Оценка эффективности таможенного контроля

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский государственный  университет»

(национальный исследовательский  университет)

Факультет «Экономика и управления»

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»

 

 

Курсовая работа

по предмету «Экономика таможенного  дела»

на тему: «Оценка эффективности таможенного контроля»

 

 

 

 

Руководитель работы:

к.э.н., доцент Степанов Е. А.

Автор работы:

Студентка группы ЭиУ-370

Уразаева К. Р.

Работа защищена с оценкой:

______________________

             

 

 

 

 

Челябинск, 2011

 

Содержание

Введение……………………………………………………………….…3

    1. Таможенный контроль……………………………….…….…..5
    1. Определение таможенного контроля………………...………5
    1. Формы и способы таможенного контроля…………………………………………………..…….11
    1. Эффективность таможенного контроля……………………27
    1. Эффективность проведения таможенного контроля после выпуска……………………………………………………..…..27

Заключение………………………………………..…………..30

Список литературы………………………………….……….32

 

Введение

Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешняя торговля связаны  с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров  и транспортных средств. При этом товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю и таможенному  оформлению. Все многообразие ситуаций, отношений и связей, возникающих  в процессе осуществления ВЭД  или внешней торговли, урегулировано  соответствующими законодательными и  подзаконными нормативными актами, устанавливающими правовой статус различных товаров, лиц, порядок их взаимоотношений  между собой, с государством, его  органами, в том числе и с  таможенными органами.

Проведение таможенного  контроля призвано обеспечить:

- создание условий, способствующих  ускорению внешнеэкономического  оборота;

- разрешительный порядок  перемещения через таможенную  границу товаров и транспортных  средств;

- ведение борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил  и налогового законодательства, а также пресечение незаконного  оборота через таможенную границу  наркотических средств, оружия, боеприпасов,  взрывчатых веществ, предметов  художественного, исторического  и археологического достояния  народов;

- своевременное и полное  взимание таможенных пошлин, налогов  и иных таможенных платежей;

- ведение таможенной статистики  внешней торговли и специальной  таможенной статистики России;

- осуществление в пределах  компетенции таможенных органов  валютного контроля;

- ведение Товарной номенклатуры  внешнеэкономической деятельности  и др.

С учетом наличия существующего  в настоящее время большого количества нормативно-правовых актов о таможенном контроле, в данной работе будет  проанализированы наиболее важные, которые  могут дать представление о своеобразии  этого института таможенного  права.

 

В свою очередь в настоящей  работе будет идти речь о действии общих норм, поскольку это будет  необходимо для раскрытия некоторых  особенностей.

Объект: таможенный контроль.

Предмет: эффективность таможенного  контроля.

Цель: найти параметры  оценки эффективности таможенного  контроля.

Задачи:

  1. Дать определение таможенного контроля;
  2. Перечислить формы таможенного контроля;
  3. Перечислить способы таможенного контроля;
  4. Эффективность таможенного контроля, на основании чего проводится проверка;
  5. Оценка эффективности таможенного контроля.

 

Глава 1.

    1. Определение таможенного контроля.

Таможенный контроль - это  совокупность мер, осуществляемых таможенными  органами в целях обеспечения  соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (согласно подпункту 19 пункта 1 ст. 11 ТК РФ).

 

Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы, способы и средства производства таможенного контроля.

 

Формы производства таможенного  контроля это отдельные разновидности  проверочных мероприятий (проверка документов, таможенный досмотр товаров  и транспортных средств, таможенное наблюдение и другие формы).

 

Способы производства таможенного  контроля представляют собой меры, применяемые таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы (форм) таможенного  контроля.

К способам производства таможенного  контроля можно отнести, например, идентификацию  товаров и транспортных средств, назначение экспертизы, привлечение  специалиста, наложение ареста на товары или изъятие товаров, создание зон  таможенного контроля.

