всех социальных групп, открытой для контроля и воздействия со стороны общества, к селективной, элитарной модели, исходящей из идеи автономности образования, как в экономическом, так и в политическом аспекте.

Системе образования надлежит обеспечить равный доступ молодых людей  к полноценному образованию, независимо от материального достатка семьи, места  проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья, использовать свои возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной ее задачей  также является формирование профессиональной элиты, выявление и целевая поддержка  наиболее одаренных, талантливых детей  и молодежи.

2. Формирование нравственных ориентиров у молодёжи

На сознание и поведение  молодых людей большое влияние  оказывает механизм управления учебным  заведением. Строгое соблюдение норм и принципов законности и справедливости, еще в годы учения становится для  них своеобразным эталоном, с которым  они в дальнейшем сверяют свой жизненный путь.

Однако далеко не всегда школьное воспитание содействует развитию и закреплению позитивного социального опыта молодежи, недостаточно противостоит проявлениям нигилизма, индифферентности, равнодушия к общественным делам, равно как и демагогии, анархическим действиям.

 Рост национального  самосознания с большой остротой  ставит вопрос формирования у  молодежи правильных ориентиров  в такой важной сфере, как  межэтническое общение. Отсутствие  активного противостояния любым  проявлениям национализма и шовинизма,  национальной ограниченности, недооценка  воспитательной работы делают  некоторые группы молодежи доступным  объектом националистической пропаганды. Более того, национальный экстремизм  в основном паразитирует на  искренних заблуждениях молодых  людей.

Несомненно, что историческое сознание в сочетании с национальным самосознанием приобретает решающую роль в гражданском поведении  учащейся молодежи. Информационная революция  побуждает к непрерывному пополнению знаний. Правда, они не имеют однородной структуры. Всегда есть ядро — те знания, что ложатся в основу наук, и  периферия, где идет процесс накопления и обновления, который не обесценивает основной капитал.

 

 

  1. Понижение социального статуса учителя. Проблема государственного финансирования

Совершенствование народного  образования немыслимо без измерения  той ситуации, в которой находится  учительство, значительная часть педагогического  корпуса.

Хотя за последнее время  существенно повышена зарплата учителей, средние размеры заработка у  работников народного образования  все еще намного ниже, чем у  рабочих и инженерно-технических  работников промышленности и строительства, да и в сравнении со средней  заработной платой в стране.

Сегодня образовательные  учреждения обеспечены бюджетным финансированием  только на 25-40% от расчетной нормативной  потребности. В профессиональном образовании (особенно в высшем) это частично дополняется внебюджетными поступлениями от платных услуг, общеобразовательные же школы практически не имеют возможности привлечь дополнительные средства. Реальное недофинансирование образовательных учреждений составляет до 50-60%.

Изменение отношения государства  и общества к образованию должно выразиться в конкретных шагах: в  увеличении объемов его финансовой поддержки, в особой заботе о работниках образования, в создании условий  для использования интеллектуального  потенциала образованных людей и  формировании общественного мнения о ценности образования.

В этой связи необходимо уже в ближайшее время повысить долю бюджетных расходов на образование  в структуре ВВП с 3,5% до 4,5%* , обеспечить опережающий рост затрат на образование  по отношению к другим сферам бюджетного финансирования, конкурентоспособность  образования на рынке труда, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда

Для реализации современных  социальных требований к системе  образования, повышения ее социальной роли необходимы, с одной стороны, модернизация самой системы образования, а с другой - изменение отношения  государства, общества и личности к  образованию (рис.1).

 

 

 

 

        Изучение собственных затрат

   Пирамида потребностей по Маслоу


 

 

Социальные затраты:

К социальным затратам я  отнесла затраты на пожертвования, которые составляют 100 рублей.

Затраты на содержание экономической  системы:

В основном, к такому виду затрат относятся налоги с заработной платы. Таких затрат я не осуществляю, так как нигде не работаю.

Трансакционные издержки:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трансформационные издержки:

 

 

Затраты на информацию:

К трансакционным издержкам относятся:

  1. Издержки поиска информации, которые складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для этого поиска. Для поиска нужной мне информации для учебы, в день я трачу около 3-4 часов, что составляет около 30 руб./час работы в интернете.
  2. Издержки ведения переговоров, которые включают в себя затраты на заключение и ведение контрактов. В моем случае, все издержки по контролю и исполнению лежат на одном из исполнителей договора, т.е. на университете.
  3. Издержки измерения, которые включают затраты на определение качества товаров и услуг по поводу которых совершается сделка. На осуществление выбора необходимо время, поэтому возникают временные затраты: на приобретение продуктов питания- 60 часов/месяц; на покупку одежды и косметики-20 часов/месяц; подарков-5 часов/месяц; на походы в кафе-26 часов/месяц. Затраты на само приобретение продуктов питания, одежды, косметики, подарков, на походы в кафе относятся к фактическим затратам и составляют 13500 руб./месяц.

