Оценка эффективности таможенного контроля
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего
«Южно-Уральский
(национальный
Факультет «Экономика и управления»
Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»
Курсовая работа
по предмету «Экономика таможенного дела»
на тему: «Оценка эффективности таможенного контроля»
Руководитель работы:
к.э.н., доцент Степанов Е. А.
Автор работы:
Студентка группы ЭиУ-370
Уразаева К. Р.
Работа защищена с оценкой:
______________________
Челябинск, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
- Таможенный контроль……………………………….…….…..5
- Определение таможенного контроля………………...………5
- Формы и способы таможенного контроля…………………………………………………..…
….11
- Эффективность таможенного контроля……………………27
- Эффективность проведения таможенного контроля после выпуска……………………………………………………..…
..27
Заключение………………………………………..………
Список литературы…………………………………
Введение
Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств. При этом товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению. Все многообразие ситуаций, отношений и связей, возникающих в процессе осуществления ВЭД или внешней торговли, урегулировано соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами, устанавливающими правовой статус различных товаров, лиц, порядок их взаимоотношений между собой, с государством, его органами, в том числе и с таможенными органами.
Проведение таможенного контроля призвано обеспечить:
- создание условий,
- разрешительный порядок
перемещения через таможенную
границу товаров и
- ведение борьбы с контрабандой,
нарушениями таможенных правил
и налогового законодательства,
а также пресечение
- своевременное и полное взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
- ведение таможенной статистики
внешней торговли и
- осуществление в пределах
компетенции таможенных
- ведение Товарной номенклатуры
внешнеэкономической
С учетом наличия существующего в настоящее время большого количества нормативно-правовых актов о таможенном контроле, в данной работе будет проанализированы наиболее важные, которые могут дать представление о своеобразии этого института таможенного права.
В свою очередь в настоящей работе будет идти речь о действии общих норм, поскольку это будет необходимо для раскрытия некоторых особенностей.
Объект: таможенный контроль.
Предмет: эффективность таможенного контроля.
Цель: найти параметры оценки эффективности таможенного контроля.
Задачи:
- Дать определение таможенного контроля;
- Перечислить формы таможенного контроля;
- Перечислить способы таможенного контроля;
- Эффективность таможенного контроля, на основании чего проводится проверка;
- Оценка эффективности таможенного контроля.
Глава 1.
- Определение таможенного контроля.
Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (согласно подпункту 19 пункта 1 ст. 11 ТК РФ).
Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы, способы и средства производства таможенного контроля.
Формы производства таможенного контроля это отдельные разновидности проверочных мероприятий (проверка документов, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, таможенное наблюдение и другие формы).
Способы производства таможенного
контроля представляют собой меры,
применяемые таможенными
К способам производства таможенного контроля можно отнести, например, идентификацию товаров и транспортных средств, назначение экспертизы, привлечение специалиста, наложение ареста на товары или изъятие товаров, создание зон таможенного контроля.
В качестве средств производства таможенного контроля следует рассматривать:
- технические средства таможенного контроля;
- морские (речные) и воздушные суда таможенных органов;
- информационные ресурсы таможенных органов;
- поисковых собак.
Таможенный контроль может
проводиться исключительно
Если таможенные органы проводят
проверку товаров, на ввоз которых в
Российскую Федерацию в соответствии
с законодательством Российской
Федерации о государственном
регулировании внешнеторговой деятельности
установлены запреты и
Пробы и образцы товаров,
находящихся под таможенным контролем,
берутся сотрудниками других государственных
органов с письменного
Окончательное решение о
выпуске товаров принимается
таможенным органом по результатам
проведенного таможенного контроля.
При этом неотъемлемой частью таможенного
контроля является проверка документов
и сведений, в том числе и
разрешительных документов, оформляемых
иными государственными органами (органами
санитарно-карантинного, карантинного
фитосанитарного, ветеринарного контроля),
по результатам проведенных
В отношении транспортных
средств, на которых перевозятся
товары, находящиеся под таможенным
контролем, самостоятельные полномочия
таможенных органов ограничены территориями
зон таможенного контроля. В иных
местах остановка транспортных средств
осуществляется органами внутренних дел,
уполномоченными в области
Таможенный контроль товаров и транспортных средств не ограничивается только проверкой (формами контроля). Таможенный контроль это еще и статус товаров (транспортных средств). Например, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 ст. 360 ТК РФ пользование и распоряжение ввезенными товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, допускаются в порядке и на условиях, которые определены ТК РФ.