 

В качестве средств производства таможенного контроля следует рассматривать:

- технические средства  таможенного контроля;

- морские (речные) и воздушные  суда таможенных органов; 

- информационные ресурсы  таможенных органов; 

- поисковых собак. 

 

Таможенный контроль может  проводиться исключительно таможенными  органами в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

 

Если таможенные органы проводят проверку товаров, на ввоз которых в  Российскую Федерацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности установлены запреты и ограничения , обеспечение соблюдения которых  находится также в компетенции  других государственных органов, таможенные органы обеспечивают координацию таких  действий и их одновременное проведение.

 

Пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, берутся сотрудниками других государственных  органов с письменного разрешения таможенного органа. Должностные  лица таможенных органов вправе присутствовать при взятии проб и образцов товаров  сотрудниками других государственных  органов. Таможенные органы должны быть поставлены в известность о результатах  проведенного исследования проб и образцов товаров, взятых другими государственными органами.

 

Окончательное решение о  выпуске товаров принимается  таможенным органом по результатам  проведенного таможенного контроля. При этом неотъемлемой частью таможенного  контроля является проверка документов и сведений, в том числе и  разрешительных документов, оформляемых  иными государственными органами (органами санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного контроля), по результатам проведенных контрольных  действий.

 

В отношении транспортных средств, на которых перевозятся  товары, находящиеся под таможенным контролем, самостоятельные полномочия таможенных органов ограничены территориями зон таможенного контроля. В иных местах остановка транспортных средств  осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения  безопасности дорожного движения, при  их взаимодействии с таможенными  органами (пункт 1 ст. 410 ТК РФ).

 

Таможенный контроль товаров  и транспортных средств не ограничивается только проверкой (формами контроля). Таможенный контроль это еще и  статус товаров (транспортных средств). Например, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 ст. 360 ТК РФ пользование и  распоряжение ввезенными товарами и  транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, допускаются  в порядке и на условиях, которые  определены ТК РФ.

 

При ввозе на таможенную территорию РФ товары и транспортные средства считаются находящимися под  таможенным контролем с момента  пересечения таможенной границы  и до момента (абзац 1 пункта 1 ст. 360 ТК РФ):

- выпуска для свободного  обращения; 

- уничтожения; 

- обращения в федеральную  собственность (например, в результате  конфискации, отказа в пользу  государства);

- реализации как невостребованных (например, в случаях превышения  сроков хранения на складе  временного хранения или на  таможенном складе);

- реализации, как незаконно  ввезенных на таможенную территорию  РФ (в случае отказа лиц, приобретших  товары, незаконно ввезенные на  таможенную территорию РФ, от  уплаты таможенных платежей и  совершения таможенных операций);

- фактического вывоза  с таможенной территории РФ (например, как запрещенных к ввозу в  РФ или вывезенных в соответствии  с таможенным режимом реэкспорта);

 

Российские товары (транспортные средства) считаются находящимися под  таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории РФ с момента  принятия таможенной декларации или  совершения действий, непосредственно  направленных на вывоз товаров с  таможенной территории РФ, и до пересечения  таможенной границы (фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ).

 

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 ст. 391 ТК РФ при обнаружении  таможенными органами товаров, незаконно  перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных  в соответствии с законодательством  РФ о государственном регулировании  внешнеторговой деятельности, у лиц, приобретших товары на таможенной территории РФ в связи с осуществлением предпринимательской  деятельности, на такие товары налагается арест либо товары подлежат изъятию  и помещению на временное хранение. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся  под таможенным контролем.

 

Важная особенность таможенного  контроля заключается в том, что  его проведение допускается и  после выпуска товаров в свободное  обращение.

 

В соответствии с пунктом 2 ст. 361 ТК РФ проверка достоверности  сведений после выпуска товаров  и (или) транспортных средств может  осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под  таможенным контролем. При этом, таможенные органы вправе применять такую форму таможенного контроля как, например, таможенная ревизия.