 

Это издержки по трансформации  физических свойств продукции в процессе использования факторов производства. К ним можно отнести затраты на транспорт, а именно проезд на метро, и наземном транспорте- 1565 рублей и 60 часов.

 

К ним относятся:

- плата за телефон и  интернет-950 руб./месяц;

-плата за обучение  в институте и в танцевальной студии-9900 руб./месяц




Таблица 2. Расчет затрат

          На основе собранных данных можно сказать, что некоторые из издержек можно минимизировать, например, затраты на покупку одежды, транспортные затраты (ездить домой не два раза в месяц, а один), или затраты на оплату телефона. Некоторые из издержек можно максимизировать, например, пойти на курсы английского языка. Также, можно оптимизировать свои затраты, то есть сделать так, чтобы за минимальное количество потраченных средств и времени я могла максимально удовлетворить свои потребности.

Именно так поступает  экономический человек. Все его  действия рациональны и направлены на максимизацию полезности, он осуществляет оптимальный для себя выбор. Что касается моего поведения, то, скорее всего, меня частично можно отнести к экономическому человеку. Например, я посещаю салон красоты в своем городе, так как цены в нем значительно ниже, чем в Москве, и уровень обслуживания устраивает меня полностью. Также в этом примере мои действия подчинены принципу полной рациональности. Но в большей степени мое поведение может подчиняться принципу неполной рациональности. То есть часто я осуществляю свой выбор спонтанно, не изучая информацию о положении на рынке в целом, или действую так, как привыкла в соответствии с правилами институтов. Примером может послужить незапланированный поход с друзьями в кафе или кино; покупка дорогой вещи, зная, что в сезон скидок она будет стоить намного дешевле и т.д.

Информационные затраты  в моей пирамиде потребностей занимают одно из главных мест. Поэтому большую  часть своих затрат  я трачу  на информацию, а именно на образование, саморазвитие, общение с людьми, родными и друзьями. Если бы финансовых ограничений на получение информации не было, мои затраты увеличились бы в несколько раз. Я бы стала тратить больше средств на интернет и телефон, посредством которых я осуществляю общение с родными и друзьями, а также пошла бы получать какое-нибудь дополнительное образование, или курсы английского языка. Основная информация, которая меня интересует сейчас - это информация, необходимая мне для учебы; информация о экономической и политической ситуации в нашей стране; общение с друзьями, родственниками, и получение новой информации о них. Так как эта информация важна для меня, я не задумываюсь о ее стоимости.

В настоящее время у  меня существует несколько договорных отношений, таких как: контракт с  обучающим меня ВУЗом, с танцевальной студией, с оператором сотовой связи, с интернет провайдером. Все эти контракты относятся к классическому типу контрактов, так как они носят безличный характер и содержат четко оговоренные пункты условий. Это стандартные контракты, которые носят двусторонний характер и основываются на формальных документах. Издержки контроля по этим контрактам и в моей пирамиде отсутствуют, все издержки контроля несет другая сторона.

Проанализировав смету затрат на месяц и подсчитав все расходы, я вычислила, сколько стоит один час и день моего времени. Я  исходила из общих затрат на весь месяц, и так как я не работаю, то могу рассчитать стоимость своего времени  таким образом:

Час времени = сумма средств  за месяц/ кол-во часов

26015 руб./ 720 часов=36,13  руб./час

Из этого следует, что  один день моего времени стоит 867,12 рублей.

Часть этого времени я  трачу нерационально, что характеризует  меня, как институционального человека. Такой человек осуществляет свой выбор спонтанно, случайно, не задумываясь  о его рациональности, лишь бы удовлетворить  свои потребности за короткий промежуток времени.

 

 

Заключение.

В данной курсовой работе мной был рассмотрен вопрос эффективности социальных институтов РФ на примере двух институтов, семьи и образования. Можно заключить, что социальные институты РФ находятся еще в состоянии, далеком от «идеального». Большое влияние на современное состояние социальных институтов оказало длительное нестабильное положение страны: смена политических режимов, смена власти, экономические кризисы, и т.д.

 

Деятельность социального  института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интересов общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.

 

В конце 80-х годов, с началом  перестройки российское общество повернулось  к рыночным отношениям. При этом оказалось, что марксистское обществоведение  не способно обеспечить молодежь необходимыми знаниями в области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать знания технологии обучения. Народное хозяйство недополучило сотни тысяч  необходимых специалистов, обладающих современными знаниями. Это повлекло за собой колоссальный ущерб в  экономической области. К нему надо добавить ущерб социальный и нравственный. Ведь поколение людей воспитанных  на старых традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет страну не всегда так, как  требуют новые реалии. Урон же от неправильной внешней и внутренней политики, непродуманных государственных  решений вообще не поддается исчислению.

 

        Таким  образом, состояние социальных  институтов во многом зависит  от того, насколько внимательно  к ним будет относиться государство,  насколько оно будет заинтересовано  в их развитии, а, следовательно,  в развитии страны вцелом.

Оценка эффективности социальных институтов РФ. На примере двух социальных институтов