При ввозе на таможенную территорию РФ товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до момента (абзац 1 пункта 1 ст. 360 ТК РФ):
- выпуска для свободного обращения;
- уничтожения;
- обращения в федеральную собственность (например, в результате конфискации, отказа в пользу государства);
- реализации как
- реализации, как незаконно
ввезенных на таможенную
- фактического вывоза
с таможенной территории РФ (например,
как запрещенных к ввозу в
РФ или вывезенных в
Российские товары (транспортные средства) считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории РФ с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ, и до пересечения таможенной границы (фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ).
Кроме того, в соответствии
с пунктом 1 ст. 391 ТК РФ при обнаружении
таможенными органами товаров, незаконно
перемещенных через таможенную границу,
что повлекло за собой неуплату таможенных
пошлин, налогов или несоблюдение
запретов и ограничений, установленных
в соответствии с законодательством
РФ о государственном
Важная особенность
В соответствии с пунктом 2 ст. 361 ТК РФ проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. При этом, таможенные органы вправе применять такую форму таможенного контроля как, например, таможенная ревизия.
Кроме того, таможенные органы
вправе проводить таможенный контроль
при обороте товаров, ввезенных
на таможенную территорию Российской
Федерации, путем проверки сведений,
подтверждающих выпуск таких товаров,
а также путем проверки наличия
на товарах маркировки или иных идентификационных
знаков, используемых для подтверждения
легальности ввоза товаров на
таможенную территорию Российской Федерации.
Возможность проведения данных проверок
уже не ограничивается какими-либо
сроками. В этом случае таможенные органы
реализуют такие формы
Проведение таможенного контроля может сопровождаться временным ограничением прав собственности на товары в форме их ареста или изъятия.
ТК РФ позволяет таможенным органам применять данные меры как после утраты товарами статуса, находящихся под таможенным контролем (выпущенных в свободное обращение), так и во всех иных случаях, когда:
- обнаруживаются товары,
ввезенные в РФ с нарушением
таможенных правил (без наличия
на них специальных марок,
- обнаруживается отсутствие
в коммерческих документах
- обнаруживаются факты
пользования и (или)
1.2 Формы таможенного контроля.
Проверка документов и сведений - форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом таможенного органа при проведении таможенного оформления товаров, для целей: проверки правильности оформления документов; установления подлинности документов; проверки достоверности сведений, содержащихся в документах.
В соответствии с пунктом 1 ст. 367 ТК РФ целями применения данной формы таможенного контроля являются:
- установление подлинности
документов (срок действия, наличие
и подлинность необходимых
- проверка достоверности
сведений, содержащихся в документах
(данные об отправителе,
- проверка правильности
оформления документов (правильность
заполнения соответствующих
Проверка документов и сведений проводится в несколько этапов:
а) проверка самих документов на предмет их подлинности и правильности оформления (проверка формы документа);
б) проверка сведений, необходимых для таможенных целей (проверка содержания документа).
При реализации данной формы
таможенного контроля таможенные органы
не связаны представленными
Перечни проверяемых документов
и сведений зависят от конкретных
таможенных операций и таможенных процедур
(представление товаров в
Проведение проверки документов и сведений, в отдельных случаях, допускается до перемещения товаров через таможенную границу. Например, в соответствии с пунктом 1 ст. 130 ТК РФ таможенная декларация может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию РФ.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, проверка документов и сведений обозначена документальным контролем.
Устный опрос - форма таможенного контроля, применяемая таможенными органами при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, которая заключается в получении необходимых сведений от физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.
Возможность проведения устного опроса ограничивается производством таможенного оформления, обусловленном перемещением через границу товаров (транспортных средств).
Опросу подлежат физические
лица, а также лица, являющиеся представителями
организаций, обладающих полномочиями
в отношении оформляемых
Данная форма таможенного контроля применяется без письменного закрепления полученных сведений.
Получение пояснений - форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом таможенного органа для получения сведений (от декларантов, лиц, перемещающих товары, иных лиц) об обстоятельствах перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, имеющих значение для целей проверки соблюдения требований таможенного законодательства.