 

Кроме того, таможенные органы вправе проводить таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных  на таможенную территорию Российской Федерации, путем проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров, а также путем проверки наличия  на товарах маркировки или иных идентификационных  знаков, используемых для подтверждения  легальности ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Возможность проведения данных проверок уже не ограничивается какими-либо сроками. В этом случае таможенные органы реализуют такие формы таможенного  контроля как специальная таможенная ревизия, проверка маркировки товаров  специальными марками, наличия на них  идентификационных знаков, осмотр помещений  и территорий.

 

Проведение таможенного  контроля может сопровождаться временным  ограничением прав собственности на товары в форме их ареста или изъятия.

 

ТК РФ позволяет таможенным органам применять данные меры как  после утраты товарами статуса, находящихся  под таможенным контролем (выпущенных в свободное обращение), так и  во всех иных случаях, когда:

- обнаруживаются товары, ввезенные в РФ с нарушением  таможенных правил (без наличия  на них специальных марок, идентификационных  знаков, без уплаты таможенных  пошлин, налогов или без соблюдения  запретов и ограничений, предусмотренных  законодательством РФ о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности);

- обнаруживается отсутствие  в коммерческих документах сведений  о выпуске товаров либо недостоверность  таких сведений, а равно отсутствие  коммерческих документов, в которых  должны быть указаны такие  сведения;

- обнаруживаются факты  пользования и (или) распоряжения  условно выпущенными товарами  в иных целях, чем те, в связи  с которыми предоставлено полное  или частичное освобождение от  уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

 

1.2 Формы таможенного контроля.

Проверка документов и  сведений - форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом  таможенного органа при проведении таможенного оформления товаров, для  целей: проверки правильности оформления документов; установления подлинности  документов; проверки достоверности  сведений, содержащихся в документах.

 

В соответствии с пунктом 1 ст. 367 ТК РФ целями применения данной формы таможенного контроля являются:

- установление подлинности  документов (срок действия, наличие  и подлинность необходимых реквизитов (печати, подписи, штампы);

- проверка достоверности  сведений, содержащихся в документах (данные об отправителе, получателе  товара, декларанте, сведения о перемещаемых  товарах (наименование, стоимость,  количество, страна происхождения  и др.), сведения об уплате таможенных  платежей и др. данные);

- проверка правильности  оформления документов (правильность  заполнения соответствующих граф  ГТД, отсутствие исправлений).

 

Проверка документов и  сведений проводится в несколько  этапов:

а) проверка самих документов на предмет их подлинности и правильности оформления (проверка формы документа);

б) проверка сведений, необходимых  для таможенных целей (проверка содержания документа).

 

При реализации данной формы  таможенного контроля таможенные органы не связаны представленными документами  и сведениями, содержащимися в  них, а потому самостоятельно вправе пользоваться информацией, полученной из других источников, в том числе  по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств.

 

Перечни проверяемых документов и сведений зависят от конкретных таможенных операций и таможенных процедур (представление товаров в месте  прибытия на таможенную территорию РФ, оформление внутреннего таможенного  транзита, помещение товаров на временное  хранение, таможенное декларирование товаров).

 

Проведение проверки документов и сведений, в отдельных случаях, допускается до перемещения товаров  через таможенную границу. Например, в соответствии с пунктом 1 ст. 130 ТК РФ таможенная декларация может  быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию РФ.

 

Согласно подпункту "а" пункта 5 Инструкции о действиях  должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, проверка документов и сведений обозначена документальным контролем.

Устный опрос - форма таможенного  контроля, применяемая таможенными  органами при производстве таможенного  оформления товаров и транспортных средств, которая заключается в  получении необходимых сведений от физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств, без оформления объяснений указанных  лиц в письменной форме.

 

Возможность проведения устного  опроса ограничивается производством  таможенного оформления, обусловленном  перемещением через границу товаров (транспортных средств).

 

Опросу подлежат физические лица, а также лица, являющиеся представителями  организаций, обладающих полномочиями в отношении оформляемых товаров (транспортных средств), например специалист по таможенному оформлению, в случае таможенного декларирования товаров  таможенным брокером.

 

Данная форма таможенного  контроля применяется без письменного  закрепления полученных сведений.

Получение пояснений - форма  таможенного контроля, применяемая  должностным лицом таможенного  органа для получения сведений (от декларантов, лиц, перемещающих товары, иных лиц) об обстоятельствах перемещения  товаров и транспортных средств  через таможенную границу, имеющих  значение для целей проверки соблюдения требований таможенного законодательства.

 

В отличие от устного опроса, возможность получения пояснений  не ограничена институтом таможенного  оформления и допускается везде, где ТК РФ предусмотрено проведение таможенного контроля, в том числе  после выпуска товаров для  свободного обращения.

 

Таможенные органы вправе получать пояснения от любых лиц, которые имеют отношение к  перемещению через таможенную границу  товаров и транспортных средств (декларанты, перевозчики, экспедиторы  и др. лица), а также обладают соответствующими сведениями об обстоятельствах, имеющих  значение для проведения таможенного  контроля.

 

Получение пояснений оформляется  в письменной форме. Форма пояснения  утверждена приказом ГТК России от 24 ноября 2003 г. № 1323 "Об утверждении  формы документа".

Таможенное наблюдение представляет собой гласное и целенаправленное визуальное наблюдение должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров  и транспортных средств, находящихся  под таможенным контролем, совершением  с ними грузовых и иных операций.

 

Таможенное наблюдение может  быть:

- систематическим (например, на территории склада временного  хранения) или разовым (при погрузке  товаров, оформляемых вне мест  нахождения таможенных органов);

- непосредственным или  опосредованным (в случае применения  специальных технических средств  таможенного контроля).

 

Таможенное наблюдение может  проводиться:

- в процессе таможенного  оформления товаров и транспортных  средств (например, в соответствии  с подпунктом 22.1 раздела III Инструкции  о совершении таможенных операций  при внутреннем и международном  таможенном транзите товаров,  грузовые операции при ВТТ  или МТТ товаров производятся  с разрешения таможенного органа  с осуществлением таможенного  контроля в форме, как правило,  таможенного наблюдения);

- в отношении товаров  и транспортных средств, условно  выпущенных на таможенной территории  РФ (например, хранящихся в режиме  таможенного склада или ввезенных  для целей переработки).

Таможенный осмотр товаров  и транспортных средств - форма таможенного  контроля, которая заключается во внешнем визуальном осмотре уполномоченными  должностными лицами таможенного органа товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств  идентификации товаров, без вскрытия транспортного средства либо его  грузовых помещений и нарушения  упаковки товаров.

 

Особенностью таможенного  осмотра товаров и транспортных средств является то, что это всегда внешнее исследование, которое не связано со вскрытием упаковки товаров, транспортного средства либо его  грузового помещения.

 

Таможенный осмотр товаров  и транспортных средств проводится в присутствии декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении  осматриваемых предметов. Исключения составляют случаи применения данной формы таможенного контроля при  нахождении товаров и транспортных средств в зоне таможенного контроля (если заинтересованные лица не изъявили желание присутствовать при производстве таможенного осмотра).

 

Обязательность письменного  оформления результатов таможенного  осмотра товаров и транспортных средств (в виде акта, составляемого  в двух экземплярах) зависит от одного из следующих факторов:

- дальнейшего использования  таможенными органами результатов  осмотра, например, в качестве  доказательственной информации (ст. 392 ТК РФ);

- требования лица, обладающего  полномочиями в отношении осматриваемых  товаров и (или) транспортных  средств (как альтернатива акту, возможна отметка в транспортном  документе о проведении осмотра).

 

Форма акта таможенного осмотра  товаров и транспортных средств  утверждена приказом ГТК России от 20 октября 2003 г. № 1166 "О формах актов  таможенного досмотра (осмотра) товаров  и транспортных средств".