В отличие от устного опроса,
возможность получения
Таможенные органы вправе получать пояснения от любых лиц, которые имеют отношение к перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств (декларанты, перевозчики, экспедиторы и др. лица), а также обладают соответствующими сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля.
Получение пояснений оформляется в письменной форме. Форма пояснения утверждена приказом ГТК России от 24 ноября 2003 г. № 1323 "Об утверждении формы документа".
Таможенное наблюдение представляет
собой гласное и
Таможенное наблюдение может быть:
- систематическим (например,
на территории склада
- непосредственным или
опосредованным (в случае применения
специальных технических
Таможенное наблюдение может проводиться:
- в процессе таможенного
оформления товаров и
- в отношении товаров
и транспортных средств,
Таможенный осмотр товаров и транспортных средств - форма таможенного контроля, которая заключается во внешнем визуальном осмотре уполномоченными должностными лицами таможенного органа товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, без вскрытия транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушения упаковки товаров.
Особенностью таможенного осмотра товаров и транспортных средств является то, что это всегда внешнее исследование, которое не связано со вскрытием упаковки товаров, транспортного средства либо его грузового помещения.
Таможенный осмотр товаров и транспортных средств проводится в присутствии декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении осматриваемых предметов. Исключения составляют случаи применения данной формы таможенного контроля при нахождении товаров и транспортных средств в зоне таможенного контроля (если заинтересованные лица не изъявили желание присутствовать при производстве таможенного осмотра).
Обязательность письменного оформления результатов таможенного осмотра товаров и транспортных средств (в виде акта, составляемого в двух экземплярах) зависит от одного из следующих факторов:
- дальнейшего использования
таможенными органами
- требования лица, обладающего
полномочиями в отношении
Форма акта таможенного осмотра товаров и транспортных средств утверждена приказом ГТК России от 20 октября 2003 г. № 1166 "О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств".
Таможенный осмотр товаров
и транспортных средств может
применяться как
Таможенный досмотр товаров
и транспортных средств - форма таможенного
контроля, которая заключается в
проведении должностными лицами таможенного
органа осмотра товаров и транспортных
средств, связанного со снятием пломб,
печатей и иных средств идентификации
товаров, вскрытием упаковки товаров
или грузового помещения
Как правило, таможенный досмотр проводится после принятия таможенной декларации на товары, то есть когда декларация приобретает статус документа, имеющего юридическое значение (пункт 3 ст. 132 ТК РФ).
Исключения составляют случаи:
- проведения таможенного
досмотра до подачи таможенной
декларации для целей
- проведения таможенного
досмотра в целях проверки
информации о нарушении
- проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.
О проведении таможенного досмотра таможенному досмотру товаров и транспортных средств должно предшествовать обязательное уведомление об этом
Проведение таможенного досмотра в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей возможно при участии понятых и только в случаях:
- неявки указанных лиц по истечении срока на подачу таможенной декларации;
- существования угрозы
государственной безопасности, общественному
порядку, жизни и здоровью
- пересылки товаров в
международных почтовых
- оставления на таможенной
территории РФ товаров и
По результатам таможенного досмотра товаров и транспортных средств составляется акт (в двух экземплярах). Форма акта таможенного досмотра товаров и транспортных средств утверждена приказом ГТК России от 20 октября 2003 г. № 1166 "О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств".
В зависимости от оснований (рисков) проведения таможенного досмотра, последний может быть:
- основным (обычный досмотр,
обусловленный технологией
- повторным (с целью
проверки результатов
- направленным (с целью
проверки сведений о
- идентификационным.
По степени таможенного досмотра товаров и транспортных средств можно выделить такие его варианты, как:
- досмотр с пересчетом
грузовых мест и их
- досмотр с выборочным вскрытием грузовых мест;
- досмотр со вскрытием всех грузовых мест;
- досмотр с пересчетом
количества товаров в грузовых
местах и другие варианты
Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в таможенной декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары (пункт 4 ст. 372 ТК РФ). Например, когда таможенными органами выявлен факт недостоверного декларирования и требуется уточнить количество недостоверно задекларированных (не своим наименованием) товаров.
Таможенный досмотр товаров
и транспортных средств может
применяться как