 

Таможенный осмотр товаров  и транспортных средств может  применяться как самостоятельная  форма таможенного контроля, например, при оформлении завершения внутреннего  таможенного транзита, так и как  производная форма таможенного  контроля при проведении специальной  таможенной ревизии (пункт 4 ст. 376 ТК РФ).

Таможенный досмотр товаров  и транспортных средств - форма таможенного  контроля, которая заключается в  проведении должностными лицами таможенного  органа осмотра товаров и транспортных средств, связанного со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации  товаров, вскрытием упаковки товаров  или грузового помещения транспортного  средства либо емкостей, контейнеров  и иных мест, где находятся или  могут находиться товары.

 

Как правило, таможенный досмотр  проводится после принятия таможенной декларации на товары, то есть когда  декларация приобретает статус документа, имеющего юридическое значение (пункт 3 ст. 132 ТК РФ).

 

Исключения составляют случаи:

- проведения таможенного  досмотра до подачи таможенной  декларации для целей идентификации  товаров, ввозимых на таможенную  территорию РФ (например, при оформлении  внутреннего таможенного транзита);

- проведения таможенного  досмотра в целях проверки  информации о нарушении таможенного  законодательства РФ;

- проведения таможенного  контроля на основе выборочной  проверки.

 

О проведении таможенного  досмотра таможенному досмотру товаров  и транспортных средств должно предшествовать обязательное уведомление об этом

 

Проведение таможенного  досмотра в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в  отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей возможно при участии понятых и только в случаях:

- неявки указанных лиц  по истечении срока на подачу  таможенной декларации;

- существования угрозы  государственной безопасности, общественному  порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей  природной среде, сохранению культурных  ценностей и при других обстоятельствах,  не терпящих отлагательства (в  том числе если имеются признаки, указывающие на то, что товары  являются легковоспламеняющимися  веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными  химическими и биологическими  веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными  веществами, ядерными материалами  и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние);

- пересылки товаров в  международных почтовых отправлениях;

- оставления на таможенной  территории РФ товаров и транспортных  средств в нарушение таможенного  режима, предусматривающего вывоз  товаров (транспортных средств).

 

По результатам таможенного  досмотра товаров и транспортных средств составляется акт (в двух экземплярах). Форма акта таможенного  досмотра товаров и транспортных средств утверждена приказом ГТК  России от 20 октября 2003 г. № 1166 "О  формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств".

 

В зависимости от оснований (рисков) проведения таможенного досмотра, последний может быть:

- основным (обычный досмотр,  обусловленный технологией проверки  таможенной декларации);

- повторным (с целью  проверки результатов основного  таможенного досмотра, проведенного  в процессе таможенного декларирования  товаров);

- направленным (с целью  проверки сведений о перемещении  товаров и транспортных средств  в нарушение установленных запретов  и ограничений, а также с  целью выявления фактов сокрытия  от таможенного контроля);

- идентификационным. 

 

По степени таможенного  досмотра товаров и транспортных средств можно выделить такие  его варианты, как:

- досмотр с пересчетом  грузовых мест и их взвешиванием;

- досмотр с выборочным  вскрытием грузовых мест;

- досмотр со вскрытием  всех грузовых мест;

- досмотр с пересчетом  количества товаров в грузовых  местах и другие варианты досмотра.

 

Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в  таможенной декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в  отношении товаров, вправе потребовать  проведения дополнительного таможенного  досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары (пункт 4 ст. 372 ТК РФ). Например, когда таможенными органами выявлен  факт недостоверного декларирования и  требуется уточнить количество недостоверно задекларированных (не своим наименованием) товаров.

 

Таможенный досмотр товаров  и транспортных средств может  применяться как самостоятельная  форма таможенного контроля, так  и в качестве производной формы  контроля, например, при проведении специальной таможенной ревизии (пункт 4 ст. 376 ТК РФ).

Оценка эффективности таможенного контроля